Относительно архитектуры Соборной мечети
02/16/2008 | Карасу
Сейчас естественно актуальным является вопрос добиться выделения земли для строительства Соборной мечети. Однако результат всех наших стараний должен быть соотвествующим, я имею в виду будущую мечеть. Т.к. тот проект мечети, который вывешен на месте акции и по которыму видимо собираются строить, не производит впечатления. И это не только мое личное мнение, я с многими общался и узнавал их мнение, и мало кому нравиться этот вариант.
Насколько мне известно, турки предлагали свои макеты, однако муфтият настоял на том, чтобы мечеть была спроектирована нашими архитекторами и отображала местный крымскотатарский колорит. Однако в данном варианте ничего подобного я не вижу. Мечеть построенную по этому проекту, я нашел в Интернете, в проекте Соборной мечети в отличии от этого варианта добавленны некоторые элементы и вместо одного четыре минарета. Можно было найти и лучше вариант и переделать если на то пошло.
А лучше всего я считаю объявить конкурс, в котором пусть примут участие все желающие архитекторы, и не обязательно чтобы они были крымскими татарами. А комиссия или мы будущие прихожане, выбрали бы наиболее удачный вариант.
Насколько мне известно, турки предлагали свои макеты, однако муфтият настоял на том, чтобы мечеть была спроектирована нашими архитекторами и отображала местный крымскотатарский колорит. Однако в данном варианте ничего подобного я не вижу. Мечеть построенную по этому проекту, я нашел в Интернете, в проекте Соборной мечети в отличии от этого варианта добавленны некоторые элементы и вместо одного четыре минарета. Можно было найти и лучше вариант и переделать если на то пошло.
А лучше всего я считаю объявить конкурс, в котором пусть примут участие все желающие архитекторы, и не обязательно чтобы они были крымскими татарами. А комиссия или мы будущие прихожане, выбрали бы наиболее удачный вариант.
Відповіді
2008.02.16 | Abdullah
Re: Относительно архитектуры Соборной мечети
bismillah ir-rahman ir-rahimнасколько мне известно, проекта мечети не существует. То, что Вы разместили, грубо говоря, просто рисунок, который никто не собирается воплощать. Ходит мнение, что будет объявлен конкурс на лучший проект мечети. Муфтий склоняестя к мнению, что, действительно, проект должен отражать традиции крымской архитектуры. Иншаалла, это действительно должно стать чем-то особенным!
2008.02.16 | Гуливер
Re: Относительно архитектуры Соборной мечети
Очень сложно кому-то угодить.Но скажу, что в проекте не так много местного коллорита или просто на рисунке не видно.
Второй и третий рисунок -это из проекта?
2008.02.17 | Карасу
Re: Относительно архитектуры Соборной мечети
Гуливер пише:> Второй и третий рисунок -это из проекта?
Нет второй и третий - это фотографии уже существующей мечети в одной из мусульманских стран, я их выложил чтобы вы сравнили и нашли 7 отличий от нашей
2008.02.17 | Гуливер
Re: Относительно архитектуры Соборной мечети
Карасу пише:> Гуливер пише:
> > Второй и третий рисунок -это из проекта?
>
> Нет второй и третий - это фотографии уже существующей мечети в одной из мусульманских стран, я их выложил чтобы вы сравнили и нашли 7 отличий от нашей
Поэтому и спросил.
семь отличий , конечно, не наберется.
Одно пока увидел , у "нашей" мечети минаретов больше
2008.02.16 | Alessandro
Re: Относительно архитектуры Соборной мечети
Не хочу никого обидеть, но позволю себе вопрос: а есть ли в Крыму свои собственные архитектурные традиции строительства больших соборных мечетей? Собственно, таких мечетей раз два и обчёлся: Хан-Джами в Евпатории да разрушенная мечеть Селимие в Феодосии... Обе построены османскими архитекторами в классическом османском стиле. Бахчисарасайская Хан-Джами ещё есть, хотя она не очень подходит для образца, т.к. является частью дворцового комплекса, а не самостоятельным сообружением. Ну ещё Солхатские мечети есть. А больше как-то ничего на ум не приходит.А воплотить в большом масштабном сооружении богатые традиции строительства сельских и квартальных мечетей вряд ли получится.
2008.02.16 | Гуливер
Re: Относительно архитектуры Соборной мечети
Alessandro пише:> Не хочу никого обидеть, но позволю себе вопрос: а есть ли в Крыму свои собственные архитектурные традиции строительства больших соборных мечетей? Собственно, таких мечетей раз два и обчёлся: Хан-Джами в Евпатории да разрушенная мечеть Селимие в Феодосии... Обе построены османскими архитекторами в классическом османском стиле. Бахчисарасайская Хан-Джами ещё есть, хотя она не очень подходит для образца, т.к. является частью дворцового комплекса, а не самостоятельным сообружением. Ну ещё Солхатские мечети есть. А больше как-то ничего на ум не приходит.
Не хотели, но обидели
Я стараюсь не различать национальности людей. Но случай с мечетью особый. Дело в том, что шовинисты нам всегда писали, что мол крымские татары ничего не сделали в Крыму , портал сделал итальянец, Джума-джами турок (грек) и фонтан иранец Омер. Хотя Омер был крымский татарин. По их мнению мы только сакли могли построить.
Вот пришла Россия и Крым стал благоухать. Хотя среди новых крымских устроителей Крыма русских ,практически, не было , все немцы, французы, шведы и другие, но все с приставкой "русский" ,например, "русский Стевен"
Поэтому может архитектор и в правду должен быть крымский татарин?
Хотя честно признаюсь, если некрымец представит гениальный проект, я лучше препочту его, чем "своего" но гораздо худшим проектом..
> А воплотить в большом масштабном сооружении богатые традиции строительства сельских и квартальных мечетей вряд ли получится.
