МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

КТО СТРОИТ КРЫМСКИЙ ХАЛИФАТ?

08/17/2007 | Researcher
КТО СТРОИТ КРЫМСКИЙ ХАЛИФАТ?

http://www.business-politika.net/halifat_in_crimea.php

Большинство крымчан считает мусульманский экстремизм чем то напрочь далёким и их не касающимся. Арабские террористы, шахиды, войны шиитов с суннитами и прочие проявления исламского экстремизма у нас почему-то воспринимаются как экзотические проявления борьбы арабов с американскими захватчиками. А между тем все эти явления могут легко стать бытовой реальностью и самих жителей Крыма.

Крымский полуостров по своему геополитическому положению является как бы границей исламского и европейского мира. Национальное и религиозное разнообразие населения Крыма, наличие политических организаций, использующего эти факторы в своей деятельности, делает полуостров уязвимым для этнических и религиозных конфликтов.

Одной из наиболее явных угроз, уже проявившей себя в азиатском и кавказском регионе бывшего СССР, стали мусульманские радикальные организации.

ИCЛАМ В УКРАИНЕ

В Украине на сегодняшний день действует три крупных религиозных центра, объединяющих мусульман страны. Первый находится в Киеве и называется Духовным управлением мусульман Украины. Он был организован местными татарами во главе с Сулейманом Мухаметдзяновым в 1991 году с целью изучения ислама, татарского и арабского языков. Но вскоре руководство общиной было перехвачено выходцем из Ливана шейхом Ахмедом Тамимом. Оттеснив от руководства киевской мусульманской общиной татар, шейх Ахмед наладил связи с кавказской, азербайджанской, казахской диаспорой. При ДУМУ зарегистрированы исламский университет, газета “Минарет”, ряд коммерческих предприятий. Деятельность ДУМУ тесно связана с коммерческой деятельностью мусульманских диаспор из стран бывшего СССР, прежде всего чеченской, и с общинами нелегальных мигрантов из Афганистана и Пакистана. С киевскими коренными татарами отношения до сих пор напряженные. В оппозиции к ДУМУ находятся два других мусульманских центра Украины — Духовное управление мусульман Крыма, возглавляемое первоначально муфтием Нури-Эфенди Мустафаевым, сейчас Эмирали Аблаевым и Духовный центр независимых мусульманских общин Украины (ДЦНМОУ), возглавляемый Рашидом Брагиным.

В 1997 году в Украине также была зарегистрирована мусульманская организация «Арраид» (в переводе с арабского «передовой»), руководимая этническими арабами. Еще в 1992 году студенты-арабы, проживающие в Украине, начали формировать собственные братства. Среди них был и Фарук Ашур. При его активном участии и инициативе и был создан «Арраид». Против «Арраида» активно действовал вышеупомянутый Ахмед Тамим, обвиняя их в ваххабизме, и лидер коммунистов Крыма Леонид Грач, считающий активистов организации агентами «Аль - Каиды».

ПРОНИКНОВЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКИХ РАДИКАЛОВ

Пик проникновения сторонников экстремистских исламских организаций на Украину пришелся на 1997 год. Во многом это было связано с усилением влияния экстремистских организаций в Европе и образованием в начале 1997 года «Европейского совета по исследованиям и фетве». Его возглавил один из идеологов организации «Аль-джамаа аль-исламийя» – Юсуф Кардави (в апреле 2004 года он выпустил фетву, в которой определяет вооруженную борьбу чеченского народа против российской агрессии как «лучший джихад перед Аллахом», а помощь чеченским моджахедам называется «прямой обязанностью мусульман всего мира»).

По данным украинской прессы, в середине июля 1997 года в украинском городе Ирпень состоялась конференция представителей различных экстремистских организаций из-за рубежа, где обсуждались вопросы взаимодействия с властью и обретения юридического статуса на территории Украины. Для этой цели предполагалось активное использование исламских общин, общественных и этнокультурных организаций, благотворительных фондов.

