Бахчисарай та Фоті-Сала очима "Московских Новостей"
05/11/2007 | Tatarchuk
Останется ли Крым православным?
Исход России из Крыма ощущается не только в настроениях простых жителей и высказываниях ряда местных политиков, но и в уменьшении самой русской культуры на полуострове. Особую тревогу у российских и крымских экспертов вызывает «ползучая коррозия» канонического православия, которая, в частности, проявляется в том, что в последнее время вакансии в местных приходах заполняются молодыми священниками с Западной Украины, в общем-то лояльно относящимися к созданию единой Украинской поместной православной церкви, полностью независимой от Московской патриархии.
Бахчисарайский монастырь
Ослабление позиций канонического православия в Крыму особенно заметно на фоне постоянно возникающих конфликтов с крымскими татарами вокруг культовых сооружений. Создается впечатление, что действия меджлиса направлены на ослабление православной церкви. Добившись путем акций протеста и шантажа переноса строительства православного храма в селе Голубинка, меджлис в качестве следующего объекта нападения выбрал Свято-Успенский Бахчисарайский монастырь.
Бахчисарайский Свято-Успенский монастырь — один из старейших в Крыму. Он основан предположительно в конце VIII — начале IX веков и по преданию здесь была явлена чудотворная икона Божией Матери. В 1993 году была отреставрирована главная церковь монастыря во имя Успения Богородицы. С 2000 года активисты меджлиса требуют, чтобы земли, на которых расположен монастырь, были переданы расположенному неподалеку Дзынджырлы-медрессе и препятствуют реставрационным работам.
В январе в местной прессе опубликовано обращение от имени Бахчисарайского регионального меджлиса, разосланное в адрес исполнительных и законодательных органов Бахчисарайского района с требованием прекратить реставрационные работы Святых врат. Местные органы приняли обращение к исполнению, несмотря на то, что меджлис не является официально зарегистрированной организацией и, следовательно, действует с нарушением законодательства.
Обосновывая претензии к попыткам строительства или реконструкции православных сооружений, меджлис крымских татар заявляет, что именно на этих местах существовали культовые сооружения их предков. Более того, в своем обращении к правительству автономии меджлис заявил, что все древние исторические памятники на крымской земле принадлежат крымским татарам как коренному народу полуострова. В настоящее время понятие «коренной народ Крыма» юридически не существует, однако законопроект готовится.
Автохтонные скифы
В селе Голубинка Бахчисарайского района действует мусульманская мечеть, а православной церкви нет, хотя большая часть населения православные, на протяжении многих лет вынужденные молиться в помещении бывшей школы. Православная община, названная в честь Преподобного Серафима Саровского, выбрала место для строительства храма, руководствуясь церковными традициями. В 1998 году община получила государственный акт на землю, а в 2001-м, после подготовки проекта, приступила к строительству. Были обнаружены захоронения. Согласно Закону «Об охране культурного наследия» работы были приостановлены и произведены археологические исследования за счет общины. Обнаружено около 20 погребений, руины православного храма. Крымские татары выступили против продолжения строительства и заявили, что православные хотят возвести церковь на «костях их предков». По словам представителей меджлиса, предки нынешних крымских татар — это все автохтонное население Крыма: скифы, тавры, и т.д., раньше они исповедовали христианство, в Средние века перешли в ислам. Православные настаивают, что древнее захоронение — символ единения русского православия с греческим.
Представители интеллектуальной и культурной элиты направили письмо митрополиту Симферопольскому и Крымскому Лазарю с просьбой помочь возрождению православного храма на его историческом месте. Ясно, что христианское великодушие и умение уступить в данном случае будут восприняты как слабость. Но на совещании в крымском парламенте в прошлом году, в котором принимали участие митрополит Лазарь и муфтий мусульман Крыма Эмирали Аблаев, принято решение: православный храм на данном месте не строить.
Неопределенность позиции митрополита Лазаря определяется ситуацией: в последнее время усилилось давление со стороны администрации Ющенко по вопросу формирования единой поместной Украинской церкви, независимой от Московской патриархии.
Раскольники в силе
Несмотря на то что на совещании епископов Украинской православной церкви Московской патриархии (УПЦ МП) инициатива Ющенко начать переговоры по объединению с непризнанным в православном мире Киевским патриархатом поддержана не была, общая тенденция достаточно тревожная.
