“Дневник севастопольского школьника"
09/14/2007 | MV
ДНЕВНИК ШКОЛЬНИКА СТРАНЫ “N”
Дорофей ИВАНОВ, “Флот України”
Появлению этого “шедевра” полиграфии предшествовала навязчивая рекламная кампания на телевидении, радио и даже на больших щитах у дорог. Называется издание: “Дневник севастопольского школьника”, тираж (если верить Интернету) — 22 тысячи экземпляров. Тот же Интернет утверждает, что идея проекта принадлежит владелице туристической фирмы “Ласпи” и депутату горсовета Елене Баженовой. Заказчиком выступил Севастопольский информационный центр развития туризма. Авторы текста: Е. Алтабаева, Ю. Падалка. Попутно скажу, что мне ранее приходилось читать исторические публикации г-жи Алтабаевой. Всегда отдавал должное ее редкостному умению, находясь в Украине, Украину в упор не замечать.
Не жалея времени, листал я опусы уважаемого севастопольского летописца, пытаясь найти хоть какое-то упоминание о нашей стране. Да ведь и немало украинцы сделали для Севастополя, начиная от матросов Кошки и Шевченко и заканчивая строителем Музыкой. И это только самые известные личности, а вообще-то несть им числа, имя им — легион.
Но мы отвлеклись. Итак, откроем дневник. Первая же страница начинается очень симптоматичной полуправдой.
Говоря об основании Севастополя, авторы запускают такую, на мой взгляд, лукавую фразу: “В основание его первых строений легли сначала камни, привезенные из развалин Херсонеса — Херсона…”. А почему-бы не рассказать конкретнее?
Откуда камушки-то брали? Из древних крепостных стен, из фундаментов храмов и дворцов, античных театров?
Вот, например, воспоминания очевидца — британского путешественника, профессора Кембриджа, автора книги “Travels in various countries of Europe” (1817 г.) Кларка.
Кларк побывал и в нашем Херсонесе. Впечатлился. И написал о том, как именно херсонесские камни попадали на строительство Севастополя: “Руины Херсонеса еще были прочными и везде были еще даже двери. Как только пришли россияне, все было сразу разорено. Эти варвары занялись своим любимым занятием — уничтожением. Переворачивали, разбивали, закапывали и истребляли все, до чего могли дотянуться и что могло бы послужить освещению старинной истории этой страны”.
Кларк своими глазами видел, как под то, чего не коснулись ни татары, ни даже гунны — под античные храмы, закладывались мины, крюками растягивались мраморные блоки…
Допускаю, что севастопольским школьникам об этом знать не надо, тем более, что Херсонес уничтожали с благородной целью строительства Севастополя. Но как же тогда быть с правдивой историей, к написанию которой нас неоднократно призывал народный депутат Украины тов. В. Колесниченко?
На странице, отданной записям за 3 сентября, рассказывается, что в Крымской войне принимали участие исключительно этнические русские: “…Полевое сражение (на Альме. — Авт.) Крымской войны между русскими и… Русские солдаты и офицеры бились геройски…”.
А что же в этой этнической русской армии делали украинцы, поляки, белорусы, греки, армяне, евреи, татары?
Многие севастопольские авторы очень любят назойливо подчеркивать многонациональность Украины, а в Российской империи XIX в., если поверить Е. Алтабаевой и Ю. Падалка, проживали, служили в армии и воевали исключительно русские. Других не было. Вот ведь как интересно получается. Как воевать — так все вместе, как кровь проливать — никто национальность не спрашивает, а как слава — так только русская. Другим не положено. Вот эти другие, которым все это надоело, в 1991 г. дружно разбежались, чтобы не быть колесом не в своей телеге.
А потом люди, пишущие такие тексты для детей, будут бичевать все национализмы (кроме русского, ясное дело) и рассказывать о прелестях интернационализма.