В 1999 году российская газета «Сегодня» писала: «Всего с 1990 по 1997 год на Украине создано 11 общественных мусульманских организаций: "Арраид", "Шафакат", "Ахрар", "Аль-Фаджр", "Аль-Исра" и другие. Все эти организации замыкаются на международную организацию "Джамаат-и-Ислами", филиал которой действует в Симферополе. Некоторые фигуры исламского движения на Украине весьма примечательны. Так, например, базирующуюся в Киеве организацию "Арраид" возглавляет некий Ясир Хасан. Этот выходец из Судана хорошо известен российским спецслужбам. До 1995 года офис его организации находился в Москве, но во время чеченской войны его закрыли, и Хасан перебрался в Крым, где возглавил офис "Саат Фаундейшн", а потом открыл в Киеве еще одну организацию – "Шафакат", издающую фундаменталистскую газету "Аль-Байян".

Сегодня "Арраид" направляет в Крым эмиссаров, обучающих местных мусульман теории ислама и арабскому языку. Как правило, в роли учителей выступают студенты-арабы, которые наряду с Кораном активно распространяют экстремистскую литературу, запрещенную даже в арабских странах. Все это осуществлялось и продолжает осуществляться при активном содействии Всемирной ассамблеи исламской молодежи (ВАИМ, хотя больше распространена ее английская аббревиатура WAMY). Название этой организации прогремело на весь мир после терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Оказалось, что ее председателем оказался не кто иной, как Абдулла бен Ладен, один из родственников Усамы бен Ладена, руководителя «Аль-Каиды».

Газета «Московские новости» в 2000 году привела список организаций, финансировавших с 1991 по 2000 год чеченских боевиков. Некоторые из этих организаций действуют и на Украине, в том числе и Всемирная ассоциация исламской молодежи (WAMY).

Организация «Арраид», имеющая тесные отношения с Партией мусульман Украины, является одним из многочисленных членов WAMY. В России эта организация в середине 90-х годов распространяла многотысячными тиражами книги идеологов экстремизма: Сайида Кутба, Абу Аля аль-Маудуди, Ибн Абд аль-Ваххаба и других. Кроме этого, издавалась книга идеолога дагестанских ваххабитов Багаутдина Мухаммада «Намаз». Спустя несколько лет ее переиздает организация «Аль-Масар», одесский филиал «Арраида». Спустя год был организован выпуск одноименной газеты на русском и арабском языках.

ХИЗБ-УТ-ТАХРИР ЖЕЛАЕТ ПОСТРОИТЬ В КРЫМУ ХАЛИФАТ

Некоторые источники связывают между собой «Арраид», Духовный центр Рашида Брагина и политическую организацию «Хизб ут-Тахрир», активизировавшую в последние годы свою деятельность в Крыму.

«Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» ( в переводе с арабского - Исламская партия освобождения) была создана в 1953 году при содействии английских спецслужб, которые пытались распространять «новые течения» в Исламе, чтобы ослабить его позиции на Ближнем Востоке. Основателем партии стал Такийюддин ан-Набаханий. После его смерти, в декабре 1977 года звание амира (верховного лидера) партии получил Абдул-Кадим Заллум.

"Хизб-ут-Тахрир" провозглашает себя "политической партией, идеологией которой является ислам". Цель партии - содействовать возвращению мусульман к исламскому образу жизни и распространению исламской веры в мире путем джихада. При этом декларируется, что реализация этой цели возможна лишь путем воссоздания единого (объединяющего весь исламский мир) теократического государства - Халифата.

По данным ряда СМИ, партия является боевой организацией так называемой «Ассоциации братьев-мусульман». Однако публично ее представители декларируют ненасильственные методы распространения своей идеологии. Но на практике члены партии не раз фигурировали среди лиц совершавших или готовивших теракты. Причем, внутри структуры культивируется убеждение, что «презренным умирает тот, кто не присягнул Халифу».

