Кримські ізвєстія - відгук на статтю Февзі Якубова
02/06/2007 | Tatarchuk
АДМИНИСТРАТИВНЫМИ МЕТОДАМИ НЕ ИЗМЕНИТЬ ХОД ИСТОРИИ
Во все времена и во всех обществах существовали философы-утописты, которые предлагали модель идеального устройства жизни. Современники, как правило, относились к их трудам с иронией. Но потомки оценивали идеи по достоинству, понимая, что великие люди в определенной степени зажигали свет в конце тоннеля, показывали, какой могла бы быть судьба человечества, если бы не…
И в этом плане программную статью ректора Крымского государственного инженерно-педагогического университета Февзи Якубова «Культ интеллекта как национальная идея» можно рассматривать как вполне позитивную попытку не мириться с существующими пороками и сделать первые шаги к их исправлению. Проблема заключается в том, что взамен одних пороков профессор предлагает другие.
Автор статьи — один из столпов современной крымскотатарской элиты — обеспокоен сохранением идентичности своего народа. Тревожится о чистоте национального языка, уровне образования, развитии культуры и искусства, семейных ценностях. Заботы похвальные, характеризующие профессора как мудрого государственного мужа. Но вот то, каким образом он предлагает достичь гармонии, вызывает большие сомнения.
По мнению Ф. Якубова, панацеей от всех бед является создание Крымскотатарской национальной территориальной автономии. Все крымские татары в ней будут учиться в высших учебных заведениях. Ректор даже отдельно обращается к крымскотатарским женщинам с предложением перетерпеть невзгоды, лишения, ужаться, посадить семью на голодный паек, но дать детям высшее образование. И как можно больше их рожать, чтобы в кратчайшие сроки «достичь численного перевеса в Крыму». Без этого, он полагает, разговоры о национальной территориальной автономии бесперспективны.
Есть еще несколько программных, ключевых моментов в нарисованной автором схеме. Априори представители этого народа рассматриваются как некие идеальные особи. Им присущ культ образования. Крымскотатарские женщины отличаются от европейских привязанностью к семье, и особенно к мужу. Крымские татары способны стать центром кристаллизации крымского сообщества. Достойное, качественное образование — единственное, чего им не хватает. Как только они его получат, немедленно начнут производить некий интеллектуальный продукт, который пойдет нарасхват на всех мировых рынках. Очумевшие европейцы и американцы тут же примутся за изучение крымскотатарского языка, чтоб хотя бы отчасти понять феномен выдающегося народа и не выглядеть дикарями. Крымскотатарский язык начнет пользоваться таким же спросом, как английский, французский и немецкий. Поэтому сегодня как никогда актуально массовое открытие детских садов, школ, вузов, где звучала бы исключительно крымскотатарская речь. Профессор вполне серьезно предостерегает молодых людей от смешанных браков. Крымский татарин должен жениться только на крымской татарке. Крымскотатарские юноши могут учиться за границей, но после этого обязаны возвращаться в Крым и становиться определенным биологическим материалом по производству крымскотатарских гениев.
Профессор Якубов, за которым закрепилась слава очень осторожного человека, ловко балансирующего между меджлисом и государственными структурами автономии, потрафляющего и тем и этим и в то же время стоящего особняком, прямо не говорит о том, кому в Крымскотатарской национальной территориальной автономии достанутся властные посты. Но его экскурсы в историю дают понять, что это должны быть, конечно же, исключительно крымские татары. Они улучшат нашу жизнь, «перестроят мышление большинства крымчан, помогут им прочувствовать менталитет коренного народа и сделают национальную автономию целесообразной для всех».
Хотела бы задать вопрос автору. Что сегодня, в условиях существующего государственного устройства Крыма, мешает осуществить все вышеперечисленные планы? Разве крымских татар угнетают? Разве какой-то злой диктатор закрывает перед ними двери университетов, государственных учреждений, театров, музеев, библиотек? И неужели если на вступительных экзаменах крымскотатарскому юноше, который не имеет склонности к наукам (вопреки восторженным отзывам профессора, среди крымских татар есть и такие), преподаватель ставит двойку, а его сопернику-славянину высший балл, это нужно расценивать как геноцид крымскотатарского народа?
