Первыми лауреатами премии Чобан-заде стали Ш.Селим и И.Керимов
05/11/2007 | Бё!
Первыми лауреатами премии имени Б.Чобан-заде стали Шакир Селим и Исмаил Керимов
11 мая 2007 г. 10:08
(Симферополь, 11 мая, «Татар-информ», Дилявер Османов). Оргкомитет назвал имена первых лауреатов премии им. Бекира Чобан-заде, она присуждена поэту Шакиру Селиму за сборник стихов «Къырымнаме» (Сказание о Крыме) и профессору Исмаилу Керимову за книгу о крымско-татарском ученом, писателе, историке и общественном деятеле Османе Акъчокъракълы. В конкурсе приняли участие 15 человек из числа крымско-татарских писателей, художников, журналистов, ученых. Во второй тур прошли 7 работ, две из которых были удостоены премии.
Премия им.Бекира Чобан-заде была учреждена в 2006 году предпринимателем Ресулем Велиляевым из Карасувбазара. Ее размер составляет 1 тыс. долларов США. Первым лауреатам премия в торжественной обстановке будет вручена 27 мая у памятника выдающемуся ученому в Карасувбазаре. Премия присуждается за достижения в области крымскотатарской литературы, искусства, журналистики, общественной деятельности, науки, в том числе и связанные с пропагандой научного и творческого наследия Б.Чобан-заде - поэта и известного тюрколога, репрессированного в 1937 году в Баку.
Бекир Чобанзаде родился 15 мая 1893 года в Карасувбазаре. Начальное образование получил в мектебе-рушдие, затем был отправлен мусульманским благотворительным фондом Карасувбазара в Стамбульский турецкий лицей. В 1918 году закончил Будапештский университет. Ученый, педагог, поэт в совершенстве владел немецким, венгерским, французским, арабским персидским, турецким языками. Работая в разные годы в Таврическом, Азербайджанском университетах, являясь действительным членом Института народов Востока, Академии наук Азербайджана, Парижского общества лингвистики, он оставил огромное научное, методическое, литературно-художественное наследие. Бекир Чобан-заде стал родоначальником азербайджанского языковедения, известнейшим специалистом по узбекской, кумыкской, балкарской, киргизской, крымско-татарской литературе. Им опубликовано более 150 книг и статей на различных языках по проблемам тюркских языков и литератур.
28 января 1937 года Бекир Чобанзаде был арестован в Кисловодске, его обвинили в "контрреволюционной деятельности" и приговорили к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 13 октября 1937 года. Только через 20 лет вновь увидели свет его стихи, правда, только те, в которых не упоминалось слово "Крым".
15 мая 2006 года в Азербайджанском университете в Баку по инициативе Ассоциации университетов стран Причерноморья открылся научно-исследовательский центр им. Б.Чобан-заде, руководителем которого стал азербайджанский ученый Адиль Бабаев. Одной из лекционных аудиторий вуза также присвоено его имя.
http://tatar-inform.ru/news/culture/?id=64779
11 мая 2007 г. 10:08
(Симферополь, 11 мая, «Татар-информ», Дилявер Османов). Оргкомитет назвал имена первых лауреатов премии им. Бекира Чобан-заде, она присуждена поэту Шакиру Селиму за сборник стихов «Къырымнаме» (Сказание о Крыме) и профессору Исмаилу Керимову за книгу о крымско-татарском ученом, писателе, историке и общественном деятеле Османе Акъчокъракълы. В конкурсе приняли участие 15 человек из числа крымско-татарских писателей, художников, журналистов, ученых. Во второй тур прошли 7 работ, две из которых были удостоены премии.
Премия им.Бекира Чобан-заде была учреждена в 2006 году предпринимателем Ресулем Велиляевым из Карасувбазара. Ее размер составляет 1 тыс. долларов США. Первым лауреатам премия в торжественной обстановке будет вручена 27 мая у памятника выдающемуся ученому в Карасувбазаре. Премия присуждается за достижения в области крымскотатарской литературы, искусства, журналистики, общественной деятельности, науки, в том числе и связанные с пропагандой научного и творческого наследия Б.Чобан-заде - поэта и известного тюрколога, репрессированного в 1937 году в Баку.
