Большой Террор: осмысление спустя 70 лет
04/05/2007 | Chief
"...Значительной части наших сограждан легче принять удобные успокоительные мифы, чем трезво взглянуть на свою трагическую историю и осмыслить ее во имя будущего. Мы понимаем, почему это так: честное осмысление прошлого возлагает на плечи ныне живущих поколений огромную и непривычную тяжесть исторической и гражданской ответственности. Но мы уверены: без принятия на себя этого, в самом деле - тяжелейшего, груза ответственности за прошлое у нас не будет никакой национальной консолидации и никакого возрождения".
http://www.hro.org/editions/karta/2007/04/1937.php
http://www.hro.org/editions/karta/2007/04/1937.php
Відповіді
2007.04.05 | Експерт
Re: Большой Террор: осмысление спустя 70 лет
Chief пише:> "...Значительной части наших сограждан легче принять удобные успокоительные мифы, чем трезво взглянуть на свою трагическую историю и осмыслить ее во имя будущего.
Чиф, это выглядит как тезисы Вашей новой статьи...
Знаю, что Вы в цейтноте, но может быть осчастливите?
2007.04.05 | Chief
Re: Большой Террор: осмысление спустя 70 лет
Експерт пише:> Chief пише:
> > "...Значительной части наших сограждан легче принять удобные успокоительные мифы, чем трезво взглянуть на свою трагическую историю и осмыслить ее во имя будущего.
>
> Чиф, это выглядит как тезисы Вашей новой статьи...
У меня все статьи только тем и занимаются .
2007.04.05 | Експерт
Re: Большой Террор: осмысление спустя 70 лет
Chief пише:> У меня все статьи только тем и занимаются .
Конечно, конечно!
Однако, у Вас еще не было (или я не уследил? статьи, опирающейся исключительно на философские категории...
Подозреваю, что и тут Вы сможете развернуться...
2007.04.05 | Chief
Re: Большой Террор: осмысление спустя 70 лет
Експерт пише:> Однако, у Вас еще не было (или я не уследил? статьи, опирающейся исключительно на философские категории...
Не уследили, не уследили... - фрагментами бывалоча
А если серьезно, не люблю я жанр публицистики - особенно псевдофилософской... Сразу вспоминается кой-какие не в меру словоблудливые личности (фамилии оставим за кадром), которые
могут писать о чем угодно - лишь бы графоманить...
2007.04.05 | Tatarchuk
Re: Большой Террор: осмысление спустя 70 лет
Тоже мысли по поводу..Есть такая технология - называется мнемотехника, то есть операции с памятью. Самый классный (но и самый гротескный) вариант описан в романе Оруелла "1984".
Помните, где работал герой романа пан Уинстон? Он работал в отделе памяти Министерства Правды. Время от времени приходили инструкции - "уточнить историю". Например какой-то вчерашний друг Большого Брата попал в немилость - а у него оказывается больше заслуг чем у самого Большого Брата. Тогда Уинстон "уточнял": доставался старый номер архивной газеты, и туда вносились соотвествующие правки.
Другой яркий пример - смена в истории Ангсоца тезисов "АНГЛИЯ ВСЕГДА ВОЕВАЛА С ОКЕАНИЕЙ ПРОТИВ ОСТАЗИИ" на "АНГЛИЯ ВСЕГДА ВОЕВАЛА С ОСТАЗИЕЙ ПРОТИВ ОКЕАНИИ".
Подсознательно или сознательно, на разном технологическом уровне государство всегда использует мнемотехнику.
У русских и россиян свои проблемы с этой мнемотиехникой - последнее время там слишком много чего-то оруелловского. И даже в Крыму это остро ощущается, недаром Юсуф пишет что Крым это же фактически Россия.
Например в Крыму одни и те же мнемотехнологи с вылупленными глазами могут уверять что русский всегда воевал с немцем - это если речь идет о сотрудничестве крымских татар с немцами.
А вот если речь идет об избиении русскими фашистами брюнетов - то оказывается уже что русский всегда дружил с немцем потому что они арийцы.
Один ресурс постоянно утверждает в одних публикациях что русский народ так пострадал от комуняк - что другим народам и не снилось. И рядом же с восторгом пишет об очередной выходке коммунистов - потому что комуняка уели крымских татар или украинцев.
Термин "двойные стандарты" хорош для описания такой мнемотехники и шулерства с историей - но Оруелл еще более емко назвал это ДВОЕМЫСЛИЕМ.
Есть и более мягкие и даже (как на мой вкус) истинно гуманные методы мнемотехники. Только с двоемыслием к этим методам даже подходить не стоит - сломается как волшебная палочка в руках у маггла.
Вот такой обряд есть как осознание исторической ответственности. Немцам очень на пользу пошел. Они воспитаны и воспитываются не в комплексе вины, а в дискурсе ответственности. Евреев убивали? Да. Правильно делали? Нет. Будете так делать? Нет.
Русским такой опыт - он имеет историческое название денацификация - очень остро необходим. Как и другим народам. Главное двойных стандартов не допускать.
"В истории всякое бывало" - это нужно понимать буквально. История чего только не сохранила - даже как предки монголов сражались с предками тунисцев. Главное не делать большие глаа и не говорить "да ни вжизнь, да ни в одном глазу" когда речь заходит об исторических событиях.
И потом - мнемотехника направленная на добрые (как его понимает государство или общество) нужды вещь очень полезная.
Французы и немцы используют такое правило - нас сталкивали с обеих сторон и негодяи, и романтики, и патриоты, и проходимцы. Теперь нас не столкнут даже мессии и папа римский.
Геноциды - тоже важный эелемнт такой мнемотехники. Тут действует простое правило - "нет дыма без огня".
Армян в Османской империи вырезали, крымских татар в СССР депортировали, евреев в Рейхе убивали, турок в БНР репрессировали, поляков в ЗУНР расстреливали, украинцев в УРСР голодом морили, русских в Орде угнетали, негров в ЮАР сегрегировали, индейцев в США уничтожали, арабов в Израиле убивают.
Чем принципиально отличаются все эти случаи от последнего? Обстоятельством времени. В Израиле арабов не убиваЛИ, а убиваЮТ. Негров в Киеве раньше не резали, теперь режут. Индийцев в Симферополе избиваЮТ. Чеченцев в России уничтожаЮТ.
Получается так: память о том что было и чего уже нет - это лекарство чтобы все геноциды загнать впрошлое. Чтобы эти -ЮТ изменить на -ЛИ.