Этнографическая экспедиция в Алуштинский район
01/19/2008 | Брат-1
Выкладываю здесь сканер статьи Ибраима Абдуллаева в "Голосе Крыма", под названием "Не ушедший Крым, а возрождающийся".
Пользуясь случаем, посетую, что не существует ни сайта "ГК", ни сайта, на котором в первую очередь выкладываются подобные вещи, - если не считать Майдан. Не ведётся плановая работа в Интернете.
Текст выкладываю частями, - предупреждаю, возможны опечатки.
Восемьдесят лет тому назад по решению ЦИК и СНК Крымской АССР сотрудниками Государственного дворца-музея тюрко-та-тарской культуры (г. Бахчисарай) с 25 июня по 16 сентября 1925 года была проведена научная этнографическая экспедиция в степные районы полуострова. Известными крымскотатарскими учеными-подвижниками, патриотами Крыма У. Боданинским, О. Акчокраклы, А. Рефатовым совместно с тремя практикантами было собрано 150 этнографических экспонатов, 50 рукописей, свыше 400 изображений тамги, записано 200 народных песен, около 300 образцов народной литературы. В последующие годы были проведены археологические раскопки, в 1930-х гг. сотрудниками Института крымскотатарского языка и литературы собраны и изучены, но, к сожалению, не опубликованы уникальные материалы диалектологических экспедиций (считаются утерянными, в архивах не обнаружены). В годы великого террора был уничтожен цвет крымскотатарской интеллигенции, ученые, общественно-политические деятели. Затем война, депортация, затянувшаяся на полстолетия. В течение семи десятилетий историко-культурное наследие крымскотатарского народа подверглось варварскому уничтожению.
С целью выявления, а впоследствии изучения и сохранения археологических и архитектурных памятников, культовых сооружений, древних кладбищ, сбора фольклорных, этнографических материалов комплексная научно-исследовательская экспедиция в составе научных сотрудников Республиканского крымскотатарского музея искусств: директора музея Сафие Эминовой, Айше Меметовой, Зеры Османовой, Майе Абдул-ганиевой, Эльмиры Асановой, Зенура Джемилева и научно-исследовательского центра крымскотатарского языка и литературы КИПУ: Энвера Абдуллаева, Наримана Абдульваапова, автора этих строк, а также Алиме Ганиевой, водителя микроавтобуса Эмирусеина Чолака, при спонсорской поддержке посольства Нидерландов в Украине, с 30 ноября по 4 декабря провели исследовательскую работу в поселках Алуштинского района и города. Активную, неоценимую и плодотворную помощь в размещении экспедиции, организации питания, координации действий с местными меджлисами, оповещении информаторов оказал Алуштинский региональный меджлис.
Разместившись в г. Алуште сотрудники экспедиции в течение пяти дней обследовали девять населенных пунктов: селения Корбек, Шума, Демирд-жи, Куру-Озен, Кучук-Озен, Улу-Озен, Тувак, Ускут и г. Алушта.
Пользуясь случаем, посетую, что не существует ни сайта "ГК", ни сайта, на котором в первую очередь выкладываются подобные вещи, - если не считать Майдан. Не ведётся плановая работа в Интернете.
Текст выкладываю частями, - предупреждаю, возможны опечатки.
Восемьдесят лет тому назад по решению ЦИК и СНК Крымской АССР сотрудниками Государственного дворца-музея тюрко-та-тарской культуры (г. Бахчисарай) с 25 июня по 16 сентября 1925 года была проведена научная этнографическая экспедиция в степные районы полуострова. Известными крымскотатарскими учеными-подвижниками, патриотами Крыма У. Боданинским, О. Акчокраклы, А. Рефатовым совместно с тремя практикантами было собрано 150 этнографических экспонатов, 50 рукописей, свыше 400 изображений тамги, записано 200 народных песен, около 300 образцов народной литературы. В последующие годы были проведены археологические раскопки, в 1930-х гг. сотрудниками Института крымскотатарского языка и литературы собраны и изучены, но, к сожалению, не опубликованы уникальные материалы диалектологических экспедиций (считаются утерянными, в архивах не обнаружены). В годы великого террора был уничтожен цвет крымскотатарской интеллигенции, ученые, общественно-политические деятели. Затем война, депортация, затянувшаяся на полстолетия. В течение семи десятилетий историко-культурное наследие крымскотатарского народа подверглось варварскому уничтожению.