Бекир Чобанзаде родился 15 мая 1893 года в Карасувбазаре. Начальное образование получил в мектебе-рушдие, затем был отправлен мусульманским благотворительным фондом Карасувбазара в Стамбульский турецкий лицей. В 1918 году закончил Будапештский университет. Ученый, педагог, поэт в совершенстве владел немецким, венгерским, французским, арабским персидским, турецким языками. Работая в разные годы в Таврическом, Азербайджанском университетах, являясь действительным членом Института народов Востока, Академии наук Азербайджана, Парижского общества лингвистики, он оставил огромное научное, методическое, литературно-художественное наследие. Бекир Чобан-заде стал родоначальником азербайджанского языковедения, известнейшим специалистом по узбекской, кумыкской, балкарской, киргизской, крымско-татарской литературе. Им опубликовано более 150 книг и статей на различных языках по проблемам тюркских языков и литератур.
28 января 1937 года Бекир Чобанзаде был арестован в Кисловодске, его обвинили в "контрреволюционной деятельности" и приговорили к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 13 октября 1937 года. Только через 20 лет вновь увидели свет его стихи, правда, только те, в которых не упоминалось слово "Крым".
15 мая 2006 года в Азербайджанском университете в Баку по инициативе Ассоциации университетов стран Причерноморья открылся научно-исследовательский центр им. Б.Чобан-заде, руководителем которого стал азербайджанский ученый Адиль Бабаев. Одной из лекционных аудиторий вуза также присвоено его имя.
http://tatar-inform.ru/news/culture/?id=64779
Відповіді
2007.05.15 | Карасу
Re: Первыми лауреатами премии Чобан-заде стали Ш.Селим и И.Керимов
Бё! пише:> Оргкомитет назвал имена первых лауреатов премии им. Бекира Чобан-заде, она присуждена поэту Шакиру Селиму за сборник стихов «Къырымнаме» (Сказание о Крыме) и профессору Исмаилу Керимову за книгу о крымско-татарском ученом, писателе, историке и общественном деятеле Османе Акъчокъракълы.
Если это самые выдающиеся наши личности достойные этой награды, то ишимиз къартоп. Бекир Чобан-заде из-за таких гнусных, подлых и завистливых людей, как эти два фрукта, был расстрелен. Именена его недорожелателей уже никто не помнит, а если и помнят, то употребляют как имя нарицательное, так и Ш.Селима съевшего в свое время Юнуса Кандыма (рахмет олсун джанына) и И.Керимова "съевшего" много хороших и достойных людей в КИПУ, будут употреблять как синоним "Иуды", "сербера" и др.
> Премия им.Бекира Чобан-заде была учреждена в 2006 году предпринимателем Ресулем Велиляевым из Карасувбазара.
А ну так теперь все понятно! Если мне не изменяет память, то Ресуль Велиляев на последних выборах выдвигался от БЮТ, после того, как на Курултае крымскотатарского народа, его кандидатура в депутаты АРК не попала в первую десятку.
Тогда в ходе агитационной кампании, когда Курултай принял решение блокироваться с Рухом в Крыму и "Нашей Украиной" в ВР Украины и призвал крымских татар голосовать за Рух, а членов Меджлиса обеспечить донесение этого решения до народа, из стольного града на поддержку Р.Велиляеву выдвигаемому от БЮТ, приезжали т.н. къырымтатар зиялары, в числе которых был и член Меджлиса Ш.Селим и делегат Курултая Керимов.
Только этот эпизод позже замяли, и эти двое не были исключены из числа делегатов Курултая, работавших против решений Курултая.
Видимо их щедрый спонсор решил еще раз отблагодарить своих ораторов, тем более в свете приближающихся повторных выборов.
2007.05.15 | 5 копеек
Re: Первыми лауреатами премии Чобан-заде стали Ш.Селим и И.Керимов
А к тому же если посмотреть, кто среди отцов-основателей этой премии, вы увидите уже знакоые имена - Шакир Селима и Исмаила Керимова...Сами создали, сами себя и наградили, получается?2007.05.15 | Бё!
Re: Первыми лауреатами премии Чобан-заде стали Ш.Селим и И.Керимов
Вообще-то, Ресуль Велиляев - достойный уважения человек. Бизнесмен, который создал сам себя, пользующийся уважением в Белогорском районе. Человек, который на свои средства установил памятник Чобан-заде, а теперь вот - учредил премию.Шакир Селим - современный классик крымскотатарской поэзии, который, безусловно, заслуживает этой премии. Думаю, с этим согласится большинство крымских татар. О И. Керимове сказать ничего не могу, ибо не сильно знаком с его творчеством.
