Крымские татары: ассимиляция, исламизация или интеграция?
08/15/2007 | Андрей Кириллов
Андрей КИРИЛЛОВ, Крымский Независимый центр
политических исследователей и журналистов.
К сожалению, на сегодня в Украине не проводится комплексных исследований положения крымских татар (или эти исследования неизвестны широким кругам), и для того, чтобы представить развитие крымскотатарского народа на ближайшие 10-15 лет, нам приходится оперировать эмпирическими, очевидными, но не научными фактами. Очевидно, что с начала 2000-х года крымскотатарская община приобрела ряд черт, которые, на наш взгляд, сохранятся в ближайшем будущем. О каких тенденциях идет речь?
Как справедливо отмечали многие крымские эксперты, с момента массового возвращения крымских татар из Средней Азии в Крым ими почти стихийно была создана система защиты национальных интересов в полувраждебном окружении – Меджлис на этом, условно говоря, базовом этапе играл роль национальной системы власти, регулируя отношения внутри общины и выступая легитимным для крымских татар представителем их интересов в отношениях с властью. Именно отношения с чиновниками всех уровней от председателей колхозов до Президента являлись миссией Меджлиса; в свою очередь общность проблем рядовых крымских татар, тяготы простого выживания мобилизировали нацию и заставляли считаться с Меджлисом некомпетентную и коррумпированную властную систему. Так было на протяжении 90-х годов, но после стабилизации общего экономического положения рост доходов, относительное бытовое обустройство, развитие мелкого предпринимательства не могли не изменить взгляды крымских татар – они стали на пороге системной интеграции в украинское и крымское общество, претендуя на участие во всех сторонах жизни. В таких условиях методы работы Меджлиса зачастую не становятся более эффективными, они все менее адекватны разнообразным требованиям крымских татар. Как следствие - появилось немало новых и неоднозначных явлений в крымскотатарской среде.
Так, например, самозахваты как в принципе оправданная практика породили немало «низовых» движений с конкретными целями, внутренней структурой, лидерами и народной поддержкой. Вступая в сферу борьбы за капитал (землю), в условиях коррумпированной власти такие автономные в своих действиях лидеры вполне могут перейти к более решительному стилю решения своих задач, пренебрегая законом в той же и даже большей степени, нежели крымские чиновники. Следует понимать, что они будут поддержаны массами, видящими в таких лидерах защитников своих вполне ощутимых интересов. Реализуется ли такой сценарий, сказать трудно, но сейчас налицо все предпосылки к нему.
Другой фактор развития в крымскотатарской среде связан с традиционной религией крымских татар – исламом. В соответствии с традиционной конфессиональной системой, мусульманские общины крымских татар исповедовали суннизм, связанный с турецкими исламскими центрами и официально представленный в Украине Духовным управлением мусульман Крыма во главе с муфтием Эмирали Аблаевым. Вместе с тем, с конца 90-х годов в Крыму появляется все больше приверженцев других исламских течений, прежде всего салафитов: эти люди даже визуально отличаются от других мусульман - женщины обязательно носят платки и строгие платья до пят, мужчины отпускают бороды. Отношения салафитов с остальными мусульманами условно можно сравнить с появлением в православной среде протестантов – салафиты требуют более сосредоточенной веры, строже блюдут ритуалы, более зависимы от авторитетов и лидеров, однако отношения крымских суннитов и салафитов гораздо более тесны и неразграниченны, нежели между крымской епархией Православной церкви и членами протестантских сект. По мнению экспертов, доля приходов с муллой-салафитом во главе неизменно растет в общем числе крымских мусульманских общин, и она будет увеличиваться.
Следует сказать, что в соответствии с идеологией и практикой салафитов они стремятся к всеобъемлющему проникновению норм их вероучения во все сферы жизни общины и окружающего социального пространства, в связи с чем вполне конкретная борьба за власть становится для них важной целью. На современном Ближнем Востоке населенный пункт, контролируемый неким духовным лидером-салафитом и главой местного самоуправления в одном лице – распространенная вещь, и такая община представляет собой вполне тоталитарную систему. Как будут строиться отношения светских властей с некой крымской деревней, где будут утверждаться такие принципы и члены которой будут твердо убеждены в своей правоте, сказать трудно, но через какое-то время такая ситуация может быть вполне реальной.