Интересно, как будут себя чувствовать в севастопольских школах, пользуясь подобным дневником, украинские, крымскотатарские, еврейские дети? Они должны признать себя в Севастополе чужаками и напрочь забыть о своих соплеменниках, которые полегли на его бастионах и по которым основательно проехала Крымская война?
А на странице 10 сентября авторы без всяких дополнительных объяснений рассказали об утоплении семи кораблей Черноморского флота у входа в Севастопольскую бухту. У детей может возникнуть мнение, что боевые корабли для того и строят, чтобы потом преграждать ими входы в бухты, а вовсе не для морских сражений. А те, кто поумнее, задумаются, почему флот не вышел в море и не дал бой врагу…
Кстати, если бы авторы, не впадая в русский этноцентризм, написали бы об армии Российской империи — российская, а не русская, то это было бы правильно и юридически, и фактически.
И вопреки авторам, назвавшим Миклухо-Маклая (этнического украинца, между прочим) “великим русским ученым”, он был великим российским ученым, что далеко не одно и то же. Ибо подданными полиэтнической Российской империи были люди разного происхождения. Не нужно причислять к господствовавшему в той империи этносу всех и каждого по своему произволу. Не нужно историю России подменять историей только и исключительно русских, даже если и пошло ныне у соседей такое поветрие…
На странице за 11 октября, рассказывая о неудачном для российской стороны Инкерманском сражении, авторы в порыве патриотизма процитировали неназванного английского журналиста: “Нельзя поверить, что есть на свете войска, умеющие отступать столь блистательно, как русские…”. Фраза о “блистательном умении русских отступать” звучит, по меньшей мере, двусмысленно. Будь я российским патриотом, решил бы, что издевается англичанин, глумится…
На странице за 19 ноября авторы пропели целый гимн Белой гвардии, российским белоэмигрантам и даже произнесли трогательную фразу: “Нельзя построить счастливое и процветающее государство, разделяя общество”. Вот и не разделяли бы юных севастопольцев такими дневниками. По крайней мере, из его текстов совершенно невозможно догадаться, гражданами какой страны являются севастопольские школьники. Очевидно, так и было задумано?
Рассказывая о второй обороне Севастополя, Падалка и Алтабаева, конечно же, умолчали о трагедии на мысе Херсонес, сказав о ней лишь вскользь. Им ведь надо торжественный марш сыграть: “Гром победы раздавайся, веселися, храбрый росс”, а тут такое…
Так что с правдой истории у авторов явная напряженка, не хочу сказать, что они лгут, но уж очень своеобразно подбирают, толкуют и подают факты, сплошь и рядом прибегая к фигурам умолчания.
Вот, например, о начале Керченско-Феодосийской десантной операции они пишут, а о ее печальном окончании — ни гу-гу…
Ну, а уж когда они начинают прославлять Катьку, пардон, Софию Фредерику Августу Саксен-Ангальт Цербстскую, то это, как выражается нынешняя “продвинутая” молодежь, — полный отпад. Сюсюканью и низкопоклонству нет предела. Жаль только, что Алтабаева и Падалка не призвали севастопольских школьниц быть такими же добродетельными и высоконравственными, как “государыня-императрица”. Как известно, слухи о ее “целомудрии” переполняли Европу.
На странице 12 января авторы рассказывают об адмирале А.С. Грейге, утверждая, что годы его жизни — 1816 — 1833. Умеющие считать севастопольские школьники с удивлением обнаруживают, что адмирал прожил всего 17 лет. Ну, о пятнадцатилетнем капитане наши дети у Жюль Верна читали, а вот семнадцатилетний адмирал — это уже что-то новое…
На странице 7 апреля авторы одарили детей загадочной фразой, рассказывая о присутствии в Крыму в 1918 г. немецких войск: “Казалось, что в течение полугода, проведенного в Крыму, германские войска не допускали массового насилия и мародерства.
Однако подсчет убытков, понесенных только по Севастополю, дал астрономическую сумму в 2 563 235 505 рублей”.