Вот архитектор и должен придумать проект учитывая что есть. Прочувствовать стиль и создать свое творение. И когда посмотрят на этот проект скажут, что он "крымский".
Все великие и крупные мечети строились таким же образом. Здесь важна роль архитектора.
2008.02.17 | дмитрий
Re: Относительно архитектуры Соборной мечети
не забывайте,мечеть-символ религиозный,а не светский,национальный.Она должна воплощать идею великой религии,а не провинциальные амбиции.К сожалению,везде царят личные интересы,губящие любое благо дело,особенно,если оно связанны с деньгами.Да,стиль важен.Но мечети модерна распространены в странах ислама потому,что там это вполне органично принимается местными верующими,которые видят в них символ своей выдающейся роли во второй половине ХХ века.У нас,мне думается,следовало бы обратиться к стилю комплексов Средней Азии.Все крымские татары ещё хорошо помнят их красоту и силу,они сопровождали их молодость и зрелость,несут эмоциональный ряд.Конечно,они дороги в строительстве,но эффект тог стоит.Что же касается крымскотатарского архитектурного стиля,то эта темя для серьёзного научного исследования,наверняка не одной фундаментальной работы.К сожалению,не сомневаюсь,что это станет способом спекуляции в борьбе за заказ.Жаль,а какой шанс-поднять лазурный купол над нашим убогим бытием!2008.02.17 | Мимар Синан
Re: Относительно архитектуры Соборной мечети
дмитрий пише:> не забывайте,мечеть-символ религиозный,а не светский,национальный.Она должна воплощать идею великой религии,а не провинциальные амбиции.К сожалению,везде царят личные интересы,губящие любое благо дело,особенно,если оно связанны с деньгами.Да,стиль важен.Но мечети модерна распространены в странах ислама потому,что там это вполне органично принимается местными верующими,которые видят в них символ своей выдающейся роли во второй половине ХХ века.У нас,мне думается,следовало бы обратиться к стилю комплексов Средней Азии.Все крымские татары ещё хорошо помнят их красоту и силу,они сопровождали их молодость и зрелость,несут эмоциональный ряд.Конечно,они дороги в строительстве,но эффект тог стоит.Что же касается крымскотатарского архитектурного стиля,то эта темя для серьёзного научного исследования,наверняка не одной фундаментальной работы.К сожалению,не сомневаюсь,что это станет способом спекуляции в борьбе за заказ.Жаль,а какой шанс-поднять лазурный купол над нашим убогим бытием!
Ваши слова противоречат вашим же утверждениям. Если вы столь принципиально отвергаете провинциализм в пользу универсализма, то предложенный вами стиль среднеазиатской провинции, с лазоревыми куполами, не обладает ни малейшими преимуществами перед провинциальными стилями Крыма или Турции. И в крымском провинциальном контексте по сравнению с ними имеет еще и серьезный недостаток: отсутствие историзма. Кроме того, в том же контексте среднеазиатская тематика имеет далеко не однозначный и довольно противоречивый ассоциативный ряд. Связанный скорее с невзгодами светской жизни, нежели с отвлеченным представлением о величии религии.
Если быть последовательным в отстаивании универсализма, то тогда следует отрываться от узконациональных симпатий и предлагать нечто действительно вселенское и вневременное (= читай, эклектичное и модерновое: потому что всевременного не создавал еще ни один архитектор).
Но этого, иншалла, не случится.
2008.02.17 | Крымец
А чем не подходит стиль Бахчисарайской "Хан-Джами"?
Самый натуральный татарский стиль.Пофиг что это единый комплекс с дворцом.
Архитектурная автохонная "традиция" в нем видна налицо.
Стилизовать соборную мечеть под подоюный стиль, глядишь и выйдет чего...
2008.02.17 | дмитрий
Re: Относительно архитектуры Соборной мечети
провинциален спор о стиле.Турецкий не уступает среднеазиатскому,а они оба-модерну Аравии.Мечеть не является чем-то сакральным,она лишь место сбора единоверцев,и потому ничто не должно отвлекать их от главного,ради чего они собрались.Спор о стиле-спор отвлекающий от главного-ради чего?Не вопросы веры,не торжество истины движет ими,а узкие интересы,уже превращающие великое дело в балаган политиков и,кажется,способ наживы.Универсальны не стили:их нет и не будет никогда,потому что это доступно лишь Единому,а люди этим показывают Его могущество и разнообразие путей,коими Он дарует нам истину.А по поводу ассоциаций-не может жизнь состоять из горя и печали,ибо велика милость Его,всегда дарующая нам надежду и радость.И потому великие памятники Туркестана,впервые возведённые мастерами из Индии,человечнее и впечатляюще для ещё не укрепившихся духом и соседей,чем отчуждённый модерн,напоминающий именно нам о несправедливости вот этой,современной жизни.2008.02.17 | И. С.
Re: Относительно архитектуры Соборной мечети
Я думаю, что среднеазиатский стиль нам не подходит исторически. А эстетически - зачем нам такая персидская громоздкость?Кто бывал в Турции, тот не мог не любоваться стройностью тамошних мечетей!
2008.02.17 | Гуливер
Re: Относительно архитектуры Соборной мечети
Мне кажется нужно обратить внимание не только на архитектуру мечетей Крыма , но и на текие в Кезлеве и Дюрбе в Бахчисарае, особенно купала.Не представляю соборную мечеть с крышей как у Хан-Джами в Бахчисарае.
Мечеть должна стать символом возрождения ислама в Крыму, тем более последние обстоятельства по её строительству просто обязывают к этому.
