МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Для тех, кто интересуется Кырымалом Шинкевичем

05/23/2007 | Ночной дозор
Предлагаю собирать сведения об Кырымале-Шинкевиче. Я назвал его для простоты понимания "басмач", думаю, что это довольно точный термин для отражения антисоветской деятельности покойного. Кроме антисоветщины, ему впаять фактически нечего.
Как очень резонно заметил нардеп Чубаров, "Я хочу обратить внимание, что в ФРГ люстрация преступников была осуществлена беспощадным образом, и любой человек, если бы он каким-то образом был связан с нацистским режимом, никогда не смог бы достичь того уровня общественного признания, какого достиг Эдиге Кырымал в Германии"

Вот что я нашел. Начало текста - по белорусски.
http://kabierac.livejournal.com/

Пабачыўшы ўчора рэпартаж "России" аб перапахаваньні Эдыгэ Кырымала, упершыню зацікавіўся малавядомай справай татарскага нацыянальнага руху ў Беларусі. Гугл прыйшоў на дапамогу, і мы разам знайшлі артыкул даўняга знаёмага па кніжнай палічцы, Сяргея Чуева - дасьледчыка спэцслужбаў ІІІ Райху, у тым ліку і беларускіх. Артыкул называецца ТАТАРСКИЙ КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. Вось што піша Чуеў пра нашых таварышаў з Клецку й Іўя:



Еще один центр татарской коллаборации существовал в оккупированных немцами Белоруссии и Литве. В 1944 г. там был создан "Союз татарской молодежи" (СТМ).

Первоначально белорусские татары, настроенные на сотрудничество с новой властью, группировались около муфтия Якуба Шинкевича. С 1942 г. он вел переговоры с Генеральным комиссаром Белоруссии о включении представителей татар в административные структуры. Тогда же им было предложено создать татарский молодежный союз и ряд татарских комитетов. Немцы отмахивались от предложений Шинкевича. Так продолжалось до августа 1942 г., когда В.Кубе разрешил представителю муфтия в Белоруссии А.Смайкевичу и его заместителю Б.Халецкому составить подробные списки лояльных татар, желающих сотрудничать с оккупационными органами. Впоследствии планировалось задействовать этих лиц в военно-политической сфере и в экономических интересах Рейха.

Осенью 1942 г. в Минске открылось официальное представительство муфтия под началом Смайкевича. Именно вокруг этой организации стали формироваться татарские националисты.

В конце августа 1943 г. Я.Шинкевич обратился с официальной прось- бой к В.Кубе помочь организовать экскурсионную поездку для молодых татар в Рейх. Просьба была удовлетворена.

Следующим шагом татарского духовенства было создание в местах компактного проживания татар организационных центров-комитетов, которых к концу февраля 1944 г. насчитывалось три. Комитеты имелись в Минске, Клецке и Ляховичах. Основной задачей комитетов было выявление и постановка на учет татарских национальных кадров для последующего их военно-хозяйственного использования. Попытки "достучаться" до Кубе и Готтберга и получить разрешение на создание своего молодежного объединения не приносили результатов.

Разрешение на создание СТМ было получено после выделения в апреле 1944 г. Генерального округа Беларусь и его подчинения Восточному министерству Розенберга. В марте 1944 г. в Вильнюсе состоялись переговоры между муфтием Я.Шинкевичем и оберштурмбаннфюрером Шульцем и представителем вездесущего СД о создании молодежной организации. Договоренность была достигнута, и во главе союза встал наместник муфтия Б.Халецкий и два его заместителя - один по генеральному округу "Беларусь", другой - по генеральному округу "Литва". Штаб-квартира "Союза татарской молодежи" разместилась в Вильнюсе.

В начале марта 1944 г. началась разработка положения о Союзе и иной необходимой документации. За основу было взято строение "Гитлерюгенда", но в отличие от последнего СТМ охватывал собой молодежь от 6 до 20 лет, и членами СТМ могли быть люди более старшего возраста. Вступление в Союз было добровольным, но покинуть его ряды член мог только с разрешения своего юнгфюрера.

