Офтоп: Презентован фильм Вайды "Катынь"
02/15/2008 | Лозина-Лозинский
http://www.katyn.netino.pl - ( настоятельно рекомендую посмотреть уровень качества )
В рамках внеконкурсной программы Берлинского кинофестиваля состоялась премьера кинофильма Анджея Вайды "Катынь". Мероприятие посетила канцлер Германии Ангела Меркель. В Польше фильм Вайды посмотрели три миллиона поляков.
Прокат фильма за границей будет возможен только теперь, после мировой премьеры. Однако в России есть люди, которые фильм уже посмотрели. Он был показан в конце прошлого года в польском посольстве. На премьере представители Польши выразили особую благодарность правозащитникам российского "Мемориала" за помощь в сборе материалов для фильма.
Напомним, что в основе киноленты – история расстрела тысяч польских военнослужащих войсками НКВД в сороковом году.
Фильм "Катынь" включена в число пяти кандидатов на премию Оскара за фильм на иностранном языке. Вручение премий пройдет 24 февраля.
В рамках внеконкурсной программы Берлинского кинофестиваля состоялась премьера кинофильма Анджея Вайды "Катынь". Мероприятие посетила канцлер Германии Ангела Меркель. В Польше фильм Вайды посмотрели три миллиона поляков.
Прокат фильма за границей будет возможен только теперь, после мировой премьеры. Однако в России есть люди, которые фильм уже посмотрели. Он был показан в конце прошлого года в польском посольстве. На премьере представители Польши выразили особую благодарность правозащитникам российского "Мемориала" за помощь в сборе материалов для фильма.
Напомним, что в основе киноленты – история расстрела тысяч польских военнослужащих войсками НКВД в сороковом году.
Фильм "Катынь" включена в число пяти кандидатов на премию Оскара за фильм на иностранном языке. Вручение премий пройдет 24 февраля.
Відповіді
2008.03.21 | Лозина-Лозинский
«Широкий показ нежелателен»
«Катынь» Анджея Вайды показали только в Доме кино и ЦДЛ, а в российском прокате фильма не будетhttp://www.novayagazeta.ru/data/2008/19/24.html
Давно я такого не видел в Большом зале Дома кино – люди сидели во всех проходах и на лесенке, ведущей на балкон, стояли на этом балконе буквально плечом к плечу. И – показалось – те, кто испытывал некоторые физические неудобства при просмотре фильма Анджея Вайды «Катынь», оказались в выигрышном положении по сравнению с успевшими занять кресла. Потому что физический дискомфорт хоть как-то отвлекал от дискомфорта морального, который невозможно не испытывать, когда смотришь кино о расстреле нашим НКВД весной 1940 года «находящихся в лагерях для военнопленных 14 700 польских офицеров, чиновников, помещиков, полицейских, разведчиков, жандармов, осадников и тюремщиков».
Именно так было сформулировано решение Политбю¬ро ЦК ВКП(б) 5 марта 1940 года. Основой для этого решения Политбюро стала записка наркома внутренних дел СССР Берии в ЦК ВКП(б) Сталину. Так были решены судьбы и этих четырнадцати тысяч, и еще 11 000 арестованных и содержавшихся в тюрьмах западных областей Украины и Белоруссии.
Знак равенства между сталинизмом и фашизмом поставил еще Василий Гроссман в своем потрясающем романе «Жизнь и судьба». История Катыни подтверждает правильность этого уравнения.
…Одна из героинь фильма, потерявшая в этой бойне брата, хочет хотя бы прокричать правду о месте и времени его смерти. Для этого она заказывает могильную плиту с датой и словом «Катынь». Но в костеле поместить ее не разрешают – без того ксендз этого костела присутствовал в 1943 году при катыньской эксгумации, проведенной немцами, и сейчас в «освобожденной» Польше арестован. Арестуют и героиню, а плиту, положенную на кладбище рядом с фамильными могилами, разобьют. (Правду о Катыни, как известно, СССР скрывал до конца 80-х.)
Это лишь одна из многочисленных трагических сюжетных линий фильма. Сильное впечатление производит история чудом вернувшегося из лагеря «предателя», виноватого только в том, что, в отличие от своего командира ротмистра Анджея, выжил, хотя его имя было в списке расстрелянных. Он сам (в этой роли очень убедителен Анджей Хыра) исправляет ошибку с помощью пистолета. А прототип ротмистра Анджея (Артур Жмиевский) – отец Вайды.
Ужасы советской оккупации «уравновешены» двумя сильными эпизодами. Один – из времен оккупации немецкой. Старый профессор, несмотря на уговоры жены, идет в свой Краковский университет. Ученые хотят возобновить его работу и собираются для этого в большой аудитории. Но на кафедру поднимается гестаповец и объявляет университет вредным для рейха, а попытку его снова открыть преступлением. Тут же в аудиторию вбегают эсэсовцы и хватают всех профессоров.
И второй эпизод – с русским офицером, замечательно сыгранным Сергеем Гармашем: он прячет жену Анджея Анну и их маленькую дочку во время энкавэдэшной облавы. И, судя по прощальному взгляду, которым его одаривает чекист, сам вскоре станет жертвой.
Вообще в «Катыни» много эпизодов, которые уже никуда не денутся из сознания посмотревших этот фильм, – Вайда большой мастер: много лиц, которые навсегда врезаются в память, – пожалуй, прежде всего женских. Вот только посмотреть этот фильм в России удастся немногим. 18 марта его показали в Доме кино, 19 марта «Мемориал» организовал просмотр с последующим зрительским обсуждением в Центральном доме литераторов. И все.
Никто из прокатчиков купить «Катынь» не решился. Пропасть между нашей, какой ни есть, интеллигенцией и народом углубилась.
Неужели мы до сих пор не готовы узнать страшную правду про свое прошлое и таким образом навсегда с ним расстаться? Ведь 40% населения России по-прежнему считают Сталина отцом-благодетелем. Или большинство уже настолько зомбировано нашим доблестным телевидением, что совершенно глухо к чужой боли, и «Катынь» в прокате обречена на коммерческий неуспех?
Ну не страусы же мы в конце концов! Вроде бы эти экзотические птицы не должны водиться в нашем-то суровом климате…
Кстати, в Польше «Ка¬тынь» посмотрели более 3 млн человек. Но Катынь – это не только польская, а и наша национальная трагедия. Вот немцы фашизм понимают именно так.
Олег Хлебников
20.03.2008
2008.03.21 | Chief
Анджей Вайда о своем фильме после московской премьеры
http://www.hro1.org/node/15892008.03.21 | Chief
Наталья Горбаневская о фильме Анджея Вайды
http://www.hro1.org/node/1589