Интервью лидера движения "Азатлыкъ" ...
11/06/2007 | Дневной дозор
Интервью лидера движения "Азатлыкъ" (правое крыло крымских татар) Надира Бекирова
В данное время крымско-татарский меджлис готовит курултай. Что ожидают крымские татары, вы лично и ваша организация от решений курултая?
Подготовка к курултаю идет, но я не в курсе, как она идет, и что там планируется. А что я ожидаю...Скажем так: я не жду ничего хорошего. На мой взгляд, курултай утратил свой представительный мандат, что меня и подвигло на то, чтобы я не участвовал в этом мероприятии. В связи с теми поправками, которые были внесены в положение о выборах курултая, я не считаю, что курултай правомочен. Раньше, с самого начала, предполагалось, что в выборах должны принять участие более половины, то есть большинства крымско-татарского народа. Сейчас достаточно 1/3 народа. 1 августа центральная избирательная комиссия курултая подвела итоги выборов, и ее председатель заявил, что норма выполнена, в выборах участвовало более 60 тысяч. Никто точно цифры не подсчитывал, но по некоторым оценкам крымских татар избирательного возраста – от 150 до 180 тысяч, то это (60 тысяч) заведомо меньше половины. И курултай, по сути, теперь представляет лишь меньшинство крымско-татарского народа и не может представлять весь народ. Поэтому я не хочу участвовать в таком курултае, и не участвовал в выборах. И сейчас я вышел из меджлиса, написал заявление о выходе 19 августа. К тому же руководство меджлиса без санкции со стороны прошлого курултая вошло в список одной из политических партий Украины без санкции курултая и без санкции меджлиса, а потом задним числом стало давить на меджлис, чтобы он санкционировал выбор, сделанный отдельными лицами. Все это идет вопреки нашим правилам, и я не захотел разделять такую безответственность, которую нахлобучило на себя руководство меджлиса и пытается нахлобучить ее на меджлис. Однако большая часть меджлиса поддержало эту безответственность. Я ушел, и теперь никто не сможет упрекнуть меня в том, что я тоже приложил к этому руку.
А вы себя видели в какой-то другой партии?
До поры до времени выбора у меня не было. Сказывается, наверное, то, что я, во-первых, юрист по образованию, и уважаю те нормы и правила, которые устанавливает, в том числе, и курултай. Во-вторых, тот выпад, который сделало конкретно руководство меджлиса, он не просто неудачен, а очевидно вредный (они призывали голосовать за ту политическую силу, которая неоднократно показывала свою враждебность по отношению к крымским татарам). Лидер этой силы – президент Украины – заявил даже о желании создать «один народ», «один язык», «одну веру».
Как раз хотелось задать следующий вопрос именно об этом...
Такая программа, украинской власти, которую огласил Виктор Ющенко, не оставляет места крымским татарам в принципе. Тем не менее Мустафа Джемилев, глава меджлиса, что называется, с криками «ура!» сам записался в списки этой политической силы и потом стал уговаривать весь народ, чтобы он за нее голосовал. На мой взгляд, это тот случай, когда политические лидеры предают интересы своего народа.
А что сказал муфтият насчет «одной религии»?
А что муфтият? Он пристегнут к меджлису. Он совершенно не самостоятелен в этом плане. Муфтий не является даже идейным лидером, он просто номинальный глава своей организации. И выполняет установки меджлиса. Я со всеми этими людьми проработал многие годы. Порой они ведут себя как последние оппортунисты, боясь конфликта с руководством меджлиса.
Вы упоминаете руководство меджлиса. Кого вы имеете в виду – Мустафу Джемилева, Рефата Чубарова или более широкий состав?
Да, они и Ремзи Ильясов, каждый из которых, кроме меджлисовского, имеет еще и какой-то официальный мандат. Первые двое были депутатами Верховной Рады Украины, а третий – Автономной Республики Крым. И большая часть проблем меджлиса решается в этом кругу.
С чем связан перенес крымско-татарского курултая с октября на декабрь? Это ведь не случайно?
