Реформирование Меджлиса – требование времени
06/01/2008 | Айдын Шемьи-заде
РЕФОРМИРОВАНИЕ МЕДЖЛИСА - ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
(исправлен формат)
Интервью заместителя председателя Меджлиса Ремзи Ильясова Информационному агентству «QHA»» 23-го мая сего года, в котором он говорил о предстоящем реформировании системы Курултай – Меджлис, побудило меня высказать некоторые соображения.
Каноническими структурами для крымских татар являются Курултай и Меджлис. При всех изменениях мы не должны отказываться от этих названий.
В историческом плане в революционном 1917-ом году националисты начинали с общего собрания Крымского мусульманского благотворительного общества. На этом собрании был создан Крымский Мусульманский Революционный комитет из 15 человек. Мусульманский Ревком в течение трех недель провел всенародные выборы по всему Крыму, и уже 25 марта 1917 года созвал Всекрымский мусульманский съезд, на котором удалось собрать 1500 делегатов и более 500 приглашенных лиц.
Через несколько дней специальная комиссия Всекрымского мусульманского съезда избрала из числа делегатов Крымский мусульманский центральный исполнительный комитет (Мусисполком) из 50 членов. Мусисполком имел отделы общий, просвещения, организационный, агитпроповский (прошу обратить на это внимание!), статистический, земельный, вакуфный, религиозный, юстиции. Мусисполком имел в городах и деревнях Крыма свои исполкомы. Мусисполком властвовал в Крыму девять месяцев.
1-го октября (по старому стилю) в Симферополе состоялся Второй Всекрымский мусульманский съезд, на котором было объявлено, что Мусисполком принял решение о созыве Курултая.
Курултай открылся 26-го ноября (по старому стилю) 1917 года. (По новому стилю этот день приходится на 9-го декабря). Курултай избрал Крымскую национальную Директорию из следующих отделов: юстиции, военных и внешних дел, просвещения, вакуфов и финансов, религиозных дел. Председателем Национальной Директории и Директором юстиции был Номан Челебиджихан. Делегатов на Курултае было 76 человек.
Через несколько дней (5-го декабря по старому стилю) Курултай объявил себя Национальным парламентом, Директория объявила себя Крымским Национальным Правительством.
Таким образом, в Крыму начали существовать Парламент (Курултай) – законодательный орган, и Правительство (Директория) – исполнительный орган.
Итак, можно построить следующую схему преемственности организаций, выполнявших задачи национального самоуправления в революционном 1917-ом году:
Ревком -
- (I Мусульманский съезд) -
- Мусисполком -
- (II Мусульманский съезд) -
- Курултай (Парламент),
Директория (Правительство).
В последующие кризисные годы вынуждено появлялись другие структуры, в которых по мере возможности продолжали деятельность революционеры, вошедшие в политику в 1917-ом году. В разные времена возникали полуподпольное «парламентское бюро», Временное Бюро татарского парламента, избиралось под надзором германских генералов и не работало собрание, названное «курултаем», после роспуска этого «курултая» возникло полулегальное Милли Идаре. При Деникине была восстановлена в трагическом виде крымскотатарская Директория, вскоре разогнанная. При Врангеле попытку создать некий национальный орган предприняли подобранные русскими генералами личности из числа помещиков-мурзаков, враждебные революционным деятелям 17-го года. Был созван Всекрымский мусульманский съезд, на котором по свидетельству Айвазова «99 % состава съезда – мурзаки, духовенство и бывшие чиновники при магометанском духовном правлении». Попытка эта не удалась.
Но одна структура, возникшая в тогдашнем хаосе в феврале 1919 года все же оказалась на какое-то, хоть и краткое время жизнеспособной - это Меджлис-Мебусан, «делегатский Меджлис». В его состав было избрано 45 человек, из которых 35 были членами Милли Фирка (остальные из бывших слуг царского режима). При численности меньшей, чем у Курултая, он, по сути, играл роль исполнительного органа, но избранного при всеобщем народном голосовании. Отсюда и название – «делегатский исполнительный орган», в то время, как исполнительные органы обычно избираются не всенародно, а депутатами национального собрания.
В организационном отношении для нас Меджлис-Мебусан интересен, пожалуй, тем, что впервые в новое время появилось название «меджлис».
Сегодняшнюю ситуацию нельзя считать революционной. Сегодня крымскотатарская нация находится в мобилизационной ситуации.
Сегодняшний Меджлис выполняет функции и «законодательные», и исполнительные, подобные тем, которые в 1917 году выполнял Мусисполком (в течение 7 месяцев до избрания Директории, которая просуществовала чуть более одного месяца).
