МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Диалог с "Хизб ут-тахрир": перспектива или катастрофа?

10/07/2007 | Wrangler
Диалог с "Хизб ут-тахрир": перспектива или катастрофа?

06/10/2007

Прошло чуть менее месяца - и новое сообщение из Дании. В одном из районов Копенгагена, Хаймдалсгаде, полицейские "вышли" на одну из действующих мечетей, превращенную в пункт вербовки воинственно настроенных исламистов, живущих в Дании, сообщает газета"Новости Узбекистана".

Еще в 2005 году в некоторых зарубежных СМИ сообщалось, что в одном из районов Копенгагена - Нерребро - действуют небольшие, и как правило, хорошо законспирированные группы религиозных экстремистов, вступающих в контакты с мусульманской молодежью в мечетях и частных школах по изучению Корана. Метод вербовки, а именно этим и занимаются группы, стандартный. Беседы о том, что Запад преступен в отношении мусульман в Ираке и поэтапное закрепление у слушателей желания участвовать в джихаде. Далее - установление контакта с тем, кто представляет, например, в Сирии, интересы той или иной боевой группировки. На третьем этапе все более продуктивно используются возможности Интернета. Кстати, его контроль в каждой стране Западной Европы до некоторой степени вызывает сложности. И не из-за отсутствия технологий электронного контроля, а противоречий между сторонниками ужесточения законов, направленных на снижение террористических угроз, и теми, кто широко толкует гражданские свободы. Но было бы ошибочно утверждать, что датские правоохранительные структуры не уделяют должного внимания проблеме вербовки и отправке молодых радикалистов в Ирак.

По словам министра юстиции Дании Лене Есперсен, "контрразведывательная служба ПЕТ располагает данными о проводящемся в стране рекрутировании наемников...".

По утвеждеию самой ПЕТ, "...вопрос о рекрутировании наемников для войны в Ираке занимает одно из первых мест в списке приоритетных задач, стоящих перед службой".

В поле зрения ПЕТ попали и некоторые имамы, не вербующие, а намекающие на возможность участия в джихаде. Свой прямой или косвенный вклад в формирование настроений и ориентации воинственных устремлений молодых мусульман Дании играют телеканалы и электронные СМИ некоторых арабских стран.

В 2007 году новым поводом для пристального внимания полиции к мечети в Хаймдалсгаде стали эпизоды в следственных показаниях двух родных братьев-пакистанцев, членов раскрытой и задержанной группы (выходцы из Афганистана, Пакистана, Сомали, Турции), осуществлявшей подготовку террористического акта на одной из станций датской столицы. Упоминаемую выше мечеть посещал и некий "духовный наставник" Сауд Мансур, ранее приговоренный (апрель) к 3,5 годам тюремного заключения за антиправительственную деятельность.

При чем здесь "Хизб ут-Тахрир"? По выводам авторитетного западного эксперта Лене Кехле, "мечеть в Хаймдалсгаде превратилась в один из центров распространения взглядов экстремистской мусульманской организации "Хизб ут-Тахрир", насчитывающей примерно 200 партийцев.

Так же не может не вызвать интереса утверждение эксперта, что "не может быть простым совпадением то, что название этой мечети постоянно всплывает, когда речь идет о разоблачении деятельности террористических ячеек в Дании".

Упомянув выше обеспокоенность датских политиков, невольно задаешься вопросом: будет ли результат их опасений так же продуктивен как решимость их немецких коллег, запретивших деятельность "Хизб ут-Тахрир" в Германии, или датчане будут "топтаться вокруг да около" по примеру британцев, все еще считающих возможным терпеть деятельность хизбуттахрировцев в своей стране?

Британцы упомянуты неслучайно. Всерьез многими воспринятый на одной из пресс-конференций в 2005 году тезис Тони Блэра о запрете деятельности "Хизб ут Тахрир" в Британии, скорее всего, "канул в лету". И как не предположить, что британскому представителю "Хизб ут-Тахрир" Имран Вахиду на самом деле удалось, как он и обещал, услышав заявление Тони Блэра, "доказать", что организация является "ненасильственной".