«Хизб ут-Тахрир» не является духовным, образовательным или воспитательным учреждением. Вся деятельность партии является политической. Приведем небольшую цитату из листовок организации: «Вся деятельность Хизба (партии), будь то управление государством или иные сферы, является политической деятельностью».

Структура «Хизб ут-Тахрир» имеет все признаки жесткого вертикального подчинения. Она состоит из ячеек или «халка» (партийного ядра), в которое входит по пять человек. На первом этапе вовлечения в партию, вновь прибывшим присваивают звание «дорис». Это человек, добровольно изучающий структуру партии, ее цели, задачи и методы. Причем «дорисы» одной пятерки не знают «дорисов» из другой. Подобный метод конспирации позволяет «Хизб ут-Тахрир» избегать крупных провалов и разоблачений. Несколько месяцев будущих членов партии обучает наставник — мушриф.В перечень изучаемых предметов входит политика, экономика, социология, география, религия. Причем последней отводится не более 10-15процентов времени от всего учебного процесса. По окончании первого курса обучения «дорисы» сдают экзамены, принимают присягу — «касам» на верность амиру и делу партии. С этого момента они становятся полноценными членами партии — «хизбийями».

Далее под началом «накыба» новые члены партии приступают к освоению второго образовательного курса. В основном изучаются запрещенные во многих странах мира книги, типа «Устава Ислама», «Понятия Хизб ут-Тахрир», «Путей общества в Исламе», журнала «Аль-Ваъй» (Сознание). Кроме этого, «хизбий» должен внимательно следить за экономическими, социальными и общественно-политическими событиями во всем мире. Но теперь, кроме получения теоретических знаний, «хизбии» ведут активную практическую деятельность — распространяют листовки, занимаются агитацией. Каждому члену партии необходимо вовлечь в свои ряды не менее пяти человек. Обычно первыми вовлеченными лицами, как правило, являются его родственники.

К началу третьей стадии обучения наиболее активным и проявившим себя в деле присваивают звание «накыба». В обязанности «накыба» входит не только деятельность по обучению, агитации, распространению листовок, но и партийное руководство районного масштаба. Далее на иерархической лестнице стоят «мусаид» (помощник руководителя областной организации), «масуль» (глава области) и «мутамад» — лидер «Хизб ут-Тахрир» в республике (стране). Все «мутамады», в свою очередь, подчинялись Абдул-Кадиму Заллуму, бывшему лидеру организации, проживавшему в Иордании. За свою деятельность он разыскивался Интерполом, впоследствии был убит американцами.

Литература Хизба сообщает о наличии трех основных этапов деятельности партии

Первый этап - воспитание отдельно взятых людей таким образом, чтобы они приняли идеи, путь партии и готовы были образовать политическую организацию.

Второй этап - распространение идей в обществе в целом. Необходимо, чтобы оно приняло идеологию партии и начало вести жизнь в соответствии с ее законами.

Третий этап - приход к власти и внедрение идеологии в реальную жизнь, распространение ее по всему миру. По словам представителей партии, первый этап ее деятельности начался в 1372 году Хиджры (1953 год) в Иерусалиме. На этой стадии партия вступила во взаимоотношения с отдельными людьми, разъясняя им свою идеологию. Откликнувшиеся на этот призыв, привлекались к участию в специализированных кружках, где занимались изучением «сакофата» («просвещения»). Основное внимание на этом этапе Хизб уделял укреплению организационной структуры, увеличению количества членов и воспитанию их в специализированных кружках. В результате была образована партийная группа, состоящая из людей, которые восприняли идеологию «Хизб ут-Тахрира», привели свой образ жизни в соответствие с этими идеями и начали их распространение в широкие массы. Образовав группу и заявив о себе в обществе, партия перешла ко второму этапу. Второй этап заключается в доведении основных сведений об идеологии партии до широких масс. Он должен быть ознаменован формированием общественного мнения. На этом этапе образуются специальные кружки, где личности, способные к распространению идеологии, получают необходимое образование. Идеи «Хизб ут-Тахрир» распространяются на уроках в мечетях, на собраниях, в общественных местах, ВУЗах, путем раздачи книг, газет и листовок.

