На пути к Зынджырлы Медресе
03/19/2008 | Брат-1
Вы открываете тяжёлую дверь, трогая тёмные от времени створы. Входите внутрь, нагнув голову под старой цепью над входом, – сам Менгли Герай установил её таким образом, чтобы каждый склонил выю перед наукой и знанием. Так вы оказываетесь внутри Зынджырлы Медресе, «медресе с цепью».
Цепь – символ прочности, верности, незыблемости, служения, власти, могущества. А ещё – аллегория того, каким образом передаются знания, от звена к звену, от одного ко всем, во всех направлениях, и важно каждое кольцо, выдернешь одно – цепь рассыплется или разделится.
Сейчас знания передаются так же, – только цепей множество, они переплетены, создают складки и узлы. Образование через 500 лет после открытия Зынджырлы Медресе уже переходит в Сеть, мировую паутину, – ещё долго будут существовать университеты «в реале», но всё больше людей будут находить знания, учителей, партнёров по исследованиям в сети.
И наступает время, когда каменные институты и академии современности, – а точнее, недавнего прошлого, – действительно застынут в камне, как древние медресе, и превратятся в памятники.
Восстановить Зынджырлы Медресе, как памятник архитектуры, не так уж сложно. Можно даже назвать примерные суммы, необходимые для реставрации и поддержания памятника, – было бы желание, а оно появится.
Намного тяжелее восстановить, возродить, вернуть к жизни даже тень того, что некогда было смыслом, духом и идеей Зынджырлы Медресе, его не менее славных и даже более успешных аналогов эпохи расцвета.
Но будем благодарить судьбу, сделавшую нашу жизнь богаче, а возможности – шире и многочисленнее, когда у нас появилась Сеть, Интернет.
Если один компьютер называют «усилитель работы мозга», то сотни и тысячи компьютеров, объединённых в сеть, уже сами по себе становятся кельями и коридорами университета, академии, медресе, – только пожелай этого пользователь, укрывшийся по ту, «нашу» сторону монитора.
И вы, подключившись к системе «Зынджырлы Медресе», выбираете себе статус, род занятий, уровень обучения и занятости в обучении, которых заслуживаете – студент (талип, шегирт, тафирхан, сохта), студент-ассистент (муавин, муарриф, ямак, чирак), обслуживающий персонал (мумеиз, муребби, хальфа), вольный слушатель, вольный консультант (мусафир, бахис), преподаватель (оджа, муаллим, мудеррис), член администрации (мудир, мутевелли, къазый).
Во время занятий, регулярность и интенсивность которых выбирают сами студенты, – как и содержание, направленность, специализацию, – учащийся проходит или все четыре уровня образования (ибтидадия, рушдия, игдадия, галия), или «стартует» с более высокого уровня, подтвердив это знаниями, и останавливается на том уровне, который считает для себя достаточным.
На средних и высоких уровнях наш сохта может выбрать себе род занятий в медресе, к которому он чувствует себя более предрасположенным, – например, начать практику, ассистирование, оппонирование, преподавание, или углубиться в науку, администрирование, менеджмент, дизайн.
В разных департаментах, – которые заметно отличаются от традиционных факультетов и кафедр, по стилю преподавания, методике, разнице в подходах при изучении схожих дисциплин, – студенты выбирают, а преподаватели обеспечивают обучение по философским, религиозным, светским, художественным, правовым, логическим наукам.
Идея медресе, в его идеальном исполнении, состоит в воспроизводстве новых кадров, часть которых обязательно будет не только производить новые знания и общественно полезные действия, но и делиться знаниями в самом медресе, внедрять новые идеи и реализовывать, дополнять и расширять новые направления в обучении.
Практическое осуществление этой идеи, каковым оно видится мне на данном этапе, – это создание интернет-ресурса, в котором каждый способный учить или желающий учиться мог бы приложить руку и к его созданию, и к «строительству» структуры, принести туда, – как кирпич на здание мечети, – свою долю информации, умения, знаний, энтузиазма и волонтёрства.
Знания о том, каким на разных этапах своего существования был «университет» Зынджырлы Медресе, а также о том, чего он не успел или не смог достичь в своё время, должны обогащать нас, вдохновлять, но не превращаться в догму.
