Советские люди в национальном движении
04/24/2007 | Яков Криншпун, "Медіа-Крим"
Спектакль одного актера. Советские проблемы крымскотатарской интеллигенции
В начале статьи, или скорее реплики, на развернувшуюся в крымской прессе дискуссию о некоторых «неоднозначных деятелях крымскотатарского движения» сразу же внесу свою поправку: речь пойдет о деятелях не «крымскотатарских» прежде всего, а вполне советских по духу и представлениям. Вспоминается заявления некого моего знакомого, кричавшего году эдак в 94-м: «Да не мусульмане они, а советские люди! Все они, как и мы, были пионерами и комсомольцами!» Такой вот прикладной марксизм демонстрировал мой приятель. Так ведь был прав, в чем-то очень прав!
И еще вспоминается стишок советских времен:
Хорошо, что Ю.Гагарин
Не еврей и не татарин
Не латыш и не узбек
А наш советский человек!
Остроумный, по-советски иронический стишок, будто бы изнутри показывающий «глубинный нерв» советской национальной политики. А политика эта, как и все в Союзе, определялась некими негласными внутренними директивами. В религией боролись, а православную церковь материально поддерживали (высших в смысле иерархов), да и много чего такого в этом духе. Интернационализм вроде как чуть ли не главным тезисом всегда утверждался, а еврею дальше определенного уровня никуда было не подняться. Да что там – антисемитизм самый обыкновенный вполне процветал. Казуистический, шизофренический антисемитизм. По паспорту русский, коммунист, вырос в детдоме, связей за границей не имеет – но нос у него еврейский - значит все, конец карьере. А если «р» не выговаривает, то вообще пиши пропало.
И потому обычному еврею правоверным коммунистом быть было невозможно, как и нормальному крымскому татарину. Им можно было быть только "ущербными коммунистами", а таких было огромное количество.
Партийцы же проявляли гибкость. Вспомним состав какой нибудь рядовой партийной ячейки, фамилии его актива: сначала проверенные Николаев А. М., Сидоров П.В., Полевой З.Л. а потом двое «сомнительных» - какой нибудь Чурленис Герман Арвидасович и неизменный Геншензон Самуил Самуилович. Интернационализм налицо. И никто не посмеет обвинять ленинцев в гонениях на покоренные народы. Кто их в партию звал, всех этих чурленисов и гершензонами? Сами пришли принять участие в работе.
И фронт работ у них был соответствующий. Преимущественно по линии своих народов. Кто не знает, что самые лучшие охранники для политических зеков-украинцев были с Украины? Или как на заседаниях кафедр гершензоны травили эпштейнов? Свои своих лучше чувствуют. Там, где Сидоров дров наломает, там гершензон метущегося космополита так подковырнет, что сразу вскроет его антимаркстистскую сущность. А узбекские коммунисты как умело и твердо обеспечивали стойкие урожаи хлопка? Им за их мудрость ноги трудящиеся целовали! Кто же из сидоровых добьется такой идейности? Никто. Связей с узбекским народом не чувствует и потому ничего у него не выйдет.
И кто, как не крымский татарин убедительнее расскажет, что никакой трагедии с их народом не произошло? Латыш что ли, или все тот же Иванов? Слабо у тех выйдет, не поверят. И потому проверенные крымские татары были очень нужны и важны. Кто же возглавит неокрепшую интеллигентскую массу, кто разъяснит сложность текущего момента молодежи? Только свои.
Перейдем теперь к нашим дням. Работавший в Ташкенте шофером простой крымский татарин Исмет сейчас в Крыму работает шофером тоже. Строит дом, как сказке про Чипполино, покупает каждый день по кирпичику. И доверяет Джемилеву и Меджлису. А его почти ровесник, но чуть старше, взращенный в Союзписе УзССР, работает не шофером, а «национальной интеллигенцией», и говорит Исмету: «Ты, уважаемый, не понимаешь сложности момента. Ты не знаешь, кто боролся за твое возвращение в Крым. И своих героев ты не знаешь, потому что герои – это такие, как мы. Я все хорошо помню, а ты нет. Я и есть самый настоящий герой». Тут друзья нашего национального интеллигента хором за него заступаются: «Да – он и есть герой. Мы это всегда помнили, уважаемый, а ты что то напутал. Момент просто сложный был тогда, уважаемый, много всего неоднозначного было. А теперь ясно, кто герой, а кто нет, и вообще проявляй уважение к старшим людям».
