МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Avdet №36

09/09/2008 | Авдет
Чего от нас хочет Россия?
[Шевкет КАЙБУЛЛА]
Российские телеканалы торжественно транслировали победную речь президента России Дмитрия Медведева о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. Народ Осетии и Абхазии ликует, стрельба в воздух, танцы с флагами, ветер свободы гуляет по улицам. Возгласы и слёзы радости: "Наконец-то мы свободны! Спасибо России…"
Крымскотатарский народ столько лет борется за возрождение государственности, что наверняка, многие крымские татары, увидев эти кадры, невольно позавидовали осетинам и абхазцам.
Еще ранее, когда возник военный конфликт в Косово, один из моих соотечественников резюмировал: "А ведь нам в достижении государственности может помочь военное вмешательство какой-либо державы… Наша мирная национальная борьба за права затянется на многие лета…".
Может ли стать это предположение действительностью? Угрожает ли Крыму грузинский сценарий?
Стоп! Предлагаю остановиться и подумать: выход ли это или искушение под названием провокация?
Сегодня в связи с положением в Грузии часто проводятся аналогии с Крымом. Нам, крымским татарам, важно правильно разобраться в данной ситуации. Ведь определенные категории наших соотечественников могут быть спровоцированы и вовлечены в конфликт.
Провокации конфликтов на Крымском полуострове, которые ведутся с момента возвращения коренного народа на Родину, продолжаются и сегодня. Лишь благодаря нашей выдержке и преданности идее национальной борьбы ненасильственными методами мы добились определенных позиций и способствуем стабилизации ситуации в Крыму. Сегодня содержание крымскотатарской политики имеет европейский вектор направленности и базируется на общечеловеческих и общеевропейских ценностях. Это относится как к органам национального самоуправления, так и к оппозиционно настроенным к ним соотечественникам.
Исторически сложилось так, что те беды и лишения, которые наш народ понес от России, вызывают естественное чувство отторжения у подавляющего большинства крымских татар, несмотря на пряники, которыми нас время от времени пытается потчевать Москва, пряча кнут за спиной.
Понятно, что России нужны не сами крымские татары, а их территория. Крым всегда был привлекателен для северного соседа, в первую очередь, как база для военного флота. Поэтому наш народ могут лишь использовать как средство для достижения главной цели.
Со стороны России могут быть разработаны два варианта развития событий.
Первый вариант. Спровоцировать крымских татар на антирусские действия, то есть создать межнациональный конфликт. В Крыму этот вариант запущен давно, но его никак не могут довести до логического завершения. Вспомним акты вандализма на мусульманских кладбищах, надписи "Татары, вон из Крыма!", скинхедов, сходки казачков и т.д. Мы это уже проходили.
Второй вариант. В среде крымских татар могут быть искусственно созданы некие пророссийски настроенные группы лиц. Не исключено, что такого рода группы могут возникнуть и естественным образом.
Так вот, эти лица могут созвать форум и обратиться к руководству РФ с просьбой содействовать в решении наших проблем, ввиду того, что Украина их не решает. Появление этих групп приведет к реальному расколу в среде крымских татар.
В обоих случаях у России будет повод вмешаться во внутренние дела Украины на территории Крыма. Хотя первый вариант более реален. Также как и в Грузии, защита российских граждан, русских - более веская причина для ввода войск, чем решение проблем крымскотатарского народа. Ну, кому мы нужны со своими проблемами? Хотя нет, нужны. Например, в качестве пушечного мяса…
Хочется надеяться, что наши соотечественники поймут суть российских приманок и не поддадутся на различные провокации.

