КАЗАКІАДА: Киноскандал в Бахчисарае - продолжение
Российские СМИ рассказывают об участии настоящих "ряженных" казаков в съёмках фильма, о злоключениях съёмочной группы - теперь уже во Дворце эмира Бухарского (Ливадия), - и ошибочно называют Меджлис "парламентом"
Газета "Известия":
"Тарас Бульба" стал жертвой дворцового переворота
Крымские татары запретили съемки российского фильма
Меджлис крымско-татарского народа заблокировал съемки в Бахчисарае российского фильма "Тарас Бульба". Его режиссера Владимира Бортко обвинили в том, что он попрал лучшие чувства татар, "загримировав" под невольничий рынок ханский дворец Бахчисарая. Меджлис (парламент) уверяет: рабами торговали не во дворце, а в городе Кафе, который теперь называется Феодосией.
Бортко заинтересовался дворцом как красивой декорацией. Здесь он планировал снять 15-секундную сцену - воспоминания сына Бульбы Остапа о турецком плене, об измученных казаках, издевающихся над ними надсмотрщиках. Бортко получил разрешение крымских властей на съемки фильма. "Я не первый раз кино снимаю, чтобы не знать, какие нужны документы", - заявил режиссер.
Перед Бахчисарайским дворцом собрались полсотни актеров, загримированных под казаков. Приьыли шесть фур с аппаратурой. Уже должна была раздаться команда "Мотор!". Но появились сотрудники Музея истории и культуры Бахчисарайского государственного заповедника, заявившие: Бортко не получил у них лицензии на съемки. Режиссеру сообщили, что фильм "Тарас Бульба" извращает историю и превратно изображает крымских татар.
На место съемок прибыл глава бахчисарайской районной администрации Ильми Умеров, получивший в свое время от "борцов за свободу Ичкерии" звание "героя Чечни". Он категорически запретил делать кино во дворце, очень напоминающем караван-сарай.
Следом за Умеровым явился муфтий Крыма Эмирали Аблаев и лидер бахчисарайского меджлиса Ахтем Чийгоз. Они потребовали, чтобы Бортко предъявил разрешение на съемки, подписанное самим президентом Украины.
В итоге группа ретировалась из Бахчисарая и начала съемки в Ялте. К слову, не все местные власти одобрили изгнание кинематографистов из ханского дворца. "Запрет на съемки российского фильма - идея меджлиса, - заявил депутат Бахчисарайского райсовета Сергей Юрченко, он же атаман казачьего куреня, участвовавший в фильме. - Бахчисарайская мэрия хотела помочь съемкам, выделила милиционеров для обеспечения порядка. Но его не удалось навести, потому что татары присвоили себе право подвергать цензуре российскую классику".
СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"
"Тарас Бульба" - самый дорогой телепроект в России на настоящий момент. Его бюджет составил около 25 миллионов долларов. По настоянию режиссера Владимира Бортко, фильм будет дублирован на русском и украинском языках. Премьера запланирована на весну 2008 года.
Бортко снимал в Бахчисарае последнюю сцену картины. Около 60 процентов ее составляют батальные сцены - по поводу этих сцен режиссера консультировал Ник Пауэлл, творец голливудского фильма "Храброе сердце".
Сценарий написал драматург Эдуард Володарский, музыку - Родион Щедрин. В фильме задействованы популярные украинские и российские актеры: Михаил Боярский, Гоша Куценко, Ада Роговцева. Предполагалось, что Тараса Бульбу должен сыграть Жерар Депардье. Но взбунтовался известный украинский режиссер Юрий Ильенко. Он пригрозил, что заморит себя голодом, если роль Бульбы достанется иностранцу. Депардье даровал Ильенко жизнь и о своем отказе от роли заявил в прошлом году на Московском кинофестивале. Исполнять Бульбу доверили украинскому актеру Богдану Ступке.
"Русская Линия":
Крымские татары помешали съемке российского фильма
"Комсомольская правда":
«Тарас Бульба» устроил работорговлю в военном санатории
Бортко снял турецкую сцену для своего фильма не в Бахчисарае, а в Ялте.
