Фрагмент интересного интервью с Мамутом Чурлу
01/27/2008 | Брат-1
(В "Полуострове"; традиционно извиняюсь за очепятки)
НАШ РАЗГОВОР с известным мастером-художником Мамутом Чурлу состоялся в начале января у него дома, в селе Ангара (Перевальное), куда нас любезно пригласил гостеприимный хозяин. В конце прошлого года Мамут бей перенес тяжелейший инфаркт и сейчас постепенно возвращается к обычному ритму жизни. Наверное, именно в такие минуты человек бывает наиболее искренним и естественным. Трудно поверить, что известному мастеру декоративно-прикладного искусства уже за 60. Но, несмотря на перенесенный недуг и солидный возраст, Мамут бей меньше всего говорил о своем личном. Он все также по-хорошему одержим одной, но великой мечтой - возродить исконную крымскую культуру - единственную и неповторимую...
- Мамут бей, в последнее время вас не было видно на публике, что произошло?
-19 октября у меня случился приступ, оказалось - инфаркт. Потребовалось хирургическое вмешательство. Я перенес довольно сложную операцию шунтирования сердечных сосудов, врачи «колдовали» с моим сердцем 8 часов. Если помните, подобную операцию перенес первый президент России Борис Ельцин. У нас в Крыму таких операций еще не делают, поэтому пришлось лечиться в Киеве. В настоящее время прохожу курс реабилитации под наблюдением врачей.
Во время болезни, да и сейчас, мне помогали и всячески поддерживают родственники, ученики, друзья, знакомые врачи... Спасибо всем, кто откликнулся на мою беду.
(....)
- Сегодня состояние национальной культуры и народа в целом оставляют желать много лучшего. Что нам нужно делать, чтобы картина будущего стала более радужной?
- Народ жив, пока жива его культура и традиции. В противном случае ассимиляция неминуема. Сегодня происходят мощные процессы глобализации. И в них я вижу большую опасность. Поэтому сегодня, не покладая рук, в буквальном и переносном смыслах, необходимо заниматься восстановлением исконной крымской культуры. Она действительно интересная, увлекательная и уникальная. Поэтому самое главное сегодня - культура и история. Перспектива есть. Например, у нас достаточно успешно развиваются керамика, ювелирное дело, ткачество, кое-где вышивка... Причем, без всякой поддержки государства
Если бы наши писатели так поработали. Есть же богатейший исторический материал?! И нет ни одной литературной вещи, которую можно было бы читать взахлеб.
Олекса гайворонский взял тему крымских ханов. Сумел талантливо собрать и осветить исторические события. Можно найти и купить сегодня его книги?
А сколько можно было бы написать детективов всевозможных? Где они - мастера злова? Если есть, почему не пишут? Почему на книжных раскладках почти невозможно найти книг о нашей истории, культуре, кухне, наконец. Ведь в Крым приезжают миллионы туристов.
Это кроме пропаганды нашей традиционной культуры еще и хороший биз-нес*
Почему у нас нет до-кументального и художественного кино, мультфильмов? Сейчас всякой техники в избытке. Садись за компьютер -сделай!
А кто, скажите, всерьез занимается молодежью? А ведь ее надо заражать родным, национальным, вовлекать в серьезные проекты. А сколько у нас таких талантливых детей?! Почему поча никто щ не занимается их развитием?
Скажите, что мешает создать организацию, наподобие скаутской, в которой дети изучали бы культуру, историю, природу своего края. В Киеве, например, есть Спилка украинской молоди. Дети - члены этой организации - еженедельно нстречаются, изучают свою историю, религию, каждое лето выезжают в одну из областей Украины, знакомятся с ее природой и культурой. С ними в лагерях ежегодно работают специалисты разного профиля. Один год. например, с ними занимались киношники. Дети писали сценарии, шрали какие-то роли. И нам надо создать такую молодежную организацию.
Если всего этого не делась, какое будущее нас ожидает? Каждый человек может что-то сделать для возрождения своего народа. Нужна лишь добрая воля и желание работать. Многие наши соотечественники в материальном плане уже довольно прочно стоят на ногах. Пришло время задуматься о духовном, о пользе для своего народа. Причем, любой житель Крыма может стать частичкой нашего народа, если он искренне любит Крым, его историю и культуру.