С целью выявления, а впоследствии изучения и сохранения археологических и архитектурных памятников, культовых сооружений, древних кладбищ, сбора фольклорных, этнографических материалов комплексная научно-исследовательская экспедиция в составе научных сотрудников Республиканского крымскотатарского музея искусств: директора музея Сафие Эминовой, Айше Меметовой, Зеры Османовой, Майе Абдул-ганиевой, Эльмиры Асановой, Зенура Джемилева и научно-исследовательского центра крымскотатарского языка и литературы КИПУ: Энвера Абдуллаева, Наримана Абдульваапова, автора этих строк, а также Алиме Ганиевой, водителя микроавтобуса Эмирусеина Чолака, при спонсорской поддержке посольства Нидерландов в Украине, с 30 ноября по 4 декабря провели исследовательскую работу в поселках Алуштинского района и города. Активную, неоценимую и плодотворную помощь в размещении экспедиции, организации питания, координации действий с местными меджлисами, оповещении информаторов оказал Алуштинский региональный меджлис.
Разместившись в г. Алуште сотрудники экспедиции в течение пяти дней обследовали девять населенных пунктов: селения Корбек, Шума, Демирд-жи, Куру-Озен, Кучук-Озен, Улу-Озен, Тувак, Ускут и г. Алушта.
Відповіді
2008.01.19 | Брат-1
Ч.1. Корбек (Изобильное)
30 ноября в с. Корбек участники экспедиции провели фото и видеосъемку объектов, опрос информаторов. По словам уроженца села Иззета-ага Куртсеитова (1928 г. р.), в с. Корбек насчитывалось две мечети медресе-мектеп, девять чешме фонтанов, девять кладбищ.В ходе осмотра села и фиксации памятников выявлены остатки фундамента мечети «Юкары джами», развалы строительного камня сожженной мечети «Аша-гъы Джами» (ул. Школьная).
Здесь же, в непосредственной близости от бывшей мечети, на территории некогда огромного мусульманского кладбища «Ашагъы малле» построены трехэтажная средняя школа, стадион и кочегарка.
Надмогильные камни «башташ» вывезены на строительство платины.
На территории Ашагъы малле также сохранилось двухэтажное здание медресе, построенного в 1902-1905 гг.
В 20 - 30 гг. XX в. в нем функционировала шко-ла-мектеп с крымскотатарским языком обучения, в период массового возвращения крымских татар из мест депортации — располагалась контора винзавода, а с ее ликвидацией в начале 1990-х гг. — заселена жильцами и не возвращена крымскотатарским детям.
В Корбекуле ныне проживает более 130 семей наших соотечественников. Их дети учатся в школе с русским языком обучения, к тому же построенной на кладбище и костях предков.
Возникает вопрос: когда, кем на какие средства в селе буд* построена национальная школ для крымскотатарских детей На наш взгляд, прив* пример наглядно иллкх преступную политику, ленную на ассимиляцию котатарского народа. Участниками экспедиции проведена фотофиксация двух сохранившихся (из бывших девяти), ныне не действующих общественных чешме — фонтанов и водосборного бассейна, построенного в 1909 г.
За кварталом «Юкары малле» визуально осмотрены границы огромного, заросшего лесом и занимающего весь юго-восточный склон горы кладбища (Юкары малле мезарлыгъы) с прорезанной бульдозером дорогой посередине. За день участники экспедиции успели осмотреть лишь два (из бывших девяти) кладбища и несколько фрагментов разбитых надмогильных камней, указанных местными жителями. По всей территории с. Корбек осуществлялась фото-и видеофиксация сохранившихся, покинутых и разрушающихся одно- и двухэтажных домов традиционной крымскотатарской постройки.
Световой день зимой очень короток. Поэтому из-за нехватки времени участники экспедиции не успели до наступления темноты посетить святое место с. Корбек и Алуштинского региона Азизлер Девлет-Баба. Еще одна поставленная задача не была полностью выполнена из-за наступления сумерек — выявление, фиксация адресов и домов выдающихся общественно-политических деятелей, участников крымскотатарского национального движения Абибуллы Одабаша, Усеина Балича (нарком просвещения КрымАССР), Ильяса Тархана, Мемета Кубаева (председатели КрымЦИК), Фатмы Языджиевой, Османа Эбасанова и др.
Первый день экспедиции показал, что для подробного изучения и фиксации остатков памятников с. Корбек понадобится как минимум несколько дней. Учитывая плотный график, участники экспедиции решили при возможности повторно выехать в с. Корбек.
