Привет от историка-нацистоведа Романько
05/31/2007 | Брат-1
Свидетельствуют документы
Предатели или герои?
Генеральный комиссар "Таврии" Артур Фрауэнфельд (на снимке второй слева).
Как мы уже сообщали, 18 мая меджлис, несмотря на многочисленные протесты крымчан и абсолютную нелегитимность акции, перезахоронил прах коллаборациониста и русофоба Эдиге Кырымала в Бахчисарайском историко-культурном заповеднике. Теперь рядом с могилой Исмаила Гаспринского находятся захоронения уже двух "деятелей" (ещё одного "героя" времён Великой Отечественной - Амета Озенбашлы перезахоронили в 1993 году). Создаваемый представителями крымскотатарской национальности пантеон в качестве усыпальницы выдающихся деятелей стал приобретать отчётливый профашистский оттенок.
Мы публикуем статью кандидата исторических наук Олега Романько о крымскотатарском политическом коллаборационизме в годы второй мировой войны "Создание какого-либо местного правительства только на мусульманской основе или воссоздание муфтиата в Крыму является неприемлемым"1, в которой присутствует объективная (основанная на работе с документальными источниками) информация и об Эдиге Кырымале, и об Амете Озенбашлы.
В конце 1941 года на территории оккупированного немцами Крыма начали создаваться крымскотатарские мусульманские комитеты - одна из форм прогерманских коллаборационистских организаций. В декабре в Бахчисарае был создан первый мусульманский комитет, а затем на его основе комитет в Симферополе. По замыслу его основателей - председателя Джемиля Абдурешидова (один из инициаторов создания крымскотатарских добровольческих формирований, стоял на позициях крайнего коллаборационизма) и двух его заместителей - Ильми Керменчиклы и Османа Меметова - этот комитет должен был представлять всех крымских татар и руководить всеми сферами их жизни. Однако начальник полиции безопасности и СД СС-оберфюрер Отто Олендорф, при поддержке которого был создан этот орган, сразу же запретил им называть комитет "крымским", оставив в его названии только слово "симферопольский".
В этом качестве он должен был служить только примером районным мусульманским комитетам, которые стали создаваться в других городах и населённых пунктах Крыма в январе-марте 1942 года (за исключением Севастополя мусульманские комитеты были в дальнейшем созданы также в Евпатории, Ялте, Алуште, Карасубазаре, Старом Крыму и Судаке).
Персональный состав симферопольского мусульманского комитета состоял из 18 человек: президента, двух его заместителей и пятнадцати членов, каждый из которых отвечал за определённую сферу деятельности. Все члены комитета в обязательном порядке утверждались начальником полиции безопасности и СД генерального округа "Таврия".
Согласно уставу главной целью создания комитета было содействие немецкой оккупационной администрации во всех направлениях её деятельности. Решением же каждого конкретного вопроса должен был заниматься соответствующий отдел, которых в структуре комитета было создано пять:
1-й - по борьбе с бандитами (т.е. с советскими партизанами) - собирал сведения о партизанских отрядах, коммунистах и других "подозрительных элементах", которые могли мешать немецким и татарским интересам (отдел работал в тесном контакте с соответствующими службами начальника полиции безопасности и СД);
2-й - по комплектованию добровольческих формирований;
3-й - по оказанию помощи семьям добровольцев (занимался снабжением сотрудников мусульманского комитета, родственников и семей добровольцев, служивших в частях вермахта и полиции, а также нуждающегося татарского населения);
4-й - пропаганды и агитации (сюда входил персонал редакции газеты "Azat Kirim" ("Освобождённый Крым");
5-й - религии (занимался открытием мечетей и обучением мулл, а также духовным окормлением татарских добровольцев; кроме того, это был единственный отдел, директивам которого могли подчиняться отделы религии районных мусульманских комитетов).
Каждый член каждого отдела и все члены мусульманского комитета работали не на общественных началах, а получали соответствующее штатному расписанию жалование: от 800-900 оккупационных рублей у руководителя и 500 - у секретаря (в 1941-1944 гг. десять оккупационных рублей равнялись одной оккупационной марке). Председатель комитета и его заместители получали по 1100 рублей. За год получалась значительная сумма.
