Габриэлян издал книгу и пишет стихи
05/10/2007 | Бё!
охраняя свой язык, веру, традиции и культуру
Новые книги
Передо мной альбом «Крым. Армяне, десять веков созидания». И как всякое достойное произведение, он вызывает у меня множество мыслей, воспоминаний.
Работая в Матенадаране, я много лет по разным поводам общался с Эммой Корхмазян, доктором наук, одной из редких уже, к великому сожалению, представителей старшего поколения ученых, которые «знают буквально всё». В работе над своей последней (надеюсь, только по времени) книгой я пользовался фундаментальным трудом Эммы, посвященным армянским манускриптам, переписанным и украшенным в Крыму.
Из ее книги, а затем и, так сказать, самолично – взяв в руки манускрипты - я познакомился с семьей мастера Натера. Под влиянием трагических обстоятельств, о которых нет нужды говорить, он с семьей бежал из Северо-Западной Армении (ныне Турция) и пробирался в Крым. По дороге, в толпе беженцев, застигнутых в горах буранами и морозами, Натер потерял взрослого сына. Не знаю, что там случилось, Натер не пишет. Может быть, он замерз или оступился в снежный провал.
Придя в Крым, Натер в конце переписанной им книги говорит, буквально плачет о своем несчастье в стихах.
Семья поселилась в землянке в городе Сурхат, неподалеку от армянского монастыря Сурб Хач. И в землянке он продолжал трудиться, переписывал и украшал книги. Оказывается, у него было еще три сына. Он обучил их своему делу, они стали писцами, миниатюристами, даже переплетчиками. А один – ученым монахом-вардапетом. Со временем и внук Натера вырос прекрасным художником. Только в ереванском Матенадаране хранится несколько десятков манускриптов, созданных усилиями трех поколений этих замечательных армянских интеллигентов.
Перелистывая страницы альбома, знакомишься с другими крымскими армянскими интеллигентами. Среди них – замечательные братья Айвазовские. Старший, Габриел, сначала вардапет-ученый на острове Сан-Лаззаро в Венеции, затем в Крыму – епископ, духовный глава обширной епархии Армянской Апостольской Церкви, замечательный деятель национального просвещения. О его брате, великом маринисте Иване (Ованесе) Айвазовском, вряд ли стоит говорить подробно. Может быть, всего две краски.
На острове Сан-Лаззаро в музее я видел замечательное полотно «Хаос» – сотворение мира, когда, по Библии, Святой Дух летал над водами. Эту картину Айвазовский подарил папскому двору. В ответ его наградили золотой медалью. Говорят, по этому поводу Гоголь, тогда живший в Риме, пошутил при встрече с Айвазовским: «Ты принес «Хаос» в Ватикан и получил медаль. Я же никакого хаоса в Ватикан не вносил и ничего не получил…»
Айвазовский пользовался мировой славой. Особенно любил его турецкий султан Абдул Гамид, задорого приобретал его полотна, награждал высшими орденами. Заказал ему множество картин для своего нового дворца, который, между прочим, ему строили архитекторы-армяне. И тут пришли 1895-96 годы, начался геноцид, массовая резня армян.
И вот читаю в альбоме о том, как поступил Айвазовский. Он собрал свои турецкие ордена и выбросил в море. А ленты их отдал консулу Порты в Феодосии со словами: «Передайте это вашему кровавому хозяину…Пусть и он мои картины выбросит. Мне не жалко».
Перечисление интеллигентов-армян из Крыма может затянуться, хочется придти к нашим дням, к профессору Олегу Габриеляну, который сейчас возглавляет Крымское армянское общество. Это ему вместе с автором умного текста альбома, художником-дизайнером Константином Эрлихом принадлежит идея самого издания. В альбоме напечатаны стихи Габриеляна, проникнутые искренним чувством любви к родной земле. Глядя на обширную галерею портретов, помещенную под заголовком «Благодарности», - явно лица тех, кто дал деньги на издание или каким-нибудь иным способом помогал появлению на свет альбома – рассматривая, говорю, эти портреты, представляю, как много труда затратил Олег Габриелян, прежде чем состоялась презентация этой, хочется сказать, «важной книги», проникнутой любовью и в то же время горькой.
