Предки были мужественны, справедливы, возвышенны
10/24/2007 | Айдын Шемьи-заде
НЕОБХОДИМО СОЗДАВАТЬ НАЦИОНАЛЬНУЮ ИСТОРИОГРАФИЮ
Исторические факты, касающиеся Крыма и его населения, существуют объективно. Однако их трактовка, даже их подбор до сего времени были направлены не просто в обход коренного народа Полуострова, а против него.
Предмет историографии в первую очередь касается исторических концепций. Историографический подход субъективен, и поэтому историография Крыма формировалась в полном подчинении колонизаторским концепциям, которые оправдывали тезис Екатерины II, что "наш двор не оставит соблюсти свой существенный интерес истреблением татар", оправдывали властвовавший с середины прошлого века и сегодня явно дающий о себе знать тезис о происхождении крымскотатарского этноса от небольшой группы воинов Батыя.
В нынешний кризисный период крымскотатарского народа необходимость создания национальной историографии очевидна и не терпит отлагательств. Как известно, создать историю из совокупности фактов можно только лишь, добавив интерпретацию, усматривающую опыт современности. Над этой проблемой должны работать крымские историки.
Для дальнейшего развития исторических исследований, для избавления от методологических и даже фактологических ошибок, для избавления от копирования чужих ляпсусов нам нужно разработать правильную концепцию исторических исследований, создать новую ориентацию исторического знания. Только в этом случае будет успешной борьба с фальсификаторами, только в этом случае уроки истории послужат сегодняшнему дню.
Аннексировавшая родину крымских этносов Российская империя задумала выбросить нас из общечеловеческой истории, исказить нашу историю и превратить ее в бессвязный набор событий.
И нас заставили даже забыть, что ислам в Крым принесли еще в VII в. сподвижники пророка Мухаммеда Малик Аштер и Газы Мансур!
Наши серьезные историки, публицисты, да и все активные публичные деятели должны направить свои усилия на то, чтобы восстановить связь истории Полуострова с общечеловеческой историей.
Без восстановления своей национальной истории как части общемировой истории крымские татары не смогут осмысленно действовать в сложном современном мире.
Надо вернуться к национальному летописанию! Хватит мерить свою историю аршином, навязанным нам Петербургской империей Романовых! Хватит мерить наши вековые национальные ценности сантиметрами большевистской комиссарской власти тридцатых годов!
Надо усвоить и старым и молодым крымским татарам, что наша история начиналась не в цепях российского самодержавия, не в трясущихся руках большевистских партсекретарей!
И не сметь оскорблять крымских татар, подгоняя нас под шкалу, врученную легкодоступным душам в годы азиатского пленения!
Груды мусора нагромождены нашими историческими противниками между нашим сегодняшним днем и нашим славным прошлым. Надо разгрести этот мусор и избавиться от него! Так ли уж отдален от нас тот век, когда ханство Крымское было в силе? Двести лет не тот срок, который не может преодолеть наша повседневность – есть народы, которые переживают события двухтысячелетней давности как вчерашние! Мы должны непрерывно ощущать нашу связь с нашими свободными предками – воинами, ремесленниками, торговцами, садоводами и пастухами. Челебиджихан произнес на открытии музея в Хан-Сарае замечательные слова о наших предках: «О эдждат ки мерд эди, адиль эди, юксек эди» - «Эти предки были мужественны, справедливы, возвышенны».
Славный сын нашего народа имел в виду все социальные слои нашего населения, ибо извлеки один слой из векового строения и все рассыплется.
«О эдждат ки мерд эди, адиль эди, юксек эди» - эту короткую фразу должен знать каждый крымский татарин и многократно повторять ее!
Нам нужно нанизать на ось исторического времени, идущей из древности, с равной объективностью информацию обо всех цивилизациях, создававшихся нашими предками, начиная с тавров и скифов.