Или они станут нами, или мы в них обратимся. Это неизбежный процесс.
У американского писателя Рэя Брэдбери в Марсианских хрониках рассказывается. Прилетают на Марс земляне. Живут там. И с какого-то момента вдруг замечают, что у них и их детей стал меняться цвет волос и глаз. Они начинают говорить на каком-то языке, то есть постепенно превращаются в марсиан.
В Крыму то же самое происходит. Только пока не ясно, кто в кого превратится. Вопрос в том, как мы должны вести себя с соседями: обособляться или быть открытыми. На мой взгляд, нам надо демонстрировать окружающим все самое привлекательное в нашей культуре, что будет склонять их к нам, крымским гагарам. Но в первую очередь, через историю, искусство и культур)1 нам надо вначале самим стать полноценными крымскими татарами. Если каждый из нас внесет свою, пусть даже маленькую, лепту в дело возрождения нации, Крым засияет совершенно иными красками.
В прошлом году я неделю гостил в Турции. Меня поразил высокий уровень общей культуры и высочайший уровень традиционного художестнного производства. Ковровые изделия, ручной росписи фарфор, изделия из металла. Все это высокого качества, доступно каждому и производится в большом количестве. В интерьерах отеля, где * жил. были использованы ручные ковры местного производства, керамические панно с великолепными национальными орнаментами, традиционные формы витража. В местах, где мне пришлось быть, поражало отсутствие бомжей, пьяных, мусорных завалов.
В память врезались слова нашего гида - донской казачки, которая 23 года прожила в Турции: «Я счастлива, что мой сын воспитан в этой культуре. Недавно я ездила на родину. Почти все его сверстники или наркоманы, или алкоголики, или сидят в тюрьмах»...
- Какие звания вы имеете?
- Все это пустое. На выставке «Крымского стиля» в Украинском фонде культуры в Киеве ко мне подошли академики от изобразительного искусства и спросили, есть ли у меня звания? Я им ответил: «Бог миловал». Настоящее искусство, высокохудожественные произведения получают достойную оценку вне зависимости от звания автора. Заслуженных и народных получают, как правило, те, кто этим сам вплотную занимается, сам себя лоббирует, бегает по кабинетам и вынужден, зачастую делать подношения чиновникам, от которых зависит решение этого вопроса. На Западе этого нет. Пабло Пикассо, Ван Гога и многих других талантливых художников знает и признает весь мир, хотя они не имеют звания заслуженных или народных художников Франции, Испании..., потому что таких званий там не существует. Если Аллахом не дано, никакие звания не помогут создать ни одной стоящей картины, написать ни одной стоящей строчки. Исмаил Гаспринский не был заслуженным деятелем культуры, но его знает весь мир.
- Маму! бей, вы давно живете в Ангаре
- Уже шесть лет. Рад, что купил это» домик Каждое утро вижу из своего окна первые лучи солнца на вершине Чатырдага. Здесь провож> свои семинары, крашу шерстяную пряжу растительными красителями во дворе... Здесь и дом мой, и мастерская, и учебный класс.
Беседовали Васви Абдураимов и Айдер Эмиров...
НАШ РАЗГОВОР с известным мастером-художником Мамутом Чурлу состоялся в начале января у него дома, в селе Ангара (Перевальное), куда нас любезно пригласил гостеприимный хозяин. В конце прошлого года Мамут бей перенес тяжелейший инфаркт и сейчас постепенно возвращается к обычному ритму жизни. Наверное, именно в такие минуты человек бывает наиболее искренним и естественным. Трудно поверить, что известному мастеру декоративно-прикладного искусства уже за 60. Но, несмотря на перенесенный недуг и солидный возраст, Мамут бей меньше всего говорил о своем личном. Он все также по-хорошему одержим одной, но великой мечтой - возродить исконную крымскую культуру - единственную и неповторимую...
- Мамут бей, в последнее время вас не было видно на публике, что произошло?
