МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Маленькая национальная поэма

02/14/2007 | Айдын Шемьи-заде


Посвящаю соратникам по Первой организации
крымскотатарского
сопротивления.




1.

Над крымской степью древние курганы
Стоят на страже старины седой.
Сегодня ты известен как татарин,
Но звался скифом давний предок твой.
Он в горный край, в страну суровых тавров,
Привел на дружбу свой народ степей.
И много разных рас затем пристало
К стволу, возросшему до современных дней.

Дешт-и-Кыпчак обилен племенами,
На всех знаменах Волчья Голова.
Пришли на смену таврским названьям
Привычные нам тюркские слова.
Но неустанный вечный рок событий
Одним несет триумф, другим беду.
И подчинившись новой мощной силе,
Кыпчакский Крым вошел в улус Бату.

В Средневековье у кормила власти
Встал той поры обычный феодал.
По духу времени и по законам касты
С соседями дружил и воевал.
Один был друг Хмельницкого Богдана,
С Иваном Третьим побратался тот.
Но Крым тебе достался не от ханов,
Твой предок – гордый трудовой народ.

Перевернулась лестница однажды,
Сосед коварный Крымом овладел.
С содействия судей и мурз продажных
Создал в Крыму российский беспредел.
Императрица-немка на престоле -
В России нищей первый крепостник.
В Крыму Потемкин по державной воле
Рекрутчину и барщину воздвиг.

Подкупленные муллы неустанно
Дурачили запуганных невежд.
И за море к чужим «бахористанам»
Бежали те, лишившись всех надежд.
А бывшие гераи и ширины,
Чтоб получить российские чины,
Предав ислам, пошли в христианины,
Наслав позор на честь своей страны.

Но поднялся над сбродом водевильных,
Санкт-Петербургом вскормленных «дворян»,
Крым-Хаваджи, и вслед за ним явились
Баданалы Абдурефи, Нури Асан.
В народной жизни, сжавшейся трагично,
Пытались эти славные мужи
Остановить искавших доли личной
За морем, Крым оставив на чужих.

На ниве той, возделанной судьбою
Великих в своей скромности людей,
Созрело поколенье боевое,
И первый среди них – Исмаил-бей.

Очнувшись от столетнего забвенья,
Мы осознали долг за отчий край.
И вопреки российскому правленью
Вожди созвали Первый Курултай.

И знамя единения народа
Над Крымом поднял Челебиджихан.
Но Север бросил на ростки свободы
Убийства, лицемерье и обман.

Пройдя свой путь среди шипов и терний,
Мы ждали изменившихся времен.
И новый русский вождь Владимир Ленин
Нам обещал свободу и закон.
Но по имперским замыслам двуличным
Народ был загнан в карцерный режим.

А мир глядел с постыдным безразличьем
На варварски опустошенный Крым.




2.

На Москве воцарился губитель народов,
Хладнокровный убийца, презревший закон.
И нависли над Крымом проклятые годы,
Обвалившись из черного списка времен.

В плодородных оазисах, в жаркой пустыне
Погибают изгнанники крымской земли.
Азиатское солнце с безоблачной сини
Жжет и губит их прах в азиатской пыли.

А на крымской земле в красноречье убогом
Унижают и пачкают память веков,
В озлобленье неправом забывшие Бога,
Не позванные гости татарских домов.

И восходят над Крымом ночные светила
Как алмазы на бархатном трауре крыл,
Что простер над безвременной свежей могилой
Демон смерти восточных племен Азраил.

Но не стынет горячее солнце пустыни,
От тяжелых утрат мой народ не пропал.
Разомкнулись глаза, распрямилися спины,
Возродился старинный джигитский запал.

Развернулися плечи у юношей дерзких,
Гордо голову поднял седой ветеран.
И сплочением воль против силы имперской
Встал народ, пересилив террор и обман.






3.

Пришла пора «гуманности» натужной -
Державных бесов ханжеский прием:
«Дай боже вам все то, что нам не нужно,
А то, что нам по нраву, – не вернем».

В своих горах вайнахи и балкарцы,
В родную степь вернулись калмыки.
А нам синклит тупых кремлевских старцев
Узбекские отдал солончаки.

Когтистою имперскою клешнею
Вцепились в наши горы и поля.
И похвалялись крымскою землею,
Как бы медалью на груди Кремля.


И шустрые политики вещали
О равенстве, прогрессе и т.д.
И даже те, кому мы доверяли,
Не помянули нас в лихой беде.


Гей, мой народ! Хоть ты и прав, бесспорно,
Отбрось мушкет, и саблю не востри.
Нет, не царям решать, где наши корни,
Не им менять того, что дал Тенгри.


Естественный закон превыше брани.
Мы восстановим наш священный Крым.
Простим врагов, и мстить им мы не станем.
Пусть будет совести укор возмездьем им.



4.

Встречает древний Крым как долгожданный дар
Из полона пустынь вернувшихся татар!
Из царств солончаков вернувшийся народ
Отечество свое, ликуя, узнает.

Привет тебе, мой Крым, прими своих детей,
Возросших от твоих таинственных корней,
В чьих жилах тавров кровь чья кость – от кости скифов!
Привет тебе, мой Крым, земля эллинских мифов!

Здесь хитрый генуэзец, жесткий гот,
Здесь сплав веков – единственный народ,
Здесь всех сплотил в истории былой
Кыпчакской вольницы живительный привой.

