Тут не то что паранджа, хиджаб, никаб, чадра
01/10/2008 | Сразу все
Тут вообще!
О невыносимой тяжести женского бытия повествует толковый словарь женского политкорректного языка A Feminist Dictionary, с основополагающими положениями которого мы знакомим своих читателей и читательниц.
Альтернативная внешность (alternative body image) - непривлекательная. Так предлагается называть женщин, которых раньше именовали некрасивыми.
Боббитектомия (bobbitectomy) - оскопление мужчины в знак протеста против фаллократического общества или действий конкретного мужчины. Термин получил распространение после того, как в 1993 году американка Лорена Боббит оскопила своего спящего мужа Джона в отместку за жестокое обращение с ней. Жюри присяжных признало Лорену невиновной. Феминистка Стефани Моррис для определения ее поступка ввела термин «социосексуальная непримиримость» (socio-sexual vigilantism).
Вагинальный американец (vaginal american) - американская женщина.
Галантность (chivalry) - орудие подавления, делающее женщину неспособной решать жизненные проблемы без каждодневной помощи мужчины.
Гетеросексуальный целибат (heterosexual celibate) - определение, заменяющее оскорбительный для женщин термин «фригидность».
Чрезмерный зрительный контакт (excessive eye contact) – оскорбительная форма сексуального приставания. Термин получил распространение после того, как в 1994 году студентка университета Торонто подала в суд на профессора, который смотрел на нее во время лекции. Суд обязал обидчика выплатить жертве 200 тыс. канадских долларов.
Недостаточный зрительный контакт (insufficient eye contact) – оскорбительная форма сексуального приставания. Если мужчина избегает смотреть на женщину, она может потерять уверенность в себе и даже почувствовать физическую угрозу.
Выживший, уцелевший (survivor) - женщина, пережившая сексуальное насилие.
Посткоитальное несогласие (postcoital nonconsent) - формальный юридический отзыв и опротестование женщиной предварительного согласия на половой акт после его совершения. Среди признаваемых судом уважительными основаниями для P.N числятся: получение мужчиной предварительного согласия в тот момент, когда женщина находится под воздействием алкоголя, лекарств или наркотиков; психологическое принуждение к согласию (то, что прежде называлось «ухаживанием»); несоответствие полового акта ожиданиям и желаниям женщины.
Потенциальный насильник (potential rapist) - любое существо мужского пола, достигшее половой зрелости. Термин введен студентками университета штата Мэриленд, которые расклеили в аудиториях списки potential rapists, включив в них всех преподавателей и студентов.
Приспешник (collaborator) - женщина, публично заявляющая о том, что ей нравится заниматься сексом с мужчинами.
Сексуальный работник (sex-worker) - проститутка. Само слово «проститутка» признано унизительным, поскольку подчеркивает презрительное отношение к женщинам, которых фаллократическое общество заставило заниматься предоставлением сексуальных услуг. Синонимы: лицо, занимающееся коммерческим сексом; лицо, выставляющее себя в качестве товарного лота в рамках одной из доктрин бизнеса.
Сексуальное преследование (sexual harrassment) – неожиданное сексуальное внимание, приводящее жертву в состояние неуверенности и неудобства или вызывающее проблемы в общественных местах, а также на работе или в учебном заведении. Формами S.H. являются разглядывание, оценочное присвистывание, внезапное прекращение разговора в мужской компании при появлении женщины и так далее.
Увеличенный клитор (extended clitoris) - пенис. Синонимы: удлиненный половой орган, заменитель фаллоимитатора. Слово «пенис» считается неполиткорректным, поскольку указывает на отличие женщин от мужчин.
Умозрительное изнасилование (conceptual rape) - воображаемое мужчиной участие в половом акте с женщиной без ее предварительного согласия.
О невыносимой тяжести женского бытия повествует толковый словарь женского политкорректного языка A Feminist Dictionary, с основополагающими положениями которого мы знакомим своих читателей и читательниц.
Альтернативная внешность (alternative body image) - непривлекательная. Так предлагается называть женщин, которых раньше именовали некрасивыми.
Боббитектомия (bobbitectomy) - оскопление мужчины в знак протеста против фаллократического общества или действий конкретного мужчины. Термин получил распространение после того, как в 1993 году американка Лорена Боббит оскопила своего спящего мужа Джона в отместку за жестокое обращение с ней. Жюри присяжных признало Лорену невиновной. Феминистка Стефани Моррис для определения ее поступка ввела термин «социосексуальная непримиримость» (socio-sexual vigilantism).
Вагинальный американец (vaginal american) - американская женщина.
Галантность (chivalry) - орудие подавления, делающее женщину неспособной решать жизненные проблемы без каждодневной помощи мужчины.
Гетеросексуальный целибат (heterosexual celibate) - определение, заменяющее оскорбительный для женщин термин «фригидность».
Чрезмерный зрительный контакт (excessive eye contact) – оскорбительная форма сексуального приставания. Термин получил распространение после того, как в 1994 году студентка университета Торонто подала в суд на профессора, который смотрел на нее во время лекции. Суд обязал обидчика выплатить жертве 200 тыс. канадских долларов.
Недостаточный зрительный контакт (insufficient eye contact) – оскорбительная форма сексуального приставания. Если мужчина избегает смотреть на женщину, она может потерять уверенность в себе и даже почувствовать физическую угрозу.
Выживший, уцелевший (survivor) - женщина, пережившая сексуальное насилие.
Посткоитальное несогласие (postcoital nonconsent) - формальный юридический отзыв и опротестование женщиной предварительного согласия на половой акт после его совершения. Среди признаваемых судом уважительными основаниями для P.N числятся: получение мужчиной предварительного согласия в тот момент, когда женщина находится под воздействием алкоголя, лекарств или наркотиков; психологическое принуждение к согласию (то, что прежде называлось «ухаживанием»); несоответствие полового акта ожиданиям и желаниям женщины.
Потенциальный насильник (potential rapist) - любое существо мужского пола, достигшее половой зрелости. Термин введен студентками университета штата Мэриленд, которые расклеили в аудиториях списки potential rapists, включив в них всех преподавателей и студентов.
Приспешник (collaborator) - женщина, публично заявляющая о том, что ей нравится заниматься сексом с мужчинами.