-19 октября у меня случился приступ, оказалось - инфаркт. Потребовалось хирургическое вмешательство. Я перенес довольно сложную операцию шунтирования сердечных сосудов, врачи «колдовали» с моим сердцем 8 часов. Если помните, подобную операцию перенес первый президент России Борис Ельцин. У нас в Крыму таких операций еще не делают, поэтому пришлось лечиться в Киеве. В настоящее время прохожу курс реабилитации под наблюдением врачей.
Во время болезни, да и сейчас, мне помогали и всячески поддерживают родственники, ученики, друзья, знакомые врачи... Спасибо всем, кто откликнулся на мою беду.
(....)
- Сегодня состояние национальной культуры и народа в целом оставляют желать много лучшего. Что нам нужно делать, чтобы картина будущего стала более радужной?
- Народ жив, пока жива его культура и традиции. В противном случае ассимиляция неминуема. Сегодня происходят мощные процессы глобализации. И в них я вижу большую опасность. Поэтому сегодня, не покладая рук, в буквальном и переносном смыслах, необходимо заниматься восстановлением исконной крымской культуры. Она действительно интересная, увлекательная и уникальная. Поэтому самое главное сегодня - культура и история. Перспектива есть. Например, у нас достаточно успешно развиваются керамика, ювелирное дело, ткачество, кое-где вышивка... Причем, без всякой поддержки государства
Если бы наши писатели так поработали. Есть же богатейший исторический материал?! И нет ни одной литературной вещи, которую можно было бы читать взахлеб.
Олекса гайворонский взял тему крымских ханов. Сумел талантливо собрать и осветить исторические события. Можно найти и купить сегодня его книги?
А сколько можно было бы написать детективов всевозможных? Где они - мастера злова? Если есть, почему не пишут? Почему на книжных раскладках почти невозможно найти книг о нашей истории, культуре, кухне, наконец. Ведь в Крым приезжают миллионы туристов.
Это кроме пропаганды нашей традиционной культуры еще и хороший биз-нес*
Почему у нас нет до-кументального и художественного кино, мультфильмов? Сейчас всякой техники в избытке. Садись за компьютер -сделай!
А кто, скажите, всерьез занимается молодежью? А ведь ее надо заражать родным, национальным, вовлекать в серьезные проекты. А сколько у нас таких талантливых детей?! Почему поча никто щ не занимается их развитием?
Скажите, что мешает создать организацию, наподобие скаутской, в которой дети изучали бы культуру, историю, природу своего края. В Киеве, например, есть Спилка украинской молоди. Дети - члены этой организации - еженедельно нстречаются, изучают свою историю, религию, каждое лето выезжают в одну из областей Украины, знакомятся с ее природой и культурой. С ними в лагерях ежегодно работают специалисты разного профиля. Один год. например, с ними занимались киношники. Дети писали сценарии, шрали какие-то роли. И нам надо создать такую молодежную организацию.
Если всего этого не делась, какое будущее нас ожидает? Каждый человек может что-то сделать для возрождения своего народа. Нужна лишь добрая воля и желание работать. Многие наши соотечественники в материальном плане уже довольно прочно стоят на ногах. Пришло время задуматься о духовном, о пользе для своего народа. Причем, любой житель Крыма может стать частичкой нашего народа, если он искренне любит Крым, его историю и культуру.
Или они станут нами, или мы в них обратимся. Это неизбежный процесс.
У американского писателя Рэя Брэдбери в Марсианских хрониках рассказывается. Прилетают на Марс земляне. Живут там. И с какого-то момента вдруг замечают, что у них и их детей стал меняться цвет волос и глаз. Они начинают говорить на каком-то языке, то есть постепенно превращаются в марсиан.
В Крыму то же самое происходит. Только пока не ясно, кто в кого превратится. Вопрос в том, как мы должны вести себя с соседями: обособляться или быть открытыми. На мой взгляд, нам надо демонстрировать окружающим все самое привлекательное в нашей культуре, что будет склонять их к нам, крымским гагарам. Но в первую очередь, через историю, искусство и культур)1 нам надо вначале самим стать полноценными крымскими татарами. Если каждый из нас внесет свою, пусть даже маленькую, лепту в дело возрождения нации, Крым засияет совершенно иными красками.