Как уже писала «КП» во вторник, группе режиссера Владимира Бортко не удалось запечатлеть на кинопленку антураж невольничьего рынка возле Ханского дворца в Бахчисарае. Пришлось не только в срочном порядке подыскивать другую натуру на ЮБК, но и сдавать билеты на Москву. Нужный пейзаж группе удалось отыскать в военном санатории Черноморского флота РФ «Ялта».
Ранним утром в понедельник киношники заняли площадку возле корпуса №8. Но начать съемки на фоне фасада бывшего дворца бухарского эмира (типично восточной постройки) снова не удалось. На сей раз помешал дождь, который продолжался около часа. Реквизиторы и постановщики тем временем готовили площадку, а костюмеры одевали массовку. Гримерам пришлось изрядно повозиться с «казаками»: на теле каждого из них они оставляли следы «издевательства турок». Последних, кстати, изображали актеры Крымско-татарского театра из Симферополя. Кроме того, пленным украинцам рисовали кровоподтеки, синяки, приклеивали традиционные усы и чубы. Выглядело все впечатляюще.
Когда дождь прошел, нужный материал отсняли в течение часа. Затем быстро собрали реквизит, технику и удалились. Сотрудники санатория даже удивились: «Неужели совсем уехали? А мы думали, что из-за киношников люди на процедуры ходить не смогут».
Спустя несколько часов о прошедшей съемке напоминали одни деревянные перекладины, на которых висели восточные ковры, прикрывшие вид на современный парк. А еще: куски плотной материи, засыпанной гравием, - для маскировки тротуарной плитки.
Відповіді
2007.10.14 | Кинокритик
50 баксов
> пришлось изрядно повозиться с «казаками»: на теле каждого из них они оставляли следы «издевательства турок».> кровоподтеки, синяки, приклеивали традиционные усы и чубы. Выглядело все впечатляюще.
Да, наверняка это было весьма впечатляюще, чтобы не сказать - "волнующе" и "возбуждающе" для определенного сорта любителей. То-то слова "садомазо", "бондаж" и "латекс" не сходят со страниц в обсуждении этой темы...
> Последних, кстати, изображали актеры Крымско-татарского театра из Симферополя.
Поздравляю актеров Крымскотатарского театра из Симферополя. Стало быть, заработали-таки свои 50 баксов - несмотря на то, что в Бахчисарае сами были свидетелями спора Умерова с киноэроманами и слышали, что он говорил об искажении образа Крыма. Так держать.
Если им дать 500 баксов, то, наверное, согласятся сыграть "героев Чечни" на караванных тропах Ай-Петри в каком-нибудь "условно документальном" фильме.
2007.10.14 | Брат-1
Re: 50 баксов
Кинокритик пише:> > Последних, кстати, изображали актеры Крымско-татарского театра из Симферополя.
> Поздравляю актеров Крымскотатарского театра из Симферополя. Стало быть, заработали-таки свои 50 баксов - несмотря на то, что в Бахчисарае сами были свидетелями спора Умерова с киноэроманами и слышали, что он говорил об искажении образа Крыма. Так держать.
> Если им дать 500 баксов, то, наверное, согласятся сыграть "героев Чечни" на караванных тропах Ай-Петри в каком-нибудь "условно документальном" фильме.
Я знаю наизусть их ответ, - если он, кончено, последует: "А вы знаете, сколько нам платят?". Ну и самые вёрткие отметят, что они вживались в образ, что это творческая работа, нанинануна, лалилалула. И скажут, чтобы вы не трогали своими руками Искусство. И вспомнят об одном "затравленном Меджлисом" артисте.
Спорим?
2007.10.14 | Tatarchuk
каков историзм фильма будет
aq-man пише:>Как уже писала «КП» во вторник, группе режиссера Владимира Бортко не удалось запечатлеть на кинопленку антураж невольничьего рынка возле Ханского дворца в Бахчисарае. Пришлось не только в срочном порядке подыскивать другую натуру на ЮБК, но и сдавать билеты на Москву. Нужный пейзаж группе удалось отыскать в военном санатории Черноморского флота РФ «Ялта».
Очень исторично получится: дворец в стиле модерн, начало 20 века - в воспоминаниях Остапа которого кажется около 1638 года убили.