2008.02.17 | гений конспирологии
Re: Относительно архитектуры Соборной мечети
вводная: мусульмане сами не знают, чего хотят. не верите? послушайте.к микрофону подбегает мистер иксь, представитель мусульман, и сообщает: "тот проект мечети, который вывешен на месте акции и по которыму видимо собираются строить, не производит впечатления. И это не только мое личное мнение, я с многими общался и узнавал их мнение, и мало кому нравиться этот вариант"
заявление депутата ыгрик, давно не любящего мусульман, но не имешего окказии сообщить об этом вовсеуслышанние. на этих основаниях, не в силах наблюдать вражду меж братьями мусульманами, мы решили проголосовать окончательно против. мечеть должна объединять и не разыдинять.
новости в подачи телеканала "альфа и амега": мусульмани раскололись. радикалы опасаются, что построение мечети в духе и думке "думк" уничтожит их ничтожное влияние и усилит влияние этого самого "думк". думу думают и в "думу". им не нравиться такой шпиль, чегото он напоминает им не то. а вот бежит мимо камеры еще один представитель, на этот раз из партии тахрен. он говорит, такие кумполы ему не нравятся, и ходить туда не будет. и все тахреновцы тоже.
поступок сельсовета дзетт: сельсовет общины дзетт вырешал и постановил, выделить и у себя тоже место под строительство еще одной соборной мечети. все, кому не нравится первый вариант, идите к нам. и не забудьте прихватить с собой песочник, который притащили не туда.
заголовок журнала "начурис": мечеть, которая расколола мусульманинов. фото недостроеной мечети. фото макета. фото антимакета. фото антимечети. фото рыжеволосого мальчика с волги, он ловит рыбу, он в отпуске. он устал после выполненного задания.
2008.02.17 | Гуливер
Re: Относительно архитектуры Соборной мечети
гений конспирологии пише:> новости в подачи телеканала "альфа и амега": мусульмани раскололись. радикалы опасаются, что построение мечети в духе и думке "думк" уничтожит их ничтожное влияние и усилит влияние этого самого "думк". думу думают и в "думу". им не нравиться такой шпиль, чегото он напоминает им не то. а вот бежит мимо камеры еще один представитель, на этот раз из партии тахрен. он говорит, такие кумполы ему не нравятся, и ходить туда не будет. и все тахреновцы тоже.
Я об этих даже забыл.
Это даже лучше, что ходить не будут.
2008.02.17 | Симферополец
Re: Относительно архитектуры Соборной мечети
Да, с такими мозговыми качествами надо хорошо конспирироваться, чтобы встречные не смеялись над этим гением.2008.02.17 | гений конспирологии
Re: Относительно архитектуры Соборной мечети
Симферополец пише:> Да, с такими мозговыми качествами надо хорошо конспирироваться, чтобы встречные не смеялись над этим гением.
хотите встретиться и посмеяться? или желаете предъявить собственные мозговые качества? *взял попкорн и место в первом ряду*
2008.02.17 | Алим
Re: Относительно архитектуры Соборной мечети
Гуливер пише:> гений конспирологии пише:
> > новости в подачи телеканала "альфа и амега": мусульмани раскололись. радикалы опасаются, что построение мечети в духе и думке "думк" уничтожит их ничтожное влияние и усилит влияние этого самого "думк". думу думают и в "думу". им не нравиться такой шпиль, чегото он напоминает им не то. а вот бежит мимо камеры еще один представитель, на этот раз из партии тахрен. он говорит, такие кумполы ему не нравятся, и ходить туда не будет. и все тахреновцы тоже.
>
> Я об этих даже забыл.
> Это даже лучше, что ходить не будут.
Позвольте спросить, пан Гуливер: "эти" - это кто?
2008.02.17 | Путник
Re: Относительно архитектуры Соборной мечети
Алим пише:> Позвольте спросить, пан Гуливер: "эти" - это кто?
Если бы Алим адресовал свой вопрос ко мне, то я бы ответил: "Негодяи - это те, кто сегодня распространяет в народе слухи о том, что, мол, в акции не было необходимости, но ее "затеяли" отдельные люди, пекущиеся о своем личном".
2008.02.17 | Алим
Re: Относительно архитектуры Соборной мечети
Путник пише:> Алим пише:
> > Позвольте спросить, пан Гуливер: "эти" - это кто?
>
> Если бы Алим адресовал свой вопрос ко мне, то я бы ответил: "Негодяи - это те, кто сегодня распространяет в народе слухи о том, что, мол, в акции не было необходимости, но ее "затеяли" отдельные люди, пекущиеся о своем личном".
Я думаю, Гуливер имел в виду членов Хизб ут-Тахрир, которые названы "тахренами". Но хотел услышать подтверждение от него самого.
Что касается Вашего сообщения, Путник,
К сожалению, это было, есть и будет. Это большое общество, в котором есть разные мнения. С этим надо бороться отстаиванием своего мнения и добрыми делами.
Крутится в голове мысль о том, что сейчас, в ситуации с этой Центральной Мечетью Крыма, можно попробовать сделать пробный запуск национального бюджета. Или вернее уже он уже запущен, и на опыте надо быстро учиться.
Для пресечения всяких нехороших мыслей, Путник, я бы сделал очень простую вещь:
Кажется Вы писали, что реально 1 камень ракушки стоит 3.20-3.30, а остальное из 4 гривен идет на текущие нужды. Так вот, надо еженедельно, в пятницу, в центральных крымскотатарских СМИ (хотя бы Голос Крыма) писать финансовый отчет- что, сколько, куда и почему пошло из средств. Тогда будет возможность заткнуть рты критиканам и недовольным. Думаю, Рефат-агъа Чубарову не составит труда заставить редакторов такой отчет пропечатать. Пусть даже ценой удаления гороскопа из Голоса Крыма (желательно навсегда).