Два предыдущих поста явно написал человек, пребывающий в личном конфликте с Ш. Селимом. Но это вовсе не означает, что от этого Ш. Селим стал недостойным премии человеком.
2007.05.15 | Айдын Шемьи-заде
Re: Первыми лауреатами премии Чобан-заде стали Ш.Селим и И.Керимов
Я не знаю, в каких личных отношениях с Ш. Селимом человек, справедливо указавший на отношение Селима к Юнусу Кандыму, но оскорбления и клевета в мой адрес со стороны Ш. Селима имеют судебную перспективу. Кроме Селима и другие поэты пишут выеликолепнные стихи, но речь о моральной низости Шакира Селима.2007.05.15 | line305b
Правда все так плохо?
Вроде б знаменитый поэт. Я не в курсе последних событий - может кто-нибудь подтвердить/опровергнуть мнения Карасу и А.Ш.?2007.05.15 | Tatarchuk
Re: Правда все так плохо?
У нас в свое время публиковалась статья Айдына Шемьи-заде, оригинал - на сайте http://chatyr-dag.livejournal.com/3812.html2007.05.15 | Chief
Re: Правда все так плохо?
line305b пише:> Вроде б знаменитый поэт. Я не в курсе последних событий - может кто-нибудь подтвердить/опровергнуть мнения Карасу и А.Ш.?
Честно говоря, мне очень жаль, что развернулся этот конфликт - между Айдын-агъа и Шакир-агъа. Мне в этой истории трудновато быть третейским судьей, поскольку я с большим уважением отношусь к обоим сторонам, да и к Исмаилу Керимову, признаться, тоже... Может быть, Айдын-агъа и Шакир-агъа как-то сумеют примириться?..
2007.05.15 | Lenur
Re: Первыми лауреатами премии Чобан-заде стали Ш.Селим и И.Керимов
Позвольте влезть в ваш спорВсе мои дедушки и бабушки из Карасувбазара, мне приятно узнать что там есть человек который на свои деньги - не клянчил - поставил памятник Чобан-заде, учредил премию и награждает наших писателей. Это его деньги, он и решает кому их дать,
Награждает за творчество, за работу, а не за личные качества.
Творческие люди - они как известно со своими странностями, и это на массы не распространяется, об этом знает узкий круг.
Я думаю в данном случае если сказать то можно похвалить, а критикуют те кто завидуют - или не досталось, или сами ничего не могут делать.
2007.05.15 | Койлю
Re: Первыми лауреатами премии Чобан-заде стали Ш.Селим и И.Керимов
Lenur пише:> Позвольте влезть в ваш спор
Нет возражений - "влезайте", на то и форум
> Все мои дедушки и бабушки из Карасувбазара, мне приятно узнать что там есть человек который на свои деньги - не клянчил - поставил памятник Чобан-заде, учредил премию и награждает наших писателей. Это его деньги, он и решает кому их дать,
И тут спорить вроде не о чем. Только думается мне, что некоторым нашим предприимчивым (в хорошем смысле слова) соотечественникам не стоит забывать о том, что, в определенной мере, их бизнес стал возможным также и потому, что некто другие в это время перекрывали дороги, защищали самострои, осаждали администрации, "пробивали" школы и многое и многое иное...
> Награждает за творчество, за работу, а не за личные качества.
> Творческие люди - они как известно со своими странностями, и это на массы не распространяется, об этом знает узкий круг.
Дело в другом. Тут действительно есть одно "неудобство" - наверное, члены Оргкомитета (несмотря на их явные или мнимые заслуги) вообще должны были бы быть исключены из числа претендентов на получение премии.
> Я думаю в данном случае если сказать то можно похвалить, а критикуют те кто завидуют - или не досталось, или сами ничего не могут делать.
Не спеши Ленур бей делать такие выводы: можешь обидеть людей, имеющих другие мнения.
2007.05.15 | Урал-
Уважаемому Айдын-агъа!...
Айдын-агъа...Начитался я статей и заметок... и скажу одно -
Бютюн догърулукъ хакъкъы сизде.
Аранъыздакъы къавгъага четтен бакъылгъанда сизин бююклюгюнюз бес-белли...
Онун ичюн мендже о тюр адамларнен юз-юзге далашманъыз сизни онларын севиесине тюшюрюр (ве сизин ичюн бир къаип олур), онлары да сизин севиенъизге котерир (ве онлар ичюн бир къазаныч олур)...
