Психопат Бузина продолжает свое грязное дело
05/07/2007 | Бё!
Меня особенно впечатлило начало про "немытых девок" и "засаленные подушки"...
Истории от Олеся Бузины.
Как казаки крымскому хану служили
Об этой позорной странице в истории Запорожской Сечи у нас очень не любят вспоминать. Еще бы! Славные «лыцари», защитники Украины и православия, оказались «подножками» даже не Москвы или Варшавы, а какого-то Бахчисарая – грязной деревни с полудиким ханом, курившим кальян и лапавшим немытых девок из своего гарема на засаленных подушках.
Как же так вышло, что наследники бесстрашного Ивана Сирко, оказались в рабстве у этого, говоря современным языком, третьеразрядного рэкетира?
ХОТЕЛИ ПОД ШВЕЦИЮ. А спасибо нужно сказать Мазепе и Орлику! И еще одному проходимцу – кошевому атаману Гордиенко! Это они подбили чубатых сечевиков, не шибко разбиравшихся в тонкостях международной политики, перекинуться на сторону шведского короля. Хватит, мол, служить Петру I – под Карлом XII будет веселей! Это уже в XX веке наши продажные историки придумали миф, будто бы Мазепа боролся за независимость Украины. А документы, вышедшие из-под пера самого гетмана-изменника и его прихлебателей, рисуют совсем другую картину.
Взять хотя бы так называемую «конституцию» Пилипа Орлика. Во-первых, никакая не конституция. Официально эта «бумажка» называется «Договор и постановление между гетманом Орликом и войском Запорожским». «Найяснейшим Протектором Нашим» она признает «Его Королевское Величество Шведское». Причем, на вечные времена! То есть, до сих пор! Так и написано: «Короли Шведские вечными протекторами Украины титуловалися для большой крепости отчизны нашой». Если сейчас по этой, с позволения сказать, проститутской «конституции» жить, то нужно срочно сдать независимость и поступить в подданство шведскому королю – благо, его приемники до сих пор сидят в Стокгольме! Хорошо было бы! И флаг у нас похожий – тоже сине-желтый.
Но в XVIII веке Украина не поддержала этот прогрессивный предательский курс. Карл XII, как известно, дал драла из-под Полтавы. А за ним только сверкали пятками Орлик с Мазепой и то ли десять, то ли, по другим данным, восемь тысяч запорожцев. В сражении они не участвовали, так как постоянно валялись пьяными. Как пишет французский историк Вольтер, «с трудом можно было от них добиться, чтобы они не напивались, ибо этим начинали они день». Зато пьянчуги протрезвели к бегству. По уверению пастора Крмана, путешествовавшего вместе с Карлом XII, запорожцы беззастенчиво грабили своих союзников-шведов, когда вместе наперегонки неслись к Днепру. Только швед замешкается, а казачок сразу у него что-нибудь и стырит!
А ЛЕГЛИ ПОД ХАНА! Большинство шведов на переправе капитулировало. А большинство запорожцев, хорошо знавших эти места, наоборот спаслось и переплыло на турецкую сторону. Мазепа вскоре умер, а казаки избрали своим гетманом Орлика и заключили с ним ту самую пресловутую «конституцию».
Главным другом Украины этот договор называл хана и требовал, «абы ни в чом з Панством Крымским приязнь и побратимство не нарушилося через своевольных и легкомысленных з нашей стороны людей». Во исполнение этой программы уже в январе 1711 года, когда замерзли реки, запорожцы вместе с татарами пошли в набег на… Украину! Беззащитных крестьян на продажу похватали без счета. Но города не сдавались. Под Белой Церковью войска хана и Орлика застряли до весны, а потом, так и не взяв ее, повернули назад. План предателей провалился. Нужно было как-то обживаться на чужой земле.
В XVIII веке территория нынешних Одесской, Николаевской, Херсонской и Донецкой областей принадлежали Крымскому ханству. Тут кочевали татарские орды. По соседству с ними в Алешках на левом берегу Днепра разбили свою Сечь и запорожцы. Она находилась в восемнадцати верстах от того места, где впоследствии Екатерина II заложит Херсон. Но до Екатерины и ее славных войн было еще далеко. А пока казаки признали своим «батюшкой-царем» хана-басурмана. Из «друга» он неожиданно стал хозяином.
КРЫМСКИЙ ОТПУСК. Жилось под ханом запорожцам отвратительно. Татары запретили им строить вокруг Сечи укрепления. Все пушки отобрали. Когда к кошевому атаману хан посылал с инспекцией своего представителя, с ним являлось не меньше двух сотен свиты. «Все сие многолюдство, -- писал историк Аполлон Скальковский, -- должны были казаки содержать на своем коште, кормить их лошадей и при том еще богато дарить сих гостей при их отъезде».
Запорожцев заставляли без всякого вознаграждения ремонтировать укрепления на Перекопе. Посылали их в походы на черкесов и молдаван. Не давали бесплатно добывать соль в прибрежных лиманах, обвиняя в спекуляции. За набеги на польские владения крымская власть казаков нещадно штрафовала и приказывала возмещать ущерб. Когда часть татар восстала против хана Менгли-Гирея по кличке Кара (Черный), запорожцы выступили на их стороне. Бунт подавили. Но отношение к бунтовщикам было разным. Всех татар помиловали, а полторы тысячи запорожцев продали на галеры.
ПРОСТИТЕ, ВАШЕ ВЕЛИЧЕСТВО! Всего через несколько лет крымского «курорта» казаки уже снова просились в подданство русскому царю! В 1716 году они направили «нижайшую челобитную» гетману Скоропадскому, правившему на Украине, чтобы он ходатайствовал за них перед Петром I. Но справедливый царь, больше всего не любивший разномастных иуд, даже с элегантными оселедцами на макушках, постановил: для полного исправления запорожцам следует еще немножко отдохнуть «в гостях» у хана.
