Азербайджанская газета о караимах
01/09/2008 | Бё!
ШАПШАЛ - АЗЕРБАЙДЖАНОВЕД, ИЛИ НАШИ БРАТЬЯ - КАРАИМЫ.
Продолжение. Начало см. "Зеркало" от 3 ноября 2007 г.) Рукопись книги молений, подготовленная караимским священнослужителем Аароном Великим (приблизительно 1260-1320 гг.) на родном языке, была напечатана в Венеции в 1528 году и является одним из первых образцов книгопечатания.
В современной научной мысли уже принято как достоверный факт то, что основу этногенеза крымских караимов составляли хазарско-куманские тюрки. Одна из интересных версий, связанных с происхождением караимов, принадлежит знаменитому ученому, другу и исследователю тюркских народов Льву Гумилеву. По его мнению, версия о принятии автохтонным населением Хазарского хаганата иудаизма в массовом порядке не соответствует истине. Правда, иудеи играли важную, а порой и ведущую роль в политической, торговой и культурной жизни этой страны. Естественно, широко распространились и смешанные браки между хазарами-тюрками и пришлыми иудеями. Так как у евреев национальная принадлежность определяется по материнской линии, то, по мнению Л.Гумилева, дети от этих смешанных браков обладали различным имущественным и социальным статусом.
Л.Гумилев пишет: "Получалось, что сын хазарина и еврейки имел все права отца и все возможности матери. Его учили еврейские раввины, члены общины помогали делать карьеру... А сын еврея и хазарки был всем чужой. Он не имел прав на наследование доли отца в родовом имуществе, не мог обучаться Талмуду... Этим беднягам не было места в жизни. Поэтому они ютились на окраине Хазарии - в Крыму - и исповедовали караимизм... Их потомки составили крошечный этнос крымских караимов, антропологические черты которых совмещают тюркский и ближневосточный типы.
Симпатии их были обращены к аборигенам - хазарам, болгарам, готам, аланам, а не к двоюродным братьям, делавшим в богатом Итиле "карьеру и фортуну..." Но коль скоро так, караимы выпали из еврейского суперэтноса. Они были отвергнуты своими бывшими единоверцами и соплеменниками..." Естественно, как все другие версии, гумилевская версия также несет определенный гипотетический характер, и нельзя с полной уверенностью утверждать, что этногенез караимов формировался именно таким образом. С другой стороны, из-за доминирования патерналистического начала у тюрков, более вероятно предположение, что крымские караимы являлись хазарскими тюрками по обеим, или, по крайней мере, по отцовской линии. Впоследствии в отношении этого тюркского этноса название "караим" стало выступать параллельно как конфессиональный атрибут и как этноним. Этот прецедент в определенной степени имел место и в отношении к азербайджанцам. До начала ХХ столетия азербайджанские тюрки, с учетом их исламского вероисповедания и с растворением их национальной "самости" в религиозной атрибутике, представлялись под эфемерным понятием "мусульман" - не только как религиозная, но и этническая общность. Иначе говоря, порою религиозная принадлежность заменяла также национальную идентичность.
Наряду с караимами, идентифицирующими себя с представителями тюркского этноса, есть и караимы или караиты, которые считают себя нерасторжимой частью "Бани-Израиль" - еврейского народа Израиля. Выше мы отметили также и существование тюрков-раввинистов - так называемых "крымчаков". В научных кругах все еще встречаются определенные споры и дискуссии, связанные с этническими корнями караимов и, соответственно, относящие их то к еврейству, то к тюркству.
Однако важнейший фактор - это выбор самого народа, его историческое и мировоззренческое самоощущение. Караимы считали и считают себя тюркским народом и не скрывают чувства гордости своей национальной принадлежности.
По статистическим данным, сегодня численность проживающих в мире караимов составляет более двух тысяч человек. За прошедшие столетия они со своей исторической родины - Крымского полуострова - рассеялись по России, Турции, Польше, Литве, Украине, Франции, США и другим странам, на протяжении долгих веков находились в непрестанной борьбе за выживание, и с удивительным упорством стремились сберечь и сохранить свое национальное существо, свой язык, верование, историческую память, менталитет и неповторимое своеобразие.