Сексуальный работник (sex-worker) - проститутка. Само слово «проститутка» признано унизительным, поскольку подчеркивает презрительное отношение к женщинам, которых фаллократическое общество заставило заниматься предоставлением сексуальных услуг. Синонимы: лицо, занимающееся коммерческим сексом; лицо, выставляющее себя в качестве товарного лота в рамках одной из доктрин бизнеса.
Сексуальное преследование (sexual harrassment) – неожиданное сексуальное внимание, приводящее жертву в состояние неуверенности и неудобства или вызывающее проблемы в общественных местах, а также на работе или в учебном заведении. Формами S.H. являются разглядывание, оценочное присвистывание, внезапное прекращение разговора в мужской компании при появлении женщины и так далее.
Увеличенный клитор (extended clitoris) - пенис. Синонимы: удлиненный половой орган, заменитель фаллоимитатора. Слово «пенис» считается неполиткорректным, поскольку указывает на отличие женщин от мужчин.
Умозрительное изнасилование (conceptual rape) - воображаемое мужчиной участие в половом акте с женщиной без ее предварительного согласия.
Відповіді
2008.01.10 | Chief
Вообще-то я думаю, что в дни 100-летнего юбилея Симоны де Бовуар
...Ваш пост вполне уместенНо лишь бы модераторы думали также
2008.01.10 | Гуливер
Re: Вообще-то я думаю, что в дни 100-летнего юбилея Симоны де Бовуар
Chief пише:> ...Ваш пост вполне уместен
>
> Но лишь бы модераторы думали также
Без уважительного отношения мужчинам и женщинам , невозможно построить гражданское общество.
Интересно, а как бы крымские женщины посмотрели на это словарь.
Как по мне , так там есть перегибы, например . о галантности .
2008.01.10 | Chief
Re: Вообще-то я думаю, что в дни 100-летнего юбилея Симоны де Бовуар
Гуливер пише:> Без уважительного отношения мужчинам и женщинам , невозможно построить гражданское общество.
>
> Интересно, а как бы крымские женщины посмотрели на это словарь.
>
> Как по мне , так там есть перегибы, например . о галантности .
Чего только не прочтешь в ЖЖ
Думаю, что это весьма вольный перевод Словаря феминизма, и особо рассчитывать на аутентичность терминов не приходится. О феминизме лучше судить по серьезным текстам, коих уже немало и на русском языке. Кстати, если прочесть вполне себе серьезный труд какого-нибудь неофрейдиста или, например, Ж.Лакана, можно и их поднять на смех.
Из личного опыта общения с феминистками замечу, что это в своем большинстве женщины с очень высоким интеллектом, и они мало что общего имеют с теми стереотипными образами, которые циркулируют русско- и украинском медиапространствах.
2008.01.10 | Маклай
Личный опыт
Chief пише:> Из личного опыта общения с феминистками замечу, что это в своем большинстве женщины с очень высоким интеллектом, и они мало что общего имеют с теми стереотипными образами, которые циркулируют русско- и украинском медиапространствах.
Повещло вам с личным опытом. А мой личный опыт приобретен главным образом в странах победившего феминизма, где идея широко разлита в массах в той общедоступной версии, что адаптирована к общенародному пониманию.
Стереотипные образы советского медиапространства - девочки-ангелочки по сравнению с суровыми доярками, истово овладевшими азами сего прогрессивного вероучения
2008.01.10 | Ночной дозор
Re: Личный опыт
Личный опыт заключается в выведении мною термина "феминист(ко)". В лабораторных условиях. Поспорили с одной особой, феминист(кой), как же ее правильно называть. ФеминистКА - будет указание на гэндэр. Феминист - будет проявляться мое маскуналистское желание подавить, растоптать личность собеседницы. Я предложил окончание -ко. Феминистко, феминисточко. Конец беседы был неинтересным. Вот какие мы креведко.2008.01.10 | Chief
Re: Личный опыт
Ночной дозор пише:> Личный опыт заключается в выведении мною термина "феминист(ко)". В лабораторных условиях. Поспорили с одной особой, феминист(кой), как же ее правильно называть. ФеминистКА - будет указание на гэндэр. Феминист - будет проявляться мое маскуналистское желание подавить, растоптать личность собеседницы. Я предложил окончание -ко. Феминистко, феминисточко. Конец беседы был неинтересным. Вот какие мы креведко.
Очень странные тезисы, конечно
Кстати, известные мне феминисты (есть и такие) - отличные ребята.
2008.01.10 | Chief
Re: Личный опыт
Маклай пише:> Chief пише:
> > Из личного опыта общения с феминистками замечу, что это в своем большинстве женщины с очень высоким интеллектом, и они мало что общего имеют с теми стереотипными образами, которые циркулируют русско- и украинском медиапространствах.
>
> Повещло вам с личным опытом. А мой личный опыт приобретен главным образом в странах победившего феминизма, где идея широко разлита в массах в той общедоступной версии, что адаптирована к общенародному пониманию.
> Стереотипные образы советского медиапространства - девочки-ангелочки по сравнению с суровыми доярками, истово овладевшими азами сего прогрессивного вероучения
Уважаемый Маклай, не знаю где Вы осваивали идеи феминизма, но что в современном нам с Вами медиапространстве их нет (или есть в сугубо карикатурном свете) - точно. Хотя не уверена, что это хорошо. Как ни странно, возможно, если бы они были, у нас и женщины напоминали бы женщин, и мужчины были все-таки мужчинами...
2008.01.10 | Маклай
Навязывание девиаций
Chief пише:> Уважаемый Маклай, не знаю где Вы осваивали идеи феминизма, но что в современном нам с Вами медиапространстве их нет (или есть в сугубо карикатурном свете) - точно. Хотя не уверена, что это хорошо. Как ни странно, возможно, если бы они были, у нас и женщины напоминали бы женщин, и мужчины были все-таки мужчинами...
Я их осваивал на практике в Скандинавии, на протяжении ряда лет подряд. Виденное там отнюдь не достойно внедрения в наше медиапространство: у нас народ и без того жутко дезориентирован в своих половых ролях. Существующие искаженные представления - это одно, а те же искаженные представления, перевернутые с ног на голову - это вообще будет что-то нечеловеческое...