По словам экспертов, в среде епископата УПЦ МП многие готовы к диалогу с так называемой «Украинской православной церковью Киевского патриархата» (УПЦ КП) и также готовы к автокефалии. На непримиримых позициях против окончательного отделения Украинской православной церкви от Московского патриархата остается примерно четыре-пять епархий, ярким представителем которых является митрополит Одесский Агафангел. Именно за подписью митрополита Агафангела и был в конце февраля опубликован ответ УПЦ МП на очередное предложение президента начать консультации с представителями «Киевской патриархии», хотя Ющенко направлял предложение главе УПЦ МП митрополиту Владимиру.
Руководство «Киевского патриархата» полностью поддерживает объединительную активность Ющенко. Это обусловлено тем, что УПЦ КП является непризнанной в православном мире церковью «галицийской ментальности», имеющей поддержку главным образом на западе и частично в центре Украины. Неканоническая УПЦ КП уже достигла пределов самостоятельного продвижения на востоке и юге страны. Создание автокефальной единой поместной православной церкви позволит распространить «галицийскую идею украинского национализма» на всю территорию Украины. В этом случае практически неизбежно произойдет переориентация Украинской церкви на Константинопольский патриархат. Сотрудники секретариата президента Ющенко, в частности советник по религиозным вопросам Александр Саган, неоднократно проводили встречи с официальными представителями Константинопольского патриархата. Резиденция Константинопольского патриархата находится в районе Фанар турецкого Стамбула и, соответственно, ее деятельность зависит от воли Анкары. Действия же самого патриарха Варфоломея в Европе и странах бывшего Советского Союза почему-то часто соответствуют геополитическим интересам Вашингтона.
В общем-то позиция Ющенко по поддержке «Киевской патриархии» понятна. Несмотря на то что премьер-министр Виктор Янукович приезжал в Крым и встречался с митрополитом Лазарем и настоятелями ряда храмов, в том числе и Свято-Успенского Бахчисарайского монастыря, заметной позиции правительства по поддержке канонического православия в Крыму так и нет.
Святослав Терентьев
Московские новости
Исход России из Крыма ощущается не только в настроениях простых жителей и высказываниях ряда местных политиков, но и в уменьшении самой русской культуры на полуострове. Особую тревогу у российских и крымских экспертов вызывает «ползучая коррозия» канонического православия, которая, в частности, проявляется в том, что в последнее время вакансии в местных приходах заполняются молодыми священниками с Западной Украины, в общем-то лояльно относящимися к созданию единой Украинской поместной православной церкви, полностью независимой от Московской патриархии.
Бахчисарайский монастырь
Ослабление позиций канонического православия в Крыму особенно заметно на фоне постоянно возникающих конфликтов с крымскими татарами вокруг культовых сооружений. Создается впечатление, что действия меджлиса направлены на ослабление православной церкви. Добившись путем акций протеста и шантажа переноса строительства православного храма в селе Голубинка, меджлис в качестве следующего объекта нападения выбрал Свято-Успенский Бахчисарайский монастырь.
Бахчисарайский Свято-Успенский монастырь — один из старейших в Крыму. Он основан предположительно в конце VIII — начале IX веков и по преданию здесь была явлена чудотворная икона Божией Матери. В 1993 году была отреставрирована главная церковь монастыря во имя Успения Богородицы. С 2000 года активисты меджлиса требуют, чтобы земли, на которых расположен монастырь, были переданы расположенному неподалеку Дзынджырлы-медрессе и препятствуют реставрационным работам.
В январе в местной прессе опубликовано обращение от имени Бахчисарайского регионального меджлиса, разосланное в адрес исполнительных и законодательных органов Бахчисарайского района с требованием прекратить реставрационные работы Святых врат. Местные органы приняли обращение к исполнению, несмотря на то, что меджлис не является официально зарегистрированной организацией и, следовательно, действует с нарушением законодательства.
Обосновывая претензии к попыткам строительства или реконструкции православных сооружений, меджлис крымских татар заявляет, что именно на этих местах существовали культовые сооружения их предков. Более того, в своем обращении к правительству автономии меджлис заявил, что все древние исторические памятники на крымской земле принадлежат крымским татарам как коренному народу полуострова. В настоящее время понятие «коренной народ Крыма» юридически не существует, однако законопроект готовится.
