Мародёры выламывают памятники на старинном татарском кладбище
07/28/2007 | Наталья Якимова
Когда-то километрах в семи от тубдиспансера (за селом Пионерским Симферопольского района) была небольшая деревушка Джалманчук. Ее в 1943 году сожгли немецкие каратели - за помощь партизанам. Местные жители, предупрежденные о том, что в Джалманчук вот-вот нагрянут немцы, успели уйти в лес, а вот от деревни не осталось ничего - что фашисты не могли сжечь, то взорвали. Забылось и само название деревушки, знатоки полян и урочищ зовут теперь это место Каракташ — по названию находящегося рядом горного хребта. А о людях напоминают только фруктовые деревья, выделяющиеся среди бука и сосны, да старое кладбище. Не так давно о его существовании узнали предприимчивые жители соседних сел - и решили подзаработать на старинных надгробьях.
Бизнес или вандализм?
Кладбище заросло лесом, зеленый мох покрыл каменные плиты, на которых просматривается арабская вязь. Один из обитателей Пионерского ходит к этой поляне косить траву - он-то и заметил явно недавно поваленные и разбитые камни, разрытую землю и выброшенные наверх кости. Теоретически можно было погрешить на кабанов, они водятся в этих местах. Но вряд ли животным под силу сдвинуть вросшие в землю надгробья. А однажды он увидел мотоцикл с коляской, куда двое двуногих человекообразных «кабанов» пытались пристроить плиту. «Этот человен обратился но мне, и я решил выехать на место, - рассказал «1К» депутат Добровского поселкового совета Эскендер Изетов. - Зрелище, конечно, впечатляющее, смотреть больно на поваленные памятники. Среди них есть старые, с арабскими письменами, камни такие характерные: «мужские» с верхушкой в виде чалмы, «женские». Конечно, специалист разобрался бы лучше, к какому времени относятся захоронения, как далеко продолжается кладбище».
Кто именно грабит его, тайны не составляет - это жители соседних Константинова и Клиновки, увозящие плиты на свои подворья. О том, какую пользу они извлекают из надгробий, существуют две версии: либо заново шлифуют, уничтожая старые надписи, а потом продают, либо (что скорее всего) сбывают любителям древностей. «Товар» этот специфический, потенциальных покупателей немного, но то, что спрос имеется, подтверждается фактами атак на аналогичные кладбища в других районах Крыма.
То, что это не просто вандалы или горе-кладоискатели (не знающие, что крымские татары ценностей покойнику не оставляли), подтверждают попытки увезти плиты. Их осталось немного. Старых крымскотатарских кладбищ в Крыму сохранилось очень мало. Эскендер Изетов упомянул, что не раз слышал истории о намеренном их уничтожении и после 1944 года, и после 1967 - когда с крымских татар сняли обвинение в предательстве, но на полуостров не разрешали возвращаться. Захоронения сравнивали с землей якобы затем, чтобы пресечь сами попытки поездок в Крым, дабы навестить их. Многим так и отвечали: «Какие предки, какие могилы - там давным-давно дома стоят или поля разбиты!»
Надгробья использовали для построек, старинные плиты превращали в кормушки и поилки для скота. При этом некоторым крымским музеям удавалось сохранить коллекции старинных надгробий и памятников - и средневековых, и относящихся к XIX веку, а крымским ученым - изучать и описывать обнаруженные кладбища. Но все равно к сегодняшнему дню пересчитать сохранившиеся комплексы старых захоронений можно по пальцам, в основном они находятся в Бахчисарайском районе.
Самое древнее и известное - в Бахчисарайском дворце-музее, куда были перевезены некоторые памятники с уничтоженных кладбищ. Еще одно, Газы-Мансур, находится у пещерного города Чуфут-кале. Захоронения сохранились у мечети Джума-Джами в Евпатории.Изучали нрымские ученые старинное кладбище у села Высокого (Керменчик) — в советское время оно уцелело по счастливой случайности, в наше - благодаря местной жительнице Анифе Мандражи, которая бескорыстно и добровольно присматривает за ним с того момента, как вернулась в Крым. Пожилая женщина не раз препятствовала попыткам увезти камни.
