Кто что думает о России как о государстве? Какие перспективы?
08/13/2008 | enver
На днях зашел на Вільний форум - и был удивлен - один из пророссийских оппонентов заявил "А почему у вас здесь столько антироссийских тем?". Я посмотрел там, потом здесь - практически нет тем о России, только о событиях, в которых Россия участвует - война на Кавказе, или Черноморский флот, или повышение Россией цен на газ для Украины и т.д.
Поэтому если у кого есть какие мысли о России - прошу высказаться. Как вы относитесь к этому государству, какие у него на ваш взгляд перспективы, представляет ли это государство опасность для соседей (и для Украины - в частности), и самое главное - почему так? Если у кого есть ссылки на интересные материалы - тоже давайте сюда. И сам выскажусь, наверное. Потому-что накопилось.
Да, и прошу всех держать себя в рамках. Антироссийские выступления допускаются (но тоже - в рамках правил, и с обоснованием!), антирусские или еще какие, направленные против национальностей, там проживающих - ни в коем случае!
Поэтому если у кого есть какие мысли о России - прошу высказаться. Как вы относитесь к этому государству, какие у него на ваш взгляд перспективы, представляет ли это государство опасность для соседей (и для Украины - в частности), и самое главное - почему так? Если у кого есть ссылки на интересные материалы - тоже давайте сюда. И сам выскажусь, наверное. Потому-что накопилось.
Да, и прошу всех держать себя в рамках. Антироссийские выступления допускаются (но тоже - в рамках правил, и с обоснованием!), антирусские или еще какие, направленные против национальностей, там проживающих - ни в коем случае!
Відповіді
2008.08.14 | enver
Очень кратко – мое понимание России...
Очень кратко – мое понимание России.Россия – не национальное государство, как Франция, Германия, Китай, Япония, Саудовская Аравия и многие другие государства в мире. Россия – это международное преступное сообщество. Чем-то она мне напоминает Египет времен мемлюкских правителей, или испанские колонии времен конкистадоров.
У власти в России во все времена были проходимцы, авантюристы и преступники, у которых не было никаких шансов у себя на родине. Но волею судьбы все они оказались в России. Это и «варяги» – Рюрик, Аскольд и Дир, и Романовы – выходцы «из земли прусской», и немка Екатерина ІІ, и грузин Джуагашвили, и сотни и тысячи других…
Правящие классы в России никогда не были русскими по национальному составу. Беглый анализ родословных российского дворянства показывает, что примерно 25% дворян имели немецкие корни, почти 25% – ордынские, около 15-20% – польско-литовские… А были ведь и другие (от шотландских до грузинских)! Российское (русское) происхождение – только у 7-10% российских дворян, причем в основной массе эти дворяне – из бедных и захудалых родов, которых никогда к власти не допускали…
Если мы рассмотрим, кто были «купцы и промышленники, владельцы заводов, газет, пароходов» в конце XIX – начале XX века – увидим, что это евреи, немцы, французы, бельгийцы и другие иностранцы! Русских – очень мало, и они не в первых рядах!
Открываем список «главных революционеров» – и кого мы видим там? Грузины, евреи, прибалты, венгры и кого там только нет! Русских – единицы!
Список современных российских олигархов – Абрамович, Гусинский, Березовский, Дерипаска и т.д. Дальше вы сами можете продолжить.
Как в каждом преступном сообществе, в России действуют определенные правила, которые помогают управлять этим сообществом. Простым гражданам России всеми возможными способами (система образования, СМИ и т.д.) вдалбливаются в головы идеи о «великом русском народе», «народе-богоносце», «огромной роли русского народа в мировой культуре, науке, истории, литературе», «непобедимости русского народа», «третьем Риме», «особой евразийской цивилизационной роли России» и т. д. И всячески замалчивается информация о том, что Россия всегда была и остается нищей страной, в которой русские люди (по крайней мере, абсолютное их большинство!) не имеют никаких прав, страна является сырьевым придатком западных стран и, по сути, – их полуколонией.
Это преступное сообщество, которое в разные времена называлось Великим княжеством Московским, Российской империей, СССР, Россией – во все времена грабило русский народ, издевалось над ним всеми возможными способами, и кроме того, руками русского народа грабило соседние страны и народы, «мирно присоединяя» огромные территории и распространяя свои волчьи законы на них.
Этот процесс правители России пытаются продолжать и сейчас – ведь они прекрасно понимают, что без имперских амбиций и громких побед Россия просто развалится. Не случайно единственной причиной очень многих войн, которые вела Россия, была необходимость «небольшой победоносной войны». Просто лень приводить примеры таких войн из истории – почитайте сами.
Что касается последних событий на Кавказе – это снова попытки организовать «небольшую победоносную войну», чтобы простой россиянин в патриотическом угаре был занят мыслями о «возрождении российской государственности», «расширении империи», «Россия своих не бросает» и тому подобными, и ни в коем случае не задумался – а кому принадлежит все в России? Почему являясь гражданином страны, в которой имеются огромные природные богатства, сам он практически ничего с этого не имеет?
Пытаюсь объективно оценить те плюсы, которые получит Россия от присоединения Абхазии и Южной Осетии. На мой взгляд, они очень и очень сомнительны. Природных ресурсов в этих регионах совсем немного (по крайней мере для России, у которой все есть с избытком). Русских там проживает очень немного (точнее – практически нет), а в основном – «черножопые чурки», как их называют большинство россиян (прошу прощения у абхазов и осетин, но это действительно так. Кто из них сомневается – пусть поедет в Москву, но не сейчас, когда на волне последних событий очень ненадолго стало звучать, что «русский с осетином и абхазом – братья навек». Через месяца два они снова станут «черножопыми чурками»). А кавказский темперамент и уже достаточно долгий период полной анархии в «независимых государствах» Абхазии и Южной Осетии – гарантия того, что законопослушных россиян из абхазов и осетин не получится.
Но все перевешивает один единственный аргумент – Империя должна расширяться, иначе она не империя, и ее в ближайшее время ждет гибель. И этот аргумент всегда будет решающим.
Самое страшное на мой взгляд – это то, что такая ситуация многих россиян устраивает.
P.S. Кратко не получилось.
2008.08.14 | Сергей ГРУЗДОВ
Re:
Передергивание национальности и государственности. По тексту - преступное сообщество многонационально, однако рассуждения о русских. Более того, из текста логически вытекает, что именно русские менее всего виновны в такого рода "портрете государства".2008.08.14 | enver
Re: А подробнее? - Подробностями не располагаю.
Сергей ГРУЗДОВ пише:> Передергивание национальности и государственности. По тексту - преступное сообщество многонационально, однако рассуждения о русских. Более того, из текста логически вытекает, что именно русские менее всего виновны в такого рода "портрете государства".
Русских в это преступное сообщество, правящее Россией, допускали и допускают. Но за очень большие заслуги, и часто только для того, чтобы замаскировать преобладание в этом сообществе "нерусского элемента". Согласитесь, трудно объяснить простому человеку, что все властьимущие в его стране - выходцы из других стран и народов.
В качестве примеров:
1) Зачем практически все большевики-революционеры изменяли свои фамилии на русские? Почему у Сергея Кирова (русского по национальности, которых среди главных революционеров было очень немного) были очень неплохие шансы возглавить страну?
2) Почему все Романовы (начиная с Петра III) женились исключительно на иностранках, чаще всего на немках? И в результате по крови Николай II русским был только на 1-2%.
3) В какой еще стране иностранка, убившая своего мужа-императора, была поддержана правящим классом, и смогла бы править страной?
4)В какой еще стране мира ни один иностране не мог быть рабом (в стране рабство было запрещено официально!), в то же время 80% процентов коренного населения страны были по сути рабами (крепостными)?
> Передергивание национальности и государственности.
Почему же передергивание? Абсолютное большинство государств в современном мире - это национальные государства. Я просто написал, что к таким государствам Россия никакого отношения не имеет.
Что касается "вины" русских - ее я вижу в том, что их такая ситуация всегда устаивала. И сейчас устраивает.
2008.08.14 | (кра) Крымская Республиканская Армия
Re: Очень кратко – мое понимание России...
Вы можете согнать в наш Крым хоть 20тыс ваших юных бандуристив в час Х мы их всех сожжем прямо в местах дислокации.Вас здесь все ненавидят и только ждут начала.Скорей бы.2008.08.14 | Маклай
Заметки этнографа
Энвер, Ваш ключевой аргумент в корне ошибочен."Национальность" или "безнациональность" государства не имеет никакого значения. Наивысшие стандарты демократии сумели развить и национальные государства Европы, и "безэтничные" Соединенные Штаты Америки. А тоталитаризм присущ и мононациональной Сев. Корее, и лоскутной империи Китая.
Приводить аргументы о том, что Россией правят инородцы, что русских пускают во власть "только за большие заслуги", высчитывать долю крови Романовых, разбирать фамилии олигархов - это из классического арсенала русских почвенников и черносотенцев. Откажитесь от этого аргумента раз и навсегда, потому что если Вы будете мыслить, как русский, Вы в своих спорах обречены на провал.
Русским вечно кто-то не дает жить. После Петра это была немчура, после Ленина это были жиды. Но ведь до Петра или после Горбачева никакие иноземцы (если допустить, что таковые вообще играли какую-то роль) над русскими уже не стояли! Тем не менее, и в допетровскую эпоху, и в нынешнюю, Россия была и остается точной такой же гнилой язвой на теле мира, какой она была столетиями. Она не меняется ни на йоту от смены "инородных" режимов. Не так стало быть, велико влияние этих инородцев, раз уж их "колония" остается незыблемой в своих вкусах и привычках.