В прошлом году я неделю гостил в Турции. Меня поразил высокий уровень общей культуры и высочайший уровень традиционного художестнного производства. Ковровые изделия, ручной росписи фарфор, изделия из металла. Все это высокого качества, доступно каждому и производится в большом количестве. В интерьерах отеля, где * жил. были использованы ручные ковры местного производства, керамические панно с великолепными национальными орнаментами, традиционные формы витража. В местах, где мне пришлось быть, поражало отсутствие бомжей, пьяных, мусорных завалов.
В память врезались слова нашего гида - донской казачки, которая 23 года прожила в Турции: «Я счастлива, что мой сын воспитан в этой культуре. Недавно я ездила на родину. Почти все его сверстники или наркоманы, или алкоголики, или сидят в тюрьмах»...
- Какие звания вы имеете?
- Все это пустое. На выставке «Крымского стиля» в Украинском фонде культуры в Киеве ко мне подошли академики от изобразительного искусства и спросили, есть ли у меня звания? Я им ответил: «Бог миловал». Настоящее искусство, высокохудожественные произведения получают достойную оценку вне зависимости от звания автора. Заслуженных и народных получают, как правило, те, кто этим сам вплотную занимается, сам себя лоббирует, бегает по кабинетам и вынужден, зачастую делать подношения чиновникам, от которых зависит решение этого вопроса. На Западе этого нет. Пабло Пикассо, Ван Гога и многих других талантливых художников знает и признает весь мир, хотя они не имеют звания заслуженных или народных художников Франции, Испании..., потому что таких званий там не существует. Если Аллахом не дано, никакие звания не помогут создать ни одной стоящей картины, написать ни одной стоящей строчки. Исмаил Гаспринский не был заслуженным деятелем культуры, но его знает весь мир.
- Маму! бей, вы давно живете в Ангаре
- Уже шесть лет. Рад, что купил это» домик Каждое утро вижу из своего окна первые лучи солнца на вершине Чатырдага. Здесь провож> свои семинары, крашу шерстяную пряжу растительными красителями во дворе... Здесь и дом мой, и мастерская, и учебный класс.
Беседовали Васви Абдураимов и Айдер Эмиров...
Відповіді
2008.02.06 | Tatarchuk
(Педагогическая поэма)
Брат-1 пише:> Или они станут нами, или мы в них обратимся. Это неизбежный процесс.
> У американского писателя Рэя Брэдбери в Марсианских хрониках рассказывается. Прилетают на Марс земляне. Живут там. И с какого-то момента вдруг замечают, что у них и их детей стал меняться цвет волос и глаз. Они начинают говорить на каком-то языке, то есть постепенно превращаются в марсиан.
> В Крыму то же самое происходит. Только пока не ясно, кто в кого превратится.
Есть как говорится время и желание, хочу рассказать об одном эпизоде.
В детстве мы часто собирались уже в осеннее время, когда шли уроки в школе, на диком пляже у моря. Приезжали на велосипедах, или пешком - сразу после школы. Мы дружили не сильно по возрасту, были среди компании 10, 14-летние (мне тогда было 12 или 13). Просто друзья и приятели.
Пацаны постарше пили водку на море, одна бутылка человек на 10, самые старшие курили, самые младшие прилежно делали вид что готовят уроки (с собой брали учебники и тетради).
Тогда было модно читать отфотографированные "дореволюционные" (на самом деле - обычно довоенные) издания "Легенд Крыма". Наши родители передавали друг другу, и дети тоже таскали "на день", "на три дня". Фотолюбители делали копии с копий.
Эти легенды сильно отличались от редактированых и тиражированных в 1960-е - 70-е. Там разные авторы пересказывали легенды про готов, цыган, половина текстов была про татар и турок, а про казаков, красноармейцев, немецкофашистов и всякие "звезды Артека", "цветы комиссаров" и "погибших альпинистов" - ничего. И от этого тщательно "скрываемые" и размытые фотографии текстов казалис очень интересными - кстати большинство из них до сихпор не видел в изданном виде.
Вот в один из таких вечеров притащили две новых фотокопии. Содержание не помню, там кто-то кого-то зарезал от большой любви, а потом их тени встречались у могилы.
И вот сидит мой одноклассник Толик и говорит нам: - А мы наверное татары.