Красной нитью через весь философский трактат Февзи Якубова проходит мысль о страданиях, выпавших на долю крымских татар. Действительно, ХХ век обернулся для народа трагической стороной. Депортированные и те, кто родился на чужбине, должны иметь льготы, преференции, квоты. Украина никогда не отказывалась от своих обязательств перед пострадавшими. Но за 20 лет, прошедших после возвращения народа в Крым, выросло поколение, не знавшее тягот и лишений. В школах, вузах, служебных офисах или на дискотеке крымскотатарская молодежь не педалирует свою национальность. Психологи комментируют это неосознанным желанием дистанцироваться от статуса вечной жертвы, угнетаемой, гонимой нации. Крымскотатарские юноши и девушки хотят быть, как все. Их же, в том числе и усилиями профессора, постоянно возвращают в прошлое, в некое историческое гетто, как бы заставляют навечно наклеить на лоб ярлык униженных и оскорбленных.
«Невозможно административными методами изменить ход истории, — убежден Председатель Верховной Рады Автономной Республики Крым Анатолий Гриценко, у которого журналисты поинтересовались мнением о статье Ф. Якубова. — В свое время пали Римская, Византийская империи, а вместе с ними исчезли многие страны и народы. Сегодняшний день не измеришь средневековыми мерками. Меняется мир. Европа стирает границы и создает большой общий дом. Я понимаю и приветствую стремление крымских татар сохранить язык, культуру, традиции. Крымская власть всячески будет им в этом содействовать. Но даже самый гениальный лидер не в состоянии остановить время. Оно диктует иные стандарты. Крымскотатарский народ, по моему глубокому убеждению, пройдя тяжелый исторический путь на родину, нацелен в будущее вместе со всеми крымчанами».
Трудно не согласиться с главой крымского парламента. И в этой связи возникает вопрос: почему в третьем тысячелетии крымскотатарский юноша должен отказываться от любви к гречанке, армянке или славянке? Почему его вообще обязывают обращать внимание не на обаяние, доброту, сердечность любимой, а на ее национальность? И какие дети вырастут в семье, базирующейся исключительно на фундаменте национальной целесообразности? Информационные технологии перевернули нашу жизнь. Сегодня, не покидая Симферополя, можно стать абитуриентом Сорбонны, выдержать конкурс аттестатов и уехать учиться в Париж. Допустим, гениальная крымскотатарская девушка получила приглашение после окончания европейского вуза работать в лаборатории, на заводе или в колледже той страны, где училась. Почему она по чьему-то требованию, вопреки желанию должна непременно возвращаться в Крым? Что за дикость и рабство? Разве, живя в Париже, она перестанет быть крымской татаркой и гордостью народа?
В статье профессора затрагиваются и более опасные вещи. Я имею в виду рассуждения о преимуществах одной нации перед другой. Февзи Якубов высказывает свое особо уважительное отношение к евреям. И, очевидно, сам того не замечая, балансирует на грани карикатуры. Вряд ли самим евреям понравится такое безудержное восхваление. Автор статьи при этом призывает крымских татар брать пример с еврейского народа, который, как он думает, продемонстрировал чудеса, сопротивляясь ассимиляции. Спорная с точки зрения истории позиция. Да и рискованная, если учесть межконфессиональные различия двух этносов.
Ученый, вероятно, забыл, что народ — это не политическая партия. Его невозможно причесать под одну программную гребенку и заставить служить одним, пусть даже очень хорошим идейным установкам. Среди евреев, конечно же, есть очень достойные люди, но, как и в каждом народе, немало и негодяев, хапуг, преступников. Так же и среди крымских татар наряду с талантливыми и генерирующими идеи соседствуют простые люди, просыпающиеся с думой о куске хлеба, а не с мыслью, как удивить мир. Что же их, выбраковать, заклеймить, утопить в Черном море? Человечество уже сталкивалось с подобной чумой. Мечты об «арийской крови» закончились величайшей исторической трагедией. Стоит ли наступать на те же грабли?
Да и мысль о том, что если у народа будет своя автономия, он немедленно получит толчок для Ренессанса, представляется мне непродуктивной. Позволю себе привести простой бытовой пример. Когда я поступила на первый курс университета, меня поселили в комнате с тремя соседками. Возникла естественная необходимость объединить скромные финансовые ресурсы, чтобы купить пластмассовое ведро, щетку, таз и прочие предметы для совместного ведения хозяйства. Одна из сокурсниц отказалась, объяснив, что будет устраивать свою жизнь автономно. Ничего хорошего из этого не вышло. Девушка мыла пол только у своей кровати и тумбочки, заваривала чай в своем чайнике, прятала купленные конфеты. За ней на все пять лет закрепилась недобрая слава, и мы извели нытьем администратора и добились, чтобы «автономную соседку» от нас отселили. Может быть, мои аналогии упрощены, но нисколько не сомневаюсь, что в Крымскотатарской национальной территориальной автономии будут происходить похожие события.