Союз делился на три возрастные группы: дети 6-10 лет, среднего возраста - 11-14 лет, старшие - 15-20 лет. Кроме деления по возрасту Союз делился на женскую и мужскую организации. В основе деятельности Союза был принцип фюрерства (единоначалия). Регионами деятельности СТМ были Литва и Белоруссия с их местами расселения татарского населения.

В марте 1944 г. Б.Халецкого сменил бывший начальник штаба Союза в генеральном округе "Беларусь" 25-летний трактирщик из Вильнюса Х.Якубовский.

Под присмотром спецслужб и Шульца была подготовлена вся документация Союза и согласована с генеральными комиссарами Литвы и Белоруссии. Будущие руководители Союза прошли стажировку в Германии. В мае 1944 г. Х.Якубовский, А.Шагильдевич, Л.Канапацкая, Т.Мухарский и И.Гембицкий посетили ряд городов Рейха, где ознакомились с деятельностью "Гитлерюгенда".

Торжественное заседание с провозглашением создания Союза состоялось в литовском городе Олита 19 мая 1944 г.

Помимо работы с молодежью, организация производила вербовку молодых татар в "добровольные помощники ПВО" (флакхильферы). Впоследствии всех добровольных помощников прибрало к своим рукам ведомство Гиммлера.



ЗЫ. Ліст муфтыя Якуба Шынкевіча ў справе аб'яднаньня "літоўскіх татараў"

Татарскі сьлед (Радыё Свабода)

Відповіді

  • 2007.05.23 | Ночной дозор

    Виталий Портников: Эпоха без выбора

    Виталий Портников, шеф-редактор «24»
    Один из самых трагических дней в нашей новейшей истории – день памяти о депортированных сталинским режимом крымских татарах – не прошел в атмосфере примирения и памяти о невинных жертвах. Главной темой этого дня стала не депортация, а торжественное перезахоронение в Бахчисарае Эдиге Кырымала – крымскотатарского политика и общественного деятеля времен второй мировой войны, которого одни называют выдающейся личностью в истории этого народа, а другие – коллаборционистом и союзником гитлеровцев.
    Эдиге Кырымал и в самом деле – фигура с противоречивой биографией. Он всегда защищал интересы своего народа – так, как он их понимал. И отнюдь не всегда делал правильный исторический и нравственный выбор. Сама идея договориться с Гитлером о создании крымскотатарского государства в начале второй мировой войны вряд ли может выглядеть обоснованной. Но с Гитлером в разные периоды пытались договариваться и другие политики – начиная с руководителей стран будущей антигитлеровской коалиции и завершая лидерами различных национальных движений. И конечно, не забудем знаменитую фразу гитлеровского министра иностранных дел Риббентроппа, сказанную в Кремле Сталину и Молотову: «я чувствую себя в окружении старых партийных товарищей»…
    Вспомним, какую судьбу уготовили партийные товарищи Риббентроппа крымским татарам, сделавшим правильный выбор, сражавшимся в партизанских отрядах и Красной Армии. Всех, кто выжил, ожидала депортация, долгая, если не вечная разлука с родиной…Не хочу оправдывать никого, кто жал руку фюрера и не хочу прощать никого, кто заслужил персональную пенсию, выгоняя из домов женщин, детей и фронтовиков. Но готов понять трагические обстоятельства, в которые ХХ век поставил и отдельного человека, и целый народ. Я вряд ли когда-нибудь понесу цветы на могилу Кырымала в Бахчисарае. Но постараюсь понять тех, кто хотел, чтобы этот человек упокоился в родной земле. Как, впрочем, постараюсь понять и седовласого ветерана, который приходит с цветами на могилу своего главнокомандующего – палача всех времен и народов Иосифа Сталина. Ведь эпоха, не оставлявшая людям шанса на нравственный выбор, еще не успела стать далекой историей…
    www.24.ua
    http://vokintrop.livejournal.com/450218.html
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.05.23 | Chief

      Re: Виталий Портников: Эпоха без выбора

      На сайте, где размещен оригинал статьи, еще обсуждение.

      Некто пишет, адресуя Портникову: "Если Вы как еврей готовы простить гитлеровских пособников, то я как русский никогда".

