МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Круглый стол в "ГК" "КТ движение сегодня и перспективы...."

04/18/2008 | Ворчун
Национальное движение и его перспективы

18 Апр 2008 | Политика

17 марта в редакции газеты «Голос Крыма» состоялся Круглый стол «Крымскотатарское национальное движение сегодня и перспективы его развития» с участием ветеранов крымскотатарского национального движения. В работе Круглого стола приняли участие Айдер Зейтуллаев, Шефика Консул, Энвер Аметов, Тимур Дагджи, Сеитяя Билялов, Эльдар Шабанов, Нариман Кадыров, Дильшат Ильясов, Синавер Кадыров, Шевкет Кайбуллаев, Певат Зети.

В процессе работы Круглого стола обсуждались такие вопросы, как принципы, структура и стратегия, идеология национального движения в прошлом и сегодня, профессиональная, социальная адаптация участников национального движения, кадровая политика и воспитательная работа.

Огульно обвиненный в сотрудничестве с фашистами и в одночасье высланный с родной земли крымскотатарский народ в местах депортации буквально с первых лет высылки самоорганизовался и начал последовательно добиваться возвращения на родину и восстановления своих прав.

Эта всенародная многолетняя борьба носила мирный петиционный характер: крымские татары, самоорганизовываясь в инициативные группы по городам, районам, поселкам, кварталам, массово и в частном порядке писали письма в высшие органы власти, обращались в различные государственные организации с требованиями возвратить народ на родину в Крым и реабилитировать его. Коллективные обращения с многотысячными подписями собирались инициативниками по регионам Узбекистана, затем отправлялись в Москву в ЦК КПСС с представителями, делегированными народом из каждой области. Деньги на отправку людей в Москву и на другие нужды национального движения собирал весь народ. Члены инициативных групп подвергались опасности быть схваченными и осужденными по статьям Уголовного кодекса - справедливая борьба крымскотатарского народа за возвращение на родину квалифицировалась как антисоветская деятельность, подрывающая устои государства.

Эльдар Сеитбекиров, главный редактор газеты «Голос Крыма»:

- Цель Круглого стола - обсудить актуальные вопросы, которые стоят перед крымскими татарами. Сегодня народ достиг определенных результатов благодаря своей активности и политической деятельности. Но в последние годы наблюдаются элементы стагнации, нет развития. Некоторые отмечают тупик в ситуации. У нас есть органы национального самоуправления, общественные организации, которые стремятся решать национальные проблемы.

Вы, участники национального движения, вели активную борьбу, многие отсидели за это различные сроки. Опираясь на ваш опыт, хотелось бы рассмотреть перспективы национального движения. Какими были принципы национального движения в 1960-1980-е годы, 1990-е годы, сегодняшние принципы и что нас ждет в перспективе?

Тимур Дагджи:

- С самого начала основными принципами движения были ненасильственное решение проблемы, толерантность, стремление добиться 100% участия в движении взрослого крымскотатарского населения. Национальное движение длилось годами, собирались сотни тысяч народных денег. Один из важных принципов - порядочность, отчетность. Что бы ни делалось в национальном движении, обязательно доносилось до крымскотатарского населения через «Информации».

Дильшат Ильясов:

- Всем известно, что в самом начале было единодушие во взглядах людей, стоящих у истоков движения. Национальное движение основывалось на открытости.

Нариман Кадыров:

- Принципы движения - массовость, четкая цель - возвращение народа в Крым и восстановление его прав.

Эльдар Шабанов:

- Была идея, на ней основывалось движение, - идея возвращения на родину и восстановление государственности. Прежде всего были структурированность и информативность. Они начинались от махаллинских (квартальных) собраний, доходили до самых верхов (обращения народа) в ЦК и спускались обратно (в виде отчета в «Информациях»). Эта система-пирамида была эффективна и действенна. Ничего лучше придумать было невозможно.