Призывая к возрождению и новой жизни, профессор, увы, навязывает старые стереотипы. В его представлении достойны истинного возрождения только те, кто читает классическую литературу, генерирует захватывающие научные идеи, не чужд таинства музыки и очарования живописи. А вот тех, кто имеет шикарный автомобиль, роскошный дом и мечтает о помпезной свадьбе, надо проклясть тройным проклятьем. Что за пещерные умозаключения и давно изжившая себя идея вбить клин между пролетариатом и буржуазией? Ведь и множество владельцев вилл и автомобилей летают в Милан на премьеры в оперном театре Ла Скала, вернисажи в Лувре и Прадо, ездят в Оксфорд на стажировки, являются интересными, уважаемыми персонами. При этом есть и множество тонких знатоков творчества Фолкнера и Толстого, которым, впрочем, знание не мешает оставаться подлыми и низкими людьми.
«В Крыму сложился уникальный полиэтнический баланс, — считает Анатолий Гриценко. — Традиции уважения, толерантности, стремление к миру и взаимопониманию закладывались еще до формирования на полуострове крымскотатарского этноса. И сегодня даже попытки объяснить, почему Крыму нужна Крымскотатарская национальная территориальная автономия, звучат диссонансом. Крымское общество по-разному относится к прошлому живущих здесь народов. Давайте не искать панацею в прошлом, а думать о будущем. И не об обособлении народов по национальным квартирам, а об общем крымском доме, в котором уютно, комфортно и хорошо будут чувствовать себя все крымчане».
…У меня есть подруга — Зера Ибрагимова. С мужем и тремя детьми живет в большом собственном доме. Высшего образования нет ни у нее, ни у мужа, ни у детей. Все они работают на распаеванном большом участке земли, выращивают лук, продают и этим кормятся. Я ни разу не слышала от Зеры жалоб на плохую жизнь. Напротив, она часто рассказывает, как дружно они встают с первыми лучами солнца, выгоняют коров на пастбище, идут в огород на прополку, затем усаживаются завтракать за большой стол и вновь возвращаются к привычным делам. Никто в семье не претендует на титул авангарда нации, гениальность и духовное лидерство. Напротив, живут обычными земными радостями. Неужели профессор Якубов считает, что они зря коптят небо?
Светлана УСТИНОВА
Во все времена и во всех обществах существовали философы-утописты, которые предлагали модель идеального устройства жизни. Современники, как правило, относились к их трудам с иронией. Но потомки оценивали идеи по достоинству, понимая, что великие люди в определенной степени зажигали свет в конце тоннеля, показывали, какой могла бы быть судьба человечества, если бы не…
И в этом плане программную статью ректора Крымского государственного инженерно-педагогического университета Февзи Якубова «Культ интеллекта как национальная идея» можно рассматривать как вполне позитивную попытку не мириться с существующими пороками и сделать первые шаги к их исправлению. Проблема заключается в том, что взамен одних пороков профессор предлагает другие.
Автор статьи — один из столпов современной крымскотатарской элиты — обеспокоен сохранением идентичности своего народа. Тревожится о чистоте национального языка, уровне образования, развитии культуры и искусства, семейных ценностях. Заботы похвальные, характеризующие профессора как мудрого государственного мужа. Но вот то, каким образом он предлагает достичь гармонии, вызывает большие сомнения.
По мнению Ф. Якубова, панацеей от всех бед является создание Крымскотатарской национальной территориальной автономии. Все крымские татары в ней будут учиться в высших учебных заведениях. Ректор даже отдельно обращается к крымскотатарским женщинам с предложением перетерпеть невзгоды, лишения, ужаться, посадить семью на голодный паек, но дать детям высшее образование. И как можно больше их рожать, чтобы в кратчайшие сроки «достичь численного перевеса в Крыму». Без этого, он полагает, разговоры о национальной территориальной автономии бесперспективны.