      Странная логика... Уж если кто будет в этой истории более ригористичен, так это еврей. Не евреев ли Гитлер первым долгом уничтожал везде, где только можно было?

      А вообще эта война для каждого народа - разная. Разные герои и разные идеалы. Наконец об этом стало возможно говорить и писать, хотя, конечно, о глобальном примирении речь еще долго идти не будет...
    • 2007.05.23 | Койлю

      Re: Виталий Портников: Эпоха без выбора

      Молодец Портников!
      Можно с чем-то не согласиться, но честно и убедительно искренне!
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.05.23 | Гуливер

        Сталин-первый коллаборационист и коммунисты тоже

        Ночной дозор, при всем моем уважении к Вам, хочу скагать, что я против употребления термина "басмач", и на будущее "бендеровец" тоже не подходит.
        Кырымал ни как не походит к этим категориям.

        Первый коллаборационистом был Сталин, это он поделил Польшу с Гитлером, это показывает, что он способствовал нацизму. А поскольку он был лицом и руководителем компартии, то компартию нужно судить за коллаборационизм с нацистами.
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2007.05.23 | Ночной дозор

          Re: Сталин-первый коллаборационист и коммунисты тоже

          Гуливер пише:
          > Ночной дозор, при всем моем уважении к Вам, хочу скагать, что я против употребления термина "басмач", и на будущее "бендеровец" тоже не подходит.
          > Кырымал ни как не походит к этим категориям.

          Ну, бандеровца я точно не в состоянии лепить к Кырымалу. Бандеровцы боролись против гитлеровцев, чего о нашем герое никак нельзя сказать.

          > Первый коллаборационистом был Сталин, это он поделил Польшу с Гитлером, это показывает, что он способствовал нацизму. А поскольку он был лицом и руководителем компартии, то компартию нужно судить за коллаборационизм с нацистами.

          С оценкой Сталина я более чем согласен.
          По басмачам вот какое дело. У меня это слово ассоциируется с антисоветской деятельностью пантюркистов, ничего отрицательного, скорее даже наоборот.
          Басмач - слово не ругательное, а просто говорящее. Я не вкладываю в него отрицательный смысл. Если оно режет вам слух, то приношу извинения - но другого, более подходящего слова подобрать не могу. Я же не "душманом" его назвал.
          П.С. Насколько я понял, басмачество было широким пантюркистским движением, и Кырымал явно находится в том же контексте, когда пишет о крымских татарах как о "крымских тюрках".
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2007.05.24 | Гуливер

            Re: Сталин-первый коллаборационист и коммунисты тоже

            Ночной дозор пише:
            > По басмачам вот какое дело. У меня это слово ассоциируется с антисоветской деятельностью пантюркистов, ничего отрицательного, скорее даже наоборот.
            > Басмач - слово не ругательное, а просто говорящее. Я не вкладываю в него отрицательный смысл. Если оно режет вам слух, то приношу извинения - но другого, более подходящего слова подобрать не могу. Я же не "душманом" его назвал.

            Должен признать, что слово "басмач" режит ухо. Мне кажется это явление среднеазиатское, некое локальное скажем.


            > П.С. Насколько я понял, басмачество было широким пантюркистским движением, и Кырымал явно находится в том же контексте, когда пишет о крымских татарах как о "крымских тюрках".

            пишут о коллаборационизме и прочем. для меня его "грешок" -это употребление "крымские тюрки".
            Для истории крымскотатарской дипломатии 20 века фигура Кырымала очень заметная. жаль , что нет времени написать статью по этому счёту. Но может попозже.
  • 2007.05.23 | Брат-1

    Мне в этой истории многое неясно

    Статья Портникова - хорошая, хотя и половинчатая. Автор, вроде бы, рассуждает, как историк.
    Он совершенно прав, что в отдалении все фигуры и структуры истории теряют свою актуальность, каждого становится возможным понять. Более того, - с течением времени предпочтения становятся чисто художественными, - так сказать, делом вкуса читателя.
    Я бы с удовольствием возложил цветы на могилу Наполеона Бонапарта, Михайлы Кутузова, Тадеуша Косцюшко и лорда Байрона. А ведь они - все четверо - умудрились быть по разные стороны в Европейских войнах.
    У Виталия Портникова такого же подхода к истории нет, - даже есть подмена понятий. Он почему-то сравнивает цветы к могиле Къырымала с цветами к могиле Сталина, - хотя последнего следует равнять всё-таки с Гитлером, а Къырымала, например, - с Брозом Тито.