Еще не поздно.
Понятно, что надгробья известных исторических личностей - тех же крымских ханов и яркие памятники, которым по 300 - 400 лет, для Крыма являются неотъемлемой частью культурного наследия. А нак же обстоит дело с небольшими деревенскими кладбищами, возможно, не очень старыми, которым от двухсот до ста лет? Специалист отдела охраны памятников Бахчисарайского историко-нультурно-го заповедника Шукри Сейтумеров сообщил «1К», что вновь обнаруженные кладбища желательно изучать, они представляют ценность для ученых, занимающихся изучением мусульманских памятников.
Кроме того, сказал он, представителям общественности, озабоченным судьбой кладбища, нужно обратиться в Республиканский комитет по охране культурного наследия и выяснить, числится ли оно в реестре объектов, подлежащих охране.
Скорее всего, на учет старое деревенское кладбище не брали. Тогда следует предоставить его краткое описание и фотографии, написать заявление с просьбой присвоить объекту статус охраняемого законом. Выезд специалистов на место даст возможность оценить историческую и культурную ценность и после этого принять решение.
Кстати, после того как судьбой кладбища заинтересовался депутат Добровского сельсовета, выяснилось, что территориально этот участок относится к другому — Перовскому местному совету. Но Эскендер Изетов считает, что в данном случае границы не имеют значения, главное - предотвратить разграбление кладбища. Наверное, есть смысл обратиться к правоохранителям: если пока нельзя привлечь предприимчивых сельчан к ответственности за нанесение ущерба памятнику, то есть еще одна статья УК Украины, 297-я. А там четко сказано: «надругательство над могилой или иным местом захоронения... а также кража предметов, находящихся в месте захоронения, караются штрафом до 100 необлагаемых налогом минимумов (до 1,7 тыс. грн.), или арестом до 6 месяцев, или лишением свободы до трех лет».
Люди всех национальностей и вероисповедований всегда считали кладбище святым и неприкосновенным местом. И верили, что надругательство над могилами мародерам обязательно аукнется. Пока еще на Каракташе стоят (и лежат) старинные надгробья, еще не поздно остановить мародеров.
Бизнес или вандализм?
Кладбище заросло лесом, зеленый мох покрыл каменные плиты, на которых просматривается арабская вязь. Один из обитателей Пионерского ходит к этой поляне косить траву - он-то и заметил явно недавно поваленные и разбитые камни, разрытую землю и выброшенные наверх кости. Теоретически можно было погрешить на кабанов, они водятся в этих местах. Но вряд ли животным под силу сдвинуть вросшие в землю надгробья. А однажды он увидел мотоцикл с коляской, куда двое двуногих человекообразных «кабанов» пытались пристроить плиту. «Этот человен обратился но мне, и я решил выехать на место, - рассказал «1К» депутат Добровского поселкового совета Эскендер Изетов. - Зрелище, конечно, впечатляющее, смотреть больно на поваленные памятники. Среди них есть старые, с арабскими письменами, камни такие характерные: «мужские» с верхушкой в виде чалмы, «женские». Конечно, специалист разобрался бы лучше, к какому времени относятся захоронения, как далеко продолжается кладбище».
Кто именно грабит его, тайны не составляет - это жители соседних Константинова и Клиновки, увозящие плиты на свои подворья. О том, какую пользу они извлекают из надгробий, существуют две версии: либо заново шлифуют, уничтожая старые надписи, а потом продают, либо (что скорее всего) сбывают любителям древностей. «Товар» этот специфический, потенциальных покупателей немного, но то, что спрос имеется, подтверждается фактами атак на аналогичные кладбища в других районах Крыма.