В целом деятельность симферопольского мусульманского комитета можно свести к трём основным направлениям: помощь в организации татарских коллаборационистских формирований и всё, что с этим связано (так или иначе этим занимались все пять отделов); пропагандистская обработка крымскотатарского населения (4-й и 5-й отделы) и посредничество и контроль в распределении тех экономических льгот и привилегий германских оккупационных властей, которые они предоставили татарскому населению (3-й отдел).
Тем не менее, несмотря на полный запрет политической деятельности со стороны немецкой оккупационной администрации, лидеры крымскотатарских националистов не оставляли надежды получить более широкие полномочия, вплоть до провозглашения в Крыму татарского государства и создания собственной национальной армии. Эта "борьба" продолжалась с переменным успехом до апреля-мая 1944 года и закончилась полным поражением крымскотатарских националистов - на этом этапе им ничего от немцев добиться не удалось.
Слово "борьба" намеренно взято нами в кавычки, так как историю взаимоотношений татарских комитетов и нацистской оккупационной администрации таковой можно назвать только весьма условно. Тем не менее эти взаимоотношения имели несколько кульминационных моментов, когда конфликт всё-таки был налицо. Это:
∙ так называемая "компания меморандумов";
∙ вопрос о воссоздании крымского муфтиата и взаимоотношения с представителями крымскотатарской эмиграции.
"Компания меморандумов" (будем называть её условно так) была связана с претензиями членов Симферопольского мусульманского комитета на руководство всеми сферами жизни крымских татар. Естественно, что со временем такие претензии должны были перерасти в борьбу за политические права и свободы (и, вполне возможно, что в борьбу уже без кавычек). Однако в данном случае всё ограничилось только меморандумами. Так, в апреле 1942 года группой руководителей симферопольского комитета (Джемиль Абдурешидов, Ильми Керменчиклы, Гжик Аппаз и др.) были разработаны новый устав и программа деятельности этого органа. При этом были выдвинуты следующие главные требования, предполагавшие:
∙ восстановление в Крыму деятельности партии "Милли фирка" ("Национальная партия") - политической организации национально-демократической ориентации, созданной летом
1917-го и запрещённой большевиками осенью 1920 года;
∙ создание татарского парламента;
∙ создание татарской национальной армии;
∙ создание самостоятельного татарского государства под протекторатом Германии.
Эти устав и программа были поданы на рассмотрение в Берлин, однако их утверждения не произошло. Нам же эта история интересна с той точки зрения, что с этого момента крымскотатарские коллаборационисты на территории полуострова разделились на два лагеря. И авторы этого меморандума со временем стали представлять первый из них, который был готов добиваться своих целей даже путём тотального сотрудничества с оккупантами.
(Продолжение следует)
Олег Романько,
доцент, кандидат исторических наук.
http://www.kp.crimea.ua/newspaper_details.php?newspaper_id=2380
Предатели или герои?
Генеральный комиссар "Таврии" Артур Фрауэнфельд (на снимке второй слева).
Как мы уже сообщали, 18 мая меджлис, несмотря на многочисленные протесты крымчан и абсолютную нелегитимность акции, перезахоронил прах коллаборациониста и русофоба Эдиге Кырымала в Бахчисарайском историко-культурном заповеднике. Теперь рядом с могилой Исмаила Гаспринского находятся захоронения уже двух "деятелей" (ещё одного "героя" времён Великой Отечественной - Амета Озенбашлы перезахоронили в 1993 году). Создаваемый представителями крымскотатарской национальности пантеон в качестве усыпальницы выдающихся деятелей стал приобретать отчётливый профашистский оттенок.
Мы публикуем статью кандидата исторических наук Олега Романько о крымскотатарском политическом коллаборационизме в годы второй мировой войны "Создание какого-либо местного правительства только на мусульманской основе или воссоздание муфтиата в Крыму является неприемлемым"1, в которой присутствует объективная (основанная на работе с документальными источниками) информация и об Эдиге Кырымале, и об Амете Озенбашлы.
