Отнятая Родина
01/09/2008 | Бё!
Отнятая Родина.
В течение долгих лет и крымские татары, и болгары, депортированные из Крыма, упорно добивались права возвратиться домой.
Право на дом
ТАМАНСКИЙ ПОЛУОСТРОВ в течение многих веков тяготел к Восточному Крыму. Так было в античные времена Боспорского царства, в средневековье, когда здесь было основано древнерусское Тмутараканское княжество, а позже Таманский полуостров вместе с обширными землями к северу от реки Кубань входил в состав Крымского ханства. С середины 1950-х годов Тамань вновь связывают с Крымом родственные узы: сюда начинают прибывать семьи возвращающихся из ссылки крымских татар, болгар, а также греков и армян, депортированных из Крыма в 1944 году
В Крым их не пускали, они селились вокруг него. Так появились они в Запорожской, Херсонской областях Украины и в Краснодарском крае. Многие из них, как и татары, поселялись на Тамани. Один из первых приехавших сюда болгар, Марк БАСТАНЖИЕВ (1909 — 1991), рассказывал о том непередаваемом чувстве радости, когда он впервые после стольких лет ссылки смог на берегу Таманского залива воочию увидеть берег Крыма. Для них, изгнанных с родины, это было главным: ведь отсюда они могли на пароме поехать в Крым, побродить по Керчи, увидеть родные могилы и дома, в которых жили уже другие, чужие люди...
Ночь депортации
ЧТО ЖЕ ПРОИЗОШЛО в ту страшную для крымских болгар ночь депортации 26 июня 1944 года? Вспоминает жительница пос. Сенного Анна ПОПУЧИЕ-ВА (1932 г. р.): «С вечера в наш дом в Марфовке направили на ночлег двух солдат, которые вскоре после полуночи куда-то ушли, а в 3 часа утра вернулись, приказывая всем членам семьи быстро собраться. Брать разрешили лишь самое необходимое. На грузовиках всех отвезли на железнодорожную станцию в райцентр Маяк-Салынь (сейчас - пос. Приморское Ленинского района Крыма). Дальше — в теплушках долгие три недели ехали до Кемеровской области. А после развозили по бездорожью на бричках в разные совхозы». Запомнилась Анне Дмитриевне одна, будто вымершая, деревня с заколоченными окнами, через которую они проходили и где встретили женщину, сказавшую им, что все жители попрятались, потому что им сообщили, что «будут везти изменников»...
Мария ПЕРОНКО (1929 г. р.), добавляет такую запомнившуюся ей деталь: депортация произошла на следующий день после того, как в Марфовку из Семи Колодезей (ныне — райцентр Ленино) привезли для перезахоронения останки членов подпольной организации, убитых фашистами во время оккупации.
***
Где живут болгары?
В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ, как могли, хранили родной язык, однако на людях старались разговаривать по-русски. Каждый спецпоселенец ежемесячно должен был отмечаться у коменданта, без его разрешения нельзя было даже покинуть пределы «своего» населенного пункта. Замуж старались выйти за своих, болгар, но при заключении брака болгаркам - «спецпоселенкам» фамилию менять не разрешали. Так, до настоящего времени Мария Степановна осталась Перонко (ее муж — тоже болгарин, Трофим Москотов).
Корни большинства болгар, живущих сейчас в Темрюкском районе, в Марфовке. В Краснодарском крае живут болгары, чьи корни — в селах Желябовка (Нижнегорский районХ Кишлав (сейчас — Курское Белогорского района), Старом Крыму...
На Таманском полуострове болгары живут в поселках Виноградном, Прогресс, Сенном, станицах Тамань и Запорожской Темрюкского района; в селах Молдаванском и Экономическом Крымского района и в При-морско-Ахтарске.
В Сибири болгары старались выйти замуж за своих, поэтому и возвращались семьями. Родным языком они пользовались исключительно в кругу семьи, и то лишь когда все собеседники — болгары. Есть, правда, семьи, в которых даже молодое поколение знает язык предков, например, семья Валентины ДЕРБЕ. Валентина Афанасьевна рассказывает: ее покойная бабушка-долгожительница X АРИТИН А не просто учила своих детей и внуков языку, но и знала много песен, привезенных из Крыма, и даже обладала даром уникального болгарского горлового пения. Эти песни они с сестрой Марией полжизни «настаивали» внутри себя, в душе, пока недавно не почувствовали непреодолимое желание начать петь и создали семейный вокальный дуэт.
