Тимур Дагджи та "первые ласточки"
09/15/2007 | Tatarchuk
"Диалог" рассказывает о встрече первы "ласточек" репотриации, которые попали в оргнабор и первые вернулись в Крым, в резервации для депортированных, размещённых вдоль Северо-Крымского канала.
http://www.aq-media.info/node/1463
В Симферополе 9 сентября состоялась встреча пионеров-первопроходцев - крымских татар, предпринявших в 1967 году, после выхода в свет Указа Президиума Верховного Совета СССР «О гражданах татарской национальности, ранее проживавших в Крыму» отчаянный штурм выстроенного против них заградительного кордона. Указ снимал огульные обвинения против крымских татар, разрешал проживание на всей территории СССР, включая Крым, и, вроде бы, открывал депортированным дорогу к возвращению на Родину. Поначалу мало кто придал значение хитроумной формулировке Указа «о ранее проживавших в Крыму». Теперь де татары укоренились в местах ссылки, и возвращать их в Крым нет необходимости, а потому и не надо этому способствовать , что на языке политиков означало: «Не пущать!».
Но не тут-то было! Десятки тысяч наших соотечественников уже на второй день после опубликования Указа от 5 сентября 1967 года стали прибывать в Крым, срываясь с мест поселений целыми семьями. Их цель была -хотя бы закрепиться на заветном плацдарме, проторить путь к массовому возвращению с последующим восстановлением Крымской АССР -национально-территориальной государственности крымскотатарского народа. Крым, ставший вотчиной послевоенных переселенцев, превращенный в полигон татароненавистничества, - надо же как-то морально оправдыватьсвое «перекатипольное» состояние, встретил их ощетинившись, зло, совсем не так, как принято в цивилизованных обществах. Многие из тех пионеров-первопроходцев подверглись унижениям, оскорблениям и репрессиям со стороны тогдашних крымских властей. Их не прописывали, не принимали на работу, милиция совершала налеты на их жилища, бульдозерами сносились купленные ими дома, а их самих без суда и следствия арестовывали и выбрасывали в степь за крымский перешеек.
Вакханалия беззаконий продолжалась вплоть до второй половины 1980-х годов, пока не были приняты перестроечные указы и акты, признавшие право крымскотатарского народа на возвращение на историческую Родину и положившие начало более-менее нормальному ходу репатриации. И все же уже с 1967 года крымские татары начали закрепляться в Крыму. В заброшенных и пустующих степных районах они находили пристанище. Кому-то ведь надо давать жизнь степи. Так живите здесь, коль вы такие патриоты. В 1968 году был проведен первый оргнабор на поселение в Крым из числа крымских татар - во вновь организованном совхозе вдоль Северо-Крымского канала. Образовывали так называемые резервации. Народ и на это соглашался, хотя понимал, что это не есть подлинная репатриация.Самоотверженным трудом «первые ласточки» на крымской земле доказывали свое миролюбие, человечность, порядочность, честность, нравственную чистоплотность.
Они растопили тот лед, что сковал крымскую землю, пока на ней отсутствовали ее истинные хозяева, пусть не до конца, но все же... Встреча первопроходцев Крыма была назначена в парке «Салгирка», однако в связи с дождливой погодой была перенесена во двор Республиканской крымскотатарской библиотек им. Гаспринского, который тучи волею всевышнего, обошли. Собралось около 300 человек. Здесь были выставлены стенды с фотографиями, рассказывающими о злодеяниях властей в послеуказовское время, транспаранты с требованиями признать депортацию крымскотатарского народа актом геноцида, принять закон о реабилитации, о статусе народа в Крыму, о придании крымскотатарскому языку равенства с государственным украинским, об эффективном представительствекрымскотатарского народа во всех структурах власти Крыма и Украины и др.
Встречу открыли молебном. Из участников событий 1967 года выступили ветераны национального движения Энвер Аметов, Иззет Хаиров, Фикрет Халилов, Кемал Куку, Лютфи Бекиров, Тимур Дагджи и др. Вспоминали минувшее, рассказывали об ужасах, выпавших на долю первопроходцев. Отдавали должное тем, кто овладел-таки крымским плацдармом, закрепился на благословенной земле уже в 1967-м, подчеркивали значение, которое это имело для национального движения. Хорошим подарком участникам встречи была культурная программа, представленная в основном детскими танцевальными коллективами. Что может быть приятнее ветеранам, чем радость на лицах поколения, выросшего уже в Крыму, за который так самоотверженно боролись.
На встрече была принята резолюция, в которой выдвигаются требования о восстановлении прерванного трудового стажа первопроходцев в связи с тем, что годами не принимали на работу, и люди должны были выживать только за счет своих огородов.Решено издать книгу воспоминаний, создать банк учета возвратившихся в Крым в период с сентября 1967 по июль 1987 гг., начато заполнение соответствующих анкет.
http://www.aq-media.info/node/1463
В Симферополе 9 сентября состоялась встреча пионеров-первопроходцев - крымских татар, предпринявших в 1967 году, после выхода в свет Указа Президиума Верховного Совета СССР «О гражданах татарской национальности, ранее проживавших в Крыму» отчаянный штурм выстроенного против них заградительного кордона. Указ снимал огульные обвинения против крымских татар, разрешал проживание на всей территории СССР, включая Крым, и, вроде бы, открывал депортированным дорогу к возвращению на Родину. Поначалу мало кто придал значение хитроумной формулировке Указа «о ранее проживавших в Крыму». Теперь де татары укоренились в местах ссылки, и возвращать их в Крым нет необходимости, а потому и не надо этому способствовать , что на языке политиков означало: «Не пущать!».