Вопрос, в каких рублях считали? Я уж не спрашиваю, кто и когда. В царских золотых? В деникинских и врангелевских банкнотах? В советских “лимонах”? И если немцы вели себя прилично, то кто же грабил? И что означает слово “казалось”? Кому “казалось”? Алтабаевой и Падалка?
Они нашли добрые слова и для Деникина, и для Врангеля, но ни единым словом не вспомнили о командующем Черноморским флотом контр-адмирале Саблине, по приказу которого в апреле 1918 г. были подняты сине-желтые флаги на мачтах боевых кораблей, не вспомнили украинских адмиралов Покровского, Остроградского-Апостола, Клочковского, не вспомнили украинизацию ЧФ, активную деятельность украинских культурных организаций, членом одной из которых была супруга командующего А.В. Колчака. В общем, по Алтабаевой и Падалка, никакой Украиной в Севастополе никогда и не пахло. И неважно, что это противоречит историческим фактам, главное, воспитать севастопольских детей в нужном духе с помощью Севастопольской городской государственной администрации, чтобы, не дай Бог, не появилась в их душах симпатия и любовь к Украине.
Дабы все-таки не “нарываться”, в конце дневника поместили (по принципу “Да подавитесь вы!”) Государственный флаг и герб Украины, которые, учитывая все предшествующие им тексты, выглядят там достаточно искусственно и неорганично, ибо не имеют никакой логической связи со всем, что школьникам рассказывалось Алтабаевой и Падалка.
А рядом — почему-то имперский герб Севастополя с имперским двуглавым орлом, принятый в 1893 г. Чуть ниже — советский герб Севастополя образца 1969 года.
И интересный комментарий вдохновителей издания:
“В настоящее время оба герба имеют хождение”.
Ай да дипломаты, ай да талейраны известного разлива!
Нет, чтобы прямо объяснить детям, какой герб является официальным символом города, а какой “имеет хождение” и в каких именно кругах. Впрочем, последнее и так известно.
А Севастопольскую госадминистрацию и ее управление образования и науки (решение коллегии, рекомендовавшей этот “шедевр”, от 19.06.2007. с. 7, протокол №2) категорически поздравляем!
А кто бы сомневался? Как же без дневничка, воспитывающего человека глубоко чужого и чуждого Украине, зато восприимчивого к любым сепаратистским идеологемам?
Никак без такого нельзя-с! Но, молодцы, это же уметь надо, нигде не сообщить школьникам об изменении статуса Севастополя и Крыма в 1954 году…
Многие детки после работы с таким дневником могут задать вопрос очень недоуменный: “А какое отношение имеет Севастополь к Украине?”. Видимо, к этому и стремились инициаторы, спонсоры, организаторы и чиновники управления образования?
Хотелось бы знать мнение руководителей Министерства образования и науки по поводу этого “уникального” издания. Местный патриотизм не должен быть отрицанием общегосударственного. Тем более, что и местный патриотизм в данном случае слишком уж специфический…
И еще. Севастопольская городская госадминистрация дает “зеленую улицу” в севастопольских школах изданиям всех общественных организаций или только таких, как “Севастопольский информационный центр развития туризма”?
А то вот всеукраинский благотворительный фонд “Українська скарбниця” изготовил великолепный “Щоденник — Тільки вперед!” для школ. Он открывается прекрасной цветной картой Украины и изображением гербов городов страны (там, кстати, есть и герб Севастополя, конечно, официальный, а не тот, который “имеет хождение” среди особой публики), а закрывается столь же красочной картой Европы с изображением государственных флагов всех стран континента.
А кроме того, там масса полезной информации: планиметрия, основные теоремы, математические справочники, основные формулы тригонометрии, физики, таблица Менделеева, основные даты истории Украины, советы по изучению украинского языка и многое другое.