Что в результате получается? Коммунистам нельзя отказать в прозорливости: сеяли семена умело и в нужной среде. Семена в виде «национальной интеллигенции» советского типа взошли и даже уже осыпаются, а национальная мысль терроризированных народов все еще в младенческом состоянии. Речь тут не совсем о уважаемом многими господине Дагджи, о его защитниках и людях схожей судьбы и взглядов. Национально значимые продукты мысли все куда то не в ту сторону заворачивают, сказывается многолетнее зубрение «Краткого курса ВКП (б)» и заседания в редколлегиях советских газет. Евреям легче, там каждый себе интеллигент, но, владея пером, от лица нашего обобщенного Исмета как и раньше выступают люди, еще недавно славшие телеграммы в Политбюро с благодарностями за все содеянное их народу.
И получается дурацкий спектакль. Остается вопрос: сколько еще времени можно быть «советскими людьми», а не «евреями» и «татарами», да еще поддакивать своим коммунистам в национальной одежде?
В начале статьи, или скорее реплики, на развернувшуюся в крымской прессе дискуссию о некоторых «неоднозначных деятелях крымскотатарского движения» сразу же внесу свою поправку: речь пойдет о деятелях не «крымскотатарских» прежде всего, а вполне советских по духу и представлениям. Вспоминается заявления некого моего знакомого, кричавшего году эдак в 94-м: «Да не мусульмане они, а советские люди! Все они, как и мы, были пионерами и комсомольцами!» Такой вот прикладной марксизм демонстрировал мой приятель. Так ведь был прав, в чем-то очень прав!
И еще вспоминается стишок советских времен:
Хорошо, что Ю.Гагарин
Не еврей и не татарин
Не латыш и не узбек
А наш советский человек!
Остроумный, по-советски иронический стишок, будто бы изнутри показывающий «глубинный нерв» советской национальной политики. А политика эта, как и все в Союзе, определялась некими негласными внутренними директивами. В религией боролись, а православную церковь материально поддерживали (высших в смысле иерархов), да и много чего такого в этом духе. Интернационализм вроде как чуть ли не главным тезисом всегда утверждался, а еврею дальше определенного уровня никуда было не подняться. Да что там – антисемитизм самый обыкновенный вполне процветал. Казуистический, шизофренический антисемитизм. По паспорту русский, коммунист, вырос в детдоме, связей за границей не имеет – но нос у него еврейский - значит все, конец карьере. А если «р» не выговаривает, то вообще пиши пропало.
И потому обычному еврею правоверным коммунистом быть было невозможно, как и нормальному крымскому татарину. Им можно было быть только "ущербными коммунистами", а таких было огромное количество.
Партийцы же проявляли гибкость. Вспомним состав какой нибудь рядовой партийной ячейки, фамилии его актива: сначала проверенные Николаев А. М., Сидоров П.В., Полевой З.Л. а потом двое «сомнительных» - какой нибудь Чурленис Герман Арвидасович и неизменный Геншензон Самуил Самуилович. Интернационализм налицо. И никто не посмеет обвинять ленинцев в гонениях на покоренные народы. Кто их в партию звал, всех этих чурленисов и гершензонами? Сами пришли принять участие в работе.
И фронт работ у них был соответствующий. Преимущественно по линии своих народов. Кто не знает, что самые лучшие охранники для политических зеков-украинцев были с Украины? Или как на заседаниях кафедр гершензоны травили эпштейнов? Свои своих лучше чувствуют. Там, где Сидоров дров наломает, там гершензон метущегося космополита так подковырнет, что сразу вскроет его антимаркстистскую сущность. А узбекские коммунисты как умело и твердо обеспечивали стойкие урожаи хлопка? Им за их мудрость ноги трудящиеся целовали! Кто же из сидоровых добьется такой идейности? Никто. Связей с узбекским народом не чувствует и потому ничего у него не выйдет.
И кто, как не крымский татарин убедительнее расскажет, что никакой трагедии с их народом не произошло? Латыш что ли, или все тот же Иванов? Слабо у тех выйдет, не поверят. И потому проверенные крымские татары были очень нужны и важны. Кто же возглавит неокрепшую интеллигентскую массу, кто разъяснит сложность текущего момента молодежи? Только свои.
