Айше апте в "ЗН" ! Супер!
05/20/2008 | Филолог
Айше Сеитмуратова
Наша земля
Автор: Микола ВЕРЕСЕНЬ
Такие люди появляются очень редко, но всегда очень вовремя. Когда нации становится невмоготу, когда кажется, что язык нации, культура нации, территория нации растворится без остатков в других языках и народах, появляются такие люди.
Французы считают, что у них именно так появилась Жанна Д’Арк.
Русские, что так же внезапно и как бы ни от куда появились Минин и Пожарский.
Историки других народов назовут вам другие имена. Но все равно их немного. Я очень поверхностно знаю историю крымскотатарского народа, но мне кажется, XX и XXI столетия дали этому народу такого человека — это Айше Сеитмуратова.
Вот ее очень короткая биография: рождение, депортация, ссылки, учеба, борьба, аресты, тюрьмы, борьба, эмиграция, репатриация. Среди друзей — академик Сахаров, генерал Григоренко. Если говорить пафосно, Айше Сеитмуратова — совесть крымскотатарского народа. Но сама она никогда не говорит пафосно. Она всегда говорит: «Я просто дала слово нашим старикам». Она, теперь уже сама немолодая женщина, дала слово, что крымские татары вернутся на свою землю и что крымские татары будут счастливы в справедливом мире. Первую часть обещания она уже выполнила. Вторую пока нет. Но справедливости ради следует подчеркнуть, что вторая часть зависит не только от нее.
— Скажите, пожалуйста, а как уважаемых женщин уважительно называют крымские татары?
— Ханум. Но меня называют Айше-апте.
— А какая разница?
— Ханум — это мадам, мисс, или, как у вас говорят, пани. Апте — это ближе, более по-родственному.
— Ну хорошо, до апте я еще не дорос, поэтому Айше-ханум. Если бы вас сейчас спросили, какие, с вашей точки зрения, самые большие проблемы стоят перед крымскотатарским народом, что бы вы ответили?
— Это возрождение языка. Нация без языка — не нация. Даже в изгнании крымские татары могут оставаться собой, только если сохраняется крымскотатарский язык. В принципе нация определяется по языку, по культуре и по территории. Так вот первое — сохранение языка. Второе — земельный вопрос. И третье, хотя по сути первое, — это государственность.
— То есть вы утверждаете, что существует реальная угроза потери крымскотатарского языка?
— Да, это уже угроза. С 1944 года наш язык прирос к гортани. На крымскотатарском — ни одной буквы не было. Даже с помощью кириллицы, на которую нас перевели при СССР. Ни школ, ни газет, ни книг.
— Но были и остаются носители языка.
— Носители в основном — старое поколение, которое постепенно уходит. Я сохранила родной язык благодаря моей маме. Но писать достаточно грамотно на нем я не могу, потому что училась в русской школе. Кто-то учился в узбекской, кто-то в азербайджанской. В Украине учились на украинском. Короче, если язык исчезнет — исчезнет и нация.
— Если говорить о том, что вы поставили на второе и третье места — государственность и земельный вопрос, то вот что я думаю: в частных разговорах с вашими лидерами я всегда утверждал: не может быть такого, чтобы крымские татары не желали бы получить государственность в полном объеме. Но ваши соплеменники, в частности Рефат Чубаров, всегда подчеркивали, что крымские татары существуют и будут существовать в составе Украины. С другой стороны, нет ни одного народа в мире, который не хотел бы иметь свою валюту, армию, границу и быть абсолютно суверенным. Вам не кажется, что кто-то лукавит?
— Нет. Мы не лукавим. Я вам открыто, как понимаю, так честно и говорю. Мы не можем сейчас существовать самостоятельно, даже если кто-то нам даст отдельную государственность. Более того, для того чтобы нас вообще не ликвидировали, нам лучше быть в дружбе и составе крупного государства. В данном случае — это государство Украина. Наша история связана с покон веков с украинцами, мы всегда были соседями. Московского государства не было еще и в помине, не говоря уже о Российской империи. А Украина была, Киевская Русь, были крымские ханы. Не Гиреи, а половецкие ханы. А половцы, или кыпчаки — это предки крымских татар. Мы — Дешт-и-Кыпчак, если историю знаете. Была такая империя, то есть объединение тюркских народов. Дешт-и-Кыпчак нас называли арабские источники. И сейчас на Востоке нас так называют. В славянских источниках мы половцы. А на Западе известны как куманы. Почему? Потому что в туалетах у нас были кувшины для гигиены. «Куман» — это и есть «кувшин» по-русски. И наконец, нас назвали татарами. Мы имели свою государственность. Тогда, когда Москва ее еще не имела.
— То есть вы хотите убедить меня, что не желаете независимости Крыма?
— Нашему народу действительно выгодно именно такое положение вещей.
— Сейчас выгодно, но лет через сто или сто пятьдесят такая цель может возникнуть?
— Неизвестно, возникнет или не возникнет. Все зависит от Украины. Если Украина будет самостоятельна, сохранит свою независимость и поднимет уровень жизни своих граждан, то никакой опасности от крымских татар не будет. Мы же веками существовали рядом, вместе боролись с монгольским нашествием. Конечно, всякое бывает с соседями, даже в семье муж и жена ругаются и дети порой дерутся. И между нашими народами такое бывало. Но история показывает, что очень часто, когда Украине было плохо, половцы, или крымские татары, шли ее защищать. Почти все ваши великие князья были женаты на половчанках.
— Наверное, у украинцев всегда был очень хороший вкус. Но если мы с вами заговорили о кремлевском факторе, то, может быть, есть смысл в таком вопросе. Мы видим, что сейчас весьма значительна активность различных российских организаций в Крыму. Среди крымских татар есть люди, которые полагают, что неплохо бы заручиться политической и финансовой поддержкой Российской федерации. Россия влиятельнее Украины, и у нее много нефти и газа.