В конце 1941 года на территории оккупированного немцами Крыма начали создаваться крымскотатарские мусульманские комитеты - одна из форм прогерманских коллаборационистских организаций. В декабре в Бахчисарае был создан первый мусульманский комитет, а затем на его основе комитет в Симферополе. По замыслу его основателей - председателя Джемиля Абдурешидова (один из инициаторов создания крымскотатарских добровольческих формирований, стоял на позициях крайнего коллаборационизма) и двух его заместителей - Ильми Керменчиклы и Османа Меметова - этот комитет должен был представлять всех крымских татар и руководить всеми сферами их жизни. Однако начальник полиции безопасности и СД СС-оберфюрер Отто Олендорф, при поддержке которого был создан этот орган, сразу же запретил им называть комитет "крымским", оставив в его названии только слово "симферопольский".
В этом качестве он должен был служить только примером районным мусульманским комитетам, которые стали создаваться в других городах и населённых пунктах Крыма в январе-марте 1942 года (за исключением Севастополя мусульманские комитеты были в дальнейшем созданы также в Евпатории, Ялте, Алуште, Карасубазаре, Старом Крыму и Судаке).
Персональный состав симферопольского мусульманского комитета состоял из 18 человек: президента, двух его заместителей и пятнадцати членов, каждый из которых отвечал за определённую сферу деятельности. Все члены комитета в обязательном порядке утверждались начальником полиции безопасности и СД генерального округа "Таврия".
Согласно уставу главной целью создания комитета было содействие немецкой оккупационной администрации во всех направлениях её деятельности. Решением же каждого конкретного вопроса должен был заниматься соответствующий отдел, которых в структуре комитета было создано пять:
1-й - по борьбе с бандитами (т.е. с советскими партизанами) - собирал сведения о партизанских отрядах, коммунистах и других "подозрительных элементах", которые могли мешать немецким и татарским интересам (отдел работал в тесном контакте с соответствующими службами начальника полиции безопасности и СД);
2-й - по комплектованию добровольческих формирований;
3-й - по оказанию помощи семьям добровольцев (занимался снабжением сотрудников мусульманского комитета, родственников и семей добровольцев, служивших в частях вермахта и полиции, а также нуждающегося татарского населения);
4-й - пропаганды и агитации (сюда входил персонал редакции газеты "Azat Kirim" ("Освобождённый Крым");
5-й - религии (занимался открытием мечетей и обучением мулл, а также духовным окормлением татарских добровольцев; кроме того, это был единственный отдел, директивам которого могли подчиняться отделы религии районных мусульманских комитетов).
Каждый член каждого отдела и все члены мусульманского комитета работали не на общественных началах, а получали соответствующее штатному расписанию жалование: от 800-900 оккупационных рублей у руководителя и 500 - у секретаря (в 1941-1944 гг. десять оккупационных рублей равнялись одной оккупационной марке). Председатель комитета и его заместители получали по 1100 рублей. За год получалась значительная сумма.
В целом деятельность симферопольского мусульманского комитета можно свести к трём основным направлениям: помощь в организации татарских коллаборационистских формирований и всё, что с этим связано (так или иначе этим занимались все пять отделов); пропагандистская обработка крымскотатарского населения (4-й и 5-й отделы) и посредничество и контроль в распределении тех экономических льгот и привилегий германских оккупационных властей, которые они предоставили татарскому населению (3-й отдел).
Тем не менее, несмотря на полный запрет политической деятельности со стороны немецкой оккупационной администрации, лидеры крымскотатарских националистов не оставляли надежды получить более широкие полномочия, вплоть до провозглашения в Крыму татарского государства и создания собственной национальной армии. Эта "борьба" продолжалась с переменным успехом до апреля-мая 1944 года и закончилась полным поражением крымскотатарских националистов - на этом этапе им ничего от немцев добиться не удалось.
Слово "борьба" намеренно взято нами в кавычки, так как историю взаимоотношений татарских комитетов и нацистской оккупационной администрации таковой можно назвать только весьма условно. Тем не менее эти взаимоотношения имели несколько кульминационных моментов, когда конфликт всё-таки был налицо. Это:
∙ так называемая "компания меморандумов";
∙ вопрос о воссоздании крымского муфтиата и взаимоотношения с представителями крымскотатарской эмиграции.