Горькой потому, что она буквально переполнена развалинами, камнями от исчезнувших армянских храмов. Не только времен турецкого завоевания или татарского господства, но и подрывов и разрушений периода советской агрессивной антирелигиозности.
Все эти руины – прекрасные даже в своем запустении – безусловно, знак ненависти. Очень, к сожалению, знакомой в наши дни. Ненависти темного озлобленного люда к народу культурному, талантливому, трудолюбивому и потому добившемуся успехов, которые невозможно пережить бездельникам, которые все время требуют: «Дай, дай!»
Таковы некоторые мысли, возникающие от чтения и рассматривания альбома. Хотя сам текст его составлен, как сейчас говорят, политкорректно. Не обижая Россию.
Занимаясь в последнее время темой «Армяне в Крыму», я для себя развеял благостную картину, как Суворов еще при крымском хане переселял армян из Крыма в район нынешнего Ростова- на- Дону, которого тогда еще не было. Армяне, оказывается, в большинстве не хотели покидать Крым, родные места, но их пугали: «Вот уйдут русские войска из Крыма, явятся турки и вас перережут». К тому же были даны крупные взятки предводителям армян. Но и тогда, как и сейчас, «хотели как лучше…» Суворов, например, хотел, он охотно откликался на жалобы армян, писал в Санкт-Петербург. А жаловаться очень даже было на что. Местным чиновникам было наплевать на переселенцев, они привезли их на неудобные земли, не позаботились о том, как будут семьи с детьми зимовать под открытым небом, в землянках. В общем, все получилось не как лучше. А как обычно. Начались болезни, смерти. Из более 12 тысяч перемещенных армян через год устроились на землях в районе крепости Дмитрия Ростовского менее половины. Слишком дорогая цена за затею. Мало того, Крым после переселения армян и греков лежал в разрухе: экономика в развале, земледелие, садоводство – в забросе. Очень скоро крымский хан был смещен, и полуостров был присоединен к России. И русскому правительству еще многие десятилетия предстояло расхлебывать результаты своей же недальновидной политики. В общем, картина знакомая…
И еще: не будучи политкорректным, скажу о другом. Сразу после освобождения Крыма от немцев Сталин депортировал не только крымских татар, но и крымских армян, о чем значительно менее известно. И пусть сегодняшним почитателям «отца народов» будет стыдно.
И вот при всём при том, при всех жестоких гримасах судьбы, сегодня армяне в Крыму – достойная, уважаемая, творческая диаспора. Продолжают обычное для армян дело, где бы они ни жили: созидание. При этом сохраняют свой язык, веру, традиции, культуру. О чем прекрасно рассказывает альбом «Крым. Армяне, десять веков созидания».
Ким Бакши
http://www.noev-kovcheg.ru/mag/2007-05/713.html
Новые книги
Передо мной альбом «Крым. Армяне, десять веков созидания». И как всякое достойное произведение, он вызывает у меня множество мыслей, воспоминаний.
Работая в Матенадаране, я много лет по разным поводам общался с Эммой Корхмазян, доктором наук, одной из редких уже, к великому сожалению, представителей старшего поколения ученых, которые «знают буквально всё». В работе над своей последней (надеюсь, только по времени) книгой я пользовался фундаментальным трудом Эммы, посвященным армянским манускриптам, переписанным и украшенным в Крыму.
Из ее книги, а затем и, так сказать, самолично – взяв в руки манускрипты - я познакомился с семьей мастера Натера. Под влиянием трагических обстоятельств, о которых нет нужды говорить, он с семьей бежал из Северо-Западной Армении (ныне Турция) и пробирался в Крым. По дороге, в толпе беженцев, застигнутых в горах буранами и морозами, Натер потерял взрослого сына. Не знаю, что там случилось, Натер не пишет. Может быть, он замерз или оступился в снежный провал.
Придя в Крым, Натер в конце переписанной им книги говорит, буквально плачет о своем несчастье в стихах.