Неполноценной является тенденция считать историю народа, именуемого сегодня крымскими татарами, прерванной российской аннексией 1783-го года. Также ущербной является точка зрения, что годы депортации, те годы, когда коренное население было физически оторвано от Крыма, были пятью десятками лет, выпавшими из истории Крыма. Несомненно для непредубежденного ума, что история Крыма в эти десятилетия продолжалась в жизни его коренного народа в Азии, в событиях, связанных с его единением в трудных условиях чужбины, с подъемом национального сознания, которое заполыхало всенародным движением за возвращение на родину. Я склонен считать, что эти десятилетия составили самый великий этап всей истории нашего народа.
Не обустройством же переселенных в Крым несчастных людей из российской глубинки и не драчками за дома и квартиры высланных крымских татар обуславливалась история Полуострова в эти полвека!
Точно так же история Крыма в XIX веке это не история восхищения российского дворянства красотами нашей земли, не история дам с собачками или влюбленных телеграфистов.
Все события, связанные с русскими поселенцами, есть только преходящий фон в истории Крыма. Нельзя же, право, вписать в историю, скажем, Белоруссии перипетии внутренней жизни германских оккупантов, дележку ими земельных угодий, их увеселения в казино и прочее! Также нельзя историей, например, латышского народа во второй половине XX века считать все то, что связано с раздачей дач на Рижском взморье отставникам и вертухаям.
Нам нужно отразить в истории нашего этноса все главные события, упоминая всех выдающихся личностей, которых, между прочим, не прочь прибрать к себе некоторые не в меру алчные «всеобщие наследники». Например, даже античного героя Ахилла российские псевдоисторики (А. Югов) называют русским (!) на том основании, что родился Ахилл на острове Змеином недалеко от берегов Крыма. А Крым-то, видите ли, исконно русская земля!
Ну, Ахилл – это все же мифический герой. К таким мифическим персонажам и событиям относятся и герои Софокла и Еврипида, оказавшиеся в пленении у тавров, причем события относятся к VII-VI вв. до н. э.
Но во всех учебниках упоминается имя Савмака, руководителя восстания 107 года до н. э. против понтийских захватчиков. Вот эта историческая личность уже безо всякой ссылки на Гомера является одним из наших предков, и гены скифа Савмака и его воинов присутствуют в наших хромосомах, как и гены прославленных властителей Неаполя скифского.
Упоминая о значительном вкладе в историческую память нынешнего народа, гордо несущего исторически закрепленное (хотя этнически и неверное) название крымских татар, таких племен, как готы, нам не нужно залезать в историю европейских готов, поминать Алариха и других готских вождей. Только те из готского племени, кто осел в Крыму, являются нашими предками.
Мы не были пассивным объектом европейской истории, мы сами активно решали и свою судьбу, и судьбу соседей, и стояли во главе нашего государства ханы, о которых мы не должны забывать.
И уж ни сном, ни духом не причастны к нам ни Мономах, ни Петр Романов, а Екатерина II для нас как Батый для России! И даже хуже!
Мы обязаны знать своих ханов, как французы знают своих королей. Сегодня, надеюсь, большинство крымских татар знают хана Хаджи Герая, который основал независимое Крымское ханство, знают имя великого хана Менгли Герая, создавшего университет Зынджырлы Медресе и окончательно покончившего с претензиями Золотой Орды. Знаем ли мы еще и других наших ханов (кроме несчастного Шаин Герая, конечно)?
Далее страшный девятнадцатый век – так и обозначать его: страшный век российского пленения. Но общественная жизнь не угасла, и первые наши просветители Кырымхавадже и Абдурефи Боданинский своей деятельностью выполняли социальный заказ патриотических слоев нашего общества. Слоев, противостоявших бывшей политической верхушке Крыма, которая подло предала свой народ и пошла в услужение к российским захватчикам.
И Исмаил Гаспринский не был вдруг поднявшейся вершиной среди полной приниженности. В угнетаемом Россией Крыму проживали тысячи людей, которым нужен был такой духовный лидер, как Гаспринский, и он появился. Мы не знаем имен всех тех, чье окружение подвигло Исмаил-бея на великие деяния, но без этого окружения, то есть без среды, воспитавшей и выдвинувшей его, не вознеслось бы знамя «Терджимана». Замечу, что сегодня мало кто знает даже имя великого Асана Нури, уговорившего Исмаила Гаспринского начать издавать газету.
