"астаховские последыши" или мрак перед годовщиной депортации
05/10/2008 | Крымчак
И попробуй что возразить…
КРЫМ СТАЛ БОГАЧЕ ЕЩЕ НА ОДНО НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Наталья ГАВРИЛЕВА
Может ли целый народ быть предателем? Конечно, нет, скажет современный читатель, особенно из числа тех, кто живет не в Крыму. Крымчанам труднее: пока еще живы свидетели чуть ли не поголовного предательства одного народа в далеко ушедшие от нас годы Великой Отечественной.
Насильственная высылка крымских татар была величайшим преступлением – это тезис одной стороны. Сталин этим выселением спас оставшихся в живых крымских татар от самосуда — это тезис стороны другой.
Крым опять стоит накануне Дня депортации, который меджлис давно уже превратил в политическое мероприятие устрашения власти. И вновь 18 мая будут звучать не столько скорбные мотивы о погибших и выселенных, сколько политические требования о «реабилитации» крымскотатарского народа. Всё правильно: если выселяли по национальному признаку, то — маятник качнулся в другую сторону — и наделять льготами и привилегиями должны тоже по национальному признаку.
С того 18 мая, когда людей насильно сажали в теплушки, прошло 64 года. И с каждым прожитым волна «гнева» и требований возрастает. Крымчане других национальностей все настойчивее спрашивают: почему за ошибки (или все же не ошибки?), случившиеся 64 года назад, должны платить ныне живущие? Сколько еще нужно платить? Какому по счету поколению выселенных?
Еще совсем недавно тема массового предательства в Крыму была под негласным запретом: люди возвращались из мест высылки — встречали их по-разному, но в целом вполне доброжелательно. Приглядывались: как поведут себя вернувшиеся на родину? Сколько садов насадят, сколько отар разведут, чем дополнят крымскую науку — не зря же среди вернувшихся было множество людей с учеными степенями. Постепенно росло недоумение, вылившееся в раздражение. Вернувшиеся далеко не всегда с охотой включались в окружающую жизнь, но зато дружно отстаивали интересы группки национальных политиков. Квинтэссенция раздражения как раз и сосредоточена в нашумевшей статье Натальи Астаховой в «Крымской правде» под заголовком «Принесённые ветром».
Углубляющееся непонимание, раскол, плавно переходящий иногда (пока еще иногда!) в пропасть, можно вылечить только знаниями. Вы спросите: а надо ли лечить? Отвечу не задумываясь: обязательно надо! Нам вместе жить долгие века. Знаю, среди крымскотатарского народа есть много мудрых людей, которые понимают, что нынешние их национальные политики ведут в никуда, в тупик.
На Украине сегодня стало модным копаться в истории. Зачастую это «копание» не имеет ничего общего с правдой: поставлена задача обелить Мазепу — они и возводят его в ранг «великих украинцев». Сказано: Бандера — наш герой, значит, он таковым и будет. Сказано: не верить советским «заидеологизированным» источникам — значит, верить будем только немецким, а лучше американским, они ведь совсем-совсем «объективны»…
А как вам такие строчки: «…татары показали себя как нельзя хуже. Они сформировали полицейские отряды, подчинявшиеся немцам, и принимали самое активное участие в деятельности гестапо…». Это Александр Верт. Подчеркнем, американец. Лично побывал в Крыму в апреле 1944 года.
А вот еще: «Для борьбы с партизанами немцы постепенно стали привлекать также татар, которые всегда враждебно относились к большевистскому режиму. Были сформированы так называемые отряды самообороны, которые оказывали немцам большую помощь». Это британец Ч.Диксон и немец О.Гейльбрунн.
Эти цитаты я взяла из только что вышедшей в издательстве «Сонат» книги известного крымского историка, директора Центрального музея Тавриды Андрея Мальгина «Партизанское движение Крыма и «татарский вопрос» 1941-1944».
Так предатели — или «жертвы клеветы», как убеждают ныне крымскотатарские политики своих «соотечественников»? Есть ли документы, доказывающие ту или иную точку зрения? «Пока еще мы вынуждены констатировать острый недостаток обоснованных данных о роли крымских татар (а также представителей других народов) в движении сопротивления в Крыму, равно как и в коллаборационистских организациях и акциях в их среде. Раньше это объяснялось закрытостью архивов, сегодня — тем, что какие-либо попытки завязать серьезный разговор на эту тему более чем настороженно воспринимаются как в научном сообществе Крыма, так и в крымском обществе в целом, поскольку якобы способны вызвать «межнациональную напряженность». Это «табу», — пишет Андрей Мальгин, — однако, само по себе чрезвычайно вредит установлению взаимопонимания в современном Крыму, поскольку изымает его из новейшей истории один из ключевых моментов».