Россия не под оккупацией. А если и под оккупацией, то возможность выйти из-под нее у нее была в 91 году. Не захотели.
Вот, для сравнения, кто действительно под оккупацией чуждой идеологии, и о ком стоило бы сожалеть так, как сожалеете Вы, - так это китацйы. Они доказали это тем, что имеют свой альтернативный демократический Тайвань, а также тысячи маленьких "тайваней" в диаспорах по всей Юго-Восточной Азии. Эти общины не являются носителями коммунистической идеологии, ценностей тоталитаризма и прочих вещей, которые носят в крови за собой по всему свету русские диаспоры.
Не будм брать Латвию, Эстонию и т.д. Самый яркий пример - Крым. При подавляющем русском преобладании, при неподвластности Москве, при отсутствии какого-либо ощутимого государственного влияния Киева он так и не стал Русским Тайванем - к которому, если предположить у русских волю к свободе - они могли бы стремиться. Но у них другие интересы, и задуманный ими русский Крым - это точно такой же хлев, что и Москва.
Эталонный Китаец, оказываясь за пределами Китая, становится демократом. Эталонный Русский за пределами России во всех поколениях остается чекистом. И в этом колоссальная разница.
Русские в массе не оппозиционны и никогда не были оппозиционны к своей власти: белое движение - это, разумеется, "немчура", а нынешняя антикоммунистическая оппозиция - все до единого "жиды" (так и есть, к слову: разберите фамилии белых генералов и постсоветских правозащитников). И это при том, что все до единого российские режимы были злобными и зверскими, других никогда не было и не будет. Тем не менее, кто бы ни стоял во главе, они получают массовое одобрение и горячую поддержку русского народа, ибо глубоко отвечают его вкусам и потребностям. Этот народ любит только бесчеловечные и аморальные режимы, другие он презирает и не считает своими. Это не столько этическая оценка, сколько констатация своеобразного представления русских о природе и функциях власти.
То есть, дело не в российских инородцах и не в безнациональности российского государства, а в этнопсихологии русских. Не надо так панично отмахиваться от неутешительных выводов по поводу их роли в мировой истории. Это, может, и не политкорректно, но негативное влияние этой роли - не умозрительная абстракция, а реальность жизни наших предков и нас самих. Политкорректность - не наивысшая ценность, когда идет речь об угрозах жизни и миру. А такая угроза требует трезвых выводов. Политкорректные лакированые выводы пусть делают те, кто находится под ядерным зонтом Североатлантического Договора. Это не наш случай.
Разумеется, все мы знаем не по одному десятку достойнейших людей русской национальности, и эти добрые исключения лишь подтверждают общее неутешительное правило: на фоне основной массы своих соотечественников эти люди выглядят лучами света в темном царстве.
Просто кто-то в мировой истории должен выступать от имени сил зла. И эта роль в нашей части света возложена на русский народ и на его чудовищное государство, в котором извращены все базовые понятия об устройстве человеческого общества. Причины тому вовсе не мистичны, они объяснимы. Но это уже другая тема.
Вывод отсюда вовсе не тот, что русские в массе плохи - такой вывод был бы, как и Ваш посыл, в духе примитивной черносотенной этногнрафии. Русские таковы, каковы они есть, и их ближайшим соседям остается лишь восхищатсо тем, что они создали себе такое государство, которое полностью отвечает собственым вкусам и потребностям русских. И что они живут в нем счастливо и довольно и, действительно, искренне любят своих правителей. И что их правители адекватны своему народу. И умеют отстаивать свое от других, и навязывать свое другим. И что они не находятся, в отличие от нас, под инородной оккупацией. Русские - очень удачливые государствостроители, я должен заметить, причем эта способность у них проявилась очень давно, гораздо раньше Петра. Они, пожалуй, больше ничего не умеют делать по-человечески, но вот строить державу они умеют на все сто.
Правда, научиться у них нечему: их рецепты хороши только для внутреннего потребления самих русских, с их специфическими потребностями и представлениями о природе и задачах власти. У нас, восточноевропейцев, потребности иные, державы наши строятся на совсем иных основаниях и потребности у нас вовсе не те же, что у русских.
Потому главный вывод, на мой взгляд, таков: российское государство является исконным и вечным врагом народов Восточной Европы, этот враг силен и монолитен. Надеяться на "чудесное прозрение" или "смену режима" не приходится. И бороться с таким врагом надо не так, как мы боремся со своими внутренними противниками ("юлькасука/ющмудак"). А совсем по другому. Как - это уже пусть стратеги и тактики придут сюда и поясняют. А я всего лишь скромный экваториальный этнограф, немножко разбирающийся в этнопсихологии папуасов.
Что до русских - то практических выводов отсюда не следует никаких. Народы в мире разные, вкусы у народов разные, у кое-кого и людоедство до сих пор существует - так не строить же на этом основании расистские теории... Есть - и есть, какие есть.
А что до России - то тут могу лишь посоветовать по минимуму интересоваться причинами такого ее своеобычного состояния, и по максимуму - реальными механизмами, предотвращающими влияние этого аномального состояния на нас.
2008.08.14 | Сергей ГРУЗДОВ
Весьма интересный взгляд :)
2008.08.14 | enver
Re: Весьма интересный взгляд :)
Уважаемый Сергей Груздов!Почему бы вам не высказать свою точку зрения по этому вопросу?
Я уверен, что Вы думали над этим. Вашм мысли были бы интересны другим участникам форума.
И к уважаемому Татарину из Москвы - почему бы Вам также не высказать свои мысли? Вы живете в Москве, знаете Россию хорошо, и в отличие от меня - не только Горбачевс-Ельцинско-Путинскую, но и Сталинскую и Хрущевскую... Поделитесь Вашими наблюдениями.
Ну и конечно-же поблагодарите Россию за спасение малых народов, если захотите
Да и к другим участникам форума - просьба не пожалеть время, и высказать свои мысли по обсуждаемому вопросу.
Вопрос, на мой взгляд, очень важный. Намного важнее, чем заведенные уголовные дела на 2-х севастопольских прапорщиков из хозяйственных подразделений черноморского флота России.
2008.08.14 | Сергей ГРУЗДОВ
На персональное обращение считаю долгом ответить.
Прошу обратить внимание на предварительную "арбитражную оговорку".Я не страдаю нац- или гео- патриотизмом. И мало реагирую на такого рода спекулянтские или, если хотите, шаманские "пляски".
Смотрю на происходящее с позиции жителя конкретной территории и оцениваю его ценностями человеческими, которые часто, увы, вступают в противоречие с забитыми в бОшки т.н. "гражданственными ценностями".
Итак, Россия и её перспективы, на базе скромного умишки провинциального дедушки.
Курс, взятый Путиным - сильный курс. То-бишь, стремление конкретно усилить (вернуть, восстановить, выстроить) государство, с которым будут считаться иные. С позитивом или зубовным скрежетом, но будут. Сознательные акции на грани фола как внутри, так и вовне - этому подтверждение и в некотором роде демонстрация. Да пожалуйста. Лишь бы не силовая (я исключительно о силовой!) экспансия.
Второй могущественный полюс, НМД, давно с такой расстановкой согласился и даже поддержал. В рамках взаимных глобальных компромиссов.
К сожалению, кое-какие микроцефалы, которых подсадили в кресла с техническими целями, не всегда отдают себе отчет в своих реальных возможностях, пьянея или (что равнозначно) возвышаясь беспричинно.
В Америке люди классно живут, в России к этому надо еще дойти. Остальные будут играть по уже установленным внешним правилам. Внутренний же реальный, совсем неоднозначный в перспективе, результат развития разнокалиберных стран нового мироустройства будет зависеть от выбора их "элитой" (прости, Господи) окончательного дерибана (путь в папуасы) или движения по пути цивилизованности (ухода от "папуасности").
Обобщая: Россия многому учится у Америки и правильно делает.
2008.08.14 | enver
Re: На персональное обращение считаю долгом ответить.
Сергей ГРУЗДОВ пише:> Курс, взятый Путиным - сильный курс. То-бишь, стремление конкретно усилить (вернуть, восстановить, выстроить) государство, с которым будут считаться иные. С позитивом или зубовным скрежетом, но будут. Сознательные акции на грани фола как внутри, так и вовне - этому подтверждение и в некотором роде демонстрация. Да пожалуйста. Лишь бы не силовая (я исключительно о силовой!) экспансия.
Есть ли уверенность в том, что "курс Путина" приведет к улучшению жизни конкретного Васи Пупкина из провинциального Мухосранска, или "усиление" будет выражаться в том, что Дерипаска купит себе Манчестер Юнайтед, а еще какой-нибудь олигарх - приобретет контрольный пакет "Дженерал Моторс"? Или что Россия осуществит свою идиотскую мечту, и потратит все деньги от экспорта нефти и газа на строительство десятка авианосцев?
Это не праздный вопрос - в "отсталых" по мнению россиян странах Кувейте и Ливии доходы, получаемые от продажи нефти, стараются распределять между всеми гражданами страны. В Кувейте при рождении нового гражданина ему на именной счет государство переводит сумму, вполне достаточную для получения высшего образования в престижном западном университете, в Ливии все доходы от экспорта нефти выплачиваются гражданам страны - поровну каждому гражданину! Возможно ли такое в России?