Деятельность "Хизб-ут-Тахрир" запрещена в Германии, России, Узбекистане, Таджикистане, Киргизии и ряде других стран.

О масштабах деятельности "Хизб-ут-Тахрир" в Крыму пока известно немногое. Впрочем, это легко объясняется характерной для приверженцев партии закрытостью. Сведущие люди говорят, что члены этой организации объединяются в ячейки или звенья, состоящие из пяти человек - так называемые "халки", которые не связаны напрямую между собой.

Интересно, что в 2002 году в Азербайджане за подготовку государственного переворота и взрыва посольства США были осуждены 6 членов партии «Хизб ут-Тахрир». Один из них - крымский татарин Велиев, проживавший в Симферополе.

В апреле 2005 года член этой структуры Абдуселям Селяметова дал в Симферополе пресс-конференцию, на которой заявил о попытке легализации Хизба в Крыму.

Примечательно, что на вопросы журналистов о том, кто является руководителем партийной структуры в Крыму, какова структура организации, сколько в ней членов, и кто уполномочил Селяметова выступать от имени партии, последний ответил: «Вас интересует, какого цвета глаза у нашего руководителя, но не интересуют наши идеи. Обычные западные партии формируются вокруг харизматичных личностей, наше сплочение происходит вокруг идеи».

На вопрос о том, можно ли мусульманам участвовать в украинских выборах, Селяметов ответил: «Членам партии Хизб ут-Тахрир и рядовым мусульманам голосовать нельзя – это грех».

Вполне прозрачно проглядывают устремления «Хизб ут-Тахрир» и сквозь другие высказывания Селяметова. В частности, он напомнил о том, что его партия добивается создания Всемирного Исламского Халифата. На вопрос же о том, входит ли Украина в одно из тех мест, где будет образовываться Халифат, он ответил: «Главная цель Хизб ут-Тахрир - построение мусульманского государства Халифат в том месте, где для этого есть условия. Украина не является такой территорией». В Крыму, по его словам, программа-максимум – «вернуть крымским татарам утраченную идентичность посредством просвещения». То есть, на Украине пока нет условий для создания Халифата, но есть стремление партии «Хизб ут-Тахрир» внедрить свои идеи в крымскотатарскую среду.

«Чтобы правильно понимать идеи партии, необходимо прочитать книги Хизб ут-Тахрир», - сказал Селяметов.

«О том, как партийные учителя толкуют Коран, говорит случай, когда они призывали своих молодых последователей к совершению самоубийства. Им говорили: «Если мусульманин идёт на пути Аллаха, то может одеть на себя бомбу и взорвать ее, при этом унеся десятки, а то и сотни жизни неверных (христиан, иудеев)». Они оправдывали это тем, что своим поступком смертник якобы облегчит жизнь мусульман и сам попадет в Рай», комментирует заявления активиста Хизба крымский религовед Ленур Усманов, последовательно заявляющий об опасности этой экстремистской организации в Крыму.

По данным Усманова, на полуостров усилиями Хизба идет поток нелегальной литературы, зовущей к джихаду. В брошюре «Намаз», например, говорится: «Если конституция государства - не Коран, вы не должны уважать приказы руководителей такого государства, они на вас не рассчитаны». В Симферополь привозили партиями листовки из Грозного, где утверждалось: "Крым нужно "женить" на Чечне".