2008.01.19 | Брат-1
Ч.2. Шума (Кутузовка)
1 декабря, второй день экспедиции, преподнес неожиданное открытие в с. Шума. К приезду исследователей местный меджлис собрал информаторов-стариков в одном из домов. Они поделились известными им сведениями о родном селе, топонимике, прежнем укладе, о голодоморе 1921 - 1923 гг. и 1932 - 1933 гг., вспомнили раскулаченных, партизан, участников войны и национального движения. Затем одна часть сотрудников продолжила опрос информаторов в другой части села, другая совместно с Рефатом-ага Рамазановым (1934 г. р.) и Асаном-ага Мухтеремовым (1926 г.р.) осмотрели памятники. Мечеть, что находилась неподалеку от нынешней остановки «Верхняя Кутузовка», снесена, остатки здания не сохранились. Троллейбусная трасса прорезала прежнее мусульманское кладбище. В Нижней Шуме (Ашагъы Шума) сохранился недействующий чешме-фонтан, построенный в 30-х гг. XX века, ныне заложен камнем. Совсем рядом находится заброшенное капитальное здание соборной мечети, в годы депортации перестроенное в клуб. Ныне из-за отсутствия дверей, изгороди культовое сооружение используется в качестве отхожего места. По словам шуминцев, вернувшимся в Шуму соотечественникам выдали участки на горе в Верхней Шуме (Юкъары Шума), там и определили участок для новой мечети. В Нижней Шуме крымскотатарского населения нет, поэтому здание стоит бесхозным, а старики вынуждены ездить на пятничный намаз в Алушту. Там же, в Нижней Шуме, при дороге сохранился еще один общественный чешме-фонтан, а рядом, на склоне горы, заросшей лесом, расположено одно из прежних сельских кладбищ. При беглом осмотре обнаружены фрагменты нескольких надмогильных камней с прекрасными образцами арабской каллиграфии. Прочитанные Н. Абдульвааповым надписи относятся к первой половине XIX века. И поныне известны случаи вывоза камня с этого кладбища на строительные нужды, поэтому велика вероятность, что при следующем посещении и этих надмогильных камней может не оказаться. На территории второго древнего кладбища в Нижней Шуме ныне располагается кладбище жителей Нижней Кутузовки. Чтобы добраться до святого азиза уроженцев Шумы, нашей группе во главе с проводниками пришлось долго взбираться с троллейбусной трассы вверх по скользкому, мокрому, заросшему кустарником склону. Но наши усилия были вознаграждены сполна. Рефат-ага Рамазанов и Асан-ага Мух-теремов вывели и указали на чудом сохранившийся азиз, расположенный у вершины террасированного и засаженного лесопосадками склона. К счастью, терраса, прорезанная бульдозером, не затронула святое место. Ранее азиз по периметру был выложен невысокой стеной из бута (ныне частично обвалившейся). По словам проводников, в центре находилось погребение. Однако назвать имя погребенного шуминцы не смогли. Н. Абдульваапов, собравший сведения и издавший перечень более 100 святых мест (азизов) Крыма, высказал предположение со ссылкой на опубликованное еще в XIX в. сообщение о святом месте в с. Шума В. Кондараки в его «Камеральном описании Крыма»: «В Алуштинской долине, недалеко от дер. Шумма, признан за азиза приближенный Аджи-Али паши, Тузчи-оглу-Смаил-ага, ранивший Кутузова в глаз и погибший тогда же в битве с русскими» (ч. 12, с. 32). Там же (ч. 1, с. 220): «Турки, извещенные о приближении к Алуште русских, поспешили им навстречу и, предполагая напасть на них с возвышенности яйлы, неожиданно сами попали под град пуль около фонтана Сунгу-су, ныне Кутузовского. Все усилия зайти в тыл, чтобы сбить русских с выгодных позиций, были пустой надеждой. Потеряв одного из лучших своих предводителей — Тузчи-оглу-Смаил-оглу, они быстро начали отступать...».Еще предстоит тщательно изучить святое место — азиз у с. Шума, упоминаемое в XIX в. В. Кондараки и до сих пор почитаемое, к сожалению, только стариками-шуминцами. Можно с уверенностью считать, что на исходе второго дня экспедицией было обнаружено погребение незаслуженно преданного забвению героя — Тузчи-оглу-Смаила-ага, метким выстрелом нанесшего М. Кутузову, по словам В. Кондараки, «знаменитую в истории медицины рану в висок».
По нашему убеждению, недалеко то время, когда восстановленное святое место — азиз у с. Шума будут посещать учащиеся крымскотатарских школ, наши соотечественники, гости, интересующиеся историей Крыма.
2008.01.21 | Абу
питання
> Н. Абдульваапов, собравший сведения и издавший перечень более 100 святых мест (азизов) Крымапро яку публікацію йдеться?