Энвер Аметов:

- Согласен со сказанным. Чтобы рассматривать сегодняшние принципы движения, надо рассмотреть пути единения народа.

Певат Зети:

- В прошлом мы слушались одного человека, сегодня много умников…

Шефика Консул:

- Кроме принципов возвращения на родину и восстановления государственности была цель - готовить к борьбе молодое поколение, сохранить язык, национальный дух, над этим мы работали.

Сеитяя Билялов:

- В депортации были одни цели, сегодня времена изменились. Нужна какая-то коррекция в действиях, но главные принципы должны сохраняться - это восстановление прав крымскотатарского народа. С юридической точки зрения мы как народ не реабилитированы, мы бесправны. Восстановление прав народа должно оставаться главным принципом, и все движение сегодня должно базироваться на этом. Мы пропагандируем единство, но уходим в разные стороны, народ разобщается. Тогда работали инициативные группы, сегодня Курултай-Меджлис, это хорошо. Но организация и ее деятели должны объединять народ и защищать его права.

Айдер Зейтуллаев:

- В наше время люди в движении были, наверно, умнее, они отстаивали интересы народа. Они сообща решали проблемы и умели это делать. Да, должна быть одна организация. Л. Грач в свое время создал организацию аксакалов, мы этого не смогли сделать. Наш народ должен создать свою организацию аксакалов, они должны выработать принципы. На Курултае говорят: статус народа. Я не понимаю что это такое. А.Яценюк правильно сказал: надо определиться со статусом.

Синавер Кадыров:

- Объективные цели движения выкристаллизовали принципы движения. Они опирались на внутреннюю культуру народа. Заложены были основные принципы движения: ненасильственность, толерантность и демократичность, выраженная в том, что работа строилась в обсуждении ее с массами, во взаимосвязи с массами. Каждый имел право высказать свое мнение. Сегодня в принципе эти методы сохраняются, но они часто корректируются. В целом принципы национального движения сегодня сохранены.

Эльдар Сеитбекиров:

- Принципы движения в 1960-1970-е годы и сегодняшние. Давайте о них поговорим. Национальное движение состоит из людей. Сегодня молодое поколение вливается в движение. Ваша оценка их принципов.

Энвер Аметов:

- Тогда была демократия. Мы могли высказываться. Каждая область, регион были представлены несколькими людьми и никто никому не закрывал рта. Сегодня демократические принципы затоптаны. В 1991 г. была принята «Декларация о национальном суверенитете», ее затоптали, «непокорные» были изгнаны из Курултая. Одну часть идеи воплотили - народ вернулся, другая - восстановление государственности.

Синавер Кадыров:

- Принципы движения незыблемы. Активист движения должен был обладать такими чертами, как преданность делу, честность, целеустремленность. Сегодня молодое поколение несколько иначе подходит к этим понятиям. Национальное движение переживает переходный период. У молодежи есть целеустремленность, преданность. Но чему? Сегодня развивается такое качество как конформизм, чего не допускалось в движении в 1950-1970-е годы. Сегодня этим пользуются бессовестно, при том остаются в авторитете и требуют почитания себя.

Эльдар Шабанов:

- Принципы движения строились на национальной идее. Основной идеей было возвращение на родину и восстановление государственности.

Успех национального движения в том, что оно находилось в оппозиции к той империи. Представители нашего народа находились и в Верховном Совете СССР, но народ с ними не считался. На II Курултае наши чаяния нашли отражение в Декларации о национальном суверенитете. На второй день все об этом забыли, и по сей день эти вопросы не ставятся. Государство сохранило свои принципы по отношению к нам.