Первый Курултай состоял из 76 членов.
Сейчас численность Курултая достигает 250 человек. Наверное, можно в этих пределах и оставить.
Меджлис сейчас состоит из 33 человек. Учитывая возрастание круга задач Меджлис (Президиум Курултая) следует численно увеличить – например, до 45 членов.
Реформирование сегодняшней структуры приведет к разделению «законодательных» и исполнительных функций.
Предлагается к рассмотрению нижеследующий вариант.
Курултай созывается, как и сейчас, - раз в году.
Курултай избирает Президиум Курултая – Меджлис, который имеет права постоянно действующего «парламента». Название «Меджлис» так и остается в употреблении.
Численный состав Меджлиса должен быть расширен и соответственно у него появляются более широкие функции парламента.
Решения и постановления принимает Президиум Курултая – Меджлис.
Свои решения Меджлис сообщает на Курултае только в уведомительном порядке.
Роль Курултая очень значительная. На Курултае принимается и утверждается «Универсал национальной политики» крымскотатарского общества – аналог Конституции. На Курултае избирается раз в 4 года (или в 5 лет?) его Президиум – Меджлис. На годичных собраниях Курултая выдвигаются предложения, которые после Курултая рассматриваются и утверждаются Меджлисом. Президиум Курултая – Меджлис становится аналогом «законодательного» органа.
Должно формироваться также немногочисленное Бюро Президиума Курултая, то есть Бюро Меджлиса, а также технический секретариат Меджлиса (не из депутатов Курултая).
Члены Меджлиса могут быть освобожденными или работающими в других местах (как и сейчас). Созывается Меджлис с удобной периодичностью.
Меджлис представляет кандидатуры в члены Директории (это менее громко, чем «правительство»).
Исполнительная деятельность ложится на Директорию.
Предлагаемая схема:
КУРУЛТАЙ
/
Президиум Курултая–Меджлис –---- Бюро Меджлиса
/ / / /
Комиссии при Меджлисе /
/ /
Директория, возглавляемая Председателем.
/
Отделы Директории, возглавляемые директорами.
/
Комитеты при Директории и при ее отделах.
Комиссии и комитеты являются основными рабочими органами. Комиссии обычно образуются для выполнения каких-либо определенных функций. Комитеты - для руководства какой-либо отраслью.
Например:
комиссия по работе СМИ;
комиссия по истории;
комитет по земельным вопросам;
комитет по культуре;
и т. д.
Первый Курултай состоял из 76 членов.
Сейчас численность Курултая достигает 250 человек. Наверное, можно в этих пределах и оставить.
Меджлис сейчас состоит из 33 человек. Учитывая возрастание круга задач Меджлис (Президиум Курултая) следует численно увеличить – например, до 45 членов.
И позволю себе здесь несколько отвлеченных рассуждений.
Очень правильно Ремзи Ильясов обращает наше внимание на то, что «у крымских татар сложилась определенная элита, в которой есть, безусловно, амбициозные люди, представители разных направлений – политики, чиновники, деятели культуры, предприниматели и т.д.». Именно этих людей надо привлекать к работе в разных комиссиях и комитетах. И надо быть готовыми к тому, что предложения, исходящие от этих, по праву амбициозных и свободно мыслящих людей, неизбежно будут неоднозначными, неожиданными, нетрадиционными. Поэтому во главе комитетов нужны широко мыслящие, терпимые к противоположным мнениям работники.
Вновь напоминаю, что все дела в сообществе крымских татар в 1917-ом году до созыва Курултая находились в ведение Мусисполкома, которому подчинялись местные мусульманские комитеты Крыма. Под контролем Мусисполкома находились политическая деятельность, культура, религиозные дела, экономика. Работа во всех городах и в деревнях велась через местные комитеты.
Важно, чтобы ячейки меджлиса в наши дни имелись также во всех местах проживания крымских татар – в районных центрах, городах, поселках. Будут ли местные меджлисы иерархически подчиняться вышестоящим или меджлис каждого населенного пункта будет непосредственно подчиняться центральному Меджлису – вопрос этот должен быть рассмотрен. Возможно, что второй вариант, т.е. автономность местных меджлисов от районных, предпочтительней.
Стремление получить доступ к ресурсам с одной стороны, и страх наказания с другой стороны управляют чиновниками. Надо избежать распространения этих факторов на людей, работающих в местных меджлисах (в центральном Меджлисе люди более подконтрольны).
Совесть-намус должна управлять национальными деятелями. А чтобы контролировать наличие совести целесообразно бы на местах создавать советы старейшин, то есть пожилых людей, которых местные бандиты (ежели они появятся ) не могли бы запугать.