Жительница Краснодара Валентина КАРАЖОВА(1942 г. р.) - тоже из таких немногочисленных энтузиастов. Родом она из Желябовки, где болгары выращивали виноград и табак. В рамках Краснодарской краевой общественной организации «Болгарская община «Шипка» она создала группу «депортированных крымско-кубанских болгар», которая, по ее замыслу, будет заниматься изучением быта, языка и фольклора именно этой ветви болгарского народа, по крупицам собирая болгарские черты, оставшиеся еще во многих семьях...
***
Возвращенная память
А еще остается память. Память о том, как утром в Рождественский сочельник мать пекла хлеб с розочками-узорами, а отец, поклонившись три раза, поднимал его на голову, ломал на две половины и смотрел, какая часть больше — если левая, то будет хороший урожай ячменя, а если правая — то пшеницы. Как на Рождество дети ходили сурвакать (колядовать), а их одаривали конфетками и мелочью. Как на второй день Рождества, называвшийся Бабиным днем, женщины ходили с мылом и полотенцем к сельским повитухам. А на Иванов день (7 по ст. ст. /20 января — Собор Иоанна Крестителя) мужчина должен был искупать чужого ребенка, становясь ему «как бы вторым крестным отцом», и тот ребенок затем каждый год относил ему кулич («кулак»), завернутый в платочек, и они трижды обменивались такими куличами.
В VI — VII вв. Таманский полуостров входил в состав Великой Булгарии, а Фанагория (находившаяся на месте сегодняшнего пос. Сенного) была его главным городом. Считается, что именно отсюда в 681 г. хан Аспарух повел булгар на их новую родину — Балканы. Вот так, тринадцать веков спустя, замкнулся круг истории, и болгары вновь вернулись на Таманский полуостров, на древнюю землю Фанагории...
По результатам Всероссийской переписи населения 2002 г. в Краснодарском крае проживает 3138 лиц болгарской национальности — второй показатель среди российских регионов (больше -3430 болгар — проживает лишь в Тюменской обл.)
133. (88) Аргументы и факты - Юг [Краснодар], 21.11.2007
В течение долгих лет и крымские татары, и болгары, депортированные из Крыма, упорно добивались права возвратиться домой.
Право на дом
ТАМАНСКИЙ ПОЛУОСТРОВ в течение многих веков тяготел к Восточному Крыму. Так было в античные времена Боспорского царства, в средневековье, когда здесь было основано древнерусское Тмутараканское княжество, а позже Таманский полуостров вместе с обширными землями к северу от реки Кубань входил в состав Крымского ханства. С середины 1950-х годов Тамань вновь связывают с Крымом родственные узы: сюда начинают прибывать семьи возвращающихся из ссылки крымских татар, болгар, а также греков и армян, депортированных из Крыма в 1944 году
В Крым их не пускали, они селились вокруг него. Так появились они в Запорожской, Херсонской областях Украины и в Краснодарском крае. Многие из них, как и татары, поселялись на Тамани. Один из первых приехавших сюда болгар, Марк БАСТАНЖИЕВ (1909 — 1991), рассказывал о том непередаваемом чувстве радости, когда он впервые после стольких лет ссылки смог на берегу Таманского залива воочию увидеть берег Крыма. Для них, изгнанных с родины, это было главным: ведь отсюда они могли на пароме поехать в Крым, побродить по Керчи, увидеть родные могилы и дома, в которых жили уже другие, чужие люди...
Ночь депортации
ЧТО ЖЕ ПРОИЗОШЛО в ту страшную для крымских болгар ночь депортации 26 июня 1944 года? Вспоминает жительница пос. Сенного Анна ПОПУЧИЕ-ВА (1932 г. р.): «С вечера в наш дом в Марфовке направили на ночлег двух солдат, которые вскоре после полуночи куда-то ушли, а в 3 часа утра вернулись, приказывая всем членам семьи быстро собраться. Брать разрешили лишь самое необходимое. На грузовиках всех отвезли на железнодорожную станцию в райцентр Маяк-Салынь (сейчас - пос. Приморское Ленинского района Крыма). Дальше — в теплушках долгие три недели ехали до Кемеровской области. А после развозили по бездорожью на бричках в разные совхозы». Запомнилась Анне Дмитриевне одна, будто вымершая, деревня с заколоченными окнами, через которую они проходили и где встретили женщину, сказавшую им, что все жители попрятались, потому что им сообщили, что «будут везти изменников»...