Сеитяя Билялов:

- Должна быть одна организация в народе. На II Курултае была принята Декларация, если бы она соблюдалась, народ был бы един. Но Декларацию отложили в сторону и что получилось? Через 8 лет, в 2000 году 5 апреля в Страсбурге председатель Меджлиса выступил по крымскотатарскому вопросу и сказал, что мы довольно часто встречаем адекватное понимание наших проблем. Со стороны украинского государства Указ о создании Совета представителей крымскотатарского народа при Президенте демонстрирует желание Президента видеть Меджлис в конституционном поле Украины. Нет ни слова о тяжелом положении народа. Принципы национального движения с помощью нашего товарища затоптаны. С трибуны 18 мая мы говорим красивые слова о том, что решается наша проблема и выражаем уверенность, что в будущем у народа будут радостные дни, его права и государственность восстановятся.

Мы своими руками душим наше движение.

Синавер Кадыров:

- Мы говорим о том, какие принципы были вчера, какие сегодня. Национальное движение в прошлом не было структурировано.

Социальная модель поведения может повлиять на создание неправильного поведения молодежи, и это будет возводиться в ранг нормального поведения. Если мы раньше воспитывались на ярких примерах революции, где были четкие понятия принципов, предательства, преданности, честности, то сегодня эти понятия размываются.

Дильшат Ильясов:

- Почему изменились принципы? С национальным движением КГБ не смог справиться, но он понял, что разрушить движение можно «изнутри». Ошибка наших товарищей, что они не вошли в Курултай 1991 года в качестве оппозиции. Если бы это было сделано, движение бы не раскололось.

Эльдар Сеитбекиров:

- Второй вопрос Круглого стола - структура и стратегия развития движения. Насколько правильным был шаг структурирования национального движения? Шла дискуссия между сторонниками Юрия Османова, которые говорили о группах, ячейках, «мозговом центре» движения, но другое «крыло», которое в основном поддержал крымскотатарский народ - это создание Организации крымскотатарского национального движения (ОКНД), затем Курултая-Меджлиса. Как вы смотрите на структуру национального движения и его развитие?

Энвер Аметов:

- К 1990 году начались разговоры о Курултае. В движении были разногласия, но народ был един, все шли по одной дороге. Существовали группы - Самаркандская, Ферганская, Ташкентская и другие. Когда появилась Госкомиссия, мы предложили собрать Всесоюзное совещание инициативников по вопросу о составе Комиссии, но некоторые сказали: не надо. Было много споров. Кто бы ни был, народ должен был избрать их. Я сегодня не против Меджлиса, до 1994 года шла работа, но руководители Меджлиса сами затоптали решения Курултая.

Нариман Кадыров:

- В советское время, надо отдать должное старшему поколению, была самая идеальная форма движения - инициативные группы. С распадом СССР возникла возможность создавать организации (ОКНД, Меджлис). Сегодня много организаций, партий. Это закономерно. Я не против Меджлиса, я против его наполнения. Меджлис не разработал концепцию возвращения народа. У нас нет программы, которой бы мы руководствовались. Это порождает разброд и шатания. Должна быть конструктивная оппозиция.

Синавер Кадыров:

- Очень часто начинают критиковать создание ОКНД и Меджлиса, видят в этом ошибку и отклонение. Я считаю, лукавят. Национальное движение всегда было разной окраски, разных течений. Это позволяло движению выживать. Была форма - инициативные группы, каждая замыкалась на своем лидере («юровцы», «годженовцы» и др.), и закрывать на это глаза не правильно.

В конце 1980-х гг. стоял вопрос объединения национального движения, чтобы от имени народа говорили одни люди, национальное движение шло к этому. С созданием ОКНД другие течения не прекратили своего существования. С 1990-х гг. произошел существенный сдвиг в национальном движении - оно вступило в новую стадию, мы создали Курултай, а что с его наполняемостью? В 1991 г. он был здоровым, менялись лица, менялось содержание. Стратегия развития нашей национальной структуры, как мы будем оценивать институт Курултая. Отдельные люди стараются нивелировать его до партийной структуры, и если мы - сторонники того, чтобы он оставался высшим представительным органом, избираемым народом, это требует другого подхода. Я не вижу проблемы в создании партий, другой вопрос - какая задача стоит у этих политических партий? Интегрироваться? Тогда не Курултай, тогда мы сами виноваты.

