МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

"Синавер Кадыров - идеальный лидер крымских татар" - Н. Щербина

02/13/2007 | Tatarchuk
Накануне выборов в среде крымских татар сформировались три условных блока:

- Мустафа Джемилев и его соратники

- Синавер Кадыров и его движение "Азатлыкъ"

- Партия Милли-Фирка

Остальные участники, в частности, по некоторым прогнозам, таковым внезапно может оказаться и Сервер Салиев, руководитель отколовшегося когда-то от Меджлиса крыла, преобразованного в Координационный совет КТН, вряд ли имеют какие-либо шансы.

Мустафа Джемилев еще не так давно имел совсем слабую популярность у крымских татар. В принципе, по большей части это было связано с перечисленными уже факторами. Налицо было отсутствие результатов его деятельности. Однако совсем недавние события в корне перевернули его рейтинг.

Во время событий в Бахчисарае, когда происходила драка на рынке, и когда уже было известно о приезде Президента и Премьер-министра, Джемилев и Чубаров неожиданно появились в гуще событий. Достоверно известно, что их там быть не должно было, ведь от любых скандалов Меджлис предпочитает открещиваться. Более того, организация крымскотатарского пикета, вполне справедливо отстаивающего свое право на национальную святыню, принадлежит абсолютно не им. Но когда толпы людей увидели Мерседес Джемилева, пикетчики возликовали. Окончательно свой статус лидера Джемилев закрепил, когда на встречу с ним пошли Виктор Янукович, и Виктор Ющенко. Сам формат встречи, заявления, которые были сделаны, высокий статус участников вознесли Джемилева в глазах крымских татар на несколько уровней сразу. Повалившие вслед за этим многочисленные публикации в прессе, где Джемилев выступал то экспертом, то героем интервью, только закрепили полученный результат.

После этого Джемилев стал ездить по селам. Он понимает, что его электорат - это в подавляющей массе - необразованный политически народ, который может сложить свое мнение о нем, исходя из его пламенных речей, обещаний, и самого факта незыблемого авторитета старшего. Эти люди не помнят ни фактов расхищения "Имдат-банком" и фондом "Крым" турецких спонсорских средств, ни многочисленных случаев откровенно "страусиной" позиции Джемилева по "Коттону" и событиям в Судаке и Партените.

Синавер Кадыров на сегодняшний день - одна из самых авторитетных фигур в крымскотатарской среде, чей авторитет неизменен на протяжении длительного времени. Он истинный революционер, совершенно честно не стремящийся во власть. Он идеальный лидер для крымских татар, если бы не существовал культ личности Джемилева. Пот сути, как бы не относились к Кадырову, но он пожалуй, единственный, для кого борьба за права своего народа - не политическая платформа, а дело всей жизни. Он не вошел в новую партию Милли-Фирка, набирающую популярность, исключительно потому что среди их целей значится вхождение в органы государственной власти. По его мнению, такой путь ведет к коррупции и отдалению от истинной заботе о народе. При таком подходе само собой разумеется, что авторитет у Кадырова среди значительной массы крымских татар вполне серьезный.

Он не ведет никакой агитации. За последние несколько лет Синавер Кадыров добился того, что с любой проблемой приезжают к нему, а не к Мустафе Джемилеву. В отличие от всех остальных участников, его программа проста и понятна простому татарину - земли татарам, органы самоуправления татарам, обидчиков татар - по тюрьмам. Все просто и логично.

Партия Милли-Фирка заслуживает отдельного внимания. Ряд крымскотатарских активистов еще летом заявил о том, что решил возродить национальную политическую организацию "Милли Фирка" ("Национальная партия"), поскольку считает, что Меджлис крымскотатарского народа не выполняет свои задачи. В частности, так считает член оргкомитета по возрождению "Милли Фирка" Али Яячик. "Если бы Меджлис работал нормально, необходимости в нашей организации не было бы", - считает он. По словам Али Яячика, представители различных крымскотатарских организаций решили воссоздать "Милли Фирка", чтобы "оздоровить" национальное движение. "Просто Меджлис занимается этим от выборов к выборам, а мы будем этим заниматься постоянно", - заявил Яячик. В свою очередь, координатор оргкомитета по возрождению национальной организации Решат Аблаев заверил, что "Милли Фирка" будет способствовать работе Меджлиса и не станет оппозиционной ему силой.