Родина караимов - Крым (привлекает внимание и это созвучие!) некогда был составной частью Хазарского хаганата. Усилиями иудейских миссионеров, начиная с IX века, среди тюркского населения хаганата распространяется религия евреев - иудаизм. Однако, как было отмечено выше, это религиозное учение не замыкалось только традиционной верой, исповедуемой евреями, а отличалось синкретическим характером. Это было новое религиозно-духовное течение - караимизм, вобравший в себя элементы трех мировых религий - иудаизма, христианства, ислама - и возникший примерно за столетие до распространения среди жителей Хазарского хаганата иудейской веры. Наряду с тюркскими приверженцами караимизма, были и его последователи среди евреев, арабов, греков, русских и даже казаков. Однако крымские караимы были преимущественно потомками хазаро-куманских предков тюркского происхождения. С XIII века началась миграция крымских караимов по Восточной Европе. Начало их колонизации положил в 1246 году князь Даниил Романович, пригласивший караимов на земли нынешней Западной Украины - в Луцкую область и Галицию, выделил их семьям земли, создал условия для их обустройства. И в последующие века Луцк продолжал оставаться одним из караимских культурных центров.
В 1930 году в Луцке под редакцией караимского просветителя М.Мардкевича выходил журнал "Карай авазы" ("Голос карая"). В этом городе был издан также ряд образцов литературы на родном языке. Один из красивейших памятников самобытного караимского зодчества - кенаса находится в столице Украины Киеве, неподалеку от Крещатика. В этом прекрасном здании, построенном на исходе XIX века на личные средства караимских табачных магнатов братьев Коген, ныне размещается Дом актера.
После 1990 года малочисленная община украинских караимов создала свое национально - культурное землячество "Догунма" ("Возрождение"). Великий князь Литовский Витовт после успешного похода в Крым в 1397 году добился переселения в Литву части крымских татар и караимов, отличавшихся ратной доблестью и боевым искусством, и разместил 400 караимов под Вильнюсом, в Тракае, на берегу живописного озера в окрестностях своего замка.
В караимской хронике, относящейся к XVI веку, это историческое событие нашло такое описание:"Ol keltirdi qaraylari Krimin yanindan, Kara Tenqizin yanindan da oturyuzdu qaraylarni bunda Troxda. Berdi qaraylara kop yer ki, boley nesindin tirilma qaraylara" (в переводе:
"Он побудил караев перебраться со стороны Крыма, со стороны Черного моря и посадил в Тракае. Дал им вдосталь земли, чтобы жили (кормились) с нее").
Карайские тюрки, как отважные воины, верные и надежные люди, десятилетиями составляли костяк личной дружины литовских князей. Одновременно они стояли на страже западных границ Литвы, охраняя их от тевтонских рыцарей.
В 1441 году король Речи Посполитой и великий князь Литвы Казимир IV Яготайтис признал Магдебургское право в отношении караимов, и им был придан статус общинного самоуправления в пределах страны. Это положение продолжалось до раздела Польши и до включения Литвы в состав России. За прошедшие столетия карайские тюрки, превратившиеся в неотъемлемую часть литовского общества, вместе с тем не растворились в гуще христианского большинства. Как отмечалось выше, в 1397 году в Литву было переселено около 400 карайских тюрков (некоторые источники уточняют эту цифру, указывая 383 человека). В 1997 году 257 представителей этого древнего, но малочисленного народа праздновали в Литве 600-летие переселения своих далеких предков с Крымского полуострова. Действительно нельзя не изумляться - в то время как за шесть столетий с карты мира и со страниц истории стирались целые государства и народы, горстка карайских тюрков из Крыма смогла сохранить свое национальное "я", свой язык, веру, традиции и обычаи.