— Дружба в стратегическом понимании своей судьбы не изменяется деньгами или нефтью. Мы долго дружили с Россией. Иван III завещал своему сыну не воевать со своим южным соседом. Мы построили им Кремль в Москве в конце XV века. А откуда там Крымский мост, Старогиреев, Новогиреево? Арбат — это «арба» и «ат». Там лошади («ат») и арба. То есть брички были. Но сколько мы, как и украинцы, натерпелись от Российской империи! Не мы отрицали Россию. Россия начала нас отрицать, начиная с 1783 года, нарушив Кучук-Кайнарджийский мирный договор, по которому крымский хан признавался независимым государем. Договор заключили, и через десять лет Крым захватила Екатерина. Что они с нами потом делали! Даже Максимилиан Волошин писал в стихах, как был вытоптан мусульманский рай. Все крымские татары, ну может 99 процентов, не захотят быть в составе России снова. Мы помним сожженные архивы, разрушенные мечети, уничтоженные кладбища. Мы помним, как запретили светские крымскотатарские школы.
— Если перейти к современности, мне кажется, очень важен вопрос, кто возглавит, я имею в виду политически, крымскотатарский народ. Мустафа Джемилев сказал, что уходит. Его временно упросили остаться. И пока непонятно, кто его заменит. И будет ли его преемник таким же авторитетным человеком и таким же сдерживающим фактором среди, может быть, довольно горячих голов, которые есть у любой нации.
— Я на этом курултае была и захотела выяснить, действительно ли Мустафа решил уходить. Позвонила ему по телефону и сказала: «Выйди за сцену, хочу поговорить с тобой».
— Кстати, сколько человек среди крымскотатарского народа на «ты» с Джемилевым?
— Не знаю. Я с ним на «ты», потому что всю жизнь, когда он сидел, боролась за его свободу. Я вышла за сцену и говорю: «Ты серьезно?». Он ответил: «Абсолютно серьезно. Потому что, во-первых, я не могу быть одновременно и в Крыму, и в парламенте Украины. А во-вторых, здоровье у меня уже не то». Я тут же вышла на сцену, подошла к трибуне и заявила: «Я поддерживаю решение Мустафы. Пусть он поживет для себя».
— Что же будет дальше, кто станет лидером крымских татар?
— Ох, как же мы привыкли переживать. Что же будет без Сталина, что же будет без Брежнева… Я так отвечу: не оскорбляйте свою нацию. Умерла Айше, умер Мустафа, умер третий, четвертый лидер, но народ не пропадет. Главный вопрос сейчас — это российская дестабилизация крымских обстоятельств. Это российские спецслужбы.
— В Крыму не существует украинского фактора?
— Украинский фактор здесь, в Киеве. Давно надо президенту и парламенту подумать, что существует нация, которая вернулась на свою историческую родину, и необходимо как можно быстрее решать ее проблемы. Чем быстрее примут законодательные акты в отношении не только крымских татар, но и всех депортированных народов, тем быстрее возродится Крым, тем меньше будет угроз стабильности. Это должно быть решено в Киеве. А крымские местные власти, руководимые и зависимые, ездящие на собеседование в Москву, попустительствуют дестабилизации. Разрушение наших кладбищ — это не просто варварство, это еще и провокация.
— Что бы вы сделали на месте президента Ющенко? Ему, естественно, не хочется ссориться с Москвой. А по вашей версии, уши растут именно оттуда. У президента кроме украинского или татарского фактора есть еще и российский кремлевский фактор. И любое движение Киева, которое хоть в малой степени может быть воспринято как движение против российских интересов, получит незамедлительную и негативную реакцию Кремля.
— Послушайте, мы не против русского народа движемся. У нас были защитники и русские, и украинцы. Так что мы не говорим о русском народе, мы не говорим о нациях. Мы говорим о руководителях и государственном аппарате. Российский государственный аппарат все время занимается собиранием русских земель. А где эти русские земли? Захваченные земли других народов называют русскими, начиная с Астрахани и Казани. А Сибирь? Кто, кроме России, агрессию Ермака называет походами? Или покорение Кавказа? Это вершины гор покоряют, а Кавказ грубо захватили.
— И все-таки, что бы вы сделали на месте президента Ющенко?
— Я бы не хотела быть на его месте. Но раз он захотел быть президентом, то должен быть очень дальновидным, очень трезвым и не исходить из интересов Москвы. Если украинцы признают свою борьбу за независимость и право на нее, должны признать и нашу борьбу. Почему Ющенко ни разу не подумал о том, что вернулся народ, который 60 лет был в ссылке. Ведь он президент и крымских татар. И мы тоже его избирали. Если Украина позволит уничтожить нас, завтра и ее не лучшая участь ждет. Сегодня наши кладбища сносят. Мы стараемся проглотить эту боль…
— С вашей точки зрения, это не обычное хулиганство, а политическое хулиганство?
— Конечно политическое. И это всегда делается именно в тот момент, когда Украина показывает свое «я». Не получилось избрать регионалов, начинают сносить наши кладбища. Недавно Украина попыталась получить свое место в НАТО, Ющенко едет в Бухарест — опять то же самое. Из-за того, что Москва не может справиться с Ющенко, они на нас отыгрываются и хотят на этой почве создать взрывоопасную ситуацию в Украине.
— По-вашему, у крымских татар хватит выдержки? Или могут найтись люди, которые пойдут на экстремистские действия?
— Нет, мы будем сдержанны. Но мы знаем нравы провокаторов и понимаем, что те же политики могут дать тем же исполнителям задание громить православные кладбища, чтобы сеять рознь. Что им стоит снести несколько славянских могил и кричать, будто это сделали крымские татары? Эти погромщики приходят целыми отрядами. В конце концов, Ющенко президент, и на нем лежит ответственность по защите граждан Украины. А крымские татары — это граждане Украины.
— Если посмотреть на судьбу Крымского полуострова и на вашу собственную судьбу и историю вашей жизни, то вы скорее оптимистка или пессимистка?
— Я оптимистка. При СССР, при КГБ и даже в эмиграции мне говорили: «Вам Крыма не видать как своих ушей». Это было в 60-е, 70-е и 80-е годы. Но когда в 90-е я приехала на 18 мая, то есть на годовщину депортации, в Крым, вышла перед коммунистами, подошла к их лидеру Леониду Грачу и сказала: «Леонид Иванович, никогда не говорите «нет», потому что мне говорили, что не видеть мне Крыма. А вот она я в Крыму. Я потому оптимистка, что мы боремся за справедливость.
— Внутри самого крымскотатарского народа, с вашей точки зрения, нет никаких проблем?