Нет, это не случайно. У меня нет документальных доказательств, но я знаю, что если Рефат Чубаров не прошел в Верховную Раду Украины, то самый больной вопрос и для него, и для его патрона Мустафы Джемилева, - это как обустроить Рефата Чубарова. Идет лихорадочный поиск какого-нибудь назначения в правительственных или неправительственных кругах. И пока они не убедятся в том, что Рефат Чубаров получил что-нибудь искомое на каких-то должностях на Украине, они курултай собирать не будут! Потому что если Чубаров не получит желаемое, то последний для них вариант – это сделать его председателем меджлиса. Но я знаю Рефата, и знаю, что при его правлении в меджлисе быстро наступит организационный развал. Мы проводили социологический опрос в сентябре среди крымских татар, у него хороший рейтинг, но это до тех пор, пока он не занялся практическими делами. Когда он должен будет не просто выступать по радио «Майдан» как надо любить родину, а будет отвечать за практические дела – за выделение земли, разрешение конфликтов, крымско-татарский язык и так далее – очень быстро проявится, на что он способен или не способен в реальной деятельности. А высокий рейтинг можно объяснить тем, что он сейчас контролирует радио и телевидение...Но я не враг ему, и если у него будет получаться, - пусть так и будет! Только я очень сомневаюсь.
Что вы можете сказать о структурах меджлиса за пределами полуострова. В частности, по Югу Украины?
Там действительно есть местные меджлисы. Я знаю об организациях в Херсонской области. Из них я бы выделил организации в Ново-Алексеевке и Геническе. Мне трудно оценивать, но думаю, за пределами Крыма, это порядка 10 тысяч крымских татар. И все они, конечно, увязаны в одну схему.
Насколько серьезно можно воспринимать, прошедшую недавно конференцию Хизб ут - Тахрир?
Я был приглашен, но очень плохо себя чувствовал в этот день. Видимо переутомился. Поэтому я пожалел себя и не пошел. Сейчас я об этом сожалею. Потому что хотелось своими глазами все увидеть и своими ушами все слышать. На сколько я понимаю, там были доклады политического плана.
Оправдано ли то, что ряд СМИ принял с тревогой и опаской сам факт открытого проведения конференции, запрещенной в ряде стран партией?
У нас много, кто проводит открытую форму работу. Например, евразийцы, Русская община Крыма, еще кто-то. В отличие от других стран, на Украине эта партия не запрещена. В данном случае, они действуют согласно своему праву на проведение мирных собраний. Так что, я не вижу здесь причин для расстройства.
Как вы прокомментируете самозахваты земли вашими соотечественниками, когда занимаются не только свободные, но и чужие земли, что приводит к серьезным столкновениям?
Очевидно, что земельный вопрос разрешен без учета интересов крымских татар, как в политическом, так и в правовом смысле. Так не бывает, что бы частная собственность признавалась не прикосновенной избирательно. Если украинская Конституция закрепляет право на неприкосновенность частной собственности, то почему нужно забыть, что эту частную собственность когда-то забрали у крымских татар. Пока не будут созданы правовые механизмы разрешения этого вопроса, со стороны крымских татар будут неправовые действия.
Главное управление МВД Украины в Крыму объявило вознаграждение в 10 тысяч долларов за информацию об убийстве лидера молодежной крымско-татарской организации Норика Ширина. Почему расследование о его убийстве с признаками ритуального, зашло в тупик?
Я видел Норика за неделю до того, как это случилось. Мы с ним участвовали в телепередаче. На мой взгляд, он был достаточно безобидным человеком. Он, скорее всего, играл в политику. Молодому парню хотелось проявиться. У него было своеобразное хобби – политика. Хотя, то, что делал Ширин, на мой взгляд, всерьез политикой назвать нельзя. Политика, это организация все-таки каких-то общественно-значимых дел, опирающихся на интересы какой-то группы людей. У него же было, по-моему, наоборот. Был парень, которой под себя пытался набирать такую группу людей. Это походило больше на политический клуб. Но это была достаточно безобидная организация. Он говорил о межнациональном согласии, о приоритетах интересов молодежи, о том, что молодежь должна прийти в управление обществом и так далее. Хорошие, в общем, лозунги. Но, на мой взгляд, это не может происходить таким искусственным способом. Не случайно, после его смерти вся эта организация развалилась. Не возможно же всех поувольнять и объявить смену поколений. «Мы тут все сделаем, так что расходитесь». Такого ни в одном обществе нет.
Я не могу сказать, связана ли его ужасная смерть с политической деятельностью или какими-то личными делами. У меня нет по этому поводу, ни каких идей. Просто жалко, что человек погиб такой страшной смертью.
Как вы относитесь к перезахоронению в Крыму Кырымала -коллаборациониста, сотрудничавшего с немецко-фашистскими захватчиками. К реабилитации главы УПА Шухевича?
