МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Опыт крымских мусульман хотят перенять в России

05/08/2007 | Бё!
Пожертвуйте на ислам!

Европейцы по доверенности Таллин привык, что ЕС автоматически встает на его сторону в любом споре с участием Москвы. Потрясает, однако, безответственность и отсутствие малейшего представления о «европейскости», которые демонстрируют эстонские власти...
Франция подвела Саркози под монастырь В диагнозе состояния Франции Саркози и Руаяль практически были едины. Но вот терапию предлагали разную...
Реквием по договоруКонцепция баланса сил в Европе (ДОВСЕ) была вызовом здравому смыслу, мировой истории, европейской политической традиции...

Перед органами государственной власти пора поставить вопрос о создании механизмов содержания исламских институтов в России. К такому выводу пришли всероссийской научно-практической конференции «Источники существования исламских институтов в российской империи», прошедшей 24 апреля в Казани. Организаторами встречи выступили Институт истории им.Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан, исполком Всемирного конгресса татар, Совет муфтиев России и Совет по делам религий при Кабинете министров РТ.

Государственной думе и законодательным органам субъектов РФ рекомендовано разработать законодательное обеспечение существования собственности, доходы с которой направлялись бы на религиозные, образовательные и социальные нужды.

Соответствующее законодательство, регулирующее отношения на федеральном и республиканском уровне, следует подготовить с учетом законотворческой практики дореволюционной России и первого десятилетия советской власти, отмечают участники конференции. «Многовековая практика и опыт структурирования и интеграции исламских институтов в политико-правовое пространство Российской империи имеют позитивное значение и востребованы при разработке нормативных документов по регулированию государственно-церковных отношений в современных условиях», — отмечается в резолюции, принятой по итогам дискуссии.

Прежде всего, речь идет о восстановлении института вакуфов. Экономические словари определяют этот термин как неотчуждаемое «движимое и недвижимое имущество, пожертвованное религиозным организациям». Как правило, в дореволюционной России жертвователи передавали на благотворительные цели деньги, земельные или лесные наделы, торговые лавки и так далее, за счет дохода с которых строились и содержались мечети, медресе и мусульманское духовенство. Очевидно, что прямо заимствовать дореволюцонный опыт невозможно, тем более что и в те времена единой вакуфной системы не существовало. «Следует находить другие формы, — подчеркнул председатель Совета по делам религий Ринат Набиев. — Необходимо решить вопрос о существовании вакуфной системы в современных условиях».

«Известная формула о том, что новое — это хорошо забытое старое, емко отражает современную систему государственно-религиозных отношений, — отметил один из организаторов конференции, заведующий отделом средневековой истории Института истории АН РТ Ильдус Загидуллин. — Федеральные власти реанимировали дореволюционную систему существования православных институтов, однако по исламским институтам этот вопрос не решен». В Российской империи существовало множество систем финансирования исламских инстутов, напомнил ученый, причем они имели весьма существенные региональные различия — известны модели Таврической губернии (нынешнего Крыма), Оренбуржья, Туркестанского края, Закавказья и так далее. «Царское правительство практиковало дифференцированный подход, — указал г-н Загидуллин. — Надеюсь, что этот опыт будет учтен современными законодателями, так как подобные проблемы сначала выливаются в напряженность внутри самой конфессии, а затем — в межконфессиональные отношения».

Комментируя возможность использования в современных условиях опыта вакуфной системы Крыма, мусульманское духовенство которого находилось до революции в лучшем положении по сравнению с коллегами из центральных губерний Российской империи (его права, в том числе и в сфере вакуфов, были четче прописаны и обеспечены), ученые разошлись во мнениях.

«При наличии политической воли федеральных властей использование крымского вакуфного опыта возможно, — полагает доцент кафедры истории татарского народа Казанского государственного университета Завдат Миннуллин, доклад которого носил название «Еще раз о вакуфах у татар (до 1917 года)». — Все зависит от законодателя».

Ильдус Загидуллин, выступивший с докладом «Источники существования мусульманского духовенства в Крыму», призвал дождаться решения вопроса о восстановлении института вакуфа на Украине. С подобными инициативами, отметил он, выступают представители крымских татар. «Нужно чуть подождать, — полагает ученый. — Этот вопрос не был столь актуален в Поволжском округе. В ближайшее время он будет решен на Украине — тогда и можно будет говорить об использовании этого опыта в РФ». Напомним, что конфликт вокруг Свято-Успенского монастыря в Бахчисарае, неоднократно выливавшийся в ожесточенные столкновения между представителями русской и татарской общин полуострова, связан именно с претензиями крымских татар на вакуфные земли, часть которых ныне находится в ведении православной церкви.

«Вакуфная система хороша тем, что существенно снижает возможность злоупотреблений, — пояснил «Росбалту» директор Института истории АН РТ Рафаэль Хакимов. — Вакуф — это, по сути, фонд, для управления которым создается попечительский совет. Распределение средств происходит под контролем общественности. Под контролем находятся и источники финансовых поступлений, что особенно важно в свете постоянных попыток проникновения в Россию иностранных фундаменталистских структур, пытающихся подчинить себе российскую систему исламского образования и духовную жизнь российской исламской уммы». Кстати, основой финансового благосостояния известного турецкого проповедника Фетхуллы Гюлена, о деятельности которого «Росбалт» неоднократно писал, являются именно вакуфные пожертвования.

По некоторым сведениям, фонд, из которого будут финансироваться 5-6 российских исламских университетов, создается и в ближайшее время начнет свою работу на федеральном уровне. Таким образом Москва отсечет «ваххабитские» миллионы, а вместе с ними — и чуждое политическое и идеологическое влияние, представляющее опасность для российской государственности. Как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку.
Яна Амелина, Казань

http://www.rosbalt.ru/2007/04/25/294404.html

Відповіді



Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".