МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

В коллекции Ларишес «ханские» приобретения

02/07/2008 | Гуливер
Виртульный музей Ларишес выставил на показ фотографии новых приобретений.
Коллекция Ларишес приобрела оригиналы уникальных гравюр двух крымских ханов, крымского посланника и визиря одного из крымских ханов.

Одной из самым уникальным экспонатом стало гравюрное изображение крымского хана Газы II Герая (1551-1607). Газы II Герай был четырнадцатым ханом и правил дважды в 1588-1596 и 1596-1607. Газы II был выдающимся правителем Крымского ханства. На гравюре указана дата 1599 год, по всей вероятности, эта дата написания рисунка.В результате проведенных исследований было установленно, что гравюра была издана в первой части альбома Atrium heroicum Caesarum, regum, … и автором альбома является Доминикус Кустос. Первая часть альбома была напечатана в 1600 году в городе Аугсбурге.
Эта гравюра может быть ценна не только как портрет крымского монарха, но и как портрет поэта. Газы II был талантливым поэтом крымскотатарской поэзии ханского периода и был известен под псевдонимом Газайи.

Другой интересной гравюрой является изображение Адиля Герая (1617-1672), который правил в 1666-1671. К сожалению, информации по это гравюре немного и напечатана она была, предположительно в 1670х гг.

Гравюра крымского посланника вызывает особый интерес. Если гравюры Газы II и Адиля Герая были известны, то гравюра крымского посланника стала небольшим открытием.
В середине XVII столетия крымский хан Ислям III Герай направляет посольскую делегацию в Швецию к королеве Кристине. Проводя исследования по происхождению гравюры было выяснено, что в составе делегации было три посланника, которые и были зарисованы. Из надписи под гравюрой следует , что это изображение первого посланника крымского хана в Швецию в 1650 году. Настоящая гравюра была напечатана в седьмой части знаменитого труда «Theatrum Europaeum» швейцарского художника, историка и издателя Матиаса Мериана, которая была выпущена в 1663 году во Франкфурте.

Не менее интересной является оригинал гравюры известного политического и общественного деятеля XVII столетия визиря Сеферказы-ага. Он также являлся меценатом и немало пожертвовал на благоустройство Бахчисарая и его окрестностей. Данные о гравюре пока также скупы, но предполагается , что она была напечатана в 1670х гг.

Сегодня сложно утверждать о точности гравюр, это должно стать исследованием специалистов. Однако нужно отметить, что изображения крымских ханов является большой редкостью. Тем не менее, нужно и дальше проводить поиски и, вполне, возможно, что нас еще ожидают новые изображения известных или неизвестных людей ханской эпохи. И на данном этапе возрождения крымскотатарского народа необходимо пытаться искать и приобретать оригиналы картин или гравюр , и если это невозможно то и копии и, тем самым, мы с можем обогатить культурное и историческое наследие Крыма и крымских татар.



Справка: Коллекция Ларишес (La Richesse) была создана 14 февраля 2004, за четыре года своего существования собрала почти 600 экспонатов (книги 1552-1935, гравюры, литографии с видами Крыма и его жителей 1535-1921 гг., карты 1550-1906гг, предметы быта крымских татар XVII- нач. XX вв. Цель коллекции-поиск и хранение редких источников по истории Крыма и крымских татар, для дальнейшего научного изучения. Экспонаты коллекции приобретены в 24 странах Европы, Америки, Азии и в Австралии. Большинство экспонатов были приобретены на аукционах. В конце 2005 у коллекции появился свой сайт-http://www.larichesse.com/.
Основателем и хранителем коллекции является Гуливер Альтин. Коллекция формируется во Франции

Приложены фотографии гравюр:

1. Адиль Герая
2. Газы II Герая
3. Крымского посла
4. Сеферказы-ага

Відповіді

  • 2008.02.08 | Гуливер

    Про Сефергазы -ага

    Сефергазы-ага личность инетересная, тут привожу несколько характеристик. Он был при Исляме III Герае