Никто особенно не возражает, Толик умный, раз говорит значит знает. А он дальше говорит:
- Вот Волошин пишет, а это давно было, ("до революции" - авт.) что разные племена, готы, тавры, скифы, печенеги, и так далее, все оставили здесь свой след, стали частью Крыма, его населения. И татар в самом конце называет. Раньше всех жителей Крыма называли татарами, а сейчас почему-то уже их так не называют.
- Я знаю почему, - говорит отличник из соседней школы. - Татары русские земли полонили и сжигали, очень давно. А сейчас это вспоминать неприятно, вот поэтому татар наверное переименовали в крымчан.
Толик кивает и говорит:
- Да, наверное поэтому. Или потому что раньше мы были отдельным народом, а теперь все народы становятся советскими.
- И теперь нас называют по областям! - догадался отличник. - Крымчане, Москвичи, Рижане...
На том и порешили. Про депортацию крымских татар тогда никто из присутствующих не знал, и все решили что мы и есть те татары которые владели Крымским ханством.
Потом в школе самая младшая (лет 10) девочка из нашей компании чуть ли не на следующий день читала вслух былину про то как русский богатырь дубом побивает несметные полчища татар. И к изумлению учительницы просит слова прокомментировать прочитанное (обычно она помалкивала). Та ей разрешает, и девочка Маша пересказывает наш недавний разговор. Что мы все татары, только теперь советские люди и крымчане.
У учительницы начинается что-то вроде микроинфаркта. Урок (в младшем классе, кажется в 4 или 5-м) сорван, спустя полчаса находят и Толика, и меня, и всех кто с нашей школы (представьте себе кто-то сдал всех именно кто в тот день на пляже был, ни кого не упустил) - и мы все встречаемся в кабинете директорши. Если у училки микроинфаркт, то удиректорши что-то типа микроинсульта.
Мы ей подробно пересказываем идеи, учителя и завучи шумят и гудят, трудовик начинает что-то кричать. Директорша шикает на них и просит дать нам все до конца рассказать. Толик заканчивает словами:
- Ну вы даете, вы бы еще милиционера сюда вызвали. С пожарными.
Счастливые и довольные (факт распития полбутылки водки старшими даже не всплыл, про курево никто не спросил), мы расходимся, получив в дневники замечания что плохо вели себя на уроке (это при том что нас было человек 8 и все из разных классов)
Потом узнаем, что в соседней школе (в частности откуда был отличник - соавтор Толиковой теории) начинается шмон, но много больший.
Потом эта история была оглашена на родительском собрании, родители реагировали по-разному, кто-то сынов и дочерей наказал - запретил тусоваться на пляже, кто-то даже похвалил.
Но самое главное что за тот месяц наш маленький поселок (в лице сотни если не больше учеников разного возраста) только и говорил о депортации (что всплыло почти сразу же), о крымском ханстве, куда делись татары, даже узнали что была советская республика.
На дворе стояла очень ранняя "перестройка". В том же году отец впервые меня позвал к страшно хрипящему радио - явно не "Маяк" - и предложил послушать передачу про крымских татар, это было Радио Свобода.
- Вот ты интересовался, послушай.
Раньше он слушал Свободу тайком и поздно ночью, убавив звук, иногда в наушниках (радист все-таки). Теперь не стеснялся.
Главные пострадавшие были Толик (ему перестали ставить даже четверки по истории) и тот БЫВШИЙ отличиник из соседней школы (жалко имени не помню) который навсегда стал "хорошистом". Про обоих знаю что они после 9 класса ушли на завод.
Вот такая утренняя история. Вспомнилось
2008.02.06 | А. Ш.
Re: (Педагогическая поэма)
Потрясающе! Впрочем - по большому счету не удивляет. Советую обратить внимание на фразу "родители реагировали по-разному, кто-то сынов и дочерей наказал - запретил тусоваться на пляже, кто-то даже похвалил". Вот это "похвалил" замечательно, но тоже не удивляет. Нравственный закон в человеке - это реальность. Мы, три ташкентских первокурсника - крымский татарин, еврей и русский - подрались с превосходящими силами, защищая узбека-колхозника, над которым издевались в центре города, называя "зверем". (кто не знает, "зверь" и "зверюшка" - это у значительной части не-узбекского населения Узбекистана было вместо "узбек" и "узбечка").