Описанные процессы могут развиться в среднесрочной перспективе следующим образом. Лишенные эффективного инструмента решения общенациональных задач, а именно - полноценного развития культуры и рычагов влияния на принятие стратегических решений, большая часть крымских татар будут терять атрибуты и практики нации, то есть собственно растворятся в окружающем социальном субстрате, как то произошло с караимами; вместе с тем, какая-то часть крымских татар будет отстаивать свою «самость» по рецептам проповедников-салафитов. Конечно же, потеря влиятельности Меджлиса не произойдет в один день, но уже сейчас мы видим, во-первых, снижающуюся эффективность его работы в сферах культуры, образования и информационных технологий, а с другой – желание все большего количества крымских татар реализовать себя в политической среде помимо и часто вопреки Меджлису. Возможно, через некоторое время политическое движение крымских татар будет состоять из многочисленных нескоординированных и противоборствующих центров, не способных и не стремящихся к достижению общенациональных целей; децентрализованное национальное движение вполне способно реализовать необходимую степень национальной жизни в высокоразвитых демократических обществах, однако в Украины ближайшие 10 лет такое положение крымских татар приведет к значительному ослаблению иммунитета к ассимиляции.
Как бы там ни было, перед крымскими татарами и всем украинским обществом стоят весьма непростые задачи. В ближайшем будущем мы можем быть свидетелями, с одной стороны, постепенного демонтажа сложившейся системы национальных органов управления с малопрогнозируемым политическим результатом, а с другой – появления весьма активных общин, основанных на исламской (салафитской) идеологической базе и догматике. Это будет сопровождаться более или менее интенсивной ассимиляцией крымских татар и потерей ее национального лица и культуры. Такая перспектива требует от Меджлиса поиска тех методов и технологий, которые отвечали бы запросам рядовых крымских татар и обеспечивали бы новую программу полноценной интеграции. На повестке дня стоит не только решение земельного вопроса, обеспечение прав крымских татар на уровне законодательства, программа национального образования, но и создание корпуса литературы по истории и культуре крымских татар, поддержке интеллигенции, расширение национальных СМИ, развитие национальных ремесел в конце концов. Нельзя сказать, что в Меджлисе этим направлениям уделяется внимание в должной степени, и он подвергается обоснованной критике в связи с этим. Реалии таковы, что в будущем житель какого-либо крымскотатарского поселка для того, чтобы защитить свою самоидентификацию, должен будет или издавать газету на своем языке, или примыкать к догматической религиозной общине.
К сожалению, следует констатировать, что украинское государство не имеет долгосрочной программы поддержки крымских татар, и потому тяжесть по сохранению своей нации ложится только на их собственные плечи. Вероятно, для крымских татар прошло время национальной замкнутости, но станет ли возможно эффективное сотрудничество крымскотатарских структур с другими формами гражданской активности Крыма и Украины – покажет время.
политических исследователей и журналистов.
К сожалению, на сегодня в Украине не проводится комплексных исследований положения крымских татар (или эти исследования неизвестны широким кругам), и для того, чтобы представить развитие крымскотатарского народа на ближайшие 10-15 лет, нам приходится оперировать эмпирическими, очевидными, но не научными фактами. Очевидно, что с начала 2000-х года крымскотатарская община приобрела ряд черт, которые, на наш взгляд, сохранятся в ближайшем будущем. О каких тенденциях идет речь?
Как справедливо отмечали многие крымские эксперты, с момента массового возвращения крымских татар из Средней Азии в Крым ими почти стихийно была создана система защиты национальных интересов в полувраждебном окружении – Меджлис на этом, условно говоря, базовом этапе играл роль национальной системы власти, регулируя отношения внутри общины и выступая легитимным для крымских татар представителем их интересов в отношениях с властью. Именно отношения с чиновниками всех уровней от председателей колхозов до Президента являлись миссией Меджлиса; в свою очередь общность проблем рядовых крымских татар, тяготы простого выживания мобилизировали нацию и заставляли считаться с Меджлисом некомпетентную и коррумпированную властную систему. Так было на протяжении 90-х годов, но после стабилизации общего экономического положения рост доходов, относительное бытовое обустройство, развитие мелкого предпринимательства не могли не изменить взгляды крымских татар – они стали на пороге системной интеграции в украинское и крымское общество, претендуя на участие во всех сторонах жизни. В таких условиях методы работы Меджлиса зачастую не становятся более эффективными, они все менее адекватны разнообразным требованиям крымских татар. Как следствие - появилось немало новых и неоднозначных явлений в крымскотатарской среде.