— На курултае мне не понравилось, как вели себя некоторые молодые ребята, которые никогда не боролись и не видели нужды. Сегодня все они бизнесмены. И вот из-за выдвижения кандидатур в меджлис прямо какой-то базар разразился. Я была просто шокирована. Прямо из зала на сцену прыгнула, взяла микрофон и сказала: «Вы превращаете национальный курултай в торговый дом. Здесь не торговаться за места в меджлисе надо, а о народе своем думать». Нам нужны молодые силы, и я всегда обращаюсь к молодежи, чтобы сдерживали себя и не поддавались на провокации. Самое страшное для нашего народа сейчас — это провокация.
— Меня не поймут, если я не задам вопрос о самозахватах, в которых часто обвиняют крымских татар.
— Я всегда употребляю слово «самовозврат», а не «самозахват». Мы ничью землю не захватываем. Это вы захватили нашу землю, наши сады, наши дома и даже детские пеленки, которые мы оставили в 1944-м. У меня есть заявления крымских татар, которые 10—15 лет просят по шесть соток. А посмотрите, сколько гектаров раздали людям, приехавшим из Москвы. Не имея ни прописки, ни вида на жительство, они получают землю и в Севастополе, и на южном берегу. Ботанический сад, эту реликвию, распродали. Из Киева приезжают начальники и тоже землю скупают, а крымские татары десятилетиями просят и ничего не имеют. Почему они должны жить в подвалах и землянках? Вот недавно представители ОБСЕ были в Крыму и заявили о готовности помогать и дальше крымским татарам и другим депортированным. А спикер крымский Гриценко додумался спросить, почему только для них, дескать, у нас в Крыму 130 национальностей. Простите, что, все 130 национальностей были насильно высланы? Почему тем, кто живет в отобранных у нас домах, ОБСЕ и ООН еще помогать должны? Помогать надо тем, кто был беженцем, переселенцем или депортированным. Нам нужна земля, потому что это наша земля, наших отцов. Наши деды и прадеды обрабатывали ее потом и кровью.
http://www.zn.ua/3000/3760/62923/
Наша земля
Автор: Микола ВЕРЕСЕНЬ
Такие люди появляются очень редко, но всегда очень вовремя. Когда нации становится невмоготу, когда кажется, что язык нации, культура нации, территория нации растворится без остатков в других языках и народах, появляются такие люди.
Французы считают, что у них именно так появилась Жанна Д’Арк.
Русские, что так же внезапно и как бы ни от куда появились Минин и Пожарский.
Историки других народов назовут вам другие имена. Но все равно их немного. Я очень поверхностно знаю историю крымскотатарского народа, но мне кажется, XX и XXI столетия дали этому народу такого человека — это Айше Сеитмуратова.
Вот ее очень короткая биография: рождение, депортация, ссылки, учеба, борьба, аресты, тюрьмы, борьба, эмиграция, репатриация. Среди друзей — академик Сахаров, генерал Григоренко. Если говорить пафосно, Айше Сеитмуратова — совесть крымскотатарского народа. Но сама она никогда не говорит пафосно. Она всегда говорит: «Я просто дала слово нашим старикам». Она, теперь уже сама немолодая женщина, дала слово, что крымские татары вернутся на свою землю и что крымские татары будут счастливы в справедливом мире. Первую часть обещания она уже выполнила. Вторую пока нет. Но справедливости ради следует подчеркнуть, что вторая часть зависит не только от нее.
— Скажите, пожалуйста, а как уважаемых женщин уважительно называют крымские татары?
— Ханум. Но меня называют Айше-апте.
— А какая разница?
— Ханум — это мадам, мисс, или, как у вас говорят, пани. Апте — это ближе, более по-родственному.
— Ну хорошо, до апте я еще не дорос, поэтому Айше-ханум. Если бы вас сейчас спросили, какие, с вашей точки зрения, самые большие проблемы стоят перед крымскотатарским народом, что бы вы ответили?
— Это возрождение языка. Нация без языка — не нация. Даже в изгнании крымские татары могут оставаться собой, только если сохраняется крымскотатарский язык. В принципе нация определяется по языку, по культуре и по территории. Так вот первое — сохранение языка. Второе — земельный вопрос. И третье, хотя по сути первое, — это государственность.
— То есть вы утверждаете, что существует реальная угроза потери крымскотатарского языка?
— Да, это уже угроза. С 1944 года наш язык прирос к гортани. На крымскотатарском — ни одной буквы не было. Даже с помощью кириллицы, на которую нас перевели при СССР. Ни школ, ни газет, ни книг.
— Но были и остаются носители языка.
— Носители в основном — старое поколение, которое постепенно уходит. Я сохранила родной язык благодаря моей маме. Но писать достаточно грамотно на нем я не могу, потому что училась в русской школе. Кто-то учился в узбекской, кто-то в азербайджанской. В Украине учились на украинском. Короче, если язык исчезнет — исчезнет и нация.
— Если говорить о том, что вы поставили на второе и третье места — государственность и земельный вопрос, то вот что я думаю: в частных разговорах с вашими лидерами я всегда утверждал: не может быть такого, чтобы крымские татары не желали бы получить государственность в полном объеме. Но ваши соплеменники, в частности Рефат Чубаров, всегда подчеркивали, что крымские татары существуют и будут существовать в составе Украины. С другой стороны, нет ни одного народа в мире, который не хотел бы иметь свою валюту, армию, границу и быть абсолютно суверенным. Вам не кажется, что кто-то лукавит?
— Нет. Мы не лукавим. Я вам открыто, как понимаю, так честно и говорю. Мы не можем сейчас существовать самостоятельно, даже если кто-то нам даст отдельную государственность. Более того, для того чтобы нас вообще не ликвидировали, нам лучше быть в дружбе и составе крупного государства. В данном случае — это государство Украина. Наша история связана с покон веков с украинцами, мы всегда были соседями. Московского государства не было еще и в помине, не говоря уже о Российской империи. А Украина была, Киевская Русь, были крымские ханы. Не Гиреи, а половецкие ханы. А половцы, или кыпчаки — это предки крымских татар. Мы — Дешт-и-Кыпчак, если историю знаете. Была такая империя, то есть объединение тюркских народов. Дешт-и-Кыпчак нас называли арабские источники. И сейчас на Востоке нас так называют. В славянских источниках мы половцы. А на Западе известны как куманы. Почему? Потому что в туалетах у нас были кувшины для гигиены. «Куман» — это и есть «кувшин» по-русски. И наконец, нас назвали татарами. Мы имели свою государственность. Тогда, когда Москва ее еще не имела.