А вот еще одна цитата: «Боюсь, что у Вас сложилось неправильное понятие о настроении татарского населения. Отсюда исходит пробел вашей работы, заключающейся в ненахождении связи с партизанскими отрядами Алуштинского и Судакского районов. Прошу учесть это, памятуя о том, что татарское население в подавляющей массе своей есть и будет советским. А для того, чтобы ускорить активацию татарского населения в нашу пользу, военкому Попову нужно уделить максимум внимания на политработу среди татарского населения, при этом вы должны беспощадно расправляться с бывшими кулаками. Муллами, разложившимися и особенно должны относиться осторожно рядовой массе даже при условии, если в среде таковой оказались элементы, которые временно пошли за предателями родины, не осознав…»
Это записка знаменитого партизанского командира Мокроусова, направленная в декабре 1941 года И.Г.Генову.
Что ценно в этой книге: Мальгин в который раз подтверждает репутацию серьезного ученого, который благополучно минует искус политической конъюнктуры (да, собственно, ее и нет, учитывая сегодняшнюю политическую ситуацию на Украине), скорее, он идет с ней вразрез. Он просто исследует очень непростой для Крыма (и для всей Украины) вопрос. Он скрупулезно собирает все мало-мальски доступные факты и документы. Доказательством непредвзятости, например, служит «Список партизан-крымских татар, занимавших руководящие должности в партизанских отрядах Крыма 1941-1944», помещенный в конце книги. Там же читатель найдет копии документов, рукописей, публикаций в прессе, карты дислокации партизанских отрядов и карательных подразделений, я уж не говорю о массе архивных фотографий…
Нет сомнения, что книга Мальгина — это событие в жизни крымского общества. Тему нужно обсуждать — и не на бытовом уровне, а на уровне коллективного сознания. Конечно, это если мы хотим и дальше жить в мире, а не доводить дело до полного разрыва. Уверена: купивший эту небольшую (менее 200 страниц), но ёмкую по содержанию книгу, не пожалеет времени, затраченного на ее чтение. А если у кого появится желание возразить Мальгину (естественно, с документами и аргументами в руках), — думаю, он как настоящий ученый будет этому только рад.
Дата: 09.05.2008
КРЫМ СТАЛ БОГАЧЕ ЕЩЕ НА ОДНО НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Наталья ГАВРИЛЕВА
Может ли целый народ быть предателем? Конечно, нет, скажет современный читатель, особенно из числа тех, кто живет не в Крыму. Крымчанам труднее: пока еще живы свидетели чуть ли не поголовного предательства одного народа в далеко ушедшие от нас годы Великой Отечественной.
Насильственная высылка крымских татар была величайшим преступлением – это тезис одной стороны. Сталин этим выселением спас оставшихся в живых крымских татар от самосуда — это тезис стороны другой.
Крым опять стоит накануне Дня депортации, который меджлис давно уже превратил в политическое мероприятие устрашения власти. И вновь 18 мая будут звучать не столько скорбные мотивы о погибших и выселенных, сколько политические требования о «реабилитации» крымскотатарского народа. Всё правильно: если выселяли по национальному признаку, то — маятник качнулся в другую сторону — и наделять льготами и привилегиями должны тоже по национальному признаку.
С того 18 мая, когда людей насильно сажали в теплушки, прошло 64 года. И с каждым прожитым волна «гнева» и требований возрастает. Крымчане других национальностей все настойчивее спрашивают: почему за ошибки (или все же не ошибки?), случившиеся 64 года назад, должны платить ныне живущие? Сколько еще нужно платить? Какому по счету поколению выселенных?
Еще совсем недавно тема массового предательства в Крыму была под негласным запретом: люди возвращались из мест высылки — встречали их по-разному, но в целом вполне доброжелательно. Приглядывались: как поведут себя вернувшиеся на родину? Сколько садов насадят, сколько отар разведут, чем дополнят крымскую науку — не зря же среди вернувшихся было множество людей с учеными степенями. Постепенно росло недоумение, вылившееся в раздражение. Вернувшиеся далеко не всегда с охотой включались в окружающую жизнь, но зато дружно отстаивали интересы группки национальных политиков. Квинтэссенция раздражения как раз и сосредоточена в нашумевшей статье Натальи Астаховой в «Крымской правде» под заголовком «Принесённые ветром».
Углубляющееся непонимание, раскол, плавно переходящий иногда (пока еще иногда!) в пропасть, можно вылечить только знаниями. Вы спросите: а надо ли лечить? Отвечу не задумываясь: обязательно надо! Нам вместе жить долгие века. Знаю, среди крымскотатарского народа есть много мудрых людей, которые понимают, что нынешние их национальные политики ведут в никуда, в тупик.