Особенно интенсивно процесс перевоспитания пошел, когда уже после смерти Петра ханом стал энергичный Каплан-Гирей. Этот вообще ни с кем не любил церемониться и после очередной жалобы поляков прислал на Сечь ярлык с такими словами: «Если и в дальнейшем будете какое-нибудь воровство и насилие кому-либо причинять, то уже только штрафом не отделаетесь, а всех вас, атаманов и стариков, истребить и разогнать велю. И ты, пан кошевой, если не будешь своих полковников от своеволия удерживать и нас, Панство Крымское, срамом покрывать не перестанешь, то и сам смертной казни дожидайся… В дальнейшем, если какая-нибудь жалоба до нас дойдет, то не будь я ханом, если всех вас не истреблю».
Казаки поняли: под царем все-таки вольготнее! Письма с просьбами о прощении посыпались в Петербург мешками! Только император проснется, а ему в Зимний дворец опять очередную порцию казачьих «слез и соплей» несут – от раскаявшихся бывших подданных. Но в столице не спешили прощать негодяев, запятнавших себя сотрудничеством с врагами отечества. И лишь в 1733 году императрица Анна Иоанновна, племянница Петра, направила в Сечь грамоту, в отличие от сочинения Каплан-Гирея, по-бабьи милостивую: «Мы вам прегрешения ваши всемилостивейшее отпускаем в той надежде, что вы те свои прегрешения искупите и в наилучшей и полной верности к Нам будете».
В марте следующего 1734 года запорожцы, выстроившись в походный табор, двинулись домой, рассказывая по дороге татарам, что ищут «более спокойных мест». Четверть века бестолковой «эмиграции» закончилось. Только Орлик со своей брехливой «конституцией» подмышкой бегал кругами и умолял вернуться под хана. Но его уже никто не слушал. Что такое басурманская милость, осознали даже самые тупые сечевики.
ЧИСТОПЛОТНЫЕ ТУРКИ И ГРЯЗНЫЕ ТАТАРЫ
Для характеристики цивилизации, частью которой оказались запорожские казаки, поступив на службу хану, лучше всего подходят мемуары современников. Уже упомянутый мною пастор Даниель Крман, находившийся в обозе Карла XII, добежал вместе со шведами и мазепинцами до Очакова. Тогда это был провинциальный турецкий город. Чистоплотность турок поразила европейца. Он пишет, что турки раз или дважды в неделю посещают баню, а выбривают не только головы, но и грудь, затылок и даже подмышки. «Сколько раз мусульмане опорожняют пузырь или желудок, -- пишет Крман, -- столько же раз моют срамное место и руки». Но в качестве общественной уборной очаковцы использовали обычный ров вокруг крепостной стены: «Ров наполняется водой из моря. Сюда приходят жители опорожнять свой желудок, не имея другого места, которое бы служило для этой цели. В Очакове проживают волохи, татары, греки и особенно турки, которые продают разный товар, главным образом, имбирь, специи, фиги, инжир, табак и турецкое льняное полотно».
Зато кочевые татары Крману не понравились: «Миски и горшки они никогда не моют, грязью и нечистотами не брезгуют. Жен, пока те не родили, законными не признают. Татарские женщины весьма омерзительны, похожи на цыганок». К сожалению, перевод дневника этого путешественника вышел в Украине крошечным тиражом. У нас о нем почти не знают.
АНТИСЕМИТСКАЯ «КОНСТИТУЦИЯ» ОРЛИКА ПРЕСЛЕДОВАЛА «ЗЛОВЕРИЕ ЖИДОВСКОЕ»
Авторы современных украинских учебников всю правду о так называемой «конституции» Орлика скрывают. Например, в «Истории Украины» для 8-го класса Виталия Власова написано, что государственной религией она объявляла православие, но ни слова не говорится, что на самом деле документ, сочиненный Орликом, разжигал межнациональную и религиозную рознь. Это был дикий средневековый акт, не имеющий ничего общего ни с гуманизмом, ни с правами человека.
Псевдоконституция требовала, чтобы гетман, прежде всего, следил, «абы жадное иноверие в Малую Россию, отчизну нашу, не от кого не было впроваджено». Поэтому иноверцам запрещалась не только проповедь, но даже «сожитие на Украине, а найбарзей зловерию Жидовскому». На то, чтобы не допустить любую веру, кроме православия, гетман должен был «все старанья ложити».
Можно только представить, какая резня началась бы, если бы Орлик и его компания захватили власть над гетманщиной! Под управлением веротерпимого и прагматичного Петра I и гетмана Скоропадского, избранного с его подачи, на Украине существовал достаточно разумный режим. Тут спокойно уживались представители различных этнических групп. Никто никого не преследовал по национальному или религиозному признаку. Царь нуждался, прежде всего, в толковых специалистах и ценил их по способностям, а не по происхождению. Ему было не важно, кто из них католик, православный, еврей или малорос. Но отсталому, набитому предрассудками Орлику это не нравилось. Будь его воля, он устроил бы на Украине новую Варфоломеевскую ночь. Но история распорядилась иначе.
