МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Взрывоопасный полуостров

09/25/2008 | Алексей Бессарабов,
К достаточно взрывоопасной в политическом отношении ситуации в Крыму и Севастополе могут добавиться вполне реальные взрывы.



Это может случиться, как бывало не раз – в Артемовске, Новобогдановке и Лозовой, но на этот раз южнее, в Крыму. Шаг за шагом двигаясь по пути демилитаризации, полуостров сталкивается точно с такими же проблемами, как и многие другие регионы Украины, – необходимостью утилизации большого количества боеприпасов времен «советского прошлого».


На момент распада СССР основными воинскими формированиями, размещенными в Крыму, были 32-й армейский корпус Одесского военного округа и Черноморский флот. К тому же здесь находилось множество других воинских частей, призванных обеспечить надежную защиту полуострова как стратегической точки в бассейне Черного моря, а также, если потребуется, прийти на помощь бівшим товарищам по соцлагерю – Болгарии и Румынии, и по возможности, прорвавшись через контролируемые Турцией Черноморские проливы, на выручку своим ближневосточным партнерам. Разумеется, что под масштабные задачи на полуострове были заложены и масштабные арсеналы.


В настоящее время именно они являются составляющей головной боли украинского государства. Отошедшие при разделе военного имущества в 90-х оборонным ведомствам Украины и РФ тысячи тонн снарядов, мин, бомб и ракет не покинули берега Тавриды, а остались в арсеналах дислоцированных здесь частей ВМСУ и российского Черноморского флота. Не нужные в таких количествах ни Киеву, ни Москве, под действием времени и внешней среды сегодня они приходят в негодность, превращаясь в источник повышенной опасности, ставя под угрозу жизнь и здоровье людей.


По оценкам специалистов, на сегодняшний день на украинских складах на территории Крыма хранится порядка 50 тыс. тонн боеприпасов. Из них немедленной утилизации требуют около 35-37 тысяч тонн. Львиная доля приходится на морской боезапас. В меньших объемах требуют утилизации бомбы, артиллерийские установки и снаряды систем залпового огня «Ураган», «Смерч», «Град». Не менее остро стоит вопрос утилизации средств пиротехники.


Более наглядно ситуацию иллюстрирует тот факт, что на украинских военных складах и арсеналах в Крыму хранятся боеприпасы 1975 года выпуска, а самые «свежие» партии датируются 1989-1990 годами. При этом срок технической пригодности боеприпасов составляет порядка 15 лет.


Реакция же государства на существующую проблему выглядит неадекватной. Чреда прогремевших взрывов на военных складах Украины не смогла заставить чиновников повернуться лицом к проблеме утилизации. И Крым здесь не исключение. Так, в 2007 году утилизация боеприпасов с крымских складов и арсеналов не проводилась. В 2008-м лед тронулся, и, начиная с весны этого года, в утиль с территории полуострова было направлено всего лишь 30 тонн. Попытки создать опытное производство по утилизации опасного наследия прошлого, что называется, на месте, на базе военных складов в поселке Машино, что под Бахчисараем, предпринимались дважды – в 2004-м и 2007-м годах. Однако по причине отсутствия средств ни одна из них не увенчалась успехом.


Не менее серьезной проблемой является отсутствие в Украине технологических линий по утилизации боеприпасов, так называемой морской номенклатуры снаряженных гексогеном и «морской смесью». По той же причине не утилизируются технологически сложные виды вооружений – ракеты Р-85, Р-87, «Шторм», «Волна».


После недавних событий в Лозовой крымские склады и арсеналы в срочном порядке были проверены на предмет готовности штатных пожарных расчетов к действиям в условиях внештатных ситуаций. Кроме того, были выделены средства на приведение в порядок ограждения территорий мест хранения боеприпасов. Вот, пожалуй, и все, что смогло предложить государство для решения крымского вектора этой проблемы. А проблемы действительно есть, и немалые, и касаются они не только утилизации.


В частности, одним из недостатков крымских арсеналов является отсутствие пожарной сигнализации и автономных систем пожаротушения. Из четырех основных мест хранения - в Феодосии, Севастополе, Машино и Наумовке - образцовым является только одно – в Феодосии. Хранилище в Севастополе, в штольнях балки Советской, которое считается относительно благополучным местом хранении боеприпасов, такими системами не оборудовано. Но наиболее критической, по оценке экспертов, является ситуация на складах в Машино и Наумовке, где средства поражения хранятся как в металлических ангарах, так и на открытых площадках. В летнее время в условиях сорокаградусной жары, что само по себе оказывает негативное влияние на физико-химические свойства взрывчатых веществ боеприпасов, отсутствие средств обеспечения безопасности складов и арсеналов может привести к катастрофическим последствиям, свидетелями которых не раз становилась Украина и мир.