Сценарий апокалипсиса для Крыма
[Нариман ДЖЕЛЯЛ]
События в Грузии стали знаковыми не только для постсоветского пространства, но и для всего мира, так как послужили очередным, после Косово, ударом по системе международных отношений, сложившимся после Второй Мировой войны, главным элементом которой являлась неприкосновенность границ. Россия, утратившая статус сверхдержавы и давние колонии после 1991 года, испытывая неутомимую тягу к имперскому расширению, пошла ва-банк, не желая мириться с де-факто однополярной международной реальностью. Хватит ли у России сил сыграть до конца, в немалой степени зависит от реакции международного сообщества, в первую очередь, США и Евросоюза. История хранит тот факт, что попустительство Великой Британии и Франции, а также изоляция США, позволили нацистской Германии развязать наиболее кровавую трагедию за всю историю человечества.
Что касается нашего государства, то столкновение России и Грузии в Южной Осетии сказалось не столько на внешнеполитическом векторе, сколько на ситуации внутри государства. Отечественный политикум, издавна разделенный по критерию отношения к северному соседу, не смог консолидироваться и сейчас. Одни потянули в НАТО, другие к старшему брату русскому солдату. Хотя немного здравого смысла и заботы о национальных интересах Украины, позволили бы найти золотую середину. Заявление украинского государства, в котором указывались бы всего лишь две позиции, во-первых, принцип территориальной целостности всех постсоветских государств, а, во-вторых, позиция мирного урегулирования межгосударственных споров, удовлетворило бы, наверняка, политиков всех цветов радуги. Но, то ли из-за отсутствия здравого ума, то ли из-за господства клановых интересов над национальными, отечественные политики вновь рассыпались по разные стороны баррикад.
Однако, несмотря на разногласия, политики всех лагерей повернули свои головы в сторону Крыма. Будущее полуострова пополнилось еще одной порцией мрачных прогнозов. Кавказские технологии России начали примерять на Крым, одни в страхе за территориальную целостность Украины, другие в надежде на воссоединение с "большой землей".
Насколько же в Крыму возможно воплощение кавказского сценария?
й требует соблюдение ряда условий, без которых применение данных технологий будет невозможным. Поэтому необходимо определить, что общего в этом отношении между Крымом и Кавказом:
- наличие острого интереса российского государства в отношении обоих регионов;
- наличие исторических оснований для проявления подобного интереса со стороны России;
- отказ Грузии и Украины от патроната со стороны России и их устремление на Запад;
- наличие достаточно сложных межнациональных отношений, с акцентом на сепаратные действия, как на Кавказе, так и в Крыму;
- наличие российских вооруженных сил в регионе;
- наличие российской пятой колонны.
Крым на протяжении столетий находится в зоне интересов российского государства, в первую очередь, как плацдарм для контроля над черноморским пространством и захвата проливов из Черного в Средиземное море. В результате пристального интереса со стороны России Крым с 1783 по 19991 год находился непосредственно в составе российского имперского пространства. Интеграция полуострова в имперское пространство, включая миграционную политику, привела к воспитанию мощной пятой колонны в Крыму и сложным межнациональным отношениям, главными акторами которых и по сей день остаются представители завоеванной нации и завоеватели. Кроме того, на полуострове располагается мощная военная база России, силы которой, кстати, приняли активное участие в события в Грузии.
Указанные схожести дают возможность прогнозировать реализацию кавказского сценария в Крыму. Интересно, что мрачное будущее для Крыма не отрицают ни в проукраинском, ни в пророссийском лагерях, более того на этом акцентируют внимание и представители международной общественности. Но вот смотрят на возможную ситуацию из разных лагерей по-разному. Сторонники самостоятельной Украины видят возможность вооруженного конфликта в Крыму, как продолжение агрессии России на постсоветском пространстве, сторонники же России видят тот же сценарий в свете силовых действий Украины в отношении своих пророссийски настроенных граждан, по аналогии действий грузинских вооруженных сил в Южной Осетии.
Предполагаемые прогнозы, называют отправной точкой в развитии подобного сценария канун 2017 года, в котором заканчивается срок пребывания Черноморского флота России в Крыму. Именно в это время могут быть инспирированы протестные действия пятой колонны против предполагаемого отказа Украиной продлить договор аренды. Уровень активности пророссйиских сил в Крыму может вынудить государство к силовому наведению порядка, что позволит России начать конфликт с целью защитить своих граждан, то, как количество таковых будет доведено российскими дипломатическими службами до необходимого количества, мы увидели в Южной Осетии.
Однако, подобные события могут развернуться и раньше. Стремясь обезопасить себя от возможной агрессии со стороны старшего брата, Украина активизировала свои действия по присоединению к ПДЧ НАТО. Этому способствует и переосмысление в свете кавказских событий своей позиции государствами, которые отказали Украине на саммите стран НАТО в Бухаресте. В этой связи уже традиционные для Крыма антинатовские выступления могут приобрести достаточный размах, чтобы дать начало к разыгрыванию вышеуказанного сценария.
Но, во всей этой гармонии предпосылок и условий, есть несколько нестыковок, о которых не всегда упоминают авторы прогнозов, сосредоточившись на иногда второстепенных моментах.
Во-первых, Россия оправдывает свою агрессию защитой малого народа - осетин - от, не много не мало, геноцида со стороны Грузии. Операция была спланирована так, что "миротворческие" войска России пришли на зов коренных жителей Южной Осетии, в результате чего Россия должна была выглядеть защитником слабых.
В Крыму же такая ситуация не имеет оснований, так как коренной народ Крыма явно не благоволит к завоевателю. В среде крымских татар вряд ли окажется достаточно желающих перед камерой с российским флагом на плечах просить прийти на помощь русского солдата, как это было в Южной Осетии, хотя единичные случаи, конечно, не исключены. На данный момент ситуация в Крыму складывается таким образом, что крымские татары выступают иногда большими защитниками украинской государственности, чем иные украинцы. Это подтверждается и тем, какое внимание к крымским татарам начали проявлять украинские политики в своих речах, но не в делах.
Это и есть козырь Украины против реализации подобных сценариев. И чем более внимательна будет Украина к интересам и проблемам крымскотатарского населения, тем сильнее будет этот козырь. Пока же равнодушие украинской власти к проблемам крымскотатарского народа, приводит к постепенной радикализации крымских татар в отношении украинского государства.
Надежда на пресловутое славянское братство, если и существует, настолько призрачна, насколько призрачна сама идея братства, изначально задуманная имперскими идеологами как одно из оснований колонизации украинских земель и закрепощения украинского народа. В то же время, в какой-то момент не исключено, что эта идея может положительно сказаться на ситуации в Украине, при условии, если она станет реальным основанием для действий со стороны противоборствующих лагерей, а не частью пиар-охоты за голосами избирателей.
Во-вторых, Черноморский флот России в Крыму не является пусть даже номинально миротворческими формированиями. Поэтому любые действия со стороны ЧФ РФ будут расценены Украиной и международным сообществом как акт прямой агрессии, что не позволит так "мягко" отреагировать на действия России, как это было в Грузии.
В-третьих, вряд ли следует ожидать проявления такого силового воздействия на Крым со стороны украинских властей, как это было в отношении Южной Осетии со стороны Грузии. По косвенным признаниям представителей пятой колонны, они больше надеются на конфликт между русским и крымскотатарским населением полуострова. Этот факт еще раз подтверждает необходимость пристального внимания государства в отношении интересов и проблем крымских татар.