И не будем нить наших исторических представлений проносить через Москву и Петербург, через Пушкина и Чехова. Хотя нельзя не любить Пушкина, хотя нельзя не любить Чехова. Нельзя же славить Москву за то, что в ней гостил Бальзак и посещал ее Генрих Белль! Упомянем в нашей истории, что Пушкин восхищался нашим Полуостровом, что Чехов приобрел на нашей земле себе жилище.
А наша национальная литература – это, разумеется, наша история. Письменная наша литература начинается с кипчака Махмуда Кырымлы, написавшего еще в 1223 году поэму «Юсуф и Зулейха», - и далее, и далее, и далее.
Революции 1917-го года всколыхнули наше общество. Даже о великих событиях этого революционного года наше сегодняшнее общество имеет очень приблизительные и очень неточные знания. Слава Аллаху, что нет, наверное, крымского татарина, не знающего имя Челебиджихана!
Весь XIX век история нашего народа шла параллельно истории России. С 1917-го революционного года наша национальная история соединилась с историей России, потому что, оставаясь в зависимости от Москвы, мы все же получили возможность проводить в какой-то степени самостоятельную политику, чего не было при царской власти.
И уж несомненно, что история Крыма и история России соединились воедино во время противостояния германской идее всеобщего порабощения и уничтожения. Тогда наш народ показал высокие примеры героизма.
В настоящее время мы переживаем сложнейший этап, для характеристики которого нужны честные, не ангажированные и смелые историки. Все эти и другие позитивные качества должны опираться на формируемую историографию.
И не в последнюю очередь - нужно категорически отказаться от «священных коров», которые находятся вне критики, вне объективного исторического анализа.
И еще одно замечание общего характера: хотелось бы, чтобы наши люди поняли, что ни в исторической науке, ни в литературе, ни в повседневной жизни нельзя сегодня раздроблять национальные силы, чтобы ни у кого извне не возникал соблазн диктовать нам порядок нашего духовного бытия!
Я надеюсь, что Украина, сама дольше Крыма находившаяся в колониальной зависимости от России, не станет прилагать усилия быть для крымских татар указующим «старшим братом».
Нужно стремиться возродить в сердцах наших соплеменников ощущение единства со всей их славной предыдущей историей, в том ряду и с до-ханской, с кыпчакской, с тавроскифской.
Відповіді
2007.10.24 | Читатель исторической литературы
Не знаем ханов? Скоро узнаем. Ждем.
> Мы обязаны знать своих ханов, как французы знают своих королей... Знаем ли мы еще и других наших ханов (кроме несчастного Шаин Герая, конечно)?В целом - не знаем. Хорошо, если кто-то вспомнит хотя бы несколько других имен.
Но скоро эта ситуация изменится.
Потому что - по последним данным от пана Олексы - в Киеве уже заливают краску в печатный станок.
А по самым последним (и полусекретным) данным, читатель, вроде бы, увидит также и шикарные цветные ханские портреты. Реконструированные неким киевским художником по турецким и европейским изображениям под личным контролем того же пана.
Ждём!
P. S. Пока что, как говорят, будет подробно рассказано об 11 первых ханах. А потом, намекают, будут и следующие тома с продолжением.
Пане Олексо, хватит томить читающую публику. Подстегните там своих печатников.
2007.10.24 | Гуливер
Re: Не знаем ханов? Скоро узнаем. Ждем.
Читатель исторической литературы пише:> Ждём!
ждемс, уже деньги приготовили
а с портретами интересная идея,
2007.10.24 | Никакой
Re: Не знаем ханов? Скоро узнаем. Ждем.
Уважаемый Айдын Шемьи-Заде,уважая ваш вклад и все-таки хотелось бы высказать свое пожелание:по всей видимости наше общество нуждается в историко-приключенческой литературе которую я думаю многие взялись бы экранизировать,потому-что в последнее время этот жанр начинает набирать обороты.Не смею вам указывать ,но это по всей видимости уже социальный заказ.2007.10.24 | Айдын Шемьи-заде
Re: Не знаем ханов? Скоро узнаем. Ждем.