Я думаю, что те, кто рожден быть настоящими женщинами и настоящими мужчинами, останутся таковыми при любом наполнении медиапространства, при любых жизненных обстоятельствах и при любой господствующей идеологической моде. Таковыми рождены, конечно, не все, и спектр разнообразных отклонений, дефектов и девиаций чрезвычайно широк. Они тоже вправе иметь свое место: человеческая натура разнообразна, и от этого никуда не деться. Феминизм, как считаю я, является одной из многочисленных форм таких отклонений. Он вполне имеет право на существование, как и все прочие явления того же порядка. Резкий протест эта идеология вызывает лишь тогда, когда эту девиантную модель мировосприятия пытаются представить как общеобязательную норму.
Впрочем, навязывание дефективных моделей мышления, поведения и мировоззрения, увы, не ограничивается одним феминизмом, и он даже не самая серьезная из этих моделей.
2008.01.10 | Chief
по-моему, девиация - это как раз то, где и как мы живем...
Слава Богу для стран Скандинавии, они к нам не имеют никакого отношения.Маклай пише:
>
> Я думаю, что те, кто рожден быть настоящими женщинами и настоящими мужчинами, останутся таковыми при любом наполнении медиапространства, при любых жизненных обстоятельствах и при любой господствующей идеологической моде.
Точно - "рожден"? Воспитание, фоновое знание не в счет?
Я понимаю, что Вам тяжело критически взглянуть на мужскую часть населения, поэтому придется сказать мне. Дефицит настоящих мужчин в местах, где идеи феминизма никак о себе не дали знать, - ощущается весьма остро.
2008.01.10 | Маклай
Совершенно верно. Это тоже девиация
Chief пише:> Точно - "рожден"? Воспитание, фоновое знание не в счет?
В счет конечно. Здесь ведь целый комплекс факторов. Я выделил только один, самый, на мой взгляд, важный. "Настоящесть" воспитывается многими поколениями, этого не приобретешь.
> Я понимаю, что Вам тяжело критически взглянуть на мужскую часть населения, поэтому придется сказать мне. Дефицит настоящих мужчин в местах, где идеи феминизма никак о себе не дали знать, - ощущается весьма остро.
Почему мне тяжело критически взглянуть??? Мне, напротив, весьма легко взглянуть критически, потому что по сравнению с абсолютным большинством мужского населения у меня другие ценности. Если бы мои ценности были теми же самыми - то да, тогда судить было бы непросто.
Еще неизвестно, чьи выводы от увиденного суровее - Ваши или мои
Корреляцию наличия "настоящих мужчин" с распространенностью идей феминизма я считаю случайной и не повсеместной. На самом деле это находится в зависимости от уровня традиционной религиозности общества. Именно общества с безбожием в анамнезе как раз и представляют наибольшие отклонения в этом смысле.
2008.01.10 | Chief
Re: Совершенно верно. Это тоже девиация
Маклай пише:> Chief пише:
>
> > Точно - "рожден"? Воспитание, фоновое знание не в счет?
> В счет конечно. Здесь ведь целый комплекс факторов. Я выделил только один, самый, на мой взгляд, важный. "Настоящесть" воспитывается многими поколениями, этого не приобретешь.
>
> > Я понимаю, что Вам тяжело критически взглянуть на мужскую часть населения, поэтому придется сказать мне. Дефицит настоящих мужчин в местах, где идеи феминизма никак о себе не дали знать, - ощущается весьма остро.
>
> Почему мне тяжело критически взглянуть??? Мне, напротив, весьма легко взглянуть критически, потому что по сравнению с абсолютным большинством мужского населения у меня другие ценности. Если бы мои ценности были теми же самыми - то да, тогда судить было бы непросто.
...Но несмотря на это заявление, мыслите Вы весьма традиционно и в этом смысле мало походите на интеллектуального реформатора ;( Увы.
2008.01.10 | Маклай
Реформаторов - переизбыток
Chief пише:> ...Но несмотря на это заявление, мыслите Вы весьма традиционно и в этом смысле мало походите на интеллектуального реформатора ;( Увы.
Chief, я поправлю Вашу терминологию...
- Не "несмотря", а "вследствие", потому что мои ценности - это традиционные ценности (понятно, что речь идет о традициях вовсе не советского общества). Мне было бы неприятно походить на интеллектуального реформатора: реформаторов просто-таки переизбыток, вследствие чего современное общество суперреформированно в превратную сторону. И любой здравый традиционалист выглядит в этом гиперреформированном обществе как оригинал на фоне западного феминизма и гомофилии либо на фоне постсоветского террариума, которому даже не найдешь дефиниций...
Так что мне естественнее быть интеллектуальным традиционалистом.
- И не "увы", а "ура", потому что тут собираются разнообразные люди и каждый умеет делать что-то свое. Не всем же быть одинаковыми.
UPD
А вообще-то, речь не обо мне шла, а об обществе.
2008.01.10 | Chief
Re: Реформаторов - переизбыток
Маклай пише:> Chief пише:
> > ...Но несмотря на это заявление, мыслите Вы весьма традиционно и в этом смысле мало походите на интеллектуального реформатора ;( Увы.
>
> Chief, я поправлю Вашу терминологию...
> - Не "несмотря", а "вследствие", потому что мои ценности - это традиционные ценности (понятно, что речь идет о традициях вовсе не советского общества). Мне было бы неприятно походить на интеллектуального реформатора: реформаторов просто-таки переизбыток, вследствие чего современное общество суперреформированно в превратную сторону. И любой здравый традиционалист выглядит в этом гиперреформированном обществе как оригинал на фоне западного феминизма и гомофилии либо на фоне постсоветского террариума, которому даже не найдешь дефиниций...
> Так что мне естественнее быть интеллектуальным традиционалистом.
> - И не "увы", а "ура", потому что тут собираются разнообразные люди и каждый умеет делать что-то свое. Не всем же быть одинаковыми.
К сожалению, традиционализм в отношении к женщинам в нашем с Вами общем социокультурном пространстве не является, на мой взгляд, достоинством. Поскольку означает только одно - желание мужчин доминировать везде, всегда и во всем, опираясь при этом на разнообразные патриархатные концепты.