АЛИ ХАМЗИН хотел бы летать, как птица
[Алим АЛИЕВ]
Сегодня о своей службе в армии, детском прозвище и планах на будущее поведает нам руководитель отдела по внешним связям Меджлиса крымскотатарского народа Али Хамзин.

Расскажите о своей семье
Начну с супруги - зовут её Сусанна. Это великолепный человек, но главное - прекрасная мать, а теперь уже и бабушка для нашего внука Эдема. Пользуясь случаем, хочу отметить, что Сусанна в моей жизни постоянно играет важную роль. Например, система представительства Меджлиса по Центральной Азии, где я работал 8 лет, не состоялась бы если бы она не взяла на себя всю заботу о семье. И сегодня, уже после нашего переезда в Крым практически осталось также. Позволю себе заявить Сусанна - великий патриот своего народа, как и все наши крымскотатарские женщины и это в нас мужчин вселяет великую надежду.
Старший сын Шевкет заочно учится на IV курсе КИПУ, его супругу зовут Мунивер, они растят сына Эдема. Старшая дочь Алие студентка IV курса КИПУ по специальности филолог-языковед, младшая дочь Алиме ученица 7 класса крымскотатрской школы №5 г.Бахчисарая. С нами живёт Мергубе бита, мама моей супруги, уроженка д. Эдишель Бахчисарайского района. В нашем доме живут представители 4-х поколений и наша бита - это самый мудрый корень нашей семьи.

Али агъа, Ваше хобби
В детстве собирал марки, до сих пор сохранились несколько альбомов. Очень увлекался рыбалкой, любил ездить на Сырдарью, там было классное место "Белые Камни", где на закидушки хорошо шёл судак. Сейчас больше увлекаюсь исследованиями и анализом, кое-что опубликовал по истории борьбы нашего народа. Всегда с удовольствием изучаю архив документов Национального движения, но для этого всегда нужно время, которого теперь очень мало.

Во сколько лет Вы впервые влюбились?
В детстве наверное как и у всех была дружба с одноклассницами, но это чувство испытывал только раз и только к своей Сусанне в 21 год. И мне всегда очень трудно, когда иногда её обижаю, к сожалению, это бывает и сегодня.

Какой самый ценный совет получали в жизни?
Его услышал я от своего покойного отца "Алдаткъан адам биринджиден озь озюни алдатыр"

Служили ли вы в армии?
В Советской армии служил в 76-78гг. Полгода провел в учебке в Тамбове и остальное время в ГСВГ (Группа советских войск Германии). Это были элитные войска РЕП (Радиоэлектронного подавления). Был начальником станции, замкомвзвода, старшиной роты. Самым интересным случаем в армии было, когда я призывника из Ферганской долины рядового Камилова внеурочное время, ночью натаскивал в Германии по приёму принятия радиограмм с фонетическим алфавитом стран НАТО. На это ушло время, мы добились хороших результатов, но его всё равно перевели в хозвзвод водителем, ибо по-русски он ничего практически не понимал. Я очень расстроился из-за этого. Но через неделю он неожиданно пригласил меня в чайную на территории части и накрыл шикарный стол, чтобы отметить свой перевод в хозвзвод. Тогда Камилов мне сказал приблизительно следующее "Я знал, что меня переведут в хозвзвод, рахмат Али ака, что научили меня принимать английские буквы. Но зачем мне это всё нужно - где Узбекистан а где НАТО?". Мне было и смешно и обидно, но видимо Камилов уже тогда очень просто и мудро воспринимал окружающий мир.

Какой сверхъестественной способностью хотели бы обладать?
Летать. В ноябре 1997 года мне приснился сон, где я летал как птица. Великолепное ощущение, которое я испытывал тогда, до сих пор меня не покидает.

С какой птицей себя можете сравнить?
Мне больше всего нравится птица ястреб. В детстве я часто гостил в Казахстане в Абае у побратима моего къартбаба по отцу Есенбай-коке и там, в степи с его внуком Балтабаем мы часто наблюдали за этой птицей. Она, не крупная, но очень бесстрашная и рациональная, её отличает бесшумный и незаметный подлёт и внезапный сильный удар по добыче.

Али агъа, Ваш любимый город.
Наверное, всё же Янгиюль, где я прожил достаточно долго. Всё хорошее: детство, юная жизнь, семейное счастье, учёба и участие в национальном движении связано с этим городом. А теперь Бахчисарай, где живу у себя на Родине, и слава Всевышнему, что у меня тоже всё хорошо.

Какое прозвище у вас было в детстве?
Особого прозвища не было. Называли "татарин" и ещё "лисом".

За что себя ругаете?
Масса есть причин быть недовольным собой. Иногда в общении с людьми бываю резок и возможно кого-то обижаю этим, затем испытываю чувство глубокого сожаления. Вечный беспорядок на рабочем столе, и все равно требую от близких, не прикасаться к бумагам и не наводить на нём порядок.
С позиции сегодняшнего дня я больше недоволен своей работой в качестве представителя Меджлиса по Центральной Азии, так как при более высокой организованности можно было бы достичь больших результатов. Страшно жалею, что в 1987 году не поддержал более настойчиво рахметли Решат агъа Джемилева, когда он предложил сделать коллективное фото участников приёма после встречи с Председателем Верховного Совета СССР А.Громыко. Сегодня, с учётом всего этого, пытаюсь быть более организованным и сконцентрированным. Удаётся ли мне это, время покажет.