2008.02.17 | Путник
Re: Относительно архитектуры Соборной мечети
Алим пише:> Для пресечения всяких нехороших мыслей, Путник, я бы сделал очень простую вещь:
> Кажется Вы писали, что реально 1 камень ракушки стоит 3.20-3.30, а остальное из 4 гривен идет на текущие нужды. Так вот, надо еженедельно, в пятницу, в центральных крымскотатарских СМИ (хотя бы Голос Крыма) писать финансовый отчет- что, сколько, куда и почему пошло из средств.
Насколько я знаю, на следующей неделе такой промежуточный отчет будет направлен в адрес СМИ...
Разместит ли его на своих страницах "Голос Крыма" не знаю, это вопрос к уважаемому редактору Эльдару Сеитбекирову...
> Тогда будет возможность заткнуть рты критиканам и недовольным.
Они - критиканы и недовольные - найдут другие тысячи причин, чтобы зря болтать
> Думаю, Рефат-агъа Чубарову не составит труда заставить редакторов такой отчет пропечатать.
Думаю, Вы преувеличиваете возможности Чубарова влиять на СМИ. Они у нас свободные!
Правда, нередко возникает вопрос, свободны от чего?
> Пусть даже ценой удаления гороскопа из Голоса Крыма (желательно навсегда).
Ах, Алим, хочет сразу "убить" двух зайцев , один из которых гороскоп
2008.02.17 | Алим
Re: Относительно архитектуры Соборной мечети
Путник пише:> Насколько я знаю, на следующей неделе такой промежуточный отчет будет направлен в адрес СМИ...
Аплодисменты.
> Они - критиканы и недовольные - найдут другие тысячи причин, чтобы зря болтать
Да. Но Вы показываете им отчет. Дальше верить или не верить - дело совести и порядочности каждого. Когда нет ничего - фантазия больно разыгрывается.
> Ах, Алим, хочет сразу "убить" двух зайцев , один из которых гороскоп
Не скрываю, он мне глаза мозолит...
2008.02.17 | Путник
Re: Относительно архитектуры Соборной мечети
Алим пише:> Не скрываю, он мне глаза мозолит...
Хотя я и не являюсь сторонником направления писем в адрес "Спортлото" ("а иначе мы напишем в Спортлото" ), тем не менее, попробуйте убедить "ГК" в том, что вместО гороскопа можно было бы размещать нечто из традициооной жизни крымских татар. Скажем, технологию выполнения сезонных работ по дому, хозяйству, и т.д....
Например. я очень хочу обустроить возле дома виноградник в стиле горных деревень, но, к стыду своему, не знаю даже как правильно подрезать лозу
2008.02.17 | Инквизитор
Re: Относительно гороскопов в крымскотатарских газетах
Гороскопы - это святое. Как-то я беседовал по этому поводу с одним из китов довасфиевского "Полуострова". Так вот, ему тоже сильно мозолил глаза гороскоп в газете и он всеми силами умолял его заменить чем-нибудь другим, пусть даже пустячшным, лишь бы не языческим. Но так и не заменили, невзирая на все жаркие мольбы.2008.02.17 | Гуливер
Re: Относительно архитектуры Соборной мечети
Алим пише:> Гуливер пише:
> > гений конспирологии пише:
> > > новости в подачи телеканала "альфа и амега": мусульмани раскололись. радикалы опасаются, что построение мечети в духе и думке "думк" уничтожит их ничтожное влияние и усилит влияние этого самого "думк". думу думают и в "думу". им не нравиться такой шпиль, чегото он напоминает им не то. а вот бежит мимо камеры еще один представитель, на этот раз из партии тахрен. он говорит, такие кумполы ему не нравятся, и ходить туда не будет. и все тахреновцы тоже.
> >
> > Я об этих даже забыл.
> > Это даже лучше, что ходить не будут.
>
> Позвольте спросить, пан Гуливер: "эти" - это кто?
Те кто не будут ходиь мечеть по причине того, что им купол не нравится или еще чего не то, или потому что инициативу взял ДУМК.
2008.02.17 | Алим
Re: Относительно архитектуры Соборной мечети
Гуливер пише:> Алим пише:
> > Позвольте спросить, пан Гуливер: "эти" - это кто?
> Те кто не будут ходиь мечеть по причине того, что им купол не нравится или еще чего не то, или потому что инициативу взял ДУМК.
Это их проблемы. Каждый сам в ответе...
Неважно, кто инициатор этого безусловно благородного начинания - ДУМК или Меджлис или лично Рефат Чубаров. Это надо делать всем. Мы вместе в главном, несмотря на разногласия в малом - вот основная идея. И пусть туда ходит и стар и млад. И салафит, и хизб, и просто путник из Симферополя в Ялту
2008.02.17 | Гуливер
Re: Относительно архитектуры Соборной мечети
Алим пише:> Гуливер пише:
> > Алим пише:
> > > Позвольте спросить, пан Гуливер: "эти" - это кто?
> > Те кто не будут ходиь мечеть по причине того, что им купол не нравится или еще чего не то, или потому что инициативу взял ДУМК.
> Это их проблемы. Каждый сам в ответе...
>
> Неважно, кто инициатор этого безусловно благородного начинания - ДУМК или Меджлис или лично Рефат Чубаров. Это надо делать всем. Мы вместе в главном, несмотря на разногласия в малом - вот основная идея. И пусть туда ходит и стар и млад. И салафит, и хизб, и просто путник из Симферополя в Ялту
Совершенно согласен.
В этой ситуайии мне все равно, какому течению принадлежит человек.
Но говорить, что мечеть не подходит по архитектурным причинам -это не серьёзно.
Да я в целом нормально отношусь к течениям, это естественный процесс. Каждый из нас понимает по своему этот мир и истины.
Но имею негативное отношение только к тем группам, которые взрывают людей, как сегодня взорвали 80 людей в Афганистане.