Караимы по сей день считают одним из своих духовно-культурных центров, наравне с Крымом, и поселок Тракай неподалеку от Вильнюса. (Кстати говоря, филолог и дипломат Галина Кобескайте, переводившая с оригинала ряд образцов классической и современной азербайджанской литературы на литовский язык, после обретения Литвой независимости представлявшая свою страну в качестве посла в Турции и Азербайджане, по национальности является караимкой. В последние годы проработавшая советником президента Литвы, Галина ханум теперь назначена послом этой страны в Финляндии. Галина Кобескайте в беседе с автором этих строк призналась в том, что хорошо знала С.Шапшала, с благодарным чувством вспоминала, как в 60-е годы минувшего столетия под его руководством изучала персидский язык и историю Ирана.) В период Польско-Литовской унии часть караимов обосновалась в Польше. Ныне их численность в Польше колеблется от 90 до 100 человек. Характеризующиеся в польских источниках "наименьшим из меньшинств", караимы и в этой стране проявляют завидное чувство самосохранения и самостоятельности.
В 1924-1938 годах в Варшаве при активном участии караимских интеллигентов - подвижников С.Шапшала, А.Зайончковского, А Дубинского и других, на польском и караимском языках выходил один из значимых востоковедческих журналов того времени - "Misl karaimska", действовало Общество любителей караимской истории и литературы. Сейчас несколько десятков карайских тюрков Польши объединились в Союз польских караимов, здесь действует их издательство "Битик" ("Грамота"); с 1990 года издается на польском языке ежеквартальный альманах "Avazimiz" ("Наш голос"). Могилы авторитетных и именитых сограждан Варшавы, покоящихся на караимском кладбище в районе Вола польской столицы, напоминают о роли этих тюркских варшавян в культурной, политической и торгово-экономической жизни страны.
Небольшие общины карайских тюрков существуют также в Турции, Франции и США. Численность стамбульских караимов, обосновавшихся там еще с византийских времен, ныне составляет 70-80 человек. Интересно, что третий президент Турецкой Республики (1950-1960) Джелал Баяр по материнской линии был из карайских тюрков. С 1995 года под редакцией живущего во Франции академика М.Сарача начато издание десятитомной "Караимской народной энциклопедии". Уже вышли в свет шесть томов. Авторы "Энциклопедии", осознающие ту истину, что существование караимов тесно связано со сбережением духовной памяти, донесением до грядущих поколений знаний об этом народе, его культуре, уникальном религиозном мировоззрении и воспитанных ими выдающихся личностях, стремятся к наивозможной полноте представленного материала.
А потомки караимов, обосновавшихся в США, под руководством профессора Валентина Кефели в 2003 году учредили в этой стране Международный институт крымских караимов. По линии этого института в последние годы изданы на русском и английском языках книги и альбомы о карайских тюрках, проведены международные семинары и конференции. Одной из главных задач института сохранение языка и исторической памяти караимов, находящихся под угрозой этнического исчезновения, пропаганда их вклада в мировую культуру.
***
Ясное дело, что, несмотря на рассеивание по просторам Российской империи, а позднее по странам Европы, подавляющее большинство карайских тюрков продолжали жить на своей исторической земле - в Крыму. В 1914 году их численность на полуострове превышала 8000 человек (по всей России - 14000 человек). А в настоящее время их осталось в Крыму вдесятеро раз меньше. В начале ХХ века на территории России существовали 20 караимских храмов кенас, 40 общин, 13 учебных заведений, в том числе Александровское духовное училище, носящее с личного согласия самого императора России Александра Второго его имя. Аннексия Крыма и присоединение полуострова к России (1783 г.) открыли перед караимами широкие возможности. В отличие от крымских татар, симпатизирующих Османской Турции и относившихся к российским властям с недоверием, карайские тюрки смогли сравнительно легко столковаться с царской администрацией. В 1795 году императрица Екатерина Вторая освободила их от двойного налогообложения, применявшегося к еврейскому населению, дала разрешение на владение недвижимым имуществом.
Караимам был представлен и ряд других значимых льгот, с условием категорического непринятия в свою общину ортодоксальной еврейской паствы. Некоторые караимы, воспользовавшиеся массовым исходом крымских татар в Турцию вследствие российской экспансии, раскупая по бросовым ценам имущество и достояние прежних хозяев, превратились в крупных землевладельцев. В 1827 году император Николай Первый, учитывая малочисленность караимских инородцев, освободил их от воинской повинности. Однако это не помешало выдвижению из их числа в последующие годы, в особенности во время Крымской кампании, целого ряда умелых и славных воинов.
