Краевед Широков в поисках 2-го или "Малого" Иерусалима
02/08/2008 | Брат-1
Статья в "Южной столице".
В последнее время появилось много статей и книг, в которых утверждается, что «Малый Иерусалим»-это Евпатория. Причем, авторы пишут: «Уже никто не помнит, кто первым назвал ее так». Однако это название появилось совсем недавно и только в краеведческой литературе последних лет. Ну что общего между прибрежным городком и горной крепостью!? Однако еще в дореволюционное время в качестве «Второго
Иерусалима» упоминается только гнездо караимов - Чуфут-кале!
Например, в книге о путешествии крымских гимназистов на Чуфут-кале находим рассказ директора гимназии Томашевского о его недавнем путешествии в Иерусалим и о том, насколько похожи эти две твердыни! И действительно: обе крепости отделены от массива двумя глубокими долинами (в Иерусалиме это - Кедрон и Енном). Ореховый сад у подножия Чуфут-кале аналогичен Гефсиманс-кому саду. Даже расположение храмов в обеих крепостях и под ними аналогично! Караимские кенаса, находящиеся на обрывах, расположены так же, как был построен в Иерусалиме бывший храм Давида. (Сейчас на его месте находится знамени-
тая Омерова мечеть, что приводит к постоянным стычкам между евреями и арабами.)
Караимское кладбище находится в так называемой Иосафатовой долине - название взято прямо из Иерусалима. В этой долине, по преданию, и должен состояться последний Страшный Суд.
Общий библейский вид долины привлекал к себе и художников. Известно, например, что свою знаменитую картину «Христос в пустыне» И. Крамской рисовал именно здесь. Почему же так похожи два знаменитых древних города?
Некоторые исследователи полагают, что дело в происхождении загадочного народа - караимов. Их считают потомками евреев, изгнанных из Иерусалима после разрушения иудейского храма во времена императоров Тита и Юстиниана. Долгое время путешествуя по всему миру, они искали место, напоминающее их родной город. Нашли они это место в Крыму и обустроили его так, что оно почти ничем не отличалось от знаменитого Иерусалима. Тюркское влияние изменило язык караимов, но вероисповедание осталось иудейским. Караимы жили в своей столице на протяжении тысячелетий, и лишь в начале XX века последние жители спустились с Чуфут-кале в долину, и он обезлюдел. Теперь «Иудейская крепость» - один из самых знаменитых экскурсионных объектов Крыма, который посещают тысячи отдыхающих на солнечном полуострове.
• Олег ШИРОКОВ,
краевед.
В последнее время появилось много статей и книг, в которых утверждается, что «Малый Иерусалим»-это Евпатория. Причем, авторы пишут: «Уже никто не помнит, кто первым назвал ее так». Однако это название появилось совсем недавно и только в краеведческой литературе последних лет. Ну что общего между прибрежным городком и горной крепостью!? Однако еще в дореволюционное время в качестве «Второго
Иерусалима» упоминается только гнездо караимов - Чуфут-кале!
Например, в книге о путешествии крымских гимназистов на Чуфут-кале находим рассказ директора гимназии Томашевского о его недавнем путешествии в Иерусалим и о том, насколько похожи эти две твердыни! И действительно: обе крепости отделены от массива двумя глубокими долинами (в Иерусалиме это - Кедрон и Енном). Ореховый сад у подножия Чуфут-кале аналогичен Гефсиманс-кому саду. Даже расположение храмов в обеих крепостях и под ними аналогично! Караимские кенаса, находящиеся на обрывах, расположены так же, как был построен в Иерусалиме бывший храм Давида. (Сейчас на его месте находится знамени-
тая Омерова мечеть, что приводит к постоянным стычкам между евреями и арабами.)
Караимское кладбище находится в так называемой Иосафатовой долине - название взято прямо из Иерусалима. В этой долине, по преданию, и должен состояться последний Страшный Суд.
Общий библейский вид долины привлекал к себе и художников. Известно, например, что свою знаменитую картину «Христос в пустыне» И. Крамской рисовал именно здесь. Почему же так похожи два знаменитых древних города?
Некоторые исследователи полагают, что дело в происхождении загадочного народа - караимов. Их считают потомками евреев, изгнанных из Иерусалима после разрушения иудейского храма во времена императоров Тита и Юстиниана. Долгое время путешествуя по всему миру, они искали место, напоминающее их родной город. Нашли они это место в Крыму и обустроили его так, что оно почти ничем не отличалось от знаменитого Иерусалима. Тюркское влияние изменило язык караимов, но вероисповедание осталось иудейским. Караимы жили в своей столице на протяжении тысячелетий, и лишь в начале XX века последние жители спустились с Чуфут-кале в долину, и он обезлюдел. Теперь «Иудейская крепость» - один из самых знаменитых экскурсионных объектов Крыма, который посещают тысячи отдыхающих на солнечном полуострове.
• Олег ШИРОКОВ,
краевед.