"Компания меморандумов" (будем называть её условно так) была связана с претензиями членов Симферопольского мусульманского комитета на руководство всеми сферами жизни крымских татар. Естественно, что со временем такие претензии должны были перерасти в борьбу за политические права и свободы (и, вполне возможно, что в борьбу уже без кавычек). Однако в данном случае всё ограничилось только меморандумами. Так, в апреле 1942 года группой руководителей симферопольского комитета (Джемиль Абдурешидов, Ильми Керменчиклы, Гжик Аппаз и др.) были разработаны новый устав и программа деятельности этого органа. При этом были выдвинуты следующие главные требования, предполагавшие:
∙ восстановление в Крыму деятельности партии "Милли фирка" ("Национальная партия") - политической организации национально-демократической ориентации, созданной летом
1917-го и запрещённой большевиками осенью 1920 года;
∙ создание татарского парламента;
∙ создание татарской национальной армии;
∙ создание самостоятельного татарского государства под протекторатом Германии.
Эти устав и программа были поданы на рассмотрение в Берлин, однако их утверждения не произошло. Нам же эта история интересна с той точки зрения, что с этого момента крымскотатарские коллаборационисты на территории полуострова разделились на два лагеря. И авторы этого меморандума со временем стали представлять первый из них, который был готов добиваться своих целей даже путём тотального сотрудничества с оккупантами.
(Продолжение следует)
Олег Романько,
доцент, кандидат исторических наук.
http://www.kp.crimea.ua/newspaper_details.php?newspaper_id=2380
Відповіді
2007.05.31 | Ночной дозор
Недолго музыка играла
Заметьте. В тексте нет ни слова о Кырымале, кроме ритуальных фраз.Я понимаю, что ученый муж Романько был срочно мобилизован. Темник тоже виден - обослать по уши антибольшевика Кырымала. Но задание историк не выполнил. Не в архивах Кейджиби надо было рыться, а в открытых архивах запада. Впрочем, кому я советую. Здесь критическая масса историков на один пост превышает среднюю по коридору на Истфаке, т.к. там еще уборщицы, взяточники и тихари тусят.
Могу констатировать одно: идейный разгром большевиков. Такой наглости, как перевезти Шинкевича и захоронить, воинствующие юродивые от нас с вами не ожидали.
2007.05.31 | Chief
Re: Недолго музыка играла
Ночной дозор пише:> Заметьте. В тексте нет ни слова о Кырымале, кроме ритуальных фраз.
Может еще появится - исходя из обещания "продолжение следует". Там же еще и про вражину Амета Озенбашлы обещано
С нетерпением жду раздела "Источники"...
2007.06.01 | Tatarchuk
про Романько і про Радіо Свобода.
Та хто він такий цей Романько. Це людина яка захищалася за кон'юнктурною темою, бо тоді формувався соціальний запит на вивчення нацистського минулого. Про його ангажованість каже той факт що він вміє писати об'єктивно, але не хоче. Бо його роботи про руський рух проти Сталіну та про власовців достатньо фахові, а от де кримські татари починаються - одразу людину глюкає.Бо саме в тіх розділах Романько починає раптом користуватися агитаційними матеріалами наче достовірними джерелами. Класика - це цитування гітлерівських газет (де змальовано загальне захоплення Гітлером) та серйозне твердження, що в цій агитці написано "все як є". Цикаво чому він не використовує ті ж самі агитки при змалюванні російського колабораціонізму (який нараховував 1 милйон вояків!) - ба навіть логічно стверджує що "ці матеріали, звісно, недостовірні".
Те саме про "архиви НКВД", які не можуть містити апріорі інформації якій варто довіряти, бо джерела їх формування ажнадто відомі всім історикам.
Про Киримала в Романька дійсно нема нічого окрім загальних фраз, бо він ним не займався - попиту не було. Так швидко він цю інформацію не знайде.
І наприкінці - хороша новина. Кілька людей скоро їдуть в Прагу до редакції Радіо Свобода, і ми прохаємо їх пошукати там інформацію про Киримала - є інформація що він готував там матеріали. Було б шикарно якби ці матеріали були скопійовані та розповсюджені в ЗМІ.
2007.06.01 | Chief
Re: про Романько і про Радіо Свобода.
Почему я задалась вопросом об источниках в упомянутой статье...Дело в том, что если его статья основывается на источниках партизанского движения (ЦШПД, фонд Пономаренко и проч.), то ничего ценного об Эдиге Кырымале в них нет... Каким бы гениальным ни был историк, если источниковой базы нет или она нерепрезентативна - увы, ничего приличного не получится.
Впрочем, подождем чем закончится статья О.Романько.