Крымскотатарская партия "Милли Фирка" существовала в первой половине прошлого века. О своем желании вступить в возрожденную партию уже заявили представители Национального движения крымских татар, организаций "Ана-Юрт" и "Крым-Юрт", ряда других крымскотатарских общественно-политических структур.

На современном этапе "Милли Фирка" декларирует те же цели, что и меджлис, а именно: всестороннюю защиту интересов крымских татар и "возрождение национальной государственности на полуострове", но вместе с тем имеет серьезные расхождения во взглядах на пути их достижения. В отношении этого проекта уже достаточно резко высказался нардеп и второй человек в меджлисе Рефат Чубаров. В комментарии газете "День" он заявил, что некие силы "пытаются использовать политический брэнд "Милли Фирка". Эта организация, считает Чубаров, действовала в иных политических условиях и в ином государстве. К тому же наивно полагать, что какая-либо партия как таковая способна объединить нацию.

Вместе с тем, используя достаточно популистскую позицию в отношении официальных органов власти - "Мы не хотим быть чиновниками", члены партии "Милли-Фирка" со свойственной крымским татарам вечной двойственностью взглядов, уже имеют некий план по продвижению во власть. Сейчас в члены партии вошел и соратник Синавера Кадырова Надир Бекиров. Он регулирует правовые вопросы, как юрист, считающийся среди татар очень сильным специалистом в области права.

Естественно, при таких прогнозах и при такой конкуренции встает вопрос возможного преемника Мустафы, сохраняющего общий курс Меджлиса, при этом устраивающего оппозицию. Но этот вопрос был снят самим Мустафой Джемилевым. По свидетельствам близких к Меджлису людей, Джемилев откровенно боится, что преемник может не понять всей тонкости работы представительного органа крымских татар, и начать решать проблемы народа слишком рьяно, тем самым, лишив некую когорту людей кормящей их структуры. Причем не только кормящей финансово. Ведь высокий статус в меджлисе - безусловный трамплин в советы всех уровней, возможность сделать политическую карьеру. Если меджлис, раздав всем земли и обустроив всех репатриантов (а сделать это не так сложно), займется исключительно культурологической, исторической и социальной сферами, будет ратовать за сохранение языка и восстановление топонимики, его представители не будут никому нужны в большой политике - у нас хватает таких примеров среди пророссийских организаций, борющихся за культурные права русских, и при этом не имеющих никаких шансов быть избранными в органы власти.

О восприятии

Сказать, что отношение населения Крыма к меджлису либо умеренно-отрицательное, либо просто отрицательное - значит, ничего не сказать. Причины, по которым сложилось такое отношение, уже были описаны выше.

Немалую лепту вносят и сами члены Меджлиса своими различными заявлениями в прессе. Так, руководитель политико-правового отдела Надир Бекиров в Симферополе на "круглом столе", приуроченном к Международному дню коренных народов, заявил, что главная цель наделения крымских татар статусом коренного народа - признание за ними права на национальный суверенитет. Эту позицию поддержали и другие сторонники Меджлиса, присутствовавшие на "круглом столе". По их мнению, крымские татары - "автохтонная государствообразующая нация в Крыму".

"Речь идет не о дискриминации остального населения Крыма, а о признании права на национальную государственность, - заявил в своем выступлении Абдураман Эгиз. - И дело не в процентном соотношении. Все остальные этнические группы, даже если кто-то составляет 90% населения, это диаспора". Свою позицию сторонники Меджлиса обосновывают тем, что крымские татары являются продуктом этногенеза, начавшегося еще во времена, когда в Крыму жили тавры, и являются потомками практически всех этносов, населявших полуостров до его перехода под власть Российской империи.