В 1837 году было учреждено Таврическое духовное управление караимов; им было предоставлено право избрания своего религиозного лидера - хакама. Полномочия и права хакамов уравнивались со статусом религиозного главы крымских мусульман - муфтия. В 1852 году с караимов было снято еще одно ограничение - запрет на обоснование на определенных территориях (черта оседлости). Это облегчило им путь к миграции во внутренние губернии России, а также в Одессу, Киев, Москву. В результате маленькая компактная караимская община, с ее сильной внутренней самоорганизацией и дисциплиной, моральной сплоченностью и интеллектуальным потенциалом, способностью к адаптации и налаживанию контактов в чужеродной среде, проявила свои незаурядные качества. В Российской империи из карайских тюрков выросли успешные и богатые предприниматели, деятели искусства, военачальники, ученые. В царской России две трети производства и сбыта табака были под контролем караимов. Знаменитые табачные фабрики "Ява" и "Дукат", поныне продолжающие свою деятельность, были основаны в конце XIX века представителями караимских семей Зурна, Габай и Пигим. Особняк на Большой Садовой в Москве, изображенный в романе "Мастер и Маргарита" и прославившийся впоследствии как "Дом Булгакова" принадлежал владельцу "Дуката" - Илье Пигиму. Интересно, что Булгаков изображал в своем романе и самого караимского табачного магната под фамилией Элпим.
Говорят, что сделавший в Москве много шума в 30-х годах прошлого века своими приключениями и авантюрным нравом другой караим - сын подданного Турции Юфуда Леви - Илья Леви стал прототипом "великого комбинатора" И.Ильфа и Е.Петрова - небезызвестного турецкоподданного Остапа Ибрагимовича Бендера... А вот благотворитель Пигим, щедро субсидировавший деятельность общества карайских тюрков "Имдад", снискал известность как более благородная и великодушная натура. Он завещал свой особняк - излюбленное место московской богемы - и 3,5 миллиона рублей золотом (огромная сумма для начала ХХ века) в пользу московской караимской общины.
(Продолжение следует)
Вилаят ГУЛИЕВ ШАПШАЛ - АЗЕРБАЙДЖАНОВЕД, ИЛИ НАШИ БРАТЬЯ - КАРАИМЫ. // Зеркало (Баку).- 10.11.2007.
Продолжение. Начало см. "Зеркало" от 3 ноября 2007 г.) Рукопись книги молений, подготовленная караимским священнослужителем Аароном Великим (приблизительно 1260-1320 гг.) на родном языке, была напечатана в Венеции в 1528 году и является одним из первых образцов книгопечатания.
В современной научной мысли уже принято как достоверный факт то, что основу этногенеза крымских караимов составляли хазарско-куманские тюрки. Одна из интересных версий, связанных с происхождением караимов, принадлежит знаменитому ученому, другу и исследователю тюркских народов Льву Гумилеву. По его мнению, версия о принятии автохтонным населением Хазарского хаганата иудаизма в массовом порядке не соответствует истине. Правда, иудеи играли важную, а порой и ведущую роль в политической, торговой и культурной жизни этой страны. Естественно, широко распространились и смешанные браки между хазарами-тюрками и пришлыми иудеями. Так как у евреев национальная принадлежность определяется по материнской линии, то, по мнению Л.Гумилева, дети от этих смешанных браков обладали различным имущественным и социальным статусом.
Л.Гумилев пишет: "Получалось, что сын хазарина и еврейки имел все права отца и все возможности матери. Его учили еврейские раввины, члены общины помогали делать карьеру... А сын еврея и хазарки был всем чужой. Он не имел прав на наследование доли отца в родовом имуществе, не мог обучаться Талмуду... Этим беднягам не было места в жизни. Поэтому они ютились на окраине Хазарии - в Крыму - и исповедовали караимизм... Их потомки составили крошечный этнос крымских караимов, антропологические черты которых совмещают тюркский и ближневосточный типы.
