Особенности национальных мультфильмов в РФ
01/16/2008 | Бё!
Юрий Нерсесов
Демократия по-богатырски
Мультфильмы про Илью-Муромца и Добрыню-Никитича ненавязчиво, но настойчиво прививают зрителю национал-демократические ценности.
После развесёлого, но не блещущего особо глубоким подтекстом «Алёши Поповича и Тугарина Змея», продюсер богатырской трилогии Сергей Сельянов сменил режиссера, и, похоже, всерьёз озаботился сценариями последующих частей. Результат налицо. «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», а особенно «Илья Муромец и Соловей Разбойник» получились ничуть не менее смешными. Но, отхохотавшись над уморительным толстеньким Змеюшкой, застенчиво розовеющим слоном по кличке Бизнес, мегаизбой, напоминающей треножники уэллсовских марсиан на курьих ножищах, и прочими смачными персонажами, вдумчивый зритель наверняка поразмыслит над общей картиной мира, созданного творческим коллективом студии «Мельница». И картина эта получится очень даже непростая.
В полном соответствии со словами императора Александра III, у Руси в этом мире, кроме армии и флота друзей нет. С востока налетают кочевые орды. Чтобы не обижать обитателей Татарии, до сих пор не любящих, когда их отождествляют с Ордой, в одной серии их предводителем выведен абстрактный Тугарин Змей, а в другой - крымский хан Бекет. С крымскими татарами, как с народом, регулярно поддерживавшим все вторжения в Россию, от англо-французской «Антанты» в 1854-ом, до гитлеровского «Евросоюза» в 1941-ом, авторы мультика решили не церемониться.
Неспокойно и на западе. Оттуда надвигаются закованные в доспехи рыцари, словно перешедшие в мультик из кадров эйзенштейновского «Александра Невского». Наконец, с юга, строит козни коварный византийский император лениво зовущий палача голосом Олега Табакова. Его стольный град Константинополь – прибежище разного рода лохотронщиков и похищающих наивных русских девиц сутенёров. Именно в императорском дворце находит приют и Соловей Разбойник, сбежавший за море с ворованной казной князя Владимира.
Парадоксально, но куда более серьёзный, получивший благословление патриарха Алексия мультфильм «Князь Владимир» выглядит куда толерантнее. Там и Византия благостна, и сын печенежского предводителя пацан славный, а в сельяновском сериале за кордоном полный мрак. Красочный, порой смешной до колик, но без единого дружественного персонажа. Мир Ильи и Добрыни символизирует пограничный столб с указателями «Русь» и «Враги». Третьего не дано.
Казалось бы, столь враждебный мир должен привести к сплочению народа вокруг вертикали власти во главе с князем Владимиром, но вертикаль давно прогнила. Озвученное Сергеем Маковецким рыжее недоразумение так правит державой, что никаких врагов не надо! То казну жуликоватому боярину Колывану проиграет, то пойманного Ильёй Соловья за взятку отпустит, то сам сопрёт почти весь бюджет, именуя хищение «прочими расходами», а для пополнения прикажет заменить взимаемую с народа десятину четвертиной.
Сверх того пакостный князёк втихаря присваивает подвиги Ильи, выгоняет из дворца свободную прессу в лице корреспондентки газеты «Новая Береста» прекрасной Алёнушки, а дьяка, робко предложившего умерить воровство, клеймит демократом! Из всех людей Владимир верит только своему «брату» византийскому императору, поскольку тот точно такой же подлец, но побогаче, и ещё уставил весь Царьград памятниками себе, чего князю тоже очень хочется.
А что же народ? Как ему и положено - безмолвствует. Бояре? Их жуликоватые рожи прямо таки умоляют о кирпиче потяжелее! Может, скажет своё слово княжеская дружина? Но она не то что ни слова не говорит, но и не воюет! Всех супостатов богатыри мочат в одиночку, а толпа дружинников, доблестно охраняя княжью особу от настырной Алёнушки, на поле брани не спешит. Илья, может, и рад бы дать князюшке пинка под зад и ввести на Руси демократию, да «демоса», то есть народа, способного её реализовать, нет! Поневоле приходится оставлять всё, а свободы оказываются достойны лишь сами богатыри и их близкие, не боящиеся её отстаивать ни от иноземных захватчиков, ни от родимой вертикали.
Наверное, здесь можно увидеть влияние замечательного русского поэта Алексея Толстого, который былинных богатырей чтил, а над тиранией и общечеловеческой демократией глумился равно язвительно. Кроме того, Илья и Добрыня чем-то напоминают персонажей других картин, с которых собственно и пошла слава Сергея Сельянова, как самого талантливого продюсера современной России. Я имею в виду героев его постоянного партнёра и старого друга Алексея Балабанова из фильмов «Брат», «Брат-2» и «Война». Подобно им богатыри, ведущие свой вечный бой, не в силах изменить окружающий мир и могут лишь оставаться самими собой, надеясь, что в далёком будущем потомки дозреют до реализации их ценностей. Согласно которым и Америке в случае чего «кирдык» можно сделать, и «гнида черножопая» в рыло получает вовремя, и отечественная ментобандитскочиновная плесень своё место знает. Наверное, такой строй и называется национал-демократией.
http://www.apn-spb.ru/publications/article2342.htm
Демократия по-богатырски
Мультфильмы про Илью-Муромца и Добрыню-Никитича ненавязчиво, но настойчиво прививают зрителю национал-демократические ценности.