На мой взгляд, все остальные варианты "усиления" не так интересны гражданам России. Хотя, конечно-же, приятно, что "Челси" принадлежит российскому олигарху.
> Второй могущественный полюс, НМД, давно с такой расстановкой согласился и даже поддержал. В рамках взаимных глобальных компромиссов.
Почему Вы говорите о "втором" могущественном полюсе? Получается, что Россия - первый? А где Китай, ЕС, Япония и т.д.? Ведь по экономическим показателям Россия не входит даже в восьмерку крупнейших стран мира.
> Обобщая: Россия многому учится у Америки и правильно делает.
Вот уж у кого России не надо учиться, так это у США. Но это конечно же мое личное мнение.
2008.08.14 | Сергей ГРУЗДОВ
Re:
"Есть ли уверенность в том, что "- нет такой уверенности, впрочем как и обратной.
"Вы говорите о "втором" могущественном полюсе?"
- пусть первым будет кто угодно, Россию я согласен считать третьи или пятым, если отвлечься от физики магнита.
"России не надо учиться ... у США"
- я не сказал "надо".
2008.08.14 | Лозина-Лозинский
Решительно возражаю
Маклай пише:Они, пожалуй, больше ничего не умеют делать по-человечески, но вот строить державу они умеют на все сто.
Ну, тут я с Вами не согласен. Есть еще - и я требую об этом не забывать! - чудные соленые грузди, квас, "украшение народного убора" - портянка, котрой нет альтернативы в российской армии лет на 20 вперед. Кто кроме русского сможет лучше обмотать ногу тем самым куском материи? Никто, и потому этот навык - весьма ценный вклад в мируовую культуру, ничем не менее замечательной, нежели своеобычное государствоустроительство.
Если серьезно: вклад русских в науку неоспорим. Еще более серьезный вклад - в литературу и религиозную философию. Русская поэзия необыкновенна. Дело однако в том, что необыкновенность и чудо проявлений русского духа прямо пропрорционально бесчеловечности российского госустройства. Так сказать, они умеют видеть Небеса из глубин своего Ада.
2008.08.14 | Татарин
Отвечаю Энверу
Прочтя текст Лозины-Лозинского, я с сомнением почесал в затылке. Насчет кваса и поэзии - да. А насчет науки...Впрочем - о серьезном. Тексты Энвера и Маклая хороши, но не новизной, а из-за удачного изложения некоторых деталей. Я их спрятал для дальнейшего прочтения в отдельной папке.
Одновременно шлю поздравления абхазцам и осетинам! Без уточнений, нервирующих некоторых слабодушных единопланетян, напомню только слова из Курана: "Нет пути против делающих добро" (Сура 9).
Есть люди, которые идут на сделку с совестью ради похвалы своего непосредственного начальника.
Есть люди, которые заставляют молчать свою совесть за благожелательный взгляд короля. Среди этих личностей есть и такие, которые предадут не только братские малые народы, но собственный народ.
Но есть и люди, которые сердцем и умом воспринимают требование Всевышнего сочувствовать угнетенным.
И то, что я не вижу на форуме Майдана одобрений обстрела грузинскими войсками Южной Осетии, свидетельствует о том, что молчаливое большинство сочувствуют подвергавшимся многолетним издевательствам абхазам и осетинам.
Заинтересованным форумчанам предлагаю отрывки из текстов, написанных по теме этой ветки. См. также: http://mejlis.org/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=102&Itemid=90
Из сборника «Крымские хроники».
Размышления
после Дня Восемнадцатого мая.
Ярким майским солнцем залита городская площадь, которую заполнили тысячи посланцев крымских татар. В этот день пятьдесят семь лет назад небо было затянуто тучами, временами шел дождь. Меня, десятилетнего, вывозили под дулами автоматов из ворот, которые тут рядом, - их можно видеть с сегодняшней, заполненной солнцем и решительными людьми площади. Эти решительные люди – в большинстве своем дети и внуки тех, кого отсюда вывозили тогда, и готовность к борьбе в их сердцах слилась сегодня с горечью, которая передана им их отцами и дедами. Здесь и мы, старшее поколение, и мы гордимся своим народом, каждая новая поросль которого обладает все большей решимостью добиться победы в борьбе за право быть хозяевами на своей земле.
В этот траурный день чувство единения людей и наша общая уверенность в нашей победе побеждает скорбь в наших душах.
И залитый светом Чатыр-даг, вершина Крымских гор, взирает на нас, на свой возвращающийся к его подножью народ.
Ну, и чего ты добилась, Россия, обманом и силой захватившая Крым и торжественно обещавшая соблюдать человеческие права татар? Каких выгод для себя добилась ты, изгоняя народ, захватывая его землю, его имущество? Ну, где оно, награбленное тобой?
Может, уничтожая мой народ, ты приумножила свою духовность, окрепла морально, прославилась добротою? Увы, ты только усугубила свои державные грехи, только еще сильней искалечила душу своего народа, ибо сказано, что не может быть свободным народ, подавляющий другие народы!
Каких благ ты, Россия достигла, взяв на себя столько грехов? Добилась осуществления своей давней мечты увидеть Крым без его коренного населения? Но ведь вот мы уже в Крыму, и нас все больше, и мы уже не те, не доверчивые, мы закалились в борьбе с твоим беззаконием. Вот мы здесь, и мы множимся на радость всем крымчанам, ибо залог расцвета Полуострова в хозяйствовании на нем его аборигенов, которым все здесь дорого, которые все здесь знают, которым послушны тайные силы крымской земли. Не чудовищно ли, что сегодня под властью поселенных на этой земле жителей других краев, другого климата, других вод все обитатели Крыма бедствуют? Бедствуют на этой богатой и всегда прежде обильной земле! Зачем изгоняла ты, Россия, из Крыма его коренное население?
Чего ты, держава Российская этим изгнанием добилась? Каковы твои сегодняшние геополитические успехи в регионе? Не задумываешься ли ты над тем, что благоденствовали бы на этой земле все, ежели не пыталась бы ты уничтожить нас, крымских татар, и ты бы сама, держава Российская, радовалась? Или радость тебе доставляют только горести людские да твои державные потери? Ну да, исторический процесс, ты скажешь, конечно! Но переходить из одного исторического этапа в другой иным странам удалось с меньшей кровью, с меньшими потерями перед людьми и перед Богом. А уж в наш-то информационный век надо бы как-то иначе, почеловечней…
Да, кое-чего ты, Россия, добилась… В страшное лето сорок четвертого года в пыли азиатских городов и поселков лежали тысячи и тысячи трупов – то твои, Россия, граждане крымскотатарской национальности умирали от голода и болезней. Умирали дети и жены, матери и отцы тех воинов, которые в эти же дни гнали от границ СССР напавшего на страну врага. Умирали бездомные и обездоленные, в то время как в Крыму остались их дома, их огороды и сады, их домашняя живность. Зачем ты ограбила крымских татар и обрекла их на смерть, Россия? Это ли великое злодеяние было твоей целью, Россия?
Так ли уж нужно было тебе, Россия, в двадцатом веке реализовать программу русских царей, замысливших еще в восемнадцатом столетии «привести крымских татар в небытие», не пренебречь и «полным их уничтожением»? Зачем? Умом того не понять…
Но, может, то была не та Россия? То есть, то была не эта, не сегодняшняя Россия? То была Россия, выводившая для продажи на площадях Санкт-Петербурга и Москвы семьи русских крепостных крестьян – мать покупал один помещик, отца другой, дочь третий.… Было ли той, екатерининской России до забот о благе аборигенов захваченного Крыма? Должно быть, и в сорок четвертом году двадцатого века, когда решено было окончательно решить вопрос с крымскими татарами, то была другая Россия (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, в составе которой был Крым), которая, как пишут нынешние российские историки, в первую очередь угнетала русских людей, а уж заодно, наверное, и других. Нынче же Россия обрела свой истинный лик, духовный, благородный, человеколюбивый.
Так чего же не покается сегодняшняя, не та, а другая, лучшая Россия перед крымскими татарами, которые были высланы пятьдесят семь лет назад в Азию, где за одно лето погибла половина народа?
Молчат Российские власти, будто и не было у них никаких дел с крымскими татарами в двадцатом веке. Будто не сажала она в тюрьмы, в лагеря, в психушки борцов за права крымских татар. Будто не крымские татары сидели в восемьдесят седьмом году на Красной площади с развернутыми плакатами, на которых были изложены требования к властям. Будто не клеветала она в своих газетах на весь крымскотатарский народ, на лучших его представителей, на граждан других национальностей, академиков и генералов, и простых людей, которые протестовали против издевательств над крымскими татарами?
Да чего уж там! И сегодня нет-нет, а появиться в московской газете поносящая крымских татар статейка, покажут по телевизору злобную и клеветническую программу про крымских татар. Может быть, комплекс вины перед крымскими татарами кое у кого вытесняется в неприязнь? И где уж ожидать, что поможет материально нынешняя России живущим в Крыму в недостроенных домах репатриантам! Хоть сказала бы доброе слово, слово сочувствия, поддержала бы духовно и морально крымскотатарский народ, пытающийся выжить после нанесенных ему увечий…
Да, увечья были нанесены страшные! Кое-чего плохого ты добилась-таки, Россия, выселив крымских татар и продержав их в изгнании полвека!