Так, например, самозахваты как в принципе оправданная практика породили немало «низовых» движений с конкретными целями, внутренней структурой, лидерами и народной поддержкой. Вступая в сферу борьбы за капитал (землю), в условиях коррумпированной власти такие автономные в своих действиях лидеры вполне могут перейти к более решительному стилю решения своих задач, пренебрегая законом в той же и даже большей степени, нежели крымские чиновники. Следует понимать, что они будут поддержаны массами, видящими в таких лидерах защитников своих вполне ощутимых интересов. Реализуется ли такой сценарий, сказать трудно, но сейчас налицо все предпосылки к нему.
Другой фактор развития в крымскотатарской среде связан с традиционной религией крымских татар – исламом. В соответствии с традиционной конфессиональной системой, мусульманские общины крымских татар исповедовали суннизм, связанный с турецкими исламскими центрами и официально представленный в Украине Духовным управлением мусульман Крыма во главе с муфтием Эмирали Аблаевым. Вместе с тем, с конца 90-х годов в Крыму появляется все больше приверженцев других исламских течений, прежде всего салафитов: эти люди даже визуально отличаются от других мусульман - женщины обязательно носят платки и строгие платья до пят, мужчины отпускают бороды. Отношения салафитов с остальными мусульманами условно можно сравнить с появлением в православной среде протестантов – салафиты требуют более сосредоточенной веры, строже блюдут ритуалы, более зависимы от авторитетов и лидеров, однако отношения крымских суннитов и салафитов гораздо более тесны и неразграниченны, нежели между крымской епархией Православной церкви и членами протестантских сект. По мнению экспертов, доля приходов с муллой-салафитом во главе неизменно растет в общем числе крымских мусульманских общин, и она будет увеличиваться.
Следует сказать, что в соответствии с идеологией и практикой салафитов они стремятся к всеобъемлющему проникновению норм их вероучения во все сферы жизни общины и окружающего социального пространства, в связи с чем вполне конкретная борьба за власть становится для них важной целью. На современном Ближнем Востоке населенный пункт, контролируемый неким духовным лидером-салафитом и главой местного самоуправления в одном лице – распространенная вещь, и такая община представляет собой вполне тоталитарную систему. Как будут строиться отношения светских властей с некой крымской деревней, где будут утверждаться такие принципы и члены которой будут твердо убеждены в своей правоте, сказать трудно, но через какое-то время такая ситуация может быть вполне реальной.
Описанные процессы могут развиться в среднесрочной перспективе следующим образом. Лишенные эффективного инструмента решения общенациональных задач, а именно - полноценного развития культуры и рычагов влияния на принятие стратегических решений, большая часть крымских татар будут терять атрибуты и практики нации, то есть собственно растворятся в окружающем социальном субстрате, как то произошло с караимами; вместе с тем, какая-то часть крымских татар будет отстаивать свою «самость» по рецептам проповедников-салафитов. Конечно же, потеря влиятельности Меджлиса не произойдет в один день, но уже сейчас мы видим, во-первых, снижающуюся эффективность его работы в сферах культуры, образования и информационных технологий, а с другой – желание все большего количества крымских татар реализовать себя в политической среде помимо и часто вопреки Меджлису. Возможно, через некоторое время политическое движение крымских татар будет состоять из многочисленных нескоординированных и противоборствующих центров, не способных и не стремящихся к достижению общенациональных целей; децентрализованное национальное движение вполне способно реализовать необходимую степень национальной жизни в высокоразвитых демократических обществах, однако в Украины ближайшие 10 лет такое положение крымских татар приведет к значительному ослаблению иммунитета к ассимиляции.
Как бы там ни было, перед крымскими татарами и всем украинским обществом стоят весьма непростые задачи. В ближайшем будущем мы можем быть свидетелями, с одной стороны, постепенного демонтажа сложившейся системы национальных органов управления с малопрогнозируемым политическим результатом, а с другой – появления весьма активных общин, основанных на исламской (салафитской) идеологической базе и догматике. Это будет сопровождаться более или менее интенсивной ассимиляцией крымских татар и потерей ее национального лица и культуры. Такая перспектива требует от Меджлиса поиска тех методов и технологий, которые отвечали бы запросам рядовых крымских татар и обеспечивали бы новую программу полноценной интеграции. На повестке дня стоит не только решение земельного вопроса, обеспечение прав крымских татар на уровне законодательства, программа национального образования, но и создание корпуса литературы по истории и культуре крымских татар, поддержке интеллигенции, расширение национальных СМИ, развитие национальных ремесел в конце концов. Нельзя сказать, что в Меджлисе этим направлениям уделяется внимание в должной степени, и он подвергается обоснованной критике в связи с этим. Реалии таковы, что в будущем житель какого-либо крымскотатарского поселка для того, чтобы защитить свою самоидентификацию, должен будет или издавать газету на своем языке, или примыкать к догматической религиозной общине.