Самая важная вещь в вашем доме.
Это наш стол. И в Узбекистане и здесь, в Крыму, он постоянно объединяет нашу семью не только во время воскресных обедов, но и при принятии важных решений, которые принимаются коллективно. Но председателем я всегда предлагаю быть Сусанне - она в этих вопросах очень мудрая, поэтому ответственность всегда лежит на ней.

Ваше жизненное кредо
"Мы не перейдём моста пока, не подойдём к нему". Глубокого смысла этой пословицы придерживался в своих действиях царь Филипп, отец Александра Македонского. Можно формировать и декларировать перед обществом самые важные задачи, которые будут определять конкретную общенациональную идею и цель, отражающую чаяния всего народа. Но при этом будет очень полезно знать, что каждая личность и весь народ для достижения и реализации этой важной общенациональной идеи, должны быть готовы индивидуально и в сообществе совершать постоянно согласованные и определённые действия. По моему мнению, только такой принцип наших согласованных действий может выступить гарантом, что мы сможем преодолеть любой путь, чтобы перейти мост и достичь своей общенациональной идеи, поставленной перед нашим народом.

Сформулируйте основные тезисы крымскотатарской национальной идеи…
Я считаю, что сформировать единую формулу крымскотатарской национальной идеи практически невозможно. Во все периоды после оккупации нашей Родины Российской империей, а затем советской, общенациональная идея нашего народа менялась в зависимости от обстоятельств и его положения. Но они все были направлены на сохранение, развитие нации и восстановление наших национальных прав. После депортации народа из Крыма в 1944 году эта идея состояла из первостепенных тогда задач - консолидация крымских татар в борьбе за свои права, предание широкой огласке о существовании нашей национальной проблемы в Советском союзе, возвращение народа в Крым с восстановлением своей национальной автономии до депортационного периода.
Мне кажется, современная национальная идея должна быть направлена на решение задач, обеспечивающих национальную безопасность нашему народу уже в современной Украине. Их можно сформулировать следующим образом:
1.Возвращение и обеспечение упрощённых возможностей на базе украинского законодательства крымских татар из стран СНГ и желающих вернуться из дальнего зарубежья.
2. Поиск путей и возможностей усиления процесса Возрождения крымскотатарского народа в Крыму с использованием всех ресурсов общественной инициативы народа, международного и украинского законодательства.
3. Восстановление национально-территориальной автономии крымскотатарского народа в границах Украины.
Но общее решение любой национальной идеи зависит от позиции и участия в этом процессе каждого индивидуально и всего общества. Ибо важная цель зависит, в первую очередь, и от решения первостепенных задач и вопросов, требующих к себе постоянного внимания. Это элементарная культура общения, этикет поведения всех нас в быту и в обществе, отношение к положению родного языка и многое другое. Поверьте, это всё в первую очередь касается меня, моей семьи и моих детей.

Что, по-Вашему, необходимо для кардинальной реформы нашего органа национального самоуправления?
Возможно, не кардинальная реформа нужна, а создание отдельной структуры, например, "Отдела Меджлиса крымскотатарского народа по информированию и работе с соотечественниками", то есть, образно говоря, Институт крымскотатарских политкомиссаров. С народом надо работать и встречаться не только от выборов к выборам или через публикации в газете, но и в живую, путем массовых общих встреч и собраний. Именно эта работа отличала наше национальное движение до 1987 года, и многие последующие события произошли благодаря и той идеологической работе задолго до событий в Москве на Красной площади. Сегодня подобной работы по моему мнению нет и появляется соответствующий вакуум. Этот отдел можно сформировать из делегатов Курултая, большинство из них было бы задействовано в этой работе. Уверен, если подобный институт был бы организован и проводил бы постоянную работу среди соотечественников, то уровень беспокойства и опасения по многим вопросам за положение и состояние нации значительно снизился. Более того, со временем, на базе этого отдела можно было бы указом Меджлиса открыть "Академию Национального движения крымскотатарского народа".

8 сентября Вам исполняется 50 лет. Возраст, когда человек осмысливает прожитую часть жизни и строит планы на будущее. Поделитесь своими планами.
Сегодня уверенно говорю, что я счастливый человек и доволен своей жизнью. У меня есть дети, внук и прекрасная жена. Судьба мне предоставила принять участие в борьбе моего народа за свои национальные права. Я работал с людьми, которые уже при жизни были легендами. И вот уже более 20 лет я рядом с человеком, которого везде называю Великим тюрком - Мустафой Джемилевым. Это для меня особая и огромная честь. Я прошу Аллаха, чтобы он мне предоставил возможность и дальше служить своему народу.

Пожелания читателям газеты "Авдет".
Здоровья, счастья, благополучия в семье, быть сильными и уверенными что мы все, где бы ни проживали, принадлежим одной из сильнейших наций на земле.

