МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Форумянин Хан сделал хорошее и актуальное интервью с Хоменко

10/12/2007 | Wrangler
Владимир Хоменко: У правоохранительных органов нет желания наводить порядок на полуострове

Рустем Хан, Симферополь

Представитель Президента в АРК Владимир Хоменко намерен восстановиться в должности главного начальника крымской милиции.

Юридический старт такому намерению уже дан – первое судебное слушание уже состоялось.

О своем уходе из Главка генерал-лейтенант милиции Владимир Хоменко заявил в феврале этого года. До событий, предшествовавших увольнению, он говорил, что намерен остаться у руля крымской милиции, несмотря на то, что написать заявление ему предлагали министр МВД Василий Цушко и его первый заместитель Михаил Корниенко. Однако написать всё же пришлось - как объяснил Хоменко, из-за невозможности работать в сложившихся условиях и нежелания подставлять своих сотрудников.

В начале июня Владимир Хоменко возглавил Представительство Президента. Правда, его взаимоотношения с крымскими властями оценивали по-разному. Одни говорили о здоровой оппозиции, другие намекали, что Хоменко бездействует, не желая вступать в противостояние с «сильными Крыма сего». Тем ни менее, последней победой Представительства стало снятие президентским указом госохраны с премьера и спикера Крыма . Но крымские власти в долгу не остались и обнародовали информацию о том, что первый заместитель представителя Президента и экс-налоговик Валерий Пробей-Голова уклоняется от уплаты налогов.

Видимо, милиционер Хоменко решил повторить путь своего коллеги Геннадия Москаля, который, не обладая широкими полномочиями постпреда, сумел сделать Представительство активным игроком крымского политикума. Кстати, им же и была озвучена инициатива вернуть Представительству полномочия, которые были у этого органа в 1992 году. Крымские власти наоборот стращали провести через однопартийцев в Верховной Раде Украины законопроект об урезании полномочий Представительства, а то и вовсе об упразднении этого органа. Однако ни тем, ни другим обещаниям пока не суждено было сбыться. О противостоянии в крымской власти Владимир Хоменко рассказал в интервью «Главреду».

Владимир Петрович, на днях вы заявили, что намерены восстановиться в должности начальника ГУ МВД Украины в Крыму. 5-го октября состоялось первое судебное заседание по этому поводу. Каковы были его итоги?

Это было предварительное судебное заседание, на котором рассматривались процедурные вопросы. Следующее заседание, на котором суд уже перейдет к сути вопроса, состоится 25 октября.

Чем вызвано ваше решение попытаться восстановиться в должности? Почему оно возникло именно сейчас?

Сегодня криминальная ситуация в Крыму всё более осложняется. По некоторым направлениям работа милиции практически провалена. Снижается уровень раскрытия тяжких преступлений, провалена работа по борьбе со взяточничеством, борьба с наркобизнесом, торговлей людьми. Начальник крымского Главка Анатолий Могилев пытается объяснить это тем, что я привожу не те цифры. Но я делал выводы, основываясь на Государственной статистике, направляемой из Киева!

Существуют ли правовые предпосылки для восстановления вас в должности? Ведь официально заявление об отставке вы написали добровольно. Или это всё же должно быть больше политическим решением, а не правовым?

Безусловно, существуют. Я писал рапорт не об отстранении меня от должности, а об увольнении из органов Внутренних дел. Почему я написал рапорт об увольнении из органов внутренних дел? Потому что не был согласен с теми методами работы, которых придерживался новоназначенный министр МВД Василий Цушко. Я выдержал все проверки, которые проводились в Главке. Поверьте, если бы милиция заслуживала отрицательной оценки, то об этом бы кричали и рассказывали на всех уровнях. Но ни коллективу, ни мне о таких фактах, по результатам проверки, ничего не известно. А позже я узнаю, что в приказе о моем увольнении обозначено – «за недостатки в работе».

Недавно вы заявили, что земельные вопросы в Симферополе контролируются гражданами, известными как Меля и Лукаш. Также вы отметили, что если земля отводится фирмам для бизнеса, то при условии, что предприниматель будет отдавать половину своих доходов. Это рэкет, я правильно понял?