Можешь записать, Россия, в свой актив и то обстоятельство, что за эти полвека существования на чужой земле крымские татары потеряли свою государственность. Мы, крымские татары, перестали в большинстве своем чувствовать себя самостоятельным и цельным, государствообразующим народом – и это большая потеря! Мы привыкли к тому, что над нами иноплеменные директора, иноплеменные председатели райсоветов, иноплеменные секретари райкомов и обкомов. Мы вставали перед районным или областным, или – о, ужас! – перед республиканским начальством, будь то узбек или русский, назначенный волей еще более высокой инстанции. Но мы до сих пор не можем научиться уважать здесь в Крыму своих, избранных самими крымскими татарами людей из наших же рядов. Хуже того – мы привыкли к коммунистическим сельсоветам или к райсоветам в такой степени, что встречаются среди нас такие люди, которые знать не хотят о вековой мечте крымских татар – Милли Меджлисе! Но именно наличие избранного национального собрания, избранного лидера отличает народ от большой толпы!
Мы не большая толпа, мы – народ!
Но враг не ленится, его пропаганда действенна. Я был в одном большом селении, где проживают крымские татары. И там, когда один человек воскликнул:
- А что нам дал Меджлис? – то его дружно поддержали десятки голосов.
Я возвысил голос и спросил их, кому поступают налоги, которые они платят? Разве Милли Меджлису? И можно ли требовать от Милли Меджлиса то, что обязаны делать для своих налогоплательщиков власти, к которым поступают все наши платежи? Не все поняли смысл того, что я сказал, но были и такие, кто понял.
Мне довелось посетить некоторые небольшие республики на Северном Кавказе. Там бывшие репрессированные народы гордятся своими избранными национальными собраниями. Я спросил, а гордились ли бы они своим всенародно избранным национальным собранием, если бы федеральная власть не признавала этот выбор?
- В десять раз больше гордились бы! – ответили мне.
Мне пришлось быть в большом помещении, где сидело много людей. И все они встали, приветствуя вход избранного национальным собранием лидера. Встали, демонстрируя уважение к занимаемой этим человеком должности, и те, кто перед тем говорили мне, представителю другого племени, как много недостатков у этого лидера.
- А демонстрировали бы вы уважение к этому человеку, если бы федеральные власти всячески его ругали и не признавали бы ваш выбор? – задал я вопрос, и устыдился:
- Еще в большей степени! - ответили мне, и отошли от меня, задающего такие неправильные вопросы.
Недавно в Крыму я был свидетелем того, как под навес, защищающий от дождя и солнца, зашел избранный нашим народным собранием человек. И не один из сидящих тут же моих соплеменников не только не встал, но и словами не поприветствовал признанного лидера Милли Меджлиса, избранного Курултаем, легитимность которого оспаривают только откровенные враги крымскотатарского народа.
Так народ мы или большая толпа?
Бир авуч юзюммизми, я бир салкым юзюммизми?
Кто мы, горсть винограда или гроздь винограда?
Хотелось спросить сидящих под тем навесом моих соплеменников:
- А если бы вы сидели в чайхане, и вошел бы Сапармурад или Ислам, как бы вы себя повели?
Вскочили бы, да простит меня Аллах!
Моя бабушка Анифе Баданинская, одна из четырех женщин, делегатов Первого Курултая, рассказывала мне:
- Когда среди народа появлялся Нуман Челебиджихан, то все приветствовали его словами: «Селям алейкум, Челебиджихан-эфенди! Огъурлар олсун, Нуман-бей!»
Будут ли уважать наш Меджлис другие народы, если мы сами не в достаточной степени его уважаем? Или, может быть, не умеем выразить свое уважение? Есть к Меджлису претензии? – так проведите предвыборную кампанию, агитируйте за тех, кому доверяете и переизберите! Но учреждение Меджлиса не уважать может только тот, кто по натуре своей холуй и бомж, привыкший побираться у чужих дверей!
Однако все поправимо, ибо мы, крымские татары, гордый и древний европейский народ. И тех ошибок, которые мы во вред себе делаем сегодня, завтра наши враги от нас не дождутся!
Мы, крымские татары, жили в изгнании на тридцать два года дольше, чем другие депортированные в сорок четвертом году народы. И теперь мы учимся быть гражданами своей Родины, быть хозяевами на нашей земле и отвечать за все, что на ней происходит.
Сегодня пятьдесят седьмая годовщина того дня, когда нас выгнали из наших домов, и мы не знали, поставят ли нас под свинцовые струи армейских пулеметов или под щелчки чекистских пистолетов.
…Вот она площадь, заполненная двадцатью тысячами решительных крымских татар, над которыми развиваются голубые, цвета крымского неба знамена. Вот они те самые ворота, из которых меня выводили вместе с четырьмя моими братишками и сестренками, а сегодня вернулся к этим воротам я один. Это ты, Россия, убила моих братишек и сестренок.
Зачем ты это сделала, Россия?
Из романа «Красная ртуть».
Какая корысть была у Державы выселять аборигенов Крыма? Каких выгод для себя добилась Россия, изгоняя народ, захватывая его землю, его имущество? Ну, где оно, награбленное у татар? Улучшила ли Россия этим злодейством жизнь русских людей? Отнюдь! Не зря удивляются историки – что же за Империя такая, эта Россия? Ведь Империи грабят колонии, чтобы свой народ в метрополии облагодетельствовать. А в России свой русский народ выживал едва-едва, как и народы Туркестана, как и народы Кавказа, как и все другие порабощенные Державой племена. Так во имя чего истребляли, грабили и унижали инородцев в России, если русский крестьянин и русский интеллигент жили так же тяжко, как и все? Неужто и в самом деле Российская Держава творила зло во имя зла?
Уничтожая крымских татар и другие народы, не приумножила Россия свою духовность, не окрепла морально, не прославилась добротою! Увы, она только усугубила свои державные грехи, только еще сильней искалечила душу своего народа, ибо сказано, что не может быть свободным народ, подавляющий другие народы!
И я вновь задаю вопрос: каких благ ты, Россия, достигла, взяв на себя столько грехов? Добилась осуществления своей давней мечты увидеть Крым без его коренного населения? Но вот мы уже в Крыму, и нас все больше, и мы уже не те, не доверчивые, мы закалились в борьбе с твоим беззаконием. Вот мы здесь, и мы множимся на радость всем крымчанам, ибо залог расцвета Полуострова в хозяйствовании на нем его аборигенов, которым все здесь дорого, которые все здесь знают, которым послушны тайные силы крымской земли. Не чудовищно ли, что сегодня под властью водворенных на эту землю жителей других краев, другого климата, других вод все обитатели Крыма бедствуют? Бедствуют на этой богатой и всегда прежде обильной земле!
Зачем изгоняла ты, Россия, из Крыма его коренное население? Чего ты, держава Российская этим изгнанием добилась?
В страшное лето сорок четвертого года в пыли азиатских городов и поселков лежали тысячи и тысячи трупов – то твои, Россия, граждане крымскотатарской национальности умирали от голода и болезней. Умирали дети и жены, матери и отцы тех пятидесяти тысяч воинов, которые в эти же дни гнали от границ СССР напавшего на страну врага. Умирали бездомные и обездоленные, в то время как в Крыму остались их дома, их огороды и сады, их домашняя живность.
Зачем ты ограбила крымских татар и обрекла их на смерть, Россия?
Это ли великое злодеяние было твоей целью, Россия?
Зло ради зла… Или, может быть, я чего-то недопонимаю? Может быть, дело в геополитике, ради которой не то, чтобы татар, но и своих русичей не жалко?
Так каковы твои сегодняшние геополитические успехи в регионе, а? Не задумываешься ли ты над тем, что благоденствовали бы на этой земле все, ежели не пыталась бы ты уничтожить нас, крымских татар, и ты бы сама, держава Российская, радовалась? Или радость тебе доставляют только горести людские да твои державные потери? Ну да, исторический процесс, ты скажешь, конечно! Но переходить из одного исторического этапа в другой иным странам удалось с меньшей кровью, с меньшими потерями перед людьми и перед Богом. А уж в нашу-то информационную эпоху надо бы как-то иначе, почеловечней…
Покаяние… Верно, что покаяние не дает забвения, не очищает память народную. Однако отсутствие покаяния и множимое зло отягощает как сегодняшнюю, так и грядущую жизнь - и жертв, и палачей. «Грех висит над страной» - так это было сказано.
Из сборника «Крымские хроники».
Размышления
после Дня Восемнадцатого мая.
Ярким майским солнцем залита городская площадь, которую заполнили тысячи посланцев крымских татар. В этот день пятьдесят семь лет назад небо было затянуто тучами, временами шел дождь. Меня, десятилетнего, вывозили под дулами автоматов из ворот, которые тут рядом, - их можно видеть с сегодняшней, заполненной солнцем и решительными людьми площади. Эти решительные люди – в большинстве своем дети и внуки тех, кого отсюда вывозили тогда, и готовность к борьбе в их сердцах слилась сегодня с горечью, которая передана им их отцами и дедами. Здесь и мы, старшее поколение, и мы гордимся своим народом, каждая новая поросль которого обладает все большей решимостью добиться победы в борьбе за право быть хозяевами на своей земле.