К сожалению, следует констатировать, что украинское государство не имеет долгосрочной программы поддержки крымских татар, и потому тяжесть по сохранению своей нации ложится только на их собственные плечи. Вероятно, для крымских татар прошло время национальной замкнутости, но станет ли возможно эффективное сотрудничество крымскотатарских структур с другими формами гражданской активности Крыма и Украины – покажет время.
Відповіді
2007.08.15 | Tatarchuk
Зауваження
Андрей Кириллов пише:> На современном Ближнем Востоке населенный пункт, контролируемый неким духовным лидером-салафитом и главой местного самоуправления в одном лице – распространенная вещь, и такая община представляет собой вполне тоталитарную систему. Как будут строиться отношения светских властей с некой крымской деревней, где будут утверждаться такие принципы и члены которой будут твердо убеждены в своей правоте, сказать трудно, но через какое-то время такая ситуация может быть вполне реальной.
А що, ви знаєте багато деревєнь де кримські татари складають хоча б арифметичну більшість?
Андрей Кириллов пише:
> Отношения салафитов с остальными мусульманами условно можно сравнить с появлением в православной среде протестантов – салафиты требуют более сосредоточенной веры, строже блюдут ритуалы, более зависимы от авторитетов и лидеров,
Протестанти якраз МЕНШЕ залежні від авторитетів і лідерів НМД.
2007.08.15 | Крымец
Re: Зауваження
Неплохая статья, грустные выводы...Время рассудит...
2007.08.15 | Арсен
Re: Зауваження
Крымец пише:> Неплохая статья, грустные выводы...
> Время рассудит...
Хорошенькое дело: время покажет!...
А Вы что покажете (поможете, сделаете) - себе и народу?
2007.08.15 | Абляким
Re: Зауваження
Все это объективная реальность, но к сожалению никакой реакции со стороны ни Меджлиса, ни деятелей культуры, ни тем более со стороны "среднего звена" народа нет. Вот что печально!2007.08.15 | Крымец
Re: Зауваження
Я помогу, чем смогу.Вам подробно весь список опубликовать?
2007.08.15 | Said
Опять "проблема" стоит перед Меджлисом?!
.....Интерсны рассуждения автора статьи "....Как бы там ни было, перед крымскими татарами и всем украинским обществом стоят весьма непростые задачи. В ближайшем будущем мы можем быть свидетелями, с одной стороны, постепенного демонтажа сложившейся системы национальных органов управления с малопрогнозируемым политическим результатом, а с другой – появления весьма активных общин, основанных на исламской (салафитской) идеологической базе и догматике. Это будет сопровождаться более или менее интенсивной ассимиляцией крымских татар и потерей ее национального лица и культуры."
Но проблема стоит перед Меджлисом, а не перед Украиной, ее Президентом (за которого крымские татары из года вгод голосуют), не перед Парламентом, и конечно не перед Правительством.
И поэтому автор далее пишет "....Такая перспектива требует от Меджлиса поиска тех методов и технологий, которые отвечали бы запросам рядовых крымских татар и обеспечивали бы новую программу полноценной интеграции...." Как были крымские татары "объектами украинского государства" так и ими остались, хотя и с украинскими папортами.
2007.08.15 | Исмаил
Re: Опять "проблема" стоит перед Меджлисом?!
Уже со стороны стали замечать грубые недоработки Меджлиса, который остается единственным исторически оправданным национальным регулирующим учреждением.Очень точно сказано: "Такая перспектива требует от Меджлиса поиска тех методов и технологий, которые отвечали бы запросам рядовых крымских татар и обеспечивали бы новую программу полноценной интеграции. На повестке дня стоит не только решение земельного вопроса, обеспечение прав крымских татар на уровне законодательства, программа национального образования, но и создание корпуса литературы по истории и культуре крымских татар, поддержке интеллигенции, расширение национальных СМИ, развитие национальных ремесел, в конце концов. Нельзя сказать, что в Меджлисе этим направлениям уделяется внимание в должной степени, и он подвергается обоснованной критике в связи с этим".