2008.01.10 | Маклай
Это обязанность
Chief пише:> желание мужчин доминировать везде, всегда и во всем
Ну как Вам сказать с позиций несветского и несоветского традиционалиста... Это не желание... Это обязанность, причем порой тяжкая и малоприятная. И сопряженная с особой ответственностью. Изначальное преимущество мужчины - только инструмент для реализации этой ответственности, а вовсе не привилегия.
Иногда гораздо легче не доминировать, а сесть на голову и заявлять об особых преимущественных правах. Но в таком случае претензии на такие права безосновательны: любое доминирование нужно подтверждать деятельностью.
Приводимые идеологами феминизма проблемы семьи - паразитизм супруга, домашнее насилие и т.д. - являются как раз примерами противоестественного немужского поведения. И соответственно, такое поведение выводит личность из класса "мужчин" в класс "немужчин", лишенных права доминировать над кем бы то ни было.
2008.01.10 | Брат-1
Обратная корреляция!
Chief пише:> Дефицит настоящих мужчин в местах, где идеи феминизма никак о себе не дали знать, - ощущается весьма остро.
Извините, извините! Как раз феминизм и борется против того, чтобы были "настоящие мужчины" и "настоящие женщины". И как раз наличие "настоящих мужчин", - мы с вами, безусловно, по-разному можем понимать это определение, как и "настоящие женщины", - и тем не менее, наличие тех и тех "настоящих" как раз зафиксировано в те времена, когда слова "феминизм" не существовало в природе.
С географическим аспектом знаком меньше, - и тем не меньше, в странах Европы сейчас явно меньше процентный состав "настоящих мужчин" и "настоящих женщин" по сравнению с часами короля Артура, чья благородная натура являет дивный образец для подражания сердец.
2008.01.10 | Гуливер
Re: Обратная корреляция!
Брат-1 пише:> С географическим аспектом знаком меньше, - и тем не меньше, в странах Европы сейчас явно меньше процентный состав "настоящих мужчин" и "настоящих женщин" по сравнению с часами короля Артура, чья благородная натура являет дивный образец для подражания сердец.
настоящих мучжин всегда мало было
При Артуре тоже не так много было, как и сегодня.
Но сегодня женщин уже не бьют и не насилуют массово, как-это было раньше
2008.01.10 | Брат-1
Re: Обратная корреляция!
Гуливер пише:> Брат-1 пише:
>
> > С географическим аспектом знаком меньше, - и тем не меньше, в странах Европы сейчас явно меньше процентный состав "настоящих мужчин" и "настоящих женщин" по сравнению с часами короля Артура, чья благородная натура являет дивный образец для подражания сердец.
>
> настоящих мучжин всегда мало было
>
> При Артуре тоже не так много было, как и сегодня.
>
> Но сегодня женщин уже не бьют и не насилуют массово, как-это было раньше
Гуливер, что я слышу. Кто же бил и насиловал женщин при короле Артуре! Разве что великаны, которым изрядно доставалось за меньшие вещи. А вы ещё про "массовое" упомянули. Это к нацистам и коммунистам!
2008.01.10 | Гуливер
Re: Обратная корреляция!
Брат-1 пише:> Гуливер, что я слышу. Кто же бил и насиловал женщин при короле Артуре! Разве что великаны, которым изрядно доставалось за меньшие вещи. А вы ещё про "массовое" упомянули. Это к нацистам и коммунистам!
Вы говорили о современной Европе и и тех временах, когда не было слово "феминизм". Вот я сравнил эпохи.
И потом рыцарское отношение в женщинам сегодня стало массовым.
2008.01.10 | Брат-1
Re: Обратная корреляция!
Гуливер пише:> Брат-1 пише:
> > Гуливер, что я слышу. Кто же бил и насиловал женщин при короле Артуре! Разве что великаны, которым изрядно доставалось за меньшие вещи. А вы ещё про "массовое" упомянули. Это к нацистам и коммунистам!
>
> Вы говорили о современной Европе и и тех временах, когда не было слово "феминизм". Вот я сравнил эпохи.
Во времена Гитлера и Сталина феминизм не то что существовал, - становился частью идеологии. В "девиативном виде", но входил, как раз отметая существовавшие домострои, шариаты и кирхе-киндер-кюхня.
> И потом рыцарское отношение в женщинам сегодня стало массовым.
Возможно, - например, в ТНУ это так Но именно с галантностью, рыцарством и подчёркиванием различий пола, а также с "унижающей женщин" манерой подать руку, локоть, меч, - и борется феминизм.
2008.01.10 | Гуливер
Re: Обратная корреляция!
Брат-1 пише:> Возможно, - например, в ТНУ это так Но именно с галантностью, рыцарством и подчёркиванием различий пола, а также с "унижающей женщин" манерой подать руку, локоть, меч, - и борется феминизм.
Феминизм я понимаю как борьба женщин за обретение равных прав с мужчинами в обществе. По-моему это классическое понимание. А то, что на базе этого возникли всякие радикальные течения , это уже другое дело.
2008.01.10 | Терминолог
Полезные термины :)
Замечательный словарь!!:)Особенно умилило:
> Вагинальный американец (vaginal american) - американская женщина.
Знаю нескольких таких, вагинальных Правда, совсем не американцев
2008.01.10 | Chief
Надоело мне читать благоглупости и измышления некоторых ..
Почитайте, что такое феминизм в изложении специалиста - доктора исторического наук, профессора, ведущего сотрудника Института этнологии и антропологии РАН Натальи Львовны ПУШКАРЕВОЙ.Кстати, она сама - выдающийся ученый, жена, бабушка и просто очаровательная женщина - позиционирует себя также как феминистка и целиком опровергает все те глупости, которые тут некоторые пишут о феминистках. Где-то у меня было интервью, которое она давала мне для одного издания - если найду текст, пришлю.
http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/krugosvet/1/1010190.htm
2008.01.10 | Энциклопедист
Кокие ж это благоглупости?!!
Там, по ссылке, неинтересно написано: многобуков.Словарь интереснее намного: в нем, как уже было отмечено коллегами, есть полезные термины
2008.01.10 | Chief
«Путь к признанию женщин в политике будет долгим"...