Я не совсем понял насчет приключенческой литературы. дайте подробнее.Но добавлю, что по мотивам "Голубых мустангов" есть у меня два сценария, один реалистичный (см. приложение в "Золотой печати"), другой вполне в современном стиле, но не такое говно, как "Дозоры" (Лукьяненко, кажется?). Дело за малым .
2007.10.24 | lin305b
Дозоры - отнюдь не гавно.
И личное мнение такое, и в международном прокате они есть. Один из очень немногих фильмов, что вышел за рамки СНГ.2007.10.24 | Айдын Шемьи-заде
Есть три Дозора, которые отменно хороши!
Это наши форумные Дневной и Ночной, а также рембрандтовский.На вкус и цвет, как говорится. Или, наверное, на безрыбьи и рак рыба.
Лукьяненко на мой вкус графоман, а режиссер фильма Тимур Бекмамбетов
сделал коммерческий проект. Поп-культура. Пипл хавает. Неужели "Дозоры" приближаются к таким фильмам, как "От заката до рассвета", "Джуманджи", "Кошмар на улице Вязов"?
2007.10.24 | line305b
Re: Есть три Дозора, которые отменно хороши!
Айдын Шемьи-заде пише:> Это наши форумные Дневной и Ночной, а также рембрандтовский.
> На вкус и цвет, как говорится. Или, наверное, на безрыбьи и рак рыба.
> Лукьяненко на мой вкус графоман, а режиссер фильма Тимур Бекмамбетов
> сделал коммерческий проект. Поп-культура. Пипл хавает. Неужели "Дозоры" приближаются к таким фильмам, как "От заката до рассвета", "Джуманджи", "Кошмар на улице Вязов"?
Графомана регулярно признавали лучшим фантастом года в СНГ и за пределами. Бекмамбетов хорошо ли плохо ли, создал продукт, который тоже покупают по всему СНГ и за пределами. Ох как не тривиально это все.
2007.10.26 | Ночной дозор
Вкралась неточность
Айдын Шемьи-заде пише:> Это наши форумные Дневной и Ночной, а также рембрандтовский.
Ночной - он же и рембрандтовский.
2007.10.26 | Исмаил
Мистика!
Как? Сошел с полотна? В полном составе? Значит посты на Майдан - коллективное творчество?2007.10.26 | Ночной дозор
Re: Мистика!
Исмаил пише:> Как? Сошел с полотна? В полном составе? Значит посты на Майдан - коллективное творчество?
Нет! Внимательно смотрим. Белые одежды... Подсказка
2007.10.24 | Alessandro
Re: Не знаем ханов? Скоро узнаем. Ждем.
Никакой пише:> Уважаемый Айдын Шемьи-Заде,уважая ваш вклад и все-таки хотелось бы высказать свое пожелание:по всей видимости наше общество нуждается в историко-приключенческой литературе которую я думаю многие взялись бы экранизировать,потому-что в последнее время этот жанр начинает набирать обороты.Не смею вам указывать ,но это по всей видимости уже социальный заказ.
Насколько я знаю, про Шахина Герая ожидается в ближайшее время исторический роман. На русском, правда, языке. Роман уже написан и автор сейчас в процессе поиска издателя.
2007.10.24 | Маклай
Re: Не знаем ханов? Скоро узнаем. Ждем.
Alessandro пише:> Роман уже написан и автор сейчас в процессе поиска издателя.
Пан Олекса, Вы слышите: уже в процессе поиска!!!
Присоединяюсь к призыву: поторопите своих издателей!!! Иначе народ повалит не на Вашу книжную презентацию, а на театральное шоу с феерической экранизацией!
ПС
А кто написал этот замечательный роман?
Масаев какой-нибудь?
Или того хуже: "любители исторической литературы"? Так любителям лучше бы подождать с писаниями, пока эта тема историками не разработана в русле КРЫМСКОЙ (не русской и не советской) историографии...
