Статья Тенгиза Гудавы на "эстонскую тему"
04/30/2007 | Chief
Тенгиз Гудава
Эстонский прецедент
Значит так: мухи отдельно, котлеты отдельно. Снос или перенос каменного монумента это право муниципальных – даже не национальных - властей и тут нет места для дебатов. На русский вопрос: нравимся мы тебе? – суверенная страна может ответить «да» или «нет». Если Эстонии не нравится сегодняшняя Россия, она не одинока в своем чувстве.
Почему вдруг советский солдат стал героем? Потому что современная Россия от Советского Союза не далеко ушла, и это не история, это выбор сего дня. Допустим, что так эстонские власти выражают свое стремление отмыться не только от «прошлого» СССР, но и от «новой» России, которая сама олицетворяет себя с Советской империей.
Это – мухи.
Совершенно иной вопрос – могилы. Тут нет никакой связи с каменным монументом, являющим собой атавизм языческого поклонения. Памятник к памяти имеет такое же отношение, как канализация к каналу. Для памяти есть молебен, церковь, икона святых, альбом фотографий. Каменный истукан с торчащим автоматом – это не христианский, не иудейский, не мусульманский и вообще не религиозный символ. Это едва приукрашенный сатанизм и скульптура как объект поклонения – нонсенс.
Что касается раскопок могил, то тут, в самом деле очень щепетильная тема. Мертвые не любят, когда их беспокоят, и без крайней надобности не стоит этого делать. Впрочем, эстонские власти проявляют достаточную осторожность, пригласив священников для освящения раскопок. С другой стороны, вероятно, имеет смысл идентифицировать останки и передать их родственникам или родине павшего воина. Мой дядя погиб в Белоруссии и похоронен в братской могиле. Если бы белорусские власти идентифицировали его останки и дали возможность похоронить его вместе с родными – я был бы только благодарен.
Отдельный вопрос: зачем надо было дергать медведя за хвост? В принципе, незачем. Но если медведь не цирковой, и не способен в дрессуре, то из цирка его лучше выгнать. Дикость свою пусть в лесу демонстрирует. Жест эстонских властей в этом аспекте понятен и правомочен. Где, скажите, находятся памятники фашистской эпохи? Где монументы Гитлеру, Герингу, эсесовскому солдату? Равен ли эсесовский солдат СМЕРШевскому или НКВДэшному – вопрос риторический. Равен. К тому же не следует забывать, что советский солдат пришел в независимую Эстонию как оккупант, в соответствии с пактом Молотова-Риббентропа.
В одной альпийской баварской деревушке я посетил часовенку, где был мемориал погибшим на Кавказе. Все мужское молодое население деревни погибло в тех далеких горах. Их помнят родные, помнит деревня, помнит и народ. Но не требует же Германия открытия памятника на Эльбрусе!
Я абсолютно убежден, что все памятники советской эпохи надо либо демонтировать и либо передать их России (Харькову, Приднестровью и т.д.), либо пустить на щебенку. Можно иметь памятник в частном порядке, у себя дома, во дворе, в сарае или в специальном музее. Но не столичной площади, не как объект чучхейского поклонения. Это ни к чему павшим солдатам. Это ни к чему живым гражданам. Это ни к чему будущему.
Россия сегодня страдает синдромом иммунодефицита, вызванного незалеченным советизмом. Она шарахается от всего, что гигиенически не приемлет ее моральную нечистоплотность. Она бежит от «цветных революций» и демократической эволюции, от Запада и Востока, от Европы и Америки, от Грузии и Молдовы, от Латвии и Эстонии, от Польши и Чехии, от евреев и негров, армян и азербайджанцев, Ходорковского и Березовского, от Каспарова и Лимонова, от Политковской и Литвиненко, от студентов Гиги и Юли, от НПО и ПРО, от всего!
Российские политики впадают в истерику от «засуживания» на олимпиадах и в докладах Госдепартамента США. Они призывают «порвать» Америку и Данию, «наказать» польское мясо, украинское сало и грузинское вино с боржомом.
Насквозь коррумпированная российская политическая братия просто привыкла вести себя как коллективный хам, натаскивая и натравливая на бесчисленного и беконечного врага своих отмороженных «скинов» и «нашистов», ничем от нацистов не отличимых. По сути, власти России своими руками подталкивают страну к фашизации, к пути той самой Германии, победу в войне с которой они почему-то приписывают себе.