Интервью с Натальей Пушкаревой было подготовлено для одной крымской газеты, но "забраковано" к публикации одним влиятельным крымскотатарским деятелем (традиционализм на марше!), близким к газете. И это при том, что текст носит исключительно просветительский характер.---
Профессор Наталья Пушкарева: «Путь к признанию женщин в политике будет долгим»
С профессором Натальей Пушкаревой мне посчастливилось познакомиться в Форосе, на Международной Школе гендерных исследований, где она читала курс лекций по истории феминизма. Впрочем, заочно я познакомилась с ней значительно раньше - Пушкареву можно, без преувеличения, назвать классиком российской исторической науки. Воображение рисовало образ суровой старухи с палочкой… Каково же было мое удивление, когда оказалось, что выдающийся историк, доктор наук, профессор Института этнологии и антропологии Российской Академии наук, вице-президент Ассоциации гендерных исследований – молодая и очень миловидная женщина, к тому же заботливая жена, мать и бабушка. Не менее удивительно было и то, что уже более тридцати (!) лет Наталья Львовна занимается «женской темой» - некогда одной из самых табуированных в советской историографии …
Наталья Львовна, понятие «феминизм» очень неоднозначно… Вы известный историк феминизма. Так что же такое феминизм?
Общепринятого определения понятия «феминизм» нет.
Слово «феминизм» сконструировано социалистом-утопистом Шарлем Фурье в конце 80-х гг. XVIII в. Ну а в нынешней литературе содержится более 300 толкований этого термина.
Для меня феминизм многопланов. Я историк по образованию, и для меня феминизм – это прежде всего социально-политическая теория, в которой анализируется угнетение женщин и превосходство мужчин в историческом прошлом и настоящем, а также осмысляются пути преодоления мужского превосходства над женщинами. Как философская концепция социокультурного развития феминизм помог выявить неучтенность женского социального опыта в представлениях о мире и обществе и призвал «вернуть женщинам их голос». Собственно, этим я и занимаюсь, изучая социальное прошлое женщин России и Европы.
Как для аналитика, избравшего научную работу в качестве основной профессии, для меня феминизм это еще и методология исследований, являющая собой сумму исследовательских практик, основанных на артикуляции женского взгляда на мир и женской системы ценностей.
Если бы я была от природы трибуном и умела пропагандировать свои взгляды не только в исследованиях, я бы стала частью феминизма как широкого социального движения за равенство прав и возможностей для женщин, противостоящее социальной системе, в которой положение людей разных полов не равноправно. Ведь феминизм – идеологически не нейтрален, он противостоит всем женоненавистническим теориям и действиям.
Для многих само понятие «феминизм» звучит пугающе… Наверное, это не случайно?
Феминизм многолик. Он не представляет собой монолитной и универсальной теории, но имеет различные идеологические проявления и политические стратегии, поэтому стоит говорить о феминизмах, его разных – во времени и пространстве дискурсах и политиках (марксистский, радикальный, постмодернистский, экологический, психоаналитический, антирасистский и т.д.) Наиболее спокойно в настоящее время воспринимается либеральный феминизм как теория и практика, а наиболее резко – феминизм радикальный, поскольку он наиболее заметен в своих действиях, а в последнее время еще и постоянно блокируется с различными критически настроенными силами.
Наталья Львовна, а имеют ли какое-либо историческое обоснование те многочисленные, порой жутковатые мифы о феминистках, которые и поныне существуют в общественном сознании? Наверное, нет дыма без огня… Известны ли какие-либо радикальные проявления феминизма в его многолетней истории?
Уже воинственные милитантки начала 20 века, выступавшие за предоставление женщинам избирательных прав, привлекали к себе внимание своими необычными поступками. Они разбрасывали листовки с гостевой галереи парламента, прерывали ораторов на политических собраниях, устраивали несанкционированные митинги и шествия, приковывали себя наручниками к перилам в общественных местах, делали попытки лично вручить петиции в руки премьер-министра, что чаще всего заканчивалось стычками с полицией. А когда в их среде было решено объявить «атаку на собственность» ведущих политиков, от голосов которых зависело, будет ли принят нужный им закон, то, вооружившись молотками, женщины стали быть окна их офисов и принадлежащих им витрины роскошных магазинов, обрезали телефонные провода… Оказавшись в тюрьме, они объявляли голодовки в знак гражданского неповиновения. И все во имя избирательных прав!
Но ведь они их получили, не правда ли? Но и на этом не успокоились…
…Когда же последние были обретены (к середине-второй половине 20 века), акции радикальных феминисток стали еще более агрессивны: именно они заставили поставить вопрос о том, что принятые законы о равенстве полов – еще не фактическое равенство. Последнее возможно только в случае признания различий между полами и предоставления женщинам особых прав во всех сферах жизни общества. Такая постановка вопроса требовала нового пересмотра законов, и далеко не все страны оказались способны пойти на подобные действия.
Толчком, который должен был раскачать западное общество, стали события «революции новых левых» 1968 г во Франции и других странах Европы и США, которая проходила в том числе под лозунгом «Демократия без женщин – не демократия». Но если неолибералки в Европе и США увидели проблему не в отсутствии нужных законов, а в инертности женщин, их неумении пользоваться тем, что уже дано законом или может быть осуществлено в легитимном порядке (особенно в юридической и образовательной области), то радикалки решили действовать более агрессивно. Достаточно вспомнить хотя бы имя Валери Соланас (1936-1988), автора "Манифеста Общества Полного Уничтожения Мужчин" («Cut them up!»). Это - единственный сохранившийся текст этой радикальной феминистки, которая 3 июня 1968 года выстрелила из пистолета в короля поп-арта Энди Уорхола, отказавшегося ставить ее пьесу "Засунь себе в задницу". Ее манифест мгновенно стал бестселлером и с тех пор выдержал множество переизданий, а сам радикальный феминизм весьма далеко ушел за 40 лет, прошедшие с того ее поступка. Не прошло и двух лет со времени завершения революции 1968 г., как во Франции все узнали аббревиатуру MLF (Movement pour Liberation des Femmes - Движение за Освобождение Женщин), три буквы, символизирующие весьма беспощадное понимание феминистских задач.
Да уж, вы привели весьма красноречивые примеры радикального феминизма… Но вполне закономерен вопрос – добились ли женщины каких-либо результатов подобными действиями и если да, то каких?