Относительно фашизма или нацизма я, скорее, сторонник точки зрения Виктора Резуна-Суворова, который полагает, что нацизм и сила Гитлера была вскормлена советской империей, Сталиным – целенаправленно, как, в общем-то, и Вторая мировая война была инициирована Сталиным, чтобы обосновать свой бросок на Запад. Поэтому отождествлять ту или иную историческую фигуру с нацизмом или еще с чем-то – можно идти дальше, наверно… Люди знали, что такое советский террор, и если бы не эта идиотская теория о расовой чистоте, то у Гитлера были очень неплохие шансы против Сталина. Вряд ли, конечно, это был бы хороший режим. Но, собственно и Сталин по разным оценкам уничтожил 70 миллионов сограждан. Если взять даже цифру 20 миллионов, погибших во Второй мировой войне, то и тут потери несоизмеримы. Поэтому, показывая на кого-то пальцем, говорить, что он бяка, и в то же время не видеть, кто и чем занимался в это же время, я думаю, что это не конструктивно.
Для многонационального Крыма с превалирующим большинством русского населения языком межнационального общения всегда был русский. Что для вас русский язык?
По достаточно известным причинам русский язык, это язык, на которым я заговорил. Это мой первый язык, который я знаю. По сей день, это язык, который я знаю лучше всего. Я прошел школьный курс на русском языке, я читал на русском языке, да и весь поток информации в Советское время и сейчас в Крыму идет на русском языке. Но это ни чего не означает. Допустим, у меня в школе все время была «пятерка» по математике. Однако сейчас я не помню математику дальше вычислений пропорций и процентов. И совершенно об этом не жалею. В жизни мне это не нужно. И отношение к русскому языку у меня такое же. В жизни я бы совершенно обошелся без русского языка. Я его знаю. Знаю лучше всего, но, особого достоинства от того, что я владею им, я не испытываю. Это, просто, как бы, какое-то приложение ко мне.
Что вы можете сказать о своей организации "Азатлыкъ"?
Это движение создавалось, в первую очередь, в связи с ситуацией, связанной с кафе «Коттон» (там, где произошло нападение крымских татар, впоследствии осужденных, на славян). Потом движение разрослось до правозащитной организации.
http://kpunews.com/krim_article11_169.html
В данное время крымско-татарский меджлис готовит курултай. Что ожидают крымские татары, вы лично и ваша организация от решений курултая?
Подготовка к курултаю идет, но я не в курсе, как она идет, и что там планируется. А что я ожидаю...Скажем так: я не жду ничего хорошего. На мой взгляд, курултай утратил свой представительный мандат, что меня и подвигло на то, чтобы я не участвовал в этом мероприятии. В связи с теми поправками, которые были внесены в положение о выборах курултая, я не считаю, что курултай правомочен. Раньше, с самого начала, предполагалось, что в выборах должны принять участие более половины, то есть большинства крымско-татарского народа. Сейчас достаточно 1/3 народа. 1 августа центральная избирательная комиссия курултая подвела итоги выборов, и ее председатель заявил, что норма выполнена, в выборах участвовало более 60 тысяч. Никто точно цифры не подсчитывал, но по некоторым оценкам крымских татар избирательного возраста – от 150 до 180 тысяч, то это (60 тысяч) заведомо меньше половины. И курултай, по сути, теперь представляет лишь меньшинство крымско-татарского народа и не может представлять весь народ. Поэтому я не хочу участвовать в таком курултае, и не участвовал в выборах. И сейчас я вышел из меджлиса, написал заявление о выходе 19 августа. К тому же руководство меджлиса без санкции со стороны прошлого курултая вошло в список одной из политических партий Украины без санкции курултая и без санкции меджлиса, а потом задним числом стало давить на меджлис, чтобы он санкционировал выбор, сделанный отдельными лицами. Все это идет вопреки нашим правилам, и я не захотел разделять такую безответственность, которую нахлобучило на себя руководство меджлиса и пытается нахлобучить ее на меджлис. Однако большая часть меджлиса поддержало эту безответственность. Я ушел, и теперь никто не сможет упрекнуть меня в том, что я тоже приложил к этому руку.
А вы себя видели в какой-то другой партии?