    А вот что мне неясно в этой истории.
    В последнее время я занимаюсь не столько историей, сколько информационными результатами.
    Что мы имеем по "информационному следу"? Имеем, что вместо материалов о 18 мая, о депортации, о преступлениях Сталина накануне, в день и неделю спустя газеты пестрят спекуляциями на тему Къырымала.
    У меня резонный вопрос "в пустоту", - точнее, к колегам. Не кажется ли вам, что перезахоронить Къырымала можно было в любой другой день в году, - их в среднем 364 в году, - а память о Депортации отметить менее бесспорным актом?
    Более того, - может ли кто-то внятно объяснить, какое отношение Къырымал имеет к трагедии 1944 года??
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.05.23 | Койлю

      Re: Мне в этой истории многое неясно

      Брат-1 пише:
      > Я бы с удовольствием возложил цветы на могилу Наполеона Бонапарта, Михайлы Кутузова, Тадеуша Косцюшко и лорда Байрона. А ведь они - все четверо - умудрились быть по разные стороны в Европейских войнах.

      У Вас есть такая возможность - по трассе Симферополь-Алушта, на том месте, где стоит ему бюст.
      Однако, Родивилов Вас все равно не поймет:скажет, что принесли цветы в память о том крымском татарине, который подбил Михайле глаз :)

      > У Виталия Портникова такого же подхода к истории нет, - даже есть подмена понятий. Он почему-то сравнивает цветы к могиле Къырымала с цветами к могиле Сталина, - хотя последнего следует равнять всё-таки с Гитлером, а Къырымала, например, - с Брозом Тито.

      Думаю, что тут Портников имел в виду нечто иное, а именно людей, которые приносят цветы, в том числе и Сталину. То есть он не столько говорит о Сталине, а о том, что есть люди, которые его боготворят...

      > У меня резонный вопрос "в пустоту", - точнее, к колегам. Не кажется ли вам, что перезахоронить Къырымала можно было в любой другой день в году, - их в среднем 364 в году, - а память о Депортации отметить менее бесспорным актом?

      Есть логика в Ваших словах.
      С другой стороны, - для меня лично важным есть то, что через состоявшееся перезахоронение его организаторы дали явный и, без сомнения, важный импульс крымскому обществу - "мы ценим свою историю и своих людей. Даже тех, чья деятельность не столь однозначна".


      > Более того, - может ли кто-то внятно объяснить, какое отношение Къырымал имеет к трагедии 1944 года??

      Как и любой крымский татарин: и те, кто были непосредственно депортированы, и те, кто эмигририровал, и те, кто родились в последепортационное время.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.05.23 | Брат-1

        Re: Мне в этой истории многое неясно

        Койлю пише:
        > Брат-1 пише:
        > > Я бы с удовольствием возложил цветы на могилу Наполеона Бонапарта, Михайлы Кутузова, Тадеуша Косцюшко и лорда Байрона. А ведь они - все четверо - умудрились быть по разные стороны в Европейских войнах.

        > У Вас есть такая возможность - по трассе Симферополь-Алушта, на том месте, где стоит ему бюст.

        Это не его могилка, насколько мне известно :)

        > Однако, Родивилов Вас все равно не поймет:скажет, что принесли цветы в память о том крымском татарине, который подбил Михайле глаз :)

        Вот в этом и узость мЫшления Родивилова. Его обвинения будут совершенно оправданы, - и при этом не содержать состава преступления, - ведь я действительно вспомнил бы и о "метком крымском татарине" ... хотя всю жизнь был уверен, что это сделал меткий турецкий солдат :)

        > Думаю, что тут Портников имел в виду нечто иное, а именно людей, которые приносят цветы, в том числе и Сталину. То есть он не столько говорит о Сталине, а о том, что есть люди, которые его боготворят...