Утешительного в этом, понятно, мало. Да и времени у европейцев, впрочем, и у нас, живущих в Евразии, по утверждению самих сторонников Халифата, остается все меньше и меньше. В это верится, ибо их утверждения становятся все более осязаемыми на фоне упоминаемых выше противоречий в их оценках.

Летом 2003 года один из аналитических докладов ICG (Международная группа по предотвращению кризисов) констатировал: "Хизб ут-Тахрир" может перейти к насильственным действиям". При этом, причиной назывались "жестокие репрессии, которым они подвергаются (в частности), со стороны правительств центральноазиатских стран...".

Уместно заметить, что исследования, проведенные брюссельской Международной группой по предотвращению кризисов, все же содержали критику "правительств западных стран", но не за их равнодушие к управлению деятельности центральноазиатских хизбуттахрировцев, в том числе из Западной Европы, а за поддержку светских "политических режимов государств Центральной Азии", "способствующих репрессиями разжиганию экстремизма".

Очередная даже не ошибка, а политизированная ложь. Экстремизм не "разжигается" от усиления репрессий, а прямо зависит от диапазона охвата идеологии гражданских обществ и ее известной способности разъедать сознание людей, даже из самых благополучных социальных групп.

Кстати, мнения упомянутой аналитической группы, согласно установленной много лет назад "демократической традиции" в очередной раз выстраивались на выводах "некоторых активистов правозащитного движения, считающих эту подпольную организацию, по сути, мирной, действующей исключительно в сфере идей и использующей методы пропаганды, отвергающей терроризм, считая, что убийство невинных людей является нарушением исламских законов".

Авторское уточнение одной из особенностей "некоторых активистов правозащитного движения" - в Центральной Азии, и в частности, в Узбекистане, они характеризуются либо глубоко законсперированными отношениями (в нашем случае) с адептами "Хизб ут-Тахрир", либо полным неведением о том, что представляет собой эта идеология. При этом, было бы неверным отрицать уместность ссылок зарубежных экспертов на социально-экономические проблемы в Центральноазиатском регионе, но они только в некоторой степеи способствуют распространению радикальных идей.

Впрочем, упрекать только западников в их традиционно слепой терпимости к хизбам было бы тоже несправедливо. Даже при том, что (в очередной раз) именно на территориии Западной Европы летом 2007 года был разработан "План-график проведения в разных странах мира серии конференций". Об этом факте мне "любезно" поведал мой давний и непримиримый оппонент-хизбутовец, коренной узбекистанец, волею судьбы занесенный в одну из стран, по его определению, "нашей благословенной Западной Европы".

Сколько выходцев из Центральной Азии сегодня находится за пределами региона, и уже стали видеть Европу в образе "благословенной", затруднятся сказать сами европейцы. Но даже если подобная статистика существует в специальной литературе, то вряд ли она отражает действительную картину. Европейцам дай Бог бы разобраться со своим фанатиками, тем более что центральноазиатские адепты-идеологи "Хизб ут-Тахрир" не активизируются в политической жизни их стран, а если и проявляют себя, то с большой оглядкой на иммиграционные законы стран пребывания.

Более комфортно относительно своих собратьев из Центральной Азии чувствуют себя хизбуттахрировцы в Украине, и в частности, в Крыму. Об их практически открытой пропаганде идей пишут достаточно много. Может, поэтому диалоговая конференция "Ислам. Вчера, сегодня, завтра", проведенная хизбуттахрировцами в Симферополе в середине августа 2007 года не удивила, а наконец насторожила и журналистов, и крымскую светскую общественость, имеющую информацию об аналогичных мероприятиях, проведенных примерно в эти же дни в Индонезии и Дании.

Несколько характеристик крымского варианта "диалоговой акции". Женщины-делегаты, облаченные в хиджабы, сидели отдельно от мужчин-делегатов. По этому же принципу устроители сборища разделили журналистов, приглашенных на конференцию. Мужчин оставили сидеть впереди, женщин отправили на галерку Большого зала Республиканского дворца культуры профсоюзов.

