РАЗКАЗАЧИВАНИЕ. Своя депортация, своя ассимиляция
01/24/2007 | Владимир Черкашин, Александр Шевцов
Страницы истории
"Истребить поголовно..."
Есть даты в отечественной истории, о которых не принято вспоминать. Они, не овеянные славой, не воспетые медью духовых оркестров, словно почерневший деревянный крест на забытом кладбище, напоминают о грустном, в котором ничего уже нельзя изменить...
Одна из таких дат - 24 января. Восемьдесят восемь лет назад несколько человек приняли циркуляр, ставший приговором для целого народа.
"Не вписались"
Многие века верой и правдой служили Матери-России казаки. Не понаслышке знали о воинской чести и доблести, Отечество для них не просто красивое слово, ковыльные степи были густо пропитаны кровью их пращуров.
Недаром Пётр Великий говорил: "Границы государства Российского всегда расширялись посредством могил казаков".
Казаки любили землю, и земля любила их, они не были оторваны от природы, свято чтили Бога.
С давних времён у казаков было самоуправление, выбирали станичных и хуторских атаманов, с уважением относились к мнению стариков, соблюдали воинскую субординацию и дисциплину.
В первую мировую войну среди них практически не было случаев дезертирства, массового неповиновения воинскому начальству, казачьи части показали хорошую выучку и храбрость.
Февральскую революцию казаки восприняли с надеждой на прекращение войны и получение земли. Октябрь 1917 года вызвал некоторые сомнения - кто-то поддержал генералов А. Каледина и П. Краснова, кто-то принял сторону Советской власти.
В начале 1919 года части Красной Армии начали крупную наступательную операцию на Южном фронте.
Донская армия генерала Краснова таяла - казаки расходились по домам, многие полки в полном составе сдавались красным. Но, очевидно, бесстрашные свободолюбивые казаки не вписывались в новые условия.
24 января 1919 года оргбюро ЦК РКП(б) в составе Я. Свердлова, Н. Крестинского, М. Владимирского и К. Новгородцевой приняло "Циркулярное письмо об отношении к казакам".
"Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применять все меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти. Провести полное разоружение, расстреливать каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи".
В развитие директивы бюро РКП(б) предписывало:
"Во всех станицах, хуторах немедленно арестовывать всех видных представителей, пользующихся авторитетом, хотя и не замешанных в контрреволюционных действиях, и отправить как заложников в... революционный трибунал. Составлять по станицам списки всех бежавших казаков, арестовывать и направлять в трибуналы, где должна быть применена высшая мера наказания".
Но кому-то и этого казалось мало.
Появилась спецдиректива Донбюро, предполагавшая на территории, освобождённой от войск генерала П. Краснова: а) истребление, по крайней мере, 100 тысяч казаков, способных носить оружие, то есть от 18 до 50 лет; б) уничтожение так называемых станичных "верхов" (атаманов, судей, учителей, священников), не принимавших участия в контрреволюционных действиях.
Л. Троцкий писал о казаках:
"Это своего рода зоологическая среда, и не более того. Стомиллионный русский пролетариат даже с точки зрения нравственности не имеет здесь права на какое-то великодушие. Старое казачество должно быть сожжено в пламени социальной революции. Пусть последние их остатки, словно евангельские свиньи, будут сброшены в Чёрное море...".
Расстрелы, депортация
Завертелась кровавая карусель.
В станице Мигyлинской без суда были расстреляны 62 казака-старика.
В станицах Казанской и Шумилинской за шесть дней расстреляно 400 человек - георгиевских кавалеров, бывших выборных хуторских атаманов, вахмистров, попечителей школ, судей, священников.
Из доклада К. Краснушкина "О положении Хопёрского района до эвакуации" от 26.07.1919 г.:
"...назначенные на ответственные посты комиссары станиц и хуторов грабили население, пьянствовали, злоупотребляли своей властью, чинили всякое насилие, отбирая скот, молоко, хлеб, продукты, вещи. Трибунал разбирал в день по 50 дел. Смертные приговоры сыпались пачками, расстреливались совершенно невинные люди: старики, старухи, дети. Расстрелы проводились днём на глазах у всей станицы по 30-40 человек сразу, причём осуждённых с издевательством, криками вели к месту расстрела. На месте расстрела осуждённых раздевали догола, и всё это на глазах у жителей. Над женщинами, прикрывавшими свою наготу, издевались и запрещали это делать. Всех расстрелянных слегка закапывали близ мельницы и оставляли на растерзание собакам, таскавшим по станице руки, ноги...".