Необходимо предусмотреть соответствующую комиссию (а может, и кабинет) при Меджлисе по культуре. Кадры? Их можно даже среди форумчан подобрать! Но нужно подбирать из молодежи!
2007.08.15 | Alessandro
Re: Зауваження
Tatarchuk пише:> А що, ви знаєте багато деревєнь де кримські татари складають хоча б арифметичну більшість?
Да есть они, есть. Не село, так квартал или микрорайон. Тахта-Джами, Эски-Сарай, Сарысув, ... Просто подавляющее их большинство не имеет официальнго статуса отдельных нас. пунктов и приписано к ближайшему селу.
2007.08.15 | Брат-1
Андрея Кириллова - в Меджлис! :)
Хорошая и содержательная статья. Обычно под словом "анализ" журналист, - на практике, - подразумевает нечто совсем иное, - как правило, собственные рефлексии на заданную тему.В данном случае это действительно хороший анализ, - разложил и собрал обратно.
Думаю, что Меджлису необходим аналитический центр, в который можно пригласить вот таких, - извините за собирательный падеж, - Андреев Кирилловых. Не думаю, что на это нужны мифические "кучи денег", - скорее, нужна налаженная и небюрократизированная организация работы, т.е. помещение для офиса - максимальная затрата, остальное - оргработа.
И конечно же, аналитиков надо набирать не старых, - в основной массе и на ответственные направления. Не думаю, что кадровый дефицит в Крыму реально существует, - на одном только Майдане наблюдается некоторый даже избыток аналитиков
2007.08.15 | Маклай
Респект Кириллову
Респект Кириллову.Когда-то собирался писать подобный материал. Потом нашел более важные темы для описания и оставил эту идею. И теперь приятно видеть, что уже кто-то сделал это за тебя, практически с теми же выводами.
Удивительно, что где-то в Крыму есть верное видение ситуации. Осведомленность и достоверность оценок наводит на мысль, что автор хорошо погружен в эту среду. Странно, что нигде с ним не пересекался: не так-то много нетатарских сталкеров по-настоящему допущено внутрь крымскотатарского сообщества, и, по идее, все они должны знать друг друга в лицо.
2007.08.15 | Брат-1
Re: Респект Кириллову
Маклай пише:> Респект Кириллову.
> Когда-то собирался писать подобный материал. Потом нашел более важные темы для описания и оставил эту идею. И теперь приятно видеть, что уже кто-то сделал это за тебя, практически с теми же выводами.
Да, верно, - такие вещи случаются нечасто и очень приятны
Правда, мне везёт, - я довольно часто читаю диссертации на темы, которыми интересуюсь.
> Удивительно, что где-то в Крыму есть верное видение ситуации. Осведомленность и достоверность оценок наводит на мысль, что автор хорошо погружен в эту среду. Странно, что нигде с ним не пересекался: не так-то много нетатарских сталкеров по-настоящему допущено внутрь крымскотатарского сообщества, и, по идее, все они должны знать друг друга в лицо.
Молодой он ещё, вот вы его и не знаете, может быть. Насколько я знаю, - все авторы из Медиа-Крыма работают ещё и в аналитическом центре, - или что-то вроде этого, - у Владимира Притулы. Буду в тайном майдановском схроне, поинтересуюсь
2007.08.15 | Гуливер
Re: Если респект Кириллову, то кому нереспект?
Курултай-меджлис увлекся выборами, может он и занимается образованием, но у народа твердое мнение, что все заседания Курултая посвящены выборам, а ведь тема выборов должна быть далеко не первой.Потому что и итак ясно что делегаты Курултая не проголосуют за союз с коммунистами. И зачем на это тратить более 10 минут.
2007.08.15 | Саид
Давайте по быстрому...
Спасибо за совет. Сразу вспомнились собрания с СССР. Они тоже больше чем 10 минут не проходили (если конечно же доклад ком.лидера не был в повестке). Конечно выборами Курултая нужно серьезно заниматься. В некоторой степени, уже в этот раз были примеры низкого качества выбора выборщиков или попыток манипуляции с ними. Еще хуже интриги среди вновь избранных делегатов, которые еще не разу не собирались. Отдельным делегатам уж очень снова (или не снова) хочется в Меджлис попасть. Так хочеться, что забывают они о простом: Сила Меджлиса-Курултая в уровне доверия и авторитета среди народа. И еще не понимают они (хотя Мустафа-агъа 1000 объяняет всем им) что демократия - суть национального движения на основе Курултая и Меджлиса. Но не понимают они. Им бы, как вы предлагаете "быстрые" собрания по 10 мин., а все остально дело интриг и кулуарных сплетен. В этом есть большие мастера. Они в мастера, им не образования.2007.08.16 | Гуливер
Re: Давайте по быстрому...
