Укрнацики есть-роснацики нет!
04/23/2008 | Крымчак
Для Украины любой конфликт может быть только разрушительным
Наталья ГАВРИЛЕВА
Историка Олега Романько (на фото) читателям «Крымского Эха» представлять не надо: с его работами — глубокими, объективными, тщательно выверенными по первоисточникам — вы уже знакомы (см. кнопку «Знать и помнить»). Но мы-то знаем, что его можно спросить не только о той теме, которую он изучает в архивах разных стран. Романько — достаточно редкий случай специалиста, который перерос узкую специализацию, которому интересна жизнь вокруг него, который умеет анализировать происходящее. А пригласили мы Олега Валентиновича в «КЭ», чтобы поговорить …о национализме.
— Какие, на ваш взгляд, в прошлом были заложены мины под наше настоящее? Какие закладываются сегодня? Как вы понимаете, наш вопрос не столько обращен в прошедшее время, сколько вызван интересом к нашему ближайшему будущему…
— Во всех своих работах я говорил и не устану повторять, что корни очень многих проблем, с которыми мы имеем дело сейчас, уходят в период Второй мировой войны, максимум, — в конец XIX – начало ХХ века. Это мне видно как специалисту, который работает по данной теме. И эти, как вы говорите, «мины» прежде всего связаны с вопросами межнациональных отношений, потому что именно в указанное время национализм как таковой вышел на мировую.
- Мы живем на Украине, и проблема национализма, как говорят сами украинцы, «болыть». Почему она у нас болит, с каких пор она начала болеть?
— Да, проблема украинского национализма «болит». Но болит, я бы сказал, не у всего украинского народа — а у его меньшей половины. Для оставшейся половины национализм не является жизненной необходимостью. Его навязывают — навязывает та, вторая, половина.
— Скажите, это искусственное образование или объективное? То есть люди ищут таким образом свою идентичность?
— По поводу украинского национализма я не могу сказать, что это до конца искусственное образование, хотя и естественное его развитие произошло не без вмешательства внешних сил.
…украинский национализм зародился на территории той Украины, которая находилась в составе Российской империи. Естественно, расти ему помогали враги этой империи. Первоначально это были поляки, которые стремились таким образом внести раскол в русский народ: тогда ведь считалось, что украинцы, великороссы и белорусы — это единый народ.
Поляки хотели, и это было их нормальное желание, возродить свое национальное государство в границах XVIII века — вместе с Украиной, Литвой и Белоруссией; они считали, что если не получится присоединить Украину, пусть она не достанется и России. И тогда, отмечают многие историки, первые шаги украинского национализма сделаны были именно под присмотром поляков.
Потом эстафету у поляков перехватили австрийцы, немцы…
— Украинский национализм становится более агрессивным или переходит в какие-то цивилизованные рамки?
Нельзя говорить, что революция, Гражданская война — это какой-то период всплеска украинского национализма, все-таки он себя наиболее ярко проявил в годы Второй мировой войны. Потом как бы стал принимать формы законченные, застывшие, так как все идеи уже были разработаны. Когда начался период борьбы с Советским Союзом за создание независимой Украины, арсенал идей оставался прежним.
Сейчас украинский национализм… стремится получить контроль над всем населением Украины…
— Не включится ли тут какая-нибудь теория маятника: чем больше давят, тем больнее получат в ответ?
— В принципе, еще никого так сильно не зажали. Вот в Прибалтике — там зажали.
— А что должно сделать государство Украина, чтобы эта часть страны мобилизовалась?
— По логике вещей, еще сильнее зажать — отобрать гражданство у жителей той части Украины, которые не говорят на украинском языке. Ввести какие-то сегрегационные законы, типа нюрнбергских законов Третьего рейха … и т.п.
— В Крыму есть еще одна «мина», заложенная давно. Я говорю о татарском вопросе. Когда зародился татарский национализм?
— Как таковой он возник примерно в то же время, что и украинский — национальные движения в Российской империи возникают, оформляются примерно во второй половине XIX — начале ХХ веков. Исмаил Гаспринский, газета «Терджиман», выработка всех основных направлений татарской национальной идеи. Далее, Революция, Гражданская война — первая проба сил этого движения…
— Корректно ли сравнивать эти два национализма — украинский и татарский?
— Мне кажется, татарский более органичный, он опирался на историческую базу, хотя внешняя помощь тоже была — со стороны Турции. Если наличие украинской нации — вопрос спорный до сих пор, то крымские татары — более однородный этнос.
— А есть ли в Крыму, на Украине русский национализм? Тот же Джемилев любит обзывать тех, кто смеет ему противоречить, русскими шовинистами.
— Шовинизм и национализм — это разные стороны одной медали. Национализм — это любовь, пусть иногда и извращенная, к своему народу, а шовинизм — ненависть к чужому. Шовинисты существуют в любом народе. Когда Джемилев называет русских шовинистами, он просто навешивает, по своему обыкновению, ярлыки. Дело в том, что русский национализм в той форме, о какой мы говорили, — как среди украинцев, так и крымских татар, - в принципе возможен. Но это будет «смерти подобно». Русская или имперская идея, — это идея совместного мирного бытия многих народов под одной крышей. И если русские начнут подчеркивать свою русскость, то это, я считаю, ни к чему хорошему не приведет. Такой русский национализм в самой России приведет к гибели многонационального государства.
