МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

В 1939 году 55% населения Балаклавского района составляли татары

05/19/2008 | Wrang
Заместитель председателя СГГА Дмитрий Базив: "В 1939 году этнический состав Балаклавского района на 55 процентов был представлен крымскими татарами"

15-05-2008 17:37
18 мая в Севастополе пройдут мероприятия, посвященные Дню памяти жертв депортации. Одним из главных эпизодов станет открытие памятника «Жертвам депортации 1941-1944 годов».

В канун этих событий «Новый Севастополь» задал несколько тематических вопросов заместителю председателя городской госадминистрации Дмитрию Петровичу Базиву:

—Действительно, 18 мая будет открыт памятник депортированным народам. Ведь известно, что в 1944-м пострадали как крымские татары, так и греки, армяне, болгары, немцы. Кроме того, и до 1944 года имели место частичные депортации.

Около 15 лет депортированные народы требовали от местной власти установить такой памятник. Требование к горсовету и горадминистрации решить вопрос в течение года выдвигалось и в резолюции митинга, посвященного 63-й годовщине депортации. Председатель городской государственной администрации Сергей Куницын пообещал тогда, что памятник будет возведен. И слово свое сдержал.

— Из каких источников выделялись средства на проектирование и строительство памятника?

—Из государственного и, частично, из местного бюджета. Правда, для проведения всех работ, установки памятника, приведения в порядок территории вокруг него, этих средств не хватило. Были найдены спонсорские деньги, и, как результат, 18 мая, в 11.00 планируем торжественно открыть памятник. В мероприятии будет принимать участие председатель городской администрации, приглашен председатель горсовета, представители национально-культурных обществ, общественность города.

—Что из себя представляет памятник?

—Он очень масштабный. Это более чем 5-метровая стела. Красиво отделан гранитом. Очевидно, что до 18 мая мы не успевали произвести весь объем работ. Однако на совещании с представителями национально-культурных обществ, крымско-татарской общественностью принято решение все же открыть 18 мая памятник, а незаконченные работы произвести на протяжении двух-трех последующих недель.

—Каков в последние годы уровень финансирования для нужд депортированных?

—Как известно, два года назад была принята Государственная программа по обустройству депортированных народов, рассчитанная на 10 лет. В соответствии с этой программой предусмотрены ежегодные субвенционные средства для городского бюджета Севастополя, бюджета АРК и Херсонской области. Эта сумма колеблется в пределах 2-2,5 млн. грн. В этом году нам предусмотрено из госбюджета также более 2 млн. грн. Распорядителем преимущественной части средств является управление капитального строительства городской государственной администрации.

Кроме того, хотел бы сказать, в этом году еще 1 млн. грн. выделен на продолжение строительства многоквартирного дома для семей депортированных в 6-м микрорайоне Камышовой бухты. Частично деньги идут на обустройство села Орлиное, бывшее село Байдары. Байдарская долина, как известно, место компактного проживания в первую очередь представителей крымско-татарского народа. Традиционно часть средств идет в Нахимовский район, где также есть места компактного проживания крымских татар.

На что именно идут средства? В первую очередь—на обустройство дорог, электрификацию и водоснабжение. Но на самом деле эти средства из госбюджета „работают” не только, так сказать, по национальному признаку, ведь теми же дорогами пользуются все жители населенных пунктов.

—Сколько квартир в прошлом году получили депортированные семьи?

—Прорыв в данном вопросе мы ожидаем через год, когда завершим строительство многоквартирного дома. Дело в том, что в прошлом году приоритет в государственной помощи был несколько иной. Мы получали около 100 тысяч гривен на помощь в застройке. То есть, из госбюджета оказывалась помощь тем людям, кто получал земельные участки и начинал строительство жилья самостоятельно. Теперь акцент сместился в сторону строительства именно многоквартирных домов. Потому что, когда мы все же аккумулируем средства, «жилищный» эффект от этого выше. Например, в прошлом году из выделенных денег на строительство жилья около 18 семей получили такую помощь, около 6 тысяч на семью. Но что такое 6 тысяч? Это мало.

Кстати, мы дополнительно запросили у Госкомитета по делам национальностей и религий еще 1,5 млн. грн. Надеемся, что при внесении изменений в Закон о бюджете на 2008 год наши предложения будут поддержаны, за счет дополнительных средств мы сможем ускорить строительство многоквартирного дома.

—Имеются ли в Севастопольском регионе какие-то проблемы с обучением детей депортированных народов?

—Этому вопросу постоянно уделяет внимание наше управление образования и науки. При Институте последипломного образования и городском гуманитарном университете есть методисты, которые трудятся над разработкой сориентированных на севастопольскую специфику учебных программ. Рассматривался даже вопрос относительно перевода на крымско-татарский язык обучения одной из средних школ Севастопольской зоны. Вместе с тем, пока что имеется дефицит специалистов, которые могли бы преподавать те или иные предметы. Скажем, нет проблем с педагогами, которые могли бы преподавать крымско-татарский язык и литературу, а вот что касается специальных дисциплин, то тут все гораздо сложнее.

—Сколько сегодня крымских татар проживает в Севастопольском регионе?

—Около 5 тысяч человек, а это намного меньше, нежели по переписи населения 1939 года. Кстати, по этому поводу порой возникают не очень корректные дискуссии. Мол, почему крымские татары так активно едут в Севастополь, их же здесь не было!? На самом деле, если мы посмотрим на цифры и факты, то увидим, что по состоянию на 1939 год этнический состав Балаклавского района на 55 процентов был представлен крымскими татарами. Алуштинский район—а был и такой—на 65 процентов. Поэтому подобные спекуляции—от незнания. И я думаю, что в этом есть и наша серьезная недоработка, когда многие просто не знают и не понимают, что люди возвращаются на свою родину, другой у них нет. Поэтому государство обязано оказать им определенную помощь.

—Какие именно и на какие цели были выделены средства из местного бюджета?

—В первую очередь, на обустройство дорог, обеспечение водой, электрификацию в районе Орлиного. Около 200 тысяч было предусмотрено на строительство памятника жертвам депортации. Кстати, то, что частично памятник построен на средства местного бюджета, это, на мой взгляд, серьезный шаг в направлении дальнейшего утверждения национального согласия в регионе.

—Существуют ли какие-то проблемы в трудоустройстве крымских татар?

—Определенные проблемы существуют, но я думаю, что трудоустройство —это как раз тот аспект, который не имеет национального характера. Вы знаете, что Севастополь является регионом, где самый низкий уровень безработицы в Украине. И когда мы говорим о проблеме трудоустройства, то это проблема в первую очередь жителей сельской зоны. А поскольку депортированные преимущественно проживают именно в сельской зоне, то это проблема занятости сельского населения в целом. Много людей находит работу в Севастополе, и могло бы работать здесь еще большее количество жителей села. Но тут надо решать проблему транспортного сообщения. Так что, вопрос трудоустройства не стоит очень остро, и это, кстати, результат успешной работы севастопольской экономики в последние 5-6 лет.

Вопросы задавал Олег Леонтиевский,
специально для «Нового Севастополя»
Источник: Новый Севастополь

http://www.new-sebastopol.com/comment/p_1_at774_id752/


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".