До поры до времени выбора у меня не было. Сказывается, наверное, то, что я, во-первых, юрист по образованию, и уважаю те нормы и правила, которые устанавливает, в том числе, и курултай. Во-вторых, тот выпад, который сделало конкретно руководство меджлиса, он не просто неудачен, а очевидно вредный (они призывали голосовать за ту политическую силу, которая неоднократно показывала свою враждебность по отношению к крымским татарам). Лидер этой силы – президент Украины – заявил даже о желании создать «один народ», «один язык», «одну веру».
Как раз хотелось задать следующий вопрос именно об этом...
Такая программа, украинской власти, которую огласил Виктор Ющенко, не оставляет места крымским татарам в принципе. Тем не менее Мустафа Джемилев, глава меджлиса, что называется, с криками «ура!» сам записался в списки этой политической силы и потом стал уговаривать весь народ, чтобы он за нее голосовал. На мой взгляд, это тот случай, когда политические лидеры предают интересы своего народа.
А что сказал муфтият насчет «одной религии»?
А что муфтият? Он пристегнут к меджлису. Он совершенно не самостоятелен в этом плане. Муфтий не является даже идейным лидером, он просто номинальный глава своей организации. И выполняет установки меджлиса. Я со всеми этими людьми проработал многие годы. Порой они ведут себя как последние оппортунисты, боясь конфликта с руководством меджлиса.
Вы упоминаете руководство меджлиса. Кого вы имеете в виду – Мустафу Джемилева, Рефата Чубарова или более широкий состав?
Да, они и Ремзи Ильясов, каждый из которых, кроме меджлисовского, имеет еще и какой-то официальный мандат. Первые двое были депутатами Верховной Рады Украины, а третий – Автономной Республики Крым. И большая часть проблем меджлиса решается в этом кругу.
С чем связан перенес крымско-татарского курултая с октября на декабрь? Это ведь не случайно?
Нет, это не случайно. У меня нет документальных доказательств, но я знаю, что если Рефат Чубаров не прошел в Верховную Раду Украины, то самый больной вопрос и для него, и для его патрона Мустафы Джемилева, - это как обустроить Рефата Чубарова. Идет лихорадочный поиск какого-нибудь назначения в правительственных или неправительственных кругах. И пока они не убедятся в том, что Рефат Чубаров получил что-нибудь искомое на каких-то должностях на Украине, они курултай собирать не будут! Потому что если Чубаров не получит желаемое, то последний для них вариант – это сделать его председателем меджлиса. Но я знаю Рефата, и знаю, что при его правлении в меджлисе быстро наступит организационный развал. Мы проводили социологический опрос в сентябре среди крымских татар, у него хороший рейтинг, но это до тех пор, пока он не занялся практическими делами. Когда он должен будет не просто выступать по радио «Майдан» как надо любить родину, а будет отвечать за практические дела – за выделение земли, разрешение конфликтов, крымско-татарский язык и так далее – очень быстро проявится, на что он способен или не способен в реальной деятельности. А высокий рейтинг можно объяснить тем, что он сейчас контролирует радио и телевидение...Но я не враг ему, и если у него будет получаться, - пусть так и будет! Только я очень сомневаюсь.
Что вы можете сказать о структурах меджлиса за пределами полуострова. В частности, по Югу Украины?
Там действительно есть местные меджлисы. Я знаю об организациях в Херсонской области. Из них я бы выделил организации в Ново-Алексеевке и Геническе. Мне трудно оценивать, но думаю, за пределами Крыма, это порядка 10 тысяч крымских татар. И все они, конечно, увязаны в одну схему.
Насколько серьезно можно воспринимать, прошедшую недавно конференцию Хизб ут - Тахрир?
Я был приглашен, но очень плохо себя чувствовал в этот день. Видимо переутомился. Поэтому я пожалел себя и не пошел. Сейчас я об этом сожалею. Потому что хотелось своими глазами все увидеть и своими ушами все слышать. На сколько я понимаю, там были доклады политического плана.
Оправдано ли то, что ряд СМИ принял с тревогой и опаской сам факт открытого проведения конференции, запрещенной в ряде стран партией?
У нас много, кто проводит открытую форму работу. Например, евразийцы, Русская община Крыма, еще кто-то. В отличие от других стран, на Украине эта партия не запрещена. В данном случае, они действуют согласно своему праву на проведение мирных собраний. Так что, я не вижу здесь причин для расстройства.
Как вы прокомментируете самозахваты земли вашими соотечественниками, когда занимаются не только свободные, но и чужие земли, что приводит к серьезным столкновениям?