Семья поселилась в землянке в городе Сурхат, неподалеку от армянского монастыря Сурб Хач. И в землянке он продолжал трудиться, переписывал и украшал книги. Оказывается, у него было еще три сына. Он обучил их своему делу, они стали писцами, миниатюристами, даже переплетчиками. А один – ученым монахом-вардапетом. Со временем и внук Натера вырос прекрасным художником. Только в ереванском Матенадаране хранится несколько десятков манускриптов, созданных усилиями трех поколений этих замечательных армянских интеллигентов.
Перелистывая страницы альбома, знакомишься с другими крымскими армянскими интеллигентами. Среди них – замечательные братья Айвазовские. Старший, Габриел, сначала вардапет-ученый на острове Сан-Лаззаро в Венеции, затем в Крыму – епископ, духовный глава обширной епархии Армянской Апостольской Церкви, замечательный деятель национального просвещения. О его брате, великом маринисте Иване (Ованесе) Айвазовском, вряд ли стоит говорить подробно. Может быть, всего две краски.
На острове Сан-Лаззаро в музее я видел замечательное полотно «Хаос» – сотворение мира, когда, по Библии, Святой Дух летал над водами. Эту картину Айвазовский подарил папскому двору. В ответ его наградили золотой медалью. Говорят, по этому поводу Гоголь, тогда живший в Риме, пошутил при встрече с Айвазовским: «Ты принес «Хаос» в Ватикан и получил медаль. Я же никакого хаоса в Ватикан не вносил и ничего не получил…»
Айвазовский пользовался мировой славой. Особенно любил его турецкий султан Абдул Гамид, задорого приобретал его полотна, награждал высшими орденами. Заказал ему множество картин для своего нового дворца, который, между прочим, ему строили архитекторы-армяне. И тут пришли 1895-96 годы, начался геноцид, массовая резня армян.
И вот читаю в альбоме о том, как поступил Айвазовский. Он собрал свои турецкие ордена и выбросил в море. А ленты их отдал консулу Порты в Феодосии со словами: «Передайте это вашему кровавому хозяину…Пусть и он мои картины выбросит. Мне не жалко».
Перечисление интеллигентов-армян из Крыма может затянуться, хочется придти к нашим дням, к профессору Олегу Габриеляну, который сейчас возглавляет Крымское армянское общество. Это ему вместе с автором умного текста альбома, художником-дизайнером Константином Эрлихом принадлежит идея самого издания. В альбоме напечатаны стихи Габриеляна, проникнутые искренним чувством любви к родной земле. Глядя на обширную галерею портретов, помещенную под заголовком «Благодарности», - явно лица тех, кто дал деньги на издание или каким-нибудь иным способом помогал появлению на свет альбома – рассматривая, говорю, эти портреты, представляю, как много труда затратил Олег Габриелян, прежде чем состоялась презентация этой, хочется сказать, «важной книги», проникнутой любовью и в то же время горькой.
Горькой потому, что она буквально переполнена развалинами, камнями от исчезнувших армянских храмов. Не только времен турецкого завоевания или татарского господства, но и подрывов и разрушений периода советской агрессивной антирелигиозности.
Все эти руины – прекрасные даже в своем запустении – безусловно, знак ненависти. Очень, к сожалению, знакомой в наши дни. Ненависти темного озлобленного люда к народу культурному, талантливому, трудолюбивому и потому добившемуся успехов, которые невозможно пережить бездельникам, которые все время требуют: «Дай, дай!»
Таковы некоторые мысли, возникающие от чтения и рассматривания альбома. Хотя сам текст его составлен, как сейчас говорят, политкорректно. Не обижая Россию.