У Бортко явно вкус подкачал, зато нюх не подвел - "Черноморский флот" не даст в обиду
Итак, североафриканские мотивы архитектуры, дворец, очень похожий на аналоги в Железноводске и Новой Бухаре, они бы еще в прямо в Алупке снимали
Полюбуйтесь на воспоминания Остапа Бульбы:
2007.10.14 | Alessandro
Re: каков историзм фильма будет
Даи вообще, рабами вроде как торговали в специально отведённых для этого местах, а никак не во дворцах.2007.10.14 | sofu
Re: каков историзм фильма будет
Alessandro пише:> Даи вообще, рабами вроде как торговали в специально отведённых для этого местах, а никак не во дворцах.
Да и не наносили перед продажей синяков и проч. физических отличий, как похоже будет в фильме.
В одном из голивудсикх фильмов видел, как рабов перед рыночным днем, кормили, купали и наряжали, чтобы покрасивше были.
2007.10.14 | Брат-1
школа Станиславского. Эссе :)
sofu пише:> Alessandro пише:
> > Даи вообще, рабами вроде как торговали в специально отведённых для этого местах, а никак не во дворцах.
> Да и не наносили перед продажей синяков и проч. физических отличий, как похоже будет в фильме.
> В одном из голивудсикх фильмов видел, как рабов перед рыночным днем, кормили, купали и наряжали, чтобы покрасивше были.
Они так и хотели, - но тут пришёл Бортко и зычным голосом волжанина Станиславского проревел: НЕ ВЕРЮ!!!
Пришлось домалёвывать синяки, - помогали поднаторевшие в этом артисты ансамбля танца и пляски Черноморского Дважды краснознамённого флота России, а также обитатели пустеющей по соседству Поляны Сказок.
На заднем плане отчётливо выли волки и медведи, выпущенные на свободу Олегом Зубковым.
Рядом рыла землю прокуратура Ялты, расследуя вопрос о законности отведения земель Януковичу в Ливадии.
В вырытые ямки отлично входили столбы, к которым привязывали страдающих казаков.
Со стороны Ай-Петри за процессом наблюдал в оптический прицел директор картины - знаменитый ваххабитский снайпер, живущий на горе с незапамятных времён, - он долго не мог найти пути вниз, пока его не нашёл и не клюнул грач.
Казаки были настоящими, - под проливным дождём они смотрелись, как герои сказки Пушкина, выходящие из моря с дядькой Черномором.
Они спешили, потому что через два часа в Симферополе должны были тренироваться по запугиванию Леонида Пилунского, - генеральная репетиция по борьбе с УПА.
А артисты крымскотатарского театра, пользуясь моментом, - пребольно щипали и пинали связанных казаков, объясняя режиссёру, что это творческий метод для вживания в роль злодеев в восточных халатах.
В этот самый момент по ту сторону горы-героя Ай-Петри писатель и администратор Алексей Гайворонский мучительно выбирал, какой из двух трудов ему закончить, - объяснительную по поводу 5 тысяч гривен, непонятным образом попавших в кассу за так и не состоявшуюся съёмку, или свой обещаный эпохальный труд.
Грянул гром, - и бахчисарайский мыслитель улыбнулся и сделал выбор.
В этот самый момент в Ливадии изюмский стрелец, загримированный под болгарского охотника, наконец вышел на дорогу, - после двухдневной охоты за кабаном, в ходе которой он потерял из виду и Гриценко, и Брайко, подзабыв, зачем его, собственно, прислали из штаба.
2007.10.14 | Tatarchuk
побольше бы таких эссе :)
2007.10.14 | Никакой
Re: побольше бы таких эссе :)
Через много лет после"Собачьего сердца" у Бортко выходит только собачье дерьмо.О безжалостное время!2007.10.14 | Кабакбаш
Re: побольше бы таких эссе :)
Как выясняется, Бортко в пятёрке коммуняк Рассеи... Зюгановец... И "Собачье сердце" он снимал только для легенды... Шпиён...2007.10.14 | Эссеист
Вы хотели еще эссе? Пожалуйста :)
Съемки окончились.Бортко, как сытый вампир, отвалился от видоискателя камеры, откинулся на спинку режиссерского кресла и забылся в коме. Осенний ветер трепал обрывки бумажных восточных ковров и катал по асфальту пустые пластиковые стаканчики из-под режиссерского коньяка.