Сейчас, благодаря существованию Сети, отпадает почти вечный спор между кадимитским и джадидским («старометодным» и «новометодным») направлениями – о количестве образовательных ступеней и их обязательности, базовом и выборочном наборе предметов, допустимости пребывания годами на одном уровне, ориентации на «среднего», «наиболее слабого» или «наиболее талантливого».
Современные технологии дистанционного обучения, концепции непрерывного образования, совмещения и синтеза знания профессионального («карьера») и постматериального («для души»), опционность курсов не просто решают эти спорные моменты, но и позволяют работать одновременно «старому» и «новому» методах, открывая силы в том и другом.
Эта заметка – «пробный шар» автора, для того, чтобы понять, насколько эта идея своевременна с точки зрения общественности, на какие реакции следует рассчитывать инициаторам. Потому что идея, годами созревающая в одной или всего нескольких головах, уже давно мечтает вырваться наружу и стать проектом, реализуемым на практике.
Цепь – символ прочности, верности, незыблемости, служения, власти, могущества. А ещё – аллегория того, каким образом передаются знания, от звена к звену, от одного ко всем, во всех направлениях, и важно каждое кольцо, выдернешь одно – цепь рассыплется или разделится.
Сейчас знания передаются так же, – только цепей множество, они переплетены, создают складки и узлы. Образование через 500 лет после открытия Зынджырлы Медресе уже переходит в Сеть, мировую паутину, – ещё долго будут существовать университеты «в реале», но всё больше людей будут находить знания, учителей, партнёров по исследованиям в сети.
И наступает время, когда каменные институты и академии современности, – а точнее, недавнего прошлого, – действительно застынут в камне, как древние медресе, и превратятся в памятники.
Восстановить Зынджырлы Медресе, как памятник архитектуры, не так уж сложно. Можно даже назвать примерные суммы, необходимые для реставрации и поддержания памятника, – было бы желание, а оно появится.
Намного тяжелее восстановить, возродить, вернуть к жизни даже тень того, что некогда было смыслом, духом и идеей Зынджырлы Медресе, его не менее славных и даже более успешных аналогов эпохи расцвета.
Но будем благодарить судьбу, сделавшую нашу жизнь богаче, а возможности – шире и многочисленнее, когда у нас появилась Сеть, Интернет.
Если один компьютер называют «усилитель работы мозга», то сотни и тысячи компьютеров, объединённых в сеть, уже сами по себе становятся кельями и коридорами университета, академии, медресе, – только пожелай этого пользователь, укрывшийся по ту, «нашу» сторону монитора.
И вы, подключившись к системе «Зынджырлы Медресе», выбираете себе статус, род занятий, уровень обучения и занятости в обучении, которых заслуживаете – студент (талип, шегирт, тафирхан, сохта), студент-ассистент (муавин, муарриф, ямак, чирак), обслуживающий персонал (мумеиз, муребби, хальфа), вольный слушатель, вольный консультант (мусафир, бахис), преподаватель (оджа, муаллим, мудеррис), член администрации (мудир, мутевелли, къазый).
Во время занятий, регулярность и интенсивность которых выбирают сами студенты, – как и содержание, направленность, специализацию, – учащийся проходит или все четыре уровня образования (ибтидадия, рушдия, игдадия, галия), или «стартует» с более высокого уровня, подтвердив это знаниями, и останавливается на том уровне, который считает для себя достаточным.
На средних и высоких уровнях наш сохта может выбрать себе род занятий в медресе, к которому он чувствует себя более предрасположенным, – например, начать практику, ассистирование, оппонирование, преподавание, или углубиться в науку, администрирование, менеджмент, дизайн.
В разных департаментах, – которые заметно отличаются от традиционных факультетов и кафедр, по стилю преподавания, методике, разнице в подходах при изучении схожих дисциплин, – студенты выбирают, а преподаватели обеспечивают обучение по философским, религиозным, светским, художественным, правовым, логическим наукам.
Идея медресе, в его идеальном исполнении, состоит в воспроизводстве новых кадров, часть которых обязательно будет не только производить новые знания и общественно полезные действия, но и делиться знаниями в самом медресе, внедрять новые идеи и реализовывать, дополнять и расширять новые направления в обучении.