Когда-то правозащитная общественность мира совершила ошибку, считая Суд, некий Нюрнбергский процесс над злодеяниями советизма контрпродуктивным. Увы, деградация демократических начинаний в России и других странах бывшего СССР, парадоксальная «советизация» России и одновременно ее фашизация – стали продуктами той исторической «политкорректности». Мы не помогли новой России отличить в своем прошлом «семена от плевел», мы «агнцев» не отделили от «козлищ», и получили в итоге не метаморфозу куколки в бабочку, а куколку с крыльями.
Эстонский прецедент очень опасен. Чем больше мир будет отторгать Россию с ее нынешними нефтегазовыми уродствами, тем больше она будет маргинализироваться, ощетиниваться. С другой стороны, нельзя мириться с явлением, которое смердит, особенно если ты сосед.
Я думаю, сегодня не вопрос: кого поддержать – Эстонию или Россию? Надо поддержать здравый смысл. Надо поддержать память не только погибших на войне, но и погибших в лагерях.
Советские памятники, «советская память» не должны маячить там, где им не место: в новом мире новых демократий.
Тенгиз Гудава
30 апреля 2007 года
Эстонский прецедент
Значит так: мухи отдельно, котлеты отдельно. Снос или перенос каменного монумента это право муниципальных – даже не национальных - властей и тут нет места для дебатов. На русский вопрос: нравимся мы тебе? – суверенная страна может ответить «да» или «нет». Если Эстонии не нравится сегодняшняя Россия, она не одинока в своем чувстве.
Почему вдруг советский солдат стал героем? Потому что современная Россия от Советского Союза не далеко ушла, и это не история, это выбор сего дня. Допустим, что так эстонские власти выражают свое стремление отмыться не только от «прошлого» СССР, но и от «новой» России, которая сама олицетворяет себя с Советской империей.
Это – мухи.
Совершенно иной вопрос – могилы. Тут нет никакой связи с каменным монументом, являющим собой атавизм языческого поклонения. Памятник к памяти имеет такое же отношение, как канализация к каналу. Для памяти есть молебен, церковь, икона святых, альбом фотографий. Каменный истукан с торчащим автоматом – это не христианский, не иудейский, не мусульманский и вообще не религиозный символ. Это едва приукрашенный сатанизм и скульптура как объект поклонения – нонсенс.
Что касается раскопок могил, то тут, в самом деле очень щепетильная тема. Мертвые не любят, когда их беспокоят, и без крайней надобности не стоит этого делать. Впрочем, эстонские власти проявляют достаточную осторожность, пригласив священников для освящения раскопок. С другой стороны, вероятно, имеет смысл идентифицировать останки и передать их родственникам или родине павшего воина. Мой дядя погиб в Белоруссии и похоронен в братской могиле. Если бы белорусские власти идентифицировали его останки и дали возможность похоронить его вместе с родными – я был бы только благодарен.
Отдельный вопрос: зачем надо было дергать медведя за хвост? В принципе, незачем. Но если медведь не цирковой, и не способен в дрессуре, то из цирка его лучше выгнать. Дикость свою пусть в лесу демонстрирует. Жест эстонских властей в этом аспекте понятен и правомочен. Где, скажите, находятся памятники фашистской эпохи? Где монументы Гитлеру, Герингу, эсесовскому солдату? Равен ли эсесовский солдат СМЕРШевскому или НКВДэшному – вопрос риторический. Равен. К тому же не следует забывать, что советский солдат пришел в независимую Эстонию как оккупант, в соответствии с пактом Молотова-Риббентропа.
В одной альпийской баварской деревушке я посетил часовенку, где был мемориал погибшим на Кавказе. Все мужское молодое население деревни погибло в тех далеких горах. Их помнят родные, помнит деревня, помнит и народ. Но не требует же Германия открытия памятника на Эльбрусе!
Я абсолютно убежден, что все памятники советской эпохи надо либо демонтировать и либо передать их России (Харькову, Приднестровью и т.д.), либо пустить на щебенку. Можно иметь памятник в частном порядке, у себя дома, во дворе, в сарае или в специальном музее. Но не столичной площади, не как объект чучхейского поклонения. Это ни к чему павшим солдатам. Это ни к чему живым гражданам. Это ни к чему будущему.
Россия сегодня страдает синдромом иммунодефицита, вызванного незалеченным советизмом. Она шарахается от всего, что гигиенически не приемлет ее моральную нечистоплотность. Она бежит от «цветных революций» и демократической эволюции, от Запада и Востока, от Европы и Америки, от Грузии и Молдовы, от Латвии и Эстонии, от Польши и Чехии, от евреев и негров, армян и азербайджанцев, Ходорковского и Березовского, от Каспарова и Лимонова, от Политковской и Литвиненко, от студентов Гиги и Юли, от НПО и ПРО, от всего!