Помощник режиссера Назаров, сладко терзаемый томной негой, нетерпеливо отстегивал от пыточного столба полуобнаженного Леньку Дрыщенко - генерал-хорунжего казачьей сотни приморского села Пёдоровка. Не развязывая Леньке рук, Назаров вел его в теплый зашторенный автобус. "Потерпи, казак, потерпи еще немножко: щас еще один планчик возьмем в интерьере...", - бормотал опьяненный налетевшим вдохновением помреж. Набежавший с моря дождик покрывал загорелый торс Леньки синими и красными струйками растекшегося грима.
Актрисы Н. и М., сбросив рабские вериги, кутались в автобусные одеяла, накинутые поверх русских полотняных рубашек. Слегка матерясь, девы глотали коньяк. Импровизированный наряд, всклокоченные пытками волосы и цветной грим на лице создавали актрисам неожиданно убедительный образ мерзнущих алкоголичек. Бренча монистами, черноглазые красавицы З. и Ф. из крымско---татарского театра г. Симферополя восторженно увивались вокруг своих телевизионных любимиц - не удостаиваемые, впрочем, ни беседой, ни приглашением к столику. "Да что вы думаете, да ну, прямо там, что тут такого: вот мы, например, тоже..." - щебетали красавицы, - но актрисы абсолютно ничего не думали о них, поглощенные какой-то своей маловоразумительной беседой.
Выложившись по полной, съемочная группа бесцельно бродила по бухарскому парку в состоянии приятной опустошенности: 15 секунд гениального ролика вполне окупали и двухдневную осаду Бахчисарая с его самодовольными провинциальными бонзами, и судорожный поиск новых декораций...
Автобус с мягкими креслами стоял чуть поодаль, под стеной, увитой длинными плетями глициний.
Эпизод был снят.
2007.10.14 | Никакой
Re: Вы хотели еще эссе? Пожалуйста :)
Судя по всему теперь у Бортко на очереди-"Бандитский Бажчисарай",и я даже догадываюсь кто будет прообразом местного Антибиотика.Какое же все таки СОБАЧЬЕ ДЕРЬМО-российский телекинематограф!2007.10.14 | Никакой
Re: Вы хотели еще эссе? Пожалуйста :)
А З. и Ф. хоть симпатичные?Цена то подходящая.2007.10.14 | Борткъо
"БАНДИТСКИЙ БАХЧИСАРАЙ". Отрывок сценария.
...- Бильми-Шах, - сказал Антибиотик, рассматривая из окна кабинета город, утыканный клыками минаретов, - я стараюсь для ваших же амиров. Люди сидят в мокром лесу и ждут прибытия каравана.
- Караван придет в срок, эфендим, - заверил Бильми-Шах.
- Караван не придет! - взревел Антибиотик, резко развернувшись и сдернув с лица черные очки. - Караван НЕ ПРИДЕТ! - рявкнул он, стукнув кулаком по столу. - База в Хан-Сарае переполнена толпой пьяных москалей с софитами и КАМЕРАМИ!!! На всю ночь!! С фа-ке-ла-ми!!! Сегодня вечером Эски-Шехер набит этим дерьмом как тараканами: двадцать автобусов съемочной группы плюс пять тысяч зевак!!! Караван НЕ пройдет через такой город!!
- Эфендим... - примирительно начал Бильми-Шах
- "Эфендим!" - передразнил Антибиотик, - "Эфендим-мефендим!"... Если через два часа на Эски-Шехер не ляжет, как положено, ночная мгла, без единого придурка на улицах, то... То Груз-002 все равно будет доставлен амирам. Но он будет доставлен на ВАШЕЙ спине по горным тропам через Ай-Петри.
- Эфендим... Это всего лишь киношники!
- Два часа, - прохрипел Антибиотик. - К моменту прохода каравана улицы должны быть чистыми. А город должен глубоко спать. В противном случае советую Вам заранее примерить вьючное седло на собственную поясницу.
Дверь хлопнула.
Бильми-Шах помедлил - и протянул руку к телефону.
...
========
(Отрывок из сценария будущего фильма Бортко "Бандитский Бахчисарай". Полный эксклюзив!!!)