2008.02.17 | сябр
Re: Относительно архитектуры Соборной мечети
А лучше всего я считаю объявить конкурс, в котором пусть примут участие все желающие архитекторы, и не обязательно чтобы они были крымскими татарами. А комиссия или мы будущие прихожане, выбрали бы наиболее удачный вариант.довольно сложная судьба крымских татар привела к тому, что переизбытка высококлассных архитекторов среди них не наблюдается. по тем же причинам не очень высок общеобразовательный уровень татар в целом. Поэтому мой совет: не заморачивайтесь национальностью архитектора. Например, украинский модерн во многом создавался вполне русскими по национальности архитекторами (так же, как казацкое барокко - немцами и итальянцами).
В плане взаимоотношения ислама с современным государством наиболее естественно для крымских татар было бы использовать опыт Турции. Именно турецкие архитекторы могли бы предложить современный, но в то же время приемлемый для прихожан образ соборной мечети. Устраивать всенародное обсуждение - это профанация.Тут будут слышны голоса не наиболее компетентных, а наиболее крикливых. К тому же многие используют сам процесс обсуждения в политиканских целях.
2008.02.17 | Гуливер
Re: Относительно архитектуры Соборной мечети
сябр пише:> довольно сложная судьба крымских татар привела к тому, что переизбытка высококлассных архитекторов среди них не наблюдается.
Архитекторы есть, и очень даже хорошие. Только сейчас не то время когда известны имена архитекторов. Я даже не назову украинского или российского архитектора нашего времени, но это не значит , что их нет.
Сейчас больше звенят названии организаци и компаний.
> по тем же причинам не очень высок общеобразовательный уровень татар в целом.
Это Вы где взяли информацию? Я бы даже сказал наооброт.
2008.02.17 | Гуливер
Бывает и неудачный опыт
вот на форуме краймеан.орг прочитал-------------
В середине 90-ых, в нашем Биюке построили мечеть.
Вроде всё чики-пуки, стены постройки параллельны улицам.
Здание находится на перекрестке, между двумя улицами.
Несколько лет все молились в сторону арки, которую сделали из красивого кафеля в глубине мечети.
Прям, как в турецких мечетях.
Все бы ничего, если не один случай.
Кому-то в голову пришло проверить направление КЪЫБЛЫ, просто так.
Какое было удивление всех, когда обнаружилось, что направление, выбранное строителями - было не верным.
Погрешность - около 45 градусов.
Теперь, интересно наблюдать, как местные мусульмане во время молитвы направлены не на красивую кафельную арку, а на тазик с водой, который стоит в углу под текущей крышой
-------------
Что самое интересное, так это то, что на верхнем этаже в джами, люди делают намаз (на байрамах) вообще кто в какую сторону хочет (кто в сторону арки, кто в угол), так как сверу не видно где там Имам стоит?! То же самое и в тех комнатках, которые у входа(((
2008.02.17 | сябр
Re: Относительно архитектуры Соборной мечети
Архитекторы-крымские татары действительно есть. Даже по версии журнала АСС в топ-100 лучших украинских архитекторов включены двое крымских татар. Но их мало. Поэтому по моему профессиональному мнению (а я архитектор) неразумно было бы искусственно ограничивать круг участников конкурса. В конце концов, архитектурный символ австралии - сиднейский оперный театр- построен по проекту иностранца, выигравшего открытый конкурс.Что касается моего замечания об общеобразовательном уровне народа - то это сказано не с целью обидеть и таки является правдой. при СССР крымских татар не очень-то охотно принимали в вузы. Да и проживание в среднеазиатской глубинке, вдалеке от промцентров, оказало свое влияние. Впрочем, всенародное обсуждение чего бы то ни было (в т.ч. и проекта Соборной мечети) - явная профанация при любом уровне образованности народа.
2008.02.17 | Alessandro
Re: Относительно архитектуры Соборной мечети
сябр пише:> Что касается моего замечания об общеобразовательном уровне народа - то это сказано не с целью обидеть и таки является правдой.
Возможно для вас это будет открытием, но к концу существования Советского Союза крымские татары занимали второе место в стране после евреев по проценту людей с высшим образованием.
Бывает разговоришься с торговцем на симферопольском рынке, с водителем маршрутки, и выясняется, что в Азии он был главный инженер, главный бухгалтер, начальник цеха...
Другое дело, что имеется явный и очень заметный перекос в сторону технических специальностей. На гуманитарные крымских татар действительно почти не пускали. Поэтому квалифицированных инженеров среди крымских татар очень много, а вот фиолологов, историков и т.д. - раз два и обчёлся.
2008.02.17 | Симферополец
Re: Относительно архитектуры Соборной мечети
Сябр, вы не крымский татарин, по-видимому. Вы пишете "при СССР крымских татар не очень-то охотно принимали в вузы. Да и проживание в среднеазиатской глубинке, вдалеке от промцентров, оказало свое влияние". Да, до 1953 года так и было, но и тогда наши ребята и девушки пробивались за счет, в основном. отличной учебы в средней школе. А в последующие годы в институты шла подавляющая часть молодых крымских татар. И в московских вузах наших было немало! Так что вы очень ошибаетесь, уважаемый!2008.02.17 | Гуливер
Re: Относительно архитектуры Соборной мечети
сябр пише:> Архитекторы-крымские татары действительно есть. Даже по версии журнала АСС в топ-100 лучших украинских архитекторов включены двое крымских татар. Но их мало. Поэтому по моему профессиональному мнению (а я архитектор) неразумно было бы искусственно ограничивать круг участников конкурса. В конце концов, архитектурный символ австралии - сиднейский оперный театр- построен по проекту иностранца, выигравшего открытый конкурс.