Под занавес дискуссии Бекиров заявил, что он "устал слушать этот бред" и что "решать эти вопросы за одним столом с колонизаторами невозможно". Кроме того, отвечая на один из вопросов коллег, он заявил, что "документы так называемого Верховного Совета Крыма для нас, крымских татар, не имеют никакого значения".

Следующим фактором обостренной ситуации между меджлисом и остальным крымским сообществом, стало обсуждение возможного референдума о придании русскому языку статуса второго государственного.

Проведение местного консультативного референдума о придании русскому языку статуса государственного приведет к гражданской войне в Крыму. Об этом с трибуны Верховного Совета Крыма в феврале заявил депутат прошлого созыва, член крымскотатарского меджлиса Ильми Умеров. "Референдум это результат политических игр, которые могут стать поводом для гражданской войны", - заявил Умеров. Кроме того, он дал понять, что крымчане должны расплатиться своим культурным пространством за "времена нахождения Украины под властью колонизаторов и вытеснения украинского языка",

Лидерами меджлиса многократно было заявлено, что регистрировать свой представительный орган в Минюсте они не планируют. Мотивировано это тем, что пока Украина не приняла свод законов по крымскотатарской и земельной проблемам, меджлис вроде как занимается политикой. Как только эта цель будет достигнута, меджлис займется культурой и национальным самоопределением крымских татар, и тогда ему тем более не нужна регистрация. Вместе с тем, государство уже 15 лет закрывает глаза на отсутствие легитимности представительного органа крымских татар, показательно с ним при этом считаясь. При отсутствии внешних политических сил, направленных на ликвидацию меджлиса как такового, ситуация не изменится. При этом действительно мощной оппозиции меджлису в Крыму нет. Русская община и Русский блок не имеют такого политического влияния, чтобы добиться ликвидации меджлиса. Более того, сам по себе механизм ликвидации несуществующего субъекта проблематичен. Ведь юридически меджлиса нет. Разогнать его можно лишь на основании решения суда, который бы признал, что это формирование незаконно, вместе с тем, никто не может запретить при этом народному депутату Джемилеву и народному депутату Чубарову и еще трем десяткам людей собираться в арендованном или купленном помещении, обсуждая проблемы крымскотатарского народа. Поэтому Меджлис сам по себе ликвидировать извне практически невозможно.

Меджлис в роли Шахерезады

По словам нынешнего руководства Меджлиса все проблемы от того, что власть не принимает законов, реабилитирующих крымских татар. Но давайте разберемся по сути. Статус коренного народа, который требуют придать крымским татарам, в международном законодательстве имеет несколько иной смысл, нежели вкладывается тем же Рефатом Чубаровым или Мустафой Джемилевым. Коренной народ - это этническое, культурное, историческое понятие. Это некая общность людей, объединенная по этническому признаку, проживающая на некоей территории. И статус коренного народа дается им для того, чтобы не исчезла их культура, традиции, то, что было накоплено предками.

В международно-правовой практике понятие "коренной народ" относится к этносам, ведущим традиционный, племенной, доиндустриальный образ жизни. "Этногенез не имеет никакого отношения к международно-правовому статусу, - считает директор Крымского республиканского краеведческого музея Андрей Мальгин. - В международном праве под коренными народами подразумеваются группы с догосударственным статусом. Эти народы не имеют, не могут и не будут иметь государственности. "Коренной" и "государственность" - взаимоисключающие понятия".

Государство заботится о таких народах, чтобы они не потеряли свою опять-таки культурную самобытность. Но это никак не может быть политическим понятием, ибо международное законодательство не признает верховенства одного народа над другим, никаких льгот статус коренного народа не дает. И вот на этом рассыпается сказка, которой кормят многострадальный крымскотатарский народ - якобы если нас признают коренным народом, мы получим землю. Да не получите. Памятники свои исторические - возможно, право на создание этнических деревень, национальных музеев - скорее всего да. Но не землю под обустройство. Это разные вещи.