На Украине сегодня стало модным копаться в истории. Зачастую это «копание» не имеет ничего общего с правдой: поставлена задача обелить Мазепу — они и возводят его в ранг «великих украинцев». Сказано: Бандера — наш герой, значит, он таковым и будет. Сказано: не верить советским «заидеологизированным» источникам — значит, верить будем только немецким, а лучше американским, они ведь совсем-совсем «объективны»…
А как вам такие строчки: «…татары показали себя как нельзя хуже. Они сформировали полицейские отряды, подчинявшиеся немцам, и принимали самое активное участие в деятельности гестапо…». Это Александр Верт. Подчеркнем, американец. Лично побывал в Крыму в апреле 1944 года.
А вот еще: «Для борьбы с партизанами немцы постепенно стали привлекать также татар, которые всегда враждебно относились к большевистскому режиму. Были сформированы так называемые отряды самообороны, которые оказывали немцам большую помощь». Это британец Ч.Диксон и немец О.Гейльбрунн.
Эти цитаты я взяла из только что вышедшей в издательстве «Сонат» книги известного крымского историка, директора Центрального музея Тавриды Андрея Мальгина «Партизанское движение Крыма и «татарский вопрос» 1941-1944».
Так предатели — или «жертвы клеветы», как убеждают ныне крымскотатарские политики своих «соотечественников»? Есть ли документы, доказывающие ту или иную точку зрения? «Пока еще мы вынуждены констатировать острый недостаток обоснованных данных о роли крымских татар (а также представителей других народов) в движении сопротивления в Крыму, равно как и в коллаборационистских организациях и акциях в их среде. Раньше это объяснялось закрытостью архивов, сегодня — тем, что какие-либо попытки завязать серьезный разговор на эту тему более чем настороженно воспринимаются как в научном сообществе Крыма, так и в крымском обществе в целом, поскольку якобы способны вызвать «межнациональную напряженность». Это «табу», — пишет Андрей Мальгин, — однако, само по себе чрезвычайно вредит установлению взаимопонимания в современном Крыму, поскольку изымает его из новейшей истории один из ключевых моментов».
А вот еще одна цитата: «Боюсь, что у Вас сложилось неправильное понятие о настроении татарского населения. Отсюда исходит пробел вашей работы, заключающейся в ненахождении связи с партизанскими отрядами Алуштинского и Судакского районов. Прошу учесть это, памятуя о том, что татарское население в подавляющей массе своей есть и будет советским. А для того, чтобы ускорить активацию татарского населения в нашу пользу, военкому Попову нужно уделить максимум внимания на политработу среди татарского населения, при этом вы должны беспощадно расправляться с бывшими кулаками. Муллами, разложившимися и особенно должны относиться осторожно рядовой массе даже при условии, если в среде таковой оказались элементы, которые временно пошли за предателями родины, не осознав…»
Это записка знаменитого партизанского командира Мокроусова, направленная в декабре 1941 года И.Г.Генову.
Что ценно в этой книге: Мальгин в который раз подтверждает репутацию серьезного ученого, который благополучно минует искус политической конъюнктуры (да, собственно, ее и нет, учитывая сегодняшнюю политическую ситуацию на Украине), скорее, он идет с ней вразрез. Он просто исследует очень непростой для Крыма (и для всей Украины) вопрос. Он скрупулезно собирает все мало-мальски доступные факты и документы. Доказательством непредвзятости, например, служит «Список партизан-крымских татар, занимавших руководящие должности в партизанских отрядах Крыма 1941-1944», помещенный в конце книги. Там же читатель найдет копии документов, рукописей, публикаций в прессе, карты дислокации партизанских отрядов и карательных подразделений, я уж не говорю о массе архивных фотографий…
Нет сомнения, что книга Мальгина — это событие в жизни крымского общества. Тему нужно обсуждать — и не на бытовом уровне, а на уровне коллективного сознания. Конечно, это если мы хотим и дальше жить в мире, а не доводить дело до полного разрыва. Уверена: купивший эту небольшую (менее 200 страниц), но ёмкую по содержанию книгу, не пожалеет времени, затраченного на ее чтение. А если у кого появится желание возразить Мальгину (естественно, с документами и аргументами в руках), — думаю, он как настоящий ученый будет этому только рад.
Дата: 09.05.2008
Відповіді
2008.05.10 | Chief
Re: "астаховские последыши" или мрак перед годовщиной депортации
Крымчак пише> Наталья ГАВРИЛЕВА
>
>
> Может ли целый народ быть предателем? Конечно, нет, скажет современный читатель, особенно из числа тех, кто живет не в Крыму. Крымчанам труднее: пока еще живы свидетели чуть ли не поголовного предательства одного народа в далеко ушедшие от нас годы Великой Отечественной.
Поголовного? Правда? То есть все без исключения предатели? Ну так давайте сюда Ваших свидетей, товарищ Гаврилева, мы - поголовные предатели и их потомки - с ними поговорим - языком факта - факта каждой конкретной семьи.