Эльдар Шабанов:

- Когда мы провели Курултай, Крым шесть месяцев лихорадило, казалось бы, мы должны воспользоваться моментом, занять «Пентагон» - здание Верховного Совета Крыма, ничего не было сделано. Год за годом национальное движение строилось на порядочности, честности. Здесь, в Меджлисе, начался криминал. Меня выставили как врага народа в 1993 году, когда я что-то об этом сказал. В 1997 г. ушла половина состава Меджлиса (это было связано с коррупцией). В 2000 г. Меджлис-Курултай принял постановление, преступное по отношению к крымским татарам, живущим вне Крыма (о том, что в выборах не имеют права участвовать люди без гражданства Украины). Эта структура с народом на ножах.

Для того, чтобы осуществились все мечты народа, Меджлису нужно находиться в оппозиции государству, а не лезть в кресла Верховной Рады.

Энвер Аметов:

- Курултай-Меджлис сводят до положения партии. Если мы не разоблачим это, мы не будем знать, что делать. Структура Меджлиса должна быть, но должен быть изменен курс людей, которые находятся в его составе. Люблю или не люблю я Меджлис, но судьбу народа решать надо.

Дильшат Ильясов:

- Когда был организован Меджлис-Курултай, вся дальнейшая ответственность за развитие национального движения должна была лечь на него, он должен был стать преемником. Почему стали появляться разные организации и партии? Потому что Меджлис не выполнил эту функцию, у него нет концепции возрождения нашего народа. Если бы она была и поддерживалась народом, не было бы разногласий в народе. Меджлис не справляется с этой задачей. Не ставился вопрос о реабилитации народа, о программе возвращения оставшейся в депортации части народа, должна была быть концепция, но ее нет.

Тимур Дагджи:

- Какова была структура движения? От уличных комитетов, инициативных групп, до Республиканских совещаний инициативников - все занимались политикой. Никто не занимался коммерцией. Это была политическая пирамида.

Сегодня местные Меджлисы, Курултай занимаются коммерцией. В массиве Каменка г.Акмесджита (Симферополь) живут 14 тысяч крымских татар. Они не занимаются вопросами национального движения. У нас нет движения! Оно есть, если народ участвует в движении. Курултай - это не движение. Поэтому сегодня создаются общественные организации, которые озабочены этим вопросом. Самое главное, чего у нас нет, - не разработана четкая тактика и стратегия, нет цели. Раньше народу было понятно: есть цель - возвращение на родину в Крым. Сегодня нет лозунга, за которым бы пошел народ. Государственность? Люди говорят: какая государственность? Нужна идея, объединяющая народ. Например, мы - хозяева этой земли. И все проблемы этой земли - экология и др. - это наши проблемы.

Шевкет Кайбуллаев:

- В Узбекистане у нас была идея возвращения и государственности, был механизм реализации идеи. Сегодня такого нет. В 1990-х годах в селах проводились собрания, сегодня что-то изменилось, местные структуры теперь состоят из прорабов. Во главе идеологии стояла интеллигенция, она должна решать эти вопросы. В идею государственности сейчас люди не верят, но есть авангард, люди, которые пытаются что-то сделать. Есть Меджлис, организации «Намус» и другие, газеты… Мы другую структуру народу не предложили, народ не будет хозяином земли на одних лозунгах.

Нариман Кадыров:

- У монголов была Ясса, нам нужно выработать кодекс поведения крымского татарина. Из Меджлиса ушли образованные, интеллигентные люди.

Шефика Консул:

- Расул Гамзатов писал, если все время бить, то можно убить.

Эльдар Сеитбекиров:

- Мы рассмотрели вопрос структуры и стратегии движения, прозвучала критика, но никто не дал ясного определения, как должно развиваться национальное движение, только на критике Курултая-Меджлиса мы далеко не уйдем.