Далее - закон о реабилитации. Здесь тоже все непросто. Снова татар кормят сказкой - будет закон - будет реабилитация - будет земля. Да не будет никакой земли. Политическая реабилитация и восстановление прав лиц, ранее депортированных по национальному признаку - очень размытое понятие. Допустим, каждому крымскому татарину, чей дед или отец были депортированы, выдадут бумагу, в которой будет подтверждено, что он больше не сын и не внук врага народа. И что дальше? Он получит лишь моральное удовлетворение, это безусловно важно, и этот закон конечно, надо принять, но это не даст простому крымскому татарину ни уверенности в завтрашнем дне, ни каких-то материальных благ.

Восстановление прав. А какие права надо восстанавливать? Украина на сегодняшний день гарантирует всем своим гражданам равные права. В таком случае, где ущемление прав крымских татар и какие права надо восстановить? Все эти вещи ни Мустафа-ага, ни его соратники не разъясняют своему народу. А зачем? Зачем народу знать, что задача меджлиса состоит не в проталкивании законов, которые ничего народу не дадут, а в контроле над распределением тех же спонсорских средств, поступающих на обустройство, в помощи при обустройстве, в реальной заботе о народе, в повышении его социально-экономического и культурного, образовательного уровня.

И вот приняли мы закон о восстановлении прав. А что дальше? На чем дальше зарабатывать очки у безземельных? Правильно, на реституции. Давайте потребуем вернуть отобранное. И ничего, что закона такого в Украине нет. Надо его принять. И еще 15 лет политической борьбы за принятие закона о реституции. Так и живем, боремся за свои права.

Итак, казалось бы, кто еще, если не Меджлис, декларирующий заботу о крымских татарах, как о родных детях, может достичь той самой великой мечты о мире и согласии на полуострове? Представляете себе картину, где мирно сосуществуют лев и ягненок? Все обустроены, все живут, работают, и участвуют в общественной жизни. Учитывая суммы, выделенные на обустройство репатриантов и готовность власти к диалогу в целом, вполне можно было бы уже решить все наиболее острые вопросы и остальные решать по мере возникновения, не создавая истерии в регионе. Но чем тогда займутся лидеры Меджлиса, которые ничего, кроме большой и скандальной политики, не умеют? Что будут делать остальные, для которых выйти на площадь или перекрыть дорогу - единственный способ проснуться знаменитым? Чем займется Надир Бекиров, который будучи экспертом ООН, формирует негативный имидж страны, рассказывая всем в своих поездках по миру, как продолжается геноцид крымских татар? К слову, чтобы не возникало двусмысленных трактовок: под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую: убийство членов такой группы; причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее; меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую (Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН об утверждении Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него).

Судя по всему, государство Украина вместо того, чтобы проконтролировать как расходуются средства на обустройство репатриантов, и всецело доверяя в этом вопросе Меджлису, занимается тем, что содержит целые бригады людей, выполняющие все вышеперечисленные действия. Видимо, грамотный и заслуженный юрист Бекиров именно это и рассказывает, когда ездит в Брюссель.

А тем временем в сознании подавляющего большинства жителей Крыма, пока еще славянского и пока еще большинства, формируется устойчивое восприятие вечно голодных, сколько ни дай, татар. Не представителей древней культуры со своей национальной самобытностью, не таких же совершенно вменяемых людей, а толпы разъяренных пикетчиков. Не народа, который заслуживает уважения и понимания... Так кого нужно винить в нагнетании межэтнической напряженности на ровном по сути месте?

И если уж говорить о плохой власти в Украине, так ведь давайте сначала вспомним, сколько самим Меджлисом было создано камней преткновения в вопросах общения с властью, и насколько это по сей день тормозит решение проблем простого крымскотатарского народа.