ВОЛЬТЕР НАЗЫВАЛ ЗАПОРОЖЦЕВ «ШАЙКОЙ РУССКИХ, ПОЛЯКОВ И ТАТАР»
Но и для того, чтобы представить, как воспринимал Запад запорожских казаков, лучше всего дать слово тогдашним европейцам. Венецианский посол Альберто Вимина, ездивший в Украину при Богдане Хмельницком, писал о нашей земле так: «Казаки не заботятся о фабричном деле не по селам, не в городах. На столь обширном протяжении страны не видно каменных домов, исключая Киева: все это плохие хаты… Живут тесно, и зимою в одной и той же комнате помещаются люди и скот. Плохая домашняя утварь гармонирует с постройками, потому что, кроме ножа и горшка, все в доме деревянное. Лишь весьма немногие употребляют простыни; в многочисленной семье разве что на единственной кровати хозяина есть простыня; прочие спят на лавках, на соломе или на какой-нибудь шерстяной тряпке… Казаки если не пьянствуют, то развлекаются лишь танцами, охотой, стрельбой из лука или ружья».
К XVIII веку мало что изменилось. Эпоху Мазепы и Орлика описал в «Истории Карла XII» выдающийся французский просветитель Вольтер. Об Украине он пишет: «Это земля запорожцев – самого странного народа на свете. Это шайка русских, поляков и татар, исповедывающих нечто вроде христианства и занимающихся разбойничеством; они похожи на флибустьеров… Летом они всегда в походе, а зимой спят в обширных сараях, в которых помещается четыреста-пятьсот человек. Царь раздал им 60 тысяч флоринов в надежде привлечь их на свою сторону. Они взяли деньги, но, благодаря влиянию Мазепы, объявили себя сторонниками Карла XII. Но они мало служили ему, так как считают смешным сражаться иначе, как ради грабежа».
Вольтеру же принадлежит и характеристика Украины, которая справедлива до сих пор: «Плохое управление погубило здесь то добро, которое природа пыталась дать людям».
Олесь Бузина
http://www.segodnya.ua/news/191081.html
Истории от Олеся Бузины.
Как казаки крымскому хану служили
Об этой позорной странице в истории Запорожской Сечи у нас очень не любят вспоминать. Еще бы! Славные «лыцари», защитники Украины и православия, оказались «подножками» даже не Москвы или Варшавы, а какого-то Бахчисарая – грязной деревни с полудиким ханом, курившим кальян и лапавшим немытых девок из своего гарема на засаленных подушках.
Как же так вышло, что наследники бесстрашного Ивана Сирко, оказались в рабстве у этого, говоря современным языком, третьеразрядного рэкетира?
ХОТЕЛИ ПОД ШВЕЦИЮ. А спасибо нужно сказать Мазепе и Орлику! И еще одному проходимцу – кошевому атаману Гордиенко! Это они подбили чубатых сечевиков, не шибко разбиравшихся в тонкостях международной политики, перекинуться на сторону шведского короля. Хватит, мол, служить Петру I – под Карлом XII будет веселей! Это уже в XX веке наши продажные историки придумали миф, будто бы Мазепа боролся за независимость Украины. А документы, вышедшие из-под пера самого гетмана-изменника и его прихлебателей, рисуют совсем другую картину.
Взять хотя бы так называемую «конституцию» Пилипа Орлика. Во-первых, никакая не конституция. Официально эта «бумажка» называется «Договор и постановление между гетманом Орликом и войском Запорожским». «Найяснейшим Протектором Нашим» она признает «Его Королевское Величество Шведское». Причем, на вечные времена! То есть, до сих пор! Так и написано: «Короли Шведские вечными протекторами Украины титуловалися для большой крепости отчизны нашой». Если сейчас по этой, с позволения сказать, проститутской «конституции» жить, то нужно срочно сдать независимость и поступить в подданство шведскому королю – благо, его приемники до сих пор сидят в Стокгольме! Хорошо было бы! И флаг у нас похожий – тоже сине-желтый.
Но в XVIII веке Украина не поддержала этот прогрессивный предательский курс. Карл XII, как известно, дал драла из-под Полтавы. А за ним только сверкали пятками Орлик с Мазепой и то ли десять, то ли, по другим данным, восемь тысяч запорожцев. В сражении они не участвовали, так как постоянно валялись пьяными. Как пишет французский историк Вольтер, «с трудом можно было от них добиться, чтобы они не напивались, ибо этим начинали они день». Зато пьянчуги протрезвели к бегству. По уверению пастора Крмана, путешествовавшего вместе с Карлом XII, запорожцы беззастенчиво грабили своих союзников-шведов, когда вместе наперегонки неслись к Днепру. Только швед замешкается, а казачок сразу у него что-нибудь и стырит!
А ЛЕГЛИ ПОД ХАНА! Большинство шведов на переправе капитулировало. А большинство запорожцев, хорошо знавших эти места, наоборот спаслось и переплыло на турецкую сторону. Мазепа вскоре умер, а казаки избрали своим гетманом Орлика и заключили с ним ту самую пресловутую «конституцию».
Главным другом Украины этот договор называл хана и требовал, «абы ни в чом з Панством Крымским приязнь и побратимство не нарушилося через своевольных и легкомысленных з нашей стороны людей». Во исполнение этой программы уже в январе 1711 года, когда замерзли реки, запорожцы вместе с татарами пошли в набег на… Украину! Беззащитных крестьян на продажу похватали без счета. Но города не сдавались. Под Белой Церковью войска хана и Орлика застряли до весны, а потом, так и не взяв ее, повернули назад. План предателей провалился. Нужно было как-то обживаться на чужой земле.
В XVIII веке территория нынешних Одесской, Николаевской, Херсонской и Донецкой областей принадлежали Крымскому ханству. Тут кочевали татарские орды. По соседству с ними в Алешках на левом берегу Днепра разбили свою Сечь и запорожцы. Она находилась в восемнадцати верстах от того места, где впоследствии Екатерина II заложит Херсон. Но до Екатерины и ее славных войн было еще далеко. А пока казаки признали своим «батюшкой-царем» хана-басурмана. Из «друга» он неожиданно стал хозяином.