Пикулю хорошо: почитал Карамзина с Соловьевым - и книжка готова.
А в крымскотатарской истории, увы, ни Карамзина, ни Соловьева: только разбросанные и разрозненные источники, которых любитель просто не найдет. И потому большую часть возьмет просто из головы.
Хотя, пусть бы писали даже из головы (каждый яркий образ достоин своей мифологии). Но ведь и этого национальные писатели не делают... Тут А. Ш. прав.
2007.10.24 | Alessandro
Re: Не знаем ханов? Скоро узнаем. Ждем.
Маклай пише:> Alessandro пише:
> А кто написал этот замечательный роман?
М-м-м... Вот не знаю, понравится ли автору, ежели я напишу кто он. Точнее она... А спросить прямо вот сейчас нету возможности. Скажем так, автор крымская татарка по национальности и историк по образованию. Так что не всё так плохо, я думаю.
2007.10.24 | Маклай
Re: Не знаем ханов? Скоро узнаем. Ждем.
Alessandro пише:> М-м-м... Вот не знаю, понравится ли автору, ежели я напишу кто он. Точнее она... А спросить прямо вот сейчас нету возможности. Скажем так, автор крымская татарка по национальности и историк по образованию. Так что не всё так плохо, я думаю.
Ага, теперь и без подсказки стало ясно. Это милая девушка Гульнара Абдуллаева. Знаком с ней заочно по публикациям в Авдете.
В недостатках - некритичная работа с источниками, а в достоинствах - доступный язык и избегание собственных выдумок. Так что Вы правы, не все так плохо.
Пан Олекса, отбой тревоги: это не конкуренты Пусть найдутся издатели: ведь чем больше по теме написано - тем лучше. Тем более, что про Шахина немало написано "по ту сторону", и нужда в крымском ответе "чемберленам" несомненна.
2007.10.24 | Alessandro
Угадали с первой попытки.
2007.10.26 | Исмаил
Любопытно, чем привлекателен образ Шахин-Герая?
Патриотичен, трагичен, комичен?2007.10.26 | Писатель
Тема Шахин Герая - неисчерпаема и очень перспективна
Исмаил пише:> Патриотичен, трагичен, комичен?
Вероятнее всего, в данном тексте он будет европеизирован, прогрессивен и привлекателен.
Идея реабилитационного романа о Шахин Герае возникла у одного из наших видных деятелей довольно давно. Но никак не находился историк, который взялся бы за это. Одни не умели писать книг, другие умели, но не считали Шахина достойным той реабилитации, которую желал видеть автор концепции. Но вот нашлась авторка, которая сочла эту работу себе по плечу. Остается ожидать, что получится.
Фигура Шахина - фигура эпическая, с глубочайшим личностным разломом, характер очень фактурный, яркий. Этакий парадокс крымскотатарской истории: реки крови соотечественников на фоне проповедей о равноправии, русские штыки как гарант независимости Крыма, благие намерения и жуткие результаты... О нем (по сравнению с прочими ханами) очень много источников. История этого правителя и его эпохи (если, конечно, уметь грамотно строить композицию произведения) - актуальная для всех времен тема конфликта интересов личности и общества, правителя и народа. Лежащие на самой поверхности выводы о единстве нации, о расколе, об отчуждении власти от людей, об отношении народа к своим вождям-неудачникам, о "коллаборационизме" племенных царьков, о сиюминутных интересах, за которыми не видны высшие ценности, - все это готовая энциклопедия рецептов крымскотатарской (и не только) политики для всех эпох и периодов.
То есть, по идее, хорошая книга о Шахине способна стать настольным томом каждого крымскотатарского политика. На ее обложке можно сделать яркие желтые врезки, как на бестселлерах: "КАК НЕЛЬЗЯ ПОСТУПАТЬ ОБЩЕСТВЕННЫМ ДЕЯТЕЛЯМ" или "КАК ИЗ ЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ ПРОДАТЬ ЗА БЕСЦЕНОК НАРОД И РОДИНУ". Если такая книга, о которой я говорю, будет кем-нибудь написана, Меджлис будет обязан ввести курсы для своих депутатов всех уровней, чтобы ее "читали и перечитывали тысячу и один раз" (как по другому поводу говорил когда-то Сахиб Герай).