Къарар не олурса олсун, бу тюр адамларын эр алда къазанчлы чыкъаджакълары языкътыр...
2007.05.15 | Tatarchuk
Не могу оценить художественной стороны
В политической плоскости Шакир Селим (Селимов) - это активный деятель который многими боками соприкасается с оппозицией Меджлису и в частности с деятельностью Милли Фирка.Поэтому вопрос награждения этого поэта политизирован, и при развитии сюжета будет использоваться сторонами "дискуссии" (если можно так выразиться) на страницах Полуострова и других полемических изданий.
И во время выборов.
Насколько ценно это делать - сказать затрудняюсь. Например если (заранее извиняюсь за сравнение) Шакир Селим стольже одиозен как Тимур Дагджи - то такая полемика очищает, а если нет - то лучше вести полемику в литературном ключе. Но сам Шакир Селим, как и его оппонент Айдын Шемьи-заде, вполне внятно политически ориентирован.
Отакое от (с)
2007.05.15 | Експерт
Re: Не могу оценить художественной стороны
Tatarchuk пише:> В политической плоскости Шакир Селим (Селимов) - это активный деятель который многими боками соприкасается с оппозицией Меджлису и в частности с деятельностью Милли Фирка.
Крайне преувеличенное утверждение!
То есть нечто такое есть, но в соответствии с с принципом: "и там и тут" !
Как сказал бы Хан в таких случаях, - "вот"
2007.05.15 | Tatarchuk
Re: Не могу оценить художественной стороны
Експерт пише:> Tatarchuk пише:
> > В политической плоскости Шакир Селим (Селимов) - это активный деятель который многими боками соприкасается с оппозицией Меджлису и в частности с деятельностью Милли Фирка.
>
> Крайне преувеличенное утверждение!
> То есть нечто такое есть, но в соответствии с с принципом: "и там и тут" !
Я не знаю Ш.С. лично - поєтому могу судить только по публикациям в которих он появляется и в каком контексте. Вторая сторона не заметна если конечно судить по ГК, Полуострову где его чаще всего цитируют.
> Как сказал бы Хан в таких случаях, - "вот"
Хан молодець Только в оригинале так: "Вот!" (с)
2007.05.16 | Chief
Re: Не могу оценить художественной стороны
Tatarchuk пише:> Я не знаю Ш.С. лично - поєтому могу судить только по публикациям в которих он появляется и в каком контексте. Вторая сторона не заметна если конечно судить по ГК, Полуострову где его чаще всего цитируют.
Видимо, Експерту известно нечто большее, чем нам
А если серьезно, то цитации, мелькания и публикации в ГК, Полуострове, Авдете и даже в бывшем Диалоге далеко не всегда свидетельствуют о политической ангажированности авторов; выбирать-то особенно не приходится. Но есть и обратная сторона медали: даже у этих изданий некоторые авторы востребованы абсолютно - вне зависимости от их (изданий) политической направленности...
2007.05.16 | Айдын Шемьи-заде
Шакир Селим зачищает литературное пространство
Вынужден вернуться к тому, что уважаемая Чиф называет «конфликтом». Можно ли назвать конфликтом ситуацию, когда вдруг я читаю опубликованный в журнале «Йылдыз» (№1, 2006) текст Ш. Селима (с которым у меня были, на мой взгляд, отличные отношения), где он в необычайно развязной форме высмеивает меня как автора опубликованных книг. Называет он меня «человеком, возомнившим себя писателем», что, согласитесь, не вполне прилично. Далее Ш. Селим пишет: «Айдын Шемьи-заде выпустил одну за другой две книги. «Голубые мустанги» на презентации очень расхвалили… Воодушевленный этой похвалой Айдын агъа скоренько написал вторую книгу «Крымская хроника» и резво поспешил вновь в Крым». Читать такое мне тоже было странно, ибо писал это человек, с которым у меня не было никогда конфликтов, которого я всегда дружески обнимал. Но конфликт, оказывается, давно зрел в душе захваленного Шакира Селима. Кстати, о ситуации с покойным Юнусом Кандымом мне говорили и раньше, говорили о болезненной зависти Селима к нему.