КРЫМСКИЙ ОТПУСК. Жилось под ханом запорожцам отвратительно. Татары запретили им строить вокруг Сечи укрепления. Все пушки отобрали. Когда к кошевому атаману хан посылал с инспекцией своего представителя, с ним являлось не меньше двух сотен свиты. «Все сие многолюдство, -- писал историк Аполлон Скальковский, -- должны были казаки содержать на своем коште, кормить их лошадей и при том еще богато дарить сих гостей при их отъезде».
Запорожцев заставляли без всякого вознаграждения ремонтировать укрепления на Перекопе. Посылали их в походы на черкесов и молдаван. Не давали бесплатно добывать соль в прибрежных лиманах, обвиняя в спекуляции. За набеги на польские владения крымская власть казаков нещадно штрафовала и приказывала возмещать ущерб. Когда часть татар восстала против хана Менгли-Гирея по кличке Кара (Черный), запорожцы выступили на их стороне. Бунт подавили. Но отношение к бунтовщикам было разным. Всех татар помиловали, а полторы тысячи запорожцев продали на галеры.
ПРОСТИТЕ, ВАШЕ ВЕЛИЧЕСТВО! Всего через несколько лет крымского «курорта» казаки уже снова просились в подданство русскому царю! В 1716 году они направили «нижайшую челобитную» гетману Скоропадскому, правившему на Украине, чтобы он ходатайствовал за них перед Петром I. Но справедливый царь, больше всего не любивший разномастных иуд, даже с элегантными оселедцами на макушках, постановил: для полного исправления запорожцам следует еще немножко отдохнуть «в гостях» у хана.
Особенно интенсивно процесс перевоспитания пошел, когда уже после смерти Петра ханом стал энергичный Каплан-Гирей. Этот вообще ни с кем не любил церемониться и после очередной жалобы поляков прислал на Сечь ярлык с такими словами: «Если и в дальнейшем будете какое-нибудь воровство и насилие кому-либо причинять, то уже только штрафом не отделаетесь, а всех вас, атаманов и стариков, истребить и разогнать велю. И ты, пан кошевой, если не будешь своих полковников от своеволия удерживать и нас, Панство Крымское, срамом покрывать не перестанешь, то и сам смертной казни дожидайся… В дальнейшем, если какая-нибудь жалоба до нас дойдет, то не будь я ханом, если всех вас не истреблю».
Казаки поняли: под царем все-таки вольготнее! Письма с просьбами о прощении посыпались в Петербург мешками! Только император проснется, а ему в Зимний дворец опять очередную порцию казачьих «слез и соплей» несут – от раскаявшихся бывших подданных. Но в столице не спешили прощать негодяев, запятнавших себя сотрудничеством с врагами отечества. И лишь в 1733 году императрица Анна Иоанновна, племянница Петра, направила в Сечь грамоту, в отличие от сочинения Каплан-Гирея, по-бабьи милостивую: «Мы вам прегрешения ваши всемилостивейшее отпускаем в той надежде, что вы те свои прегрешения искупите и в наилучшей и полной верности к Нам будете».
В марте следующего 1734 года запорожцы, выстроившись в походный табор, двинулись домой, рассказывая по дороге татарам, что ищут «более спокойных мест». Четверть века бестолковой «эмиграции» закончилось. Только Орлик со своей брехливой «конституцией» подмышкой бегал кругами и умолял вернуться под хана. Но его уже никто не слушал. Что такое басурманская милость, осознали даже самые тупые сечевики.
ЧИСТОПЛОТНЫЕ ТУРКИ И ГРЯЗНЫЕ ТАТАРЫ
Для характеристики цивилизации, частью которой оказались запорожские казаки, поступив на службу хану, лучше всего подходят мемуары современников. Уже упомянутый мною пастор Даниель Крман, находившийся в обозе Карла XII, добежал вместе со шведами и мазепинцами до Очакова. Тогда это был провинциальный турецкий город. Чистоплотность турок поразила европейца. Он пишет, что турки раз или дважды в неделю посещают баню, а выбривают не только головы, но и грудь, затылок и даже подмышки. «Сколько раз мусульмане опорожняют пузырь или желудок, -- пишет Крман, -- столько же раз моют срамное место и руки». Но в качестве общественной уборной очаковцы использовали обычный ров вокруг крепостной стены: «Ров наполняется водой из моря. Сюда приходят жители опорожнять свой желудок, не имея другого места, которое бы служило для этой цели. В Очакове проживают волохи, татары, греки и особенно турки, которые продают разный товар, главным образом, имбирь, специи, фиги, инжир, табак и турецкое льняное полотно».
Зато кочевые татары Крману не понравились: «Миски и горшки они никогда не моют, грязью и нечистотами не брезгуют. Жен, пока те не родили, законными не признают. Татарские женщины весьма омерзительны, похожи на цыганок». К сожалению, перевод дневника этого путешественника вышел в Украине крошечным тиражом. У нас о нем почти не знают.
АНТИСЕМИТСКАЯ «КОНСТИТУЦИЯ» ОРЛИКА ПРЕСЛЕДОВАЛА «ЗЛОВЕРИЕ ЖИДОВСКОЕ»
Авторы современных украинских учебников всю правду о так называемой «конституции» Орлика скрывают. Например, в «Истории Украины» для 8-го класса Виталия Власова написано, что государственной религией она объявляла православие, но ни слова не говорится, что на самом деле документ, сочиненный Орликом, разжигал межнациональную и религиозную рознь. Это был дикий средневековый акт, не имеющий ничего общего ни с гуманизмом, ни с правами человека.