Занимаясь в последнее время темой «Армяне в Крыму», я для себя развеял благостную картину, как Суворов еще при крымском хане переселял армян из Крыма в район нынешнего Ростова- на- Дону, которого тогда еще не было. Армяне, оказывается, в большинстве не хотели покидать Крым, родные места, но их пугали: «Вот уйдут русские войска из Крыма, явятся турки и вас перережут». К тому же были даны крупные взятки предводителям армян. Но и тогда, как и сейчас, «хотели как лучше…» Суворов, например, хотел, он охотно откликался на жалобы армян, писал в Санкт-Петербург. А жаловаться очень даже было на что. Местным чиновникам было наплевать на переселенцев, они привезли их на неудобные земли, не позаботились о том, как будут семьи с детьми зимовать под открытым небом, в землянках. В общем, все получилось не как лучше. А как обычно. Начались болезни, смерти. Из более 12 тысяч перемещенных армян через год устроились на землях в районе крепости Дмитрия Ростовского менее половины. Слишком дорогая цена за затею. Мало того, Крым после переселения армян и греков лежал в разрухе: экономика в развале, земледелие, садоводство – в забросе. Очень скоро крымский хан был смещен, и полуостров был присоединен к России. И русскому правительству еще многие десятилетия предстояло расхлебывать результаты своей же недальновидной политики. В общем, картина знакомая…
И еще: не будучи политкорректным, скажу о другом. Сразу после освобождения Крыма от немцев Сталин депортировал не только крымских татар, но и крымских армян, о чем значительно менее известно. И пусть сегодняшним почитателям «отца народов» будет стыдно.
И вот при всём при том, при всех жестоких гримасах судьбы, сегодня армяне в Крыму – достойная, уважаемая, творческая диаспора. Продолжают обычное для армян дело, где бы они ни жили: созидание. При этом сохраняют свой язык, веру, традиции, культуру. О чем прекрасно рассказывает альбом «Крым. Армяне, десять веков созидания».
Ким Бакши
http://www.noev-kovcheg.ru/mag/2007-05/713.html
Відповіді
2007.05.10 | Бё!
И еще немножко армянского взгляда на Крым
В пику русским Украина отдала Крым на разграбление крымским татарам - тем же туркам, этому передовому отряду турецкой экспансии, которые уже открыто говорят о своих претензиях на полуостров, хотя они всего лишь предпоследние по времени колонисты. До них были греки, армяне, после них - русские.Раздан МАДОЯН, Аналитический центр "Митк" // Голос Армении (Ереван). - 03.04.2007. - 035. - C.5
http://www.abkhaziya.org/news_detail.html?nid=15664
2007.05.10 | Yusuf
А в это время на Родине Олега Габриеляна
Источник: RegionPlus(Азербайджан), 15 апреля, 2007г. стр.18.СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ДУЭТ С РУССКИМИ МОТИВАМИ
На совместной пресс-конференции министров иностранных дел Армении и России Вардан Осканян посчитал целесообразным говорить на русском языке, и СМИ (как и следовало ожидать) обратили на это особое внимание. Однако это всего лишь мелочь по сравнению с тем, о чем говорил Осканян.
Он заявил, что "российские военные базы, расположенные на территории нашей страны, имеют колоссальное значение" для безопасности Армении. К сожалению, это абсолютная правда, спекулировать которой бессмысленно. Жаль только, что Осканян не назвал цену, которую платит за это Армения, а между тем цена очевидна. Армения не только не получает от России суммы, но и взяла на себя часть расходов по содержанию этих баз. Более того, чтобы Россия вдруг не обиделась, Армения постепенно передает ей свои стратегические объекты. Потому что, как отметил Осканян, российские военные базы имеют для Армении "колоссальное значение". Точнее, потому что Армения и Турция враждуют между собой.
Думается, вполне очевидно, что Россия должна делать все, чтобы армяно-турецкие отношения постоянно были натянуты. Потому что, как только эти отношения нормализуются, эти базы перестанут иметь для нас "колоссальное значение", и мы либо потребуем вывести их с нашей территории, либо потребуем от России огромные суммы. Иначе говоря, интересы Армении требуют установления нормальных отношений с соседями, а интересы России требуют, чтобы наша страна имела с соседями недружественные отношения. И не имеет никакого значения, сказал об этом Осканян на русском или другом языке.
Можно предположить, что армяно-турецкие отношения не регулируются не из-за русских, а в связи с нерешенностью проблемы Карабаха, в которой Турция приняла строго предвзятую позицию. В таком случае давайте подумаем, что могли говорить Осканян и Лавров о проблеме Карабаха. Руководствовались ли руководители РА интересами Армении или вновь смотрели на вопрос с российской точки зрения.