Но не тут-то было! Десятки тысяч наших соотечественников уже на второй день после опубликования Указа от 5 сентября 1967 года стали прибывать в Крым, срываясь с мест поселений целыми семьями. Их цель была -хотя бы закрепиться на заветном плацдарме, проторить путь к массовому возвращению с последующим восстановлением Крымской АССР -национально-территориальной государственности крымскотатарского народа. Крым, ставший вотчиной послевоенных переселенцев, превращенный в полигон татароненавистничества, - надо же как-то морально оправдыватьсвое «перекатипольное» состояние, встретил их ощетинившись, зло, совсем не так, как принято в цивилизованных обществах. Многие из тех пионеров-первопроходцев подверглись унижениям, оскорблениям и репрессиям со стороны тогдашних крымских властей. Их не прописывали, не принимали на работу, милиция совершала налеты на их жилища, бульдозерами сносились купленные ими дома, а их самих без суда и следствия арестовывали и выбрасывали в степь за крымский перешеек.
Вакханалия беззаконий продолжалась вплоть до второй половины 1980-х годов, пока не были приняты перестроечные указы и акты, признавшие право крымскотатарского народа на возвращение на историческую Родину и положившие начало более-менее нормальному ходу репатриации. И все же уже с 1967 года крымские татары начали закрепляться в Крыму. В заброшенных и пустующих степных районах они находили пристанище. Кому-то ведь надо давать жизнь степи. Так живите здесь, коль вы такие патриоты. В 1968 году был проведен первый оргнабор на поселение в Крым из числа крымских татар - во вновь организованном совхозе вдоль Северо-Крымского канала. Образовывали так называемые резервации. Народ и на это соглашался, хотя понимал, что это не есть подлинная репатриация.Самоотверженным трудом «первые ласточки» на крымской земле доказывали свое миролюбие, человечность, порядочность, честность, нравственную чистоплотность.
Они растопили тот лед, что сковал крымскую землю, пока на ней отсутствовали ее истинные хозяева, пусть не до конца, но все же... Встреча первопроходцев Крыма была назначена в парке «Салгирка», однако в связи с дождливой погодой была перенесена во двор Республиканской крымскотатарской библиотек им. Гаспринского, который тучи волею всевышнего, обошли. Собралось около 300 человек. Здесь были выставлены стенды с фотографиями, рассказывающими о злодеяниях властей в послеуказовское время, транспаранты с требованиями признать депортацию крымскотатарского народа актом геноцида, принять закон о реабилитации, о статусе народа в Крыму, о придании крымскотатарскому языку равенства с государственным украинским, об эффективном представительствекрымскотатарского народа во всех структурах власти Крыма и Украины и др.
Встречу открыли молебном. Из участников событий 1967 года выступили ветераны национального движения Энвер Аметов, Иззет Хаиров, Фикрет Халилов, Кемал Куку, Лютфи Бекиров, Тимур Дагджи и др. Вспоминали минувшее, рассказывали об ужасах, выпавших на долю первопроходцев. Отдавали должное тем, кто овладел-таки крымским плацдармом, закрепился на благословенной земле уже в 1967-м, подчеркивали значение, которое это имело для национального движения. Хорошим подарком участникам встречи была культурная программа, представленная в основном детскими танцевальными коллективами. Что может быть приятнее ветеранам, чем радость на лицах поколения, выросшего уже в Крыму, за который так самоотверженно боролись.
На встрече была принята резолюция, в которой выдвигаются требования о восстановлении прерванного трудового стажа первопроходцев в связи с тем, что годами не принимали на работу, и люди должны были выживать только за счет своих огородов.Решено издать книгу воспоминаний, создать банк учета возвратившихся в Крым в период с сентября 1967 по июль 1987 гг., начато заполнение соответствующих анкет.
Відповіді
2007.09.15 | Chief
Re: Тимур Дагджи та "первые ласточки"
Tatarchuk пише:> "Диалог" рассказывает о встрече первы "ласточек" репотриации, которые попали в оргнабор и первые вернулись в Крым, в резервации для депортированных, размещённых вдоль Северо-Крымского канала.
> http://www.aq-media.info/node/1463
> Встречу открыли молебном. Из участников событий 1967 года выступили ветераны национального движения Энвер Аметов, Иззет Хаиров, Фикрет Халилов, Кемал Куку, Лютфи Бекиров, Тимур Дагджи и др.
Я не знаю, кто автор этой статьи, но я на его месте постыдилась бы ставить рядом Лютфи Бекирова, который действительно После Указа героически "осваивал" Крым и за которым органы ходили по пятам (о чем есть масса документов самих же инстанций), и Тимура Дагджи - чья биография "ветерана" (но не национального движения, конечно) сегодня хорошо известна.
2007.09.15 | Tatarchuk
Re: Тимур Дагджи та "первые ласточки"
Chief пише:> Я не знаю, кто автор этой статьи,
Дильшад Ильясов
2007.09.15 | Chief
Re: Тимур Дагджи та "первые ласточки"
Tatarchuk пише:> Chief пише:
> > Я не знаю, кто автор этой статьи,
> Дильшад Ильясов
А, ну тогда все понятно.