В этот траурный день чувство единения людей и наша общая уверенность в нашей победе побеждает скорбь в наших душах.
И залитый светом Чатыр-даг, вершина Крымских гор, взирает на нас, на свой возвращающийся к его подножью народ.
Ну, и чего ты добилась, Россия, обманом и силой захватившая Крым и торжественно обещавшая соблюдать человеческие права татар? Каких выгод для себя добилась ты, изгоняя народ, захватывая его землю, его имущество? Ну, где оно, награбленное тобой?
Может, уничтожая мой народ, ты приумножила свою духовность, окрепла морально, прославилась добротою? Увы, ты только усугубила свои державные грехи, только еще сильней искалечила душу своего народа, ибо сказано, что не может быть свободным народ, подавляющий другие народы!
Каких благ ты, Россия достигла, взяв на себя столько грехов? Добилась осуществления своей давней мечты увидеть Крым без его коренного населения? Но ведь вот мы уже в Крыму, и нас все больше, и мы уже не те, не доверчивые, мы закалились в борьбе с твоим беззаконием. Вот мы здесь, и мы множимся на радость всем крымчанам, ибо залог расцвета Полуострова в хозяйствовании на нем его аборигенов, которым все здесь дорого, которые все здесь знают, которым послушны тайные силы крымской земли. Не чудовищно ли, что сегодня под властью поселенных на этой земле жителей других краев, другого климата, других вод все обитатели Крыма бедствуют? Бедствуют на этой богатой и всегда прежде обильной земле! Зачем изгоняла ты, Россия, из Крыма его коренное население?
Чего ты, держава Российская этим изгнанием добилась? Каковы твои сегодняшние геополитические успехи в регионе? Не задумываешься ли ты над тем, что благоденствовали бы на этой земле все, ежели не пыталась бы ты уничтожить нас, крымских татар, и ты бы сама, держава Российская, радовалась? Или радость тебе доставляют только горести людские да твои державные потери? Ну да, исторический процесс, ты скажешь, конечно! Но переходить из одного исторического этапа в другой иным странам удалось с меньшей кровью, с меньшими потерями перед людьми и перед Богом. А уж в наш-то информационный век надо бы как-то иначе, почеловечней…
Да, кое-чего ты, Россия, добилась… В страшное лето сорок четвертого года в пыли азиатских городов и поселков лежали тысячи и тысячи трупов – то твои, Россия, граждане крымскотатарской национальности умирали от голода и болезней. Умирали дети и жены, матери и отцы тех воинов, которые в эти же дни гнали от границ СССР напавшего на страну врага. Умирали бездомные и обездоленные, в то время как в Крыму остались их дома, их огороды и сады, их домашняя живность. Зачем ты ограбила крымских татар и обрекла их на смерть, Россия? Это ли великое злодеяние было твоей целью, Россия?
Так ли уж нужно было тебе, Россия, в двадцатом веке реализовать программу русских царей, замысливших еще в восемнадцатом столетии «привести крымских татар в небытие», не пренебречь и «полным их уничтожением»? Зачем? Умом того не понять…
Но, может, то была не та Россия? То есть, то была не эта, не сегодняшняя Россия? То была Россия, выводившая для продажи на площадях Санкт-Петербурга и Москвы семьи русских крепостных крестьян – мать покупал один помещик, отца другой, дочь третий.… Было ли той, екатерининской России до забот о благе аборигенов захваченного Крыма? Должно быть, и в сорок четвертом году двадцатого века, когда решено было окончательно решить вопрос с крымскими татарами, то была другая Россия (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, в составе которой был Крым), которая, как пишут нынешние российские историки, в первую очередь угнетала русских людей, а уж заодно, наверное, и других. Нынче же Россия обрела свой истинный лик, духовный, благородный, человеколюбивый.
Так чего же не покается сегодняшняя, не та, а другая, лучшая Россия перед крымскими татарами, которые были высланы пятьдесят семь лет назад в Азию, где за одно лето погибла половина народа?
Молчат Российские власти, будто и не было у них никаких дел с крымскими татарами в двадцатом веке. Будто не сажала она в тюрьмы, в лагеря, в психушки борцов за права крымских татар. Будто не крымские татары сидели в восемьдесят седьмом году на Красной площади с развернутыми плакатами, на которых были изложены требования к властям. Будто не клеветала она в своих газетах на весь крымскотатарский народ, на лучших его представителей, на граждан других национальностей, академиков и генералов, и простых людей, которые протестовали против издевательств над крымскими татарами?
Да чего уж там! И сегодня нет-нет, а появиться в московской газете поносящая крымских татар статейка, покажут по телевизору злобную и клеветническую программу про крымских татар. Может быть, комплекс вины перед крымскими татарами кое у кого вытесняется в неприязнь? И где уж ожидать, что поможет материально нынешняя России живущим в Крыму в недостроенных домах репатриантам! Хоть сказала бы доброе слово, слово сочувствия, поддержала бы духовно и морально крымскотатарский народ, пытающийся выжить после нанесенных ему увечий…
Да, увечья были нанесены страшные! Кое-чего плохого ты добилась-таки, Россия, выселив крымских татар и продержав их в изгнании полвека!
Можешь записать, Россия, в свой актив и то обстоятельство, что за эти полвека существования на чужой земле крымские татары потеряли свою государственность. Мы, крымские татары, перестали в большинстве своем чувствовать себя самостоятельным и цельным, государствообразующим народом – и это большая потеря! Мы привыкли к тому, что над нами иноплеменные директора, иноплеменные председатели райсоветов, иноплеменные секретари райкомов и обкомов. Мы вставали перед районным или областным, или – о, ужас! – перед республиканским начальством, будь то узбек или русский, назначенный волей еще более высокой инстанции. Но мы до сих пор не можем научиться уважать здесь в Крыму своих, избранных самими крымскими татарами людей из наших же рядов. Хуже того – мы привыкли к коммунистическим сельсоветам или к райсоветам в такой степени, что встречаются среди нас такие люди, которые знать не хотят о вековой мечте крымских татар – Милли Меджлисе! Но именно наличие избранного национального собрания, избранного лидера отличает народ от большой толпы!
Мы не большая толпа, мы – народ!
Но враг не ленится, его пропаганда действенна. Я был в одном большом селении, где проживают крымские татары. И там, когда один человек воскликнул:
- А что нам дал Меджлис? – то его дружно поддержали десятки голосов.
Я возвысил голос и спросил их, кому поступают налоги, которые они платят? Разве Милли Меджлису? И можно ли требовать от Милли Меджлиса то, что обязаны делать для своих налогоплательщиков власти, к которым поступают все наши платежи? Не все поняли смысл того, что я сказал, но были и такие, кто понял.
Мне довелось посетить некоторые небольшие республики на Северном Кавказе. Там бывшие репрессированные народы гордятся своими избранными национальными собраниями. Я спросил, а гордились ли бы они своим всенародно избранным национальным собранием, если бы федеральная власть не признавала этот выбор?
- В десять раз больше гордились бы! – ответили мне.
Мне пришлось быть в большом помещении, где сидело много людей. И все они встали, приветствуя вход избранного национальным собранием лидера. Встали, демонстрируя уважение к занимаемой этим человеком должности, и те, кто перед тем говорили мне, представителю другого племени, как много недостатков у этого лидера.
- А демонстрировали бы вы уважение к этому человеку, если бы федеральные власти всячески его ругали и не признавали бы ваш выбор? – задал я вопрос, и устыдился:
- Еще в большей степени! - ответили мне, и отошли от меня, задающего такие неправильные вопросы.
Недавно в Крыму я был свидетелем того, как под навес, защищающий от дождя и солнца, зашел избранный нашим народным собранием человек. И не один из сидящих тут же моих соплеменников не только не встал, но и словами не поприветствовал признанного лидера Милли Меджлиса, избранного Курултаем, легитимность которого оспаривают только откровенные враги крымскотатарского народа.
Так народ мы или большая толпа?
Бир авуч юзюммизми, я бир салкым юзюммизми?
Кто мы, горсть винограда или гроздь винограда?
Хотелось спросить сидящих под тем навесом моих соплеменников:
- А если бы вы сидели в чайхане, и вошел бы Сапармурад или Ислам, как бы вы себя повели?
Вскочили бы, да простит меня Аллах!
Моя бабушка Анифе Баданинская, одна из четырех женщин, делегатов Первого Курултая, рассказывала мне:
- Когда среди народа появлялся Нуман Челебиджихан, то все приветствовали его словами: «Селям алейкум, Челебиджихан-эфенди! Огъурлар олсун, Нуман-бей!»
Будут ли уважать наш Меджлис другие народы, если мы сами не в достаточной степени его уважаем? Или, может быть, не умеем выразить свое уважение? Есть к Меджлису претензии? – так проведите предвыборную кампанию, агитируйте за тех, кому доверяете и переизберите! Но учреждение Меджлиса не уважать может только тот, кто по натуре своей холуй и бомж, привыкший побираться у чужих дверей!
Однако все поправимо, ибо мы, крымские татары, гордый и древний европейский народ. И тех ошибок, которые мы во вред себе делаем сегодня, завтра наши враги от нас не дождутся!
Мы, крымские татары, жили в изгнании на тридцать два года дольше, чем другие депортированные в сорок четвертом году народы. И теперь мы учимся быть гражданами своей Родины, быть хозяевами на нашей земле и отвечать за все, что на ней происходит.