Очевидно, что земельный вопрос разрешен без учета интересов крымских татар, как в политическом, так и в правовом смысле. Так не бывает, что бы частная собственность признавалась не прикосновенной избирательно. Если украинская Конституция закрепляет право на неприкосновенность частной собственности, то почему нужно забыть, что эту частную собственность когда-то забрали у крымских татар. Пока не будут созданы правовые механизмы разрешения этого вопроса, со стороны крымских татар будут неправовые действия.
Главное управление МВД Украины в Крыму объявило вознаграждение в 10 тысяч долларов за информацию об убийстве лидера молодежной крымско-татарской организации Норика Ширина. Почему расследование о его убийстве с признаками ритуального, зашло в тупик?
Я видел Норика за неделю до того, как это случилось. Мы с ним участвовали в телепередаче. На мой взгляд, он был достаточно безобидным человеком. Он, скорее всего, играл в политику. Молодому парню хотелось проявиться. У него было своеобразное хобби – политика. Хотя, то, что делал Ширин, на мой взгляд, всерьез политикой назвать нельзя. Политика, это организация все-таки каких-то общественно-значимых дел, опирающихся на интересы какой-то группы людей. У него же было, по-моему, наоборот. Был парень, которой под себя пытался набирать такую группу людей. Это походило больше на политический клуб. Но это была достаточно безобидная организация. Он говорил о межнациональном согласии, о приоритетах интересов молодежи, о том, что молодежь должна прийти в управление обществом и так далее. Хорошие, в общем, лозунги. Но, на мой взгляд, это не может происходить таким искусственным способом. Не случайно, после его смерти вся эта организация развалилась. Не возможно же всех поувольнять и объявить смену поколений. «Мы тут все сделаем, так что расходитесь». Такого ни в одном обществе нет.
Я не могу сказать, связана ли его ужасная смерть с политической деятельностью или какими-то личными делами. У меня нет по этому поводу, ни каких идей. Просто жалко, что человек погиб такой страшной смертью.
Как вы относитесь к перезахоронению в Крыму Кырымала -коллаборациониста, сотрудничавшего с немецко-фашистскими захватчиками. К реабилитации главы УПА Шухевича?
Относительно фашизма или нацизма я, скорее, сторонник точки зрения Виктора Резуна-Суворова, который полагает, что нацизм и сила Гитлера была вскормлена советской империей, Сталиным – целенаправленно, как, в общем-то, и Вторая мировая война была инициирована Сталиным, чтобы обосновать свой бросок на Запад. Поэтому отождествлять ту или иную историческую фигуру с нацизмом или еще с чем-то – можно идти дальше, наверно… Люди знали, что такое советский террор, и если бы не эта идиотская теория о расовой чистоте, то у Гитлера были очень неплохие шансы против Сталина. Вряд ли, конечно, это был бы хороший режим. Но, собственно и Сталин по разным оценкам уничтожил 70 миллионов сограждан. Если взять даже цифру 20 миллионов, погибших во Второй мировой войне, то и тут потери несоизмеримы. Поэтому, показывая на кого-то пальцем, говорить, что он бяка, и в то же время не видеть, кто и чем занимался в это же время, я думаю, что это не конструктивно.
Для многонационального Крыма с превалирующим большинством русского населения языком межнационального общения всегда был русский. Что для вас русский язык?
По достаточно известным причинам русский язык, это язык, на которым я заговорил. Это мой первый язык, который я знаю. По сей день, это язык, который я знаю лучше всего. Я прошел школьный курс на русском языке, я читал на русском языке, да и весь поток информации в Советское время и сейчас в Крыму идет на русском языке. Но это ни чего не означает. Допустим, у меня в школе все время была «пятерка» по математике. Однако сейчас я не помню математику дальше вычислений пропорций и процентов. И совершенно об этом не жалею. В жизни мне это не нужно. И отношение к русскому языку у меня такое же. В жизни я бы совершенно обошелся без русского языка. Я его знаю. Знаю лучше всего, но, особого достоинства от того, что я владею им, я не испытываю. Это, просто, как бы, какое-то приложение ко мне.
Что вы можете сказать о своей организации "Азатлыкъ"?
Это движение создавалось, в первую очередь, в связи с ситуацией, связанной с кафе «Коттон» (там, где произошло нападение крымских татар, впоследствии осужденных, на славян). Потом движение разрослось до правозащитной организации.
http://kpunews.com/krim_article11_169.html