ДИЛЯВЕР МАМУТОВ: "Я - апельсин!
Такой же полезный, как сей кладезь витамина С,
а при желании из меня можно выдавить вкусный сок!"
[АЙ-мелевШЕ]
Осенняя свежесть выдохнула меня в центр столичной суеты. Здесь ветреный Сентябрь срывает платья дерев. Проказник стащил у крымских живописцев акварель и кисти и озорными мазками разукрашивает весь полуостров в апельсиновое настроение. Кстати, об апельсинах, один такой фрукт попал на мушку моей рубрики и… подвергся расстрелу… в данном случае уместным будет написать – отжиму.
Рождение. 18 октября 1974-го года миру явился мальчик с двумя озорными ямочками на щеках. Крошку-джигита нарекли Дилявером. В это время римская богиня правосудия Астрея, та, что взвешивает поступки человека, раскинула над небом Учкуприка (Ферганская область) звездный рисунок Весов.
Мальчишка грезил футболом. Натягивая забавные ярко-красные гетры в тон форме, Дилик мчался по футбольному полю, настигал мяч и - к воротам!
А потом в поселке открылась секция самбо (дамы, в разрезе это экзотическое слово звучит так - САМооборона Без Оружия). Мальчишки кубарем побежали записываться. Дилявер бегал на тренировки самбо, потом на футбольный стадион, а вечером, спрятавшись от взрослых под одеялом, с фонариком в руках… изучал книжку по информатике. Мама Дилявера преподавала в школе информатику. Когда в школу привезли первые компьютеры, у девятиклассника появился доступ к соответствующей литературе. Он днем и ночью носился с книжкой по информатике, пробираясь сквозь туман непонятных терминов. Естественно, все другие предметы были переведены в режим ожидания. Пока об этом не узнала мама. Пришлось вооружаться щитом одеяла и мечом фонарика.
А потом по стране прошел ласковый бум мая… точнее бум Ласкового мая и прочей музыкальной жвачки тех времен. Диляверу невероятно хотелось иметь свой магнитофон. Другой возможности, как заработать собственным трудом на сие кассетное чудо не оказалось. Недолго думая, Дилявер с братишкой …(имя) устроились на пыльную и нудную работу по промышленной заготовке коконов шелкопряда. С утра до вечера мальчишки переворачивали и сортировали коконы. Уж очень хотелось иметь в своей сокровищнице музыкальный ящик.
Но, заработав энную сумму, необходимую для заветной покупки, юноша попадает в воронку переезда в родной Крым. Туда же засасывает и первые заработанные. Времена тогда были такие. На пятки наступал 1989-й год.
И вот, здесь, в бескрайних просторах Крыма школьник превращается в студента… мальчик – в мужчину. Информационные технологии – вот что было интересно Диляверу. И это самый интерес приводит нашего героя в стены Севастопольского государственного технического университета (СГТУ) на факультет автоматики и вычислительной техники. Герой "под прицелом", собрав весь багаж своих знаний в кулак, поступает на заумную для моего женского восприятия специальность - "интеллектуальные системы, комплексы и сети". Всё выше и выше, и выше - именно так решил подниматься наш бойдак по лестнице образования, не ограничиваясь одной вышкой. В Таврическом институте предпринимательства и права Дилявер обучался специальности "финансы и кредит" и параллельно здесь же преподавал информатику. О! Это был строгий педагог. Строгий, но справедливый (Астрея строго следит за тем, чтобы чаша Весов всегда была уравновешена).
Параллельно, Дилявер с одногруппниками из СГТУ начинают создавать коммерческий продукт – систему управления санаторием. Позже эта программа продавалась в санатории и дома отдыха. Преподавательскую деятельность Дилявер-оджа прекратил. Образование особо не кормило.
Тогда вместе с той же командой программистов Дилявер начинает разрабатывать программу учетов талонов в ТЭК "Современник". Потом, показав себя ответственным работником, возглавляет отдел развития, а вскоре становится начальником отдела продаж. Трудолюбивый мужчина, который ко всему же еще любит свою работу, достиг больших результатов в своей деятельности. Сегодня Дилявер бей – заместитель директора по коммерции. Успешный герой колонки, посвященной успешным мужчинам не раскрывал мне тайну своего успеха, она и так на лицо - трудолюбие и простота: та простота, с которой, он ответил на мои дерзкие вопросы:
– Что тебе больше по нраву: составлять планы или осуществлять их?
– Планирование - это суть моей работы. Я не могу представить второе без первого, мне мешает знание менеджмента. Но планировать ради планирования - глупость. Всегда важен результат.
– Три вещи, которые занимают вершину в твоём понятии ценностей?
– Это свобода, семья и безопасность моих близких.
– Если ты заблудился в пустыне, вокруг дюны песка, никого и ничего. Каким станет для тебя понятие счастья?
– Счастьем будет проснуться… Если серьезно, то, наверное, счастьем для меня в тот момент будет осознание того, что рядом нет моих близких, а значит - они в безопасности. Это такое желтое, сыпучее счастье...
– Блюдо, которым ты любишь баловать себя и близких? (Женщины жаждут мужчину на кухне!)
– Я люблю готовить. Мне нравится запекать овощи с мясом, чебуреки жарить. А вот друзья меня ассоциируют с шашлыком и пловом.
– Любимый мультик из детства.
– "Малыш и Карлсон", "Ну, погоди!", "Бременские музыканты".
–Ты кто: Карлсон, Волк или Трубадур?
– Я - малыш (улыбается).
– Если бы ты был каким-нибудь фруктом, то каким и почему?
– Никогда не ассоциировал себя с фруктом. Наверное, это бывает у всех в первый раз (смеется). Я - апельсин, считаю себя таким же полезным, как сей кладезь витамина С, а при желании из меня можно выдавить вкусный сок!
– Где бывал, куда хотел бы поехать?
– К сожалению, работа настолько поглотила, что был только в Финляндии и Эстонии (и то по работе). А побывать хотел бы в Европе, во всех ее странах. Думаю, что везде найду что-то незабываемое.
– Есть какое-нибудь выражение, которое ты мог бы озвучить как девиз по жизни?
– Может это совсем не оригинально, но я действительно так считаю: лучше сделать и жалеть, чем не сделать и жалеть.
– Кстати, о желаниях, вот тебе карандаш – рисуй свою мечту.
– Думаю, что уложусь в одно слово - дети.
– Две черты характера, которые хотел бы исправить в себе (если такие, конечно, есть)?
– Есть и не две, но исправлять ничего не хочу, иначе это буду уже не я!
– Женщина – идеал…
– Это любимая женщина. Два слова – одно понятие.
– Если бы тебе предложили роль в кино, какого исторического, фантастического или быть может легендарного персонажа, ты сыграл?
– Это только Михалков может предложить себе же сыграть кого-нибудь.
– Режиссер - я, Дилявер. Могу предложить несколько вариантов: товарищ Македонский, Супермен, Фредди Крюгер, Цезарь (не путать с салатом).
– Ты знаешь, мне больше подойдет Дон Кихот. Фрагменты из книги Сервантеса в моей жизни случались не раз. А ты не режиссер - ты просто ярамазка. До сих пор не могу понять, как ты раскрутила меня на подобное интервью.
Так во мне изобличили ярамазку…