Но я слышал, что в нескольких севастопольских школах его уже успели запретить. Жаль, хороший дневник. Без малейшего сепаратистского душка… И без малейшего противопоставления детей одной национальности детям других национальностей…
http://fleet.sebastopol.ua/index.php?article_to_view=1485
Дорофей ИВАНОВ, “Флот України”
Появлению этого “шедевра” полиграфии предшествовала навязчивая рекламная кампания на телевидении, радио и даже на больших щитах у дорог. Называется издание: “Дневник севастопольского школьника”, тираж (если верить Интернету) — 22 тысячи экземпляров. Тот же Интернет утверждает, что идея проекта принадлежит владелице туристической фирмы “Ласпи” и депутату горсовета Елене Баженовой. Заказчиком выступил Севастопольский информационный центр развития туризма. Авторы текста: Е. Алтабаева, Ю. Падалка. Попутно скажу, что мне ранее приходилось читать исторические публикации г-жи Алтабаевой. Всегда отдавал должное ее редкостному умению, находясь в Украине, Украину в упор не замечать.
Не жалея времени, листал я опусы уважаемого севастопольского летописца, пытаясь найти хоть какое-то упоминание о нашей стране. Да ведь и немало украинцы сделали для Севастополя, начиная от матросов Кошки и Шевченко и заканчивая строителем Музыкой. И это только самые известные личности, а вообще-то несть им числа, имя им — легион.
Но мы отвлеклись. Итак, откроем дневник. Первая же страница начинается очень симптоматичной полуправдой.
Говоря об основании Севастополя, авторы запускают такую, на мой взгляд, лукавую фразу: “В основание его первых строений легли сначала камни, привезенные из развалин Херсонеса — Херсона…”. А почему-бы не рассказать конкретнее?
Откуда камушки-то брали? Из древних крепостных стен, из фундаментов храмов и дворцов, античных театров?
Вот, например, воспоминания очевидца — британского путешественника, профессора Кембриджа, автора книги “Travels in various countries of Europe” (1817 г.) Кларка.
Кларк побывал и в нашем Херсонесе. Впечатлился. И написал о том, как именно херсонесские камни попадали на строительство Севастополя: “Руины Херсонеса еще были прочными и везде были еще даже двери. Как только пришли россияне, все было сразу разорено. Эти варвары занялись своим любимым занятием — уничтожением. Переворачивали, разбивали, закапывали и истребляли все, до чего могли дотянуться и что могло бы послужить освещению старинной истории этой страны”.
Кларк своими глазами видел, как под то, чего не коснулись ни татары, ни даже гунны — под античные храмы, закладывались мины, крюками растягивались мраморные блоки…
Допускаю, что севастопольским школьникам об этом знать не надо, тем более, что Херсонес уничтожали с благородной целью строительства Севастополя. Но как же тогда быть с правдивой историей, к написанию которой нас неоднократно призывал народный депутат Украины тов. В. Колесниченко?
На странице, отданной записям за 3 сентября, рассказывается, что в Крымской войне принимали участие исключительно этнические русские: “…Полевое сражение (на Альме. — Авт.) Крымской войны между русскими и… Русские солдаты и офицеры бились геройски…”.
А что же в этой этнической русской армии делали украинцы, поляки, белорусы, греки, армяне, евреи, татары?
Многие севастопольские авторы очень любят назойливо подчеркивать многонациональность Украины, а в Российской империи XIX в., если поверить Е. Алтабаевой и Ю. Падалка, проживали, служили в армии и воевали исключительно русские. Других не было. Вот ведь как интересно получается. Как воевать — так все вместе, как кровь проливать — никто национальность не спрашивает, а как слава — так только русская. Другим не положено. Вот эти другие, которым все это надоело, в 1991 г. дружно разбежались, чтобы не быть колесом не в своей телеге.
А потом люди, пишущие такие тексты для детей, будут бичевать все национализмы (кроме русского, ясное дело) и рассказывать о прелестях интернационализма.
Интересно, как будут себя чувствовать в севастопольских школах, пользуясь подобным дневником, украинские, крымскотатарские, еврейские дети? Они должны признать себя в Севастополе чужаками и напрочь забыть о своих соплеменниках, которые полегли на его бастионах и по которым основательно проехала Крымская война?