2008.01.19 | Брат-1
Ч.3. Алушта и Демирджи (Лучистое)
2 декабря информаторы Мустафа Гурт, Эрнест Измаилов указали в Алуште, на самом берегу моря, святое место — азиз, где предки алуштинцев отмечали праздники и приносили жертвоприношения. Известный исследователь истории Крыма, краевед В. Кондараки также указывал на наличие в Алуште азиза в бывшем Стахеевском парке, что совпадает с показаниями нынешних информаторов. На святом месте ныне возвышается беседка с семью колоннами, куполом и навершием купола (быв. ул. Ста-хеевская).В Алуште упоминаются в источниках три фонтана-чешме. Ныне сохранился лишь один, не действующий, на берегу реки Улу Озен, по ул. К. Маркса. По словам краеведов и жительницы Алушты А. Бажена, чешме построено в 1886 г. Аджи Рамазаном с сыном Ибраимом для общего пользования.
Верхняя мечеть «Юкъары Джами» города передана мусульманской общине и отреставрирована на средства спонсоров. Место «Ашагьы джами» выделено ныне общине после проведения археологических изысканий и восьмилетних проволочек. Мусульманское кладбище г. Алушты прежде находилось на территории нынешней автостанции.
По завершении работы в г. Алуште в тот же день участники экспедиции выехали в с. Демирджи. Произведена фотофиксация Ашагьы джами по ул. Табачной, здание, ранее использовавшееся под клуб, ныне пустует, не огорожено и не принято на баланс мусульманской общиной, так как жителей крымских татар здесь проживает мало, средства, необходимые для ремонта отсутствуют. Рядом, на той же улице, находится чешме (фонтан). Информатор Гульнара Абхаирова также показала дом прадеда (ул. Родниковая), едва ли не единственный, иллюстрирующий традиционное строительное искусство мемирджинцев. Одноэтажный большой дом из восьми комнат хорошо сохранился, территория Двора обнесена мощной подпорной стеной.
В верхнем квартале села сохранилась построенная из камня Юкъары Джами (ул. Горная, 2). В здании проживает семья. Жильцы знают, что живут в культовом здании и при благоприятных обстоятельствах не прочь переселиться либо переехать.
2008.01.19 | Брат-1
Ч.4. Куру-Озен (Солнечногорское)
3 декабря в с. Куру-Озен члены экспедиции, выяснив, что в селе не сохранились мечеть, прежнее кладбище, чешме, разделились на две группы. Этнографы, фольклористы остались и отсняли на видео молебен (дуа) по умершему, совершаемый крымскими татарами на третий день после похорон, свидетельства информаторов. К примеру, Диляра-апте Куртсеитова в период голода 1921 — 1923 гг. единственная осталась в живых из шестнадцати детей в семье, рассказала, что спасались от голодной смерти, питаясь дельфиньим мясом, вылавливаемых рыбаками. Эта информация подтверждается и архивными источниками, хранящимися в Государственном архиве АРК.(4 декабря)
Вторая фуппа исследователей в с. Куру-Озен разыскала (к сожалению, сгоревший) дом, где родился и вырос академик И. Факидов, участник экспедиции челюскинцев.
2008.01.19 | Брат-1
Ч.5. Кючюк-Озен (Малореченское)
Другая группа направилась в с. Кучюк-Озен, где председатель региональной общины Алим Джемалединов показал небольшую часть древнего сельского кладбища, которое удалось отстоять от застройки жилыми домами. В с. Кучюк-Озен сохранился колодец рядом с заброшенным чешме, оба объекта расчистил А. Джемалединов, получивший в сельсовете разрешение на постройку рядом с чешме кофейни в национальном стиле. На вырученные средства он и планирует отреставрировать чешме, а затем сохранившуюся мечеть.В пример общинам Шумы и Демирджи можно поставить кучюк-озенцев и ускутцев, добившихся возвращения древних мусульманских культовых сооружений и самостоятельно, при помощи крымскотатарских предпринимателей, выходцев из этих сел, ведущих их реставрацию.
Двухэтажная мечеть в с. Кучюк-Озен, где прежде располагался склад, при всей невзрачности внешнего вида поражает сохранившимися росписями михраба, декоративным элементом в центре деревянного потолка в виде »еса и древней входной дверью. Рядом с мечетью по улицам Генеральской и Северной сохранилась группа традиционных крымскотатарских домов, каменных, двухэтажных с декоративными элементами, наглядно^ иллюстрирующих колорит крымскотатарской культуры. Этот уголок - чешме, мечеть, традиционные постройки необходимо непременно сохранить как туристический объект для наших потомков, гостей полуострова, отдыхающих, всех, кто интересуется историко-культурным наследием крымских татар.