Мария ПЕРОНКО (1929 г. р.), добавляет такую запомнившуюся ей деталь: депортация произошла на следующий день после того, как в Марфовку из Семи Колодезей (ныне — райцентр Ленино) привезли для перезахоронения останки членов подпольной организации, убитых фашистами во время оккупации.
***
Где живут болгары?
В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ, как могли, хранили родной язык, однако на людях старались разговаривать по-русски. Каждый спецпоселенец ежемесячно должен был отмечаться у коменданта, без его разрешения нельзя было даже покинуть пределы «своего» населенного пункта. Замуж старались выйти за своих, болгар, но при заключении брака болгаркам - «спецпоселенкам» фамилию менять не разрешали. Так, до настоящего времени Мария Степановна осталась Перонко (ее муж — тоже болгарин, Трофим Москотов).
Корни большинства болгар, живущих сейчас в Темрюкском районе, в Марфовке. В Краснодарском крае живут болгары, чьи корни — в селах Желябовка (Нижнегорский районХ Кишлав (сейчас — Курское Белогорского района), Старом Крыму...
На Таманском полуострове болгары живут в поселках Виноградном, Прогресс, Сенном, станицах Тамань и Запорожской Темрюкского района; в селах Молдаванском и Экономическом Крымского района и в При-морско-Ахтарске.
В Сибири болгары старались выйти замуж за своих, поэтому и возвращались семьями. Родным языком они пользовались исключительно в кругу семьи, и то лишь когда все собеседники — болгары. Есть, правда, семьи, в которых даже молодое поколение знает язык предков, например, семья Валентины ДЕРБЕ. Валентина Афанасьевна рассказывает: ее покойная бабушка-долгожительница X АРИТИН А не просто учила своих детей и внуков языку, но и знала много песен, привезенных из Крыма, и даже обладала даром уникального болгарского горлового пения. Эти песни они с сестрой Марией полжизни «настаивали» внутри себя, в душе, пока недавно не почувствовали непреодолимое желание начать петь и создали семейный вокальный дуэт.
Жительница Краснодара Валентина КАРАЖОВА(1942 г. р.) - тоже из таких немногочисленных энтузиастов. Родом она из Желябовки, где болгары выращивали виноград и табак. В рамках Краснодарской краевой общественной организации «Болгарская община «Шипка» она создала группу «депортированных крымско-кубанских болгар», которая, по ее замыслу, будет заниматься изучением быта, языка и фольклора именно этой ветви болгарского народа, по крупицам собирая болгарские черты, оставшиеся еще во многих семьях...
***
Возвращенная память
А еще остается память. Память о том, как утром в Рождественский сочельник мать пекла хлеб с розочками-узорами, а отец, поклонившись три раза, поднимал его на голову, ломал на две половины и смотрел, какая часть больше — если левая, то будет хороший урожай ячменя, а если правая — то пшеницы. Как на Рождество дети ходили сурвакать (колядовать), а их одаривали конфетками и мелочью. Как на второй день Рождества, называвшийся Бабиным днем, женщины ходили с мылом и полотенцем к сельским повитухам. А на Иванов день (7 по ст. ст. /20 января — Собор Иоанна Крестителя) мужчина должен был искупать чужого ребенка, становясь ему «как бы вторым крестным отцом», и тот ребенок затем каждый год относил ему кулич («кулак»), завернутый в платочек, и они трижды обменивались такими куличами.
В VI — VII вв. Таманский полуостров входил в состав Великой Булгарии, а Фанагория (находившаяся на месте сегодняшнего пос. Сенного) была его главным городом. Считается, что именно отсюда в 681 г. хан Аспарух повел булгар на их новую родину — Балканы. Вот так, тринадцать веков спустя, замкнулся круг истории, и болгары вновь вернулись на Таманский полуостров, на древнюю землю Фанагории...
По результатам Всероссийской переписи населения 2002 г. в Краснодарском крае проживает 3138 лиц болгарской национальности — второй показатель среди российских регионов (больше -3430 болгар — проживает лишь в Тюменской обл.)
133. (88) Аргументы и факты - Юг [Краснодар], 21.11.2007