Сегодня пятьдесят седьмая годовщина того дня, когда нас выгнали из наших домов, и мы не знали, поставят ли нас под свинцовые струи армейских пулеметов или под щелчки чекистских пистолетов.
…Вот она площадь, заполненная двадцатью тысячами решительных крымских татар, над которыми развиваются голубые, цвета крымского неба знамена. Вот они те самые ворота, из которых меня выводили вместе с четырьмя моими братишками и сестренками, а сегодня вернулся к этим воротам я один. Это ты, Россия, убила моих братишек и сестренок.
Зачем ты это сделала, Россия?
Из романа «Красная ртуть».
Какая корысть была у Державы выселять аборигенов Крыма? Каких выгод для себя добилась Россия, изгоняя народ, захватывая его землю, его имущество? Ну, где оно, награбленное у татар? Улучшила ли Россия этим злодейством жизнь русских людей? Отнюдь! Не зря удивляются историки – что же за Империя такая, эта Россия? Ведь Империи грабят колонии, чтобы свой народ в метрополии облагодетельствовать. А в России свой русский народ выживал едва-едва, как и народы Туркестана, как и народы Кавказа, как и все другие порабощенные Державой племена. Так во имя чего истребляли, грабили и унижали инородцев в России, если русский крестьянин и русский интеллигент жили так же тяжко, как и все? Неужто и в самом деле Российская Держава творила зло во имя зла?
Уничтожая крымских татар и другие народы, не приумножила Россия свою духовность, не окрепла морально, не прославилась добротою! Увы, она только усугубила свои державные грехи, только еще сильней искалечила душу своего народа, ибо сказано, что не может быть свободным народ, подавляющий другие народы!
И я вновь задаю вопрос: каких благ ты, Россия, достигла, взяв на себя столько грехов? Добилась осуществления своей давней мечты увидеть Крым без его коренного населения? Но вот мы уже в Крыму, и нас все больше, и мы уже не те, не доверчивые, мы закалились в борьбе с твоим беззаконием. Вот мы здесь, и мы множимся на радость всем крымчанам, ибо залог расцвета Полуострова в хозяйствовании на нем его аборигенов, которым все здесь дорого, которые все здесь знают, которым послушны тайные силы крымской земли. Не чудовищно ли, что сегодня под властью водворенных на эту землю жителей других краев, другого климата, других вод все обитатели Крыма бедствуют? Бедствуют на этой богатой и всегда прежде обильной земле!
Зачем изгоняла ты, Россия, из Крыма его коренное население? Чего ты, держава Российская этим изгнанием добилась?
В страшное лето сорок четвертого года в пыли азиатских городов и поселков лежали тысячи и тысячи трупов – то твои, Россия, граждане крымскотатарской национальности умирали от голода и болезней. Умирали дети и жены, матери и отцы тех пятидесяти тысяч воинов, которые в эти же дни гнали от границ СССР напавшего на страну врага. Умирали бездомные и обездоленные, в то время как в Крыму остались их дома, их огороды и сады, их домашняя живность.
Зачем ты ограбила крымских татар и обрекла их на смерть, Россия?
Это ли великое злодеяние было твоей целью, Россия?
Зло ради зла… Или, может быть, я чего-то недопонимаю? Может быть, дело в геополитике, ради которой не то, чтобы татар, но и своих русичей не жалко?
Так каковы твои сегодняшние геополитические успехи в регионе, а? Не задумываешься ли ты над тем, что благоденствовали бы на этой земле все, ежели не пыталась бы ты уничтожить нас, крымских татар, и ты бы сама, держава Российская, радовалась? Или радость тебе доставляют только горести людские да твои державные потери? Ну да, исторический процесс, ты скажешь, конечно! Но переходить из одного исторического этапа в другой иным странам удалось с меньшей кровью, с меньшими потерями перед людьми и перед Богом. А уж в нашу-то информационную эпоху надо бы как-то иначе, почеловечней…
Покаяние… Верно, что покаяние не дает забвения, не очищает память народную. Однако отсутствие покаяния и множимое зло отягощает как сегодняшнюю, так и грядущую жизнь - и жертв, и палачей. «Грех висит над страной» - так это было сказано.
2008.08.14 | Татарин
Erratum
Прошу прощения за дважды повторенный текст "Из романа "Красная ртуть".2008.08.14 | Маклай
Я не принадлежу к "молчаливому большинству"
Татарин пише:> И то, что я не вижу на форуме Майдана одобрений обстрела грузинскими войсками Южной Осетии, свидетельствует о том, что молчаливое большинство сочувствуют подвергавшимся многолетним издевательствам абхазам и осетинам.
Не люблю быть большинством, тем более молчаливым.
Потому что молчащее большинство (не здесь, на форуме, а во многих других, реальных, ситуациях) называется "быдло" и молча гонится на убой.
Я одобряю военную операцию грузинского правительства в области Шида-Картли.
Я бы категорически не одобрял ее, если бы конфликт разворачивался между правительством и требующими независимости националистами. Но здесь сторонами конфликта выступают только Грузия и только Россия. Осетины, на самом деле, отстранены от решения конфликта и лишены возможности выступать самостоятельно. Криминальная клика, называющая себя "правительством Южной Осетии" - это россияне, российские граждане, зачастую не имевшие никакой связи с регионом. Это не правительство осетинских националистов в изгнании, а российская окупационная администрация - абсолютно та же самая, что в Транснистрии и Абхазии.
А в оккупантов, как хорошо известно еще по школьным книгам про войну, надо стрелять.
Цель Москвы - отнюдь не добиться для осетин права самостоятельно определить свое будущее, а только лишь закрепить советскую оккупацию части грузинской территории.
Если бы Россия действительно заботились об осетинах, она бы еще в начале конфликта привествовала бы введение сил НАТО или ООН: против таких сил грузинское правительство не смогло бы выступить ни в какой из прогнозируемых ситуаций, и контролировать ситуацию совместными силами было бы гораздо легче.
Если бы дело было исключительно в счастье осетин, Москва, вместо того, чтобы создавать там советский мафиозный отстойник, согласилась бы на международный мандат над территорией. Этого согласия не было и нет принципиально. Что выводит на свет истинную, уже указанную мной, причину. Не имеющую никакого отношения к собственно осетинам как таковым.
Нет принципиальных препятствий, чтобы весь осетинский народ (либо его южная часть) получил независимость. Но это должно решаться Организацией объединенных наций, а не московским режимом и его кукольными туземными филиалами.
Потому до введения такого мандата нынешний режим в Шида-Картли - это не восставшее осетинское правительство, а комендатура российской оккупации.
А когда суверенное государство стреляет по оккупационным войскам на своей территории, это можно лишь одобрить.
Если же при этом оккупанты выставляют живой щит из слабых - в данном случае, из туземцев - вина за это военное преступление ложится на оккупантов.
Таким образом, пока в Грузии нет международных военных сил с мандатом ООН, любая акция грузинского правительства является справедливой войной Грузии против России за суверенитет над собственными териториями. Если бы такие силы там существовали и грузинская армия вела обстрел через разделительную линию голубых касок, тем самым срывая международные переговоры, моя оценка была бы совершенно противоположной.
Замечу еще, что это пояснение дано не из желания вступить в дискуссию с представителями промосковского лагеря: от такой дискуссии я отказываюсь заранее. Это написано исключительно с целью отмежеваться от "молчаливого большинства".
2008.08.14 | Tatarchuk
авторе, можна це в статті?
2008.08.14 | Маклай
хай буде!
2008.08.14 | Татарин
Re: Я не принадлежу к "молчаливому большинству"
"Представитель промосковского лагеря", как Вы изволили выразиться, очень хорошо знал ситуацию с положением абхазцев при советской власти. Они были в своей якобы, республике, почти на положении крымских татар в сегодняшнем Крыму.Я тоже не собираюсь открывать дискуссию с кабинетными представлениями немолчаливого меньшинства.
И, вообще, считаю обсуждение этой темы здесь законченным, ибо абхазцы и осетины освобождены ныне от властей грузии.
С усмешкой жду заявления, что теперь эти народы попали под иго России.
Мелкие тираны обычно страшнее тиранов большого масштаба.
2008.08.14 | Tatarchuk
тю...
Татарин пише:> хорошо знал ситуацию с положением абхазцев при советской власти. Они были в своей якобы, республике, почти на положении крымских татар в сегодняшнем Крыму.
В чому ж це проявлялося? Пан може навести такі факти? А для початку - пан взагалі в курсі чим саме відрізняється стан кримських татар в Криму?
Прошу факти в студію. Аж цікаво стало.
> Мелкие тираны обычно страшнее тиранов большого масштаба.
Большое лучше маленького?
2008.08.14 | Татарин
Re: тю...
"А для початку - пан взагалі в курсі чим саме відрізняється стан кримських татар в Криму?" - пан шутит? Или мозги пудрить вздумал?2008.08.14 | Tatarchuk
це була відповідь? дякую.
2008.08.14 | enver
Re: Отвечаю Энверу
Замечательно написано!Я уже знаком с этим произведением, но сейчас снова перечитал с удовольствием!
Но все-же - написав все это в адрес России, как Вы можете ее поддерживать сейчас? Ведь не стала она лучше с тех времен, не изменила своего отношения ни к нам, ни к кавказским народам...
