О послевоенной судьбе крымчаков. Вопрос к историкам.
11/03/2007 | Alessandro
Видимо в первую очередь к Chief, как к специалисту по послевоенному периоду.
Известно, что непосредственно после войны выжившим после нацистского геноцида крымчакам (а таковых было несколько сот человек) было отказано в записи в паспорта национальности "крымчак". За право называться крымчаками уцелевшие боролись несколько десятилетий.
От одного человека (не крымчака) я слышал, что тогда (в конце 1940-х) крымчакам предлагали на выбор записаться русскими, евреями или татарами. При этом недвусмысленно было дано понять, что записавшиеся татарами будут немедленно отправлены на спецпоселение в Узбекистан.
Вопрос - есть ли задокументированные свидетельства крымчаков, которым говорились такие слова (запишешься татарином, поедешь в Узбекистан)? Если есть - это было бы очень ценным аргументов против людей, утверждающих, что де "выселяли не за национальность".
Известно, что непосредственно после войны выжившим после нацистского геноцида крымчакам (а таковых было несколько сот человек) было отказано в записи в паспорта национальности "крымчак". За право называться крымчаками уцелевшие боролись несколько десятилетий.
От одного человека (не крымчака) я слышал, что тогда (в конце 1940-х) крымчакам предлагали на выбор записаться русскими, евреями или татарами. При этом недвусмысленно было дано понять, что записавшиеся татарами будут немедленно отправлены на спецпоселение в Узбекистан.
Вопрос - есть ли задокументированные свидетельства крымчаков, которым говорились такие слова (запишешься татарином, поедешь в Узбекистан)? Если есть - это было бы очень ценным аргументов против людей, утверждающих, что де "выселяли не за национальность".
Відповіді
2007.11.03 | Chief
Re: О послевоенной судьбе крымчаков. Вопрос к историкам.
Alessandro пише:> Вопрос - есть ли задокументированные свидетельства крымчаков, которым говорились такие слова (запишешься татарином, поедешь в Узбекистан)? Если есть - это было бы очень ценным аргументов против людей, утверждающих, что де "выселяли не за национальность".
Alessandro, конечно, я допускаю, что такие свидетельства в природе существуют... Но в тех документах, что попадались мне, подобных свидетельств от крымчаков не попадалось. В то же время то, что людей выселяли именно по национальному очень много - особенно это заметно, когда Крым в середине 1940-х "дочищали". У меня, правда, только одна статья на эту тему http://www.kirimtatar.com/Archive/st1948.html
но документов, конечно, гораздо больше...
К сожалению, у меня не дошли руки дописать статью по материалам НКВД-МВД об обращениях крымскотатарских спецпереселенцев в соответствующие органы об освобождении из спецпоселений. Этническая составляющая там очень хорошо просматривается...
А если очень коротко - тут сомнений нет никаких: в 1944 выселяли за национальность - и только так. Эту аксиому можно доказать множеством примеров.
2007.11.03 | Alessandro
Re: О послевоенной судьбе крымчаков. Вопрос к историкам.
Спасибо, очень любопытная статья. И со ссылками на документы, что самое главное.Chief пише:
> А если очень коротко - тут сомнений нет никаких: в 1944 выселяли за национальность - и только так. Эту аксиому можно доказать множеством примеров.
Вот я как раз коллекционирую наиболее яркие примеры для наших "частых вопросов". И этот случай с крымчаками (если он действительно имел место) своей абсурдностью очень ярко демонстрирует, что никакой коллаборационизм тут не причём.
2007.11.03 | Chief
Re: О послевоенной судьбе крымчаков. Вопрос к историкам.
Alessandro пише:> Вот я как раз коллекционирую наиболее яркие примеры для наших "частых вопросов". И этот случай с крымчаками (если он действительно имел место) своей абсурдностью очень ярко демонстрирует, что никакой коллаборационизм тут не причём.
Видите ли, я трактую депортацию (не только крымских татар) как многофакторное явление - равно как и большая часть историков. Но люди, которые этим сюжетом специально не интересовались, конечно, склонны трактовать его так, как это написано в Приказе ГКО "О крымских татарах" и документах о выселениях народов - у одних была массовая измена Родине, другие "не смогли защитить Эльбрус", у третьих "часть населения активно участвовала в политике, проводимой немцами по заготовке хлеба и продуктов питания, содействовавших германским военным властям в выявлении и задержании военнослужащих КА), четвертые при немцах "занимались торговлей".
Нормальный человек все это читает и понимает, насколько же абсурдным и людоедским был сталинский режим, который разделил общество на "своих" и "чужих". Но есть и такие граждане, которые документы Сталина читают как откровение и воспринимают все там написанное буквально.
2007.11.03 | Chief
Ну вот тут один сложный случай из документов НКВД :)
По документам НКВД на декабрь 1948 г.:"ПУРИМ Александр Лазаревич 1922 года рождения, уроженец Белогорска Крымской области. До 1945 г. служил в Советской Армии, член ВКП(б), по партийным документам числится крымский татарин, по паспорту числится крымский еврей. Имеет 2-х детей. Жена русская".
Рядом с биографией – слева черта карандашом – возможно, подготовка на довыселение?
А вот заключение НКВД об освобождении из спецопоселений одного из тех, кто попал в места депортации случайно:
"Заключение от 3 марта 1945)
БАЛКАНОВ Абдрахман Азисович.
Учитывая, что Балканов по национальности казанский татарин, является коренным жителем г.Уральска Западно-Казахстанской области Казахской ССР, участник Отечественной войны, на оккупированной территории не проживал, а также службу трех его сыновей в Красной армии и отсутствие компрометирующих материалов, освободить из мест спецпоселений и разрешить ему выезд к прежнему месту жительства в г.Уральск".
2007.11.03 | Исмаил
А я проживал.
"...на оккупированной территории не проживал". А я проживал, мои двоюродные сестренки и братишки проживали. тысячи других татарчат проживали. Выживших в Узбекистане, подбно мне, было меньше половины татарчат. Чем моя кузина Сибиллочка виновата перед советской властью, чем мой кузен Диянчик виноват перед советской властью? - они умерли в сорок четвертом, а их отцы погибли. сражаясь с германскими фашистами.Честно говоря, я не знаю, с чего я вдруг здесь так отреагировал...
2007.11.03 | Chief
Re: А я проживал.
Исмаил пише:> "...на оккупированной территории не проживал". А я проживал, мои двоюродные сестренки и братишки проживали. тысячи других татарчат проживали. Выживших в Узбекистане, подбно мне, было меньше половины татарчат. Чем моя кузина Сибиллочка виновата перед советской властью, чем мой кузен Диянчик виноват перед советской властью? - они умерли в сорок четвертом, а их отцы погибли. сражаясь с германскими фашистами.
> Честно говоря, я не знаю, с чего я вдруг здесь так отреагировал...
Правильно отреагировали.
Чем больше людей будет вспоминать собственную историю и рассказывать тем, кто ее не знает, что такие дикие времена были, - тем скорее мы будем жить нормальной жизнью - без коммуняк и их адептов.
Но время для Нюрнберга для коммунистов, боюсь, уже потеряно... Он, конечно, непременно случится, но ему будут предшествовать новые потрясения.