оффтопик: "О людях и народах"
09/17/2007 | Брат-1
Колонка редактора
О людях и народах
Тимур АЛИЕВ
Три года назад во время событий в Беслане я работал там фрилансером
для некоторых иностранных изданий.
Журналистов в то время в Беслане было неописуемое количество, но
чеченских из них – не так уж много. В силу того, что настроения в
обществе в Северной Осетии были в общем-то малоконтролируемые, а
отношение к чеченцам и ингушам – мало сказать, что негативное, то
достаточно опасно было находиться там и журналистам из Чечни.
Запросто могли в лучшем случае сдать силовикам, в худшем – затоптать
на месте (особенно 3-го сентября, в день штурма).
Но до 3-го сентября в Беслане еще были журналисты из Чечни: Муса
Сайдулаев снимал для Ассошиэйтед Пресс, Зульфия писала для них,
Сайд-Хусейн Царнаев «фоткал» для Ройтерс, Рустам Калиев работал с
какой-то японской телекомпанией, Асламбек Дадаев действовал для
«Радио Свобода», и еще стрингерствовал, Руслан Мусаев тоже
фрилансерствовал.
Не знаю, кто из них остался в Осетии после 3-го сентября, но мне
пришлось поработать – поступил заказ от журнала «Пипл» на несколько
человеческих историй – они отдавали теме Беслана несколько своих
полос и анонсировали материал на обложке.
Кажется, 6-го мы работали в школе в Беслане (фотограф снимал, я
бродил по коридорам). Ко мне подошла женщина и спросила:
«Журналист?» Я кивнул. «Из Москвы». «Да», конспиративно ответил я.
И тут она заголосила – «пожалуйста, напишите, что это все они –
чеченцы и ингуши. Ингушей вообще с пяти лет учат убивать осетин».
Меня обступила толпа. Они ничего не говорили, только смотрели на
меня и эту женщину. Та не прекращала – «Вы же напишете, да?» Я,
опасаясь случайно – акцентом, каким-то характерным словом – выдать
себя, только кивнул. Впоследствии я выполнил свое обещание – привел
в какой-то статье ее слова. Кажется, это был материал о взаимной
напряженности между Осетией и Ингушетией, особенно обострившейся
сразу после беслановских событий.
В тот же день уже на обратном пути – из Беслана во Владикавказ – мы
с фотографом попали в аналогичную ситуацию. В автобусе на нас долго
и пристально смотрел один старичок. Затем подсел к нам и традиционно
спросил: «Журналисты? Из Москвы?» Мы кивнули. Тогда он кивнул
головой в сторону Ингушетии и сказал: «Это все они творят». «Кто
они?» - осведомился не совсем трезвый фотограф. «Ингуши. И чеченцы.
Они Гитлеру хотели белого коня подарить», - ответил тот. «А здесь
немцы были?» - как-то не совсем в продолжение разговора спросил
фотограф. «Были. Мне тогда 12 лет было. Мы пацанами к ним бегали,
они нас сахаром угощали», ответил старик. Затем он долго еще
рассказывал о нравах чеченцев и ингушей.
А тем же вечером (часов в девять вечера) я шел по центру
Владикавказа – по проспекту Мира. Я купил фытчин (осетинский пирог с
мясом) и нес его в место, где жил во Владикавказе в те дни – в офис
одного своего коллеги и друга. На проспекте меня остановил
подозрительно веселый парень, который что-то спросил на осетинском
языке. В то время в Осетии ходили слухи о двух десятках террористов,
сумевших выскользнуть из школы. Потому, учитывая мой не самый
опрятный вид, мятую рубашку, слегка запачкавшиеся джинсы, бороду
недельной давности и этническую принадлежность, обозначенную в
паспорте в виде «места рождения» и «прописки», я на всякий случай
кивнул. Реакция оказалась неправильной. Парень спросил: «Ты что, не
осетин?» «Нет». «Слушай, друг, дай мне пятнадцать рублей», - сказал
он. «Возьми двадцать», - я протянул ему две десятки. «Спасибо тебе,
брат», - обрадовался парень. «Да, нормально», - ответил я.
Тут парень удивленно отстранился, посмотрел на меня и как-то
обрадовано сказал: «Брат, да ты же нохчо?!» «А как ты догадался?» -
не выдержав, засмеялся я. «Ты – добрый, я у наших просил, никто пять
рублей не дал», - проигнорировал мой вопрос парень. «У меня много
знакомых чеченцев во Владикавказе, - продолжил он. – Казбек, Анзор.
Ты знаешь их?» «Нет», ответил я. «Чеченцы нам как братья, - сказал
парень. – Мы не должны враждовать». И обнял меня.
Вот такая простая история. А для тех, кому в любом тексте
обязательно нужна мораль, добавлю – не бывает вражды между народами,
она существует только между людьми. Потому, если хотите жить хорошо,
не ищите врагов, а приобретайте друзей.