Автохтонные скифы
В селе Голубинка Бахчисарайского района действует мусульманская мечеть, а православной церкви нет, хотя большая часть населения православные, на протяжении многих лет вынужденные молиться в помещении бывшей школы. Православная община, названная в честь Преподобного Серафима Саровского, выбрала место для строительства храма, руководствуясь церковными традициями. В 1998 году община получила государственный акт на землю, а в 2001-м, после подготовки проекта, приступила к строительству. Были обнаружены захоронения. Согласно Закону «Об охране культурного наследия» работы были приостановлены и произведены археологические исследования за счет общины. Обнаружено около 20 погребений, руины православного храма. Крымские татары выступили против продолжения строительства и заявили, что православные хотят возвести церковь на «костях их предков». По словам представителей меджлиса, предки нынешних крымских татар — это все автохтонное население Крыма: скифы, тавры, и т.д., раньше они исповедовали христианство, в Средние века перешли в ислам. Православные настаивают, что древнее захоронение — символ единения русского православия с греческим.
Представители интеллектуальной и культурной элиты направили письмо митрополиту Симферопольскому и Крымскому Лазарю с просьбой помочь возрождению православного храма на его историческом месте. Ясно, что христианское великодушие и умение уступить в данном случае будут восприняты как слабость. Но на совещании в крымском парламенте в прошлом году, в котором принимали участие митрополит Лазарь и муфтий мусульман Крыма Эмирали Аблаев, принято решение: православный храм на данном месте не строить.
Неопределенность позиции митрополита Лазаря определяется ситуацией: в последнее время усилилось давление со стороны администрации Ющенко по вопросу формирования единой поместной Украинской церкви, независимой от Московской патриархии.
Раскольники в силе
Несмотря на то что на совещании епископов Украинской православной церкви Московской патриархии (УПЦ МП) инициатива Ющенко начать переговоры по объединению с непризнанным в православном мире Киевским патриархатом поддержана не была, общая тенденция достаточно тревожная.
По словам экспертов, в среде епископата УПЦ МП многие готовы к диалогу с так называемой «Украинской православной церковью Киевского патриархата» (УПЦ КП) и также готовы к автокефалии. На непримиримых позициях против окончательного отделения Украинской православной церкви от Московского патриархата остается примерно четыре-пять епархий, ярким представителем которых является митрополит Одесский Агафангел. Именно за подписью митрополита Агафангела и был в конце февраля опубликован ответ УПЦ МП на очередное предложение президента начать консультации с представителями «Киевской патриархии», хотя Ющенко направлял предложение главе УПЦ МП митрополиту Владимиру.
Руководство «Киевского патриархата» полностью поддерживает объединительную активность Ющенко. Это обусловлено тем, что УПЦ КП является непризнанной в православном мире церковью «галицийской ментальности», имеющей поддержку главным образом на западе и частично в центре Украины. Неканоническая УПЦ КП уже достигла пределов самостоятельного продвижения на востоке и юге страны. Создание автокефальной единой поместной православной церкви позволит распространить «галицийскую идею украинского национализма» на всю территорию Украины. В этом случае практически неизбежно произойдет переориентация Украинской церкви на Константинопольский патриархат. Сотрудники секретариата президента Ющенко, в частности советник по религиозным вопросам Александр Саган, неоднократно проводили встречи с официальными представителями Константинопольского патриархата. Резиденция Константинопольского патриархата находится в районе Фанар турецкого Стамбула и, соответственно, ее деятельность зависит от воли Анкары. Действия же самого патриарха Варфоломея в Европе и странах бывшего Советского Союза почему-то часто соответствуют геополитическим интересам Вашингтона.
В общем-то позиция Ющенко по поддержке «Киевской патриархии» понятна. Несмотря на то что премьер-министр Виктор Янукович приезжал в Крым и встречался с митрополитом Лазарем и настоятелями ряда храмов, в том числе и Свято-Успенского Бахчисарайского монастыря, заметной позиции правительства по поддержке канонического православия в Крыму так и нет.
Святослав Терентьев
Московские новости
Відповіді
2007.05.11 | Клерикал
Московский патриархат ослабевает?
> Ослабление позиций канонического православия в Крыму особенно заметно на фоне постоянно возникающих конфликтов с крымскими татарами вокруг культовых сооружений.Правда? Так это все, оказывается, ослабление?
Ну успокоили наконец. А я-то расстраивался, что это идет страшное усиление на грани гегемонии...
