МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

ТОПОНИМИКА: Улакълы

06/19/2007 | Haydar

Уважаемые участники форума,
В Бахчисарайском районе есть село Улакълы (ныне Глубокий Яр). У нас есть некоторые сведения о том, что в этом селе жили урумы, есть скальная церковь, когда-то был дворец крымских ханов Улакълы-Сарай, Медресе и джами старшая по возрасту чем Зынджирлы медресе в Бахчисарае.
Может кто-то знает больше. Будем рады любой информации.

Відповіді

  • 2007.06.19 | Alessandro

    Re: ТОПОНИМИКА: Улакълы

    Ежели любой, то вот, как говориться, чем богаты...

    Урумы там и в правду жили, во время выселения христиан из Крыма в 1778 году, из Улаклы выехало 225 человек (не знаю, учитывались ли все поголовно или только взрослые мужчины).
    В 1805 г. 68 чел. населения (63 крымских татарина, 5 ясырей), в 1926 г. - 225 чел. (все крымские татары), в 1939 г. - 170 чел.

    В энциклопедии Музафарова написано, что Улаклы впервые упоминается в 1530 г. (но не написано где именно упоминается).

    В войну село сжигалось нацистами.

    Слово улакъ имеет два значения: козлёнок и гонец, курьер, вестовой. Название села вероятнее связано со вторым значением (ср. Топчикой, Аранчи).
  • 2007.06.19 | REN77

    Re: ТОПОНИМИКА: Улакълы

    Улакълы - это желоб, а не Козлинск!!!
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.06.20 | Haydar

      Re: ТОПОНИМИКА: Улакълы

      REN77 пише:
      > Улакълы - это желоб, а не Козлинск!!!
      Спасибо за информацию! Относительно названия Улакълы. Тут можно трактовать двояко. С одной стороны - действительно желоб и это похоже на правду, т.к. само ущелье, где расположена эта деревня напоминает желоб. Правда сами старинные дома без желобов.
      С другой стороны местные жители, которые проживали в этом селе до войны - придерживаются версии относительно козлёнка либо ягненка. И исходя из этого перевода есть две трактовки почему именно такое название:
      1. Население этого села держало большое количество коз (об этом говорят местные жители).
      И наше предположение 2. У урумов был обычай перед основанием села пускать вперед коз. В том месте, где козы остановятся и прилягут можно основывать село. По повериям урумов в данном месте будет достаточно воды и хорошие условия для строительства села. Таково поверье.
  • 2007.06.20 | Брат-1