— То есть вы хотите убедить меня, что не желаете независимости Крыма?
— Нашему народу действительно выгодно именно такое положение вещей.
— Сейчас выгодно, но лет через сто или сто пятьдесят такая цель может возникнуть?
— Неизвестно, возникнет или не возникнет. Все зависит от Украины. Если Украина будет самостоятельна, сохранит свою независимость и поднимет уровень жизни своих граждан, то никакой опасности от крымских татар не будет. Мы же веками существовали рядом, вместе боролись с монгольским нашествием. Конечно, всякое бывает с соседями, даже в семье муж и жена ругаются и дети порой дерутся. И между нашими народами такое бывало. Но история показывает, что очень часто, когда Украине было плохо, половцы, или крымские татары, шли ее защищать. Почти все ваши великие князья были женаты на половчанках.
— Наверное, у украинцев всегда был очень хороший вкус. Но если мы с вами заговорили о кремлевском факторе, то, может быть, есть смысл в таком вопросе. Мы видим, что сейчас весьма значительна активность различных российских организаций в Крыму. Среди крымских татар есть люди, которые полагают, что неплохо бы заручиться политической и финансовой поддержкой Российской федерации. Россия влиятельнее Украины, и у нее много нефти и газа.
— Дружба в стратегическом понимании своей судьбы не изменяется деньгами или нефтью. Мы долго дружили с Россией. Иван III завещал своему сыну не воевать со своим южным соседом. Мы построили им Кремль в Москве в конце XV века. А откуда там Крымский мост, Старогиреев, Новогиреево? Арбат — это «арба» и «ат». Там лошади («ат») и арба. То есть брички были. Но сколько мы, как и украинцы, натерпелись от Российской империи! Не мы отрицали Россию. Россия начала нас отрицать, начиная с 1783 года, нарушив Кучук-Кайнарджийский мирный договор, по которому крымский хан признавался независимым государем. Договор заключили, и через десять лет Крым захватила Екатерина. Что они с нами потом делали! Даже Максимилиан Волошин писал в стихах, как был вытоптан мусульманский рай. Все крымские татары, ну может 99 процентов, не захотят быть в составе России снова. Мы помним сожженные архивы, разрушенные мечети, уничтоженные кладбища. Мы помним, как запретили светские крымскотатарские школы.
— Если перейти к современности, мне кажется, очень важен вопрос, кто возглавит, я имею в виду политически, крымскотатарский народ. Мустафа Джемилев сказал, что уходит. Его временно упросили остаться. И пока непонятно, кто его заменит. И будет ли его преемник таким же авторитетным человеком и таким же сдерживающим фактором среди, может быть, довольно горячих голов, которые есть у любой нации.
— Я на этом курултае была и захотела выяснить, действительно ли Мустафа решил уходить. Позвонила ему по телефону и сказала: «Выйди за сцену, хочу поговорить с тобой».
— Кстати, сколько человек среди крымскотатарского народа на «ты» с Джемилевым?
— Не знаю. Я с ним на «ты», потому что всю жизнь, когда он сидел, боролась за его свободу. Я вышла за сцену и говорю: «Ты серьезно?». Он ответил: «Абсолютно серьезно. Потому что, во-первых, я не могу быть одновременно и в Крыму, и в парламенте Украины. А во-вторых, здоровье у меня уже не то». Я тут же вышла на сцену, подошла к трибуне и заявила: «Я поддерживаю решение Мустафы. Пусть он поживет для себя».
— Что же будет дальше, кто станет лидером крымских татар?
— Ох, как же мы привыкли переживать. Что же будет без Сталина, что же будет без Брежнева… Я так отвечу: не оскорбляйте свою нацию. Умерла Айше, умер Мустафа, умер третий, четвертый лидер, но народ не пропадет. Главный вопрос сейчас — это российская дестабилизация крымских обстоятельств. Это российские спецслужбы.
— В Крыму не существует украинского фактора?
— Украинский фактор здесь, в Киеве. Давно надо президенту и парламенту подумать, что существует нация, которая вернулась на свою историческую родину, и необходимо как можно быстрее решать ее проблемы. Чем быстрее примут законодательные акты в отношении не только крымских татар, но и всех депортированных народов, тем быстрее возродится Крым, тем меньше будет угроз стабильности. Это должно быть решено в Киеве. А крымские местные власти, руководимые и зависимые, ездящие на собеседование в Москву, попустительствуют дестабилизации. Разрушение наших кладбищ — это не просто варварство, это еще и провокация.
— Что бы вы сделали на месте президента Ющенко? Ему, естественно, не хочется ссориться с Москвой. А по вашей версии, уши растут именно оттуда. У президента кроме украинского или татарского фактора есть еще и российский кремлевский фактор. И любое движение Киева, которое хоть в малой степени может быть воспринято как движение против российских интересов, получит незамедлительную и негативную реакцию Кремля.
— Послушайте, мы не против русского народа движемся. У нас были защитники и русские, и украинцы. Так что мы не говорим о русском народе, мы не говорим о нациях. Мы говорим о руководителях и государственном аппарате. Российский государственный аппарат все время занимается собиранием русских земель. А где эти русские земли? Захваченные земли других народов называют русскими, начиная с Астрахани и Казани. А Сибирь? Кто, кроме России, агрессию Ермака называет походами? Или покорение Кавказа? Это вершины гор покоряют, а Кавказ грубо захватили.
— И все-таки, что бы вы сделали на месте президента Ющенко?
— Я бы не хотела быть на его месте. Но раз он захотел быть президентом, то должен быть очень дальновидным, очень трезвым и не исходить из интересов Москвы. Если украинцы признают свою борьбу за независимость и право на нее, должны признать и нашу борьбу. Почему Ющенко ни разу не подумал о том, что вернулся народ, который 60 лет был в ссылке. Ведь он президент и крымских татар. И мы тоже его избирали. Если Украина позволит уничтожить нас, завтра и ее не лучшая участь ждет. Сегодня наши кладбища сносят. Мы стараемся проглотить эту боль…
— С вашей точки зрения, это не обычное хулиганство, а политическое хулиганство?
— Конечно политическое. И это всегда делается именно в тот момент, когда Украина показывает свое «я». Не получилось избрать регионалов, начинают сносить наши кладбища. Недавно Украина попыталась получить свое место в НАТО, Ющенко едет в Бухарест — опять то же самое. Из-за того, что Москва не может справиться с Ющенко, они на нас отыгрываются и хотят на этой почве создать взрывоопасную ситуацию в Украине.