Энвер Аметов:

- Я предложил создать концепцию, ничего не делая, критиковать легко. «Координационный Совет общественно-политических сил крымскотатарского народа» собрал 40000 подписей, отправили в высшие инстанции. Когда ежегодно 10 декабря мы созываем митинг соотечественников, нас Меджлис называет врагами народа. Кто может, пусть делает, согласовывая свои взгляды.

Эльдар Сеитбекиров:

- Поговорим об идеологии национального движения. Мы слышим, что у нас нет идеологии. Одни призывают объединяться вокруг Курултая, другие - вокруг идеи.

Синавер Кадыров:

- Мы говорим, что у нас нет национальной идеи. Она у нас есть, но каждый ее по-своему видит. Говорят, это восстановление государственности как гаранта развития народа. Здесь идет борьба взглядов. В 1994 г., когда мы принимали решения, опираясь на нашу интеллигенцию, мы изменили вектор развития Курултая, заложенного в «Декларации о национальном суверенитете». Мы сделали Курултай трамплином для прохождения в официальные структуры власти - там льготы, машины и т. д. Курултай как бы на подхвате. С тех пор начало трясти Курултай. Национальная идея продолжает существовать. Концептуально она выразилась в нашей Декларации. Но по истечении многих лет мы оказались у разбитого корыта. Государство это сделало крючком, надо было нас втянуть во власть. Мы тогда этим шагом признали эту территориальную автономию и поставили крест на своем развитии. И сегодня идут в Курултай, чтобы попасть в Совмин и т. д. Никто не идет в Курултай, чтобы работать с народом, чтобы консолидировать его вокруг идеи восстановления своих прав. Мы находимся в том промежутке, когда должны определиться: есть Курултай, значит, давайте его развивать.

Если мы все скажем, что Курултай - это наше государство, а территория - Крым, то насколько Курултай позволяет управлять этой территорией? Наша интеллигенция не была в авангарде национального движения. Но я противник того, когда создается общественное мнение, что национальным движением управляют люди без образования. Движением управляют люди с образованием.

Шевкет Кайбуллаев:

- Я присоединяюсь к мнению о том, что 1994 год был переломным моментом. Тогда Л. Арифов и другие решили идти во власть. Идти во власть ради народа? Интеллигенции в классической форме, которая будет порождать идеи, нет. Ошибка считать, что Меджлис будет создавать идеологию.

Нариман Кадыров:

- Что такое государственность? Это аппарат насилия. Мы как будто стремимся себя закабалить. Надо создавать нацию, концепцию возрождения и развития народа.

Айдер Зейтуллаев:

- Три пункта Мандата представителя народа гласили о том, что народ требовал возвращения на родину, компактного расселения, государственности. В делегациях были по два человека от каждой области. У тех людей душа болела за нацию. Организации надо создавать из таких людей.

Сеитяя Билялов:

- Старшее поколение уйдет, мы должны готовить молодежь, кто этим занимается? Надо над этим работать.

Шефика Консул:

- Молодежь работает, надо ее объединять, внушать нашу идею, молодежь не знает языка, надо работать с их родителями.

Сеитяя Билялов:

- Наша наиболее развитая, способная молодежь уезжает в Турцию.

Энвер Аметов:

- Ни ТВ, ни учебные заведения не приглашают нас для встреч и общения с молодежью, нам есть что рассказать. Сегодня деятелям национального движения надо выступать перед широкой аудиторией.

Тимур Дагджи:

- Нам всем мозги пудрят. Автономия бывает национально-территориальная или национально-культурная. Крымских татар выслали, автономию ликвидировали. Они вернулись, автономия воссоздана. Ее у нас украли. Сделать наполнение автономии крымскотатарским, и она будет наша.