Считая женщин дискриминируемым и эксплуатируемым биологическим «классом», они куда более готовы были во имя привлечения внимания к своим требованиям перевертывать все вверх дном, отказывались обсуждать что-либо с политическими партиями и, например, частенько прибегали к эпатирующим действиям – скажем, раздавали перламутровые, «живые» куски телячьего легкого на собраниях комитетов против абортов. Но как ни странно, они таки добились своего - сначала Великобритании и в ряде штатов США (1968), а затем и во Франции (1 января 1975 г.) были приняты законы, разрешающие аборты. Министр Здравоохранения Франции, Симона Вайль, отстояла закон об абортах его в Национальном Собрании, несмотря на насмешки и издевки. Дебаты она начала с воистину провокационной фразы: "Как вы все знаете, господа депутаты, у женщин есть менструальный цикл и регулярные менструации". Так или иначе, но с того времени во Франции затраты на аборт полностью возмещаются социальным страхованием.
Радикальные феминистки и сейчас там, где общественное неспокойствие – там же, где анахисты и антиглобалисты, где обычные люди протестуют против навязываемого культа красоты и худобы.
Все эти действия взрывали и подрывают ныне устойчивые представления о благопристойном. Но благодаря радикальному феминизму в современной обществе и науке поставлены такие проблемы как мужская монополия в культуре и знании, сохранение гендерной дискриминации в повседневной жизни. При всех «перекосах», именно радикальный феминизм, более чем другие направления, внес вклад в современную культуру. Радикальный феминизм вынес на общественное обсуждение ранее запретные темы – сексуальных домогательств, домашнего насилия, женского сексуального удовольствия...
Наталья Львовна, вы совсем не похожи на феминистку… А вы сами феминистка?
Конечно, но не радикальная. (Улыбается)
Как историк, изучающий «женскую историю» более 30 лет, я верю в женский потенциал России, верю и в то, что раньше или позже талантливая женская личность сумеет (придя к власти) решить те проблемы, что не могли решить ее предшественники. Женщин во главе нашего государства не было с 1796 года, то есть более двух веков. Но они будут. Однако, как сказал один из русских поэтов XIX века, «жаль только, жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе». Путь к признанию женщин, женского участия, женских способностей принимать нестандартные решения в политике будет долгим. Показательно и то, что та единственная женщина, которая нашла в себе смелость выдвинуть свою кандидатуру на пост президента в 2004 году (Ирина Хакамада), была представительницей самых либеральных и прогрессивных сил.
Свыше тринадцати веков индивидуальной борьбы, разочарований и сопротивления привели женщин Восточной Европы к историческому моменту, когда достижение равенства находится на расстоянии вытянутой руки. Но если мы прервём борьбу, не извлекая выводов из уроков истории, и позволим укрепиться устаревшему образу женщин как слабых существ, нас ожидает дрейф в течение последующих нескольких сот лет. Нужно понять: главным препятствием на пути к достижению цели является сейчас сознание женщин, а не общественные институты и тем более не мужчины.
Спасибо.
Сентябрь 2006 г.
2008.01.10 | Читатель
Путь к признанию женщин в политике будет....зрелищным !
Chief пише:> Профессор Наталья Пушкарева: «Путь к признанию женщин в политике будет долгим»
Но - я бы добавил, - ярким, эмоциональным и зрелищным!
Посмотрите, все 5 фотографий - какие страсти - http://www.obozrevatel.com/news/2008/1/9/209946.htm
2008.01.10 | Chief
Re: Путь к признанию женщин в политике будет....зрелищным !
Читатель пише:> Chief пише:
> > Профессор Наталья Пушкарева: «Путь к признанию женщин в политике будет долгим»
Надо заметить, что Наталья Львовна в данном случае имела в виду политическую ситуацию в Россию - где у женщин в политике и вправду никаких перспектив (впрочем, не только у женщин ) - по крайней мере на ближайшие четверть века.
В некоторых странах дела обстоят гораздо лучше.
ЮВТ идет к президентству семимильными шагами (уже сегодня за нее проголосовали бы "дети войны" и обманутые вкладчики . (Ну и Богатырева тоже заняла очень высокий государственный пост.) У Хиллари тоже пока не все потеряно. Жаль, что не выставляла свою кандидатуру на президентских выборах в Грузии Нино Бурджанадзе. Ну и, конечно, большая потеря для всех - Беназир Бхутто.
2008.01.10 | Читатель
Re: Путь к признанию женщин в политике будет....зрелищным !
Chief пише:>> ЮВТ идет к президентству семимильными шагами ...
Да уж, недалеко то время, когда "и в горящую избу войдет, и коня на скаку остановит"
2008.01.10 | Маклай
Неужели радует успех Богатыревой???
Chief пише:> В некоторых странах дела обстоят гораздо лучше.
> ЮВТ
> Богатырева тоже
Неужели Вас радует успех Богатыревой??? Получается, все равно кто, лишь бы женщина? Я считаю, что гораздо важнее убеждения политика, а потом уже его пол, раса и прочие биологические характеристики. Этак ведь и Зое Землячке можно порадоваться...
2008.01.10 | Chief
Re: Неужели радует успех Богатыревой???
Маклай пише:> Chief пише:
> > В некоторых странах дела обстоят гораздо лучше.
> > ЮВТ
> > Богатырева тоже
> Неужели Вас радует успех Богатыревой??? Получается, все равно кто, лишь бы женщина? Я считаю, что гораздо важнее убеждения политика, а потом уже его пол, раса и прочие биологические характеристики. Этак ведь и Зое Землячке можно порадоваться...
В смысле Розалии Самуиловне?
Если Богатырева будет хорошо работать - why not? А если при этом еще и учесть, что она больше не второй номер в ПР...
2008.01.10 | Маклай
Re: Неужели радует успех Богатыревой???
Chief пише:> Если Богатырева будет хорошо работать - why not?
Ну, если не очевидно why - то тогда, конечно, да.
Самой-то Богатыревой позволительно быть всеядной: у нее ремесло такое, она так деньги зарабатывает. Но то ж Богатырева...
Ладно, впредь будем вести разговоры на неполитические темы: не хватало радовать зрителей назревающими суровыми дискуссиями по вопросу принципиальности и приоритетов.
2008.01.10 | Гуливер
Re: Неужели радует успех Богатыревой???
Тимошенко это как раз тот пример, когда говорят "женщины учавствуют в управлении страны".
2008.01.10 | Chief
Re: Неужели радует успех Богатыревой???