Написание такого эпоса - очевидно, дело неблизкого будущего. Однако если Гульнаре уже сегодня удастся сделать красочный подробный рассказ про интереснейшую личность и ее попытку "открыть окно в Европу" (которое на деле оказалось подвалом в Россию) - это будет уже хорошо: ханов надо знать в лицо, о них надо писать. Хорошо или плохо, - но много: эту тему и эти образы необходимо внедрить в обиход. Потом как-нибудь объясню, почему.
Словом, остается лишь с интересом ждать, что получится из давней задумки уважаемого деятеля.
2007.10.26 | Ночной дозор
Советы писателю
Нужно начинать с интригующего.Вот, например:
"Позже Мамет, часовой у входа во дворец, никак не мог вспомнить, что впервые заставило его насторожиться и крепче сжать оружие, напряженно вслушиваясь в невнятные шорохи теплой июльской ночи. Просто к шелесту листвы, шуму собственных шагов, сонному скрипу ветвей примешалось..." Ну, и так далее.
И не в коем случае - с банального:
"Мамет проснулся рано..."
Или, того хуже:
"Над спящим городом протяжно звучит призыв муэдзина..."
"Каффа спала."
Лучше всего начать с необычной, если таковая имеется, истории рождения персонажа.
2007.10.26 | Писатель
Re: Советы писателю
Ночной дозор пише:> "Позже Мамет, часовой у входа во дворец, никак не мог вспомнить, что впервые заставило его насторожиться и крепче сжать оружие, напряженно вслушиваясь в невнятные шорохи теплой июльской ночи. Просто к шелесту листвы, шуму собственных шагов, сонному скрипу ветвей примешалось..." Ну, и так далее.
Ага, щажжэ.
Если про Крым, то МЕМЕТ, а не МАМЕТ.
Отож!
А еще поучают!!
2007.10.26 | Исмаил
Re: Советы писателю
Лучше начать так:Мемет медленно и натужно поднимался по обглоданным временем каменным ступеням. Приказ хана Бахадыра, ничего не поделаешь. Зато снайпер, засевший в бетонном бункере на вершине, получит карабин новой марки, изготовленный карасубазарскими мастерами.
Ветер трепал волосы Мемета, теребил неласково его капюшон.
Ветер не хотел, чтобы Мемет поднимался.
2007.10.26 | Прозаик
Из никогда не написанного романа
Ночной дозор пише:> Нужно начинать с интригующего.
> Вот, например:
> "Позже Мамет, часовой у входа во дворец, никак не мог вспомнить, что впервые заставило его насторожиться и крепче сжать оружие, напряженно вслушиваясь в невнятные шорохи теплой июльской ночи. Просто к шелесту листвы, шуму собственных шагов, сонному скрипу ветвей примешалось..."
"Позже Мемет, часовой у входа во дворец, никак не мог вспомнить, что впервые заставило его насторожиться и крепче сжать оружие, напряженно вслушиваясь в невнятные шорохи теплой июльской ночи. Просто к шелесту листвы, шуму собственных шагов, сонному скрипу ветвей примешались приглушенные переливы русского матерка и скрип вощеных сапог...
Его Сиятельство Шахин Герай, тщательно закрыв ставни, примерял перед венецианским зеркалом партикулярный аглицкий камзол, шелковые чулки и напудренные букли. Расставив светильники полукругом, государь поворачивался и так, и сяк. Смотрелось недурно - во всяком случае, уж никак не хуже светлейшего князя. "Проклятая борода, - бормотал повелитель по-французски, - с ней выглядишь как троглодит, дитя привольных лесов, но поди появись без нее перед этими дикарями на Диване!.. Экая облискурация! Впрочем, если Пьер ле Гран сумел заставить своих космачей принять человеческий вид - то сумеет и Шаэн Жире ле Магнифик". "Ле Магнифик..." - еще раз медленно произнес хан, с наслаждением пробуя фразу на вкус. Вкус был преизряднейший."