— Что тогда затормозило развитие русского национализма — начало войны?
— Октябрьская революция, однозначно: вся эта революция, первые годы советской власти, весь Советский Союз строился изначально как антирусский проект. А практически все деятели Союза русского народа, Союза Михаила Архангела были уничтожены еще в период Гражданской войны.
— Для украинского национализма главная цель — построение на всей Украине…
— Соборной, самостийной державы.
— Да. Но ведь у татарского национализма есть другая цель: они тоже хотят построить свое государство, и это не скрывают — на части территории Украины.
— В Крыму это противоречие даже более ярко проявляется: в крымском парламенте есть фракция «Рух-курултай». Это ситуативный союз. Просто украинским националистам не на кого в Крыму больше опереться. Не так давно ученый-историк Андрей Мальгин сказал, Украина должна «благодарить» крымских татар за то, что здесь не идет политика украинизации: основная масса населения Крыма видит, что украинская власть в основном поддерживает татар. И поэтому, какое может быть отношение у остальной части населения Крыма к этой власти? Крайне негативное.
— Вот все говорят: Крым может пойти по косовскому сценарию — а какие вы видите признаки, параллели?
— Во-первых, здесь есть две противостоящие группы населения: крымские татары — и остальные. Тут даже не надо выделять: русские, украинцы — потому что в данном случае татары противопоставляют себя всем остальным.
— Мне даже кажется, что НАТО так хочет затянуть Украину к себе только исключительно из-за Крыма...
— Нет, им нужен санитарный кордон вокруг России. Крым они могут и Турции подарить, если Украина будет плохо себя в блоке НАТО вести.
— Есть ли еще какие-то другие «мины», которые мы сами или власть закладывает сегодня?
— Конечно, есть: та же языковая политика, например. Как ни крути, а язык, религия, национальная принадлежность — это элементы матрицы, из которой вырастает самосознание, менталитет. И когда у человека пытаются отнять его язык, я думаю, может, не сразу и не в данном случае, но это может привести к непредсказуемым последствиям.
— В том-то и дело.
Дата: 22.04.2008
Наталья ГАВРИЛЕВА
Историка Олега Романько (на фото) читателям «Крымского Эха» представлять не надо: с его работами — глубокими, объективными, тщательно выверенными по первоисточникам — вы уже знакомы (см. кнопку «Знать и помнить»). Но мы-то знаем, что его можно спросить не только о той теме, которую он изучает в архивах разных стран. Романько — достаточно редкий случай специалиста, который перерос узкую специализацию, которому интересна жизнь вокруг него, который умеет анализировать происходящее. А пригласили мы Олега Валентиновича в «КЭ», чтобы поговорить …о национализме.
— Какие, на ваш взгляд, в прошлом были заложены мины под наше настоящее? Какие закладываются сегодня? Как вы понимаете, наш вопрос не столько обращен в прошедшее время, сколько вызван интересом к нашему ближайшему будущему…
— Во всех своих работах я говорил и не устану повторять, что корни очень многих проблем, с которыми мы имеем дело сейчас, уходят в период Второй мировой войны, максимум, — в конец XIX – начало ХХ века. Это мне видно как специалисту, который работает по данной теме. И эти, как вы говорите, «мины» прежде всего связаны с вопросами межнациональных отношений, потому что именно в указанное время национализм как таковой вышел на мировую.
- Мы живем на Украине, и проблема национализма, как говорят сами украинцы, «болыть». Почему она у нас болит, с каких пор она начала болеть?
— Да, проблема украинского национализма «болит». Но болит, я бы сказал, не у всего украинского народа — а у его меньшей половины. Для оставшейся половины национализм не является жизненной необходимостью. Его навязывают — навязывает та, вторая, половина.
— Скажите, это искусственное образование или объективное? То есть люди ищут таким образом свою идентичность?
— По поводу украинского национализма я не могу сказать, что это до конца искусственное образование, хотя и естественное его развитие произошло не без вмешательства внешних сил.
…украинский национализм зародился на территории той Украины, которая находилась в составе Российской империи. Естественно, расти ему помогали враги этой империи. Первоначально это были поляки, которые стремились таким образом внести раскол в русский народ: тогда ведь считалось, что украинцы, великороссы и белорусы — это единый народ.
Поляки хотели, и это было их нормальное желание, возродить свое национальное государство в границах XVIII века — вместе с Украиной, Литвой и Белоруссией; они считали, что если не получится присоединить Украину, пусть она не достанется и России. И тогда, отмечают многие историки, первые шаги украинского национализма сделаны были именно под присмотром поляков.