    Вот, можно сказать, побратимы Улакълы

    Основано: 1779
    Диалект: урум
    Выходцы из Крымских поселений: Улаклы
    Название при Сов. власти: Улаклы
    Село на севере Великоновоселковского р-на; расположено между рекой Волчьей и ее левым притоком Сухие Ялы. Основано в 1779 г. греками-урумами, в своем большинстве переселенцами из крымского села Улаклы. Поэтому чаще всего ойконим в разных источниках имеет современную форму Улаклы (МО, 109 - в деле греческого суда г.Мариуполя №297, датированном 1818 г.; ПКМУ - 1904 г.; КМУ - 1916 г.; карта «До-нецкая область», 1995 г. и др.). После образования в 10-е годы XX в. высел-ка село Улаклы какое-то время именовалось Улаклы 1, а сам выселок полу-чил название Улаклы 2 (КМУ - 1916 г.). Улаклы — перенесенный из Крыма топоним. В настоящее время уже трудно установить его происхождение. Не вызывает сомнений только его форма: это топонимизированное прилагательное с суффиксом -лы. Нет од-нозначного ответа, какой была его производящая основа. Здесь может быть несколько версий. Первая: от географического термина хулах (кулак) 'овраг, глубокая балка' с отпадением в живой речи начального звука х/к, т.е. Хулах-лы (Кулаклы) 'находящееся в глубокой низине, балке село'. Вторая: от мно- гозначного существительного улак/улах 'рабочий скот, тягло' (в селении его могло быть много), 'почтальон' (в селе могла быть почтовая станция), 'за-плата' (в селе жили бедно, ходили в заплатанной одежде?). Третья: из Улак-лы (Улахлы) 'козье' (селение) <— урум. улах 'коза'. Жители этого крымского села разводили и пасли коз? В некоторых источниках рядом с наиболее распространенным именованием Улаклы через дефис или в скобках приводится другое, сейчас уже забытое, название села: Улаклы-Джемрек (1904 г., СЗВМУ, 8; 1926 г., ГКЗО); Улаклы (или Жиндрень) (1901 г., Кр. хр., 15, 26). Это второе название - Джемрек перекликается с названием крымского села Джемрек (в ведомости А.В. Суворова - Жемрек), откуда вышло 372 человека переселенцев вместе с переселенцами из других мест (Ени-Сала, Ени-Кей, Уйшунь), основавших в Приазовье село Мало-Янисоль на речке Кальчик, п.п. Каль-миуса. Возле Мало-Янисоля был и населенный пункт с названием Чемрек, являющимся таким же перенесенным из Крыма топонимом. Русский славист В.И.Григорович в напечатанной им в 1874 г. в Одессе «Записке антиквара о поездке его на Калку и Кальмиус, в Корсунскую землю и на южные побережья Днепра и Днестра и Турунчука» приводит интересное для нас свидетельство одного «ученого грека», опубликовавшего в 1865 г. статью в греческом журнале «Пандора», где подаются сведения о названиях некоторых селений приазовских греков, в их числе и Улаклы -Ούλαχλή Γενισαλάδες δύω. Во второй части этого топонима угадывается имя Енисала, выступающее как дублет ойконима Улаклы. Таким образом, второе название села Улаклы, представленное в фонетических вариантах Джемрек, Жемрек и Чермек, вероятнее всего, появилось в результате переселения в Улаклы жителей Мало-Янисоля и ближайших селений, одним из которых было Чемрек. Переселенцы из малоянисольского Чемрека жили также в Старом Керменчике. Именования жителей по названию селения (катойконимы): улаклыча-нин, улаклычанка, улаклычане (1968 г., Эксп.); ожемреки - так их называют жители соседнего села Константинополь (1974 г., Эксп.).

    У них даже герб свой есть http://www.azovgreeks.org/agportal/agdb.asp?page_id=vil&vil=19&vname=%D0%A3%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D0%B8
  • 2007.06.20 | Брат-1

    Другие варианты: Улукуль

    Haydar пише:
    > когда-то был дворец крымских ханов Улакълы-Сарай, Медресе и джами старшая по возрасту чем Зынджирлы медресе в Бахчисарае.

    Не просто "старше", - а старше лет так на 250. По легендам, Улаклы-Сарай был самой первой стоянкой татар в Крыму.

    А вот другие интересные детали.

    грамота Мухаммед Герая (1642): "...чтобы впредь в упомянутые общинные их [караев] выгоны никто не вторгался чтобы никто из моих слуг, аг, беев и мурз посева не производил и огорож не городил и не владел бы как собственностью, это их общественные выгонные места, и никто не должен в них вторгаться... А что теперь на нагорье Кырк Йера и в долине Салачика христиане деревни Улаклы понастроили некоторые огорожи, то их совсем снести. Ни один не должен препятствовать и притеснять. Так пусть и ведают". http://www.cidct.org.ua/ru/publications/Karaim/5.html

    Вакуфное имущество Зынджырлы медресе было весьма значительным: участок земли при д. Улукуль (Улаклы) Симферопольского уезда и участок Сыр Каир, составляющие 4578 десятин 417 саженей; вакуф Мухтерем-бей при д. Алма-Тамак Симферопольского уезда — приблизительно в 300 десятин; 24,5 десятин земли при д. Актачи Евпаторийского уезда; сад при самом медресе, где кладбище; дом с амбаром — дом из двух комнат, крытых черепицей, — на участке Орта-Кесек-Улукуль, приобретенный для медресе бывшим председателем Комиссии о вакуфах, князем, генерал-майором Чингиз Ханом;
    Роза АИРЧИНСКАЯ http://www.cidct.org.ua/ru/publications/Ocherki/41.html
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.06.20 | Alessandro

      Улаклы и Улукол - разные села

      Улукол (Улукул, Улукуль, Лукулл) - чать нынешнеего села Угловое (Аджи-Болат). Также называется и близлежащий мыс.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".