Любимый город –Акъмесджит
[Гульнара АБДУЛАЕВА]
Сердце Крымского полуострова, вторая столица Крымского ханства, город Белой мечети - все эти эпитеты относятся к столице Крыма Симферополю, уютно расположившемуся между Внешней и Внутренней грядами Крымских гор в живописной долине реки Салгир. Симферополь насчитывает многовековую историю, несмотря на то, что некоторые источники упорно причисляют крымскую столицу к одному из самых молодых городов полуострова.

От Керменчика до Неаполя Скифского
Около 400 лет до нашей эры на берегу тогда еще полноводной реки Салгир предками крымских татар - таврами было заложено городище Керменчик. Располагался он на высоком плато в юго-восточной части современного города, на Петровских скалах. Для города тавры избрали место, защищенное отвесными скалами, обрывами и полноводной рекой Салгир. Конечно, глядя сегодня на реку, протекающую через крымскую столицу, трудно представить в своём воображении палеолитический пейзаж, восстановленный геологом Евгенией Львовой: "...Салгир ещё шире раздвигает свои берега. На уровне нынешнего проспекта Кирова - до 700 м, от площади Советской до площади Куйбышева"! Недаром первые жители этой территории облюбовали отвесные Петровские скалы, у подножия которых пенились воды Салгира. Итак, река являлась неприступным водным рубежом сначала для древнего таврского города Керменчик, а позже и для античного Неаполя Скифского. С юга же, где естественной защиты не было, возвели оборонительную стену, основание которой было сложено из камней, а верхний ярус - из сырцовых кирпичей.
Позже, приблизительно в IV в. до н. э. тавров потеснили скифы, и очень скоро на месте небольшого города-крепости возник цветущий античный город Неаполь Скифский, основателем которого считается легендарный царь Скилур. Примечательно, что тавров никто не изгнал из Керменчика, им выделили отдельный квартал, а название сохранилось среди коренного населения полуострова крымских татар.
Как сообщает крымский археолог Н. Храпунов, в город вели деревянные ворота, за которыми открывалась главная площадь. В ее центре стояла конная статуя знаменитого скифского царя Скилура. Напротив городских ворот скифы соорудили здание в античном стиле, по сути дела - просто стену, к которой с двух сторон были пристроены крытые галереи с колоннами (портики). Вероятно, здесь происходили собрания и совершались религиозные церемонии. Вокруг "здания с портиками" и внутри его найдены многочисленные фрагменты скульптур и плит с надписями на греческом языке. Дело в том, что среди населения города были не только скифы, но и выходцы из Херсонеса и других греческих городов Северного Причерноморья. Они и построили "здание с портиками" и создали скульптуры знаменитых скифов. Что касается надписей, то одна из них рассказывает о том, как купец Посидей победил племя пиратов - сатархов. Другая говорит о том, что у скифов был свой флот.
На территории скифской столицы и сейчас можно увидеть два огромных холма. Скифы с огромным почтением относились к богам домашнего очага. Клятва их именем считалась нерушимой. Потому скифы сносили золу из очагов в специальное место, где вскоре образовывался холм пепла - зольник.
У городских ворот соорудили мавзолей, в котором хоронили умерших членов царского рода. Всего в мавзолее погребли около 70 человек. В центральной каменной гробнице похоронили скифского царя, возможно, Палака. Его доспехи были позолочены, одежда расшита золотыми бляшками. Рядом, в кипарисовом саркофаге, находился прах женщины (вероятно, супруги царя) и драгоценный инвентарь. Все прочие захоронения совершены в сосновых гробах, поставленных друг на друга в несколько ярусов.
Но уже в конце IV века нашей эры Неаполь подвергся опустошительным набегам кочевников - готов, аланов, гуннов - и был разрушен, надо полагать не до основания, так как жизнь в этом месте никогда не прекращалась.