После развесёлого, но не блещущего особо глубоким подтекстом «Алёши Поповича и Тугарина Змея», продюсер богатырской трилогии Сергей Сельянов сменил режиссера, и, похоже, всерьёз озаботился сценариями последующих частей. Результат налицо. «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», а особенно «Илья Муромец и Соловей Разбойник» получились ничуть не менее смешными. Но, отхохотавшись над уморительным толстеньким Змеюшкой, застенчиво розовеющим слоном по кличке Бизнес, мегаизбой, напоминающей треножники уэллсовских марсиан на курьих ножищах, и прочими смачными персонажами, вдумчивый зритель наверняка поразмыслит над общей картиной мира, созданного творческим коллективом студии «Мельница». И картина эта получится очень даже непростая.
В полном соответствии со словами императора Александра III, у Руси в этом мире, кроме армии и флота друзей нет. С востока налетают кочевые орды. Чтобы не обижать обитателей Татарии, до сих пор не любящих, когда их отождествляют с Ордой, в одной серии их предводителем выведен абстрактный Тугарин Змей, а в другой - крымский хан Бекет. С крымскими татарами, как с народом, регулярно поддерживавшим все вторжения в Россию, от англо-французской «Антанты» в 1854-ом, до гитлеровского «Евросоюза» в 1941-ом, авторы мультика решили не церемониться.
Неспокойно и на западе. Оттуда надвигаются закованные в доспехи рыцари, словно перешедшие в мультик из кадров эйзенштейновского «Александра Невского». Наконец, с юга, строит козни коварный византийский император лениво зовущий палача голосом Олега Табакова. Его стольный град Константинополь – прибежище разного рода лохотронщиков и похищающих наивных русских девиц сутенёров. Именно в императорском дворце находит приют и Соловей Разбойник, сбежавший за море с ворованной казной князя Владимира.
Парадоксально, но куда более серьёзный, получивший благословление патриарха Алексия мультфильм «Князь Владимир» выглядит куда толерантнее. Там и Византия благостна, и сын печенежского предводителя пацан славный, а в сельяновском сериале за кордоном полный мрак. Красочный, порой смешной до колик, но без единого дружественного персонажа. Мир Ильи и Добрыни символизирует пограничный столб с указателями «Русь» и «Враги». Третьего не дано.
Казалось бы, столь враждебный мир должен привести к сплочению народа вокруг вертикали власти во главе с князем Владимиром, но вертикаль давно прогнила. Озвученное Сергеем Маковецким рыжее недоразумение так правит державой, что никаких врагов не надо! То казну жуликоватому боярину Колывану проиграет, то пойманного Ильёй Соловья за взятку отпустит, то сам сопрёт почти весь бюджет, именуя хищение «прочими расходами», а для пополнения прикажет заменить взимаемую с народа десятину четвертиной.
Сверх того пакостный князёк втихаря присваивает подвиги Ильи, выгоняет из дворца свободную прессу в лице корреспондентки газеты «Новая Береста» прекрасной Алёнушки, а дьяка, робко предложившего умерить воровство, клеймит демократом! Из всех людей Владимир верит только своему «брату» византийскому императору, поскольку тот точно такой же подлец, но побогаче, и ещё уставил весь Царьград памятниками себе, чего князю тоже очень хочется.
А что же народ? Как ему и положено - безмолвствует. Бояре? Их жуликоватые рожи прямо таки умоляют о кирпиче потяжелее! Может, скажет своё слово княжеская дружина? Но она не то что ни слова не говорит, но и не воюет! Всех супостатов богатыри мочат в одиночку, а толпа дружинников, доблестно охраняя княжью особу от настырной Алёнушки, на поле брани не спешит. Илья, может, и рад бы дать князюшке пинка под зад и ввести на Руси демократию, да «демоса», то есть народа, способного её реализовать, нет! Поневоле приходится оставлять всё, а свободы оказываются достойны лишь сами богатыри и их близкие, не боящиеся её отстаивать ни от иноземных захватчиков, ни от родимой вертикали.
Наверное, здесь можно увидеть влияние замечательного русского поэта Алексея Толстого, который былинных богатырей чтил, а над тиранией и общечеловеческой демократией глумился равно язвительно. Кроме того, Илья и Добрыня чем-то напоминают персонажей других картин, с которых собственно и пошла слава Сергея Сельянова, как самого талантливого продюсера современной России. Я имею в виду героев его постоянного партнёра и старого друга Алексея Балабанова из фильмов «Брат», «Брат-2» и «Война». Подобно им богатыри, ведущие свой вечный бой, не в силах изменить окружающий мир и могут лишь оставаться самими собой, надеясь, что в далёком будущем потомки дозреют до реализации их ценностей. Согласно которым и Америке в случае чего «кирдык» можно сделать, и «гнида черножопая» в рыло получает вовремя, и отечественная ментобандитскочиновная плесень своё место знает. Наверное, такой строй и называется национал-демократией.
http://www.apn-spb.ru/publications/article2342.htm