— По-вашему, у крымских татар хватит выдержки? Или могут найтись люди, которые пойдут на экстремистские действия?
— Нет, мы будем сдержанны. Но мы знаем нравы провокаторов и понимаем, что те же политики могут дать тем же исполнителям задание громить православные кладбища, чтобы сеять рознь. Что им стоит снести несколько славянских могил и кричать, будто это сделали крымские татары? Эти погромщики приходят целыми отрядами. В конце концов, Ющенко президент, и на нем лежит ответственность по защите граждан Украины. А крымские татары — это граждане Украины.
— Если посмотреть на судьбу Крымского полуострова и на вашу собственную судьбу и историю вашей жизни, то вы скорее оптимистка или пессимистка?
— Я оптимистка. При СССР, при КГБ и даже в эмиграции мне говорили: «Вам Крыма не видать как своих ушей». Это было в 60-е, 70-е и 80-е годы. Но когда в 90-е я приехала на 18 мая, то есть на годовщину депортации, в Крым, вышла перед коммунистами, подошла к их лидеру Леониду Грачу и сказала: «Леонид Иванович, никогда не говорите «нет», потому что мне говорили, что не видеть мне Крыма. А вот она я в Крыму. Я потому оптимистка, что мы боремся за справедливость.
— Внутри самого крымскотатарского народа, с вашей точки зрения, нет никаких проблем?
— На курултае мне не понравилось, как вели себя некоторые молодые ребята, которые никогда не боролись и не видели нужды. Сегодня все они бизнесмены. И вот из-за выдвижения кандидатур в меджлис прямо какой-то базар разразился. Я была просто шокирована. Прямо из зала на сцену прыгнула, взяла микрофон и сказала: «Вы превращаете национальный курултай в торговый дом. Здесь не торговаться за места в меджлисе надо, а о народе своем думать». Нам нужны молодые силы, и я всегда обращаюсь к молодежи, чтобы сдерживали себя и не поддавались на провокации. Самое страшное для нашего народа сейчас — это провокация.
— Меня не поймут, если я не задам вопрос о самозахватах, в которых часто обвиняют крымских татар.
— Я всегда употребляю слово «самовозврат», а не «самозахват». Мы ничью землю не захватываем. Это вы захватили нашу землю, наши сады, наши дома и даже детские пеленки, которые мы оставили в 1944-м. У меня есть заявления крымских татар, которые 10—15 лет просят по шесть соток. А посмотрите, сколько гектаров раздали людям, приехавшим из Москвы. Не имея ни прописки, ни вида на жительство, они получают землю и в Севастополе, и на южном берегу. Ботанический сад, эту реликвию, распродали. Из Киева приезжают начальники и тоже землю скупают, а крымские татары десятилетиями просят и ничего не имеют. Почему они должны жить в подвалах и землянках? Вот недавно представители ОБСЕ были в Крыму и заявили о готовности помогать и дальше крымским татарам и другим депортированным. А спикер крымский Гриценко додумался спросить, почему только для них, дескать, у нас в Крыму 130 национальностей. Простите, что, все 130 национальностей были насильно высланы? Почему тем, кто живет в отобранных у нас домах, ОБСЕ и ООН еще помогать должны? Помогать надо тем, кто был беженцем, переселенцем или депортированным. Нам нужна земля, потому что это наша земля, наших отцов. Наши деды и прадеды обрабатывали ее потом и кровью.
http://www.zn.ua/3000/3760/62923/
Відповіді
2008.05.20 | Математик
Re: Айше апте в "ЗН" ! Супер!
Вот именно! И, обратите внимание, это прямая речь. а не заготовка на шпаргалке.При всей значимости дела, которым сейчас занимается Айше-ханум (дом престарелых), она должна выйти на политическую арену. Кто со мной согласен, что потенциал Айше Сеймуратовой не используется в полной мере?
2008.05.20 | Tatarchuk
Re: Айше апте в "ЗН" ! Супер!
Математик пише:> Вот именно! И, обратите внимание, это прямая речь. а не заготовка на шпаргалке.
> При всей значимости дела, которым сейчас занимается Айше-ханум (дом престарелых), она должна выйти на политическую арену. Кто со мной согласен, что потенциал Айше Сеймуратовой не используется в полной мере?
Я согласен
2008.05.20 | Chıef
Re: Айше апте в "ЗН" ! Супер!
Математик пише:> Вот именно! И, обратите внимание, это прямая речь. а не заготовка на шпаргалке.
> При всей значимости дела, которым сейчас занимается Айше-ханум (дом престарелых), она должна выйти на политическую арену. Кто со мной согласен, что потенциал Айше Сеймуратовой не используется в полной мере?
Это сомнению не подлежит
2008.05.20 | Филолог
Re: Айше апте в "ЗН" ! Супер!
Chıef пише:> Это сомнению не подлежит
ДаЙошь Айше апте в Меджлис!
Может даже председателем!!!!!!
2008.05.20 | Крымец
Re: Айше апте в "ЗН" ! Супер!
". А на Западе известны как куманы. Почему? Потому что в туалетах у нас были кувшины для гигиены. «Куман» — это и есть «кувшин» по-русски. "Несколько смутил этот пассаж.
Откуда такая версия?
2008.05.20 | Математик
Re: Айше апте в "ЗН" ! Супер!
Ну, это у нас поветрие такое, очень вредное, кстати. Верхом такой "домашней этимологии" является заявление, что "Херсонес" происходит от "Эр сене" - то есть "каждый год". Наши СМИ должны противостоять такому ... поветрию.Айше-ханум мы простим это увлечение, ибо не она начала такую "науку".
2008.05.20 | Математик
Re: Айше апте в "ЗН" ! Супер!
Пышным цветом цветет идиотическая этимология в России среди "патриотов". Например, от этруссков производят русских!Гуливер, а как с токого рода этимологией обстоит дело во Франции?
2008.05.20 | Гуливер
Re: Айше апте в "ЗН" ! Супер!
Математик пише:> Пышным цветом цветет идиотическая этимология в России среди "патриотов". Например, от этруссков производят русских!
> Гуливер, а как с токого рода этимологией обстоит дело во Франции?
Я не слежу за такими событиями.