>Журналисты, получив первый урок "халифатовской диалоговой дисциплины", были в шоке. Второй шок - от звучащих призывов к "мусульманам Крыма и Украины возобновить исламский образ жизни через восстановление исламского государства". Призывы адресовались присутствующим в зале 600 делегатам, которым вменялось "донести понимание ислама до украинской нации".

Кроме всех прочих хизбуттахрировских постулатов, выступающие акцентно декларировали тезис о восстановлении "утраченного авторитета, вселяющего страх в сердца врагов".

Для дифференциации и большего понимания делегатами, и неслучайно приглашенными гостями конференции с кем возможен, и с кем невозможен диалог "Хизб ут-Тахрир", показали фильм на английском языке с русскими субтитрами, "рассказывающий о том, как в результате военных действий гибнут мусульмане в Чечне, Палестине, Ираке".

"Станет ли Крым частью Халифата и способна ли Украина противостоять исламистам?". Не гадая на кофейной гуще, первую часть ответа можно найти в относительно ранних тезисах (2005 г.) одного из лидеров крымского отделения "Хизб ут-Тахрир" некоего Абдуселяма Селеметова, по его утверждению в прессе, "уполномоченного выступать от имени организации".

"Необходимо вернуть крымским татарам утраченную идентичность посредством просвещения, - заявлял он. - Но для правильного понимания идей партии, необходимо прочитать книги "Хизб ут-Тахрир"... Однако для того, чтобы стать хирургом, необходимо не только прочитать книги, но и получить толкование от учителей. Литература "Хизб ут-Тахрир" таких толкований требует однозначно".

Упоминание идентичности до боли напомнило мне то, с чего в Палестине в начале пятидесятых годов зарождалась философия "Хизб ут-Тахрир" - национально-патриотическая идентичность арабов, ориентированная на религиозный фанатизм и трансформацию толкования смыслов Корана и хадисов пророка Мухаммада.

Проблема распространения этих толкований, на более ранней стадии распространения идеологии "Хизб ут-Тахрир" в Крыму, вершилась через легальное издание в Киеве соответствующей литературы на русском, украинском и арабском языках. В настоящее время ситуация с открытым изданием изменилась, но не пресекла поток появления литературы из других географических точек, в том числе из подпольных типографий, расположенных непосредственно в Крыму.

Универсальный "симбиоз", однажды прижившись на Украине, не мог не дать плоды с ощутимым привкусом практики воинственных собратьев из других стран. В 2002 году в Азербайджане за подготовку государственного переворота и взрыв посольства США были осуждены шесть членов партии "Хизб ут-Тахрир". Один из осужденных - крымский татарин Юнус Велиев, житель Симферополя.

На следствии среди конфискованных предметов был конспект одного из боевиков, в котором были записаны тезисы из книги "Хизб ут-Тахрир": исламкое государство".

"...Речь идет... о создании государства, которое возродит исламский образ жизни на основе исламской акыды, которое будет распространять ислам по всему миру путем давата и джихада...

...Началом же этих действий должен стать дават, направленный на восстановление исламского образа жизни. Необходимо сделать одну или несколько стран основой арены действий...".

Геннадий ФОНД, политолог.

Продолжение в ближайших номерах газеты.
№39-373 от 28 сентября 2007 года.

http://www.press-uz.info/ru/content.scm?topicId=2803&contentId=121177

Відповіді

  • 2007.10.08 | Лозина-Лозинский

    Крым в международных планах хизбов?

    Я этого не знал.

    Wrangler пише:

    - именно на территориии Западной Европы летом 2007 года был разработан "План-график проведения в разных странах мира серии конференций".

    и далее:

    - есть информация об " аналогичных мероприятиях, проведенных примерно в эти же дни в Индонезии и Дании".

    Участие крымских татар в деятельности хизбов в Азербайджане тоже интересно, но реальность подготовки теракта сомнительна - дело сфабрикованное НМД.


    > В 2002 году в Азербайджане за подготовку государственного переворота и взрыв посольства США были осуждены шесть членов партии "Хизб ут-Тахрир". Один из осужденных - крымский татарин Юнус Велиев, житель Симферополя.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".