Но раз вон аж москвич сам признает, что это ослабление - то можно и потерпеть их. Пусть повредничают, пока совсем не ослабли
2007.05.11 | REN77
Re: Бахчисарай та Фоті-Сала очима "Московских Новостей"
Все, я имею в виду те культовые сооружения, которые были построены до русской экспансии, в Крыму, не имеют ни какого отношение к русской культуре и к русской православной церкви. Так что и Свято-Успенский монастырь и Голубигковская церковь и д.р. это не их история, не они, а просто ВСЕ ЭТО было ВО ВРЕМЕННОМ ИХ ПОЛЬЗОВАНИИ!!!2007.05.11 | Клерикал
Re: Бахчисарай та Фоті-Сала очима "Московских Новостей"
REN77 пише:> Все, я имею в виду те культовые сооружения, которые были построены до русской экспансии, в Крыму, не имеют ни какого отношение к русской культуре и к русской православной церкви. Так что и Свято-Успенский монастырь и Голубигковская церковь и д.р. это не их история, не они, а просто ВСЕ ЭТО было ВО ВРЕМЕННОМ ИХ ПОЛЬЗОВАНИИ!!!
Это где ж таких спецов по культурной принадлежности готовят?
Похоже, что человек хочет принять константинопольское православие и пользоваться своей историей в режиме НЕВРЕМЕННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ.
Милости просим. Полезно будет еще межнациональный брак заключить, чтоб уж крепче было.
По общепризнанным церковным законам, да и общекультурным канонам, русская церковь является совершенно законной наследницей "греческого" культового наследия Крыма.
Другое дело, что русская церковь ведет себя на этом наследии как общество воинствующих безбожников, коммунистическая партия и комитет государственной безопасности в одном лице. Но это уже другой вопрос. И бороться с этим надо не провозглашая несусветные глупости, а показывая реальные нарушения законов и факты провокаций межрелигиозной розни с ее стороны.
2007.05.12 | Ночной дозор
REN77, я вас на память сфотографировал
REN77 пише:> Все, я имею в виду те культовые сооружения, которые были построены до русской экспансии, в Крыму, не имеют ни какого отношение к русской культуре и к русской православной церкви. Так что и Свято-Успенский монастырь и Голубигковская церковь и д.р. это не их история, не они, а просто ВСЕ ЭТО было ВО ВРЕМЕННОМ ИХ ПОЛЬЗОВАНИИ!!!
Извините за любопытство. Это случайно не ваше фото? Взято отсюда http://photofile.ru/users/ren77/
2007.05.16 | Ночной дозор
вот интересный документ
Уважаемые депутаты!Члены Бахчисарайского культурно-просветительского общества греков Крыма – ваши избиратели, с тревогой отмечаем крайне негативную тенденцию, которая складывается в нашем родном городе. Вместе с другими Православными христианами мы наблюдаем нарастающую волну гонений на Свято-Успенский монастырь и другие святыни крымских греков, возникших вблизи столицы аланского княжества задолго до появления г. Бахчисарая в долине р. Чурук-Су, которым мы поклоняемся на протяжении двенадцати веков. Единственная из множества древних христианских святынь, расположенных на территории г. Бахчисарая, возрождённая титаническими усилиями и подвижничеством настоятеля и монашеской братии, испытывает всё нарастающие гонения и травлю. Уже много лет Свято-Успенский монастырь, наша крымская лавра, не может восстановить свои святые врата, которые были построены на месте древней церкви св. Софии, уничтоженной во времена средневекового варварства и религиозных гонений.
Так неужели же нас хотят ввергнуть в пучину ненависти и религиозного противостояния, а мы и вы безропотно станем пассивными соучастниками бессмысленной братоубийственной бойни?
Кто же те люди, которые оскверняют религиозные святыни, верующих, тех кто выбрал путь религиозного подвига, кто ушёл за горные кручи и высокие стены от мирской суеты? Какому богу они поклоняются?
Золотому Тельцу! Он их бог!
Это они, прикрываясь религиозными и политическими лозунгами, захлёбываясь от ненависти, с помутившимися разумом и глазами, собирают вокруг себя несчастных, внемлющих их бреду, за которым стоят алчность и жажда наживы. Это они захватывают землю вокруг монастыря и строят на ней кабаки и гостиницы, торговые ряды и стоянки, попирают все мыслимые законы Украины и пытаются ещё урвать монастырской земли. Их не смущает близость христианских и мусульманских святынь. В их заведениях курят «дурман» и танцуют «одалиски». Они детские парки и мечети переделывают в рестораны. За эти «подвиги» их щедро спонсируют их зарубежные хозяева. За эти самые подвиги многие из них стали государственными чиновниками и даже депутатами. Безнаказанность только распаляет их аппетиты. Сонм кормящихся нашими налогами чиновников близоруко взирает на то, как город сползает в пучину «беспредела», а то и соучаствует в нём. Только для них существуют права! Другим – обязанности!
