Огонек ЖЖОТ
03/18/2007 | Бё!
Конфликты по весне считают
ИГОРЬ СТАРКОВ, Крым - МоскваФото автора
Межэтнические конфликты в Крыму носят сезонный характер — чем ближе к курортному сезону, тем горячее. Новинка сезона-2007 определяется термином «славянская самооборона»
Казачья община в курортном Судаке образована на базе местного автопарка. Водители микроавтобусов и легковушек собрали круг и в одночасье стали есаулами, хорунжими, атаманами. Потомственных казаков среди них практически нет, но «ощущать себя казаками» ничто не мешает. Само собой, в свободное от работы время, потому что курортный сезон в Крыму примиряет всех. Водители сражаются за клиента у вокзалов. Да и татарам-переселенцам тоже не до самозахватов колхозных земель: им нужно торговать чебуреками.
Сурожская казачья община (Сурож — русское название Судака) считает себя отрядом гражданской самообороны. Она пользуется благосклонностью городского главы, выбранного, кстати, не без поддержки новообращенных таксистов. В общине — пара сотен мужчин от 25 до 50 лет, которые пока отрабатывают боевое мастерство в тренажерных залах. В казачьей форме: фуражках, кителях с шевронами и штанах с лампасами — на улицах появляются редко, по праздникам — тогда выше риск столкновений. «Вот еще силенок поднаберем, — объясняют они «Огоньку», — и татары про самозахваты и вспоминать-то будут бояться».
Судак — не исключение. Отряды самообороны от самозахватчиков (по официальным данным, в Крыму счет захваченной земли идет на десятки тысяч гектар) создаются по всему Крыму. Инициаторы в Симферополе и Феодосии, Судаке и Ялте охотно объясняют, почему их ряды растут. Логика приблизительно следующая.
Это в начале 90-х приехавшим в Крым татарским переселенцам терять было нечего, оттого и перевес, прежде всего в агрессии и напоре, был на их стороне. Частый случай тех лет: на русскую дискотеку приходят три десятка юных переселенцев с палками, устраивают разборки — и выходят из них победителями. Но за последние 15 лет татарская община Крыма превратилась в одну из самых богатых на полуострове, действовать ее члены стали осторожнее — и разобщеннее: когда есть что терять, есть что и делить. Местные жители поняли, что теперь пришло их время действовать. Тактика же славянской самообороны не нова: любая пьяная драка между казаками и переселенцами перерастает в настоящий бой — дерущиеся тут же вызывают подмогу.
Переселенцы-татары, напротив, не прочь пойти на мировую. Захват земель они теперь называют исключительно экономической акцией, не связанной ни с национальным вопросом, ни с политикой. Поразительный случай: во время нынешней голодовки жителей села Берегового (его глава продал сельские земли предпринимателям из России, оставив селян ни с чем) помощь забастовщикам предложили члены Меджлиса (крымско-татарского парламента). Местные жители голодовку не прекратили, но татарскую помощь не приняли.
Что касается власти, то она на происходящее не реагирует. Апофеозом стало отступление спецназовцев «Беркута» перед толпой татар, вооруженных заточками. Приказ: не допустить столкновений на почве национальной розни. Пока чиновники пытаются балансировать между двумя наиболее значимыми силами, татарами и славянами, соблюсти баланс с каждым днем все сложнее.
Только в одном Симферополе зарегистрировано несколько десятков русских националистических организаций. Поразительно, но воспитание подрастающего поколения казаки наладили по образцу татарских медресе — под тем же Симферополем уже действует закрытый казачий лицей, куда берут только мальчиков в классы с 5-го по 11-й. Но есть и новации: строевая подготовка, стрельба, казарменный режим и идеология. Детей готовят не к поступлению в вузы, а к тому, как отстаивать «родной Крым».
http://www.ogoniok.com/4986/40/
ИГОРЬ СТАРКОВ, Крым - МоскваФото автора
Межэтнические конфликты в Крыму носят сезонный характер — чем ближе к курортному сезону, тем горячее. Новинка сезона-2007 определяется термином «славянская самооборона»
Казачья община в курортном Судаке образована на базе местного автопарка. Водители микроавтобусов и легковушек собрали круг и в одночасье стали есаулами, хорунжими, атаманами. Потомственных казаков среди них практически нет, но «ощущать себя казаками» ничто не мешает. Само собой, в свободное от работы время, потому что курортный сезон в Крыму примиряет всех. Водители сражаются за клиента у вокзалов. Да и татарам-переселенцам тоже не до самозахватов колхозных земель: им нужно торговать чебуреками.
Сурожская казачья община (Сурож — русское название Судака) считает себя отрядом гражданской самообороны. Она пользуется благосклонностью городского главы, выбранного, кстати, не без поддержки новообращенных таксистов. В общине — пара сотен мужчин от 25 до 50 лет, которые пока отрабатывают боевое мастерство в тренажерных залах. В казачьей форме: фуражках, кителях с шевронами и штанах с лампасами — на улицах появляются редко, по праздникам — тогда выше риск столкновений. «Вот еще силенок поднаберем, — объясняют они «Огоньку», — и татары про самозахваты и вспоминать-то будут бояться».
Судак — не исключение. Отряды самообороны от самозахватчиков (по официальным данным, в Крыму счет захваченной земли идет на десятки тысяч гектар) создаются по всему Крыму. Инициаторы в Симферополе и Феодосии, Судаке и Ялте охотно объясняют, почему их ряды растут. Логика приблизительно следующая.
Это в начале 90-х приехавшим в Крым татарским переселенцам терять было нечего, оттого и перевес, прежде всего в агрессии и напоре, был на их стороне. Частый случай тех лет: на русскую дискотеку приходят три десятка юных переселенцев с палками, устраивают разборки — и выходят из них победителями. Но за последние 15 лет татарская община Крыма превратилась в одну из самых богатых на полуострове, действовать ее члены стали осторожнее — и разобщеннее: когда есть что терять, есть что и делить. Местные жители поняли, что теперь пришло их время действовать. Тактика же славянской самообороны не нова: любая пьяная драка между казаками и переселенцами перерастает в настоящий бой — дерущиеся тут же вызывают подмогу.
Переселенцы-татары, напротив, не прочь пойти на мировую. Захват земель они теперь называют исключительно экономической акцией, не связанной ни с национальным вопросом, ни с политикой. Поразительный случай: во время нынешней голодовки жителей села Берегового (его глава продал сельские земли предпринимателям из России, оставив селян ни с чем) помощь забастовщикам предложили члены Меджлиса (крымско-татарского парламента). Местные жители голодовку не прекратили, но татарскую помощь не приняли.
Что касается власти, то она на происходящее не реагирует. Апофеозом стало отступление спецназовцев «Беркута» перед толпой татар, вооруженных заточками. Приказ: не допустить столкновений на почве национальной розни. Пока чиновники пытаются балансировать между двумя наиболее значимыми силами, татарами и славянами, соблюсти баланс с каждым днем все сложнее.
Только в одном Симферополе зарегистрировано несколько десятков русских националистических организаций. Поразительно, но воспитание подрастающего поколения казаки наладили по образцу татарских медресе — под тем же Симферополем уже действует закрытый казачий лицей, куда берут только мальчиков в классы с 5-го по 11-й. Но есть и новации: строевая подготовка, стрельба, казарменный режим и идеология. Детей готовят не к поступлению в вузы, а к тому, как отстаивать «родной Крым».
http://www.ogoniok.com/4986/40/