    КЫРЫМЛЫ ХАДЖИ МЕХМЕД СЕНАИ
    КНИГА ПОХОДОВ
    ИСТОРИЯ ХАНА ИСЛЯМ ГИРАЯ ТРЕТЬЕГО
    - XIX-
    Хронология моста, построенного по повелению предприимчивого как Аристотель Сефер Гази аги
    Также и Сефер Газы ага, подобный Аристотелю визирь хазрета шаха, покровителя побед, то есть герой на поле битвы построили один огромный мост-прекрасный переход [через реку], подобного и равного которому нет во всей стране, и вот кытъа для его хронограммы, написанная мной, ничтожным, от автора
    Сефергазы ага-советник великий
    Построил этот мост сей красноречивый
    Увидев, с похвалой сказал Сенайи:
    Дата его: «Воистину прекрасный мост» [66]
    И далее: так как невозможно отдельно и подробно рассказать о каждом [случае] благотворительности, пожертвований и благоустройств в Бахчисарае и в окрестностях, изошедших от выдающегося и славного визиря, и так как все это известно людям, то решено [на эту тему] не тратить много слов.
    Потому что хазрет сахибкиран времени благоустроили и возделали все окрест страны и занялись делами высокосчастливого хосревова трона, предались радостям и усладам.
    Двухлетняя казна московского царя пришла одним разом, а казна и джизье ляшского короля поступило раньше договорного срока и с избытком, и заложников отпустили, и поступила также казна Молдавии, Валахии и Эрделя, и со стороны Черкесии и Дагестана привели множество луноликих мальчиков-рабов и прекрасных юных рабынь с лицами наподобие [лепестков] роз; пришли сюда из соседних стран-из Австрии и Швеции и из запредельных стран мрака, и со всех сторон продолжала поступать казна. [В это время] желание и энергия Сефер Газы аги было направлено на завоевание стран Ажтархан и Казань, раньше бывших мусульманскими [странами], но уже почти сто лет находившихся в руках у людей войны, и исламских аскеров побудили издать клич «Сефер! В поход!" и стали снаряжать большую, как море, армию.

    Примечание. Сефергази ага-выдающийся государственный деятель, мудрый стратег, меценат, строитель, примиритель враждовавших аристократических кланов. Происходил из капыкулу, то есть ханских гвардейцев, и активно способствовал избранию Ислам Герая ханом, чем прогневил Мехмед Герая IV, бывшего ханом в 1641-44 гг. Мехмед, прийдя к власти вторично в 1654, казнил Сефергази агу, чем вызвал к себе ненависть всего крымского народа.