2007.10.14 | Никакой
Re: "БАНДИТСКИЙ БАХЧИСАРАЙ". Отрывок сценария.
Прелестно!!!А можна- ту би контыньед?Будь ласка...2007.10.14 | Кабакбаш
Re: Вы хотели еще эссе? Пожалуйста :)
Браво, Эссеист! Особенно понравилось, как Бортко в кому ушёл из-под стаканчиков коньяка (излюбленное занятие рассейских, и не только, режиссёров). Знаю одного чувака - форумчанина, который быстро бы его реанимировал, да рассекречивать не хочу. Пьянству - бой !2007.10.14 | Шарль Перро
Сон Остапа (15-секундный ролевой роман)
Остап спал; и сны ему снились самые необычные
Сначала некие люди долго везли его в неизвестном направлении, поминутно перешептываясь; язык был незнаком, но точно это были не ляхи - ляшский язык Остап знал в совершенстве и даже, находясь в ударе, неплохо умел каламбурить на нем, приводя в восхищение польских дамочек. Потом, попытавшись повернуть голову, Остап Б., к удивлению своему, обнаружил себя помещенным в некие деревянные устройства, похожие на те, что видел однажды в восковом музее фигур где-то на юге. Критичность ситуации составляло то обстоятельство, что Остап решительно не помнил, как он тут очутился и что натворил перед этим; хуже того, он не мог даже вспомнить, где находился и что делал в обозримое прошлое. В памяти крутился строгий отец, турецкоподанный, который, являясь Остапу, словно гамлетовская тень, крутил ему ухо и говорил: "копи копейку, копи". Внутренний голос подсказывал, что Остапу следует молчать; язык, на котором говорили двое, так и не став понятным при вслушивании, только подтверждал эту мысль. В трудные моменты Остап бывал крайне осторожен, и, в то же время - отчаянно дерзок. В наступившей внезапно тишине, последовавшей после того, как транспорт качнулся, наткнувшись на невидимое Остапу препятствие, было отчетливо слышно, как неизвестный перешел на элегантный русский мат, произнесенный в виде краткого и односложного ругательства. Не глядя никуда, Остап вскочил на ноги и бросился в строну, противпоположную этому звуку - звездная ночь и дорога были лучшим ответом на вопрос, поступил ли он правильно. Остап бежал, легко, как ангел, стараясь производить как можно меньше шума. Позади возникли и быстро потерялись в темноте взволнованные и разгневанные голоса неведомых ему стражников. Руки Остапа были неестественно искривлены и подняты вверх, прикованы прямо к обеим щекам - это были деревяные колодки, однако Остап не снижал скорости. Если бы он умел видеть сквозь тьму, как рождественский херувим, то тогда узрел бы свирепый взгляд, устремленный в свою спину. Взгляд сей принадлежал пожилому гениальному человеку с глазами спелой дыни. Он некоторое время смотрел вслед убегающему казаку Остапу, пока топот торопливых ног не стих окончательно в районе ближайшего водопада. - Мастер? - спросил его пожилой верзила с наклееным шрамом через лицо, изображавший в сцене злого турка. - Почему вы его отпустили? Он же пьян, а документы оставил в автобусе. - Пусть его, - сказал гений. - Сцену бегства засняли? - Да, мастер, - откликнулся оператор. - Это был гениальный момент. Назавтра его найдут военные, к тому времени он вспомнит, кто и что он. У меня с ним остался один эпизод, где он падает с лошади. А как Бодряковский будет снимать с ним свой сиквел про Бендера, это его проблемы. - Новиков предупреждал, старый чорт, что артист входит в образ, и вот так странно улыбался, - напомнила помощница режиссера. - Он хотел сказать, что тот совершенно не умеет пить. Я не понял этого намека, и вот я награжден самой сильной сценой, которую снимал после N года.2007.10.15 | Благодарный слушатель
Браво!
2007.10.15 | line305b
Шото подозрительно много стало появляться на Майдане
качественной прозы. То, вон, Андрей Грин возник с Давенантом, то вот еще...2007.10.15 | Созерцатель
"Болдинская осень" 2007 года..