Перейдем теперь к нашим дням. Работавший в Ташкенте шофером простой крымский татарин Исмет сейчас в Крыму работает шофером тоже. Строит дом, как сказке про Чипполино, покупает каждый день по кирпичику. И доверяет Джемилеву и Меджлису. А его почти ровесник, но чуть старше, взращенный в Союзписе УзССР, работает не шофером, а «национальной интеллигенцией», и говорит Исмету: «Ты, уважаемый, не понимаешь сложности момента. Ты не знаешь, кто боролся за твое возвращение в Крым. И своих героев ты не знаешь, потому что герои – это такие, как мы. Я все хорошо помню, а ты нет. Я и есть самый настоящий герой». Тут друзья нашего национального интеллигента хором за него заступаются: «Да – он и есть герой. Мы это всегда помнили, уважаемый, а ты что то напутал. Момент просто сложный был тогда, уважаемый, много всего неоднозначного было. А теперь ясно, кто герой, а кто нет, и вообще проявляй уважение к старшим людям».
Что в результате получается? Коммунистам нельзя отказать в прозорливости: сеяли семена умело и в нужной среде. Семена в виде «национальной интеллигенции» советского типа взошли и даже уже осыпаются, а национальная мысль терроризированных народов все еще в младенческом состоянии. Речь тут не совсем о уважаемом многими господине Дагджи, о его защитниках и людях схожей судьбы и взглядов. Национально значимые продукты мысли все куда то не в ту сторону заворачивают, сказывается многолетнее зубрение «Краткого курса ВКП (б)» и заседания в редколлегиях советских газет. Евреям легче, там каждый себе интеллигент, но, владея пером, от лица нашего обобщенного Исмета как и раньше выступают люди, еще недавно славшие телеграммы в Политбюро с благодарностями за все содеянное их народу.
И получается дурацкий спектакль. Остается вопрос: сколько еще времени можно быть «советскими людьми», а не «евреями» и «татарами», да еще поддакивать своим коммунистам в национальной одежде?
Відповіді
2007.04.24 | Tatarchuk
Re: Спектакль одного актера.
Да, Тимур Дагджи вдохновляет и вдохновляет нове массы трудящейся интеллигенции. Вот кому-то и гонорар уже наверное заплатили, и редактор долго говорил: "Неужели это правда? И где ты такого персонажа выкопал, в наше-то время!"2007.04.24 | Chief
Re: Спектакль одного актера.
Tatarchuk пише:> Да, Тимур Дагджи вдохновляет и вдохновляет нове массы трудящейся интеллигенции. Вот кому-то и гонорар уже наверное заплатили, и редактор долго говорил: "Неужели это правда? И где ты такого персонажа выкопал, в наше-то время!"
Веселый Вы человек, Татарчук.
А мне вот совсем невесело. Мне даже страшно. Что прозревают и точно оценивают эту ситуацию украиинцы, русские и евреи. А крымские татары так и не поняли о чем эта история...
2007.04.25 | Tatarchuk
Re: Спектакль одного актера.
Chief пише:> Tatarchuk пише:
> > Да, Тимур Дагджи вдохновляет и вдохновляет нове массы трудящейся интеллигенции. Вот кому-то и гонорар уже наверное заплатили, и редактор долго говорил: "Неужели это правда? И где ты такого персонажа выкопал, в наше-то время!"
>
> Веселый Вы человек, Татарчук.
>
> А мне вот совсем невесело. Мне даже страшно. Что прозревают и точно оценивают эту ситуацию украиинцы, русские и евреи. А крымские татары так и не поняли о чем эта история...
Да, веселого мало. Браты Гуаско исчезли, разобидевшись на всех и на нас в том числе. Тимуровцы захватили все газеты кроме нейтрального (!) Авдета. Какие-то московские оберменши выдают себя за татар с татарстанскими фамилиями и вещают истину про "Оранжевый геноцид". Меджлис (который просто Меджлис а не "истиный") занят поисками номеров в предвыборных блоках.
Мой знакомый вернулся из Молдовы - говорит у них то же самое. Народ пассионарный, подрывной на любое дело, но информационную войну проигрывает ... потому что не ведет такой войны совсем.
2007.04.25 | Chief
Re: Спектакль одного актера.
Tatarchuk пише:> > А мне вот совсем невесело. Мне даже страшно. Что прозревают и точно оценивают эту ситуацию украиинцы, русские и евреи. А крымские татары так и не поняли о чем эта история...
>
> Да, веселого мало. Браты Гуаско исчезли, разобидевшись на всех и на нас в том числе. Тимуровцы захватили все газеты кроме нейтрального (!) Авдета. Какие-то московские оберменши выдают себя за татар с татарстанскими фамилиями и вещают истину про "Оранжевый геноцид". Меджлис (который просто Меджлис а не "истиный") занят поисками номеров в предвыборных блоках.