Ну вот видите , крымских татар в Украине 0,6% , а в топе их два. Значит можно сделать вывод, что талантливых крымскотатасрких архитекторов в три раз больше чем в целом по Украине
> Что касается моего замечания об общеобразовательном уровне народа - то это сказано не с целью обидеть и таки является правдой. при СССР крымских татар не очень-то охотно принимали в вузы. Да и проживание в среднеазиатской глубинке, вдалеке от промцентров, оказало свое влияние.
Все наооброот. Как раз таки крымских татар , которые проживали в сельсткой местности было где 20%, а все остальные горожане. А в Крыму 70 % оказались селянами.
А как Алессандро отметил, образованность была на высшем уровне. Это вот юристов было мало это правда,не пускали, но все же были. Но все шли на другие специальности.
Вот образованность крымцев и стало проблемой , когда начали возвращаться, русскоязычных это испугало , а многие крымчане не могли быть конкурентноспособными. Вот и испугались за свои места.
Могу добавить, что у нас выскоий процент кандидатов наук.
Да и сегодня в ВУЗах учатся не менее 20% крымских татар , это когда населене составляет 14%, и причем на бесплатное место расчитывать не приходится. Ничего дают образование и платят деньги.
>Впрочем, всенародное обсуждение чего бы то ни было (в т.ч. и проекта Соборной мечети) - явная профанация при любом уровне образованности народа.
Любой общественнозначимый проект без народного обсуждения не может быть принят. Это норма демократии и в 21 веке без неё уже не куда.
2008.02.17 | И. С.
Re: Относительно архитектуры Соборной мечети
В Москве мне известны 6 докторов наук из поколения, которому в 44-ом было от 6 до 12 лет. Нынче 40 - 50 детних докторов наук по моим сведениям в москве больше.2008.02.17 | Карасу
Позвольте не согласиться с вами Сябр
Я как раз таки и говорил о том, чтобы в разработке проекта мечети приняли участие все желающие. А относительно архитекторов крымских татар, то позвольте с вами не согласиться Сябр. Только в Симферополе я знаю много высококвалифицированных архитекторов крымских татар, и насколько мне известно строительство собора А.Невского в центре идет руководством крымскотатарского архитектора.Так что и наши тоже могут задать жару
Но я зато, чтобы мечеть была одной из самых красивых в мире, а если это удастся сделать не крымскому татарину, то честь ему и хвала. Ведь известный турецкий зодчий прославивший своими творения Османов, и построивший в Крыму две замечательные мечети ставшие визиткой Крыма, был урумом, однако его творения причислены османской культуре.
2008.02.17 | сябр
В какой форме Вы собираетесь проводить всенародное обсуждение?
Несомненно, мечеть должна быть положительно воспринята прихожанами - она ведь для них и строится. В конце концов, на уровне "нравится-не нравится" вполне допустимо (и реально) поинтересоваться мнением общественности. Но, извините, а как вы представляете обсуждение непрофессионалами? Разве проводится всенародное обсуждение методики лечения язвенной болезни или даже правил правописания? К результатам- да, отношение высказать можно.Прошу прощения, если кого-либо обидел. Я рад, что татары, совсем как когда-то евреи, всеми силами пытаются "выбиться в люди" - получить образование и т.д. Но чем тогда объяснить рост популярности, мягко говоря, экстремистских течений. в т.ч и религиозных? Я, подобно джемилеву не буду их называть. мировой опыт показывает, что они набирают силу в обществах бедных и малограмотных. В то же время трудно представить себе их популярность, например, в кувейте или же Эмиратах, или в брунее.
2008.02.17 | Гуливер
Re: В какой форме Вы собираетесь проводить всенародное обсуждение?
сябр пише:> Несомненно, мечеть должна быть положительно воспринята прихожанами - она ведь для них и строится. В конце концов, на уровне "нравится-не нравится" вполне допустимо (и реально) поинтересоваться мнением общественности. Но, извините, а как вы представляете обсуждение непрофессионалами? Разве проводится всенародное обсуждение методики лечения язвенной болезни или даже правил правописания? К результатам- да, отношение высказать можно.
Прихожане будут обсуждать какую и куда балку пустить, это дело профи.
А все остальное можно от газетных статей, до общественных слушаний и конференцияй. А потом муфтият подумет и примет свое решение.
> Прошу прощения, если кого-либо обидел. Я рад, что татары, совсем как когда-то евреи, всеми силами пытаются "выбиться в люди" - получить образование и т.д. Но чем тогда объяснить рост популярности, мягко говоря, экстремистских течений. в т.ч и религиозных? Я, подобно джемилеву не буду их называть. мировой опыт показывает, что они набирают силу в обществах бедных и малограмотных. В то же время трудно представить себе их популярность, например, в кувейте или же Эмиратах, или в брунее.
В Украине был экономический кризис, крымтатары его пережили в 10 раз сложнее так как были без жилья и вдобавок дискриминация. Да и опыта и знаний не было у людей о религии. тут появляются миссионеры.
вот вам и основа.
2008.02.17 | Tatarchuk
прОшу: підбірка фоток про кримські мечеті
http://crimean.org/crimea/mecheti.asp2008.02.17 | primara spisa
Re: прОшу: підбірка фоток про кримські мечеті
Не могу сказать, что хоть немножко разбираюсь в архитектуре джами, но бузмно понравились мечети: в Маракеше и Анкаре, в Кони и Мамбасе, в Тузле и Каире... что уж говорить про замечательные стамбульские мечети, например, Султан-Ахмет-Джами, Ени-Джами... всю свою жизнь любовался гёзлёвским творением Синана, еще когда над куполом "красовалась", кажется лира... Но безумно хочется, чтобы на Ялтинской стоял шедевр крымскотатрской архитектуры. Чтобы каждый, проезжая, не смог не остановиться и не только сфотографировался, но и залюбовался крымской красотой, духом народа... Так же, как хочу дожить, чтобы на Караимской засвералкал изумруд Кенассы, а подле Украинской гимназии, взметнувшись, очаровывала украинским борокко, каждого, чудесная белоснежная настоящая Украинская церковь...А иначе зачем на земле этой бренной живу...