Есть еще несколько программных, ключевых моментов в нарисованной автором схеме. Априори представители этого народа рассматриваются как некие идеальные особи. Им присущ культ образования. Крымскотатарские женщины отличаются от европейских привязанностью к семье, и особенно к мужу. Крымские татары способны стать центром кристаллизации крымского сообщества. Достойное, качественное образование — единственное, чего им не хватает. Как только они его получат, немедленно начнут производить некий интеллектуальный продукт, который пойдет нарасхват на всех мировых рынках. Очумевшие европейцы и американцы тут же примутся за изучение крымскотатарского языка, чтоб хотя бы отчасти понять феномен выдающегося народа и не выглядеть дикарями. Крымскотатарский язык начнет пользоваться таким же спросом, как английский, французский и немецкий. Поэтому сегодня как никогда актуально массовое открытие детских садов, школ, вузов, где звучала бы исключительно крымскотатарская речь. Профессор вполне серьезно предостерегает молодых людей от смешанных браков. Крымский татарин должен жениться только на крымской татарке. Крымскотатарские юноши могут учиться за границей, но после этого обязаны возвращаться в Крым и становиться определенным биологическим материалом по производству крымскотатарских гениев.
Профессор Якубов, за которым закрепилась слава очень осторожного человека, ловко балансирующего между меджлисом и государственными структурами автономии, потрафляющего и тем и этим и в то же время стоящего особняком, прямо не говорит о том, кому в Крымскотатарской национальной территориальной автономии достанутся властные посты. Но его экскурсы в историю дают понять, что это должны быть, конечно же, исключительно крымские татары. Они улучшат нашу жизнь, «перестроят мышление большинства крымчан, помогут им прочувствовать менталитет коренного народа и сделают национальную автономию целесообразной для всех».
Хотела бы задать вопрос автору. Что сегодня, в условиях существующего государственного устройства Крыма, мешает осуществить все вышеперечисленные планы? Разве крымских татар угнетают? Разве какой-то злой диктатор закрывает перед ними двери университетов, государственных учреждений, театров, музеев, библиотек? И неужели если на вступительных экзаменах крымскотатарскому юноше, который не имеет склонности к наукам (вопреки восторженным отзывам профессора, среди крымских татар есть и такие), преподаватель ставит двойку, а его сопернику-славянину высший балл, это нужно расценивать как геноцид крымскотатарского народа?
Красной нитью через весь философский трактат Февзи Якубова проходит мысль о страданиях, выпавших на долю крымских татар. Действительно, ХХ век обернулся для народа трагической стороной. Депортированные и те, кто родился на чужбине, должны иметь льготы, преференции, квоты. Украина никогда не отказывалась от своих обязательств перед пострадавшими. Но за 20 лет, прошедших после возвращения народа в Крым, выросло поколение, не знавшее тягот и лишений. В школах, вузах, служебных офисах или на дискотеке крымскотатарская молодежь не педалирует свою национальность. Психологи комментируют это неосознанным желанием дистанцироваться от статуса вечной жертвы, угнетаемой, гонимой нации. Крымскотатарские юноши и девушки хотят быть, как все. Их же, в том числе и усилиями профессора, постоянно возвращают в прошлое, в некое историческое гетто, как бы заставляют навечно наклеить на лоб ярлык униженных и оскорбленных.
«Невозможно административными методами изменить ход истории, — убежден Председатель Верховной Рады Автономной Республики Крым Анатолий Гриценко, у которого журналисты поинтересовались мнением о статье Ф. Якубова. — В свое время пали Римская, Византийская империи, а вместе с ними исчезли многие страны и народы. Сегодняшний день не измеришь средневековыми мерками. Меняется мир. Европа стирает границы и создает большой общий дом. Я понимаю и приветствую стремление крымских татар сохранить язык, культуру, традиции. Крымская власть всячески будет им в этом содействовать. Но даже самый гениальный лидер не в состоянии остановить время. Оно диктует иные стандарты. Крымскотатарский народ, по моему глубокому убеждению, пройдя тяжелый исторический путь на родину, нацелен в будущее вместе со всеми крымчанами».
Трудно не согласиться с главой крымского парламента. И в этой связи возникает вопрос: почему в третьем тысячелетии крымскотатарский юноша должен отказываться от любви к гречанке, армянке или славянке? Почему его вообще обязывают обращать внимание не на обаяние, доброту, сердечность любимой, а на ее национальность? И какие дети вырастут в семье, базирующейся исключительно на фундаменте национальной целесообразности? Информационные технологии перевернули нашу жизнь. Сегодня, не покидая Симферополя, можно стать абитуриентом Сорбонны, выдержать конкурс аттестатов и уехать учиться в Париж. Допустим, гениальная крымскотатарская девушка получила приглашение после окончания европейского вуза работать в лаборатории, на заводе или в колледже той страны, где училась. Почему она по чьему-то требованию, вопреки желанию должна непременно возвращаться в Крым? Что за дикость и рабство? Разве, живя в Париже, она перестанет быть крымской татаркой и гордостью народа?
