МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Путешествие из Сибири в Крым

08/25/2007 | Салават Кучумов
У многих из нас слово «Крым» ассоциируется с отдыхом на пляжах черноморского побережья. И действительно, еще в недалеком прошлом это место являлось здравницей страны. Еще свежи в памяти легендарный пионерский лагерь «Артек» и знаменитые санатории, где отдыхало все советское руководство.

Сегодня этот лакомый кусочек земли принадлежит независимой Украине, что, впрочем, нисколько не мешает миллионам отдыхающих наслаждаться дарами этой благодатной земли.

Наша скромная делегация из далекой Сибири в составе Равшана Темурова, руководителя духовного управления мусульман Кемеровской области, и Салавата Кучумова, руководителя Кемеровской региональной общественной организации «Здоровая жизнь» и, собственно, автора этих строк, в первую очередь интересовалась жизнью мусульманской общины Крыма. Но перед тем как начать делиться своими впечатлениями о жизни местных мусульман, позволим себе сделать небольшое историческое отступление.

До присоединения этих земель в конце 18 века к России на их территории располагалось Крымское ханство. Вот как описывает его немецкий исследователь и путешественник Тунманн в своей книге «Крымское ханство» (перевод с немецкого издания 1784г. Н.Л.Эрнста и С.Л.Белявского):

«Крымский хан со времени заключения Кючук-Кайнарджийского мира* 10/21 июля 1774г. владеет как независимым государством рядом обширных стран как на европейской, так и на азиатской стороне** Черного и Азовского морей. Основную ее область составляет Крымский полуостров, где хан обыкновенно имеет свою резиденцию (г. Бахчисарай – от автора). Эта область по своему благоприятному положению, своей большой населенности, по своей обработанности, производимым в ней продуктам, многочисленности городов и культуре своих жителей является более важной, чем все другие владения хана. В Европе, кроме того, ему принадлежат: Восточный Ногай между р. Бердой и Днепром, Едисан, или Западный Ногай, между Бугом и Днестром и большая часть Бесарабии, или Буджака, между Днестром и Дунаем. В Азии он владеет Кубанью по обе стороны реки Кубани». По словам того же автора основная часть жителей составляют крымские татары, которые исповедуют ислам. Они добропорядочны, честны, чрезвычайно гостеприимны ко всем независимо от вероисповедания. Христианам и иудеям они предоставляют много религиозных свобод.

После завоевания этих земель Екатериной II началось постепенное вытеснение мусульман из Крыма, которое закончилось полной депортацией крымско-татарского народа в 1944 году. Если до присоединения к России на полуострове было около 1530 мечетей и десятки медресе, то к 1917 году осталось729 мечетей, а после депортации власти делали все возможное, чтобы не осталось и следов мусульманского присутствия в Крыму. Чудом остался только ханский дворец в Бахчисарае, который был превращен в музейный комплекс. Лишь в начале 1990-х годов, после длительной борьбы за свои национальные права началась репатриация крымских татар в Крым. Сегодня в Крыму насчитывается больше 240 тыс татар. Общее же население Крыма на 1 июня 2007 г составляет, по данным «Крымской газеты» за 9.08.07г № 142, 1 млн. 971 700 человек. Крым, как и Украина в целом, переживает демографический кризис: население продолжает уменьшаться, детей становится все меньше, стариков все больше. На фоне этого демографического спада мусульманское население Крыма может сыграть важную роль в решении этой проблемы.


Мусульманское возрождение в Крыму началось в 1989 году. Первым его подвижником был Сейт–Джалиль Ибрагимов. В 1991 году восстанавливается Духовное управление мусульман Крыма, первым руководителем которого стал Ибрагимов и оставался им до 1996 года. Он вел независимую политику в отношениях с Меджлисом крымско-татарского народа. В настоящее время муфтий Крыма Хаджи Эмрали Аблаев работает совместно с Меджлисом. Помимо муфтията на полуострове работают и другие организации. Открыт офис в Симферополе Межобластной ассоциации общественных организаций «Арраид», которая проводит работу со всеми слоями населения Крыма. Проводятся детские лагеря, семинары, организуются курсы как по исламу, так и по изучению языков, открыт интернет-клуб и работают тренажерные залы. В одном из зданий планируется открыть мечеть и дошкольное учреждение для малышей.