Практическое осуществление этой идеи, каковым оно видится мне на данном этапе, – это создание интернет-ресурса, в котором каждый способный учить или желающий учиться мог бы приложить руку и к его созданию, и к «строительству» структуры, принести туда, – как кирпич на здание мечети, – свою долю информации, умения, знаний, энтузиазма и волонтёрства.
Знания о том, каким на разных этапах своего существования был «университет» Зынджырлы Медресе, а также о том, чего он не успел или не смог достичь в своё время, должны обогащать нас, вдохновлять, но не превращаться в догму.
Сейчас, благодаря существованию Сети, отпадает почти вечный спор между кадимитским и джадидским («старометодным» и «новометодным») направлениями – о количестве образовательных ступеней и их обязательности, базовом и выборочном наборе предметов, допустимости пребывания годами на одном уровне, ориентации на «среднего», «наиболее слабого» или «наиболее талантливого».
Современные технологии дистанционного обучения, концепции непрерывного образования, совмещения и синтеза знания профессионального («карьера») и постматериального («для души»), опционность курсов не просто решают эти спорные моменты, но и позволяют работать одновременно «старому» и «новому» методах, открывая силы в том и другом.
Эта заметка – «пробный шар» автора, для того, чтобы понять, насколько эта идея своевременна с точки зрения общественности, на какие реакции следует рассчитывать инициаторам. Потому что идея, годами созревающая в одной или всего нескольких головах, уже давно мечтает вырваться наружу и стать проектом, реализуемым на практике.
Відповіді
2008.03.20 | Гуливер
Re: есть два варианта..
Первый. По вашей идее можно создать курсы крымтатарского языка, или Вы как историк можете семинары проводить по этой области и все это в инете.Второй. Можно воссоздать ЗМ по подобию старинного учреждения "Коллеж де Франс" в Париже. Это очень хороший вариант. Подумайте.
Они не дают никаких дипломов, но занимаются исследованиями. на лекция могут придти все желающие.
Для ЗМ это оптимальный вариант.
http://www.college-de-france.fr/default/EN/all/college/
там есть англ. версия , но по беднее.
2008.03.27 | Брат-1
Несмотря на бурю откликов в аудитории :)
Гуливер пише:> Первый. По вашей идее можно создать курсы крымтатарского языка, или Вы как историк можете семинары проводить по этой области и все это в инете.
Последние дискуссии показали, - крымскотатарский язык не просто можно, а нужно изучать в сети. Отсюда вывод, что сайт ЗМ, проект которого я разрабатываю на правах автора идеи, обязательно сделает несколько-уровневый курс родного языка. Если найдём желающих, то это же будет касаться крымчакского и карайского языков.
В первоначальном плане было только изучение классического арабского, - в двух вариантах, для собственно чтения Корана и для обучения поэзии, - и персидского (с целью обучения поэзии).
Но в последние дни появились мысли готовить курсы "начального", "продвинутого", "специализированного" крымскотатарского, а если будут добровольцы-оджалар, - то и мастер-классы по национальной (неарабской, неперсидской) поэзии.
> Второй. Можно воссоздать ЗМ по подобию старинного учреждения "Коллеж де Франс" в Париже. Это очень хороший вариант. Подумайте.
> Они не дают никаких дипломов, но занимаются исследованиями. на лекция могут придти все желающие.
> Для ЗМ это оптимальный вариант.
> http://www.college-de-france.fr/default/EN/all/college/
Отличные примеры, - именно на такие варианты мы и ориентируемся. И на некоторые другие, в первую очередь английские и немецкие.
Когда будет готов "черновой вариант", - в виде "входа только преподавателям", т.е. будут готовы "рабочие кабинеты", но ещё не будет учеников, - будем кидать клич на Майдане и вообще по Сети, набирать людей, готовых в разной степени занятости читать лекции, вести семинары и экзаменовать.
Деньги за работу и стипендии за учёбу тоже будут, - но только в виде виртуальных дехремов, которые можно тратить исключительно внутри ЗМ
Вот такой небольшой анонс. Могу ещё добавить, что набор с самого начала будет вестить на духовные и светские направления, отдельно, - с разными правилами и требованиями.
2008.03.27 | Гуливер
Удачи!
Я Вам только могу пожелать удачи!Будем ждать с нетерпением открытия записи.
Надеюсь коррупции у Вас не будет при наборе в ВУЗ (виртуальное учебное заведение)