Да, это рэкет и очень опасная его форма. И если раньше мы говорили, что бандиты находятся с одной стороны, а власть с другой, то сегодня произошло слияние криминала с властью. Сегодня бандит прикрывается некими должностными полномочиями и депутатским мандатом.

Однако до вашего ухода из Главка криминал уже почти год как был представлен во власти, если говорить о тех депутатах, которые попали в Верховную Раду Крыма в 2006 году…

Когда я возглавлял ГУ МВД в Крыму, мы давали жесткую оценку сложившейся ситуации и работали по всем направлениям. Вы помните тогда ситуацию с Александром Мельником? А какая ситуация сложилась с Рувимом Ароновым и с рядом других лиц? Правоохранителями велась целенаправленная работа по документированию преступной деятельности. А с моим уходом всё остановилось. Я довольно информированный человек и вижу, что сегодня происходит в Крыму. Сегодня у правоохранительных органов нет желания наводить порядок на полуострове. УБОП вместо того, чтобы заниматься документированием преступной деятельности, занимается решением земельных вопросов в собственных интересах.

Год назад генпрокурор Александр Медведько заявил, что материалов для задержания Александра Мельника недостаточно. В случае вашего возвращения в Главк намерены ли вы немедля заняться изучением деятельности упомянутых вами граждан, известных как Меля и Лукаш? Или для этого опять-таки прежде требуется политическая воля?

Нет, мне для этого политическая воля не требуется.

То есть вы намерены этим заняться?

Да. Это однозначно.

Война между Представительством Президента с одной стороны и крымскими властями с другой это факт? Потому что назвать иначе ситуацию, когда вашего заместителя Валерия Пробей-Голову пытаются выпроводить с заседания Совета министров АРК или озвучивают против него компрометирующие материалы, как-то язык не поворачивается.

Согласно законам и Конституции Украины Представительство отслеживает и принимает меры по обеспечению надлежащего исполнения в Крыму президентских указов, постановлений Кабинета Министров Украины, законодательных актов. И мы четко этому следуем. Особенно пристальное внимание мы уделяем актуальным для Крыма земельным проблемам. По некоторым вопросам мы придерживаемся жестких позиций, и властям это не нравится. Потому что сегодня, за исключением Представительства Президента да Прокуратуры Крыма, им никто больше не оппонирует.

Приведу пример последнего заседания Совета министров АРК, которое прошло в этот вторник. Кроме всего прочего, там поднимался вопрос о продаже акций «Крымхлеба». Сегодня в собственности Фонда имущества АРК находится 25% уставного капитала + 1 акция этого предприятия. Это блокирующий пакет, который дает возможность участвовать в руководстве акционерным обществом, а это важно, учитывая, что оно выпускает социально значимую продукцию и является практически монополистом на рынке производства хлеба. А потом, наверное, не случайно депутатским корпусом еще в 1999 году было принято решение о наложении моратория на приватизацию «Крымхлеба». После снятия моратория Верховный Совет Крыма решения о включении этого конкретного блокирующего пакета акций в перечень имущества, подлежащего приватизации не принимал. Сегодня вы видите, как растут цены на мучные изделия. Продав этот пакет, республика лишает себя реальных возможностей влиять на процесс ценообразования, участвуя в руководстве работы предприятием, получать достоверную информацию о его деятельности, иметь данные внутреннего аудита. Я выступил против, однако все единогласно, безо всяких аргументов проголосовали «за». Так вы скажите, выгодно ли Крыму сегодня продавать этот пакет акций? Кто за этим стоит? Мы же всё прекрасно понимаем.

Если состоятся перевыборы в местные советы, то насколько велика возможность, что в крымском парламенте вновь появится «блок СИЗО», как его назвал в свою бытность главой МВД Юрий Луценко?

На совещании, которое проводил 19 сентября Президент и куда были приглашены главы областных и районных администраций, четко прозвучало, что пропорциональная система выборов на местном уровне себя скомпрометировала. И если состоятся перевыборы в органы власти на местах, то с помощью соответствующих законодательных инициатив будет предлагаться мажоритарная система. Потому что в ином случае в парламент автономии вновь попадет «блок СИЗО», опять войдут люди, не имеющие отношения к Крыму. У нас сегодня несколько депутатов, которые проживают в других регионах и не имеют абсолютно никакого отношения к проблемам полуострова. У нас есть известный депутат, который лоббирует интересы «Крымхлеба».