Симпатии их были обращены к аборигенам - хазарам, болгарам, готам, аланам, а не к двоюродным братьям, делавшим в богатом Итиле "карьеру и фортуну..." Но коль скоро так, караимы выпали из еврейского суперэтноса. Они были отвергнуты своими бывшими единоверцами и соплеменниками..." Естественно, как все другие версии, гумилевская версия также несет определенный гипотетический характер, и нельзя с полной уверенностью утверждать, что этногенез караимов формировался именно таким образом. С другой стороны, из-за доминирования патерналистического начала у тюрков, более вероятно предположение, что крымские караимы являлись хазарскими тюрками по обеим, или, по крайней мере, по отцовской линии. Впоследствии в отношении этого тюркского этноса название "караим" стало выступать параллельно как конфессиональный атрибут и как этноним. Этот прецедент в определенной степени имел место и в отношении к азербайджанцам. До начала ХХ столетия азербайджанские тюрки, с учетом их исламского вероисповедания и с растворением их национальной "самости" в религиозной атрибутике, представлялись под эфемерным понятием "мусульман" - не только как религиозная, но и этническая общность. Иначе говоря, порою религиозная принадлежность заменяла также национальную идентичность.
Наряду с караимами, идентифицирующими себя с представителями тюркского этноса, есть и караимы или караиты, которые считают себя нерасторжимой частью "Бани-Израиль" - еврейского народа Израиля. Выше мы отметили также и существование тюрков-раввинистов - так называемых "крымчаков". В научных кругах все еще встречаются определенные споры и дискуссии, связанные с этническими корнями караимов и, соответственно, относящие их то к еврейству, то к тюркству.
Однако важнейший фактор - это выбор самого народа, его историческое и мировоззренческое самоощущение. Караимы считали и считают себя тюркским народом и не скрывают чувства гордости своей национальной принадлежности.
По статистическим данным, сегодня численность проживающих в мире караимов составляет более двух тысяч человек. За прошедшие столетия они со своей исторической родины - Крымского полуострова - рассеялись по России, Турции, Польше, Литве, Украине, Франции, США и другим странам, на протяжении долгих веков находились в непрестанной борьбе за выживание, и с удивительным упорством стремились сберечь и сохранить свое национальное существо, свой язык, верование, историческую память, менталитет и неповторимое своеобразие.
Родина караимов - Крым (привлекает внимание и это созвучие!) некогда был составной частью Хазарского хаганата. Усилиями иудейских миссионеров, начиная с IX века, среди тюркского населения хаганата распространяется религия евреев - иудаизм. Однако, как было отмечено выше, это религиозное учение не замыкалось только традиционной верой, исповедуемой евреями, а отличалось синкретическим характером. Это было новое религиозно-духовное течение - караимизм, вобравший в себя элементы трех мировых религий - иудаизма, христианства, ислама - и возникший примерно за столетие до распространения среди жителей Хазарского хаганата иудейской веры. Наряду с тюркскими приверженцами караимизма, были и его последователи среди евреев, арабов, греков, русских и даже казаков. Однако крымские караимы были преимущественно потомками хазаро-куманских предков тюркского происхождения. С XIII века началась миграция крымских караимов по Восточной Европе. Начало их колонизации положил в 1246 году князь Даниил Романович, пригласивший караимов на земли нынешней Западной Украины - в Луцкую область и Галицию, выделил их семьям земли, создал условия для их обустройства. И в последующие века Луцк продолжал оставаться одним из караимских культурных центров.
В 1930 году в Луцке под редакцией караимского просветителя М.Мардкевича выходил журнал "Карай авазы" ("Голос карая"). В этом городе был издан также ряд образцов литературы на родном языке. Один из красивейших памятников самобытного караимского зодчества - кенаса находится в столице Украины Киеве, неподалеку от Крещатика. В этом прекрасном здании, построенном на исходе XIX века на личные средства караимских табачных магнатов братьев Коген, ныне размещается Дом актера.
После 1990 года малочисленная община украинских караимов создала свое национально - культурное землячество "Догунма" ("Возрождение"). Великий князь Литовский Витовт после успешного похода в Крым в 1397 году добился переселения в Литву части крымских татар и караимов, отличавшихся ратной доблестью и боевым искусством, и разместил 400 караимов под Вильнюсом, в Тракае, на берегу живописного озера в окрестностях своего замка.