2007.10.15 | Лозина-Лозинский
Re: КАЗАКІАДА: Киноскандал в Бахчисарае - продолжение
aq-man пише: Пришлось не только в срочном порядке подыскивать другую натуру на ЮБК, но и сдавать билеты на Москву. Нужный пейзаж группе удалось отыскать в военном санатории Черноморского флота РФ «Ялта».Ранним утром в понедельник киношники заняли площадку возле корпуса №8. Но начать съемки на фоне фасада бывшего дворца бухарского эмира (типично восточной постройки) снова не удалось. "Не понос, так золотуха" (с) - русская народная поговорка. "Дворец эмира" - не более чем архитектурные фантазии на восточный манер эпохи модерна. Историческая достоверность - 0. Опять не попали. С таким же успехом Бортко мог снимать восточные сцены на Южном фасаде Воронцовского дворца, а в западном крыле того же сооружения - мечты "лыцаря Панаса" как его пригласили на заседания Круглого стола и встречу с Ланцелотом.
2007.10.15 | Wrangler
Прямая речь Бортко и Петрова
ЛУЧШЕ НЕ ВСПОМИНАТЬНа прошлой неделе кинорежиссер Владимир Бортко не смог снять эпизод фильма «Тарас Бульба» на площади Ханского дворца в Бахчисарае. По сценарию Тарас Бульба (его играет Богдан Ступка) вспоминает о крымских походах, и на экране возникает невольничий рынок, где продают запорожских казаков (у Гоголя этого эпизода нет, рынок лишь упоминается).
Когда актеры, изображающие пленных казаков и их надсмотрщиков, появились на площади, оказавшийся здесь же глава Бахчисарайской администрации Ильми Умеров съемки запретил. «Дело чуть не дошло до мордобоя, — говорит Бортко. — Нас обвиняли в искажении исторической правды и нанесении ущерба татарскому народу. Крымские татары утверждают, что их предки не занимались работорговлей. Мы не собирались наносить ущерб ни татарскому, ни польскому, ни украинскому, ни русскому народу. Мы экранизировали великое произведение русской литературы». В результате съемки перенесли в другое место, а деньги, уплаченные съемочной группой музею, были возвращены.
«В это время я был в России, — сказал «Профилю» давший разрешение на съемки директор Бахчисарайского государственного историко-культурного заповедника Евгений Петров. — Ранее мы разговаривали с продюсером о том, где ориентировочно будет место съемок и сколько это будет стоить. Никто не против съемок вообще. Но выставлять казаков подбитыми, с рубцами на щеках — это не соответствует исторической реальности. Невольничьего рынка не было в Крымском ханстве. Если казаки попадали в плен, их отправляли в кандалах на галеры. Продавать казака — полная нелепость: он все равно убегал. Все это снималось на фоне дворца, который все хорошо знают. С сотрудниками музея никто не посоветовался». Об участии крымских татар в работорговле есть другие данные. Российский историк Георгий Вернадский в книге «Московское царство» пишет: «Работорговля обеспечивала татарам значительный доход. Крымский хан после каждого рейда оставлял часть пленников себе, как правило, это составляло от 5% до 10% захваченных. В 1640-х годах хан Ислам-Гирей получал свою долю не живым товаром, а деньгами — 10 золотых монет (8 московских рублей) за человека».
http://www.profile.ru/items/?item=24416
2007.10.15 | Tatarchuk
Re: Прямая речь Бортко и Петрова
Wrangler пише:> Российский историк Георгий Вернадский в книге «Московское царство» пишет: «Работорговля обеспечивала татарам значительный доход. Крымский хан после каждого рейда оставлял часть пленников себе, как правило, это составляло от 5% до 10% захваченных.
Навіть євразіець Вернадській-молодшій, або Вернадській-Американець як його звали на іміграції, не стверджує що хани торгували саме казаками.
А ще якби він читав Евлія Челебі то знав би, що в хана кримського були свої власні казакі - такі які йому були вірні. Вони явно були не з полонених.
> В 1640-х годах хан Ислам-Гирей получал свою долю не живым товаром, а деньгами — 10 золотых монет (8 московских рублей) за человека».
Тобто якраз під час дій в "Тарсаі Бульбі"
Значить треба знімати іншу сцену - як в ханському дворці знущаються на московськими рублями, прив\язують їх до стовпу та забивають цвяхи в їх металічну плоть