2008.01.19 | Брат-1
Ч.6. Улу-Озен (Генеральское)
Затем отправились в направлении гор, в соседнее с. Улу-Озен, где группу уже ожидал при въезде Ваит Патель, уроженец села. Как выяснилось, при въезде с обеих сторон дороги прежде находилось мусульманское кладбище, на котором жителями села обнаружены фрагменты надмогильных камней с арабской вязью и декоративным орнаментом (в виде трех тюльпанов). Другое кладбище располагалось, по словам Ваита-ага, на холме, где ныне располагается вертолетная площадка Участники экспедиции провели фотофиксацию нескольких сохранившихся традиционных крымскотатарских домов, чешме-фонтан у реки, построенное Гафуром-эфенди.Возвратившиеся в село крымские татары застали чешме разрушенным и восстановили в 1993 г. Здание мечети не сохранилось, но в селе очень много массивных подпорных стен, возведенных из дикого камня, называемых жителями «стенка-татарочка».
2008.01.19 | Брат-1
Ч.7. Тувак (Рыбачье)
Вечерние сумерки застали экспедицию в с. Тувак, в доме, где проживает 93-летняя Султа-ние Куркчи. Пока этнографы и фольклористы «пытали» бабушку за чашечкой кофе, другая группа ушла в темноту — «на разведку» с ее сыном Асаном-ага. Ныне в с. Тувак проживает 28 семей крымских татар, мечеть, чешме разрушены, на мусульманском кладбище построен пансионат «Рыбачий», сохранились лишь несколько традиционных крымскотатарских домов.В тот же вечер в с. Тувак экспедицию ожидала и семья 80-летнего Османа-ага Дереджи. В полнои темноте пешком в гору пришлось добраться к гостеприимным хозяевам. Рассказ ага о возвращении свидетельствует о ' наш народ не сломить никому.
Будучи пенсионером, в возрасте 63 лет Осман-ага с семьей вернулся в родное село и обратился в сельский совет с заявлением о предоставлении участка для строительства дома. Ему долго отказывали по надуманным предлогом, но, убедившись, что семья не уедет в степной Крым, словно издеваясь, выдали yv ч на горе, к которому подъезда не было. f^-за отсутствия дороги прибывшие вещи пришлось разгружать внизу и с помощью мотоцикла «Урал» завозить наверх. Жители села, пасущие на горе коз, смеялись: «Ты что, ума лишился, как собираешься строиться, вертолетом стройматериал доставлять?».
Осман-ага с двумя сыновьями решил кирками, ломами разрабатывать гору, камень использовать в заполнении фундамента, а в залитых блоках — и стены. После завершения перекрытия первого этажа окружающие перестали смеяться и шутить. Ныне на горе возвышается двухэтажный красавец-дом, утопающий в рукотворном плодоносящем саду площадью в 22 сотки и изумительным виноградником. Но особая гордость Османа-ага — залитый светом лимонарий. Кусты, увешанные золотого цвета плодами, словно новогодние елки игрушками, макушками упираются в стеклянный потолок. Неутомимый мастер на все руки и его супруга Сыдыха-апте полны оптимизма и жизненных сил. Сотрудникам музея супруги подарили записанные на кассету любимые народные песни в собственном исполнении, с которыми не расстаются всю свою жизнь.
2008.01.19 | Брат-1
Последний день экспедиции
В последний день, 4 декабря, к экспедиции присоединился краевед, историк Якуб Керимов, автор монографии о дер. Кучюк-Озен. Будучи уроженцем дер. Улу-Озен, Я. Керимов ныне пишет книгу о родном селе, поэтому с удовольствием согласился быть нашим гидом. В этой связи одна часть исследователей продолжила изучение памятников селений Куру-Озен, Кучюк-Озен, Улу-Озен, Тувак, а другая часть направилась в с. Ускут, где ознакомилась с ходом реставрационных работ одной из крупнейших мечетей Крыма, посетила прежнее кладбище, на котором зафиксировала фрагменты надмогильных памятников «баш-таш», произвела фотофиксацию двух сельских чешме-фонтанов, домов традиционной постройки, опросила уроженцев об обычаях и традициях ускутцев.Вторая фуппа исследователей в с. Куру-Озен разыскала (к сожалению, сгоревший) дом, где родился и вырос академик И. Факидов, участник экспедиции челюскинцев.