2008.02.17 | И. С.
Замечание
Alessandro, Вы пишите "На гуманитарные крымских татар действительно почти не пускали". Да, в середине 50-х считалось, что на ин-яз пускать наших нельзя по политическим соображением - идиотизм какой-то! Но пробивались. На восточный факультет, а также на юрфак - был строжайщий запрет (?!). Но уже в 60-х никаких запретов не было. Даже в Литературном институте в Москве обучались наши (двоих я знаю).Другая проблема - многие крымские татары закрепились в больших городах России, не имея возможности работать по специальности в Крыму (по сей день идет дискриминация).
2008.02.17 | Мимар Синан
Re: прОшу: підбірка фоток про кримські мечеті
primara spisa пише:> а подле Украинской гимназии, взметнувшись, очаровывала украинским борокко, каждого, чудесная белоснежная настоящая Украинская церковь...
Да я думаю, украинскую церковь и поцентральнее можно поставить где-нибудь...
2008.02.17 | Гуливер
Re: прОшу: підбірка фоток про кримські мечеті
вот еще2008.02.17 | Гуливер
Re: прОшу: підбірка фоток про кримські мечеті
Такой была Хан-Джами в 17 векеhttp://www.hansaray.iatp.org.ua/r_ist_palac.html
2008.02.17 | Урал-
Ну если бы не было образца!
Храждане...По шарику огромная масса образцов мечетей, что изобретать велосипед ни к чему...
В конце концов существует всего-навсего 4-5 основных стилей исламской архитектуры (дай Бог памяти) - классический османский (по Осмнской Империи), магрибский (Египет, Арабистан), мавританский (Сев. Африка), фарси (Ирак, Иран)... не помню, выделены ли в отдельный стиль самаркандский Регистан и бухарский Минаре-и-Калян в отдельный силь или отнесен к фарси, но не суть важно...
Поскольку Крым в свое время относился к Османской Империи и в смысле архитектуры оказался под влиянием стиля "османлы", то чего ради теперь "выкаблучиваться"???
...........
В качестве примера "выкаблучивания" приведу проект Соборной мечети у нас, в Екатеринбурге...
Место под нее определили в центре города и немалое, в лесопарковой зоне у реки, угол на пересечении двух улиц... Эдакий треугольник - перекресток двух улиц и река... Отличное место...
Не так давно мэр Е-бурга открывал строительство...
Так вот... В проекте (имел честь в свое время поизучать) - смешение вышеперечисленых стилей... Минареты - "османлы", купол - "фарси"... минареты отнесены от основного здания (чем-то на Тадж-Махал решили походить)
Кстати сказать, е-бургский проект чем-то перекликается с тем, что в топик-стартере...
Конечо, в проекте учтены требования современности - есть конференц-залы, зал для прессы (на случай прямых трансляций чего-нибудь), библиотека, кабинет имама и т.п.
Но ИМХО какой-то из классических стилей должен быть выдержан...
............
Обратите внимание на казанский Кул-Шариф...
Если убрать минареты - воткнуть с какого-нить фасада колокольню и полумесяцы заменить на кресты - ни дать-ни взять - церковь...
Не сказать, что некрасиво... Красиво и замечательно сделано...
Но мечеть должна быть мечетью... а не "типовым зданием культового назначения"...
............
Кто был в Турции, тот знает - даже мечети-новострои во многом сохраняют черты стиля "османлы", да так, что не всегда и скажешь издали - что это за здание - новострой или старина...
............
Некоторые могут возразить, что купола в стиле "османлы" - не "мечетские", а "церковные" - от Ай-Софии (к примеру)... т.е. "византийские"...
Ну так и что???
османы попросту приняли в наследство то хорошее-технически толковое от византийцев и сделали (и удалось ведь) этот купол своим...
Сулеймание, Султан-Ахмет, Селимие и многие другие образцы - отличное подтверждение мастерства османских архитекторов и инженеров в обращении с куполами...
(да и разве кто-нибудь еще в мире перенял "византийские" купола - у того же "третьего Рима" - Москвы - свои "луковки"...)
............
Есть еще один момент...
Купола "османлы" покрывают гораздо большую площадь, нежели "луковки" фарси, к примеру... И сочетание минаретов "османлы" (островерхих, с высокими крышами) с такими куполами гораздо привычнее глазу, чем смешивание с фарси...
Обратите внимание на проект симферопольской мечети - если не ошибаюсь, то над угловыми частями здания - вообще - прозрачные пирамиды "а-ла Лувр"...
(да и если схожесть с представленной существующей мечетью настолько велика, то прям скажем нехорошо это для Соборной)...
2008.02.17 | Брат-1
Слышал, что эта мечеть в Е-бурге шиитская, - это правда?
2008.02.17 | Урал-
Re: Слышал, что эта мечеть в Е-бурге шиитская, - это правда?
Поскольку основная масса мусульман в Е-бурге - татары и башкиры (сунниты), то и мечеть будет суннитская..................
Есть с ней один курьезик...
На собрание в мэрию для обсуждения проекта Соборной мечети Екатеринбурга пригласили всех, кто как-то к этой теме относится...
Тут и городские чиновники, и от местной мусульмансокй общины, и от главного архитектора - вопчем, много кого...
среди них - некий турок, который намеревался взять на себя подряд на строительство...
В ходе обсуждения местные чиновники от статистики заявили, что мусульман в городе - порядка 300 тысяч (если правильно помню) - так значит, типа, надо построить такую мечеть, чтобы все верующие могли разместиться под крышей(!)...
И высокое собрание уже а полном серьезе собиралось обсуждать столь грандиозное сооружение... Это не шутки - даже если на каждого 0,5 кв.м - то и тогда 150 тыс. кв. м. крытой площади...