Саид пише:> Спасибо за совет. Сразу вспомнились собрания с СССР. Они тоже больше чем 10 минут не проходили (если конечно же доклад ком.лидера не был в повестке). Конечно выборами Курултая нужно серьезно заниматься. В некоторой степени, уже в этот раз были примеры низкого качества выбора выборщиков или попыток манипуляции с ними. Еще хуже интриги среди вновь избранных делегатов, которые еще не разу не собирались. Отдельным делегатам уж очень снова (или не снова) хочется в Меджлис попасть. Так хочеться, что забывают они о простом: Сила Меджлиса-Курултая в уровне доверия и авторитета среди народа. И еще не понимают они (хотя Мустафа-агъа 1000 объяняет всем им) что демократия - суть национального движения на основе Курултая и Меджлиса. Но не понимают они. Им бы, как вы предлагаете "быстрые" собрания по 10 мин., а все остально дело интриг и кулуарных сплетен. В этом есть большие мастера. Они в мастера, им не образования.
10 минут это на решение с Ющенко мы или нет , или с НУ или нет. Остальное время нужно заниматься национальными проблемами и не только образованием, тут Вам форумяне Майдана могут дать целую кипу вопросов, которых нужно обсуждать на Курултае.
2007.08.16 | Ночной дозор
Re: Респект Кириллову
Брат-1 пише:> Молодой он ещё, вот вы его и не знаете, может быть. Насколько я знаю, - все авторы из Медиа-Крыма работают ещё и в аналитическом центре, - или что-то вроде этого, - у Владимира Притулы. Буду в тайном майдановском схроне, поинтересуюсь
А насколько я знаю, на одном таком схроне есть один Андрей. Но не Кириллов. И самостоятельно такую статью он бы не осилил.
А статья, действительно, очень интересная. Единственное замечание, нераскрыта тема "роль Милли Фирки на происходящее"
2007.08.16 | Алим
Re: Крымские татары: ассимиляция, исламизация или интеграция?
Определимся с понятиями.ИНТЕГРАЦИЯ ж.
1. Объединение в единое целое отдельных частей (противоп.: дезинтеграция).
АССИМИЛЯЦИЯ ж.
1. Слияние языка, культуры и национального самосознания одного народа с языком, культурой и национальным самосознанием другого народа (в этнографии).
Отмечу некоторую неточность автора в религиозных понятиях и терминах. Автор противопоставляет суннизм «турецкого толка» и салафитов. Если быть точнее, то салафиты тоже сунниты, только приверженцы другого мазхаба, т.е. традиционно мусульмане крымские татары - сунниты ханифитского мазхаба, а салафиты – сунниты ханбалитского мазхаба.
Не только салафиты стремятся «к всеобъемлющему проникновению норм их вероучения во все сферы жизни общины и окружающего социального пространства» - сам Ислам есть полная и всеобъемлющая система жизни.
Относительно ассимиляции, интеграции и исламизации. По моему мнению, ассимиляция и интеграция суть разные стадии одного и того же процесса. Сейчас налицо все три фактора, однако со временем ИМХО останутся два фактора – ассимилированные крымские татары и верующие мусульмане крымские татары.
Интегрировавшимися сейчас себя могут назвать, например, представители среднего поколения, которые более-менее удачно вписались в окружающую действительность и знают, но не слишком утруждают себя соблюдением религиозных предписаний. Ассимилированными можно назвать значительную часть молодого поколения крымских татар, которые могут вам часами рассказывать про какую-нибудь модную западную поп-звезду или последнюю модель мобильного телефона, могут резаться в карты с девушками, сидящими на коленях парней, но затруднятся сказать несколько фраз на родном языке или прочесть хотя бы одну, даже самую короткую суру из Корана.