В селении Улу-Озен Якуб-ага указал святое место — азиз, прежде находившееся на окраине села, у дороги, ведущей в горы, к богазу (перевалу) Къатар-Къыя, перевалив который, выезжаешь к г. Карасубазару.
В прежние времена ежегодно 5 — 6 мая на азизе старики совершали жертвоприношение и проводили молебен, а молодежь отмечала праздник у чешме, у реки.
Якуб-ага также показал на склоне холма Къуру-Устю арты древнее, сплошь заросшее, христианское кладбище улу-озенцев, указал дорогу, ведущую 'к развалинам монастыря Ай-Андрий, рассказал легенду о найденном в нем кладе.
2008.01.19 | Брат-1
Историческое отступление автора статьи
Здесь необходимость сделать небольшое отступление, так как сохранившиеся в памяти уроженца с. Улу-Озен Якуба Керимова сведения о предках-христианах имеет чрезвычайно важное значение при изучении и осмыслении истории этногенеза крымскотатарского народа. Как известно, наш народ сформировался на территории Крыма и поэтому по праву является коренным. На протяжении шести веков, с IV по X вв., христианская религия постепенно утверждается среди южнобережцев и жителей горного Крыма - татов, урумов (потомки тавроскифов, готалан, отчасти тюрок).Впоследствии на протяжении тысячелетия на территории полуострова сосуществовали приверженцы как христианской, так и исламской религии. Поэтому в селениях и городах располагались культовые сооружения различных конфессий - мечети, храмы, кенасы. Так, к примеру в позднем средневековье о конфессиональном составе населения горного Крыма и южнобережья повествуют переписи 1520 г. и 1542 г., проведенные османской администрацией края, в частности, в исследуемом экспедицией Алуштинском регионе.
Вышеприведенный перечень селений Алуштинского региона наглядно представляет, как медленно шел процесс (мирный) исламизации. По сведениям, хранящимся в Государственном архиве АРК, мусульманские культовые сооружения отстраиваются в этих селениях лишь в XVII - XVIII вв. В позднее средневековье в изучаемых селениях находились как христианские, так и мусульманские культовые сооружения. В 1778 г. при депортации крымских христан - татов и урумов в Приазовье в селениях Алушта Демирджи, Куру-Озен, Улу-Озен, Кучюк-Оаен находились сельские небольшие храмы, наряду с мусульманскими мечетями. (Интересно, в ходе экспедиции уроженец с. Корбек Энвер Муединов, 1929 г. р., сообщил сотрудницам Крымскотатарского музея искусств, что холм, на котором располагается Ашагьа малле, ныне разваленная соборная мечеть, бывшее огромное древнее кладбище «Ашагьа малле мезар-лыгьы» назывался Кильсе-Къыр — возвышенность с церковью).
В 1837 г. академик П. Кеппен, составивший и издавший описание древностей южнобережья и горного Крыма, упоминает о сохранившихся христианских храмах лишь в с. Демирджи и Улу-Озен Алуштинского региона
Ныне при изучении историко-культурного наследия крымскотатарского народа и составлении подлинной истории крымскотатарских селений и городов предстоит выявление и изучение всех памятников населенных пунктов и их округи, топонимики, азизов, кладбищ, свидетельств уроженцев.
На исходе последнего дня экспедиции в с. Тувак Осман-ага Дереджи показал двор (дом, к сожалению, не сохранился), где родился и вырос один из выдающихся лидеров крымскотатарского национального движения Джеппар Акимов (ул. Центральная, 3), а также дом, где родился и вырос известный общественно-политический деятель, человек энциклопедических знаний Муртаза Велиджанов (ул. Северная, 20).
Первые пять дней экспедиции, которая продолжит работу в 2008 г., показали, насколько огромный объем работы предстоит еще всем нам сделать в деле изучения, сохранения и пропаганды историко-культурного наследия нашего народа.
И в завершение. Научные сотрудники, исследователи выражают благодарность гражданину США Матиасу Скотту Сланкарду, Алуштинскому региональному, местным меджлисам, информаторам за помощь, оказанную в проведении экспедиции.
Ибраим АБДУЛЛАЕВ.
P. S. За исключением мечети в г. Алуште ни один из вышеуказанных объектов культовой архитектуры, азизов, чешме, традиционных жилищ крымских татар не внесен в свод памятников Республиканским комитетом по охране культурного наследия. Для чиновников историко-культурное наследие крымскотатарского "арода просго не существует.
2008.01.19 | Крымец
Re: Историческое отступление автора статьи
Чокъ сагъ ол, с большим удовольствием почитал.2008.01.21 | Абу
а хто це?