Я вот лично категорически против того, что моя бабушка и ее восемь детей сотрудничали с немцами.
И что мой дед, ушедший на войну в 1941-м и пришедший с нее в 1945 году (уже в места спецпоселения) с ними сотрудничал - я тоже против . Между прочим, в местах спецпоселений к тому времени у него уже умерло трое дочерей.
Касательно "поголовности" и аналогичных обобщений нелишне было бы некоторым журналистам читать советские документы - даже не самые "дружественные" по отношению к крымским татарам. Например, брежневско-андроповский указ от 5 .09.1967
"УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму
После освобождения в 1944 году Крыма от фашистской оккупации факты активного сотрудничества с немецкими захватчиками определенной части проживавших в Крыму татар были необоснованно отнесены ко всему татарскому населению Крыма. Эти огульные обвинения в отношении всех граждан татарской национальности, проживавших в Крыму, должны быть сняты, тем более, что в трудовую и политическую жизнь общества вступило новое поколение людей.
Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Отменить соответствующие решения государственных органов в части, содержавшей огульные обвинения в отношении граждан татарской национальности, проживавших в Крыму".
С товарищем Андроповым спорить будете, товарищ Гаврилева?
2008.05.13 | Рубен
Re: "астаховские последыши" или мрак перед годовщиной депортации
А ваш дедушка в молодые годы Гитлеру-Эфенди не служил. В карательных отрядах, а? Если можно чесно...2008.05.13 | Прокурор
UVMOD: обратите внимание,тролли Рубен и Гиви пытаются превратить
форум в мусорную яму:Рубен пише:
> А ваш дедушка в молодые годы Гитлеру-Эфенди не служил. В карательных отрядах, а? Если можно чесно...
2008.05.13 | Обыватель
Re: "астаховские последыши" или мрак перед годовщиной депортации
Хо-хо-хо! Точно такой вопрос задан на соседней ветке под ником "Гиви".Выпустили очередную свору мелких провокаторов.
2008.05.10 | Энвер Абибулла
Re: "астаховские последыши" или мрак перед годовщиной депортации
Старо как мир. Не тратьте нервы на эту писульку... Как говорят - "собака лает, ветер уносит". Придет время, и ...2008.05.10 | Гуливер
Re: "астаховские последыши" или мрак перед годовщиной депортации
Не видел книгу Мальгина, не буду её комментировать.Хотя полагаю, что Мальгин ничего хорошего не напишет.Уже пора всем понять, что при оккупации было всякое. И не только у крымских татар, но и у русских и украинцев.
История повторяется, теперь заново делают из нас предателей.
2008.05.10 | Chief
Re: "астаховские последыши" или мрак перед годовщиной депортации
Гуливер пише:> Не видел книгу Мальгина, не буду её комментировать.Хотя полагаю, что Мальгин ничего хорошего не напишет.
>
> Уже пора всем понять, что при окупации было всякое. И не только у крымских татар, но и у русских и украинцев.
И не только. А европейцы? Само слово "коллаборационизм" первоначально свидетельствовал о французских реалиях... Кстати, Гуливер, Вам задание - расскажите, как трактует этот сюжет (французский коллаборационизм) французская общественная мысль.
Более-менее комплексно этот вопрос можно посмотреть и на Википедия, а поглубже в книге М.Семиряги "Коллаборационизм Коллаборационизм. Природа, типология и проявления в годы Второй мировой войны" (Москва, 2000)".
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC_%D0%B2%D0%BE_%D0%92%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B5#.D0.A0.D1.83.D1.81.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.BA.D0.BE.D0.BB.D0.BB.D0.B0.D0.B1.D0.BE.D1.80.D0.B0.D1.86.D0.B8.D0.BE.D0.BD.D0.B8.D0.B7.D0.BC
2008.05.10 | Гуливер
Re: "астаховские последыши" или мрак перед годовщиной депортации
Chief пише:> И не только. А европейцы? Само слово "коллаборационизм" первоначально свидетельствовал о французских реалиях... Кстати, Гуливер, Вам задание - расскажите, как трактует этот сюжет (французский коллаборационизм) французская общественная мысль.
Ив Дюран пишет, что «коллаборационизм – это обязательство перед оккупантом, не по причине необходимости и адаптации к обстоятельствам, но по добровольному желанию разделить нацистскую идеологию и стремление поиска прямого альянса с Германией.»
Петен-коллаборационист, потому принял идеологию нацистов и издавал, например, антиеврейские законы.
Вообще, меня удивляет политика двойных стандартов со стороны русских шовинистов.
Та же Франция, во времена войны на ней действовал режим Виши, но французов почему то никто в предательстве не обвинил. Так эта страна стала известной своим сопротивлением. Де Голль стал лицом оккупированной страны.