Источник, близкий к Совету министров Крыма, утверждает, что членами Хизб-ут-Тахрир на сегодняшний день являются около 20 тысяч крымских татар. Еще один наш источник полагает, что сегодня порядка 80% имамов Крыма сочувствуют Хизб-ут-Тахрир. Крымские лидеры Хизба планируют сначала сместить нынешнего муфтия, а затем переизбрать председателя Меджлиса Мустафу Джемилева. Необходимое для этого количество делегатов Курултая у Хизб-ут-Тахрир якобы найдется. Распространению взглядов партии, по мнению источника, способствует низкий уровень религиозной культуры нынешнего муфтията, который проигрывает Хизб-ут-Тахрир в духовной дискуссии.

Хизб ут-Тахрир» имеет довольно мощную финансовую базу. Организация финансируется покровителями из богатых арабских стран. Кроме этого, партия имеет финансовый фонд, в который ее члены вносят 10 процентов от своих доходов.

При этом каждому новому члену дают денежное вознаграждение, что впоследствии приводит к полной его зависимости от «благодетелей». Зависимость усугубляется тем, что большинство членов «Хизб ут-Тахрир» нигде не работают.

КАНОНИЧЕСКИЙ ИСЛАМ ПРОТИВ ЭКСТРЕМИСТОВ

Естественно, что представители традиционного Ислама не могут спокойно наблюдать за деятельностью радикальных и экстремистских исламских организаций, действующих в Крыму.

Духовное управление мусульман Крыма распространило заявление, в котором, в частности, говорится: «Сторонники запрещенной во всем исламском мире международной организации « Хизб-ут-Тахрир» распространяют среди крымских мусульман идеи, не связанные с Исламом, наносящие вред мусульманам и направленные на ликвидацию их единства».

Духовное управление мусульман Крыма подчеркивает, что сторонники « Хизб-ут-Тахрир» одержимы идеей восстановления Всемирного Халифата и утверждают, что в Исламе отсутствует понятие национальности. «Но крымские мусульмане, крымскотатарский народ никогда не сойдут с избранного пути, — уверены авторы обращения. — Нам нет дела до всевозможных хизбов, ваххабитов и прочих радикалов».

В связи с этим Духовное управление мусульман Крыма одной из своих главных задач считает проведение широкой разъяснительной работы среди единоверцев. «Да не поселится среди нас враг. Мы делаем общее дело и все вместе, будучи представителями одной нации, с честью и достоинством спасем наше имя и дело», — говорится в заключение.

В августе 2004 года приказом Духовного управления мусульман Крыма был уволен 23-летний имам главной мечети Симферополя Мустафа-эфенди (в миру - Руслан Мустафаев). Причиной увольнения священнослужителя стала его приверженность к идеям и взглядам "Хизб-ут-Тахрир».

Причем в день увольнения имам у мечети "Кебир-джами" собралось большое количество сторонников "Хизб-ут-Тахрир" из различных регионов Крыма, которые решили публично выразить свое негодование. Заявление Муфтия Аджи Эмирали Аблаева о том, что данное решение было одобрено Шурой - советом имамов из 22-х регионов Крыма, нисколько не успокоило собравшихся, а, напротив, еще более раззадорило. Выступавшие, выкрикивая с места, настаивали на том, что джемаат (общину) мечети "Кебир-джами" вполне устраивает деятельность Мустафы-эфенди, а проводимые им молитвы и проповеди строго согласуются с Кораном.

Споры настолько затянулись, что главе Духовного управления стоило больших трудов обратить внимание прихожан на то, что зазвучал эзан (призыв к молитве) и подошло время намаза. Однако собравшиеся потребовали, чтобы Муфтий оставил трибуну проповедника, и настояли, чтобы пятничную молитву в качестве имама провел уволенный Мустафа-эфенди.

С ХИЗБОМ ХОТЯТ БОРОТЬСЯ И ТАТАРСКИЙ МЕДЖЛИС И КРЫМСКИЕ КОММУНИСТЫ.