Но так не попадалось на глаза.
Наука здесь глубоко копает и любители их догнать не могут.
А у простых граждан, насколько я заметил, особого интереса эта тема не вызыает.
Французы не имеют тех болезней, что имеются, например, в Росиии.
Свою историю они знают, и не болеют доказать, что все мире было французским
Хотя, все может быть, но я не замечал.
2008.05.20 | Маклай
Re: Айше апте в "ЗН" ! Супер!
Математик пише:> Ну, это у нас поветрие такое, очень вредное, кстати. Верхом такой "домашней этимологии" является заявление, что "Херсонес" происходит от "Эр сене" - то есть "каждый год". Наши СМИ должны противостоять такому ... поветрию.
Аж щажжэ, противостанут.
Только недавно вон беседа про книжку Джеляла Челебиева была с такими же вот "хер сенесами"... И ничего: поговорили-поговорили, и все. А потом книжка премию получит, и будут всякие уважаемые люди в ней справляться, откуда какое слово. И авторские глупости повторять.
А статья А. Сеитмуратовой действительно хороша.
2008.05.20 | мансур
Re: Айше апте в "ЗН" ! Супер!
Крымские татары - это прежде всего крымские татары, а не "граждане Украины". Какими будут крымские татары в ближайшее время, это зависит прежде всего от крымских татар, а не от того, "какой будет Украина". Лично мне , что -то совсем не понравился бред лауреата ордена-креста им.Ярослава Мудрого, некгда деятеля Национального движения А.Сеитмуратовой.2008.05.20 | Филолог
Re: Айше апте в "ЗН" ! Супер!
мансур пише:> некгда деятеля Национального движения А.Сеитмуратовой.
Я практически никогда не ругаюсь (все-таки филолог ), но тут не удержусь: "мансур" - ты ЗАСРАНЕЦ!!
2008.05.20 | Tatarchuk
один в один
мансур пише:> Лично мне , что -то совсем не понравился бред лауреата ордена-креста им.Ярослава Мудрого, некгда деятеля Национального движения А.Сеитмуратовой.
18 мая на ЖД вокзале стоял Надир Бекиров в окружении 30 человек и объяснял им на русском языке (а на каком же еще такие мероприятия проводятся?) что Рефат Чубаров носит крест Ярослава Мудрого, а значит он крестоносец а вы знаете что крестоносцы с мусульманами делали етц.
Ваш допис очень напомнил мне эту речь.
ПС. Вы обладаете карандашиком который вчеркивает и вычеркивает деятелей национального движения в бывшие и действующие? Если да то назовите нам кого вы туда вписали вместо.
2008.05.20 | Математик
Re: один в один
Филолог пишет: ""мансур" - ты ЗАСРАНЕЦ!!". Надо было добавить в рифму: "и ЗАСЛАНЕЦ".2008.05.20 | Склеротик
Re: один в один
Я всегда употребляю слово «самовозврат», а не «самозахват». Мы ничью землю не захватываем. Это вы захватили нашу землю, наши сады, наши дома и даже детские пеленки, которые мы оставили в 1944-м.(граф Мордвинов)
В 1787 году три татарские деревушки Ашага-Собла, Орта-Собла и Юхары-Собла с “58 дворами и 310 душами обоего пола и 3500 десятинами земли” по распоряжению Новороссийского генерал-губернатора князя Потемкина были подарены адмиралу Мордвинову. На фоне крымской жизни того времени граф Мордвинов представлял собой весьма крупную фигуру. Будучи одним из влиятельнейших представителей крымского дворянства он никак не мог справиться с татарами, жившими на его земле и не признававшими никаких российских законов. Сколько бы адмирал не объяснял им, что “собственность первый есть камень всех законоположений”, его никто не понимал. “Татары, - пишет в одном из писем Мордвинов, - самовластно овладели и пользуются моими землями, рубят и продают мои леса и, изгнав приказчика моего, сами всем распоряжают
2008.05.20 | Математик
Re: один в один
“Татары, - пишет в одном из писем Мордвинов, - самовластно овладели и пользуются моими землями, рубят и продают мои леса и, изгнав приказчика моего, сами всем распоряжают" - ПОТРЯСАЮЩЕ! Вот так мыслят и современные потомки крепостных крестьян графа, которых завезли в Крым посе 44-го года!2008.05.20 | Склеротик
Re: один в один
Устав бороться с татарами, Мордвинов продает Саблынскую дачу Таврическому генерал-губернатору А. М. Бороздину. Со свойственной ему энергией и решительностью Бороздин отказывает в аренде земли местным татарам и привозит в Саблы 90 семей (549 человек) своих крепостных из Киевской губернии. Это сразу дало результат. Уже через 10 лет Саблы невозможно было узнать. Бороздин произвел здесь настоящую хозяйственную революцию.Он построил суконную фабрику, продукция которой достигала “ до 15000 аршин сукна в год”. Помимо фабрики, отразившей в Крыму подъем русской промышленности, генерал-губернатор устроил в Саблах кожевенный завод и подумывал о строительстве фабрики химических продуктов. У проезжей дороги, был шинок, которой давал Бороздину до 2000 руб. дохода в год.
В имении разводились шелковичные черви и овцы, была водяная мучная мельница. Значительными были фруктовые сады. Л. Симиренко писал: “саблынский питомник Бороздина был первым в Крыму рассадником, из которого все желающие в течение многих лет получали нужные им запасы плодовых деревьев”. Помимо садов Бороздин разбил виноградник и роскошный парк. По парку были проложены аккуратные дорожки, в зелени деревьев прятались беседки и скамейки. В оранжереях хозяин разводил многие редкие растения. “Школу плодовых деревьев” и “столетнее алоэ” в оранжерее Бороздина вспоминал А. С. Грибоедов, гостивший здесь несколько дней. “Теряюсь по садовым извитым дорожкам. Один и счастлив”, - записал в своем дневнике уставший от городской суеты писатель.
2008.05.20 | Lenur
Re: один в один
ну да, сначала разгромили все, вплоть до клабищ а потом парки начали свои строить. Живой пример Чечня, люди работали строили дома, обустраивали свой быт и в один день все разгромили доблестные российские воины, и все.Я не помню точно, но это по моему была передача подготовленная "Взгляд"ом о 1-й войне в Чечне, там стоит рос. офицер, в руке пулемет и гордо говорит журналисту как он может очередью поднять на пару метров крышу дома который стоял где то в 2 км, потомок продолжает дело предков.