(для сравнения - площадь футбольного поля - что-то в районе 5500- 6000 кв.м.)
30(!) футбольных полей !!!
Так вот... ситуацию спас тот самый турок... сказав коротко, что в 15-и-миллионном Стамбуле (где практически все - мусульмане) даже все мечети суммарно вряд ли достигнут такой площади...
На возражения - "а по праздникам?" турок ответил, что "ничиво, по праздникам и на прилегающей площади не грех помолиться. В Турции так и делают..."...
А то бы щас строили в Е-бурге крупнейшую в мире мечеть
2008.02.17 | Брат-1
Re: Слышал, что эта мечеть в Е-бурге шиитская, - это правда?
Урал- пише:> Поскольку основная масса мусульман в Е-бурге - татары и башкиры (сунниты), то и мечеть будет суннитская...
Выходит, я слышал про другую мечеть? Мне говорили, что Ашура празднуют, - и очень массово, - в екатеринбургской мечети..
И ещё, - кто по национальности шииты вашего города? Есть ли закономерность, или это неофиты?
2008.02.17 | Урал-
Re: Слышал, что эта мечеть в Е-бурге шиитская, - это правда?
Эх...Тут у многих людей - каша в головах...
Правду сказать, я не особенно интересуюсь этой темой, но полагаю, что в среде "советско-мусульманских" дедушков из татар или башкир шииты вот так вдруг не возникнут...
Более того, мне кажется, что шииты с Ашурой в Е-бурге, это ваапче - не местные...
..............
Вы бы тут на какой-нить из праздничных намазов сходили...
Мусульманский интернационал в чистейшем виде...
татары-башкиры (местные), таджики-узбеки-киргизы (из гастарбайтеров), турки (бизнесмены или строители), азера (местная диаспора), всякие кавказцы (хз, как занесло) - вопчем, каво тока нет...
каких-то негров видел - ваапче опупел... чинные-праведные такие, в шапочках...
В каждом углу - другой язык и другие понятки...
И поди тут разберись, кто суннит, кто шиит... может и из других мезхебов кто есть... местные-то ваапче не в курсе - кто и как от кого отличается... местные-то - чинные дедушки, какие-нить бывшие слесари-ремонтники, члены бригад соц. труда... куда им шиита от ханбели отличить...
..............
Однако...
немало весьма подкованной молодежи... эдакие праведно-правильные парни с книжечками... вот их немного, но все больше по праздникам в мечети тусуется...
..............
вот кстати ссылочка с фоточкой...
(на первом плане, в кепке - губернатор Свердловской области Эдуард Россель)
http://www.stroyip.ru/news-2891.html
2008.02.17 | Гуливер
Не, "османлы не подойдет
Урал- пише:> Поскольку Крым в свое время относился к Османской Империи и в смысле архитектуры оказался под влиянием стиля "османлы", то чего ради теперь "выкаблучиваться"???
Архитектура периода османской империи очень красива. Синан гений, а Джума-Джами в Кезлеве для меня будет самой красиовй мечетью.
НО!
Ислам в Крым пришел не от султанов, а в период Золотой Орды.
И его влияние было первичным. Это уже потом в 16 веке началось влияние "османлы".
думаю, что в основу может лечь стиль , который наблюдается у Текие в Кезлеве и Дюрбелер в Бахчисарае .
Почему думаю не увлекаться "османлы", потому что итак Хансарй схож с Топкапы (пусть не в целом, многое можно найти общее) и Джумаи -джами -классический памятник османлы.
И если еще мечеть построить, похожую на Сулеймание, то задаюсь вопросом: "А где Крым?".
Нация от нации отличается своей индивидуальностью.
2008.02.17 | Tatarchuk
Re: Не, "османлы не подойдет
Гуливер пише:> Ислам в Крым пришел не от султанов, а в период Золотой Орды.
> И его влияние было первичным. Это уже потом в 16 веке началось влияние "османлы".
Якщо точним бути, то все ж таки з Турції прийшов, але доосманської - сельджуків. Це не враховуючи окремих випадків, які гарантовано заносили в Крим ледь не перших мусульман (2-3 покоління), а за легендами так і взагалі тут жив та помер Малік Аштер
2008.02.17 | Гуливер
Re: Не, "османлы не подойдет
Tatarchuk пише:> Гуливер пише:
> > Ислам в Крым пришел не от султанов, а в период Золотой Орды.
> > И его влияние было первичным. Это уже потом в 16 веке началось влияние "османлы".
>
> Якщо точним бути, то все ж таки з Турції прийшов, але доосманської - сельджуків. Це не враховуючи окремих випадків, які гарантовано заносили в Крим ледь не перших мусульман (2-3 покоління), а за легендами так і взагалі тут жив та помер Малік Аштер
Здесь я имел виду, что ислам в Крым пришел до 1475 г , а укрепился в период Золотой Орды, в этом смысле.
2008.02.17 | line305b
Guliver, za chto vi tak turkov-to ne lubite :)
2008.02.17 | I. S.
Re: Guliver, za chto vi tak turkov-to ne lubite :)
Vo-vo! Eto vliyaniye Sarkozi!2008.02.18 | Гуливер
Re: Guliver, za chto vi tak turkov-to ne lubite :)
Лайн, а где Вы увидели мою нелюбовь к туркам?2008.02.17 | Карасу
Re: прОшу: підбірка фоток про кримські мечеті
Спасибо вам Гуливер, я сделал для себя открытие, я не знал что у Хан-джами были купола. Жаль что мечеть не сохранилась до наших дней в этом виде.2008.02.17 | line305b
Variantov polno mechetey v mire...
Obsujdat' yest' chego..Odno ne poymu, chego nashi samyi urodlivyi variant-to vybrali dlya prezentatsii?