А причины такой ситуации кроются в хроническом недофинансировании украинской армии. Наглядный пример – для обеспечения пожаровзрывобезопасности одного из упомянутых выше крымских складов, где под открытым небом хранятся тысячи тонн боеприпасов, ежегодно выделяется сумма в размере 5 тысяч гривен. Именно на эти средства национальному оборонному ведомству предлагается обзавестись эффективной системой обеспечения безопасности конкретного оружейного склада.


В свою очередь объем боезапаса в арсенале находящегося на территории Украины ЧФ РФ оценивается в 80-90 тысяч тонн. Основным местом его хранения является расположенный в городской черте Севастополя в балке Сухарной 17-й флотский арсенал. Боеприпасы здесь хранятся как в подземных штольнях, так и на открытых площадках. Кроме того, средства поражения ЧФ размещаются и на других складах в окрестностях Севастополя – районе горы Кара-Коба и Микензевых гор. А ситуация с флотским боезапасом у моряков-черноморцев та же что и в ВМСУ – в большинстве своем он слишком старый и его слишком много для обеспечения нужд Черноморского флота.


Тем не менее, в отличие от Украины, российские моряки в Севастополе особенной озабоченности по поводу своих стареющих арсеналов не высказывают. От опасного «добра» ЧФ избавляется вяло и неохотно. Несколько лет назад на базе переоборудованной ремонтной мастерской 17-го арсенала утилизация вроде бы началась, но, во-первых, коснулась она только артиллерийских снарядов, а во-вторых, ее объемы ничтожно малы по сравнению объемами, что свозились сюда во времена СССР на протяжении не одного десятка лет. К тому же ЧФ предпочитает заниматься утилизацией только так называемой «рентабельной номенклатурой», т.е. той, что может дать экономический эффект. Однако проблема реально существует, и рано или поздно над ней придется задуматься всерьез. И понимая, что другого выхода у него нет, уже сегодня российский флот старается ее решить, используя методы так называемой «грязной» утилизации – сжигание и затопление.


Так, в частности, известны случаи, когда от пороха, высвобождающегося после утилизации на флотском арсенале артснарядов, ЧФ РФ избавлялся путем его сжигания на полигоне в районе села Хмельницкое, что под Севастополем. Доставка небезопасного груза к месту утилизации была организована ошеломляюще просто – порох везли через населенные пункты в окрестностях Севастополя в кузове обычного грузовика без всяких мер предосторожности.


В свою очередь, чтобы избавиться от лишнего боезапаса «методом затопления», флот неоднократно использовал свои десантные корабли. При этом боезапас топился не где-нибудь, а в украинских территориальных водах. В отдельных случаях это происходило недалеко от берега. Оценка же подобных действий военных экологами однозначна – прибрежной зоне морей наносится значительный экологический ущерб.


Впрочем, столь прохладное отношение российской стороны к утилизации устаревших и сверхнормативных боеприпасов может объясняться, по крайней мере, двумя факторами. Во-первых, высокой стоимостью работ по утилизации. Необходимость перевозки боеприпасов на большие расстояния требует колоссальных финансовых затрат, несопоставимых с затратами на организацию утилизации в местах хранения боезапасов. Конечно, Россия богатая страна, но она не привыкла платить там, где вопрос можно решить «по-русски». Во-вторых, РФ это не выгодно из политических соображений. Москва стремится оставить свой флот в Севастополе и после 2017 года. В случае если Киев не пойдет на такие уступки, выводить флот можно достаточно долго, объясняя задержки с уходом необходимостью вывоза с мест дислокации на территории Крыма огромного количества вооружения и техники, в том числе и тысяч тонн боеприпасов, хранящихся в арсенале ЧФ.


Как бы там ни было, не сбрасывая со счетов и эту проблему, Украине стоит начать с себя. Приступив не на словах, а на деле к утилизации ненужных украинскому войску боеприпасов, со временем можно будет перейти и к предметному диалогу с российскими партнерами. Пока же в поисках средств для того, чтобы в мирное время не было взрывов, богатые снарядами, бомбами и ракетами украинские Вооруженные силы, словно нищий с протянутой рукой, продолжают обивать пороги властных кабинетов, всеми силами стараясь пробить броню непонимания украинских чиновников, их равнодушия к проблемам своей собственной армии.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".