Такие выпады Ш. Селима в мой адрес меня удивили, но даже не обидели, ибо его невоспитанность хорошо всем известна. Я ожидал, что далее последуют конкретные замечания по поводу текстов «человека, возомнившего себя писателем». Но далее, не ослабевая своих издевательских замечаний в мой адрес (ознакомьтесь с подробностями на моем блоге «Чатыр-Даг»), Шакир Селим перешел к клевете. Вынужден все же привести здесь некоторые подробности, о которых я писал уже прежде.
В одной из своих статей в «Крымских хрониках» (с. 79) я писал, что «наша номенклатура была не лучше, чем у других народов, и главное, что ее отличало – высокомерное недоверие к простому народу». Кроме того, хорошо знакомый с реалиями времени, я высказал предположение, что письмо в ЦК компартии, подписанное в 1957 году некоторыми номенклатурными работниками из числа крымских татар, было «организованной КГБ попыткой перехватить инициативу у распространяющегося среди кымскотатарского народа движения сопротивления режиму и поставить его под контроль». Такое предположение имеет право на существование, ибо среди людей, подписавших то письмо, были люди, связанные с КГБ. К тому же некоторые из подписавших это письмо личностей были в те годы использованы властями в мероприятиях, предназначенных для запугивания студентов, создавших национальную организацию в Ташкенте в 1956 году.
Имитируя возмущение Шакир Селим пишет, что я причислил к агентам КГБ Бекира Умерова, Большевик Абдурамана, Джеббара Акима! Здесь Шакир Селим позволяет себе безобразную подмену. Бекир Умеров, Абдураман Большевик - многолетние заключенные сталинских тюрем и лагерей, а Джеббар Аким – будущий заключенный. А ведь под упомянутым письмом стоят совсем другие подписи! Где «зеки» и где работники СМЕРШа и комиссары!
А о Мустафе Селимове, подпись которого, действительно, стоит под тем письмом, я в связи с посещением его руководителями организации 1956 года писал («Голос Крыма», 1999 год), что это был благородный и смелый человек (его я тоже знал лично, он бывал в гостях у моего отца).
Шакир Селим заявляет, что я оскорбил подозрением именно старых зеков, случайно выживших жертв репрессий! Это не ошибка Ш. Селима, он знаком с упоминаемым письмом, он знает, чьи подписи там стоят! Кроме того, я не называл всех подписавших это письмо «агентами КГБ».
Под письмом, о котором упоминал, стоят подписи людей совсем из другого лагеря! Что общего между жертвами 37-го года и партийными выдвиженцами того же самого года?
И кого Селим делает моей «жертвой»?
Это Бекир-агъа Умеров, ближайший друг нашей семьи, который был у нас постоянным гостем, при многочасовых беседах которого с моим отцом непременно присутствовал и я.
Это Абдураман Большевик, тоже частый наш гость, тоже «заслуженный зек». Кстати, прозвище «Большевик» он получил за сыгранную летом восемнадцатого года в народном театре в Евпатории роль злодея-большевика.
Это будущий зек Джеббар Аким, столь же близкий к семье Эшрефа Шемьи-заде человек, как и Бекир Умеров.
И не раз бывало, что эти люди все вместе сидели за нашим гостеприимным столом.
Неужели надо разъяснять, что комиссары и зеки, к которым относился и мой отец, – это люди из-за разных столов!
Дорогой Урал, дорогая Чиф, как после такой клеветы я буду смотреть в глаза родственников этих славных людей?
Шакир Селим, занимая главный пост в Союзе крымскотатарских писателей, будучи редактором журнала «Йылдыз» зачищает «литературное пространство» вокруг себя. Кто ему позволяет это делать? – это другой вопрос.
Он автор нескольких хороших стихов, но его человеческая позиция, мягко выражаясь, ущербна.
Ознакомившись с этим текстом Шакира Селима в мае месяце 2006 года, я тогда же написал в журнал "Йылдыз" мой почти ласковый ответ. Однако редактор Ш. Селим, вопреки общепринятым нормам, не стал печатать мой ответ и не нашел нужным связаться со мной устно или письменно для объяснений. Недавно (в апреле 2007 г.) я посетил Симферополь и узнал, что Ш. Селим не собирается печатать мой ответ на его инсинуации. Такое поведение характерно для личности, возомнившей, что мир расходится концентрическими кругами от него. У нас еще говорят про такого человека, что он считает что "башы кокке тийген", то есть что "голова его достала до небес". Кстати, нарицательный термин «шакирселимничание» придумали те, кто этого человека знают лучше, чем я.