Матиас Скотт Сланкард2008.01.21 | Tatarchuk
ближче невідомий...
2008.01.19 | Alessandro
Re: Этнографическая экспедиция в Алуштинский район
Спасибо, прочитал с большим интересом и радостью. Так приятно видеть, когда люди не разглагольствуют в кабинетах, о том, что нужно де сделать то-то и то-то, а реально делают, собирают фактически материал живьём на местах.2008.01.21 | Chief
Re: Этнографическая экспедиция в Алуштинский район
Alessandro пише:> Спасибо, прочитал с большим интересом и радостью. Так приятно видеть, когда люди не разглагольствуют в кабинетах, о том, что нужно де сделать то-то и то-то, а реально делают, собирают фактически материал живьём на местах.
Это действительно так.
Но надо уточнить, что это все-таки не частная инициатива, а проект, поддержанный одной из грантовских организаций (правда, сразу замечу для "доброжелателей", что без зарплат экспертам и гонораров Это я знаю точно, поскольку сама должна была быть в этой поездке - но в этот раз не сложилось).
Увы, устроить такую экспедицию за личный счет очень проблематично. Хотя полезность такого рода экспедиций очевидна.
2008.01.21 | Гуливер
Re: Этнографическая экспедиция в Алуштинский район
Молодцы! Это правда реальная работа. Спасибо голландскому посольству, что беспокоится о сохранении крымскотатасркого наследия.
Chief пише:
> Увы, устроить такую экспедицию за личный счет очень проблематично. Хотя полезность такого рода экспедиций очевидна.
Неужели так дорого?
Мне кажется это как прогулка , по горам и красивым селам .
2008.01.21 | Chief
Re: Этнографическая экспедиция в Алуштинский район
Гуливер пише:> Неужели так дорого?
>
> Мне кажется это как прогулка , по горам и красивым селам .
Ну конечно, если в каждом "красивом селе" у тебя по домику, а также есть большая машина, которая позволит спокойненько путешествовать, а также диктофон, хорошая видеокамера и некоторое количество единомышленников в придачу, готовых забесплатно все это делать - то может получиться все сделать и на энтузиазме
Но если серьезно - заставить людей работать на энтузиазме тяжеловато. Вот у меня уже, например, несколько лет лежат очень ценные письма - ответы на вопросы анкеты. Время от времени я их сама набираю, а добровольцев помочь найти совершенно невозможно. Никому это не надо
2008.01.21 | Гуливер
Re: Этнографическая экспедиция в Алуштинский район
Chief пише:> Гуливер пише:
> > Неужели так дорого?
> >
> > Мне кажется это как прогулка , по горам и красивым селам .
>
> Ну конечно, если в каждом "красивом селе" у тебя по домику, а также есть большая машина, которая позволит спокойненько путешествовать, а также диктофон, хорошая видеокамера и некоторое количество единомышленников в придачу, готовых забесплатно все это делать - то может получиться все сделать и на энтузиазме
У нас народ гостеприимный, можно и у сельчан остановиться. технику если нет то можно одолжить, а единомышленнкии не нужны , если это авторская работа
> Но если серьезно - заставить людей работать на энтузиазме тяжеловато. Вот у меня уже, например, несколько лет лежат очень ценные письма - ответы на вопросы анкеты. Время от времени я их сама набираю, а добровольцев помочь найти совершенно невозможно. Никому это не надо
А зачем набираете? пусть лежит до определенного момента
2008.01.21 | Chief
Re: Этнографическая экспедиция в Алуштинский район
Гуливер пише:> А зачем набираете? пусть лежит до определенного момента
А до какого момента они должны долежать? Скажите, чтоб я успокоилась
А если опять-таки серьезно, то у нас в архивах много чего лежит, а эту информацию хотя бы время от времени надо актуализировать... - иначе историография стоит на месте.
2008.01.21 | Гуливер
Re: Этнографическая экспедиция в Алуштинский район
Chief пише:> Гуливер пише:
> > А зачем набираете? пусть лежит до определенного момента
>
> А до какого момента они должны долежать? Скажите, чтоб я успокоилась
Я бы Вам помог организовать, сделал бы копии доков, раздаол своим знакомым и черезе некоторое время они вернули уже напечатанный текст.
Но одна маленькая проблема, я не в Крыму.
> А если опять-таки серьезно, то у нас в архивах много чего лежит, а эту информацию хотя бы время от времени надо актуализировать... - иначе историография стоит на месте.
Ну это можно на будущем конгрессе поднять эту тему, может найдется решение.