Прекрасный Акъмесджит
Неаполь вновь стали называть Керменчиком, однако, его жители, теперь преимущественно тюрки, выходцы из Золотой Орды, предпочитали селиться за его пределами, ближе к реке, которая со временем сильно изменилась. Ее ширина заметно сократилась, а там где когда-то бурлила вода, образовались плавни. Речная вода по-прежнему оставалась чистой, и жители Керменчика, а позже и Акъмесджита (Ак-Мечети) воду для питья брали прямо из Салгира.
Сам Керменчик, расположенный на Петровских скалах, постепенно стал верхней частью основного города и его предместий. Одним из древних кварталов будущего Акъмесджита, чуть ниже скал, еще в доханский период стал Султан-базар, сегодня мы знаем его как Петровскую слободку.
С первых лет основания Крымского ханства Керменчик становиться узлом торговых дорог и военных маршрутов. Год за годом плотность населения возрастает. Появляются первые дворцы крымской знати. А в конце XV века по велению второго крымского хана Менгли Гирая город приобретает статус второй столицы молодого государства - Крымского ханства, и передается во владения наследника престола - калги-султана, чьи владения отныне простирались от Керменчика-Акъмесджит до истоков Салгира, у подножья Чатырдага. Именно с этого времени в городе начинается бурное строительство. Появляются новые мечети, дома, общественные здания и жемчужина города - дворец калги.
По некоторым источникам считается, что Керменчик был переименован в Акъмесджит или Ак-Мечеть после строительства первой соборной мечети Кебер-Джами в 1496 году (существует более поздняя дата год окончания строительства 1509 г.). Она была сооружена во славу Менгли Гирая на средства некоего Абдурахмана-бен-Али из белого камня и отсюда вытекает предположение, что именно эта белая мечеть дала новое имя городу Ак-Мечеть. Бесспорно в Керменчике, со времен принятия ислама уже существовали мечети. Но, к сожалению, ни где они находились, ни сколько их было, сведений не сохранилось. Исходя из массы исторических примеров, можно сделать предположение, что на месте нынешней Кебер-Джами существовал, первый мусульманский молитвенный дом.
С начала XVI века Акъмесджит становится не только крупным населённым пунктом, но и красивым, цветущим городом, раскинувшимся на правом берегу Салгира. Под сенью белесых скал, в окружении дубовых рощ и плодовых садов, с мечетями и мектебами в каждом квартале - маале, базарами, постоялыми дворами, фантанами-чешме, богатыми двух- и даже трехэтажными каменными домами с красными черепичными крышами Акъмесджит, имел колорит восточного города и представлял собой великолепный лабиринт узких старинных улочек с множеством кофеин, лавок и мастерских. Особым отличием города, оставались дубовые рощи, раскинувшиеся на левом берегу реки, ныне на их месте находится Детский парк. В середине XVII века количество жителей составляло около 10000 человек, не считая приезжих. Турецкий путешественник Эвлия Челеби насчитал в городе две тысячи каменных домов, двести торговых лавок, пять больших мечетей, три монастыря и два медресе. Но самым красивым зданием по-прежнему оставался дворцовый комплекс калги, который находился вблизи старого Керменчика, на нынешнем пустыре по улице Воровского. К сожалению, до наших дней он не сохранился. Все это место вплоть до современного бульвара Франко именовалось "Султанским лугом" и представляло собой плавни, заросшие камышом. Примечательно, что в начале XVIII века рядом с резиденцией наследного принца, на крутом берегу реки поселился святой старец Салгир-баба. Несмотря на соседство шумного двора калги, именно здесь он предавался своему аскетическому уединению. И именно здесь в 1737 году он погиб от руки неверных гяуров и был погребен, а могила его и рядом бивший источник стали святым местом.
Акъмесджит по меркам своего времени был большим городом. В год ликвидации Ханства в нем проживало 10 тыс человек, было 1800 домов, множество постоялых дворов, а мечетей насчитывалось 11. В 1784 году не Акъмесджит потеряв свой крымскотатарский колорит, стал составной частью и ядром нового города, получившего с легкой руки архиепископа Херсонского и этнического грека Булгариса название Симферополь.
Несмотря на новое имя город на протяжении всей последующей истории, вплоть до депортации крымскотатарского народа в 1944 году, во многих источниках значился под прежним названием - Акъмесджит.
С 1784 года Акъмесджит-Симферополь становится столицей Таврической губернии. Большую часть населения по-прежнему составляли крымские татары, караимы, греки и крымчаки, и только после переселенцы из России и колонисты. Большинство гостиниц и постоялых дворов губернского города принадлежали крымским татарам и немцам. А спустя десятилетия на планомерных ниже по течению Салгира, улицах Симферополя росли красивые особняки как крымскотатарского дворянства и интеллигенции, так и жилые дома переселенческого дворянства и российских чиновников. По сведениям Всероссийской переписи 1897 года, в городе зарегистрировано 49 078 жителей. "Нет ни одной губернии (из 50) в Европейской России, уроженцев которой не имелось бы в Симферополе. Из иностранных государств более всего дала Турция (очевидно, имеются ввиду не сами турки, а крымские татары - не пожелавшие перейти в подданство России), Австро-Венгрия и Германия, здесь находились представители 16 государств и 27 народностей". В 1910 году губернский город уже имел 197 улиц и переулков, 5 площадей и один городской сад. В городе было 3368 жилых строений и 3 водопровода.