Российские политики впадают в истерику от «засуживания» на олимпиадах и в докладах Госдепартамента США. Они призывают «порвать» Америку и Данию, «наказать» польское мясо, украинское сало и грузинское вино с боржомом.
Насквозь коррумпированная российская политическая братия просто привыкла вести себя как коллективный хам, натаскивая и натравливая на бесчисленного и беконечного врага своих отмороженных «скинов» и «нашистов», ничем от нацистов не отличимых. По сути, власти России своими руками подталкивают страну к фашизации, к пути той самой Германии, победу в войне с которой они почему-то приписывают себе.
Когда-то правозащитная общественность мира совершила ошибку, считая Суд, некий Нюрнбергский процесс над злодеяниями советизма контрпродуктивным. Увы, деградация демократических начинаний в России и других странах бывшего СССР, парадоксальная «советизация» России и одновременно ее фашизация – стали продуктами той исторической «политкорректности». Мы не помогли новой России отличить в своем прошлом «семена от плевел», мы «агнцев» не отделили от «козлищ», и получили в итоге не метаморфозу куколки в бабочку, а куколку с крыльями.
Эстонский прецедент очень опасен. Чем больше мир будет отторгать Россию с ее нынешними нефтегазовыми уродствами, тем больше она будет маргинализироваться, ощетиниваться. С другой стороны, нельзя мириться с явлением, которое смердит, особенно если ты сосед.
Я думаю, сегодня не вопрос: кого поддержать – Эстонию или Россию? Надо поддержать здравый смысл. Надо поддержать память не только погибших на войне, но и погибших в лагерях.
Советские памятники, «советская память» не должны маячить там, где им не место: в новом мире новых демократий.
Тенгиз Гудава
30 апреля 2007 года
Відповіді
2007.04.30 | Помощник дежурного :)
Re: Статья Тенгиза Гудавы на "эстонскую тему"
Chief пише:> Тенгиз Гудава
>
> Эстонский прецедент
>> Советские памятники, «советская память» не должны маячить там, где им не место: в новом мире новых демократий.
>
>
>
> Тенгиз Гудава
>
> 30 апреля 2007 года
И это правильно!
2007.04.30 | Ночной дозор
Мы должны поддерживать эстонцев
В Крыму ландшафт изгажен этими безымянными солдатами, вокруг которых кури бегают и голуби какают. Потухшие "вечные" огни - газпром зажилил газ, депутаты - средствА.Топонимика - даже комментировать не хочется, все всё знают и все уже сказано.
Истуканы стоят - принципиально - безымянным солдатам. Никому не надо, чтобы солдаты стали имянными. А то имена заговорят по-другому. На тысячу вчерашних "безымянных" будет полтысячи расстрелянных своими, убитых в спину, а то и никаких не своих, а взятых в плен и сваленных к "безымянным". Сколько из них, со своими именами-фамилиями, окажутся при жизни репрессированными ("слышал частушку про Сталина и не стукнул тотчас"), даже трудно сказать. Много!
Современные технологии позволяют установить такие ФИО за пару лет. Хотят ли этого дети-внуки НКВДистов?
P.S. По моим данным, такая точно ситуация и собственно в Эстонии. Поэтому бесы и бесятся.
2007.04.30 | Chief
Re: Мы должны поддерживать эстонцев
Ночной дозор пише:> В Крыму ландшафт изгажен этими безымянными солдатами, вокруг которых кури бегают и голуби какают. Потухшие "вечные" огни - газпром зажилил газ, депутаты - средствА.
> Топонимика - даже комментировать не хочется, все всё знают и все уже сказано.
> Истуканы стоят - принципиально - безымянным солдатам.
...Зато на родине генерала-правозащитника Петра Григоренко до сих пор нет ни памятника (и даже бюста), ни улицы этого, без преувеличения, Героя.
2007.04.30 | Tatarchuk
а откуда текст?
2007.04.30 | Chief
Re: а откуда текст?
Текст пришел ко мне в рассылке Фонда П.Григоренко с личного адреса автора статьи.2007.04.30 | Tatarchuk
Спасибо. уже в статьях
и не Криму а "Великого" Майдану http://maidanua.org/static/mai/1177947742.html