Гуливер пише:>
> Тимошенко это как раз тот пример, когда говорят "женщины учавствуют в управлении страны".
Уже можно сказать и иначе: "управляет страной".
2008.01.10 | Chief
Re: Неужели радует успех Богатыревой???
Маклай пише:> Chief пише:
> > Если Богатырева будет хорошо работать - why not?
> Ну, если не очевидно why - то тогда, конечно, да.
> Самой-то Богатыревой позволительно быть всеядной: у нее ремесло такое, она так деньги зарабатывает. Но то ж Богатырева...
А есть в украинской политике кто-то, кто зарабатывает иначе? Как это я потеряла из виду столь уникальную личность?
> Ладно, впредь будем вести разговоры на неполитические темы: не хватало радовать зрителей назревающими суровыми дискуссиями по вопросу принципиальности и приоритетов.
Может, конечно, мы с Обкомом негодяи и пересмешники... - но что уж тут поделать: ооо-чень трудно серьезно относиться к украинской политике и политикам
http://www.obkom.net.ua/articles/2007-12/27.1814.shtml
2008.01.11 | Ночной дозор
Так вам хлеба или зрелищ?
Chief пише:> ЮВТ идет к президентству семимильными шагами (уже сегодня за нее проголосовали бы "дети войны" и обманутые вкладчики . (Ну и Богатырева тоже заняла очень высокий государственный пост.) У Хиллари тоже пока не все потеряно. Жаль, что не выставляла свою кандидатуру на президентских выборах в Грузии Нино Бурджанадзе. Ну и, конечно, большая потеря для всех - Беназир Бхутто.
Юлия Владимировна у власти, и женщинЫ у власти - очень разные вещи. Если вас интересует второе, то присматривайтесь к Анне-Ганне Стецкив-Герман, Инне Германовне Б-ской (праштигошподипрашти) и Наталье Михайловне Ибарури
2008.01.11 | Chief
Re: Так вам хлеба или зрелищ?
Ночной дозор пише:> Chief пише:
> > ЮВТ идет к президентству семимильными шагами (уже сегодня за нее проголосовали бы "дети войны" и обманутые вкладчики . (Ну и Богатырева тоже заняла очень высокий государственный пост.) У Хиллари тоже пока не все потеряно. Жаль, что не выставляла свою кандидатуру на президентских выборах в Грузии Нино Бурджанадзе. Ну и, конечно, большая потеря для всех - Беназир Бхутто.
>
> Юлия Владимировна у власти, и женщинЫ у власти - очень разные вещи. Если вас интересует второе, то присматривайтесь к Анне-Ганне Стецкив-Герман, Инне Германовне Б-ской (праштигошподипрашти) и Наталье Михайловне Ибарури
Ну кто об от Ночного дозора ожидал чего-то еще?
Ясное дело, что если речь идет о Юлии Владимировне - "эта очченн-оченнн карашо"
А вот некоторые Ваши коллеги по Майдану так не считают
http://www2.maidan.org.ua/news/view.php3?bn=maidan_krym&trs=-1&key=1199975780&first=1200027770&last=1199884372
2008.01.10 | Tatarchuk
Мені здається що "біда фемінізму" - в його "універсальності"
Під фемінізмом в різні часи (і в різних країнах одночасно!) сприймали і сприймають геть різні, бува й протилежні, прагнення.В першу чергу - це через різні (майже не співпадаючі) проблеми жінок як соціальної групи.
От "совок". В СРСР жінок рахували по головах і по відсотках, скільки їх серед депутатів, скільки серед делегатів всяких з\їздів, скільки комунисток.
Офіційна пропаганда всіляко підкреслювала, що СРСР - єдина країна світу, де всі жінки мають роботу.
Більш того, це з брежнівських часів жінки отримали офіційне право не працювати (а от поет Бродський наприклад кількома роками до того був засуджений за те що вів життя домохозяйки).
В той самий час в США жінки реально боролися за те щоб їх брали на роботу, щоб їхня стать не була дискримінаційним чинником. І це вони знову ж діяли не в "типових", "в середньому по світі", ситуаційних умовах, бо вже тоді вони мали свободу слова, свободу зібраннь, конституційно рівні права - виборювали тільки економічні та статусні.
В той самий час (і дотепер) в не менш ніж половині країн Сходу жінки виборюють якраз політичні та публічні права - йдеться не про працевлаштування навіть, а про право просто робити те що за замовчуванням можна чоловікам.
І це тільки один "аспект" - права. І тільки на прикладі "трьох світів", тоді як в кожній країні тієї ж Європи є власні особливості.
А ще ж фемінізм є потужною етико-естетичною фрондою.
Наприклад радянські жінки весь час боролися за те щоб бути "жіночими", тобто мати право виглядати красиво, приходити на роботу не в уніформі, і щоб чоловіки на них задивлялися як на жінок, а не як на товариша по партії, розумного інженера старшої категорії тощо.
В той час як в США приблизно в ті ж роки набував сили сексізм, і в першу чергу з ним почали боротися феміністки - бо на його початку, хоч і ініціяторами були також жінки, але й жертвами вже напевно жінки і тільки.
Для порівняння - дайте Мерлін Монро як приклад представниками жіночого руху для оцінки. Ви почуєте геть протилежні оцінювання.
Якщо прикладу буде мало - подивитеся на Тимошенко, Руайяль, Бхутто (вічна їй пам\ять), Перон Першу та Перон Треттю, Хакамаду тощо - буде досить неоднозначний результат
2008.01.10 | Гуливер
Re: Мені здається що "біда фемінізму" - в його "універсальності"
Может быть,я думаю, что за основу надо брать тот смысл , который имел в виду автор понятия "феминизм"
Единственная разница, что в те времена не было формальных прав у женщин, а сегодня они есть почти везде.
Но фактически , картина совершенно другая. Но это тоже всё связано с обладанием реальных гражданских прав.
Ну не стоило привязывать к феминизму как "женщина должна платить в ресторане сама ", "отказ давать целовать руку" и т.п. это все в раздел нравы. С феминизмом оно ничего общего не имеет.
2008.01.10 | Tatarchuk
"кей-стаді"
Гуливер пише:> Может быть,
> я думаю, что за основу надо брать тот смысл , который имел в виду автор понятия "феминизм"
> Единственная разница, что в те времена не было формальных прав у женщин, а сегодня они есть почти везде.
