Замечательный рецепт. (Про Россию и нерусских)
09/11/2008 | Лозина-Лозинский
Ефим Фиштейн: «Похищение и возвращение Европы»
http://www.svobodanews.ru/Article/2008/08/21/20080821000006827.html
"Быть «русским» в Праге уже через год после оккупации было не слишком обременительно – достаточно было отмежеваться, что я и сделал, оказавшись в 1969 году в Чехии надолго, почти навсегда. Мыслящим не надо было ничего объяснять – они и так ценили Россию за культуру, а не за политику. Сложнее было по молодости лет понять, почему Прага не оказала сопротивления силам вторжения. Ответ в том смысле, что плетью обуха не перешибить, и что империи рушатся, а вид из окна на пражские башни остается неизменно прекрасным, правдив, но неполон. Чехи, как трава – гнутся, а не ломаются. Навязанных ценностей не перенимают, во всяком случае, не через полвека. Безрассудному порыву, крепящему народную душу, но способному походя наломать дров, они предпочитают моральный подвиг отдельной личности, обозначающий границы приемлемого. Костер Яна Гуса и живой факел Яна Палаха горят на этих пределах – за веру, за правду, за свободу. Чтобы понять, где нравственная кромка берега, чехам не надо поджигать лес – достаточно маяка."
http://www.svobodanews.ru/Article/2008/08/21/20080821000006827.html
"Быть «русским» в Праге уже через год после оккупации было не слишком обременительно – достаточно было отмежеваться, что я и сделал, оказавшись в 1969 году в Чехии надолго, почти навсегда. Мыслящим не надо было ничего объяснять – они и так ценили Россию за культуру, а не за политику. Сложнее было по молодости лет понять, почему Прага не оказала сопротивления силам вторжения. Ответ в том смысле, что плетью обуха не перешибить, и что империи рушатся, а вид из окна на пражские башни остается неизменно прекрасным, правдив, но неполон. Чехи, как трава – гнутся, а не ломаются. Навязанных ценностей не перенимают, во всяком случае, не через полвека. Безрассудному порыву, крепящему народную душу, но способному походя наломать дров, они предпочитают моральный подвиг отдельной личности, обозначающий границы приемлемого. Костер Яна Гуса и живой факел Яна Палаха горят на этих пределах – за веру, за правду, за свободу. Чтобы понять, где нравственная кромка берега, чехам не надо поджигать лес – достаточно маяка."