На заре мусульманского возрождения в единственной центральной мечети города Симферополя собиралось до 10 человек. Сегодня в этом городе помимо соборной мечети, существует около 9 квартальных мечетей, которые целиком заполняются на пятничную молитву. Мечети есть и в других городах полуострова, таких как Алушта и Ялта. Например, в Ялте возвращено мусульманам здание бывшего медресе, построенное в 19 веке. А мусульманская община «Алушта» выпускает с 2005 года всекрымскую общественно-политическую газету «Возрождение».

Крымским татарам, возвращающимся на свою историческую родину, приходится буквально отвоевывать земли для компактного проживания. Власти всячески препятствуют выделению земли, что приводит к самозахватам со стороны крымских татар. Особенно видны «самозахваты» в глуби материка. Как пишет сайт крымской молодежи Aq.Media: «Борьба крымских властей с поселениями крымских татар начинает принимать силовой оборот. Представители крымских татар - участники «полян протеста» - заявили о том, что в г. Судаке во время принудительного сноса строений правоохранители избили и задержали нескольких пикетчиков, протестующих против сноса домов.

Очевидец инцидента Назим Сафаров сообщил о том, что снос строений проводился под присмотром милиции и внутренних войск. Бульдозером были разрушены несколько маленьких домиков, затем приступили к сносу дома пожилого крымского татарина. «Бульдозерист вышел из бульдозера, сказал, что не будет сносить этот дом. Тогда в бульдозер сели двое представителей правоохранительных органов и начали снос дома», - заявил Сафаров. После этого, по его данным, возникла потасовка, «милиционеры избили и задержали» нескольких крымскотатарских пикетчиков, в том числе и хозяина дома.

Напомним, что ранним утром 24 июля более 200 милиционеров участвовали в операции по сносу поселка Нижней Долины, жителей которой правоохранители считают «самозахватчиками». По словам начальника Центра общественных связей крымского главка милиции Александра Домбровского, таким образом Государственная исполнительная служба выполнила решение суда об освобождении самовольно занятого участка. По словам Домбровского, участок площадью около 0,6 га ранее был выделен горсоветом Судака под строительство спортплощадки, однако его заняли крымские татары, которые возвели здесь 10 каменных домов. 4 июля 2007 года была предпринята первая попытка освобождения территории, однако она не удалась. Сами жители поселка сообщают, что знают о планах по строительству «стройплощадки». По их словам, на самом деле речь идет об огромном аквапарке. После этого, 13 июля 2007 года в Судаке состоялись массовые волнения, которые закончились разгоном пикетчиков и столкновениями с милицией. Отметим, что бывший начальник крымской милиции, ныне постоянный представитель президента Украины в Крыму, Владимир Хоменко категорически выступал против силового сноса самозахватов».

На сегодняшний день мусульманам удалось вернуть «Ханский дворец» в историческом комплексе и ханскую мечеть в Бахчисарае, сохранившуюся в первозданном виде со времен Крымского ханства. В ней проводятся пятничные намазы…

На дороге между Бахчисараем и Чифут-Кале расположено небольшое кафе – «Караван сарай – «Салачык». Раньше его хозяева торговали спиртным, полагая, как и многие торговцы, что без горячительных напитков они не смогут вести свой бизнес в курортной зоне. Однако, став истинными мусульманами, они вылили весь спиртосодержащий товар и сделали свое кафе безалкогольным. Сегодня это заведение пользуется большой популярностью среди иностранцев за свой неповторимый национальный колорит, недорогое и вкусное меню. Если кто будет в этих краях, советуем посетить – не пожалеете.

Отрадно, что в этом году национальный праздник сабантуй проводимый «Крымской республиканской ассоциацией татар Поволжья «Идель»» прошел без спиртного, а его лидер посещает пятничные намазы.

Преодолев Керченский пролив на пароме, мы попадаем на Кубань на Таманский полуостров. В хазарский период он получил название Томаторхан (Таматарха), из чего русские сделали Тьмутаракань.

Во времена Османского государства турки построили здесь довольно мощную крепость под названием Хункала. Она находилась на берегу моря в центре современной Тамани. Крепость была окружена мощной каменной стеной с башнями. Две цитадели размещались в противоположных углах. В центре стены, обращенной к морю, находились ворота, ведущие к пристани. С противоположной стороны были другие ворота, выходившие в форштадт, или собственно город. Главная улица крепости соединяла северные и южные ворота. Форштадт имел несколько искаженную радиально-кольцевую планировку с центром у крепостных ворот. Широкая трапеция городской территории была также обнесена стеной. Античный водоем, облицованный каменными плитами, использовался для хозяйственных целей. В городе было шесть мусульманских мечетей и армянская церковь.