А на странице 10 сентября авторы без всяких дополнительных объяснений рассказали об утоплении семи кораблей Черноморского флота у входа в Севастопольскую бухту. У детей может возникнуть мнение, что боевые корабли для того и строят, чтобы потом преграждать ими входы в бухты, а вовсе не для морских сражений. А те, кто поумнее, задумаются, почему флот не вышел в море и не дал бой врагу…
Кстати, если бы авторы, не впадая в русский этноцентризм, написали бы об армии Российской империи — российская, а не русская, то это было бы правильно и юридически, и фактически.
И вопреки авторам, назвавшим Миклухо-Маклая (этнического украинца, между прочим) “великим русским ученым”, он был великим российским ученым, что далеко не одно и то же. Ибо подданными полиэтнической Российской империи были люди разного происхождения. Не нужно причислять к господствовавшему в той империи этносу всех и каждого по своему произволу. Не нужно историю России подменять историей только и исключительно русских, даже если и пошло ныне у соседей такое поветрие…
На странице за 11 октября, рассказывая о неудачном для российской стороны Инкерманском сражении, авторы в порыве патриотизма процитировали неназванного английского журналиста: “Нельзя поверить, что есть на свете войска, умеющие отступать столь блистательно, как русские…”. Фраза о “блистательном умении русских отступать” звучит, по меньшей мере, двусмысленно. Будь я российским патриотом, решил бы, что издевается англичанин, глумится…
На странице за 19 ноября авторы пропели целый гимн Белой гвардии, российским белоэмигрантам и даже произнесли трогательную фразу: “Нельзя построить счастливое и процветающее государство, разделяя общество”. Вот и не разделяли бы юных севастопольцев такими дневниками. По крайней мере, из его текстов совершенно невозможно догадаться, гражданами какой страны являются севастопольские школьники. Очевидно, так и было задумано?
Рассказывая о второй обороне Севастополя, Падалка и Алтабаева, конечно же, умолчали о трагедии на мысе Херсонес, сказав о ней лишь вскользь. Им ведь надо торжественный марш сыграть: “Гром победы раздавайся, веселися, храбрый росс”, а тут такое…
Так что с правдой истории у авторов явная напряженка, не хочу сказать, что они лгут, но уж очень своеобразно подбирают, толкуют и подают факты, сплошь и рядом прибегая к фигурам умолчания.
Вот, например, о начале Керченско-Феодосийской десантной операции они пишут, а о ее печальном окончании — ни гу-гу…
Ну, а уж когда они начинают прославлять Катьку, пардон, Софию Фредерику Августу Саксен-Ангальт Цербстскую, то это, как выражается нынешняя “продвинутая” молодежь, — полный отпад. Сюсюканью и низкопоклонству нет предела. Жаль только, что Алтабаева и Падалка не призвали севастопольских школьниц быть такими же добродетельными и высоконравственными, как “государыня-императрица”. Как известно, слухи о ее “целомудрии” переполняли Европу.
На странице 12 января авторы рассказывают об адмирале А.С. Грейге, утверждая, что годы его жизни — 1816 — 1833. Умеющие считать севастопольские школьники с удивлением обнаруживают, что адмирал прожил всего 17 лет. Ну, о пятнадцатилетнем капитане наши дети у Жюль Верна читали, а вот семнадцатилетний адмирал — это уже что-то новое…
На странице 7 апреля авторы одарили детей загадочной фразой, рассказывая о присутствии в Крыму в 1918 г. немецких войск: “Казалось, что в течение полугода, проведенного в Крыму, германские войска не допускали массового насилия и мародерства.
Однако подсчет убытков, понесенных только по Севастополю, дал астрономическую сумму в 2 563 235 505 рублей”.