И кто же это?

Дима (очевидно, имеется ввиду вице-премьер Дмитрий Табачник, кроме прочего избранный депутатом крымского парламента в 2006 году. – Ред.). И этот «добрый» жест ему делают уже под занавес «уходящего». А что остается крымчанам? Естественно, мы этот вопрос будем раскручивать. Когда же люди будут избираться по мажоритарной системе, избиратели будут знать, кого они будут делегировать в поселковые, районные, городские советы и в Верховную Раду Крыма и строго спрашивать с них за обещания, которые они давали перед своим избранием.

А вы сами не намереваетесь в случае перевыборов в местные советы выдвигать свою кандидатуру в депутаты ВР АРК?

В 2004 году я уже избирался депутатом Верховной Рады Крыма. Избирался по «мажоритарке». А дальше жизнь покажет.

Крымские власти не остаются в долгу после критики из Представительства. Первый вице-спикер Крыма Сергей Цеков обнародовал информацию, что ваш заместитель Валерий Пробей-Голова не выплачивает в местный бюджет доходы, которые получает со своего пансионата «Тихая гавань». Как вы могли бы это прокомментировать?

Это уже последняя возможность властей, их последний «патрон», предназначенный для того, чтобы каким-то образом сбить нас с того пути, на котором мы твердо стоим. Я сказал Анатолию Гриценко (председатель ВР АРК, - Ред.): направляйте материалы в прокуратуру, пускай она даёт им правовую оценку.

Что касается неправды, которую изложил Цеков… Валерий Борисович вправе обратиться в суд, и он это сделает. Сегодня власти не имея весомых аргументов, используя недостоверные и не проверенные данные, перекручивая факты, перешли на обвинения, пытаясь ложью и провокациями скомпрометировать личности и членов их семей.

Не допускаете, что нечто подобное попытаются озвучить и против вас?

Что против меня озвучивать? Я работал в жестких условиях 30 лет, и у меня очень развит инстинкт самосохранения. Если могли бы что-то найти, то уже нашли бы, хотя бы в то время, когда меня пытались сдвинуть с должности начальника милиции. Тогда бригада из Киева работала три недели. Ведь ничего не нашли, ни по работе, ни в личном плане. Хотя я знаю, что продолжают искать, и я им в этом помогу…

Какие рычаги сегодня имеются у Представительства Президента для влияния на ситуацию в автономии?

Мы можем давать свои письменные возражения против тех или иных решений и постановлений Верховной Рады и Совета министров Крыма, как это сделали, например, во вторник по вопросу продажи акций «Крымхлеба». Мы можем обращаться к Президенту с предложением приостановить действие тех или иных нормативных актов. Можем апеллировать к общественности и прессе. Мы согласовываем назначение на должность глав районных администраций, которые впоследствии утверждаются Президентом. Подписываем представления на государственные награды. Других рычагов влияния на ситуацию у нас на сегодня нет.

Если бы расширение полномочий Представительства было бы возможно, что нужно изменить в первую очередь?

Смотрите, когда мы участвуем в заседании Совета министров, у нас лишь совещательный голос. Кроме того, чтобы представитель Президента мог выступить на заседании Верховной Рады Крыма, нужно согласие депутатского большинства. Помните, как в бытность постпредом Геннадия Москаля депутаты высказывались категорически против его выступления? Это нужно изменить в первую очередь.

И второй не менее важный вопрос - вернуть Представительству право координации работы правоохранительных органов, потому что это важный инструмент обеспечения прав граждан, отнесенный непосредственно к компетенции Президента. Эти вопросы необходимо включить в полномочия Представительства вне зависимости от того, будет там работать Хоменко или нет.

Заметьте, мы не говорим о том, чтобы дать Представительству полномочия приостановления актов Совмина или Верховной Рады.

Так будет там работать Хоменко или нет? Не видите ли вы пост представителя Президента лишь временным пристанищем для себя?


Вы проводите параллель с моим решением восстановиться в должности главы МВД в Крыму? Знаете, это восстановление для меня вопрос принципиальный, потому что меня необоснованно уволили с должности. Но буду ли я к ней приступать? Это будет уже решать Президент. Моя задача сегодня – восстановить справедливость через суд.

http://www.glavred.info/archive/2007/10/11/173848-4.html


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".