В статье профессора затрагиваются и более опасные вещи. Я имею в виду рассуждения о преимуществах одной нации перед другой. Февзи Якубов высказывает свое особо уважительное отношение к евреям. И, очевидно, сам того не замечая, балансирует на грани карикатуры. Вряд ли самим евреям понравится такое безудержное восхваление. Автор статьи при этом призывает крымских татар брать пример с еврейского народа, который, как он думает, продемонстрировал чудеса, сопротивляясь ассимиляции. Спорная с точки зрения истории позиция. Да и рискованная, если учесть межконфессиональные различия двух этносов.
Ученый, вероятно, забыл, что народ — это не политическая партия. Его невозможно причесать под одну программную гребенку и заставить служить одним, пусть даже очень хорошим идейным установкам. Среди евреев, конечно же, есть очень достойные люди, но, как и в каждом народе, немало и негодяев, хапуг, преступников. Так же и среди крымских татар наряду с талантливыми и генерирующими идеи соседствуют простые люди, просыпающиеся с думой о куске хлеба, а не с мыслью, как удивить мир. Что же их, выбраковать, заклеймить, утопить в Черном море? Человечество уже сталкивалось с подобной чумой. Мечты об «арийской крови» закончились величайшей исторической трагедией. Стоит ли наступать на те же грабли?
Да и мысль о том, что если у народа будет своя автономия, он немедленно получит толчок для Ренессанса, представляется мне непродуктивной. Позволю себе привести простой бытовой пример. Когда я поступила на первый курс университета, меня поселили в комнате с тремя соседками. Возникла естественная необходимость объединить скромные финансовые ресурсы, чтобы купить пластмассовое ведро, щетку, таз и прочие предметы для совместного ведения хозяйства. Одна из сокурсниц отказалась, объяснив, что будет устраивать свою жизнь автономно. Ничего хорошего из этого не вышло. Девушка мыла пол только у своей кровати и тумбочки, заваривала чай в своем чайнике, прятала купленные конфеты. За ней на все пять лет закрепилась недобрая слава, и мы извели нытьем администратора и добились, чтобы «автономную соседку» от нас отселили. Может быть, мои аналогии упрощены, но нисколько не сомневаюсь, что в Крымскотатарской национальной территориальной автономии будут происходить похожие события.
Призывая к возрождению и новой жизни, профессор, увы, навязывает старые стереотипы. В его представлении достойны истинного возрождения только те, кто читает классическую литературу, генерирует захватывающие научные идеи, не чужд таинства музыки и очарования живописи. А вот тех, кто имеет шикарный автомобиль, роскошный дом и мечтает о помпезной свадьбе, надо проклясть тройным проклятьем. Что за пещерные умозаключения и давно изжившая себя идея вбить клин между пролетариатом и буржуазией? Ведь и множество владельцев вилл и автомобилей летают в Милан на премьеры в оперном театре Ла Скала, вернисажи в Лувре и Прадо, ездят в Оксфорд на стажировки, являются интересными, уважаемыми персонами. При этом есть и множество тонких знатоков творчества Фолкнера и Толстого, которым, впрочем, знание не мешает оставаться подлыми и низкими людьми.
«В Крыму сложился уникальный полиэтнический баланс, — считает Анатолий Гриценко. — Традиции уважения, толерантности, стремление к миру и взаимопониманию закладывались еще до формирования на полуострове крымскотатарского этноса. И сегодня даже попытки объяснить, почему Крыму нужна Крымскотатарская национальная территориальная автономия, звучат диссонансом. Крымское общество по-разному относится к прошлому живущих здесь народов. Давайте не искать панацею в прошлом, а думать о будущем. И не об обособлении народов по национальным квартирам, а об общем крымском доме, в котором уютно, комфортно и хорошо будут чувствовать себя все крымчане».
…У меня есть подруга — Зера Ибрагимова. С мужем и тремя детьми живет в большом собственном доме. Высшего образования нет ни у нее, ни у мужа, ни у детей. Все они работают на распаеванном большом участке земли, выращивают лук, продают и этим кормятся. Я ни разу не слышала от Зеры жалоб на плохую жизнь. Напротив, она часто рассказывает, как дружно они встают с первыми лучами солнца, выгоняют коров на пастбище, идут в огород на прополку, затем усаживаются завтракать за большой стол и вновь возвращаются к привычным делам. Никто в семье не претендует на титул авангарда нации, гениальность и духовное лидерство. Напротив, живут обычными земными радостями. Неужели профессор Якубов считает, что они зря коптят небо?
Светлана УСТИНОВА