Казаки не могли мириться с жестокостью - в ночь на
11 марта 1919 года в районе станиц Казанской и Вёшенской вспыхивает мощное народное восстание.
"Одним террористическим методом физического уничтожения казаков... делу не пособишь, - писал делегат VIII съезда РКП(б) от донской парторганизации А. Френкель, - так как всех казаков не уничтожишь, а при таких условиях восстания будут продолжаться. Остаётся рядом с этим методом широко применить... массовое переселение их внутрь России".
24 апреля 1919 года издан декрет Совнаркома "Об организации переселения в производящие губернии и в Донскую область", в соответствии с которым на Дон должны были отправить переселенцев из шести северных губерний.
Началась массовая депортация казаков. Перевозили станицами, которые следом заселяли малоимущей иногородней беднотой. В результате более 4,5 млн. казаков были насильственно ассимилированы.
Формально расказачивание прекратили в 1920 году, но удары по народу продолжались, вводились разного рода запреты и ограничения. До 1936 года казаков не призывали на военную службу.
Запрещалось ношение традиционной казачьей одежды - лампасов и фуражек с околышем. Казачьи территории были поделены на более мелкие административные единицы и разделены между различными союзными республиками.
Так, часть земель Войска Донского оказалось в составе Украины, а Уральского войска - в составе Казахстана. В 30-е годы, в период "коллективизации", голод унёс тысячи жизней казаков, переживших гражданскую войну, заставил их искать другие "счастливые" для жизни страны. Казачьи станицы есть сегодня в Аргентине и в Болгарии, в Австралии и Англии...
Возрождение и память
Но разбросанные по разным областям и странам потомки казаков помнят свои традиции и чтят историю, казачий народ восстанавливает своё единство.
В составе Крымского казачьего союза - потомки запорожских, донских, кубанских, терских, сибирских и других казаков, депортированных 88 лет назад из мест традиционного проживания.
В отличие от ряженого "казачества" у нас нет войск, полков, мы объединены исторически казачьими общинами, станицами. Мы, казачий народ, в Крыму есть и будем. И благими делами, как и наши предки, добьёмся доверия крымчан.
К сожалению, многие не знают казачьей правды о репрессиях и депортации. Ни один народ в мире не введён как казачество в статус общественной организации, а это значит, что в рамках устава казаки опять дискриминированы в своих правах.
Сегодня в соответствии с Законом Украины "О регистрации объединений граждан" "казаком" может стать любой желающий, независимо от национальности и вероисповедания - примером тому множество появившихся "ряженых", непонятного внешнего вида, с интересными "казачьими" названиями общественных организаций в виде войск, полков, не имеющих малейшего представления об истории и трагедии казачества.
Пора объяснить власти, что казаки всегда были собирателями и верной опорой государственной власти, стражами внутреннего порядка и безопасности рубежей Отечества.
При участии представителей администраций президентов трёх государств создан постоянный межгосударственный координационный совет казаков Украины, России и Белоруссии.
Одно из главных направлений его деятельности - реабилитация казачества как народа. И сегодня, в 88-ю годовщину репрессий, казаки Крымского казачьего союза в православных храмах УПЦ МП отслужат молебен по убиенному казачьему народу.
Владимир ЧЕРКАШИН,
верховный атаман Крымского казачьего союза, депутат Верховного Совета Крыма.
Александр ШЕВЦОВ,
депутат Верховного Совета Крыма.
"Крымская правда"
Внизу: картина тех времён
Д. А. Шмарин. "1919 год. Расказачивание" (репродукция).
"Истребить поголовно..."
Есть даты в отечественной истории, о которых не принято вспоминать. Они, не овеянные славой, не воспетые медью духовых оркестров, словно почерневший деревянный крест на забытом кладбище, напоминают о грустном, в котором ничего уже нельзя изменить...
Одна из таких дат - 24 января. Восемьдесят восемь лет назад несколько человек приняли циркуляр, ставший приговором для целого народа.
"Не вписались"
Многие века верой и правдой служили Матери-России казаки. Не понаслышке знали о воинской чести и доблести, Отечество для них не просто красивое слово, ковыльные степи были густо пропитаны кровью их пращуров.