В караимской хронике, относящейся к XVI веку, это историческое событие нашло такое описание:"Ol keltirdi qaraylari Krimin yanindan, Kara Tenqizin yanindan da oturyuzdu qaraylarni bunda Troxda. Berdi qaraylara kop yer ki, boley nesindin tirilma qaraylara" (в переводе:
"Он побудил караев перебраться со стороны Крыма, со стороны Черного моря и посадил в Тракае. Дал им вдосталь земли, чтобы жили (кормились) с нее").
Карайские тюрки, как отважные воины, верные и надежные люди, десятилетиями составляли костяк личной дружины литовских князей. Одновременно они стояли на страже западных границ Литвы, охраняя их от тевтонских рыцарей.
В 1441 году король Речи Посполитой и великий князь Литвы Казимир IV Яготайтис признал Магдебургское право в отношении караимов, и им был придан статус общинного самоуправления в пределах страны. Это положение продолжалось до раздела Польши и до включения Литвы в состав России. За прошедшие столетия карайские тюрки, превратившиеся в неотъемлемую часть литовского общества, вместе с тем не растворились в гуще христианского большинства. Как отмечалось выше, в 1397 году в Литву было переселено около 400 карайских тюрков (некоторые источники уточняют эту цифру, указывая 383 человека). В 1997 году 257 представителей этого древнего, но малочисленного народа праздновали в Литве 600-летие переселения своих далеких предков с Крымского полуострова. Действительно нельзя не изумляться - в то время как за шесть столетий с карты мира и со страниц истории стирались целые государства и народы, горстка карайских тюрков из Крыма смогла сохранить свое национальное "я", свой язык, веру, традиции и обычаи.
Караимы по сей день считают одним из своих духовно-культурных центров, наравне с Крымом, и поселок Тракай неподалеку от Вильнюса. (Кстати говоря, филолог и дипломат Галина Кобескайте, переводившая с оригинала ряд образцов классической и современной азербайджанской литературы на литовский язык, после обретения Литвой независимости представлявшая свою страну в качестве посла в Турции и Азербайджане, по национальности является караимкой. В последние годы проработавшая советником президента Литвы, Галина ханум теперь назначена послом этой страны в Финляндии. Галина Кобескайте в беседе с автором этих строк призналась в том, что хорошо знала С.Шапшала, с благодарным чувством вспоминала, как в 60-е годы минувшего столетия под его руководством изучала персидский язык и историю Ирана.) В период Польско-Литовской унии часть караимов обосновалась в Польше. Ныне их численность в Польше колеблется от 90 до 100 человек. Характеризующиеся в польских источниках "наименьшим из меньшинств", караимы и в этой стране проявляют завидное чувство самосохранения и самостоятельности.
В 1924-1938 годах в Варшаве при активном участии караимских интеллигентов - подвижников С.Шапшала, А.Зайончковского, А Дубинского и других, на польском и караимском языках выходил один из значимых востоковедческих журналов того времени - "Misl karaimska", действовало Общество любителей караимской истории и литературы. Сейчас несколько десятков карайских тюрков Польши объединились в Союз польских караимов, здесь действует их издательство "Битик" ("Грамота"); с 1990 года издается на польском языке ежеквартальный альманах "Avazimiz" ("Наш голос"). Могилы авторитетных и именитых сограждан Варшавы, покоящихся на караимском кладбище в районе Вола польской столицы, напоминают о роли этих тюркских варшавян в культурной, политической и торгово-экономической жизни страны.
Небольшие общины карайских тюрков существуют также в Турции, Франции и США. Численность стамбульских караимов, обосновавшихся там еще с византийских времен, ныне составляет 70-80 человек. Интересно, что третий президент Турецкой Республики (1950-1960) Джелал Баяр по материнской линии был из карайских тюрков. С 1995 года под редакцией живущего во Франции академика М.Сарача начато издание десятитомной "Караимской народной энциклопедии". Уже вышли в свет шесть томов. Авторы "Энциклопедии", осознающие ту истину, что существование караимов тесно связано со сбережением духовной памяти, донесением до грядущих поколений знаний об этом народе, его культуре, уникальном религиозном мировоззрении и воспитанных ими выдающихся личностях, стремятся к наивозможной полноте представленного материала.