2008.05.10 | Алим
Re: "астаховские последыши"
Гуливер пише:> Вообще, меня удивляет политика двойных стандартов со стороны русских шовинистов.Та же Франция, во времена войны на ней действовал режим Виши, но французов почему то никто в предательстве не обвинил.
Во французских "кураях в степи" живут французы. В крымских "кураях" живут не их исконные хозяева. Гложет кого-то совесть, "а ведь это не мое, чужое это". А этот глас совести надо изгнать, забыться, перебить...
Последышей будет много.
2008.05.10 | Tatarchuk
живые свидетели
> Может ли целый народ быть предателем? Конечно, нет, скажет современный читатель, особенно из числа тех, кто живет не в Крыму. Крымчанам труднее: пока еще живы свидетели чуть ли не поголовного предательства одного народа в далеко ушедшие от нас годы Великой Отечественной.Интересно кто эти "живые свидетели"? большинство живущих тут приехали как раз сразу после депортации или много позже. И чем больше проходит лет тем больше свидетелей, таких как Гаврилева и Мальгин например. Их количество все растет и растет, вот уже и Хриенки стали членами секты свидетелей, и Астахова и вообще туда вступают целыми редакциями.
А вот непосредственные свидетели "поголовки" очень интересны. Их давно пора предъявить миру! Вместе с званиями и послужным списком. Я сам очень хочу знать имена ныне живущих "свидетелей" - особенно тех кто выселял (не рядовых), тех кто переименовывал, тех кто распределял имущество среди поселенцев и тех кто вселялся в свеженькие дома - не приехав издалека, а именно хорошо помня кто там жил из соседей.
Имена фстудию! Крым должен, нет даже обязан знать имена своих хероев.
> Сталин этим выселением спас оставшихся в живых крымских татар от самосуда — это тезис стороны другой.
Абсолютно глупый тезис. Самосуды в военное время без согласия властей? Как говорят в таких случаях американцы "расскажи морскому пехотинцу, он доверчивый".
2008.05.10 | Chief
Re: живые свидетели
Tatarchuk пише:> А вот непосредственные свидетели "поголовки" очень интересны. Их давно пора предъявить миру! Вместе с званиями и послужным списком. Я сам очень хочу знать имена ныне живущих "свидетелей" - особенно тех кто выселял (не рядовых),
Имена тех кто выселял, в частности, из Судакского района и кто сколько за это получил - можете посмотреть в следующем номере "Авдета".
2008.05.10 | Tatarchuk
класно. Надо будет прочесть и распространить
2008.05.10 | Крымский татарин
Имена в студию!
Известно, что после войны прошли по югу СССР немало судов над немецкими прислужниками из числа советских граждан. Насколько мне известно, среди сотен (или тысяч?) судимых предателей не было ни одного крымского татарина.Могут ли Мальгин и восхищающаяся им Гаврилева назвать имена судимых за коллаборационизм крымских татар?
2008.05.10 | Alessandro
Re: Имена в студию!
Крымский татарин пише:> Известно, что после войны прошли по югу СССР немало судов над немецкими прислужниками из числа советских граждан. Насколько мне известно, среди сотен (или тысяч?) судимых предателей не было ни одного крымского татарина.
Несколько крымских татар среди них было. Их нашли в Азии, в 60-е (?) годы привезли в Симферополь и устроили показательный процесс, освещавшийся в газетах. Но у думающих людей этот процесс как раз посеял недуомение - как это так из-за троих или четверых человек депортировали 200 тысяч.
Это, кстати, очень интересная и совсем "непаханная" тема, ждущая своего исследователя. Сколько крымскотатарских коллаборационистов было депортировано? Известно, что многие погибли в боях в апреле 44-го, когда Красная Армия занимала Крым. Известно, что большая часть оставшихся была эвакуирована вместе с немецкими войсками в Германию (об этом и об их дальнейшей судьбе пишет тот же Романько). Известно, что за конец апреля-начало мая 44-го года НКВД провел в Крыму "зачистки" и арестовал более 5 тысяч коллаборационистов всех национальностей. Так вот создаётся впечатление, что к 18 мая живых крымскотатарских коллаборационистов в Крыму уже не осталось: кто не погиб в боях и не был эвакуирован немцами, того арестовал НКВД. Тот факт, что за послевоенные годы КГБ, несмотря на масштабную общесоюзную работу по выявлению коллаборационистов, нашёл только нескольких крымских татар, косвенно подтверждает мои догадки.
2008.05.10 | Chief
Re: Имена в студию!
Alessandro пише:> Крымский татарин пише:
> > Известно, что после войны прошли по югу СССР немало судов над немецкими прислужниками из числа советских граждан. Насколько мне известно, среди сотен (или тысяч?) судимых предателей не было ни одного крымского татарина.
> Несколько крымских татар среди них было. Их нашли в Азии, в 60-е (?) годы привезли в Симферополь и устроили показательный процесс, освещавшийся в газетах. Но у думающих людей этот процесс как раз посеял недуомение - как это так из-за троих или четверых человек депортировали 200 тысяч.