Вопрос, в каких рублях считали? Я уж не спрашиваю, кто и когда. В царских золотых? В деникинских и врангелевских банкнотах? В советских “лимонах”? И если немцы вели себя прилично, то кто же грабил? И что означает слово “казалось”? Кому “казалось”? Алтабаевой и Падалка?
Они нашли добрые слова и для Деникина, и для Врангеля, но ни единым словом не вспомнили о командующем Черноморским флотом контр-адмирале Саблине, по приказу которого в апреле 1918 г. были подняты сине-желтые флаги на мачтах боевых кораблей, не вспомнили украинских адмиралов Покровского, Остроградского-Апостола, Клочковского, не вспомнили украинизацию ЧФ, активную деятельность украинских культурных организаций, членом одной из которых была супруга командующего А.В. Колчака. В общем, по Алтабаевой и Падалка, никакой Украиной в Севастополе никогда и не пахло. И неважно, что это противоречит историческим фактам, главное, воспитать севастопольских детей в нужном духе с помощью Севастопольской городской государственной администрации, чтобы, не дай Бог, не появилась в их душах симпатия и любовь к Украине.
Дабы все-таки не “нарываться”, в конце дневника поместили (по принципу “Да подавитесь вы!”) Государственный флаг и герб Украины, которые, учитывая все предшествующие им тексты, выглядят там достаточно искусственно и неорганично, ибо не имеют никакой логической связи со всем, что школьникам рассказывалось Алтабаевой и Падалка.
А рядом — почему-то имперский герб Севастополя с имперским двуглавым орлом, принятый в 1893 г. Чуть ниже — советский герб Севастополя образца 1969 года.
И интересный комментарий вдохновителей издания:
“В настоящее время оба герба имеют хождение”.
Ай да дипломаты, ай да талейраны известного разлива!
Нет, чтобы прямо объяснить детям, какой герб является официальным символом города, а какой “имеет хождение” и в каких именно кругах. Впрочем, последнее и так известно.
А Севастопольскую госадминистрацию и ее управление образования и науки (решение коллегии, рекомендовавшей этот “шедевр”, от 19.06.2007. с. 7, протокол №2) категорически поздравляем!
А кто бы сомневался? Как же без дневничка, воспитывающего человека глубоко чужого и чуждого Украине, зато восприимчивого к любым сепаратистским идеологемам?
Никак без такого нельзя-с! Но, молодцы, это же уметь надо, нигде не сообщить школьникам об изменении статуса Севастополя и Крыма в 1954 году…
Многие детки после работы с таким дневником могут задать вопрос очень недоуменный: “А какое отношение имеет Севастополь к Украине?”. Видимо, к этому и стремились инициаторы, спонсоры, организаторы и чиновники управления образования?
Хотелось бы знать мнение руководителей Министерства образования и науки по поводу этого “уникального” издания. Местный патриотизм не должен быть отрицанием общегосударственного. Тем более, что и местный патриотизм в данном случае слишком уж специфический…
И еще. Севастопольская городская госадминистрация дает “зеленую улицу” в севастопольских школах изданиям всех общественных организаций или только таких, как “Севастопольский информационный центр развития туризма”?
А то вот всеукраинский благотворительный фонд “Українська скарбниця” изготовил великолепный “Щоденник — Тільки вперед!” для школ. Он открывается прекрасной цветной картой Украины и изображением гербов городов страны (там, кстати, есть и герб Севастополя, конечно, официальный, а не тот, который “имеет хождение” среди особой публики), а закрывается столь же красочной картой Европы с изображением государственных флагов всех стран континента.
А кроме того, там масса полезной информации: планиметрия, основные теоремы, математические справочники, основные формулы тригонометрии, физики, таблица Менделеева, основные даты истории Украины, советы по изучению украинского языка и многое другое.
Но я слышал, что в нескольких севастопольских школах его уже успели запретить. Жаль, хороший дневник. Без малейшего сепаратистского душка… И без малейшего противопоставления детей одной национальности детям других национальностей…
http://fleet.sebastopol.ua/index.php?article_to_view=1485