...
2007.10.27 | Ночной дозор
Шахин Гирей улыбнулся
Прозаик пише:> "Позже Мемет, часовой у входа во дворец, никак не мог вспомнить, что впервые заставило его насторожиться и крепче сжать оружие, напряженно вслушиваясь в невнятные шорохи теплой июльской ночи. Просто к шелесту листвы, шуму собственных шагов, сонному скрипу ветвей примешались приглушенные переливы русского матерка и скрип вощеных сапог...
>
> Его Сиятельство Шахин Герай, тщательно закрыв ставни, примерял перед венецианским зеркалом партикулярный аглицкий камзол, шелковые чулки и напудренные букли. Расставив светильники полукругом, государь поворачивался и так, и сяк. Смотрелось недурно - во всяком случае, уж никак не хуже светлейшего князя. "Проклятая борода, - бормотал повелитель по-французски, - с ней выглядишь как троглодит, дитя привольных лесов, но поди появись без нее перед этими дикарями на Диване!.. Экая облискурация! Впрочем, если Пьер ле Гран сумел заставить своих космачей принять человеческий вид - то сумеет и Шаэн Жире ле Магнифик". "Ле Магнифик..." - еще раз медленно произнес хан, с наслаждением пробуя фразу на вкус. Вкус был преизряднейший."
> ...
Заслышав тревожные вскрики часового Мемета, Его Сиятельство Шахин Герай улыбнулся: ему вспомнились дни, когда он и сам стоял на часах, и когда к шелесту листвы, шуму собственных шагов и в особенности к сонному скрипу ветвей примешались посторонние звуки, а именно: в кромешной тьме кто-то напористо и страшно пер через ограждение, никак не реагируя на его отчаянные вопли: "стой! Стой, кто идет? Стой, стрелять буду!" Подоспевшее на выстрелы караульное начальство обнаружило запутавшегося в колючей проволоке убитого наповал козла. Сгоряча ему обещана была гауптвахта, но потом все обошлось...
2008.03.16 | Классик
Re: Из никогда не написанного романа
Прозаик пише:> "Позже Мемет, часовой у входа во дворец, никак не мог вспомнить, что впервые заставило его насторожиться и крепче сжать оружие, напряженно вслушиваясь в невнятные шорохи теплой июльской ночи. Просто к шелесту листвы, шуму собственных шагов, сонному скрипу ветвей примешались приглушенные переливы русского матерка и скрип вощеных сапог...
>
> Его Сиятельство Шахин Герай, тщательно закрыв ставни, примерял перед венецианским зеркалом партикулярный аглицкий камзол, шелковые чулки и напудренные букли. Расставив светильники полукругом, государь поворачивался и так, и сяк. Смотрелось недурно - во всяком случае, уж никак не хуже светлейшего князя. "Проклятая борода, - бормотал повелитель по-французски, - с ней выглядишь как троглодит, дитя привольных лесов, но поди появись без нее перед этими дикарями на Диване!.. Экая облискурация! Впрочем, если Пьер ле Гран сумел заставить своих космачей принять человеческий вид - то сумеет и Шаэн Жире ле Магнифик". "Ле Магнифик..." - еще раз медленно произнес хан, с наслаждением пробуя фразу на вкус. Вкус был преизряднейший."
> ...
Дверь комнаты тихо скрипнула.
- Мэрррд! - вскричал Его Сиятельство, отскакивая от зеркала, - мээррррд, когда, наконец, я отучу этих дикарей от азиатской привычки входить без стука!
Пытаясь прикрыть свой партикулярный позор, Шаэн ле Магнифик быстро сорвал с головы парик и нахлобучил меховую шапку.
- Что тебе, скот? - гневно бросил он слуге, испепеляя взором согнутую спину ("Видел или не видел?" - крутился вопрос в голове хана).
- Хан-хизретиниз, Сувораф-паша ке-ке-кельмиш... - заикаясь, пропищал тот, не отрывая лба от пола ("Не видел" - успокоенно заключил Шаэн).