Псевдоконституция требовала, чтобы гетман, прежде всего, следил, «абы жадное иноверие в Малую Россию, отчизну нашу, не от кого не было впроваджено». Поэтому иноверцам запрещалась не только проповедь, но даже «сожитие на Украине, а найбарзей зловерию Жидовскому». На то, чтобы не допустить любую веру, кроме православия, гетман должен был «все старанья ложити».
Можно только представить, какая резня началась бы, если бы Орлик и его компания захватили власть над гетманщиной! Под управлением веротерпимого и прагматичного Петра I и гетмана Скоропадского, избранного с его подачи, на Украине существовал достаточно разумный режим. Тут спокойно уживались представители различных этнических групп. Никто никого не преследовал по национальному или религиозному признаку. Царь нуждался, прежде всего, в толковых специалистах и ценил их по способностям, а не по происхождению. Ему было не важно, кто из них католик, православный, еврей или малорос. Но отсталому, набитому предрассудками Орлику это не нравилось. Будь его воля, он устроил бы на Украине новую Варфоломеевскую ночь. Но история распорядилась иначе.
ВОЛЬТЕР НАЗЫВАЛ ЗАПОРОЖЦЕВ «ШАЙКОЙ РУССКИХ, ПОЛЯКОВ И ТАТАР»
Но и для того, чтобы представить, как воспринимал Запад запорожских казаков, лучше всего дать слово тогдашним европейцам. Венецианский посол Альберто Вимина, ездивший в Украину при Богдане Хмельницком, писал о нашей земле так: «Казаки не заботятся о фабричном деле не по селам, не в городах. На столь обширном протяжении страны не видно каменных домов, исключая Киева: все это плохие хаты… Живут тесно, и зимою в одной и той же комнате помещаются люди и скот. Плохая домашняя утварь гармонирует с постройками, потому что, кроме ножа и горшка, все в доме деревянное. Лишь весьма немногие употребляют простыни; в многочисленной семье разве что на единственной кровати хозяина есть простыня; прочие спят на лавках, на соломе или на какой-нибудь шерстяной тряпке… Казаки если не пьянствуют, то развлекаются лишь танцами, охотой, стрельбой из лука или ружья».
К XVIII веку мало что изменилось. Эпоху Мазепы и Орлика описал в «Истории Карла XII» выдающийся французский просветитель Вольтер. Об Украине он пишет: «Это земля запорожцев – самого странного народа на свете. Это шайка русских, поляков и татар, исповедывающих нечто вроде христианства и занимающихся разбойничеством; они похожи на флибустьеров… Летом они всегда в походе, а зимой спят в обширных сараях, в которых помещается четыреста-пятьсот человек. Царь раздал им 60 тысяч флоринов в надежде привлечь их на свою сторону. Они взяли деньги, но, благодаря влиянию Мазепы, объявили себя сторонниками Карла XII. Но они мало служили ему, так как считают смешным сражаться иначе, как ради грабежа».
Вольтеру же принадлежит и характеристика Украины, которая справедлива до сих пор: «Плохое управление погубило здесь то добро, которое природа пыталась дать людям».
Олесь Бузина
http://www.segodnya.ua/news/191081.html
Відповіді
2007.05.07 | Chief
Re: Психопат Бузина продолжает свое грязное дело
Я не поняла, весь этот базар вышел в газете? Это серьезное издание?2007.05.07 | Tatarchuk
Это газета Рената Ахметова
2007.05.07 | Абу
тираж великий
2007.05.07 | Chief
Re: Психопат Бузина продолжает свое грязное дело
Н-да, по степени хамовитости и разнузданности этот текст уже смело можно присоединить к "лучшим" образцам российской пропагандистской печати о Крыме.2007.05.07 | PanOleksa
О. Гайворонский - "КРЫМСКАЯ СИЧЬ" (с)
Олекса Гайворонский"КРЫМСКАЯ СИЧЬ"
Запорожское козачество в крымской эмиграции
в книге: Страна Крым:Крымское ханство в лицах и событиях. Книга 1. Симферополь, 2004
В истории запорожского козачества был период, когда оно находилось в подданстве не Варшавы и не Москвы, а Бахчисарая. Мало того, и сама Сичь была тогда расположена в пределах границ Крымского ханства.
История перехода Войска Запорожского в крымское подчинение и на крымскую территорию была связана с бурными событиями, которые развернулись в украинских землях в связи с противостоянием Швеции и России.
Когда шведский король Карл XII, проведя ряд блестящих военных операций в Европе, выступил против Петра I, мало кто сомневался в победе Швеции. Гетман Иван Мазепа, с 1687 г. успевший усердно послужить Москве в порабощении Украины, решил, что в данной ситуации лучше всего будет подружиться с будущим победителем – и заблаговременно вступил с Карлом XII в союз. Мазепа не смог привлечь на свою сторону большинство украинцев, однако его поддержало Запорожское Войско.
Как известно, попытка козаков сбросить российскую зависимость при помощи шведов не удалась – в сражении летом 1709 г. при Полтаве Карл XII потерпел поражение и был вынужден отступить в Турецкую Молдавию, куда за ним последовал и Мазепа с верными ему козаками.
Царь тем временем решил отомстить запорожцам. Русские войска со своими украинскими друзьями пришли на Днепр и, вырезав тех, кого застали в Запорожской Сичи, сравняли с землей ее постройки.