2008.05.20 | Склеротик
Re: один в один
Lenur пише:> ну да, сначала разгромили все,
Россия взяла Крым почти два с половиной века назад. Кавказ, как говорили, «взяли на штык».
И этим гордится. Вы чем можете похвастать?
2008.05.21 | Крымец
Re: один в один
Крым Москву сжигал пару раз и татары тоже этим гордятся.А Кавказ Россия не завоевала до сих пор. Она пока просто покупает там мир, платя местным элитам. Платить перестанет- недолго Кавказ пробудет в России. И Крым России как достался, так и ушел- на шару...
2008.05.21 | Lenur
Re: один в один
Гаспринским могу похвастаться - его издание распространяли во всем тюркском мире, Зынджырлы медресе - престижное учебное заведение в Исламском мире, Аппазовым - который стоял у истоков развития космонафтики, и разрабатывал проект Буран, Аметхан Султаном - летчик истребителя и испытатель, дважды героем СССР, Мустафой Джемилевым - котрый боролся с СССР за наши права, могу похвастаться нашим народом - сколько раз на колени хотели нас поставить, как видите мы есть и гордимся что мы это мы!А вы как "защитник" России хвастаетесь разрушенными домами татар и чеченцев, такому подвигу нормальный человек завидовать не будет.
2008.05.21 | Склеротик
Re: один в один
Ленур, хочу сделать вам замечание.Несколько ваших цитат:
<<что за манера виртуально оскорблять, надо быть мужчиной не из за спины как базарная бабка что то под нос вслед человеку фыркать.>>
<< в натуре как Ленин и статус такой и натворил такое, государство которое весь мир слушал превратился в страну придурков (имею ввиду власть, не народ).>>
<<знаешь уважаемый при СССР начитавшись книг все думали что Ленин это святой человек, освободил народ от помещиков и попов, дал свет простому люду, ну короче все сделал шикарно! Та же шарманка только на турецком и с другим именем крутят в Турции. Немного фильтруй что читаешь а то потом будет жаль времени что не читал то что нужно для доктора читатьтвое заикание не вылечу, может хуже сделаю, тебе к логопеду сначала надо обратится. >>
В Турции не учился и не собирался там учиться, ВУЗ окончил, но довольно-таки далеко от тех краев, где ты обитаешь или учился.
Ваша манера ведения диалога немного странная….
<<А вы как "защитник" России хвастаетесь разрушенными домами татар и чеченцев, такому подвигу нормальный человек завидовать не будет.>>
Я не «защитник» России, защитников у неё и без меня много. Я коренной КРЫМЧАНИН в шестом поколении (это то, что о своей родословной знаю я, и будут знать мои дети) и имею иммунитет на генетическом уровне от национализма.
Мое мнение -- это мое мнение, я, в отличие от вас, пытаюсь не оскорблять оппонентов,
а апеллировать фактами.
История должна учить, на то она и история.
Обращаться к ней всегда полезно.
2008.05.21 | Математик
Re: один в один
"Я коренной КРЫМЧАНИН в шестом поколении (это то, что о своей родословной знаю я, и будут знать мои дети) и имею иммунитет на генетическом уровне от национализма" - так!Жму Вашу руку!
2008.05.21 | Tatarchuk
Re: один в один
Склеротик пише:> Мое мнение -- это мое мнение, я, в отличие от вас, пытаюсь не оскорблять оппонентов,
> а апеллировать фактами.
> История должна учить, на то она и история.
> Обращаться к ней всегда полезно.
Я весьма смутно понял что вы хотели показать или доказать, "апеллируя" к фактам о борьбе крепостных с помещиками, да еще и разных национальностей. Иначе смысл апелляции непонятен.
Но тут и другой момент, на который попытаюсь обратить ваше внимание. В истории - исторические факты, и апеллировать к ним имеет смысл для разрешения исторических споров. А не политических. Политические факты они в новостях и газетах, а не в учебниках истории. Очень плохо что это массово не понимают.
2008.05.21 | Склеротик
Re: один в один
Tatarchuk пише:>
> Я весьма смутно понял что вы хотели показать или доказать, "апеллируя" к фактам о борьбе крепостных с помещиками, да еще и разных национальностей. Иначе смысл апелляции непонятен.
Пан Татарчук, ни о какой борьбе крепостных с помещиками, да еще и разных национальностей, я не поминал.
А поминал исторический факт захвата татарами земель графа Мордвинова.
И еще…
Не очень прилично, pan Tatarchuk, снимать вiдповiдi -- картина дискуссии меняется.
Очень плохо, что это массово не понимают.
2008.05.21 | Tatarchuk
??
Склеротик пише:> И еще…
> Не очень прилично, pan Tatarchuk, снимать вiдповiдi -- картина дискуссии меняется.
> Очень плохо, что это массово не понимают.
Це про що?
2008.05.21 | Склеротик
Re: один в один
Филолог пишет: "М-ор - ты ЗАСРАНЕЦ!!".Повесь на место!!!!
2008.05.21 | Lenur
для - Склеротик
может у меня сколероз, но то что вы цитировали из моих постов то это относилось Доктору, а не к Склеротику, или вы одно и то же лицо?2008.05.21 | Склеротик
Re: для - Склеротик
Lenur пише:> может у меня сколероз, но то что вы цитировали из моих постов то это относилось Доктору, а не к Склеротику, или вы одно и то же лицо?
Ваша манера ведения диалога немного странная….
Вообщеее.....!!!
2008.05.21 | Математик
Re: для - Склеротик
О, Аллах, прости меня за мою ошибку! Как я мог пожимать руку человеку, способному написать "исторический факт захвата татарами земель графа Мордвинова"?Склеротик, если я ворвусь в Ваш дом и "подарю" ее моему сообщнику, то как Вы это назовете? О каких землях Мордвинова может идти речь?
Какая-то извращенная у Вас логика.
2008.05.21 | Lenur
это диагноз
уважаемый Склеротик прочитал за раз несколько тем и не может собрать мысли, в голове полный ералаш, а вы Математик хотите чтобы он с историей дружилКак корабль назовешь, так он и поплывет.
2008.05.21 | Урал-
Прочитал всю тему!... Вы чо тут ваще?