        А вот к боготворящим человека я бы во все времена относился с других позиций, - уже не исторических, а религиеведческих :) Къырымала, кажется, никто не боготворит. Тито тоже. А ненормальных, - однако вполне востребованных эпохой, - Сталина и Гитлера боготворят миллионы людей. Впрочем, как и магистра Ошо и Сёку Асахара.
        Признаки тоталитарного общества, начисто чуждые для 19-го века и раньше, - тогда властителями дум называли композиторов и поэтов, но никак не их императоров.

        > С другой стороны, - для меня лично важным есть то, что через состоявшееся перезахоронение его организаторы дали явный и, без сомнения, важный импульс крымскому обществу - "мы ценим свою историю и своих людей. Даже тех, чья деятельность не столь однозначна".

        Есть логика и в Ваших словах :) Я говорю лишь об очередном информационном проколе. Согласитесь, - если бы на нашем Майдане об этих планах узнали так за полгода "до", - то информационное освещение было бы совсем другим.

        > > Более того, - может ли кто-то внятно объяснить, какое отношение Къырымал имеет к трагедии 1944 года??
        >
        > Как и любой крымский татарин: и те, кто были непосредственно депортированы, и те, кто эмигририровал, и те, кто родились в последепортационное время.

        Ну что ж, такое обобщение очевидно. И всё же Аметхан, музей которого никак не заработает в Алупке, имеет много бОльшее отношение к событиям мая 1944, как и другие герои по "эту" линию фронта.
    • 2007.05.23 | Chief

      Re: Мне в этой истории многое неясно

      Брат-1 пише:

      > У меня резонный вопрос "в пустоту", - точнее, к колегам. Не кажется ли вам, что перезахоронить Къырымала можно было в любой другой день в году, - их в среднем 364 в году, - а память о Депортации отметить менее бесспорным актом?

      Я с Вами согласна - мне кажется, это можно было сделать в любой другой день.

      > Более того, - может ли кто-то внятно объяснить, какое отношение Къырымал имеет к трагедии 1944 года??

      И Кырымал, и, например, Амет Озенбашлы имели к трагедии 1944 г. достаточно прямое отношение - если под таковым иметь в виду, что крымским татарам инкриминировалось в вину образование мусульманских комитетов и прочие - в понимании Советов - проявления коллаборационизма.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.05.23 | Брат-1

        Re: Амет Озенбашлы

        Chief пише:
        > Брат-1 пише:
        >
        > > У меня резонный вопрос "в пустоту", - точнее, к колегам. Не кажется ли вам, что перезахоронить Къырымала можно было в любой другой день в году, - их в среднем 364 в году, - а память о Депортации отметить менее бесспорным актом?
        >
        > Я с Вами согласна - мне кажется, это можно было сделать в любой другой день.

        :) Я даже снаскоку мог бы предложить две другие, более подходящие, даты - день смерти и день рождения Къырымала.

        > > Более того, - может ли кто-то внятно объяснить, какое отношение Къырымал имеет к трагедии 1944 года??
        >
        > И Кырымал, и, например, Амет Озенбашлы имели к трагедии 1944 г. достаточно прямое отношение - если под таковым иметь в виду, что крымским татарам инкриминировалось в вину образование мусульманских комитетов и прочие - в понимании Советов - проявления коллаборационизма.

        Амет Озенбашлы - понятное дело, он ведь и был одним из персонажей депортации, знаковой фигурой для оправдания неоправдываемого. Его даже расстреливать не стали, - настолько, видимо, хотели подчеркнуть "типичность" его предательства для крымских татар.

        А вот Къырымал - он и после депортации продолжал свою деятельность "на той" стороне, никак не пострадал от трагедии, и точно не является жертвой, участником тех событий.
        В отличие от Озенбашлы, не был он и коммунистом, не переходил со службы аппарату СССР аппарату Третьего Рейха.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2021. Сайт розповсюджується згідно GNU Free Documentation License.
Архів пітримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг". E-mail: news@maidan.org.ua