Должен сказать, что наши общие знакомые возмущены клеветой Ш. Селима в мой адрес, но просили меня не возбуждать дела «до того, как пройдет 100-летний юбилей Эшрефа Шемьи-заде». Они бояться, что Ш. Селим помешает проведению этого юбилея. Неужто он так силен, этот товарищ Ш. Селим? Или тут есть основания вспомнить «Тараканище» Корнея Чуковского?
Мне не надо задумываться над тем, что посоветовал бы мне мой отец в такой ситуации – Эшреф Шемьи-заде был бескомпромиссен к клеветникам и фальсификаторам!
2007.05.17 | Карасу
Re: Шакир Селим зачищает литературное пространство
>Айдын Шемьи-заде пише:>Ш. Селим пишет: «Айдын Шемьи-заде выпустил одну за другой две книги. «Голубые мустанги» на презентации очень расхвалили… Воодушевленный этой похвалой Айдын агъа скоренько написал вторую книгу «Крымская хроника» и резво поспешил вновь в Крым»... конфликт, оказывается, давно зрел в душе захваленного Шакира Селима. Кстати, о ситуации с покойным Юнусом Кандымом мне говорили и раньше, говорили о болезненной зависти Селима к нему.
Уважаемый Айдын-агъа хочу вас заверить, что высказывания отдельных завистников, не отражает мнение народа. Я, как и многие другие, кто прочитал ваши книги, благодарны Вам за то, что Вы после столь длительного застоя в художественной литературе крымских татар, в чем возможно и вина завистливого и коварного Ш.Селима, очень красочно и подробно описали пожалуй одну из самых горьких трагедий нашего народа. Читая ваши романы наяву представляешь эти трагические годы, и это действительно очень полезно для подрастающего поколения, которое должно помнить горькую судьбу нашего народа и не оставаться равнодушным к происходящих событиям.
> Должен сказать, что наши общие знакомые возмущены клеветой Ш. Селима в мой адрес, но просили меня не возбуждать дела «до того, как пройдет 100-летний юбилей Эшрефа Шемьи-заде». Они бояться, что Ш. Селим помешает проведению этого юбилея. Неужто он так силен, этот товарищ Ш. Селим? Или тут есть основания вспомнить «Тараканище» Корнея Чуковского?
> Мне не надо задумываться над тем, что посоветовал бы мне мой отец в такой ситуации – Эшреф Шемьи-заде был бескомпромиссен к клеветникам и фальсификаторам!
К сожалению сегодня, подобные ущербные личности, занимают высокие посты и силу своей ограниченности, способны только на подлость и низость. Обидно, что народ стал трусливым, и предпочитается оставаться в стороне и молча наблюдать, как эти старперы, губят таланты нашего народа своей завистью и клеветой.
Аллах сизден разы олсун.
2007.05.20 | Любитель литературы
Re: Шакир Селим зачищает литературное пространство
Я часто бываю в Крыму и знаю, что Шакиром Селимом многие знающие его недовольны. Он и по правде думает, что он великий человек. За ним стоят те же люди, кто стоит за Тимуром Дагджи. Роль Шакира Селима в судьбе замечательного человека Юнуса Кандыма, а также тоже покойного поэта Сеит-Умер Эмина должна быть известна и осуждена. Шакир Селим не выносит ("зачищает", как правильно сказал Айдын-ага)в крымскотатарской среде ярких и талантливых людей, например и Сафтера Нагаева.2007.05.22 | Айдын Шемьи-заде
Re: Шакир Селим зачищает литературное пространство
Дорогой Карасу,Спасибо за добрый отзыв о моих романах. Да, я пишу их по зову сердца (или Алланы эмиринен), и пишу для заинтересованных в знаниях читателей, а не для тех «вундеркиндов», которые не видели и не слышали, но все знают.
Но только не согласен с тем, что завистники и клеветники могут губить таланты! Надо творить, надо добиваться успеха вопреки «совкам» - этим комсомольским активистам Узбекистана, которые еще путаются под ногами новых поколений!
С наилучшими пожеланиями!
Айдын Шемьи-заде.