Еще один экскурс в историю. В России революция подняла к власти предсказанного Мережковским «хама». В Крыму такого не произошло в силу того, что авторитет образованных людей в национальном социуме был велик. Пожалуй не было в среде руководящих работников Крыма малообразованных личностей за исключением Вели Ибраимова, имевшего трехлетнее образование.
Даже после репрессий 28 – 29 годов, когда почти семь десятков крымскотатарских общественно-политических деятелей были изолированы или уничтожены, среди новых выдвиженцев большинство личностей относились к слоям населения, получившим достойное образование.
То благоприятное обстоятельство, что не произошло в крымскотатарской среде противостояния классов, перешедшего в гражданскую войну, оказалось препятствием для выхода на поверхность общественной жизни того самого пресловутого «хама». Это произошло позднее, уже во второй половине 30-х годов после сталинской чистки.
Сейчас, слава Аллаху, ситуация в этом отношении весьма благоприятная. И опять должен процитировать Ремзи Ильясова, который, указав на наличие в нашем социуме разносторонне образованной элиты, подчеркивает, что «необходимо предоставить возможность политику заниматься политической деятельностью, хозяйственнику – хозяйственной». Я это понял как необходимость привлечения к работе в комитетах и комиссиях Меджлиса людей по их специальностям.
Образованные кадры есть, их надо привлекать к национальной работе.
Відповіді
2008.06.02 | Chief
Re: Реформирование Меджлиса – требование времени
Айдын Шемьи-заде пише:> Образованные кадры есть, их надо привлекать к национальной работе.
... Но они ничего не решают и не определяют
А решают и определяют все те же члены Меджлиса, у некоторых из которых вообще нет морального права быть членами Меджлиса.
2008.06.02 | Урал-
"Ничто не вечно под луною..."
..."...бу дюньядан кечти нидже Сулейман.."...
...
Не стоит так пессимистично смотреть на происходящее...
Процесс идет туда, куда нужно и такого рода фикусы-пикусы только чуть-чуть притормаживают процесс...
А в это время в молодежной среде что-то происходит...
"Огни в сердце" зажигаются... довольно массово, культурно-красиво и организованно-дисциплинированно...
............
Может - "пессимист - это хорошо информированный оптимист"...
Вам виднее...
2008.06.29 | Айдын Шемьи-заде
Re: Реформирование Меджлиса – требование времени
Из статьи "Али Джелила" (не знаю, это псевдоним или имя) в 24 номере "Авдета" я понял, что в №"23 той же газеты была опубликована моя заметка "Реформрование Меджлиса - требование времени". Почему-то обидевшийся на меня за эту заметку (или долго накапливающий обиду и вдруг сорвавшийся) "Али Джелил" пишет:"Есть предложение объявить конкурс на лучший проект организации органа национального самоуправления крымцев. Не вообще, а среди представителей нашей славной диаспоры. Предпочтение, думается, надо дать россиянам: они и языком, ставшим за полвека родным, владеют лучше и мышление менторское имеют и знакомые нам демагогические штучки им не чужды. А главное - знают на кого ссылаться и кого цитировать из современников.
Хотя можно и без конкурса. Проект уже готов. Это достаточно четкие, схватившие суть предмета, инструкции господина А. Шемьи-заде. Какая изысканная терминология и какие глубокие познания в истории! Про Меджлис-Мебусан "оказавшийся на краткое время жизнеспособным" (на какое - чуть более недели?) рассказал. Трогательно, если не сказать умилительно, звучит понятие "совесть-намус", которое должно управлять национальными деятелями. Сразу стало понятно в чем проблема деятелей других народов: у них совесть-то может и есть, да недостаточно этого. К тому же перевод слова "намус" подтверждает компетентность автора и знание им нашей лексики. Что, конечно же, дает ему право нас поучать.
Я могу извиниться перед Айдын ага за свою несдержанную иронию и колкость, но мое возмущение по поводу публикации в газете "Авдет" (№23) искренне. Потому что авторитетное имя используется на рекламирование очень пустопорожней идеи.
То, что мои заметки названы "Али Джелилем" ИНСТРУКЦИЯМИ указывает на то, что этот человек увидел во мне конкурента. Нет, я инструкций не писал, я напомнил некоторые исторические факты.
Якобы "ирония и колкость" в адрес лично меня и всех проживающих в России крымских татар на самом деле малограмотные излияния.
И извиняться передо мной не надо, я только пожелаю "Али Джелилу" впредь писать грамотнее и внятней.
Я не вступаю в дискуссию с невразумительнвми оппонентами. Отвечаю на путанный текст "Али Джелила" только по той причине, что ценю историческую роль газеты "Авдет".