По мнению председателя Меджлиса крымскотатарского народа, народного депутата Украины Мустафы Джемилева, некоторые государственные структуры, в частности, Комитет по делам религий при Совете министров АРК, поддерживают экстремистские исламские группировки. Об этом он заявил в Симферополе на встрече с делегацией сенаторов США, находящейся в Украине с трехдневным визитом.

Отвечая на вопрос сенаторов об отношении Меджлиса к «расширению мусульманского экстремизма в мире», М.Джемилев подтвердил, что в Крыму имеет место «деструктивная деятельность группировок так называемых ваххабитов и приверженцев псевдорелигиозного политического течения " Хизб-ут-Тахрир"», запрещенного во многих странах.

«Вызывает беспокойство, что некоторые государственные структуры, в том числе Комитет по делам религий АРК поддерживают эти группировки и стимулируют создание таких религиозный организаций, которые не подчиняются Духовному управлению мусульман Крыма, избираемому на съезде мусульман Крыма, — подчеркнул председатель Меджлиса. — Кроме того, они даже поддерживают идею создания параллельного Муфтията». По мнению М.Джемилева, данные действия продиктованы желанием расколоть крымскотатарский народ и ослабить его национальное движение.

По словам Мустафы Джемилева, на сегодняшний день на территории автономии зарегистрировано порядка 336 мусульманских организаций, 31 из них зарегистрированы как независимые от Муфтията. "Спонсорами независимых от Муфтията организаций являются зарубежные страны, преимущественно - арабские", - подчеркнул он."С начала военной кампании в Ираке они стали распространять листовки экстремистского содержания с призывом начать джихад против стран-членов антииракской коалиции, - подчеркнул лидер крымских татар.

Мустафа Джемилев привел в качестве примера текст одной из таких листовок, распространяемых организацией "Хизб ут-Тахрир", в которой говорится, что "те, кто не участвует в джихаде - не мусульмане, таких надо убивать".

Листовки Хизба также содержат угрозы в адрес самого Джемилева, который обвиняется в сотрудничества с американцами. Желтая пресса даже сообщала о призывах экстремистов устраивать теракты против приезжающих в Крым туристов из США и других стран, участвующих в боевых действиях в Афганистане и Ираке.

Бывший спикер крымского парламента, глава коммунистов Крыма Леонид Грач неоднократно заявлял, что полуостров не только становится «санаторием» для чеченских боевиков, но и базой для распространения радикальных исламских сект. По его словам «ваххабизм», как и Хизб проник в Крым еще три года назад.

«Сначала это была ползучая интервенция, теперь - ярко выраженное течение, прочно закрепившееся на полуострове. Здесь долго считали, что ваххабизм - это чеченская, российская проблема. Теперь поняли: он уже у нас дома. Боевики спокойно попадают в Крым - иногда официально, иногда в обход пограничных постов. От Симферополя до Чечни - около 700 километров. Это ближе, чем от Киева до Москвы. Украинская граница полупрозрачная, преодолеть ее нетрудно. Боевики могут въезжать на Украину, назвавшись татарами, - заявляет Грач, - Местные исламисты заявляют: полуостров - территория мусульман. Они убеждены, что в Крыму нужно создать суверенное государство. Уже организована параллельная система самоуправления, формируется налоговая система: с каждого из 262 тысяч мусульман полуострова собираются брать по одной гривне на содержание «этнических органов власти». Это - экспансия, которой официальные власти не в силах противодействовать».

По мнению Грача исламские экстремисты Крыма поддерживают связи не только с ваххабитами кавказского региона России, но и с пресловутым Усамой-бен-Ладеном. Кстати, по одной из версий, озвученных в крымском Интернете, именно Хизб-ат-Тахрир является своеобразным «филиалом» «Аль-Каиды» в Крыму.

Игорь Руденко-Миних

член Союза журналистов Украины


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".