Вглядываясь в историю тех лет, внимание пытливого исследователя мгновенно обращается к тому факту, что прошло более трех веков, прежде чем судьба Таманского полуострова вновь заинтересовала большинство историков. И это значит, что никаких значительных событий в этот не такой уж далекий период жизни восточного берега Босфора Киммерийского просто не происходило. По-видимому, турецкие гарнизоны чувствовали себя хозяевами положения, поддерживали отношения с населением окрестных земель, преимущественно с кочевниками-ногайцами и, несколько южнее - с адыгами, не принимая особого участия в локальных конфликтах местных племен.

Единственным большим памятником времен владычества Османской империи в Тамани остается уникальное сооружение, получившее название «Турецкий фонтан». Точная дата его постройки неизвестна, однако возраст в любом случае превышает 300 лет. Но дело не только в солидном возрасте. Важно его устройство. Это искусственно созданный источник воды. Долгое время для ученых был загадкой принцип его работы. Откуда среди раскаленных песков появляется вода? Откуда сами пески - понятно, так как источник расположен на дне пересохшего озера, которое когда-то, будучи в нормальном состоянии, полное пресной воды, привлекло античных мореплавателей, основавших здесь Гермонассу. Теперь - это огромная песчаная низина в самом центре станицы Тамань, и на дне ее - небольшой зеленый оазис, где скрывается «Турецкий фонтан». Многие думают, что это - артезианская скважина, но нет! Турецкие мастера проложили в песке многометровую систему керамических труб, сходящихся к источнику. Может быть, трубы собирают дождевую воду, просочившуюся сквозь песок? Похоже на правду, тем более что после дождей источник наполняется существенно быстрее. Но ведь вода в нем есть практически всегда, даже в самую жестокую засуху. Как выяснилось, «Турецкий фонтан» единственный на территории России конденсационный источник. Трубы, закопанные глубоко в песок, даже в самые жаркие дни не нагреваются выше 20 градусов по Цельсию. Тем временем, влажный морской воздух приносит на берег воду в виде паров, которые впитываются песком, и конденсируются затем в трубах, изготовленных гончарным методом. Получается, что когда люди пьют эту воду, то пьют они самую настоящую «подземную росу». Надо сказать, что этим древним, но абсолютно надежным методом активно (но по расписанию!) пользуются жители современной Тамани, когда в станице отключается водопровод.

Тем не менее, уже несколько лет историками, археологами и местными властями обсуждается вопрос о разборе системы водоснабжения «Турецкого фонтана» с целью его изучения и реконструкции - все чаще стали случаи, когда вода в источнике какое-то время отсутствует. Возможно, что некоторые из труб прохудились, или засорились. Пока вопрос не решен – мало кто уверен, что после разбора системы ее работоспособность удастся восстановить. Ведь это далеко не первый секрет древних мастеров, который нам не известен.

В настоящее время сюда стекаются много отдыхающих со всей России. Местное население в основном - кубанские казаки, народ трудолюбивый и соблюдающий свои традиции. К нам, как мусульманам, казаки относились хорошо.

Эта поездка оказалась очень интересной для нас как мусульман, ибо эти земли исторически очень связаны с исламской культурой. В годы воинствующего атеизма Крым ассоциировался исключительно с отдыхом, санаториями и пляжами. Сегодня происходит постепенное возрождение духовности, нравственности и традиций, и возврат коренного населения на свою историческую родину.


* Кючук-Кайнарджийский мир был заключен между Россией и Турцией в результате русско-турецкой войны, начавшейся в 1768 году. Этот договор был заключен на фронте войны в болгарской деревне Кючук-Кайнарджи.
**Под «азиатской» стороной Черного и Азовского морей автор подразумевает их восточные берега, т.е. в данном случае Северный Кавказ. По представлениям старинной географии граница между Европой и Азией проводилась по Керченскому проливу, Азовскому морю, нижнему Дону и по Волге к Уралу. Поэтому Таманский полуостров и Кубань, входившие в состав Крымского ханства, считались принадлежащими к Азии.

http://www.islamnews.ru/news-7024.html


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".