Ага, там были не только крымские татары. Это был действительно показательный процесс, санкционированный и инициированный властями для борьбы с участниками национального движения.
>
> Это, кстати, очень интересная и совсем "непаханная" тема, ждущая своего исследователя. Сколько крымскотатарских коллаборационистов было депортировано? Известно, что многие погибли в боях в апреле 44-го, когда Красная Армия занимала Крым. Известно, что большая часть оставшихся была эвакуирована вместе с немецкими войсками в Германию (об этом и об их дальнейшей судьбе пишет тот же Романько). Известно, что за конец апреля-начало мая 44-го года НКВД провел в Крыму "зачистки" и арестовал более 5 тысяч коллаборационистов всех национальностей. Так вот создаётся впечатление, что к 18 мая живых крымскотатарских коллаборационистов в Крыму уже не осталось: кто не погиб в боях и не был эвакуирован немцами, того арестовал НКВД. Тот факт, что за послевоенные годы КГБ, несмотря на масштабную общесоюзную работу по выявлению коллаборационистов, нашёл только нескольких крымских татар, косвенно подтверждает мои догадки.
Кто был настоящим коллаборантом - оказался в лагере уже в 1944 году. В Мелитополе крымские татары хорошо знают и уважают Кудуса Ислямова. Он был бургомистром Албата и, естественно, его осудили по 58-й статье уже в 1944 году. В 1950-х вышел из лагеря. По рассказам и рукописям, совершенно незаурядная личность и очень образованный человек. Из тех, кто явно осмысленно стоял в оппозиции режиму. В 1972 году его осудили уже в очень солидном возрасте за участие в национальном движении.
Жена, кстати, Мария Ивановна Герус прекрасно говорит на крымскотатарском языке.
2008.05.10 | Abdullah
Re: "астаховские последыши" или мрак перед годовщиной депортации
Bismillah ir-rahman ir-rahimпора прекратить страдать комплексом неполноценности по поводу участия наших соотечественников на стороне Германии. Мой отец, который форсировал Одер и брал Берлин, был три раза ранен, и его родной старший брат, служивший в охранном батальоне СД, не считали друг-друга врагами. Джафер Сейдамет в самом начале войны, пытавшийся договориться с немцами о воссоздании крымскотатарского государства, ездивший для этого в Берлин, разве он перестает от этого быть для национальным героем? Или Эдиге Кырымал, которого не так давно, совершенно справедливо, с почестями перезахорониди в Крыму, он для нас предатель?
надо брать пример с украинцев. Да Степан Бандера или Роман Шухевич в начале войны пытались использовать немцев в своих целях (как Джафер Сейдамет), но от этого они не перестают быть великими украинцами, патриотами своей земли и борцами за независимость Украины. За это я их и уважаю.
Что должен был делать внук уважаемого человека, именем которого, кстати, названа улица на одном из "самовозвратов", умершего на улице, в канаве, которого чекисты выкинули подыхать на улице, чтобы не утруждать себя уборкой-перевозкой тела? Семью, которого ограбили и оболгали, выселили из родного дома еще перед войной.
Пора уже избавиться от комплекса "вины"! Мы ничего не должны ни Советской власти, ни нынешним властям. Наш маленький народ оказался между молотом и наковальней, между двух тоталитарными, человеконенависническими режимами. Чем коммунистический Сталин лучше нацистского Гитлера? Да ничем!
Поэтому мы не имеем права осуждать людей, которые решили бороться против большевистского режима. Мы должны уважать их выбор. И принять их как героев. Так, как это делает, к слову, президент Ющенко.
2008.05.10 | Гуливер
Re: "астаховские последыши" или мрак перед годовщиной депортации
Совершенно верно! Мы в прошлом году дискутировали на эту тему.Эта тема должна исследоваться специалистами и без штампов.
Вот взять, например, материал нацистов о Крыме того периода.
Книги, изданные в Германии о Крыме в период 1941-44 гг. показывают фотографии, где изображены даже довольные крымские татары.
Но это был пропагандистский материал. И там видно, что люди позировали.
А если вять оригинальные фото , сделанные крымских городов немецкими солдатами и офицерами, то там видно , что обычные крымские татары замучены войной. Грустны и несчатливы. Но стоит взять фото с позированием, то у людей появляется улыбка. Полагаю, что их просили улыбаться перед фото.
На основании такого материала можно сделать разные выводы.
2008.05.10 | Chief
Re: "астаховские последыши" или мрак перед годовщиной депортации
Гуливер пише:> Совершенно верно! Мы в прошлом году дискутировали на эту тему.
>
>
> Эта тема должна исследоваться специалистами и без штампов.
>
> Вот взять, например, материал нацистов о Крыме того периода.