Наша ошибка в идеологии - кому-то выгодно, чтобы были склоки между крымскими татарами и русскими. На бытовом уровне у нас с ними проблем нет, ни в Узбекистане, России, Казахстане… Наша идеология - нужно с этими государствами дружить. Мы очень маленький народ, чтобы иметь много врагов. Мы самое главное потеряли - в Узбекистане наш народ был национален. Сейчас это потеряно. Как воспитать людей в национальном духе?

Дильшат Ильясов:

- Должна быть идеология развития нашего народа, возрождения самосознания. В Курултай идут, чтобы делать карьеру? В Меджлис-Курултай должны избираться люди, у которых есть национальная идея, которые болеют за народ. Нужно возрождать язык, на родном языке мало кто говорит. Несколько лет спорят о концепции образования. Если нет образования на родном языке - нет истории. Ни один преподаватель вуза не приглашает на встречи ветеранов движения. Сколько молодежи приходит на митинги? Если мы не сможем найти пути воспитания молодежи, то что нас ждет?

Певат Зети:

- В печати проходит много ошибочных сведений по истории, люди не осведомлены. Как это остановить? Если так дальше пойдет, историки в будущем будут сомневаться в достоверности сведений.

Эльдар Сеитбекиров:

- Рассмотрим вопрос профессиональной и социальной адаптации участников национального движения. Например, активист национального движения, работает (на профессиональной основе) в движении, приближается его пенсионный возраст, трудового стажа нет. Для участников движения это серьезная проблема - они бедствуют, не могут заработать, страдают их семьи.

Шефика Консул:

- Не каждый способен без заработной платы что-то делать для народа в движении. Но мы участвовали и на хлеб попутно зарабатывали.

Синавер Кадыров:

- Вопрос нечетко обозначен. Сегодня те активисты не нуждаются в адаптации. Они пенсионеры. В наше время на общественных началах сотнями вливались в движение, но оставались в нем единицы. Другое дело - насколько сегодня материализовалось сознание, насколько молодежь готова без материального вознаграждения работать на идею. Массовости я не вижу. И раньше не было такого, чтобы дождем сыпались. У нас создается превратное мнение в этом вопросе. Здесь проблемы нет. Проблема в воспитании национальных ценностей у молодежи.

Тимур Дагджи:

- Как привлечь молодежь в национальное движение, если наши ветераны национального движения как изгои. Помощи им от Меджлиса нет. Один деятель сказал о них: «Это не вложения, чтобы им платить дивиденды». Ветеранов надо было выдвигать, чтобы молодежь видела, что их уважают. В идеале каждого инициативника движения нынешние предприниматели должны были бы взять на обеспечение.

Эльдар Сеитбекиров:

- Социальная адаптация ветеранов. Многие из них теряли в карьерном росте, не зарабатывали стажа, переезжали в Крым своими силами, не могли себя обеспечить жильем. Пример: Джелял Челебиев, покойная Сабрие Сеутова и другие. Придет следующее поколение, что будет с ними? Государство своих чиновников, силовиков обеспечивает жильем, льготами по всем статьям.

Синавер Кадыров:

- Социальная адаптация - это уважение младшим поколением активистов старшего поколения. Если стоит задача выбить льготы у государства, правы те, кто идет в госструктуры.

Дильшат Ильясов:

- У нас мало кто пойдет в движение без материального вознаграждения. У человека должно быть определенное самосознание, чтобы так работать. Такой человек и на рабочем месте найдет возможность заниматься проблемами национального движения. Если у нас Меджлис будет иметь возможность создавать рабочие места, тогда люди пойдут в движение.

Сеитяя Билялов:

- Молодежь 18-20 лет, если она завтра не заработает, как можно ждать от нее участия в национальном движении? Чтобы обеспечить молодежь работой, нужны рабочие места. Если бы у нас была государственность, эти вопросы были бы решены. Один только бизнес положения не спасет.

Эльдар Сеитбекиров:

- Переходим к кадровому вопросу.