Газета "Чеченское общество", № 17 (108), 14 сентября 2007 года.
О людях и народах
Тимур АЛИЕВ
Три года назад во время событий в Беслане я работал там фрилансером
для некоторых иностранных изданий.
Журналистов в то время в Беслане было неописуемое количество, но
чеченских из них – не так уж много. В силу того, что настроения в
обществе в Северной Осетии были в общем-то малоконтролируемые, а
отношение к чеченцам и ингушам – мало сказать, что негативное, то
достаточно опасно было находиться там и журналистам из Чечни.
Запросто могли в лучшем случае сдать силовикам, в худшем – затоптать
на месте (особенно 3-го сентября, в день штурма).
Но до 3-го сентября в Беслане еще были журналисты из Чечни: Муса
Сайдулаев снимал для Ассошиэйтед Пресс, Зульфия писала для них,
Сайд-Хусейн Царнаев «фоткал» для Ройтерс, Рустам Калиев работал с
какой-то японской телекомпанией, Асламбек Дадаев действовал для
«Радио Свобода», и еще стрингерствовал, Руслан Мусаев тоже
фрилансерствовал.
Не знаю, кто из них остался в Осетии после 3-го сентября, но мне
пришлось поработать – поступил заказ от журнала «Пипл» на несколько
человеческих историй – они отдавали теме Беслана несколько своих
полос и анонсировали материал на обложке.
Кажется, 6-го мы работали в школе в Беслане (фотограф снимал, я
бродил по коридорам). Ко мне подошла женщина и спросила:
«Журналист?» Я кивнул. «Из Москвы». «Да», конспиративно ответил я.
И тут она заголосила – «пожалуйста, напишите, что это все они –
чеченцы и ингуши. Ингушей вообще с пяти лет учат убивать осетин».
Меня обступила толпа. Они ничего не говорили, только смотрели на
меня и эту женщину. Та не прекращала – «Вы же напишете, да?» Я,
опасаясь случайно – акцентом, каким-то характерным словом – выдать
себя, только кивнул. Впоследствии я выполнил свое обещание – привел
в какой-то статье ее слова. Кажется, это был материал о взаимной
напряженности между Осетией и Ингушетией, особенно обострившейся
сразу после беслановских событий.
В тот же день уже на обратном пути – из Беслана во Владикавказ – мы
с фотографом попали в аналогичную ситуацию. В автобусе на нас долго
и пристально смотрел один старичок. Затем подсел к нам и традиционно
спросил: «Журналисты? Из Москвы?» Мы кивнули. Тогда он кивнул
головой в сторону Ингушетии и сказал: «Это все они творят». «Кто
они?» - осведомился не совсем трезвый фотограф. «Ингуши. И чеченцы.
Они Гитлеру хотели белого коня подарить», - ответил тот. «А здесь
немцы были?» - как-то не совсем в продолжение разговора спросил
фотограф. «Были. Мне тогда 12 лет было. Мы пацанами к ним бегали,
они нас сахаром угощали», ответил старик. Затем он долго еще
рассказывал о нравах чеченцев и ингушей.
А тем же вечером (часов в девять вечера) я шел по центру
Владикавказа – по проспекту Мира. Я купил фытчин (осетинский пирог с
мясом) и нес его в место, где жил во Владикавказе в те дни – в офис
одного своего коллеги и друга. На проспекте меня остановил
подозрительно веселый парень, который что-то спросил на осетинском
языке. В то время в Осетии ходили слухи о двух десятках террористов,
сумевших выскользнуть из школы. Потому, учитывая мой не самый
опрятный вид, мятую рубашку, слегка запачкавшиеся джинсы, бороду
недельной давности и этническую принадлежность, обозначенную в
паспорте в виде «места рождения» и «прописки», я на всякий случай
кивнул. Реакция оказалась неправильной. Парень спросил: «Ты что, не
осетин?» «Нет». «Слушай, друг, дай мне пятнадцать рублей», - сказал
он. «Возьми двадцать», - я протянул ему две десятки. «Спасибо тебе,
брат», - обрадовался парень. «Да, нормально», - ответил я.
Тут парень удивленно отстранился, посмотрел на меня и как-то
обрадовано сказал: «Брат, да ты же нохчо?!» «А как ты догадался?» -
не выдержав, засмеялся я. «Ты – добрый, я у наших просил, никто пять
рублей не дал», - проигнорировал мой вопрос парень. «У меня много
знакомых чеченцев во Владикавказе, - продолжил он. – Казбек, Анзор.
Ты знаешь их?» «Нет», ответил я. «Чеченцы нам как братья, - сказал
парень. – Мы не должны враждовать». И обнял меня.
Вот такая простая история. А для тех, кому в любом тексте
обязательно нужна мораль, добавлю – не бывает вражды между народами,
она существует только между людьми. Потому, если хотите жить хорошо,
не ищите врагов, а приобретайте друзей.
Газета "Чеченское общество", № 17 (108), 14 сентября 2007 года.