Тебя воспел божественный Гомер,
Здесь на стезях твоих бродил Ашык Умер.
Здесь узнают меня река, скала, родник.
Я здесь к земле как к матери приник.



5.

Да, мы вернулись в наш родимый дом,
А в доме нашем пахнет воровством.
И слышится разбойный пересвист –
То буйствует коммуно-шовинист.
Фантомная его терзает боль -
Имперская сошла со сцены роль.

Вы как осот во ржи, вы, люди с черной кровью!
Смените крови цвет, придите к нам с любовью!
И мы забудем зло. Мы скажем вам «Селям!».
Обычай наш – почтение к гостям.

Нам каждый друг и брат, но более всех тот,
Кого сегодня мир татарином зовет.
Столетий прочный сплав – народ судьбы одной,
Со славой общею и общею бедой.




6.



На крымском небе летние зарницы
Сулят обилье нивам и садам.
И Крым открыл друзьям свои границы!
Селям алейкум! Алейкум селям!




***

2007 г.

Відповіді

  • 2007.02.15 | Gastarbeiter

    Re: Маленькая национальная поэма

    Я не знаю, раньше было или нет такое замечательное произведение о моем народе?
    Я читаю и перечитываю!

    Дешт-и-Кыпчак обилен племенами,
    На всех знаменах Волчья Голова.
    Пришли на смену таврским названьям
    Привычные нам тюркские слова.


    Гей, мой народ! Хоть ты и прав, бесспорно,
    Отбрось мушкет, и саблю не востри.
    Нет, не царям решать, где наши корни,
    Не им менять того, что дал Тенгри.

    Некоторые имена людей мне не знакомы, к сожалению.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.02.16 | А. Ш.

      Re: Маленькая национальная поэма

      Спасибо, Gastarbeiter, за цитирование. Позже дам исторические ссылки.
      Гуливер написал:" Не поэма, а учебник истории. :)А Вы не пробовали про будущее писать?".
      Будущее, Гуливер, прекрасно, ибо мы уже дома! Вот и всепланетное радио Мейдан наладили!
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.02.16 | Гуливер

        Re: Маленькая национальная поэма

        А. Ш. пише:

        > Будущее, Гуливер, прекрасно, ибо мы уже дома! Вот и всепланетное радио Мейдан наладили!


        Это хорошо, что народ дома. но еще предстоит многое сделать.
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2007.02.20 | А. Ш.

          Re: Маленькая национальная поэма

          ПРИМЕЧАНИЯ К «МАЛЕНЬКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЭМЕ»

          Я обещал дать примечания с ссылками на источники.

          Через несколько лет после аннексии Крыма князь Прозоровский докладывал Екатерине: "Время помогло мне привести татар в совершенное изнурение и полунебытие" (1). В последующие годы ситуация ухудшилась. В середине XIX века впервые в оккупированном Россией Крыму возникло культурно-просветительское движение, организаторами и вдохновителями которого были Абдурахман Кырым Хавадже и Абдурефи Боданинский. Великий националист Асан Нури был человеком, который убедил Исмаила Гаспринского начать издавать газету (2,3).
          Мурзы из знатных родов в большинстве своем стали ревностно служить русскому правительству, которому удалось отчасти обратить прежде свободных крымских землепашцев и виноградарей в крепостную зависимость и наделить мурз-предателей землями с закрепощенными татарами (3,4).
          Подкупленные царским правительством муллы и кады (судьи) убеждали татар покидать Крым. Активно выступали против отъезда населения Асан Нури и его соратники. «Быракъып миллетни къайда къачарсынъ?» – писал С. А. Озенбашлы («Куда удираешь, покинув свой народ?»).
          Когда наш народ погибал в Азии, когда он начал неравную борьбу за свое национальное достоинство, какое исламское государство или какой любой другой член ООН выступили с международных трибун в нашу защиту?
          Рядом с крымскими татарами, борющимися за свою свободу, за право проживать на своей единственной родине, стояли русские, украинцы, евреи, армяне и представители других народов, закабаленных коммунистическим режимом.

          1. С.М.Соловьев, «История России...», т. 15, стр. 200.
          2. Асан Сабри Айвазов. История национального движения в Крыму. «Восточный свет», № 3. 2005 г.
          3. Амет Озенбашлы. «Къырым фаджиасы». Симферополь.1997.
          4. Cafer Seydahmet Kırımer. «Bazı hatıralar». - Emel. İstambul.1993.
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2007.02.20 | Lenur

            Re: Маленькая национальная поэма

            Селямалейкум!
            Скажу честно я не любитель и не знаток поэзии, поэтому вмешиваюсь только из за этого вопроса, который сам себе задавал раньше
            ---Когда наш народ погибал в Азии, когда он начал неравную борьбу за свое национальное достоинство, какое исламское государство или какой любой другой член ООН выступили с международных трибун в нашу защиту?---
            Кроме Ср. Азии нас еще и на Урал депортировали. где большая чать наших родных погибли.

            А насчет вопроса, последним Исламским государством (близким по законам) была Османская империя, где и наш Крым состоял. С разгромом и развалом до наших дней нет Исламского государства. Есть мусульманские - но там гос. строй капиталистичесо-социалистическо - мартышечно - марионеточный
            Мы и наша трагедия для них интерестна и нужна как собаке габариты.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".