Главный проспект города
Сегодня каждому симферопольцу знакома одна из главных и современных артерий города Симферополя - проспект Кирова. Это длинная нарядная улица, обрамленная банками, административными учреждениями и сверкающими витринами дорогих магазинов и торговых центров пролегла через центр Симферополя от площади Амет-хана Султана до площади Куйбышева. Сотню лет назад она так же была оживлена. Только с 1834 года именовалась Салгирая.
В конце XIX века главная улица губернского города Симферополя брала свое начало от современного моста реки Салгир и тянулась вплоть до нового христианского кладбища (ныне Военного, по улице Русской). Характерной чертой этой типичной европейской улицы была плотная застройка с затейливыми архитектурными приемами эпохи Ренессанса, барокко и классицизма, которой уступили место скромные одноэтажные постройки. Первая репрезентативная постройка, ставшая украшением Салгирной в начале 20-х годов XIX века стала двухэтажная гостиница "Афинская". Она имела трактир, конюшни и складские помещения. Здание бывшей гостиницы горожане созерцают и сегодня. В ней размещался один из первых супермаркетов современного Симферополя "Виалаки". В 1825 году в "Афинской" проживал драматург Александр Грибоедов, о чем свидетельствует мемориальная доска, и молодой поэт А. Муравьев. Здесь же по соседству стоял особняк вице-губернатора Таврического края. А в 1839 году напротив особняка была выстроена еще одна гостиница "Золотой якорь". Располагалась она как раз на том месте, где сейчас находится кафе "Ева" и памятник П.Е. Дыбенко. В сентябре 1846 года в ней останавливались критик В. Г. Белинский и актер М. С. Щепкин, а спустя десять лет здесь жил знаменитый хирург Н. И. Пирогов. После Крымской войны гостиница обветшала, и новый владелец Шнейдер перестроил ее в новую и лучшую в городе гостиницу "Европейскую". Новое трехэтажное комфортабельное здание было оснащено новейшими техническими достижениями - лифтом, электричеством и телефоном. К сожалению, в годы второй мировой войны здание гостиницы было разрушено.
Напротив гостиницы "Европейской", где ныне красуется большей торговый центр "Пассаж", некогда стояла еврейская синагога, снесенная в середине 1970-х годов XX века. А в доме под № 37, ближе к единственному в XIX веке в городе Феодосийскому мосту, располагалась одна из трёх общественных библиотек юга России - знаменитая Тумановская библиотека. После смерти ее владельца С. Туманова в 1890 году она была открыта для бесплатного пользования.
В конце XIX века на Салгирной шло оживленное строительство. Появляются новые гостиницы - "Северная", "Гранд-Отель" (снесенная в 1950-е годы), "Большая Московская", "Континенталь", "Сан-Ремо", постоялые дворы - "Белый хан", "Маленький хан", доходные дома и жилые особняки, магазины и общественные заведения. В строительстве улицы Салгирной увековечили свои имена архитекторы Б. Заиончковский, Х. Васильев, В. Геккер, А. Карапетов, Е. Садовский, С. Иванов.
То, что Салгирная была одной из самых оживленных улиц, свидетельствует постановление Таврического губернатора П. Лазарева от 14 апреля 1894 г. о запрете езды по ней на "ужасном символе всесокрушающего прогресса" велосипеде после 10 часов утра из-за её оживлённости. А годом позже в "Таврических губернских ведомостях" появилось объявление, что 28 августа 1895 года Салгирная улица будет вся замощена гранитными осколками.
В 1900 году, на Салгирной выросло новое здание с колоннами, оно предназначалось под управление Казенной палатой, которая занималась управлением губернского и уездного казначейства. Проект здания был разработан архитектором Амбарцумяном Карапетовым. На протяжении всего существования здание всегда оставалось административно-учрежденческим. В 50-е годы XX века в здании бывшей Казенной палаты разместились Управление сельского хозяйства и Управление землеустройства. В последствии часть здания, где размещалось Управление землеустройства, выходившая к нынешней улице Розы Люксембург, была снесена, а главное здание было передано ГАО "Черноморнефтегазу".
В 1912 году на месте нынешнего торгового центра и супермаркета "Сельпо" расположился первый в городе трехэтажный пассаж названный по имени его владельца Михаила Давидовича Анджело. Это было одно из красивейших зданий Симферополя и излюбленное место горожан. Внутри пассаж был украшен скульптурными фигурами атлантов и кариатид, ажурными фонарями и небольшим бассейном с золотыми рыбками. Фасад был отделан барельефом из цветного камня, а дополнением к общему ансамблю служила огромная голова сфинкса с загадочным взглядом. После революции в пассаж перевели первую автостанцию, которая располагалась рядом на территории нынешнего магазина "Мелодия", здесь же разместились и различные учреждения, туристическое бюро - акционерное общество "Крымкурсо", кооператив "Крымский шофер". Но, несмотря на все переустройства, сохранился и барельеф на фасаде, и бассейн с золотыми рыбками. Во время оккупации полуострова во второй мировой войне часть убранства пассажа была вывезена в Германию, а бассейн разбит. Перед отступлением в апреле 1944 года фашисты подожгли здание. Полуразрушенная и обгорелая "коробка" простояла в центре Симферополя до начала 50-х годов. И только в 1964 году на этом месте был выстроен новый Центральный универмаг.
Но самый настоящий крымский колорит царил в сердце города, там, где сейчас расположился сквер им. Тренева. Здесь когда-то бил струями воды большей фонтан вокруг, которого были сооружены торговые ряды. Это был городской рынок. Сюда съезжались, чуть ли не со всего Крыма. Это был настоящий символ города, и власти о нём заботились особо: рыночную площадь вымостили осколками гранита, затем построили каменные торговые корпуса с лавками и устроили подвалы-ледники. Рынок - торговая площадь, магазины, лабазы, лавки, мастерские размещались на огромной территории между улицами Салгирной, Севастопольской, Кантарной (Чехова), Амбарной (Торговая, Самокиша) и Фонтанной площадью (Площадь Ленина).
Куда спокойнее было в другом конце улице, на месте нынешнего Детского парка. Здесь были разбиты фруктовые сады фабрики Абрикосовых.
В 1935 году, Салгирную, как и многие другие улицы столицы переименовали, и она стала именоваться по имени советского революционера С. М. Кирова и официально становиться проспектом.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2021. Сайт розповсюджується згідно GNU Free Documentation License.
Архів пітримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг". E-mail: news@maidan.org.ua