    --------------------------------------------------------------------
    № 195
    1651 г. июня 21. — Донесение галицкого стольника А. Мясковского из лагеря под Берестечком о положении польского и украинского войск и о шведском посольстве в Крым
    Библиотека им. Оссолинских, шифр 5656/II, рулон 1, лл. 41—41 об. Подлинник.
    После нашего выступления из-под Сокаля мы стали пятым обозом 160 под Берестечком. Во время похода не случилось ничего достойного упоминания. Осада казаками Олыки причиняла большое беспокойство как е. к. м., так и всему войску. Полученное известие о снятии осады и о том, что казаки, безуспешно пытавшиеся несколько раз взять укрепления штурмом, потеряли три своих хоругви и, хотя сожгли город, все же отступили от замка, всех ободрило.
    О замыслах Хмельницкого ничего достоверного неизвестно. Одни ожидают нападения на нас во время похода или на переправе, или неожиданно где-нибудь ночью. Другие говорят, что он на месте под Вишневцом будет с обычным своим коварством сопротивляться е. в. королю. Третьи полагают, что он вышлет несколько десятков тысяч [казаков] к Подгорью для соединения с Ракочи.
    О хане слухи настолько противоречивы, что до сегодняшнего дня не установлено, есть ли он наверное у Хмельницкого или нет его.
    Скорее же всего, что до сего времени его не было, так как мы бы уже заметили его лазутчиков. К тому же пока не было ни одного нападения татар на войско, которое они по своему обычаю и характеру не преминули бы учинить после прибытия хана. Однако не подлежит сомнению тот факт, что хотя его до сих пор и не было, его следует ожидать каждый день и каждый час. Возможно, что он уже прибыл или не сегодня, так завтра прибудет.
    Шведский посол, возвращаясь из Крыма, заехал в наш лагерь. Его переводчик, львовский армянин, говорил, что он не очень-то хорошо был принят в Крыму: во-первых, потому, что никаких подарков ни хану, ни визирю не привез, а во-вторых, потому, что дружбу шведской королевы к польскому королю очень восхвалял. Это вызвало досаду визиря Сефер кази аги, который заметил, что шведской королеве не следует в этой войне помогать людьми польскому королю, так как она это делает, посылая ему несколько десятков тысяч 161 солдат, на что посол ответил, что королева за свой счет никаких людей не посылала, но что война с цесарем окончена и отпущенные солдаты могут сами, где хотят, вербоваться на службу. Они сами и уведомили королеву [491] о том, что заключили братство с польским королем. Е. в. королева, говорил посол, поручила мне сказать вам, что рада этому братству и не хочет быть ему помехой.
    После этого Сефер кази ага излил свое бешенство на Хаджи-Мустафу, который был послом в Швеции, и приказал бить его по пяткам, заметив, что его не затем посылали, чтобы он дружбе между польским королем и шведской королевой содействовал до того, что они уже и помощь друг другу посылают. Хаджи-Мустафа, однако, откупился порядочной суммой денег и его не били.
    Через две недели после этого хан должен был выступить. Мощь его войска — 40 тысяч орды. Ничто уже не может помешать исполнению отважных замыслов е. к. м. Продвижению его мешает лишь бесчисленное множество повозок, могу сказать, невиданное в памяти человечества. Бесконечным кажется войско, очень много людей, лошадей, скота, когда мы располагаемся лагерем уже в новом месте, другие еще и не трогаются с места ночлега. Всякая небольшая переправа замедляет движение такой массы войска. Если посчитать свободную челядь, то кажется, что ее вдесятеро больше, чем войска. Сейчас готово к бою тысяч 40. Со всеми повозками и столькими помехами идти невозможно. Если эта огромная масса прийдет в замешательство, оно будет нашей гибелью. Е. к. м., по-видимому, хочет часть вещей, наиболее обременительных, оставить, ибо, по правде сказать, много вещей тащим за собой не из-за необходимости, а ради роскоши, желая чувствовать себя, как во Львове или в Варшаве. Простейшая осторожность говорит нам о том, что повозки были бы нашей могилой и погибелью.
    Е. м. п. коронный хорунжий двинулся на защиту Олыки, но думаю, что когда он услышит о снятии осады, имея с собой 3 тысячи храбрых солдат, постарается незаметно напасть на неприятеля.
    В то время, как я пишу эти строки, пришло известие о том, что е. м. п. коронный хорунжий выслал вперед своего ротмистра п. Стшал-ковского с несколькими хоругвями, который в дубенских лесах напал на казаков, возвращающихся из-под Олыки, разгромил их табор, многих уложил на месте, хороших языков набрал и добычу всю захватил и уже е. м. п. хорунжий с трофеями возвращается к нам под Берестечко.
    Вчера был военный совет по поводу того, двинутся ли отсюда е. к. м. или выслать кого с конницей в тысяч 20, а е. к. м. чтобы оставался с посполитым рушением. О решении совета ничего не знаем, так как оно остается тайной е. к. м. Однако, каково бы оно ни было, оно зависит от возвращения п. хорунжего.
    Языки говорят, что хана еще нет.
    Хмельницкий по-прежнему очень осторожен. Его ежедневная стража состоит из 6 тысяч. Задержка с прибытием хана очень беспокоит их, думают, что если он через неделю не придет, то и черни не удержать. Казаков, тех, которых разбил е. м. коронный хорунжий, было 6 тысяч. Считают, что тысяча из них погибла, потому что в одном месте их бил п. Стшалковский, а в другом сам е. м. хорунжий.

    Комментарии
    160. Т. е. на пятый день после выступления из-под Сокаля. Королевская армия тронулась из Сокаля 15 июня, передовые ее части прибыли под Берестечко 19 июня.
    161. Это преувеличение. По более достоверным данным всего наемных войск в польской армии под Берестечком — немецких, шведских и др. было приблизительно 40 тысяч.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".