Н-да, что братья Гуаско исчезли - плохо. Толковые ребята, если судить по их тексту. Про Авдет получила сегодня отклик одного их читателя, ну да не хочу его посылать - а то Хан обидится . Все равно никакой возможности повлиять на Авдет ни у меня, ни у кого другого нет.
2007.04.25 | Tatarchuk
Re: Спектакль одного актера.
Chief пише:> Tatarchuk пише:
> > > А мне вот совсем невесело. Мне даже страшно. Что прозревают и точно оценивают эту ситуацию украиинцы, русские и евреи. А крымские татары так и не поняли о чем эта история...
> >
> > Да, веселого мало. Браты Гуаско исчезли, разобидевшись на всех и на нас в том числе. Тимуровцы захватили все газеты кроме нейтрального (!) Авдета. Какие-то московские оберменши выдают себя за татар с татарстанскими фамилиями и вещают истину про "Оранжевый геноцид". Меджлис (который просто Меджлис а не "истиный") занят поисками номеров в предвыборных блоках.
>
> Н-да, что братья Гуаско исчезли - плохо. Толковые ребята, если судить по их тексту. Про Авдет получила сегодня отклик одного их читателя, ну да не хочу его посылать - а то Хан обидится . Все равно никакой возможности повлиять на Авдет ни у меня, ни у кого другого нет.
Як повідоміли мені джерела у відроджуванному Медіа-Кримі, зараз прийде важка артилерія. Нові експерти тощо.
Наприклад Гуьнара Бекірова та Алі Хамзін можуть друкувати там всі статті які є актуальними а не суто науково-історичними. Це наслідок рішення по рестркутурізації проекту та його продовження.
2007.04.25 | Chief
Re: Спектакль одного актера.
Tatarchuk пише:> Як повідоміли мені джерела у відроджуванному Медіа-Кримі, зараз прийде важка артилерія. Нові експерти тощо.
> Наприклад Гуьнара Бекірова та Алі Хамзін можуть друкувати там всі статті які є актуальними а не суто науково-історичними. Це наслідок рішення по рестркутурізації проекту та його продовження.
Спасибо за информацию.
Если напишу что-нибудь "актуальное, а не научно-историческое", буду иметь в виду этот ресурс
2007.04.25 | Chief
А вот еще какую статью с Медиа-Крым я нашла... Мне кажется,
автор - один из майдановцев...http://mediacrimea.com.ua/index.php?newsid=943
2007.04.25 | Tatarchuk
Вже в статтях (л)
http://maidan.org.ua/static/krymmai/1177509790.html2007.04.25 | Гуливер
Re: А вот еще какую статью с Медиа-Крым я нашла... Мне кажется,
Chief пише:> автор - один из майдановцев...
>
> http://mediacrimea.com.ua/index.php?newsid=943
не нашел кто автор статьи
2007.04.25 | Chief
Re: А вот еще какую статью с Медиа-Крым я нашла... Мне кажется,
Гуливер пише:> не нашел кто автор статьи
Ильми Ильясов
2007.04.26 | Ночной дозор
Re: Ильми Ильясов
Chief пише:> Гуливер пише:
> > не нашел кто автор статьи
>
> Ильми Ильясов
Ну, и кто же скрывается за этим именем? Или, наоборот: за каким майдановским ником скрывается И.И.?
2007.04.26 | Chief
Re: Ильми Ильясов
Ночной дозор пише:> > Ильми Ильясов
>
> Ну, и кто же скрывается за этим именем? Или, наоборот: за каким майдановским ником скрывается И.И.?
У меня есть догадка, кто это, но не скажу.
А о чем могу сказать с полной уверенностью, так это о том, что это не я
2007.04.26 | Брат-1
Re: Ильми Ильясов
Chief пише:> Ночной дозор пише:
> > > Ильми Ильясов
> >
> > Ну, и кто же скрывается за этим именем? Или, наоборот: за каким майдановским ником скрывается И.И.?
>
> У меня есть догадка, кто это, но не скажу.
>
> А о чем могу сказать с полной уверенностью, так это о том, что это не я
И у меня есть догадка, переростающая в уверенность. Но - я тоже не скажу, пока он сам не признается.
2007.04.25 | Alessandro
Если автор из майдановцев,то просьба к автору исправить опечатку
> ... єдиної кримськотатарської газети „Прапор Леніна” (Ленін Байрами)...Ленин Байрагъы, а не Ленин Байрамы.