2008.01.21 | Chief
Re: Этнографическая экспедиция в Алуштинский район
Гуливер пише:> Ну это можно на будущем конгрессе поднять эту тему, может найдется решение.
Гуливер, а мы чего - уже участвуем в Конгрессе?
А с другой стороны, вспоминаю, что решение о Всемирном конгрессе крымских татар было принято на Курултае как раз после одной из горячих дискуссий нашего форума... . Что бы это значило?
2008.01.21 | enver
Re: Этнографическая экспедиция в Алуштинский район
Chief пише:> А с другой стороны, вспоминаю, что решение о Всемирном конгрессе крымских татар было принято на Курултае как раз после одной из горячих дискуссий нашего форума... . Что бы это значило?
Это однозначно означает, что форум Майдан-Крым - генератор идей для Национального движения. И идею с Всемирным конгрессом крымских татар кто-то вовремя прочитал...
Или, быть может, у кого-то в голове была похожая идея. А тут он еще и на форуме прочитал - замечательно, когда у разных людей мысли сходятся. Так и решили провести Конгресс.
2008.01.21 | Chief
Re: Этнографическая экспедиция в Алуштинский район
enver пише:> Chief пише:
> > А с другой стороны, вспоминаю, что решение о Всемирном конгрессе крымских татар было принято на Курултае как раз после одной из горячих дискуссий нашего форума... . Что бы это значило?
>
> Это однозначно означает, что форум Майдан-Крым - генератор идей для Национального движения. И идею с Всемирным конгрессом крымских татар кто-то вовремя прочитал...
> Или, быть может, у кого-то в голове была похожая идея. А тут он еще и на форуме прочитал - замечательно, когда у разных людей мысли сходятся. Так и решили провести Конгресс.
Идея, конечно, в воздухе витала...
Но одно дело это ее тихое витание, и совсем другое, когда плешь в голове проедают и мозг буравят - а такой способностью некие дискуссии форума обладают
2008.01.21 | Гуливер
Re: Этнографическая экспедиция в Алуштинский район
Chief пише:> Гуливер пише:
>
> > Ну это можно на будущем конгрессе поднять эту тему, может найдется решение.
>
> Гуливер, а мы чего - уже участвуем в Конгрессе?
Я говорил, что можно дать идею,
насчёт когрессса мы пока не учавствуем, даже не знаю будем ли учавствовать
>
> А с другой стороны, вспоминаю, что решение о Всемирном конгрессе крымских татар было принято на Курултае как раз после одной из горячих дискуссий нашего форума... . Что бы это значило?
Не хотят допустить в Меджлис, вот и придумывают конгрессы
Тем более после создания блока ЧИФ, они ускорили этот процесс
2008.01.21 | Chief
Re: Этнографическая экспедиция в Алуштинский район
Гуливер пише:> Тем более после создания блока ЧИФ, они ускорили этот процесс
Да уж, давеча посетив историческую родину и, оказавшись в компании с одним активистом форума, ответила на его хихикающий вопрос: "Предвыборная кампания началась?". Похихикали вместе
2008.01.21 | Гуливер
Re: Этнографическая экспедиция в Алуштинский район
Chief пише:> Гуливер пише:
> > Тем более после создания блока ЧИФ, они ускорили этот процесс
>
> Да уж, давеча посетив историческую родину и, оказавшись в компании с одним активистом форума, ответила на его хихикающий вопрос: "Предвыборная кампания началась?". Похихикали вместе
Да уж , неплохо вышло. А сколько предвыборных трюков произвели.
Какой образ придумали лидеру одноименного блока
2008.01.21 | Chief
Re: Этнографическая экспедиция в Алуштинский район
Гуливер пише:> Chief пише:
> > Гуливер пише:
> > > Тем более после создания блока ЧИФ, они ускорили этот процесс
> >
> > Да уж, давеча посетив историческую родину и, оказавшись в компании с одним активистом форума, ответила на его хихикающий вопрос: "Предвыборная кампания началась?". Похихикали вместе
>
> Да уж , неплохо вышло. А сколько предвыборных трюков произвели.
>
> Какой образ придумали лидеру одноименного блока
Да уж, наработок было много...
Некоторым уже можно смело подаваться в профессиональные политтехнологи
2008.01.22 | Гуливер
Re: Этнографическая экспедиция в Алуштинский район
Chief пише:> Да уж, наработок было много...
>
> Некоторым уже можно смело подаваться в профессиональные политтехнологи
Мне нужно верить в кандидата и разделять его позиции, тогда все может получиться.
А нынче в политике такие кандидаты, что ховаться надо.