Свято-Успенский монастырь, оберегаемый молитвами и прихожанами, ещё держится, но за последние годы и даже месяцы уничтожены наши общие реликвии: древняя церковь в с. Речное; средневековая крепость Кыз-Кермен; древние фрески храма Донаторов в районе с. Холмовка; мемориальные кладбища в с. Верхоречье и Кудрино; нам, вместе с нашими единоверцами, запрещают возобновлять храм в с. Голубинка, построенный нашими предками-феодоритами и разрушенный османскими поработителями. С каждым днем эта цепь потерь удлиняется.
Мы взываем к вашей совести, к вашему чувству долга перед своими избирателями!
В ваших силах прекратить ущемление прав Свято-Успенского монастыря и всех Православных христиан, прихожан храмов этого монастыря, которые являются жителями разных городов и государств. Вы можете вернуть мир в наш родной и древний город!
Депутатам городского Совета необходимо перенести торговлю сувенирами в более подходящее место и организовать для торгующих нормальные условия работы.
Мы не хотим, чтобы наш город стал «детонатором» большого «взрыва» на земле древней Таврии и всей Украины!
Председатель Бахчисарайского районного
культурно-просветительского
общества греков Крыма М.Э. Иванов,
Заместитель председателя
Бахчисарайского районного
культурно-просветительского
общества греков Крыма О.В. Спаи
Комментарии сами просятся - но не забывайте подавать их в корректном духе
2007.05.17 | Клерикал
Очень интересный документ
> Их не смущает близость христианских и мусульманских святынь. В их заведениях курят «дурман» и танцуют «одалиски».Именно так и происходит. Независимо от национальной принадлежности хозяев заведений.
Если выбросить из греческого письма греческих греков с древней греческой фамилией Иванов всю дурную грецкую фофудью, то вот это останется в силе. И про Золотого Тельца еще тоже останется.
2007.05.17 | Ночной дозор
Re: Очень интересный документ
Клерикал пише:> > Их не смущает близость христианских и мусульманских святынь. В их заведениях курят «дурман» и танцуют «одалиски».
>
> Именно так и происходит. Независимо от национальной принадлежности хозяев заведений.
> Если выбросить из греческого письма греческих греков с древней греческой фамилией Иванов всю дурную грецкую фофудью, то вот это останется в силе. И про Золотого Тельца еще тоже останется.
Я и Одалиску тож сфотографировал. Это конечно не рен77, но тоже впечатляет.
2007.05.16 | Лозина-Лозинский
Ночной дозор, я вас тоже на память сфотографировал
Яндекс против гугла.На мой взгляд неплохой визуальный образ вашему текстовому облику.
Что поделаешь, живем во времена эклектики и постмодернизма, прости господи.
2007.05.16 | Ночной дозор
Re: Ночной дозор, я вас тоже на память сфотографировал
Лозина-Лозинский пише:> Яндекс против гугла.
Гугл побеждает:
> На мой взгляд неплохой визуальный образ вашему текстовому облику.
> Что поделаешь, живем во времена эклектики и постмодернизма, прости господи.
Зеркало Интернета - вообще вещь уникальная
http://mir.voskres.ru/mirbo09/a08.html
http://www.mitropolia-spb.ru/vedomosty/n21/13.shtml
Как вам такой Лозина-Лозинский? Раскрывает внутренний образ?
2007.05.16 | Лозина-Лозинский
Убил
2007.05.17 | Клерикал
Не надо глумиться
Ночной дозор пише:> Как вам такой Лозина-Лозинский? Раскрывает внутренний образ?
Ночной дозор, не надо глумиться над священномучеником. Ответ на ваш вопрос станет возможен лишь тогда, когда наш Лозина-Лозинский посидит в концлагере и будет приговорен к расстрелу (от чего упаси его Господи). Давайте будем надеяться, что ваш вопрос останется без ответа и степень соответствия двух образов так и останется невыясненной.
2007.05.17 | Ночной дозор
Это не я, это - Гугл
Он первый начал свой Яндекс совать. И за рен77 заступаться, что вообще немыслимо2007.05.17 | Клерикал
Не похож
Ночной дозор пише:> Он первый начал свой Яндекс совать. И за рен77 заступаться, что вообще немыслимо
Ну значит точно не похож он на священномученика Лозину-Лозинского. Тот так не делал.