Козаки не могли успешно сопротивляться превосходящему их силой противнику и им пришлось спасаться от расправы бегством. Поэтому они обратились к крымскому хану Девлету II Гераю с просьбой о предоставлении им убежища в пределах Крымского ханства. (Запорожцы не были первыми, кто направлял такую просьбу в Бахчисарай. Несколько ранее того в землях Крымской Кубани уже нашли приют бежавшие от разгрома участники восстания Булавина).
Крым еще с самого начала занимал дружественную позицию в отношении шведско-козацкого союза. Предшественник Девлета II Герая, Каплан I Герай, хотел было даже послать крымские войска на помощь Карлу XII и Мазепе – но не сделал этого лишь из-за строгого запрета турецкого султана. Что касается Девлета II Герая, то он давно уже был обеспокоен растущей угрозой со стороны России и безуспешно пытался привлечь к этой проблеме внимание султана.
Хан отвел козакам землю на Нижнем Днепре в Олешках (низовья Днепра принадлежали Крыму; там жили подвластные хану ногайцы кланов Джамбойлук и Едичкуль). Часть козаков поселилась близ польской границы между Бугом и Днестром, где соседями козаков стала Едисанские ногайцы. В исторических документах того времени эти территории получили название «Ханская Украина».
Хан выдал запорожцам «вид на жительство» и наделил их привилегиями: он не только освободил козаков от всяких налогов, но и назначил им ежемесячную финансовую помощь. Взамен крымский правитель ожидал от них содействия в военных кампаниях: кошевой Запорожского войска должен был в случае надобности являться на ханскую службу с 2000 своих бойцов.
Тем временем Карл XII пребывал в молдавском городе Бендеры, намереваясь повторить поход и приглашая на помощь турецкого султана Ахмеда III. При Карле находился и новый гетман Украины Пилип Орлык, избранный взамен умершего в Молдавии Мазепы. В союзном договоре, который был подписан между королем и Орлыком (а также командиром запорожцев Костянтином Гордиенко), говорилось о «возобновлении с Крымским государством давнего братства, военного сотрудничества и подтверждении вечной дружбы, глядя на которую, окрестные государства не смели бы желать порабощения Украины и в чем бы то ни было поступать с ней насильственно». Вскоре был заключен и прямой договор с Крымом, по которому Девлет II Герай обязывался помочь козакам в освобождении их страны.
В следующем 1711 году крымцы во главе с Девлетом II Гераем и украинцы под началом Орлыка и Гордиенко выступили в поход на российские крепости, расположенные на территории Украины. Эти походы не имели особого успеха, но одновременно шла русско-турецкая война в Молдавии, которая закончилась тем, что Петр I попал в турецкое окружение. Однако условия, на которых турки и русские заключили мир, могли лишь разочаровать козаков. Петр I щедро озолотил коррумпированных турецких чиновников, которые вели с ним переговоры, и благодаря этому добился заключения перемирия на весьма выгодных для себя условиях. Об освобождении Украины на переговорах речи не шло. Решено было лишь то, что царь отказывается от верховенства над Войском Запорожским.
Разочарования ждали и хана. Карл XII желал организовать новый поход против Петра I, но Ахмеду III уже не нужна была война с Россией и потому султан решил выпроводить шведского короля из своих владений. Карл XII воспротивился – и тогда султан приказал Девлету II Гераю силой вытеснить короля из Бендер. Девлет II Герай выполнил приказ (причем в стычке Карл XII был слегка ранен) – и тут же был снят с трона: Ахмед III переложил с себя на хана всю ответственность за недопустимое насилие, учиненное над почетным гостем королевской крови. Карл XII вернулся на родину, а вслед за ним отправился и Орлык, надеявшийся создать в Европе международную коалицию для вызволения Украины.
Запорожцы оставались на крымских берегах Днепра, быстро утрачивая надежды на скорые перемены в Украине. Это разочарование привело к расколу в среде козаков. Все громче стали раздаваться возгласы вернуться на старое место и в старое (российское) подданство. Столь быстрая перемена настроений объяснялась тем, что в Крымской Сичи оказались не только убежденные сторонники Мазепы и Орлыка, но и случайные люди – ведь царские войска, истребляя Сичь, не делали разницы между «своими» и «чужими» запорожцами. Приверженцы России стали слать письма царю с просьбой разрешить им возвращение, однако тот был лишь рад исчезновению Сичи – этого вечного гнезда бунтовщиков и мятежников – и потому отказал им. Мало того, царь ввел экономическую блокаду Крымской Сичи. Украинским торговцам под страхом сурового наказания запрещалось торговать с запорожцами, а границы были закрыты. Это больно ударило по Войску, которое в значительной мере кормилось торговлей со внутренними областями Украины рыбой, медом, мехами и скотом.
Хан посодействовал козакам, разрешив им взимать пошлину с торговцев на переправе через Днепр, отведя им угодья для рыболовства и скотоводства, а также позволив добычу соли для собственных нужд на крымских озерах – однако это не разрешило проблему. Некоторые козаки попытались грабить стада, принадлежавшие жившим поблизости ногайцам – однако хан настолько сурово наказывал виновных (а порой и невиновных), что этот древний способ добыть пропитание был забыт. (Доставалось от хана и тем ногайцам, которые совершали налеты на запорожцев).
По призыву хана козаки ходили вместе с крымским войском в походы на Черкессию. Крымский правитель приглашал козаков и к участию в строительных работах на Перекопской оборонительной линии – однако здесь возникли неожиданные затруднения: крымские и турецкие войска не считали стыдом участвовать в постройке фортификаций, однако в Запорожье был свой кодекс чести и козаки возмутились, что хан приравнял их к землекопам.