Вернемся к определению. С сожалением отмечу, что своим языком крымские татары уже, за малым исключением, практически не владеют; для того, чтобы оценить современную крымскотатарскую культуру, достаточно посмотреть и сравнить программу Шелляле и программы канала М1 – я например не вижу практически никакой разницы. О национальном самосознании можно долго говорить и бить себя в грудь кулаком, но не выполнять основных правил, присущих крымским татарам с давних времен и опять-таки прямо вытекающих из предписаний нашей религии…
2007.08.17 | Брат-1
позвольте во многом не согласиться
Алим пише:> Определимся с понятиями.
> ИНТЕГРАЦИЯ ж.
> 1. Объединение в единое целое отдельных частей (противоп.: дезинтеграция).
> АССИМИЛЯЦИЯ ж.
> 1. Слияние языка, культуры и национального самосознания одного народа с языком, культурой и национальным самосознанием другого народа (в этнографии).
Уточним, - первое обозначает объединение равных, второе - подчинение. Конечно же, эти понятия не следует путать, как это делал незабвенный премьер Бурдюгов.
> Отмечу некоторую неточность автора в религиозных понятиях и терминах. Автор противопоставляет суннизм «турецкого толка» и салафитов. Если быть точнее, то салафиты тоже сунниты, только приверженцы другого мазхаба, т.е. традиционно мусульмане крымские татары - сунниты ханифитского мазхаба, а салафиты – сунниты ханбалитского мазхаба.
Неточность вполне простительна, - автор, как нетрудно заметить, вовсе не является мусульманином и востоковедом тоже не является.
Позвольте и вас поправить, - салафиты не есть традиционные сунниты, - они, во-первых, реформаторы, во-вторых, "интеграторы". Среди положительных сторон я бы отметил не столько пуританизм, сколько преодоление так называемой розни с шиитами.
> Не только салафиты стремятся «к всеобъемлющему проникновению норм их вероучения во все сферы жизни общины и окружающего социального пространства» - сам Ислам есть полная и всеобъемлющая система жизни.
Не все системы стремятся к неограниченной теократии, поэтому не стоит так прямо отождествлять салафизм и "сам Ислам".
> Относительно ассимиляции, интеграции и исламизации. По моему мнению, ассимиляция и интеграция суть разные стадии одного и того же процесса. Сейчас налицо все три фактора, однако со временем ИМХО останутся два фактора – ассимилированные крымские татары и верующие мусульмане крымские татары.
ИМХО, ассимиляция и интеграция - это взаимоисключающие процессы, третий альтернативный путь - это сегрегация.
> Интегрировавшимися сейчас себя могут назвать, например, представители среднего поколения, которые более-менее удачно вписались в окружающую действительность и знают, но не слишком утруждают себя соблюдением религиозных предписаний. Ассимилированными можно назвать значительную часть молодого поколения крымских татар, которые могут вам часами рассказывать про какую-нибудь модную западную поп-звезду или последнюю модель мобильного телефона, могут резаться в карты с девушками, сидящими на коленях парней, но затруднятся сказать несколько фраз на родном языке или прочесть хотя бы одну, даже самую короткую суру из Корана.
Всё это так, но касается оно духовной идентификации, а не этнической. У каждого из описанных вами собирательных персонажей, - даже у тех, кто совсем не знает Корана, - национальное самосознание, идентичность, развиты очень высоко.
Вы ошибаетесь, когда отождествляете религиозное рвение и сохранение нации (этноса), вы также заблуждаетесь, когда противопоставляете верность Исламу и ассимиляцию. Вам ли не знать, что сотни народов были ассимилированы именно благодаря принятию Ислама? Или вам напомнить два народа, которые, - один полвека, другой почти век, - жили с подчёркнутой секуляризацией, и тем не менее, никак не ассимилировались? Я говорю об албанцах и турках, но есть и другие примеры.
> Вернемся к определению. С сожалением отмечу, что своим языком крымские татары уже, за малым исключением, практически не владеют; для того, чтобы оценить современную крымскотатарскую культуру, достаточно посмотреть и сравнить программу Шелляле и программы канала М1 – я например не вижу практически никакой разницы. О национальном самосознании можно долго говорить и бить себя в грудь кулаком, но не выполнять основных правил, присущих крымским татарам с давних времен и опять-таки прямо вытекающих из предписаний нашей религии…
Религия - одно, национальная самобытность - часто совсем другое. Множество народных обычаев противоречит Исламу, особенно "Исламу по версии салафитов". В конце концов, есть чисто тюркские обычаи, которые явно уходят корнями в тенгрианство. Но они - неотъемлемая часть народной культуры.