>
> Книги, изданные в Германии о Крыме в период 1941-44 гг. показывают фотографии, где изображены даже довольные крымские татары.
> Но это был пропагандистский материал. И там видно, что люди позировали.
>
> А если вять оригинальные фото , сделанные крымских городов немецкими солдатами и офицерами, то там видно , что обычные крымские татары замучены войной. Грустны и несчатливы. Но стоит взять фото с позированием, то у людей появляется улыбка. Полагаю, что их просили улыбаться перед фото.
Какое счастье может быть при оккупантах? А какое в Совдепии? Сколько людей раскулачили, уничтожили? Мужа моей бабушки уничтожили как кулака, а ее с тремя детьми отправили в Мурманск. Она оттуда сбежала и на побег решилась только потому что поняла - не выживет. Повезло - вернулась в Крым... Встретила моего деда - к тому времени вдовца - поженились. Все время дрожали - как бы больше никого не арестовали, поскольку братьев бабушки всех репрессировали. Через несколько лет война, оккупация, депортация, спецпоселения...
Во всей истории жизни этого поколения немецкая оккупация была не лучшим, но и не худшим временем.
Хватит уже нашим борзописцам из коммунистических газет писать басни про светлое совковое прошлое и травить несчастных людей да и целые народы, которым действительно очень не повезло со страной и со временем.
2008.05.10 | Гуливер
Re: "астаховские последыши" или мрак перед годовщиной депортации
Chief пише:> Хватит уже нашим борзописцам из коммунистических газет писать басни про светлое совковое прошлое и травить несчастных людей да и целые народы, которым действительно очень не повезло со страной и со временем.
Вот как их заставить?
2008.05.10 | Abdullah
Re: "астаховские последыши" или мрак перед годовщиной депортации
bismillah ir-rahman ir-rahimда наплевать на них! Чем больше мы оправдываемся, тем больше они изощряются. Нам надо, прежде всего, в себе воспитать чувство собственного достоинства и не комплексовать, что наши деды, дяди (как в моем случае) воевали против Советов. Если мы не будем обращать внимание на этих про-московских шавок, то они постепенно затихнут. А так, своими оправдываниями только подливаем масла в огонь, стимулируем их для новых и новых нападок. Положение вечно оправдывающихся заведомо проигрышное. Надо сказать: да! наши люди боролись против сталинского режима! И ничего в этом постыдного нет.
2008.05.10 | Гуливер
Re: "астаховские последыши" или мрак перед годовщиной депортации
Abdullah пише:> bismillah ir-rahman ir-rahim
> да наплевать на них! Чем больше мы оправдываемся, тем больше они изощряются. Нам надо, прежде всего, в себе воспитать чувство собственного достоинства и не комплексовать, что наши деды, дяди (как в моем случае) воевали против Советов. Если мы не будем обращать внимание на этих про-московских шавок, то они постепенно затихнут. А так, своими оправдываниями только подливаем масла в огонь, стимулируем их для новых и новых нападок. Положение вечно оправдывающихся заведомо проигрышное. Надо сказать: да! наши люди боролись против сталинского режима! И ничего в этом постыдного нет.
Оно верно, но пока еше никто не привык к оскорблениям.
А мач, правда, нужно прекратить отбивать, пора уже голы забивать самим
2008.05.10 | Chief
Re: "астаховские последыши" или мрак перед годовщиной депортации
Гуливер пише:> Chief пише:
>
> > Хватит уже нашим борзописцам из коммунистических газет писать басни про светлое совковое прошлое и травить несчастных людей да и целые народы, которым действительно очень не повезло со страной и со временем.
>
> Вот как их заставить?
Мы об этом уже не раз говорили = суд на коммунистической партией, как результат - процесс декоммунизации по аналогии с денацификацией, люстрация. Увы, не видно в Украине волевого демократического руководства и достаточно сильного гражданского общества, которое бы осуществили эти реформы. (Про Россию я, ясное дело, вообще молчу - там об этом можно позабыть по крайней мере еще лет на 50).
2008.05.10 | Гуливер
Re: "астаховские последыши" или мрак перед годовщиной депортации
Chief пише:> Мы об этом уже не раз говорили = суд на коммунистической партией, как результат - процесс декоммунизации по аналогии с денацификацией, люстрация. Увы, не видно в Украине волевого демократического руководства и достаточно сильного гражданского общества, которое бы осуществили эти реформы. (Про Россию я, ясное дело, вообще молчу - там об этом можно позабыть по крайней мере еще лет на 50).
Это Вы глобально взяли. Все правильно, но нам не дождаться.