Неужели Вы всерьез верите в то, что российских властителей заботит судьба абхазов и осетин? Они о своем народе позаботится не хотят, а тут какие-то "недочеловеки". Вы же в Москве живете - как там относятся ко всем кавказцам? Или в Москве кавказцы - "чурки", а в Южной Осетии - "русские и осетины братья навек"? Не зря у России герб двухголовый .
2008.08.14 | Татарин
Re: Отвечаю Энверу
Я почти каждый год с начала 60-х бывал в Абхазии. Знаю, как те, в домах которых висели портреты Сталина, относились к "этим абхазам, о которых здесь уже забыли" - это при живом еще народе. Абхазы в начале 60-х подняли восстание, но в тот год меня там не было. После этих возмущений на остановках и на вывесках магазинов появились надписи на абхазском языке...Повторяю: мелкий князёк зловреднее большого. Особенно, когда у этого мелкого в памяти властитель одной шестой суши.
2008.08.14 | enver
А сваны имеют право на самоопределение???
Если уж речь зашла об Абхазии - тогда объясните нам всем, почему фактически свободная Абхазия осуществила агрессию, захватив верхнюю часть Кодорского ущелья, где уже сотни лет проживают сваны... И напомню Вам, что сваны - это никакие не абхазы, это грузины. И они не хотят жить в Абхазии (что, впрочем, неудивительно. Еще раз повторяю, сваны - это этнографическая группа грузинского народа!).Как Вы объясните ситуацию, когда Грузия на Абхазию не нападает, враждующие стороны (грузины и абхазы) разделены миротворческим контингентом по определенной международным соглашением границе. И вдруг в один прекрасный день абхазы при поддержке "миротворцев" совершают ничем не спровоцированную агрессию по отношению к Грузии?
А сваны (как часть грузинской нации) имеют право на самоопределение и воссоединение со своей исторической Родиной - Грузией? Или "право на на самоопределение" есть только у осетин и абхазов?
2008.08.15 | Татарин
Re: А сваны имеют право на самоопределение???
Не имею информации. Как что узнаю - непременно сообщу.2008.08.14 | enver
Re: Заметки этнографа
Маклай пише:> Энвер, Ваш ключевой аргумент в корне ошибочен.
Может быть. Перечитав свое сообщение еще раз, я сам понял, что изложил свой взгляд не совсем верно. Что делать - любитель никогда не будет на одном уровне с профессионалом
В Вашем тексте я со многим согласен. Но всетаки есть ряд моментов, которые я никогда не приму.
Во многих случаях Вы просто не совсем верно меня поняли (точнее, я не очень доходчиво изложил свою позицию).
Попробую пояснить.
> "Национальность" или "безнациональность" государства не имеет никакого значения. Наивысшие стандарты демократии сумели развить и национальные государства Европы, и "безэтничные" Соединенные Штаты Америки. А тоталитаризм присущ и мононациональной Сев. Корее, и лоскутной империи Китая.
А теперь представьте ситуацию, что в США не уничтожили индейцев почти полностью, и они до сих пор являлись бы основной частью населения, а иностранцы (европейцы) - только правящий класс, относительно немногочисленный. Так кстати и было еще лет триста назад. Как Вы думаете, была бы в США демократия для всех, в том числе и для индейцев?
Я почему-то думаю, что была бы примерно такая-же система, как в России, соответсвенно - индейцы в роли русских, европейцы - правящая элита. Но индейцы так жить не захотели, и поэтому были практически уничтожены.
> Приводить аргументы о том, что Россией правят инородцы, что русских пускают во власть "только за большие заслуги", высчитывать долю крови Романовых, разбирать фамилии олигархов - это из классического арсенала русских почвенников и черносотенцев. Откажитесь от этого аргумента раз и навсегда, потому что если Вы будете мыслить, как русский, Вы в своих спорах обречены на провал.
С черносотенцами у меня цели разные. Они хотят доказать, что не будь "жидов", "немчуры" и других "инородцев", все в России было бы замечательно. Я же пытаюсь доказать, что если бы не было "инородцев" во власти - России вообще не было бы, потому-что русский народ не хочет (а может быть, не может?) сам управлять своим государством.
> Русским вечно кто-то не дает жить. После Петра это была немчура, после Ленина это были жиды. Но ведь до Петра или после Горбачева никакие иноземцы (если допустить, что таковые вообще играли какую-то роль) над русскими уже не стояли! Тем не менее, и в допетровскую эпоху, и в нынешнюю, Россия была и остается точной такой же гнилой язвой на теле мира, какой она была столетиями. Она не меняется ни на йоту от смены "инородных" режимов. Не так стало быть, велико влияние этих инородцев, раз уж их "колония" остается незыблемой в своих вкусах и привычках.
Вы забыли еще упомянуть, что до Петра России не давало жить ордынское иго, да и еще можно вспомнить многих, кто "не давал России жить".
> Россия не под оккупацией. А если и под оккупацией, то возможность выйти из-под нее у нее была в 91 году. Не захотели.
Согласен. Более того, возможностей выйти из-под "оккупации" у русских было несчитанное количество. Но не захотели, потому-что их это устраивало. Варягов на княжение приглашали добровольно, Золотой Орде покорились после первых же поражений и на долгие 300 лет (в отличие от соседней Литвы, к примеру), немке Екатерине II присягнули с радостью, на смерть в ВОВ шли с криком "За Сталина!" - их такое положение дел устраивало.
> Вот, для сравнения, кто действительно под оккупацией чуждой идеологии, и о ком стоило бы сожалеть так, как сожалеете Вы, - так это китацйы. Они доказали это тем, что имеют свой альтернативный демократический Тайвань, а также тысячи маленьких "тайваней" в диаспорах по всей Юго-Восточной Азии. Эти общины не являются носителями коммунистической идеологии, ценностей тоталитаризма и прочих вещей, которые носят в крови за собой по всему свету русские диаспоры.
> Не будм брать Латвию, Эстонию и т.д. Самый яркий пример - Крым. При подавляющем русском преобладании, при неподвластности Москве, при отсутствии какого-либо ощутимого государственного влияния Киева он так и не стал Русским Тайванем - к которому, если предположить у русских волю к свободе - они могли бы стремиться. Но у них другие интересы, и задуманный ими русский Крым - это точно такой же хлев, что и Москва.
Так это потому, что они здесь, в Крыму, росли в РУССКОЙ среде, соответсвенно, сформировались обычные русские люди. Не хуже и не лучше, чем любые другие русские.
> Эталонный Китаец, оказываясь за пределами Китая, становится демократом. Эталонный Русский за пределами России во всех поколениях остается чекистом. И в этом колоссальная разница.
Я всегда считал, что личность формируется под влиянием окружения. Если младенца китайца поместить в русскую семью и в русское окружение где-нибудь под Рязанью, из него вырастет русский по духу человек. И наоборот, если русского в младенчестве отдать в китайскую семью на том же Тайване - вырастет китаец.
> То есть, дело не в российских инородцах и не в безнациональности российского государства, а в этнопсихологии русских. Не надо так панично отмахиваться от неутешительных выводов по поводу их роли в мировой истории. Это, может, и не политкорректно, но негативное влияние этой роли - не умозрительная абстракция, а реальность жизни наших предков и нас самих. Политкорректность - не наивысшая ценность, когда идет речь об угрозах жизни и миру. А такая угроза требует трезвых выводов. Политкорректные лакированые выводы пусть делают те, кто находится под ядерным зонтом Североатлантического Договора. Это не наш случай.
Но этнопсихология русских (впрочем, как и этнопсихология любого другого народа) - она не заложена генетически от рождения. Ее впитывают из окружения, и именно так она передается из поколения в поколение.
Я не думаю, что вы будете доказывать тезис о том, что психологические особенности представителей разных народов обусловлены плохими иди хорошими генами, присущими отдельным народам. Вы надеюсь понимаете, куда могут завести такие гипотезы.
> Вывод отсюда вовсе не тот, что русские в массе плохи - такой вывод был бы, как и Ваш посыл, в духе примитивной черносотенной этногнрафии. Русские таковы, каковы они есть, и их ближайшим соседям остается лишь восхищатсо тем, что они создали себе такое государство, которое полностью отвечает собственым вкусам и потребностям русских. И что они живут в нем счастливо и довольно и, действительно, искренне любят своих правителей. И что их правители адекватны своему народу. И умеют отстаивать свое от других, и навязывать свое другим. И что они не находятся, в отличие от нас, под инородной оккупацией. Русские - очень удачливые государствостроители, я должен заметить, причем эта способность у них проявилась очень давно, гораздо раньше Петра. Они, пожалуй, больше ничего не умеют делать по-человечески, но вот строить державу они умеют на все сто.
Я всетаки настаиваю на том, что не русские создали это государство. Оно было построено их руками, они были "пушечным мясом" в многочисленных войнах империи, экономической основой этой империи и т.д. Но управляли строительством империи менеджеры-инородцы. Сначала варяги, потом активно вмешались ордынцы, потом - "немчура" и "жиды".
> Правда, научиться у них нечему: их рецепты хороши только для внутреннего потребления самих русских, с их специфическими потребностями и представлениями о природе и задачах власти. У нас, восточноевропейцев, потребности иные, державы наши строятся на совсем иных основаниях и потребности у нас вовсе не те же, что у русских.