2007.08.17 | Крымец
Брат-1, 100%
2007.08.18 | Алим
Re: позвольте во многом не согласиться
Брат-1 пише:> Всё это так, но касается оно духовной идентификации, а не этнической. У каждого из описанных вами собирательных персонажей, - даже у тех, кто совсем не знает Корана, - национальное самосознание, идентичность, развиты очень высоко.
Если не учитывать религиозную составляющую во всех сферах жизни, чем крымские татары отличаются от окружающих?
2007.08.18 | Гуливер
Re: Алиму
Алим, хотел Вас спросить, Вы участовавали в конференции по Халифату, которая прошла недавно в Симферополе?Или может Вы разделяете взгляды, которые исповедают организаторы конференции?
2007.08.18 | Алим
Re: Алиму
Гуливер пише:> Алим, хотел Вас спросить, Вы участовавали в конференции по Халифату, которая прошла недавно в Симферополе?
Нет. Ни к Хизб-ут Тахриру, ни к салафитам не отношусь.
> Или может Вы разделяете взгляды, которые исповедают организаторы конференции?
Уточните вопрос. На конференции не был, а в том произведении Темненко на этом сайте только желчь и ненависть.
2007.08.18 | Брат-1
Re: позвольте во многом не согласиться
Алим пише:> Брат-1 пише:
> > Всё это так, но касается оно духовной идентификации, а не этнической. У каждого из описанных вами собирательных персонажей, - даже у тех, кто совсем не знает Корана, - национальное самосознание, идентичность, развиты очень высоко.
>
> Если не учитывать религиозную составляющую во всех сферах жизни, чем крымские татары отличаются от окружающих?
Да всем они отличаются, практически всем. Сам факт татарофобии в обществе в настоящий момент, - хотят того русо-фашисто или нет, - ставит крест на любой ассимиляции. Очень трудно ассимилироваться негру, который живёт в стране, где негров вешают.
Это типичный парадокс социального развития. Тем, кто нагнетает татарофобию и исламофобию в Крыму, хочется напомнить одну фразу, - "История делается Вами, но не для Вас".
Предупреждая возможные неверные толкования, - естественно, это не значит, что я считаю татарофобию объективно полезной. Просто так суждено историей, что крымские татары уже не ассимилируются, и поэтому даже противодействие этому объективно лишь помогает.
Конкретизируя ваш вопрос, - крымские татары заметно отличаются от других народов Крыма социально-экономической структурой, культурой практически во всех отраслях, менталитетом, а также, - как составная часть, и не более, - религиозной принадлежностью.
В Крымском ханстве это было главным отличием крымских татар от других народов, - именно Ислам, а не язык, внешность или даже кровь, отличал их от греков, армян, цыган, иудеев. Но это было очень давно.
2007.08.18 | Алим
Re: позвольте во многом не согласиться
Брат-1 пише:> Алим пише:
> > Если не учитывать религиозную составляющую во всех сферах жизни, чем крымские татары отличаются от окружающих?
> Конкретизируя ваш вопрос, - крымские татары заметно отличаются от других народов Крыма социально-экономической структурой, культурой практически во всех отраслях, менталитетом, а также, - как составная часть, и не более, - религиозной принадлежностью.
На нынешнем этапе "интеграции", с очень большими допущениями с этим я соглашусь. Но через лет 10-15, на этапе "ассимиляции", боюсь, отличий не останется.
> В Крымском ханстве это было главным отличием крымских татар от других народов, - именно Ислам, а не язык, внешность или даже кровь, отличал их от греков, армян, цыган, иудеев.
+1.
2007.08.18 | Урал-
Re: позвольте во многом не согласиться
К счастью, русские, сами того не подозревая, сделали немалый подарок нам...А именно...
При всем их желании ассимилировать нас, они тем не менее, вольно или невольно, но принудили нас селиться в обособленных поселках, отдельными кварталами и селами...
И это явление серьезно затормозит процесс ассимиляции... или вообще, исключит его...
Надо "всего лишь" добавить к обособленому расселению институты национальной культуры и религии...
Проще говоря, нужны места, где народ будет "кучковаться" - хотя бы для того, чтобы была атмосфера где "модно" (если хотите, то и без кавычек) говорить на татарском, где "модно" знать устои религии, где "модно" жить традициями...
И по ходу, влияние этой "моды" вполне распространимо и шире этих "кружков по интересам"...