А так хорошо все начиналось...Интервью с ветераном нац. движения... Точные и грамотные ответы немолодой женщины на провокатив журналюги... Браво, одно слово...
.............
А вы тут развели - тот склеротик, тот руку не тому пожал, тот корабль не так назвал...
.............
С некоторых пор у меня стойкое ощущение, что форум превратился в некий закрытый клуб с ограниченным и часто-меняющим-свои-ники-для-количества числом участников...
Вы бы хоть записывали ники, под которыми пишете... а то чесс слово, некрасиво...
.............
Кто мешает открыть постоянно-живую тему (типа "важной", штоп всегда в начале списка) и назвать ее - "разборки завсегдатаев"...
И не флудить в темах... (если по теме сказать нечего, но зудит - стучите пальцами просто по столу, што ли...)
2008.05.21 | Lenur
Re: Прочитал всю тему!... Вы чо тут ваще?
совершенно согласен с вами!что то меня не в ту степь унесло.
2008.05.22 | Склеротик
Re: для - Склеротик
Математик пише:> О, Аллах, прости меня за мою ошибку! Как я мог пожимать руку человеку, способному написать "исторический факт захвата татарами земель графа Мордвинова"?
> Склеротик, если я ворвусь в Ваш дом и "подарю" ее моему сообщнику, то как Вы это назовете? О каких землях Мордвинова может идти речь?
> Какая-то извращенная у Вас логика.
По правде, хотелось прочувствовать вас, я имею в виду крымских татар.
Принцип «у каждого своя правда» ни к чему не приведет -- это точно.
Объединиться нереально -- много гетьманов, тянущих одеяло на себя.
И терпеть все, что творят с народом, -- тоже нельзя.
2008.05.23 | Дихлофос
Re: для - Склеротик
Склеротик пише:> Математик пише:
> > О, Аллах, прости меня за мою ошибку! Как я мог пожимать руку человеку, способному написать "исторический факт захвата татарами земель графа Мордвинова"?
> > Склеротик, если я ворвусь в Ваш дом и "подарю" ее моему сообщнику, то как Вы это назовете? О каких землях Мордвинова может идти речь?
> > Какая-то извращенная у Вас логика.
>
> По правде, хотелось прочувствовать вас, я имею в виду крымских татар.
> Принцип «у каждого своя правда» ни к чему не приведет -- это точно.
> Объединиться нереально -- много гетьманов, тянущих одеяло на себя.
> И терпеть все, что творят с народом, -- тоже нельзя.
Посему нунно тупо заниматься своим делом и расти профессионально.А заглатывать крючки забрасываемые нашими горе-политиками -отстой для закомплексованных лузеров.
2008.05.23 | мансур
Re: один в один
Прежде всего, на мой взгляд, нужно иметь представление о таких понятиях, как честь, совесть, национальная гордость, а не собачью привычку стоять на задних лапках, перед Хозяином. Вчера они были одни, сегодня другие, а рефлекс все тот же...2008.05.22 | Lenur
для справки
это отрывок из статьи КРЫМСКОТАТАРСКИЕ ЖЕНЩИНЫ В НАЦИОНАЛЬНОМ И ПРАВОЗАЩИТНОМ ДВИЖЕНИИ (на примере Айше Сеитмуратовой)который думаю будет интересен.Автор статьи - Шендрикова С. П.,кандидат исторических наук, научный сотрудник КНЦ НАНУ и МОНУ
Источник - http://www.cidct.org.ua/ru/publications/Krimtat/37.html
Сегодня мне хотелось бы обратить внимание на героическую фигуру в национальном и правозащитном движении крымских татар - Айше Сеитмуратову. Целиком прав Риза Фазыл, отметивший, что среди имен в крымскотатарском национальном движении 60-х годов XX в. имя А.Сеитмуратовой выделяется "яркой звездой" [4].
Эта уникальная женщина родилась 11 февраля 1937 г. в д. Аджи Али, Маяк-Салынского района, Крымской АССР. Великая Отечественная война сделала ее сиротой. А преступная сталинская клика швырнула А.Сеитмуратову и ее народ в спецпоселения. Острое чувство несправедливости и незаслуженного унижения побудили молодую Айше поступить на исторический факультет Самаркандского государственного университета. Несколько лет она настойчиво стремилась поступить в аспирантуру и заниматься активным научным трудом. Получив право продолжать учебу, А. Сеитмуратова активно занималась исследованиями с 1964 по 1971 год. Но ее работа с 1964 г. в инициативной группе Самарканда, а позже и Узбекистана, представительство от региона в Москве, аресты и следствия по правозащитному движению, - такая ее деятельность способствовала отчислению из аспирантуры. Это "было связано с ее неустойчивым морально-политическим поведением", как отмечал академик-секретарь Отделения истории, языкознания и литературоведения АН УзССР, академик АН УзССР Ш. Ш. Шаабдурахманов [5].
Но и после этого А.Сеитмуратова не отчаялась. Понимая правоту своего дела, она активно собирала и распространяла самиздатовские материалы, составляла тексты многочисленных протестов и обращений. Публиковала она свои сочинения в знаменитой "Хронике текущих событий". По ее словам, в те времена "вся мощь советского государства и его карательных органов была направлена на подавление Национального движения крымских татар" [6].
Преследования властей и репрессивных органов в СССР вынудили ее покинуть страну, и в ноябре 1978 г. она попросила политического убежища в США. Прибыв в январе следующего 1979 г. в Америку, А.Сеитмуратова включилась в круговорот борьбы за права крымских татар на международной арене. Ее свободное и пламенное слово звучало на радиоволнах "Голоса Америки", "Би-Би-Си", "Свободы", "Немецкой волны" и других станций. Она настойчиво обращалась во всевозможные инстанции, добиваясь справедливого решения крымскотатарского вопроса. Участвовала в десятках конференций, встречалась с влиятельными политиками, выступала с парламентских трибун ведущих стран мира, читала лекции в учебных заведениях, писала научные и публицистические труды, посвященные положению крымских татар в СССР. Не случайно Р. Фазыл отметил, что титаническая работа А. Сеитмуратовой дала "ощутимые результаты" для национального и правозащитного движения крымских татар.
Думается, что жизнь А. Сеитмуратовой, ее яркая самоотверженная борьба за права человека послужат наглядным примером смелости, принципиальности и демократизма. Дочь крымскотатарского народа сделала многое для его возвращения в Крым.