Абсолютно с Вами согласен в том, что их рецепты не подходят нам. Как сами они говорят, где русскому хорошо, там немцу - смерть. Но не только немцу, любому нерусскому человеку там смерть
> Потому главный вывод, на мой взгляд, таков: российское государство является исконным и вечным врагом народов Восточной Европы, этот враг силен и монолитен.
Я бы не переоценивал силу и монолитность России. Были времена, когда мои далекие предки правили Русью. И время это продолжалось очень долго, не меньше, чем Россия правила Крымом. Кто знает, что там у России впереди?
Да и сейчас у России только два союзника - нефть и газ. И высокие мировые цены на эти энергоресурсы. А нефти и газа в России осталось еще лет на 30-40.
> А что до России - то тут могу лишь посоветовать по минимуму интересоваться причинами такого ее своеобычного состояния, и по максимуму - реальными механизмами, предотвращающими влияние этого аномального состояния на нас.
Мне интересны причины.
Реальные механизмы, предотвращающие влияние России на нас - также очень интересны.
Ни того, ни другого я пока не знаю, к сожалению.
2008.08.14 | Маклай
Заметки этнографа - 2
enver пише:> Может быть. Перечитав свое сообщение еще раз, я сам понял, что изложил свой взгляд не совсем верно. Что делать - любитель никогда не будет на одном уровне с профессионалом
Эх, если б я был профессионалом в политологии! Я бы тогда...
Но я всего лишь скромный экваториальный этнограф.
> Я почему-то думаю, что была бы примерно такая-же система, как в России, соответсвенно - индейцы в роли русских, европейцы - правящая элита.
Думаю, что это не вполне уместный пример. Россия - это вовсе не колония, даже при Орде она не была таковой. Если мы допустим описанную Вами ситуацию, то вот что неминуемо увидим в итоге: миллионы индейцев ждут, когда наконец падет ненавистный колонизаторский режим (а русские разве ждут?) И когда в час Ч режим падает, миллионы освобожденных индейцев начинают строить свою собственную, разительно отличающуюся от прежней модели жизнь.
Русские построили?
И власть ордынских наместников русской национальности, и причесанная под европу имперская власть, и советская власть, и путинская - это все на самом деле Русская Народная Власть. Аутентичная и исконно народная. Самодержавие (в любом гриме) действительно равняется и Народности, и тому, что у них принято называть "Православием" (чтобы не вводить беседу в религиозное русло, просто поставлю ремарку, что "русское православие" из процитированной триады - это сложный комплекс очень разнородных понятий, который имеет мало отношения к религиозному термину "ортодоксия" и значительно шире его). Это азы. И совершенно правы те русские шовинистические мыслители, которые когда-то признали в советской власти гармоничное продолжение имперской, и совершенно правы нынешние чекисты, соединив в своей символике и имперского орла, и похабный советский гимн.
Вместо гипотетических индейцев я приведу куда более подходящий пример: Орда. Кучка монголов покорила миллионы тюрок, иранцев и славян. У покоренных народов сформировались свои собственные правящие коллаборационистские верхушки. Через несколько десятилетий ни о каких монголах уже не было и слышно: их проглотили и переварили. А верхушки остались. Не захватнические, а свои, родные. Приход иностранцев лишь сменил групирповки национальной элиты. Но это не велика важность: они менялись и без иностранцев, в результате внутренних процессов. И власть во всех этих странах была и оставалась не оккупационной, а своей, почвенной. Россия - не исключение.
> Я же пытаюсь доказать, что если бы не было "инородцев" во власти - России вообще не было бы, потому-что русский народ не хочет (а может быть, не может?) сам управлять своим государством.
Понял. Да, это принципиально другой ракурс.
Но я и с ним не соглашусь Русский народ и хочет, и может управлять собственным государством. Дай Бог нам так же эффективно управлять своими.
> Вы забыли еще упомянуть, что до Петра России не давало жить ордынское иго, да и еще можно вспомнить многих, кто "не давал России жить".
И то правда. В первом посте как-то не упомянул ее. Но здесь вот уже привел как пример.
Да, еще ж поляки в 17 в. жить не давали...
> Я не думаю, что вы будете доказывать тезис о том, что психологические особенности представителей разных народов обусловлены плохими иди хорошими генами, присущими отдельным народам. Вы надеюсь понимаете, куда могут завести такие гипотезы.
Гипотезы о "хороших" и "плохих" генах - это даже не гипотезы, это так, собачий лай расистов.
Но вот роль генов как таковых, безотносительно к хорошести - так это и не гипотезы, а доказанный феномен. Этнопсихология тем отличается от этнопропаганды, что не дает "оценок" генам. Просто разные народы действительно имеют неповторимые особенности своих внешних проявлений - в том числе и психологических - обусловленные далеко не только средой, но также и наследуемые. Эти отличительные свойства сами по себе нейтральны. "Хорошими" или "плохими" они не могут называться никак. Вот, в контексте нашей беседы обсуждается склонность абсолютного большинства русских к поддержке сильной власти. Для соседей русского народа это свойство, безусловно, имеет негативную окраску, ибо эти сильные русские режимы агрессивны и бесчеловечны, они реально мешают жить соседям. Но для самих русских это несет позитив: оно им позволяет самостоятельно обустраивать свою общественную жизнь в соответствии со своими потребностями и представлениями. То есть, само по себе свойство никакой этической окраски не несет. Но оно всегда присутствует в типичном русском характере и проявляется при любых условиях. То же самое и про врожденную "анархичность" украинцев, и про "беззаботность" крымских татар, и про "обстоятельность" немцев, и про "предприимчивость" цыган. Иногда это несет пользу и самим носителям, и их соседям, а иногда вред. Но само по себе не является ни позитивом, ни негативом.
> Я всетаки настаиваю на том, что не русские создали это государство. Оно было построено их руками, они были "пушечным мясом" в многочисленных войнах империи, экономической основой этой империи и т.д. Но управляли строительством империи менеджеры-инородцы. Сначала варяги, потом активно вмешались ордынцы, потом - "немчура" и "жиды".
А в позднем совке? А сейчас? Тоже жиды?
Это, как я попытался показать выше, все-таки родная почвенная верхушка. Ну, может, она чекистскими корнями уходит к давним "коллаборантам" (всяким ежовым и бериям, которых поставили бронштейны и урицкие). Но не более того. А так - она родная, русская.
> Кто знает, что там у России впереди?
Я говорил в прежнем посте о "силах зла", но не утверждал, что эту роль играет исключительно Россия. Вовсе нет. На очереди другие актеры, которые будут выступать в роли Империи Зла. И, боюсь, они будут еще хуже и бесчеловечнее, чем Россия. Но это не скоро.
Если говорить о российских перспективах - то как мне представляется отсюда, с экватора, оно примерно таково. Страна не расападется, но уйдет на подобающее ей место сравнимых по населению развивающихся ядерных стран третьего мира: Бразилия, Пакистан... Там она и будет догорать себе на обочине мирового процесса. Сверхдержавой она не способна быть просто по своей бедности и малолюдности в сравнении с истинными сверхдержавами, а ведь в будущем, по мере исчерпания запасов, бедность будет лишь усиливаться.
И это, я подчеркиваю, Россия - с ее необычайно эффективной машиной управления.
А у ж нам-то, такой машины не имеющим, ввосьмеро больше надо о державе своей заботиться, чтоб не укатиться на помойку вслед за Рашей (как когда-то Крымское ханство укатилось вслед за впавшей в коллапс Турцией). Для этого надо на первой космической скорости отрывать все области жизни от советского влияния, рубить все мосты, строить железный забор до небес и санитарный кордон в 100 км. И реализовывать прочие фантазии. Называю фантазиями потому что в условиях продолжающегося у нас по сей день российского колониального режима это все не что иное как они самые, фантазии.
2008.08.14 | Лозина-Лозинский
Re: Заметки этнографа - 2
Маклай пише:> Но вот роль генов как таковых, безотносительно к хорошести - так это и не гипотезы, а доказанный феномен. Этнопсихология тем отличается от этнопропаганды, что не дает "оценок" генам.
Думаю, что близость этнопсихологии к биохимии и физологии лишь затемнит вопрос. Речь идет скорее о политической культуре, в данном случае - России. Каковая, однако, включает в себя не только сильный элемент подавления личной свободы граждан (подданных), но и могучую свободолюбивую традицию.
Нужно заметить, что и наши свободолюбивые мысли суть переработанная российская традиция (именно в ней то мы и сформировались), мне оно кажется схожим с "западнечеством" детей русских эмигрантов - и по русски понимают, и диктаторов не любят.
2008.08.14 | Лозина-Лозинский
Что когда-то думал Познер
Владимир Познер в своей еще 1998 года статье «Может быть, наступило время?» в московском журнале «Дружба народов»: «В советское время меня поражало очевидное несоответствие между лозунгом о дружбе народов и реальностью. Где бы я ни был – в Грузии, Армении, Азербайджане, в странах Прибалтики (ныне – Балтии), на Украине и даже Белоруссии – везде встречался с более или менее явными признаками нелюбви коренных жителей к России и россиянам. Желание вырваться из российских объятий, решать собственные вопросы без российского вмешательства выражалось по-разному, в том числе в нелестных эпитетах в адрес русских: от «оккупантов» в Прибалтике до «дэгэнэратов» в Грузии… Что до русских, то они не питали особо дружеских чувств к «хохлам», «чуркам», «чернозадым» и прочим «братьям и сестрам» по Союзу».