Осенью 1727 г. часть козаков попала в очередное приключение. Правивший тогда Менгли II Герай лишил сана калги своего брата Адиля Герая. Тот безропотно покинул Крым, собираясь якобы отправиться в свое имение в Янболу. Однако, выйдя за Перекоп, он заручился поддержкой буджакских ногайцев и объявил бунт против хана, требуя возвращения на престол Каплана I Герая. Эту идею поддержала и часть запорожцев, присоединившись к восстанию. Однако Менгли II Гераю удалось быстро подавить мятеж, после чего хан наказал виновных ногайцев и козаков – в частности, полторы тысячи украинских приверженцев Адиля Герая были отправлены в Турцию на галеры.
Все эти неприятности усиливали пророссийскую партию в Крымской Сичи, которая со временем стала преобладающей – ведь и кадровый состав войска менялся: мазепинцы старели, а в Крымскую Сичь вливались новые люди, по разным причинам бежавшие из Украины и, как правило, далекие от идей освободительной войны.
На протяжении всех этих лет Пилип Орлык, пребывая то в Европе, то в Турции, все пытался поднять тамошних монархов на борьбу с Петербургом, однако везде встречал лишь уклончивое сочувствие. Большее понимание этот выдающийся украинский патриот нашел при ханском дворе, где провел довольно много времени, однако хан при всех своих симпатиях к Орлыку был связан по рукам и ногам запретом султана действовать против России.
В 1734 г., в правление Анны Иоанновны, готовившей грандиозную войну с турками и потому решившей сделать запорожцев своими союзниками, Сичь окончательно решила перейти из крымского подданства в российское.
Каплан I Герай призывал козаков остаться на крымских территориях, гарантируя им сохранение всех их особых прав – однако безрезультатно. Гетман Пилип Орлык попытался разъяснить запорожцам гибельность их решения, написав на Сичь из Бахчисарая длинное и страстное письмо, напоминая о прежних «благодеяниях» царей и предостерегая, что «Москва, взяв с вас присягу, как захочет, так с вами и с отчизною нашею поступит, и тогда присяга ваша и душу вашу погубит, и отчизну в пропасть введет, и вольности лишит». Однако для нового поколения на Сичи Орлык уже не был тем авторитетом, каким являлся для предыдущего. Поэтому его предостережения прозвучали впустую. Что до хана, то с ним запорожцы попрощались весьма учтиво, поблагодарив его за гостеприимство и за покровительство.
На этом история Крымской Сичи закончилась – козаки ушли из Олешек в свои старые владения и присягнули на верность царице Анне Иоанновне.
До полной ликвидации Войска Запорожского Екатериной II оставался 41 год.
2007.05.07 | Брат-1
ув. О. Гайворонский, - пользуясь случаем...
У меня на руках есть файл, в котором авторы предприняли попытку восстановить годы исполнения обязанностей крымскими Гераями, - не только ханами, но и калгами и нуреддинами.Не могли бы вы просмотреть этот файл и при случае указать на неточности? (В их, - неточностей, - существовании лично я не сомневаюсь)
2007.05.07 | PanOleksa
Re: ув. О. Гайворонский, - пользуясь случаем...
Брат-1 пише:> У меня на руках есть файл, в котором авторы предприняли попытку восстановить годы исполнения обязанностей крымскими Гераями, - не только ханами, но и калгами и нуреддинами.
> Не могли бы вы просмотреть этот файл и при случае указать на неточности? (В их, - неточностей, - существовании лично я не сомневаюсь)
Пересылайте!
Только вот единственный момент: если ханов я помню на память, то калгаев и нурэдинов - особенно после 16 в. - мне все-таки придется проверять по источникам. И дело это будет очень нескорое, потому что сейчас я бросил АБСОЛЮТНО ВСЕ дела, включая службу и политику, чтобы закончить свой Том. Издатели не просто торопят, а чрезвычайно торопят. Так что если нет экстренной и совершенно аварийной необходимости в проверке - то попрошу себе возможности весьма надолго задержаться с ответом.
Но присылайте уже сейчас. Потому что самому очень интересно взглянуть на такой список. Коррекцию по ханам (если потребуется) и калгаям 16-начала 17 века смогу дать на память, пожалуй, сразу, без погружения в книги.
2007.05.07 | Брат-1
Re: так я уже прикрепил файл
PanOleksa пише:> Пересылайте!
> Только вот единственный момент: если ханов я помню на память, то калгаев и нурэдинов - особенно после 16 в. - мне все-таки придется проверять по источникам. И дело это будет очень нескорое, потому что сейчас я бросил АБСОЛЮТНО ВСЕ дела, включая службу и политику, чтобы закончить свой Том. Издатели не просто торопят, а чрезвычайно торопят. Так что если нет экстренной и совершенно аварийной необходимости в проверке - то попрошу себе возможности весьма надолго задержаться с ответом.
> Но присылайте уже сейчас. Потому что самому очень интересно взглянуть на такой список. Коррекцию по ханам (если потребуется) и калгаям 16-начала 17 века смогу дать на память, пожалуй, сразу, без погружения в книги.
Я вложил файл типа "Эксель", в верхней ветке. Вы его не заметили?
Насчёт источников, - обо всех мне не известно, но пару калга-султанов я внёс туда собственными руками по вашим публикациям в "Полуострове", - в частности, негодяя Алп-Герая
Другие были внесены (не мной) по книге В.Д. Смирнова "Крымское Ханство под верховенством Оттаманской Порты", других источников не помню, - но наверняка ещё был использован и великий Челеби, который, как известно, часто и много чего путал.