А потомки караимов, обосновавшихся в США, под руководством профессора Валентина Кефели в 2003 году учредили в этой стране Международный институт крымских караимов. По линии этого института в последние годы изданы на русском и английском языках книги и альбомы о карайских тюрках, проведены международные семинары и конференции. Одной из главных задач института сохранение языка и исторической памяти караимов, находящихся под угрозой этнического исчезновения, пропаганда их вклада в мировую культуру.
***
Ясное дело, что, несмотря на рассеивание по просторам Российской империи, а позднее по странам Европы, подавляющее большинство карайских тюрков продолжали жить на своей исторической земле - в Крыму. В 1914 году их численность на полуострове превышала 8000 человек (по всей России - 14000 человек). А в настоящее время их осталось в Крыму вдесятеро раз меньше. В начале ХХ века на территории России существовали 20 караимских храмов кенас, 40 общин, 13 учебных заведений, в том числе Александровское духовное училище, носящее с личного согласия самого императора России Александра Второго его имя. Аннексия Крыма и присоединение полуострова к России (1783 г.) открыли перед караимами широкие возможности. В отличие от крымских татар, симпатизирующих Османской Турции и относившихся к российским властям с недоверием, карайские тюрки смогли сравнительно легко столковаться с царской администрацией. В 1795 году императрица Екатерина Вторая освободила их от двойного налогообложения, применявшегося к еврейскому населению, дала разрешение на владение недвижимым имуществом.
Караимам был представлен и ряд других значимых льгот, с условием категорического непринятия в свою общину ортодоксальной еврейской паствы. Некоторые караимы, воспользовавшиеся массовым исходом крымских татар в Турцию вследствие российской экспансии, раскупая по бросовым ценам имущество и достояние прежних хозяев, превратились в крупных землевладельцев. В 1827 году император Николай Первый, учитывая малочисленность караимских инородцев, освободил их от воинской повинности. Однако это не помешало выдвижению из их числа в последующие годы, в особенности во время Крымской кампании, целого ряда умелых и славных воинов.
В 1837 году было учреждено Таврическое духовное управление караимов; им было предоставлено право избрания своего религиозного лидера - хакама. Полномочия и права хакамов уравнивались со статусом религиозного главы крымских мусульман - муфтия. В 1852 году с караимов было снято еще одно ограничение - запрет на обоснование на определенных территориях (черта оседлости). Это облегчило им путь к миграции во внутренние губернии России, а также в Одессу, Киев, Москву. В результате маленькая компактная караимская община, с ее сильной внутренней самоорганизацией и дисциплиной, моральной сплоченностью и интеллектуальным потенциалом, способностью к адаптации и налаживанию контактов в чужеродной среде, проявила свои незаурядные качества. В Российской империи из карайских тюрков выросли успешные и богатые предприниматели, деятели искусства, военачальники, ученые. В царской России две трети производства и сбыта табака были под контролем караимов. Знаменитые табачные фабрики "Ява" и "Дукат", поныне продолжающие свою деятельность, были основаны в конце XIX века представителями караимских семей Зурна, Габай и Пигим. Особняк на Большой Садовой в Москве, изображенный в романе "Мастер и Маргарита" и прославившийся впоследствии как "Дом Булгакова" принадлежал владельцу "Дуката" - Илье Пигиму. Интересно, что Булгаков изображал в своем романе и самого караимского табачного магната под фамилией Элпим.
Говорят, что сделавший в Москве много шума в 30-х годах прошлого века своими приключениями и авантюрным нравом другой караим - сын подданного Турции Юфуда Леви - Илья Леви стал прототипом "великого комбинатора" И.Ильфа и Е.Петрова - небезызвестного турецкоподданного Остапа Ибрагимовича Бендера... А вот благотворитель Пигим, щедро субсидировавший деятельность общества карайских тюрков "Имдад", снискал известность как более благородная и великодушная натура. Он завещал свой особняк - излюбленное место московской богемы - и 3,5 миллиона рублей золотом (огромная сумма для начала ХХ века) в пользу московской караимской общины.
(Продолжение следует)
Вилаят ГУЛИЕВ ШАПШАЛ - АЗЕРБАЙДЖАНОВЕД, ИЛИ НАШИ БРАТЬЯ - КАРАИМЫ. // Зеркало (Баку).- 10.11.2007.