2008.05.10 | Крымский татарин
Re: "астаховские последыши" или мрак перед годовщиной депортации
Правильно говорит Абдулла и все с ним согласны. Но вопрос, я думаю, в том, что наши противники много врут, приписывают нам то, чего не было. Я за правду и в том, что сделано, и в том, чего не произошло.А так - нам нечего оправдываться! Может быть только за тех, кто в 19 веке предавал национальные интересы ради царских милостей. Но Аллах им судья.
Крымские татары едины в своей борьбе за Родину!
2008.05.10 | Chief
Re: "астаховские последыши" или мрак перед годовщиной депортации
Гуливер пише:> Chief пише:
> > Мы об этом уже не раз говорили = суд на коммунистической партией, как результат - процесс декоммунизации по аналогии с денацификацией, люстрация. Увы, не видно в Украине волевого демократического руководства и достаточно сильного гражданского общества, которое бы осуществили эти реформы. (Про Россию я, ясное дело, вообще молчу - там об этом можно позабыть по крайней мере еще лет на 50).
>
> Это Вы глобально взяли. Все правильно, но нам не дождаться.
После того как в 1969 году историк-диссидент Андрей Амальрик написал работу "Просуществует ли Советский Союз до 1984 года", Надежда Яковлевна Мандельштам ему сказала что-то вроде: "Молодой человек, какой 1984 год - этот режим просуществует еще тысячу лет"...
Как оказалось, Амальрик почти не ошибся...
2008.05.10 | Гуливер
Re: "астаховские последыши" или мрак перед годовщиной депортации
Chief пише:> Гуливер пише:
> > Chief пише:
> > > Мы об этом уже не раз говорили = суд на коммунистической партией, как результат - процесс декоммунизации по аналогии с денацификацией, люстрация. Увы, не видно в Украине волевого демократического руководства и достаточно сильного гражданского общества, которое бы осуществили эти реформы. (Про Россию я, ясное дело, вообще молчу - там об этом можно позабыть по крайней мере еще лет на 50).
> >
> > Это Вы глобально взяли. Все правильно, но нам не дождаться.
>
> После того как в 1969 году историк-диссидент Андрей Амальрик написал работу "Просуществует ли Советский Союз до 1984 года", Надежда Яковлевна Мандельштам ему сказала что-то вроде: "Молодой человек, какой 1984 год - этот режим просуществует еще тысячу лет"...
>
> Как оказалось, Амальрик почти не ошибся...
Вот бы так неожиданно компартию осудили, где-нибудь в 2015 году.
2008.05.10 | Крымчак
Re: "астаховские последыши" или мрак перед годовщиной депортации
А это из "Гаврилевского уха"Интересующийся:
мадам Гаврилева, а вы уже прочитали книгу? там нет случайно фамилий нынешних меджлисовских деятелей и указаний, где были их отцы-деды с 1941 по 1944?
Потенциальный читатель:
А где книгу-то приобрести можно. Я б с удовольствием прочитал.
2008.05.10 | Монтекарлик
126 долярив за бочку.
Пока цена на нефть будет расти ,нам ничего не светит.Сегодня с утра она на Нью-Йоркской товарносырьевой бирже достигла уровня 126 долларов за баррель марки бренд.Некоторые эксперты прогнозируют рост до конца года до 200 долларов за баррель.Если дело пойдет таким образом то наше дело-ШВАХ!Но существуют мнения финансовых аналитиков что в скором времени события начнут развиваться с точностью -до наоборот.Цены на углеводороды могут рухнуть до планки в 60 долларов за баррель ,а может и ниже. А к тому времени закладка в России двух новых авионосцев ,каждый по цене 2 милиарда долларов пройдет точку невозврата.....Пока же БАБЛО ПРЕТ и Гаврилевы,Мальгины и Астаховы будут гавкать наперебой....2008.05.10 | Гуливер
Re: 126 долярив за бочку.
Монтекарлик пише:> Пока цена на нефть будет расти ,нам ничего не светит.Сегодня с утра она на Нью-Йоркской товарносырьевой бирже достигла уровня 126 долларов за баррель марки бренд.Некоторые эксперты прогнозируют рост до конца года до 200 долларов за баррель.Если дело пойдет таким образом то наше дело-ШВАХ!Но существуют мнения финансовых аналитиков что в скором времени события начнут развиваться с точностью -до наоборот.Цены на углеводороды могут рухнуть до планки в 60 долларов за баррель ,а может и ниже. А к тому времени закладка в России двух новых авионосцев ,каждый по цене 2 милиарда долларов пройдет точку невозврата.....Пока же БАБЛО ПРЕТ и Гаврилевы,Мальгины и Астаховы будут гавкать наперебой....
Цена так низко не упадет, там себестоимость подорожала.
Но все прекрасно понимают, что если цена вызывет глубокий мировой кризис, то конец тоже придет именно нефтянным странам, это их деньги превратятся в купоны и будет кризис у предприятий , которые они купили.
И тут уже будет не до крейсеров.
Не знаю, может с Ираном нужно повести по-иному.