Конечная цель начавшегося, - и захлебнувшегося от нехватки источников дела, - была подвесить это всё на ВИКИ. Работа встала примерно летом 2006 года, у меня остался этот файл.
2007.05.07 | PanOleksa
Re: так я уже прикрепил файл
Брат-1 пише:> Я вложил файл типа "Эксель", в верхней ветке. Вы его не заметили?
Да, сначала я его не видел, потому что смотрю ветки сразу в режиме "Тема повністю", и там прикрепленные файлы не отображаются. Перешел непосредственно к Вашему сообщению - увидел и скачал.
2007.05.07 | PanOleksa
Никто не сделает эту работу за тебя...
Предварительные впечатления: МАССА фантастики. Масса! Целый ряд мифических калгаев и нурэддинов, начиная с казахского Бурундука, а также Джаная, который всю сознательную жизнь провел не в Крыму, а в Касимове...Признаюсь, я надеялся, что кто-то уже сделал эту работу и останется только подправить Но нет: вижу, что задача создания такого списка наново стоит, как и прежде. Хотя задумка прекрасная.
Я сделаю вот что: составлять такой список полностью мне сейчас, увы, некогда, но поскольку в книге я иду год за годом, я буду параллельно составлять и подобный список, тогда уж точно никто не будет упущен.
Сейчас у меня есть доскональная и абсолютно достоверная информация по 1441-1596, и довольно точные наброски по 1596-1641. Правда, дальше с такими подробностями я пока не забирался, но всё еще впереди.
UPD: несусветна сама мысль вообще включать строку нурэддинов в списки имен до 1579 года, тогда как обстоятельства учреждения этого титула и причины, побудившие Мехмеда 2 Герая заимствовать его из Ногайской Орды, секретом давно не являются...
2007.05.08 | Брат-1
Re: Никто не сделает эту работу за тебя...
Приношу свои извинения. Раскрою тайну, - это делали студенты-добровольцы, а я был вроде куратора, тоже добровольного. Отсюда и "фантастика"Неужели всё так плохо? Вот и читай после этого ВИКИ
2007.05.09 | PanOleksa
Re: Никто не сделает эту работу за тебя...
Брат-1 пише:> Неужели всё так плохо? Вот и читай после этого ВИКИ
Нет-нет, если непрофессионалы делали - то респект им за объемную старательную работу Особенно с учетом параллельных правителей.
А я, грешным делом, сперва подумал, что это некие "альтернативные историки" специально выдумывают. Ибо знаю уже один такой кружок, где казахские деятели 15 века типа Джанибека и Бурундука основателями крымской государственности считаются (подменяют Джанибека-правнука Тохтамыша другим Джанибеком - казахским ханом).
А этот список, сторого говоря, надо бы по новой составить - чем и займусь, на протяжении долгого времени.
2007.05.07 | Alessandro
Гюльбюн-и ханан?
Брат-1 пише:> Насчёт источников, - обо всех мне не известно, но пару калга-султанов я внёс туда собственными руками по вашим публикациям в "Полуострове", - в частности, негодяя Алп-Герая
> Другие были внесены (не мной) по книге В.Д. Смирнова "Крымское Ханство под верховенством Оттаманской Порты", других источников не помню, - но наверняка ещё был использован и великий Челеби, который, как известно, часто и много чего путал.
Если мне память не изменяет, то у Халима Герая в "Гюльбюн-и ханан" в рассказах практически о каждом из ханов есть фразы типа "Воцаришись он назначил калгаем своего брата/свата/племянника такого-то, а нуреддином такого-то"
2007.05.07 | Chief
Re: О. Гайворонский - "КРЫМСКАЯ СИЧЬ" (с)
Я все-таки не могу понять, почему для самых многотиражных газет и журналов исторические разделы пишут преимущественно всякие проходимцы от истории... - а не приличные историки вроде пана Олексы.2007.05.07 | Tatarchuk
Re: О. Гайворонский - "КРЫМСКАЯ СИЧЬ" (с)
Chief пише:> Я все-таки не могу понять, почему для самых многотиражных газет и журналов исторические разделы пишут преимущественно всякие проходимцы от истории... - а не приличные историки вроде пана Олексы.
Потому что у историков може не бути паспорта з собою, а в проходимців він завжди із собою
2007.05.07 | Chief
Re: О. Гайворонский - "КРЫМСКАЯ СИЧЬ" (с)
Tatarchuk пише:> Chief пише:
> > Я все-таки не могу понять, почему для самых многотиражных газет и журналов исторические разделы пишут преимущественно всякие проходимцы от истории... - а не приличные историки вроде пана Олексы.
>
> Потому что у историков може не бути паспорта з собою, а в проходимців він завжди із собою
Оригинальное объяснение Но может Вы и правы...
2007.05.07 | Ночной дозор
Эх, посадить бы такого таланта в тюрягу
И ведь есть за что. Я понимаю, он начнет писать письма Николаю Саркози. Что его за вольное цитирование Вольтера посадили. Бедняга не знает, что новый президент, расист еще тот, Вольтера наверняка недолюбливает.А посадить прямо есть за что. Или уголовный кодекс действует, или не действует. Но если не дейтсвует, то тоже автору радости мало. С нетерпением жду, когда его Крымская "П-да" перепечатает. Не может быть, чтоб не перепечатала.
2007.05.15 | Tatarchuk
бузину перепечатала "КП"
http://www.kp.crimea.ua/newspaper_details.php?newspaper_id=2368Ночной дозор пише:
> С нетерпением жду, когда его Крымская "П-да" перепечатает. Не может быть, чтоб не перепечатала.
2007.05.15 | Ночной дозор
древнее пророчество сбывается
2007.05.16 | Tatarchuk
пророк!