Тимур Дагджи:

- Как готовят кадры в Крыму? В ТНУ из числа студентов избирают молодежный Совет министров и другие органы власти. Молодежь практикует, набирается опыта. Молодой человек, желающий заниматься политикой, должен пройти через общественные организации, они дают возможность налаживать связи с зарубежными организациями. А дальше мы должны заботиться о профессиональной подготовке людей. Нам нужны политологи, социологи… Если кто-то сейчас этим занимается, хорошо было бы, если бы они брали шефство над будущими специалистами… Кадровая подготовка - это главное.

Нариман Кадыров:

- У нас одна беда. Время - деньги, а деньги стали фетишем. В институты идут за дипломами, а не за знаниями. Специалисты должны быть конкурентоспособными. В конечном счете все человеческие ценности зиждутся на морали. У нас мусульманская мораль. Нужно создать кодекс морали. Мы должны быть оппонентами, но не врагами.

Шефика Консул:

- Мы говорим не на родном языке, молодежь просто ускользает из-под нашего влияния. Должны быть построены комплексно: мечеть-библиотека-кофейня-воскресная школа… Что у нас на свадьбах творится? Музыкантам заказывают не пойми что. Есть перспективные преподаватели, работающие с молодежью в ТНУ, меня приглашали, я рассказывала студентам о национальном движении…

Певат Зети:

- В мечети ходят люди, не знающие ни родного языка, ни основ ислама, между собой как кошки с собаками. У кого из учителей родного языка ни спроси - газет не выписывают, не читают.

Энвер Аметов:

- Сколько бы мы ни говорили, мы не сможем ничего сделать. Сначала нужно наших политиков объединить, народ объединить, надо чтобы народ шел за одной организацией, верил одной организации. Структуры должны работать по старым принципам. Если наши политики не будут уважать друг друга, ничего не выйдет. Мы должны собрать все организации, прийти к единому мнению, заново избрать Курултай, тогда можно будет решать наши проблемы.

Тимур Дагджи:

- Сколько бы ни говорили: говорите на родном языке и т. д., ничего не изменится. Пока не будет национального духа, пока каждый себя не почувствует крымским татарином, сыном народа с богатой историей. Самое главное - миллетчилик! Нужно воспитывать лидеров.

Любую идею надо использовать, чтобы возвысить народ. Это воспитательная работа. У нас 300 поселков компактного проживания крымских татар, надо создавать советы старейшин, чтобы они решали вопросы.

Дильшат Ильясов:

- Если человек сам ничего не делает, он никого не сможет воспитать. У нас мало институтов влияния на молодежь. Начните с себя, своей семьи.

Эльдар Шабанов:

- Надо вспомнить, как мы воспитывались. Нам прививали любовь к родине на похоронах, свадьбах, молебнах. Основное воспитание должно строиться на любви к народу, к национальным героям. Нигде в школах это не преподают, мало пишут в газетах, показывают по ТВ, национальную идею не преподносят.

Сеитяя Билялов:

- Мы должны жестко ставить вопросы морали в отношении молодежи. Нужен здоровый Меджлис, нужно анализировать ошибки.

Айдер Зейтуллаев:

- Вопрос воспитания молодежи должен стать принципиальным.

Синавер Кадыров:

- Наши родители нас воспитывали, высоко не летая. Воспитывали прежде всего любовь к своей семье, отсюда - любовь к Родине. Самое главное - воспитать человека, личность. Это нелегко.

Эльдар Сеитбекиров:

- Дискуссия обозначила множество проблем, требующих осмысления и разрешения. Благодарю ветеранов национального движения за участие в Круглом столе и надеюсь в дальнейшем на плодотворное сотрудничество.

Записала Гульнара УСЕИНОВА.

http://www.goloskrima.com/?p=185


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2021. Сайт розповсюджується згідно GNU Free Documentation License.
Архів пітримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг". E-mail: news@maidan.org.ua