И вот неизвестно, от кого больше страдает крымскотатарский народ - от украинской власти или от тех, кому он уже много лет верит?

Наталья ЩЕРБИНА


© "Крымская линия".

http://crimealine.tik.com.ua/2006/09/1424.html

Відповіді

  • 2007.02.13 | Chief

    Re: "Синавер Кадыров - идеальный лидер крымских татар" - Н. Щербина

    Помнится, пару лет назад на "Крымской линии" уже была подобная апология Синаверу Кадырову. Интересно, с чем это связано?
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.02.13 | Tatarchuk

      им нужен именно такой

      Чтобы бы похож на моджахеда. Научить его носить балшой кынжал, и чуть что за нэго хвататца - вот какой примерно лидер крымских татар нужен ксенофобам.
      Для них даже Надир Бекиров не подходит - слишком сообразительный, иностранные языки знает. Нужен такой чтобы по-русски говорил плохо и смэшно.
  • 2007.02.13 | Chief

    Re: "Синавер Кадыров - идеальный лидер крымских татар" - Н. Щербина

    Tatarchuk пише:
    >
    > Синавер Кадыров на сегодняшний день - одна из самых авторитетных фигур в крымскотатарской среде, чей авторитет неизменен на протяжении длительного времени. Он истинный революционер, совершенно честно не стремящийся во власть. Он идеальный лидер для крымских татар, если бы не существовал культ личности Джемилева. Пот сути, как бы не относились к Кадырову, но он пожалуй, единственный, для кого борьба за права своего народа - не политическая платформа, а дело всей жизни. Он не вошел в новую партию Милли-Фирка, набирающую популярность, исключительно потому что среди их целей значится вхождение в органы государственной власти. По его мнению, такой путь ведет к коррупции и отдалению от истинной заботе о народе. При таком подходе само собой разумеется, что авторитет у Кадырова среди значительной массы крымских татар вполне серьезный.
    > Он не ведет никакой агитации. За последние несколько лет Синавер Кадыров добился того, что с любой проблемой приезжают к нему, а не к Мустафе Джемилеву. В отличие от всех остальных участников, его программа проста и понятна простому татарину - земли татарам, органы самоуправления татарам, обидчиков татар - по тюрьмам. Все просто и логично.

    Все-таки не могу понять, откуда автор черпает свои сведения.

    "За последние несколько лет Синавер Кадыров добился того, что с любой проблемой приезжают к нему, а не к Мустафе Джемилеву". Это слишком сильное высказывание. Кто бывал в Меджлисе, знает, что в кабинет к М.Джемилеву всегда очередь...

    Остальные мои компаративисткие наблюдения и выводы оставлю лучше при себе :)
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.02.13 | Експерт

      Смысл перепечатки старого материала ? (-)

      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.02.13 | Tatarchuk

        нашол в поисковике и поставил. а вы что-то другое подумали?

        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2007.02.13 | Експерт

          Re: нашол в поисковике и поставил. а вы что-то другое подумали?

          Да нет, ничего плохого не подумал, но удивился увидев старый материал.
          Тем более настолько примитивный. Хотя точно знаю, что тут Синавер не при чем, Щербине и кто за ней кажется, что таким образом они разваливают Меджлис...
  • 2007.02.13 | line305b

    Удивляют меня писатели явного бреда...

    Не стыдно перед самими собой?
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.02.13 | Gu

      Re: Удивляют меня писатели явного бреда...

      Даже , если бы Синавер Кадыров был академиком Гарварда им бы он все равно понравился. Потому что им очень нравится идея некоторых крымских татар об отказе представительства в органах власти.
      Ведь с крымскими татарами всегда приходится делиться с должностями и места они в ВР УКраины и Крыма занимают.
      Чем меньше ртов, тем больше и легче кусок пирога достаётся.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".