Недаром Пётр Великий говорил: "Границы государства Российского всегда расширялись посредством могил казаков".
Казаки любили землю, и земля любила их, они не были оторваны от природы, свято чтили Бога.
С давних времён у казаков было самоуправление, выбирали станичных и хуторских атаманов, с уважением относились к мнению стариков, соблюдали воинскую субординацию и дисциплину.
В первую мировую войну среди них практически не было случаев дезертирства, массового неповиновения воинскому начальству, казачьи части показали хорошую выучку и храбрость.
Февральскую революцию казаки восприняли с надеждой на прекращение войны и получение земли. Октябрь 1917 года вызвал некоторые сомнения - кто-то поддержал генералов А. Каледина и П. Краснова, кто-то принял сторону Советской власти.
В начале 1919 года части Красной Армии начали крупную наступательную операцию на Южном фронте.
Донская армия генерала Краснова таяла - казаки расходились по домам, многие полки в полном составе сдавались красным. Но, очевидно, бесстрашные свободолюбивые казаки не вписывались в новые условия.
24 января 1919 года оргбюро ЦК РКП(б) в составе Я. Свердлова, Н. Крестинского, М. Владимирского и К. Новгородцевой приняло "Циркулярное письмо об отношении к казакам".
"Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применять все меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти. Провести полное разоружение, расстреливать каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи".
В развитие директивы бюро РКП(б) предписывало:
"Во всех станицах, хуторах немедленно арестовывать всех видных представителей, пользующихся авторитетом, хотя и не замешанных в контрреволюционных действиях, и отправить как заложников в... революционный трибунал. Составлять по станицам списки всех бежавших казаков, арестовывать и направлять в трибуналы, где должна быть применена высшая мера наказания".
Но кому-то и этого казалось мало.
Появилась спецдиректива Донбюро, предполагавшая на территории, освобождённой от войск генерала П. Краснова: а) истребление, по крайней мере, 100 тысяч казаков, способных носить оружие, то есть от 18 до 50 лет; б) уничтожение так называемых станичных "верхов" (атаманов, судей, учителей, священников), не принимавших участия в контрреволюционных действиях.
Л. Троцкий писал о казаках:
"Это своего рода зоологическая среда, и не более того. Стомиллионный русский пролетариат даже с точки зрения нравственности не имеет здесь права на какое-то великодушие. Старое казачество должно быть сожжено в пламени социальной революции. Пусть последние их остатки, словно евангельские свиньи, будут сброшены в Чёрное море...".
Расстрелы, депортация
Завертелась кровавая карусель.
В станице Мигyлинской без суда были расстреляны 62 казака-старика.
В станицах Казанской и Шумилинской за шесть дней расстреляно 400 человек - георгиевских кавалеров, бывших выборных хуторских атаманов, вахмистров, попечителей школ, судей, священников.
Из доклада К. Краснушкина "О положении Хопёрского района до эвакуации" от 26.07.1919 г.:
"...назначенные на ответственные посты комиссары станиц и хуторов грабили население, пьянствовали, злоупотребляли своей властью, чинили всякое насилие, отбирая скот, молоко, хлеб, продукты, вещи. Трибунал разбирал в день по 50 дел. Смертные приговоры сыпались пачками, расстреливались совершенно невинные люди: старики, старухи, дети. Расстрелы проводились днём на глазах у всей станицы по 30-40 человек сразу, причём осуждённых с издевательством, криками вели к месту расстрела. На месте расстрела осуждённых раздевали догола, и всё это на глазах у жителей. Над женщинами, прикрывавшими свою наготу, издевались и запрещали это делать. Всех расстрелянных слегка закапывали близ мельницы и оставляли на растерзание собакам, таскавшим по станице руки, ноги...".
Казаки не могли мириться с жестокостью - в ночь на
11 марта 1919 года в районе станиц Казанской и Вёшенской вспыхивает мощное народное восстание.
"Одним террористическим методом физического уничтожения казаков... делу не пособишь, - писал делегат VIII съезда РКП(б) от донской парторганизации А. Френкель, - так как всех казаков не уничтожишь, а при таких условиях восстания будут продолжаться. Остаётся рядом с этим методом широко применить... массовое переселение их внутрь России".
24 апреля 1919 года издан декрет Совнаркома "Об организации переселения в производящие губернии и в Донскую область", в соответствии с которым на Дон должны были отправить переселенцев из шести северных губерний.