То, что это не просто вандалы или горе-кладоискатели (не знающие, что крымские татары ценностей покойнику не оставляли), подтверждают попытки увезти плиты. Их осталось немного. Старых крымскотатарских кладбищ в Крыму сохранилось очень мало. Эскендер Изетов упомянул, что не раз слышал истории о намеренном их уничтожении и после 1944 года, и после 1967 - когда с крымских татар сняли обвинение в предательстве, но на полуостров не разрешали возвращаться. Захоронения сравнивали с землей якобы затем, чтобы пресечь сами попытки поездок в Крым, дабы навестить их. Многим так и отвечали: «Какие предки, какие могилы - там давным-давно дома стоят или поля разбиты!»
Надгробья использовали для построек, старинные плиты превращали в кормушки и поилки для скота. При этом некоторым крымским музеям удавалось сохранить коллекции старинных надгробий и памятников - и средневековых, и относящихся к XIX веку, а крымским ученым - изучать и описывать обнаруженные кладбища. Но все равно к сегодняшнему дню пересчитать сохранившиеся комплексы старых захоронений можно по пальцам, в основном они находятся в Бахчисарайском районе.
Самое древнее и известное - в Бахчисарайском дворце-музее, куда были перевезены некоторые памятники с уничтоженных кладбищ. Еще одно, Газы-Мансур, находится у пещерного города Чуфут-кале. Захоронения сохранились у мечети Джума-Джами в Евпатории.Изучали нрымские ученые старинное кладбище у села Высокого (Керменчик) — в советское время оно уцелело по счастливой случайности, в наше - благодаря местной жительнице Анифе Мандражи, которая бескорыстно и добровольно присматривает за ним с того момента, как вернулась в Крым. Пожилая женщина не раз препятствовала попыткам увезти камни.
Еще не поздно.
Понятно, что надгробья известных исторических личностей - тех же крымских ханов и яркие памятники, которым по 300 - 400 лет, для Крыма являются неотъемлемой частью культурного наследия. А нак же обстоит дело с небольшими деревенскими кладбищами, возможно, не очень старыми, которым от двухсот до ста лет? Специалист отдела охраны памятников Бахчисарайского историко-нультурно-го заповедника Шукри Сейтумеров сообщил «1К», что вновь обнаруженные кладбища желательно изучать, они представляют ценность для ученых, занимающихся изучением мусульманских памятников.
Кроме того, сказал он, представителям общественности, озабоченным судьбой кладбища, нужно обратиться в Республиканский комитет по охране культурного наследия и выяснить, числится ли оно в реестре объектов, подлежащих охране.
Скорее всего, на учет старое деревенское кладбище не брали. Тогда следует предоставить его краткое описание и фотографии, написать заявление с просьбой присвоить объекту статус охраняемого законом. Выезд специалистов на место даст возможность оценить историческую и культурную ценность и после этого принять решение.
Кстати, после того как судьбой кладбища заинтересовался депутат Добровского сельсовета, выяснилось, что территориально этот участок относится к другому — Перовскому местному совету. Но Эскендер Изетов считает, что в данном случае границы не имеют значения, главное - предотвратить разграбление кладбища. Наверное, есть смысл обратиться к правоохранителям: если пока нельзя привлечь предприимчивых сельчан к ответственности за нанесение ущерба памятнику, то есть еще одна статья УК Украины, 297-я. А там четко сказано: «надругательство над могилой или иным местом захоронения... а также кража предметов, находящихся в месте захоронения, караются штрафом до 100 необлагаемых налогом минимумов (до 1,7 тыс. грн.), или арестом до 6 месяцев, или лишением свободы до трех лет».
Люди всех национальностей и вероисповедований всегда считали кладбище святым и неприкосновенным местом. И верили, что надругательство над могилами мародерам обязательно аукнется. Пока еще на Каракташе стоят (и лежат) старинные надгробья, еще не поздно остановить мародеров.