Потом эстафету у поляков перехватили австрийцы, немцы…
— Украинский национализм становится более агрессивным или переходит в какие-то цивилизованные рамки?
Нельзя говорить, что революция, Гражданская война — это какой-то период всплеска украинского национализма, все-таки он себя наиболее ярко проявил в годы Второй мировой войны. Потом как бы стал принимать формы законченные, застывшие, так как все идеи уже были разработаны. Когда начался период борьбы с Советским Союзом за создание независимой Украины, арсенал идей оставался прежним.
Сейчас украинский национализм… стремится получить контроль над всем населением Украины…
— Не включится ли тут какая-нибудь теория маятника: чем больше давят, тем больнее получат в ответ?
— В принципе, еще никого так сильно не зажали. Вот в Прибалтике — там зажали.
— А что должно сделать государство Украина, чтобы эта часть страны мобилизовалась?
— По логике вещей, еще сильнее зажать — отобрать гражданство у жителей той части Украины, которые не говорят на украинском языке. Ввести какие-то сегрегационные законы, типа нюрнбергских законов Третьего рейха … и т.п.
— В Крыму есть еще одна «мина», заложенная давно. Я говорю о татарском вопросе. Когда зародился татарский национализм?
— Как таковой он возник примерно в то же время, что и украинский — национальные движения в Российской империи возникают, оформляются примерно во второй половине XIX — начале ХХ веков. Исмаил Гаспринский, газета «Терджиман», выработка всех основных направлений татарской национальной идеи. Далее, Революция, Гражданская война — первая проба сил этого движения…
— Корректно ли сравнивать эти два национализма — украинский и татарский?
— Мне кажется, татарский более органичный, он опирался на историческую базу, хотя внешняя помощь тоже была — со стороны Турции. Если наличие украинской нации — вопрос спорный до сих пор, то крымские татары — более однородный этнос.
— А есть ли в Крыму, на Украине русский национализм? Тот же Джемилев любит обзывать тех, кто смеет ему противоречить, русскими шовинистами.
— Шовинизм и национализм — это разные стороны одной медали. Национализм — это любовь, пусть иногда и извращенная, к своему народу, а шовинизм — ненависть к чужому. Шовинисты существуют в любом народе. Когда Джемилев называет русских шовинистами, он просто навешивает, по своему обыкновению, ярлыки. Дело в том, что русский национализм в той форме, о какой мы говорили, — как среди украинцев, так и крымских татар, - в принципе возможен. Но это будет «смерти подобно». Русская или имперская идея, — это идея совместного мирного бытия многих народов под одной крышей. И если русские начнут подчеркивать свою русскость, то это, я считаю, ни к чему хорошему не приведет. Такой русский национализм в самой России приведет к гибели многонационального государства.
— Что тогда затормозило развитие русского национализма — начало войны?
— Октябрьская революция, однозначно: вся эта революция, первые годы советской власти, весь Советский Союз строился изначально как антирусский проект. А практически все деятели Союза русского народа, Союза Михаила Архангела были уничтожены еще в период Гражданской войны.
— Для украинского национализма главная цель — построение на всей Украине…
— Соборной, самостийной державы.
— Да. Но ведь у татарского национализма есть другая цель: они тоже хотят построить свое государство, и это не скрывают — на части территории Украины.
— В Крыму это противоречие даже более ярко проявляется: в крымском парламенте есть фракция «Рух-курултай». Это ситуативный союз. Просто украинским националистам не на кого в Крыму больше опереться. Не так давно ученый-историк Андрей Мальгин сказал, Украина должна «благодарить» крымских татар за то, что здесь не идет политика украинизации: основная масса населения Крыма видит, что украинская власть в основном поддерживает татар. И поэтому, какое может быть отношение у остальной части населения Крыма к этой власти? Крайне негативное.
— Вот все говорят: Крым может пойти по косовскому сценарию — а какие вы видите признаки, параллели?
— Во-первых, здесь есть две противостоящие группы населения: крымские татары — и остальные. Тут даже не надо выделять: русские, украинцы — потому что в данном случае татары противопоставляют себя всем остальным.
— Мне даже кажется, что НАТО так хочет затянуть Украину к себе только исключительно из-за Крыма...
— Нет, им нужен санитарный кордон вокруг России. Крым они могут и Турции подарить, если Украина будет плохо себя в блоке НАТО вести.
— Есть ли еще какие-то другие «мины», которые мы сами или власть закладывает сегодня?
— Конечно, есть: та же языковая политика, например. Как ни крути, а язык, религия, национальная принадлежность — это элементы матрицы, из которой вырастает самосознание, менталитет. И когда у человека пытаются отнять его язык, я думаю, может, не сразу и не в данном случае, но это может привести к непредсказуемым последствиям.
— В том-то и дело.
Дата: 22.04.2008
Відповіді
2008.04.23 | ДП
Старо как свет
В одной еще дореволюционной книге, я прочитал замечательную мысль "русский человек дружелюбен и благосклонен к любому инородцу, при условии, что он, инородец, руссифицируется и признает первенство русского во всех отношениях"