2007.05.28 | Айдын Шемьи-заде
Re: Шакир Селим зачищает литературное пространство
Мне известно, что замечательный поэт Сеитумер Эмин (1920 – 2005) был в Крыму оскорблен и вынужден был уехать. Но я не знал, что именно Шакир Селим организовал гонение на него. Неужели и это правда? Если это действительно так, то об этом надо писать.Меня удивляет еще одно обстоятельство, связанное с Сеитумером Эмином. Есть популярная не только в Крыму, но также во всех крымскотатарских диаспорах планеты песня «Эй, гузель Къырым!» или «Алуштадан эскен еллер» («Веющие от Алушты ветры»). Пожалуй, самая популярная уже на протяжении нескольких лет. В Крыму на вопрос, кто автор слов и мелодии этой песни принято отвечать, что «автор неизвестен». Так вот автором слов является Сеитумер Эмин! В его книге это стихотворение называется «Сабалары эскен еллер», то есть «Веющие по утрам ветры». Однако сомнений в том, что ныне исполняемый текст является слегка измененным текстом Сеитумера Эммина сомнений нет! Приведу хотя бы восемь строк:
Гуль бахъчалар, чал къаялар
Козюм алдында.
Акъ далгъалар шувулдайлар
Меним ялымда.
Мен Албаткъа къайталмадым,
Дертлерими айталмадым,
Асрет къалдым мен юртума,
Эй, гузель Къырым!
Албат – родное село Сеитумера Эмина.
Так что автор слов не может быть неизвестен людям, имеющим отношение к крымскотатарской литературе. Почему авторство оказавшегося кому-то в Крыму ненужным одного из лучших наших литераторов Сеитумера Эмина скрывается – не знаю.
Автор мелодии мне пока неизвестен, но может кто и знает.
2007.05.28 | Chief
О крымскотатарских песнях
Айдын Шемьи-заде пише:> Гуль бахъчалар, чал къаялар
> Козюм алдында.
> Акъ далгъалар шувулдайлар
> Меним ялымда.
> Мен Албаткъа къайталмадым,
> Дертлерими айталмадым,
> Асрет къалдым мен юртума,
> Эй, гузель Къырым!
>
> Албат – родное село Сеитумера Эмина.
>
> Так что автор слов не может быть неизвестен людям, имеющим отношение к крымскотатарской литературе. Почему авторство оказавшегося кому-то в Крыму ненужным одного из лучших наших литераторов Сеитумера Эмина скрывается – не знаю.
> Автор мелодии мне пока неизвестен, но может кто и знает.
Это одна из моих любимых песен... Я тоже часто слышала, что ее представляют как народную - причем как в части музыки, так и в части слов.
Интересно, а есть ли какие-то серьезные историко-музыковедческие исследования о крымскотатарских песнях - в частности, о тех, которые сегодня достаточно популярны (многие считают их народными, например, как "Гузель Къырым"), но мало кто знает историю этих песен, кто их автор и проч.?
Я, например, буквально вчера пыталась узнать происхождение песни "Biz Kirim'dan Chikkanda" - вроде бы что-то о ней я слышала, но не более того. Стала смотреть в своей крымоведческой литературе - пусто...
2007.05.28 | Alessandro
Вот что пишет об этом Февзи Алиев:
...И вот в 1968 г. появилась одна из самых популярных песен ссылки "Эй, гузель Къырым". Кроме этих куплетов (тех, что приведены в книге Февзи-ага - прим. моё) в народе исполняется также множество других куплетов.
В последние годы, как ни странно, появились люди, претендующие на авторство этой песни (см. журнал "Къасевет" за № 3/20 1990, на с. 15-16 статью "Гузель Къырым" тюркюсининъ тарихы", в №1/21 1991 на с. 21 "Гузель Къырым" тюркюсининъ тарихы акъкъында" Ф. Алиева).
В разные годы я встречал людей, которые пытались мне доказать, что автором этой песни являются именно они. Но стоило задать им несколько вопросов, как они сразу же оказывались в ловушке, и обман раскрывался. Я встречал людей, разумеется, бессовестных, которые, не зная меня в лицо, претендовали на авторство даже моих оригинальных песен.
Подобные недоразумения, курьёзы, были в истории музыки во все времена.
2007.05.28 | Chief
Re: Вот что пишет об этом Февзи Алиев:
Alessandro пише:> ...
> И вот в 1968 г. появилась одна из самых популярных песен ссылки "Эй, гузель Къырым". Кроме этих куплетов (тех, что приведены в книге Февзи-ага - прим. моё) в народе исполняется также множество других куплетов.