- Пшел вон, в следующий раз не постучишься в дверь - отрублю руки. Зови пашу.
- Ба-ба-ба-ба!!! - генералиссимус на тонких ножках вбежал в помещение, широко маша ручками, - Что я вижу! Нет, что я вижу!! Гирейчик, милочек, экая облискурация! Аглицкий камзол, борода и бешкет! Да сними ты его, лохматого, к кренделям собачьим, дай лучше безешку в щечку влеплю... Мвах... Мвах... По-русски надо трижды, запомни, дура, как люди себя ведут... Мвах... Вот так. Герой! Ге-РОЙ! А знаешь, сюда Анна наискосок подойдет... Красненькая такая, с плеча на бедро, переливается... Хочешь? Нет, ты скажи, хочешь? Справим, милочек, справим! Мы тебе и аксельбант к ней пожалуем, золоченый, с шишечкой еловой такой книзу! Это ж мне, как наши солдаты говорят, как два перста оросить. Назавтрея к матушке цедулку и направим: мол, красненькую ему, миленочку, красненькую... А пропоз, к слову-с, и о матушке. Прикрой-ка, голуба, дверь от твоих башибузуков, дело есть. Вот так, вот так. А теперь послушай-ка, голуба, какая тут у нас политицкая облискурация обсервуется...
Скрипели половицы, бубнили два голоса, позванивал графинчик.Разобрать слова было совершенно невозможно. Мемет сменил неудобную позу: затекло колено. Вдруг раздался оглушительный хруст: как будто где-то над самым затылком раздавили вощеным сапогом огромную ночную бабочку...
Дежуривший у двери денщик Сувораф-паши крепко держал цевье и тихо ухмылялся: слуга конвульсировал на штыке, вышедшем из любопытного левого уха аккурат в дверную щелку. Вид был презабавный.
- Ну, ты, брат, того: подрыгалси-подрыгалси - и будя: эвон кровищи-то напрудил, как боров резаный... Кто ж ея, жижу поганую, прибирать-то теперь будет... Давай, брат, того, будя ужо...
2007.10.26 | Исмаил
Re: Тема Шахин Герая - неисчерпаема и очень перспективна
Хорошо сказано: "рассказ про интереснейшую личность и ее попытку "открыть окно в Европу" (которое на деле оказалось подвалом в Россию)".Я когда-то где-то прочел, что Шахин-Герай размышлял примерно так: "Если Петр I, обратившись к Европе, сумел поднять Россию на высокий уровень, то какие перспективы откроются перед Ханством с его трудолюбивым населением и воинственными кавказскими подданными!".
2007.10.26 | Писатель
Re: Тема Шахин Герая - неисчерпаема и очень перспективна
Исмаил пише:> Я когда-то где-то прочел, что Шахин-Герай размышлял примерно так: "Если Петр I, обратившись к Европе, сумел поднять Россию на высокий уровень, то какие перспективы откроются перед Ханством с его трудолюбивым населением и воинственными кавказскими подданными!".
Действительно, любопытная цитата: Шахин хвалит свой народ!..
Вообще, насколько складывается представление о нем из различных высказываний, для Шахина было более характерно стыдиться своего народа как "азиатов", по сравнению с ним, "европейцем" петербургских салонов... На прощание, сдавая престол русским, он высказался о своих соотечественниках так, что и повторять не хочется.
Если новая книжка станет панегириком, воспевающим "прогрессивность" Шахина Герая, - это будет большой ошибкой.
Потому что некоторые поступки политиков и правителей нельзя прощать и через века, а надо вскрывать, чтоб потомкам неповадно было так поступать.
История Шахина - история не славная, а постыдная. И очень поучительная в своей постыдности, и именно этим полезная.
Ждем текста.
2007.10.26 | Ночной дозор
Re: Не знаем ханов? Скоро узнаем. Ждем.
А я вот читал, что Гульнара Абдуллаева караимка. Или крымчачка, могу спутать. Где-то в прессе. Найду, покажу.