Началась массовая депортация казаков. Перевозили станицами, которые следом заселяли малоимущей иногородней беднотой. В результате более 4,5 млн. казаков были насильственно ассимилированы.
Формально расказачивание прекратили в 1920 году, но удары по народу продолжались, вводились разного рода запреты и ограничения. До 1936 года казаков не призывали на военную службу.
Запрещалось ношение традиционной казачьей одежды - лампасов и фуражек с околышем. Казачьи территории были поделены на более мелкие административные единицы и разделены между различными союзными республиками.
Так, часть земель Войска Донского оказалось в составе Украины, а Уральского войска - в составе Казахстана. В 30-е годы, в период "коллективизации", голод унёс тысячи жизней казаков, переживших гражданскую войну, заставил их искать другие "счастливые" для жизни страны. Казачьи станицы есть сегодня в Аргентине и в Болгарии, в Австралии и Англии...
Возрождение и память
Но разбросанные по разным областям и странам потомки казаков помнят свои традиции и чтят историю, казачий народ восстанавливает своё единство.
В составе Крымского казачьего союза - потомки запорожских, донских, кубанских, терских, сибирских и других казаков, депортированных 88 лет назад из мест традиционного проживания.
В отличие от ряженого "казачества" у нас нет войск, полков, мы объединены исторически казачьими общинами, станицами. Мы, казачий народ, в Крыму есть и будем. И благими делами, как и наши предки, добьёмся доверия крымчан.
К сожалению, многие не знают казачьей правды о репрессиях и депортации. Ни один народ в мире не введён как казачество в статус общественной организации, а это значит, что в рамках устава казаки опять дискриминированы в своих правах.
Сегодня в соответствии с Законом Украины "О регистрации объединений граждан" "казаком" может стать любой желающий, независимо от национальности и вероисповедания - примером тому множество появившихся "ряженых", непонятного внешнего вида, с интересными "казачьими" названиями общественных организаций в виде войск, полков, не имеющих малейшего представления об истории и трагедии казачества.
Пора объяснить власти, что казаки всегда были собирателями и верной опорой государственной власти, стражами внутреннего порядка и безопасности рубежей Отечества.
При участии представителей администраций президентов трёх государств создан постоянный межгосударственный координационный совет казаков Украины, России и Белоруссии.
Одно из главных направлений его деятельности - реабилитация казачества как народа. И сегодня, в 88-ю годовщину репрессий, казаки Крымского казачьего союза в православных храмах УПЦ МП отслужат молебен по убиенному казачьему народу.
Владимир ЧЕРКАШИН,
верховный атаман Крымского казачьего союза, депутат Верховного Совета Крыма.
Александр ШЕВЦОВ,
депутат Верховного Совета Крыма.
"Крымская правда"
Внизу: картина тех времён
Д. А. Шмарин. "1919 год. Расказачивание" (репродукция).
Відповіді
2007.01.24 | Брат-1
Казаки в поисках новой конецпции?
Интересная статья, даром, что напечатана в "неправде".Казаки пережили депортацию, казаки пережили террор, казаки пережили ассимиляцию. ОК.
А теперь казаки поняли, что под них косят какие-то ублюдки? Было бы здорово.
Да, - читайте статью внимательно, - а где, в Крыму были казаки? Или всё-таки на Дону? Их что, в Крым депортировали?
Но антикоммунистическая направленность казачества - нечто положительное.
2007.01.24 | Alessandro
Объясните, пожалуйста...
...зачем коммунистам Бахаревым печатать в своей газете настолько антибольшевистские тексты?2007.01.24 | Tatarchuk
бахаревы отмазываются от имиджа сталинистов
Alessandro пише:> ...зачем коммунистам Бахаревым печатать в своей газете настолько антибольшевистские тексты?
Как показали недавние события в ливадии, быть сталинистом тоже не всегда выгодно. Особенно когда со своим свинным рылом в калашный ряд, в ряд деятелей культур-мультур лезешь
2007.01.24 | Kazarsky
Re: бахаревы отмазываются от имиджа сталинистов
а может это свидетельство мощного раскола в стане ряженых, когда одни крымские ряженые с апломбом берут реальные аргументы, но не крымские, а донские, кубанские и т.д. теперь они просто примазываются к ним, к тем самым которых расстреливали и репрессировали. а пусть сам атаман расскажен как его семью казачью третировали комуняки!