Итак, по всей вероятности, Косово скоро выйдет из состава Сербии и будет признано со стороны международного сообщества как самостоятельное государство. Этот вопрос, по всей видимости, предрешен, несмотря на всяческое противостояние этому России, которая не желает, чтобы ее давний друг - Сербия потеряла территории. Для Армении, конечно, желательно, чтобы Косово получило независимость, и мировое сообщество признало его независимость, чем воспользуется также Карабах. А вот русским подобные "прецеденты" не нужны. По простой логике, русские должны придерживаться следующего принципа: "Проблема Косово должна быть решена в рамках территориальной целостности Сербии". Но чтобы мы не обиделись, они должны заявить также, что "проблема Карабаха своеобразна". Сергей Лавров именно так и поступил. По этой логике, позиция Армении должна быть приблизительно следующая: "Нет, проблема Карабаха абсолютно не своеобразна и очень похожа на проблему Косово, следовательно, если Косово получает независимость, ее должен получить и Карабах". А что сказал вместо этого Осканян? Он заявил следующее: "Прецеденты, конечно, имеют определенное значение, однако каждый конфликт необходимо рассматривать в определенном контексте". Иначе говоря, он представил не позицию Армении, а позицию, вытекающую из интересов России.
Таким образом, Армения давно уже не имеет самостоятельной внешней политики, и именно это является доказательством "форпоста". Все остальное - мелочи.
Р.S. Издание "168 часов" - не первое и, по всей видимости, не последнее армянское издание, которое дает подобную оценку армяно-российским "союзническим" отношениям. В Армении все больше начинают осознавать, что политика вражды с соседями превратила эту страну в марионеточное государство. И, как справедливо отмечают эксперты, этот процесс постепенно приобретает необратимый характер. В то время как соседи по постсоветскому пространству развиваются, укрепляются как независимые государства и интегрируют в мировое сообщество, Армения обречена быть чьим-то "форпостом". Ведь не будь российской поддержки, армянская экономика, оставшаяся в стороне от всех региональных проектов, продолжала бы влачить жалкое существование. Сегодня, когда весь мир диверсифицирует свои источники энергии и транспортные маршруты, Армения продолжает оставаться в полной энергетической и транспортной зависимости от России. Благо недавно Ереван стал получать газ из Ирана, но и то под "чутким" руководством Москвы.
Армения, оккупировав 20% территории Азербайджана, сегодня всячески пытается сохранить статус-кво не без помощи российских военных баз. В Ереване прекрасно понимают, что тягаться с более сильной армией экономически мощного Азербайджана не по хрупким плечам армянских вооруженных сил. Видимо, именно это и подразумевал Вардан Осканян, делая ударение на "колоссальном значении" российских военных баз для Армении. А ведь Осканян - дипломат, а дипломатам присуще говорить про реальность мягче, чем она есть.
2007.05.10 | Yusuf
Турция и Баку блокируют Родину Габриеляна, - вице-пр РФ
Первый вице-премьер РФ Сергей Иванов говорит, что Турция и Азербайджан взяли Армению в блокаду."Армения сама устроила блокаду своему народу”, - Фуад Ахундов
Армения сама себя загнала в транспортную блокаду, заявил "Новости-Азербайджан" заведующий сектором администрации президента Азербайджана Фуад Ахундов в ответ на заявление первого вице-премьера РФ Сергея Иванова о том, что "Армения находится в транспортной блокаде со стороны Азербайджана и Турции". Ахундов считает, что Армения сама устроила блокаду, как своему народу, так и народу Нахчывана. "Более того, Сергею Иванову должно быть известно, что тезис о блокаде не соответствует официальной позиции России, по крайней мере позиции МИД", - добавляет он. ..."
Ист: RegionPlus(Azerb.)8,Apr.2007p.19
2007.05.10 | Брат-1
Хочу почитать стихи Габриеляна за $ 50 000
Интересно почитать.Особенно, если знать, что альбом обошёлся за счёт средств бюджета АР Крым в 250 тысяч гривен!
По крайней мере, именно такие сведения содержатся в отчёте о научной деятельности ТНУ-2007, - цитирую:
Крымское армянское общество
Программа Крымский мир Фотоальбом
“Крым. Армяне. Десять веков созидания”
Кафедра политической науки Габриелян О.А.
Республиканский Комитет по делам национальностей и депортированных граждан $ 50 000