> В последние годы, как ни странно, появились люди, претендующие на авторство этой песни (см. журнал "Къасевет" за № 3/20 1990, на с. 15-16 статью "Гузель Къырым" тюркюсининъ тарихы", в №1/21 1991 на с. 21 "Гузель Къырым" тюркюсининъ тарихы акъкъында" Ф. Алиева).
Помнится, я тоже недавно где-то читала статью, в которой некий - абсолютно неизвестный мне человек - приписывал себе авторство этой песни...
2007.05.28 | Tatarchuk
так давайте фстудію імена цих негідників!
2007.05.31 | Хан
Re: Шакир Селим зачищает литературное пространство
Шакир СелимТЮШЮНДЖЕ
Насыл бир куньлерге къалдыкъ, къардашлар.
Бу узун ёлларда талдыкь, къардашлар,
Аман-аман битип-яндыкъ, къардашлар,
Козюмиз огюнде сабийлер оле, —
Дюнья бизге бакъып, бир козьнен агьлай,
бир козьнен куле.
Дюньягьа нам берген бир миллет эдик,
Асырлар тюбюнден тирилип кельдик,
Ватангъа козь тикип къурбанлар бердик,
Бизни кене болелер бир шына иле, —
Дюнья бизге бакъып, бир козьнен агьлай,
бир козьнен куле.
Къалмады арамызда бирлик кенъеши,
Шуньгнъчюн къыздырмай Ватан кунеши,
Шунынъчюн юрюшмей, эй, халкъым, ишинъ,
Шунынъчюн багърынъны ханджерлер тиле, —
Дюнья бизге бакъып, бир козьнен агьлай,
бир козьнен куле.
Эпимиз къабардыкъ минген хамырдай,
Къарышып къалмайыкъ бир топ чамурдай,
Кесилип башладыкъ къуругъан тамырдай,
Яшаймыз буларны биле ве биле, —
Дюнья бизге бакъып, бир козьнен агьлай,
бир козьнен куле.
Бизни кене биревлер ойнатмакъ истей,
Кене дамсыз бир шорба къайнатмакъ истей,
Кенардан хошланып бир бакъмакъ истей,
Бар, ойна, козьяшынъ силе ве силе, —
Дюнья бизге бакъып, бир козьнен агьлай,
бир козьнен куле.
Санки душман олдыкъ бир-биримизге,
Урьмет ёкъ не олю, не тиримизге,
Не олды, къардашлар, не олды бизге?!
Кене дерсинъ бир белялар бастырып келе, —
Дюнья бизге бакъып, бир козьнен агьлай,
бир козьнен куле.
Алладан берильген гузель бу топракъ,
Козьлеримиз киби кёрлангъан чокъракъ,
Тереклеримизде сараргьан япракъ
Биз киби чекмекте ферьяд ве нале, —
Дюнья бизге бакъып, бир козьнен агьлай,
бир козьнен куле.
Эй, фелек, ишинъе акъыллар етмей,
Татарнынъ башында тюшюндже битмей,
Бир кучюк арзум бар — акълымдан кетмей:
Омюрлер бите ве омюрлер келе, —
Демесинлер:
«Дюнья буларгъа бакъып, бир козьнен агьлай,
бир козьнен куле».
===========================================================
Относиться к поэту можно по-разному, но творчество-то его все равно останется в крымскотатарских хрестоматиях. И ваши дети будут учить наизусть в школах именно его стихи.
2007.05.31 | Chief
Re: Шакир Селим зачищает литературное пространство
Хан пише:> Относиться к поэту можно по-разному, но творчество-то его все равно останется в крымскотатарских хрестоматиях. И ваши дети будут учить наизусть в школах именно его стихи.
Проблема в том, что и Шакир Селим, и Айдын Шемьи-заде - оба безусловно выдающихся человека, которые войдут по меньшей мере в историю крымскотатарского народа (Айдын-агъа еще, видимо, и в историю физики)... Тем обиднее этот конфликт.
2007.05.31 | Айдын Шемьи-заде
Re: Шакир Селим зачищает литературное пространство
Дорогие мои, повторяю: конфликт подразумевает столкновение мнений. Здесь же со стороны Ш. С. мерзкая клевета!Стихи он пишет хорошие, это я отмечал и отмечаю. И ему об этом говорил не раз. Но вот такой ущербный по человеческим качествам товарищ...
Почитайте, ХАн, его "Тамчылар", 2006 год, №1 "Йылдыз".