Наразі фемінізм у всіх йго різновидах бореться не тільки за формальні права, але й - як би це парадоксально не звучало - за нові традиції.
> Ну не стоило привязывать к феминизму как "женщина должна платить в ресторане сама ", "отказ давать целовать руку" и т.п. это все в раздел нравы. С феминизмом оно ничего общего не имеет.
Наведу вам приклад того як різні культури по-різному сприймають що повинна, а що має право робити жінка - від дискримінаційного до антидискрімінаційного.
В мене в гостях була китайська гостья. На її глибоке переконання, вона не мала нічого готувати зі страв, а все має робити чоловік (в сенсі - мужик). Спробуйте вгадати, вона феміністка чи ні (в її власному розумінні)?
2008.01.10 | Гуливер
Re: "кей-стаді"
Tatarchuk пише:> Наразі фемінізм у всіх йго різновидах бореться не тільки за формальні права, але й - як би це парадоксально не звучало - за нові традиції.
Вот в том то и дело, если традиции влияют на реализацию их прав, тогда тогда по мне это феминизм, а если это кто должен готовить в семье, это же немного другое. Оно не влияет на их права, это уже межличностные отношения.
Не могли другого слова придумать.
> Наведу вам приклад того як різні культури по-різному сприймають що повинна, а що має право робити жінка - від дискримінаційного до антидискрімінаційного.
> В мене в гостях була китайська гостья. На її глибоке переконання, вона не мала нічого готувати зі страв, а все має робити чоловік (в сенсі - мужик). Спробуйте вгадати, вона феміністка чи ні (в її власному розумінні)?
Это наверное традиции, может у них так принято.
Вот у татар принято, чтобы мужчина порезал курицу, а чистит её уже женщина , хотя может у всех по-разному.
Или шалык принято готовить мужчине и никогда не видел, чтобы женщина готовила шашлык.
Может это тоже самое.
2008.01.10 | Tatarchuk
Re: "кей-стаді"
Не так давно, коли ще було тепло, бачив в центрі Сімферополя таку сцену. Бородань з якогось напряму (можу помилитися, але точно мусульманін) стояв біля двох жінок які спритно готують шаурму і голосно висловлював на їхню адресу докори, що вони "займаються нежіночою справою та покривають себе соромом". Я спитав в них чого він до них докопався, жінка відповіла що "він придурок".2008.01.10 | Гуливер
Re: "кей-стаді"
Tatarchuk пише:> Не так давно, коли ще було тепло, бачив в центрі Сімферополя таку сцену. Бородань з якогось напряму (можу помилитися, але точно мусульманін) стояв біля двох жінок які спритно готують шаурму і голосно висловлював на їхню адресу докори, що вони "займаються нежіночою справою та покривають себе соромом". Я спитав в них чого він до них докопався, жінка відповіла що "він придурок".
Приготовление шурпы не являлось мужской прерогативой, я видел часто , что женщины готовили.
2008.01.10 | Chief
Re: "кей-стаді"
Гуливер пише:> Tatarchuk пише:
> > Не так давно, коли ще було тепло, бачив в центрі Сімферополя таку сцену. Бородань з якогось напряму (можу помилитися, але точно мусульманін) стояв біля двох жінок які спритно готують шаурму і голосно висловлював на їхню адресу докори, що вони "займаються нежіночою справою та покривають себе соромом". Я спитав в них чого він до них докопався, жінка відповіла що "він придурок".
>
>
> Приготовление шурпы не являлось мужской прерогативой, я видел часто , что женщины готовили.
Приготовление шурпы - женское дело (не встречала мужчину, который бы пристойно ее приготовил), а шаурма - это вообще не крымскотатарское блюдо.
2008.01.10 | Tatarchuk
а вони й не кримські татари
а якісь товарищі з Кавказу, як я зрозумів2008.01.10 | Гуливер
Re: а вони й не кримські татари
Tatarchuk пише:> а якісь товарищі з Кавказу, як я зрозумів
В дагестанском автобусе еду три человека и две женщины
2008.01.10 | Chief
Re: Мені здається що "біда фемінізму" - в його "універсальності"
Гуливер пише:> Ну не стоило привязывать к феминизму как "женщина должна платить в ресторане сама ", "отказ давать целовать руку" и т.п. это все в раздел нравы. С феминизмом оно ничего общего не имеет.
Гуливер, ну мы-то с Вами понимаем, что к феминизму привязывается все, чтобы дискредитировать и довести до абсурда саму идею борьбы за права женщины. Поскольку обретенные женщинами права воспринимаются как поползновение на доступ к ресурсам, которые традиционно делят между собой мужчины - деньги и власть (что в принципе сегодня синонимично).
Кстати, обратите внимание. На соседней ветке обсуждались проблемы "гомосексуалистов". Они совершенно не вызывают у завсегдатаев форума - включая и правоверных мусульман - негативных реакций. Но куда девается наша политкорректность, когда речь заходит о феминизме; оказывается, - это самое страшное зло на земле.
2008.01.10 | Гуливер
Re: Мені здається що "біда фемінізму" - в його "універсальності"
Chief пише:> Гуливер пише:
> > Ну не стоило привязывать к феминизму как "женщина должна платить в ресторане сама ", "отказ давать целовать руку" и т.п. это все в раздел нравы. С феминизмом оно ничего общего не имеет.
>
> Гуливер, ну мы-то с Вами понимаем, что к феминизму привязывается все, чтобы дискредитировать и довести до абсурда саму идею борьбы за права женщины. Поскольку обретенные женщинами права воспринимаются как поползновение на доступ к ресурсам, которые традиционно делят между собой мужчины - деньги и власть (что в принципе сегодня синонимично).
Абсолютно верно. Женщины воспринимаются как непрошенные конкуренты.
> Кстати, обратите внимание. На соседней ветке обсуждались проблемы "гомосексуалистов". Они совершенно не вызывают у завсегдатаев форума - включая и правоверных мусульман - негативных реакций. Но куда девается наша политкорректность, когда речь заходит о феминизме; оказывается, - это самое страшное зло на земле.
Гомо... не угрожают мужской власти над женщинами
2008.01.11 | Ночной дозор
Если Мерлин Монро - феминистко, то я - Мата Хари